АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
М.Е. КОСОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и статистики Российского государственного торгово-экономического университета
Е-mail: [email protected]; Э.В. ЯГУДИНА, аспирант кафедры налогов и налогообложения Российского государственного торгово-экономического университета
E-mail: [email protected] Научная специальность: 08.00.01 — экономическая теория
Аннотация. Вопросы регулирования механизма инвестиционного налогового кредитования являются одними из самых проблемных в налоговом законодательстве. В статье авторы раскрывают сложность процедуры принятия решения о выдаче инвестиционного налогового кредита, причина которой кроется в дублировании полномочий государственных органов исполнительной власти.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный налоговый кредит, механизм предоставления, инновационная деятельность.
ANALYSIS OF PROVISION PROCEDURE OF INVESTMENT TAX CREDIT
M.E. KOSOV,
candidate of economics, docent of a chair the finance and statistics, Russian state university of trade and economics;
E.V. YAGUDINA,
graduate student of a chair the taxes and taxation, Russian state university of trade and economics
Annotation. Matters of regulation of the mechanism of investment tax crediting are one of the most complicated in tax law. In article the authors open difficulty of provision procedure of investment tax credit which reason is covered in duplication of functions of state authorities.
Keywords: investment, investment tax credit, the provision procedure, innovative activity.
На протяжении нескольких последних лет в качестве основной цели налоговой политики заявлено создание стимулов для осуществления налогоплательщиками инновационной деятельности. На законодательном уровне роль налоговой системы в стимулировании инноваций подчеркивается в Основных направлениях налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. и заключается в формировании условий для модернизации производства, притока инвестиций в новые технологии.
В системе государственной поддержки инвестиций и инноваций особое место занимает инвестиционный налоговый кредит (далее — ИНК), обладающий рядом специфических свойств. От налоговых льгот его отличает то, что он основан на принципах платности, возвратности и срочности. На аналогичных принципах построен и механизм банковского кредитования, однако они отнюдь не являются идентичными. Инвестиционный налоговый кредит характеризуется заинтересованностью кредитора (государства) в результатах использования заемных средств, т.е. в последействии использованного кредита. Направление данного вида кредитных средств на осу-
ществление инноваций и использование достижений научно-технического прогресса в производстве позволяет увеличить налоговую базу и поступления в бюджет за счет экономического роста предприятия.
Следует подчеркнуть, что упомянутый налоговый стимул обладает достаточным потенциалом, но в практике налогового регулирования он остается нереализованным и по сей день. С целью активизации государственной поддержки инвестиций за период 2010—2012 гг. были внесены поправки1 в налоговое
1 ФЗ от 23 ноября 2009 г. N° 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»; ФЗ от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ от 30 марта 2012 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
законодательство, направленные на «реанимирование» механизма инвестиционного налогового кредитования, а именно:
♦ расширение федерального перечня оснований для получения данного кредита;
♦ отмену ограничения по сумме кредита в 30% от стоимости приобретенного оборудования;
♦ увеличение срока предоставления кредита до 10 лет и отмена уплаты процентов для резидентов зон территориального развития;
♦ передачу полномочий по принятию решения о выдаче кредита по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, субъектам РФ;
♦ наделение субъектов РФ правом установления собственных оснований и условий выдачи кредита (включая сроки и ставки процентов) как по региональным налогам, так и по налогу на прибыль в части его зачисления в бюджет региона.
При этом в связи с расширением сферы применения указанного института вероятен рост задолженности перед бюджетом и увеличение масштабов уклонения от уплаты налогов. Во избежание потерь от невозврата налогоплательщиками кредитных средств возникает необходимость повышения качества налогового администрирования.
Интересным представляется тот факт, что в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012—2014 гг. совершенствование налогового администрирования в первую очередь рассматривается как источник дополнительных поступлений налоговых платежей в бюджет, а уже затем, как способ устранения административных барьеров и создания комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Этим и можно объяснить внесение поправок в процедуру рассмотрения заявлений об изменении сроков уплаты налогов и сборов. Нововведения действуют не в пользу налогоплательщиков, так как они расширили круг подразделений и должностных лиц налоговых органов, участвующих в рассмотрении представленных документов, а также увеличили срок, отведенный налоговым органам для принятия решения.
В настоящее время инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по региональным и местным налогам, в части федеральных налогов — только по налогу на прибыль. В табл. 1 приведена доля налогов, уплаченных в федеральный, региональный и местные бюджеты РФ в 2011 г.
Из представленных данных, очевидно, что возможность получения инвестиционного налогового
Таблица 1.
Доля налогов, по которым возможно предоставление ИНК, в общем объеме платежей, поступивших в бюджетную систему РФ в 2011 г.*
Показатель Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта РФ Из него — в доходы местных бюджетов
Налоговые доходы — всего
млн руб. 733 475 582 163,7 128 301,5
% к итогу 100% 100% 100%
Налог на прибыль организаций
млн руб. 15 350,1 149 926 1015,1
% к итогу 2,1% 25,8% 0,8%
Налог на имущество организаций
млн руб. — 12 066,3 96,3
% к итогу — 2,1% 0,1%
Транспортный налог с организаций
млн руб. — 7635,6 609,3
% к итогу — 1,3% 0,5%
Земельный налог
млн руб. — 26 201 23 182
% к итогу — 4,5% 18,1%
* Таблица составлена на основе данных Статистической налоговой отчетности ФНС России по форме № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ». URL://http://www.nalog.m/naLstatistik/stat_oteh/3777820.
кредита имеет принципиальное значение лишь по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджеты субъектов РФ. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть процедуру принятия решения о выдаче инвестиционного кредита по данному налогу в части его зачисления в бюджет региона.
Механизм регулирования отношений по получению инвестиционного налогового кредита базируется на Приказах ФНС России2. Так, налогоплательщики подают заявления об изменении срока уплаты налогов и сборов в Управление ФНС России по субъекту РФ (далее — УФНС по субъекту РФ). Отдел, в функциональные обязанности которого входит вопрос урегулирования задолженности, подготавливает проект решения о предоставлении кредита, которое должно быть согласовано с юридическим отделом УФНС. В связи с тем, что львиная доля налога на прибыль зачисляется в региональный бюджет, проект решения о предоставлении кредита также необходимо согласовать с финансовыми органами региона, пра-
вомочия которых в сфере инвестиционного налогового кредитования Налоговым кодексом РФ не предусмотрены и требуют уточнения. При наличии одобрения со стороны финансовых органов региона УФНС по субъекту РФ направляет пакет документов (проект решения, заключение о наличии правовых оснований для выдачи кредита, комплект документов налогоплательщика, справка налогового органа по месту учета) для подписания в ФНС России.
Мероприятия, проводимые сотрудниками федерального налогового органа, абсолютно идентичны действиям должностных лиц нижестоящего регионального УФНС, что в сконцентрированном виде отображено на рис. 1.
2 Приказ ФНС РФ от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666 «Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа»; Приказ ФНС РФ от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».
н
ч
X
и
СТ
о б
й
р 5
Налогоплательщик
заявление + пакет документов
Отдел урегулирования задолженности
проект решения + заключение + комплект документов
♦ рассмотрение заявления и анализ представленных налогоплательщиком документов;
♦ подготовка проекта решения о предоставлении ИНК;
♦ визирование проекта решения начальником Отдела.
подготовленный проект решения
Юридический отдел УФНС
♦ рассмотрение и согласование представленных документов.
согласованный проект решения
Руководитель УФНС по субъекту РФ
й е
е н
ид
нх еи чч
й С т б
ва р
5
й е
е н
ид
нх еи чч
й С т б
ва р
3
й е
е н
ид
нх еи чч
й С т б
ва р
т б
ва р
копия
Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России
♦ рассмотрение проекта решения;
♦ визирование проекта решения начальником Управления.
проект решения
Правовое управление ФНС России
♦ рассмотрение и согласование представленных документов.
согласованный проект решения
решения
Зам. руководителя ФНС России
♦ подписание решения о предоставлении ИНК.
Рис. 1. Порядок принятия решения о предоставлении ИНК по уплате налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ
HflK ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Несмотря на затяжную и непростую процедуру рассмотрения и согласования документов, на значительный круг субъектов, вовлеченных в этот процесс, в нормативных документах нет конкретного указания на должностных лиц, несущих ответственность за правильность подготовки решений о предоставлении инвестиционного кредита. В то время как в прежнем Приказе ФНС3 такая ответственность предусматривалась и была возложена на начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России.
Общий срок принятия решения с сентября 2010 г. был увеличен с 30 календарных дней до 30 рабочих дней. Однако последствия нарушения налоговыми органами указанного срока не нашли своего отражения в налоговом законодательстве.
Как показывает правоприменительная практика на сегодняшний день инвестиционный налоговый кредит можно рассматривать как теоретически возможное право налогоплательщика, не обеспеченное ни взаимными (встречными) обязанностями налоговых органов, ни прозрачной процедурой реализации указанного права. Несмотря на важное стратегическое предназначения данного института, а именно стимулирование инновационной деятельности, вопросы оптимального порядка регулирования инвестиционного налогового кредита являются одними из самых проблемных в налоговом законодательстве. Причиной этого служит существующая неопределенность полномочий органов исполнительной власти, а также отсутствие единой точки зрения о природе инвестиционного налогового кредита и его месте в налоговой системе страны. Вместе с тем, устранение пробелов и неточностей в законодательстве является значительным резервом повышения стимулирующей функции налогообложения. Для построения и развития инновационной экономики, в первую очередь необходимо минимизировать административные барьеры через создание нормативно-правовых условий для установления партнерских отношений между властью и бизнесом, а затем практиковать внедрение усовершенствованных налоговых льгот.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 // ФЗ РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
2. ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и некоторые другие законо-
дательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
3. ФЗ от 30 марта 2012 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в ст. 67 ч. 1 и ст. 288 ч. 2 НК РФ».
4. ФЗ от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
5. ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
6. Приказ ФНС РФ от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».
7. Приказ ФНС РФ от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666 «Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа».
8. Приказ ФНС РФ от 4 октяря 2006 г. № САЭ-3-19/654 «Об утверждении Порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» (утратил силу).
9. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. URL://http ://www.minfin.ru/ru/.
10. БаяндурянГ.Л., Осадчук Л.М., Осадчук М.С. Экономические инструменты повышения инновационной активности промышленных предприятий региона // Вестник Адыгейского государственного университета: сер. 5. Экономика. 2010. № 4.
11. Гурова И.Н. О некоторых проблемах налогового администрирования // Финансы. 2010. № 2.
12. Назаров В.Н. О правовой природе и регулировании инвестиционного налогового кредита // Финансовое право. 2007. № 12.
3 Пункт 7 ч. I. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов Приказа ФНС РФ от
4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654 «Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов» (утратил силу).