Научная статья на тему 'Совершенствование механизма предоставления инвестиционного налогового кредита как способ повышения инвестиционного потенциала региона'

Совершенствование механизма предоставления инвестиционного налогового кредита как способ повышения инвестиционного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустоветов Сергей Евгеньевич

В статье ставится задача рассмотреть возможность совершенствования механизма инвестиционного налогового кредита в целях наращивания инвестиционного потенциала регионов. В результате анализа автор раскрывает текущие проблемы с применением ИНК и выдвигает ряд предложений по улучшению существующего порядка. Упрощение и расширение охвата налогоплательщиков ИНК позволит нарастить объём инвестиций в региональную экономику с учётом её специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма предоставления инвестиционного налогового кредита как способ повышения инвестиционного потенциала региона»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Безусловно, налоговые и неналоговые платежи за пользование ресурсами лишь часть структуры экономического механизма природопользования. Но их значение нельзя недооценивать, а потому необходимо наращивать различие между позитивной и негативной стимуляцией, создавая реальные предпосылки к бережному использованию природных ресурсов. Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изменениями по состоянию на 13.07.2015 (Ч 232-Ф3))

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах"

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды"

4. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики. // Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007

5. Л. Г. Батракова, А. В. Григорьев. Платежи за пользование природными ресурсами: экономико-исторический аспект. // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том I (Гуманитарные науки)

© Пустоветов С. Е., 2016

УДК 336.225.66

Пустоветов Сергей Евгеньевич

Студент Финансового университета при Правительстве РФ

г. Москва, РФ E-mail: pustovetov_sergey@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕГИОНА

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть возможность совершенствования механизма инвестиционного налогового кредита в целях наращивания инвестиционного потенциала регионов. В результате анализа автор раскрывает текущие проблемы с применением ИНК и выдвигает ряд предложений по улучшению существующего порядка. Упрощение и расширение охвата налогоплательщиков ИНК позволит нарастить объём инвестиций в региональную экономику с учётом её специфики.

Ключевые слова

Налоги. Инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный потенциал.

На сегодняшний день одна из приоритетных задач, стоящих перед субъектами РФ - повышение инвестиционного потенциала как залога экономического роста территории. В этой связи особую актуальность приобретает развитие существующих форм государственной поддержки инвесторов, в частности, инвестиционного налогового кредита (ИНК). ИНК предоставляется организациям при осуществлении ими определённой деятельности (инновационной, научно-технической и т. д.) на срок до 5 лет или более в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение сроков уплаты налога, при котором организации при выполнении определённых условий предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумму кредита и начисленных процентов [1, c. 415]. В большинстве субъектов РФ предоставляется по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам [5].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Однако на сегодняшний день данный инструмент мало распространён как форма поддержки бизнеса на территории РФ. Это обусловлено рядом трудностей, сопряжённых с получением ИНК. В первую очередь, трудность получения ИНК связана со сложным порядком взаимодействия сторон [4, с. 4]. На данный момент, чтобы получить инвестиционный налоговый кредит по региональным и федеральным налогам и сборам, необходимо пройти четыре этапа согласований: с отделом урегулирования задолженности ФНС России, правовым отделом, с заместителями руководителя ФНС, координирующими деятельность данных отделов. Для получения инвестиционного налогового кредита по местным налогам необходимо обратиться в УФНС России по данному субъекту, которое будет согласовывать выдачу кредита с финансовым органом муниципального образования, где данная компания зарегистрирована. При этом опыт республики Коми, где впервые была предоставлена данная налоговая преференция, показал, что ключевым фактором использования такого метода поддержки бизнеса являлась заинтересованность региональных властей в развитии предприятия [6]. Для организации был предусмотрен упрощённый порядок получения налогового кредита, что позволило устранить главный барьер - административный.

Ещё одна проблема - непрозрачный перечень документов, необходимых для обоснования получения инвестиционного налогового кредита (в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» в перечень документов, помимо утверждённого заявления, входят документы, подтверждающие наличие основания использования инвестиционного налогового кредита и бизнес-план.), т.е. отсутствуют разъяснения того, что является или может являться документом, подтверждающим право использования инвестиционного налогового кредита, а также конкретные требования к содержанию бизнес-плана, при этом подготовка документа требует существенных временных затрат [4, с. 5]. Кроме того, существенными недостатками сегодняшней модели предоставления инвестиционного налогового кредита являются невозможность использования одного пакета документов для получения ИНК по разным основаниям и недостаточные сроки предоставления, т.к. зачастую 5 лет не хватает для модернизации производственного процесса.

Следовательно, для запуска механизма использования инвестиционного налогового кредита федеральным властям, по нашему мнению, необходимо:

1. Передать функции по выдаче инвестиционного налогового кредита по всем налогам одному органу, например, - Управлению ФНС России по субъекту - и уменьшить число согласований. По мнению автора, наиболее оптимальным вариантом предоставления инвестиционного налогового кредита может стать следующая схема: Отдел урегулирования задолженности и обеспечения проведения процедур банкротства УФНС осуществляет проверку документов и в случае их соответствия требованиям согласует объем и сроки предоставления кредита с Комитетом экономики региона. Это позволит максимально упростить процедуру согласования при предоставлении инвестиционного налогового кредита;

2. Изменить максимальный срок предоставления инвестиционного налогового кредита, увязав его с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности;

3. Сделать возможным использование одного пакета документов для получения ИНК по разным основаниям.

4. С целью устранения административного барьера, необходимо уточнить список документов, необходимых для получения ИНК. Этот список должен быть закрытым, прозрачным и ясным, также в приказе нужно обозначить требования к содержанию бизнес-плана и его контрольным показателям. Кроме того, из статьи 67 НК РФ следует, что регионы могут предоставлять ИНК по иным основаниям. Логичным представляется включение в перечень условий приоритетное предоставление ИНК организациям, осуществляющим деятельность, необходимую на основе планов развития региона.

Резюмируя, ИНК представляет собой действенный механизм повышения инвестиционной привлекательности региона, однако для его широкого применения федеральным властям необходимо внести

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

ряд изменений в условия его предоставления, тогда как регион должен максимально упростить процедуру получения данного кредита и расширить круг его возможных получателей.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая [Текст]: по сост. на 12 января 2016 г. / Российская Федерация. Законы. - М.: ООО «Рид Групп», 2016. - 832 с.

2. Приказ ФНС РФ от 28.09.2010 г. № ММВ-7-8/469@ «Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» РФ. ФНС. - URL: http://www.lawmix.ru/expertlaw/204312 (20.01.2016)

3. Восканян, Э. С. Формирование и развитие субфедерального налогового потенциала [Текст] : дисс. канд. экон. наук : 08.00.10 / Восканян Э. С. - Орел : ФГБОУ ВПО Гос. ун-т УНПК, 2014. - 154 с.

4. Горбунова, А. Ю. Создание механизма активизации использования инвестиционного налогового кредита [Электронный ресурс]/ А. Ю. Горбунова, Е. А. Кучинский// VII Международная студенческая электронная научная конференция - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/906/8483

5. Инвестиционный налоговый кредит [Электронный ресурс]: Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита / ФНС. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn34/taxation/debt_bankruptcy/nalcredit/

6. Инвестиционный налоговый кредит выделен ОАО «Северная нефть» [электронный ресурс]// Налоги и бизнес/ Деловая пресса. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/regions/index

© Пустоветов С. Е., 2016

УДК 311

Садовникова Наталья Алексеевна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой отраслевой и бизнес-статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

г. Москва, РФ E-mail: Sadovnikova.NA@rea.ru Богданов Евгений Александрович

руководитель проектов программы информационной безопасности

ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" г. Москва, РФ E-mail: ihound@yandex.ru

ПОСТРОЕНИЕ КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ИНВЕСТОРА

Аннотация

Определена сущность и построено уравнение кривой безразличия инвестора. Определен уровень толерантности риска. Сформированы эффективные портфели акций с включением безрискового актива. Проведена оценка уровня толерантности риска для гипотетического инвестора. Построены графики кривых безразличия и границы эффективного множества. Рассчитана гарантированная эквивалентная доходность.

Ключевые слова

Акция, доходность, инвестор, портфель акций, риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.