Научная статья на тему 'Инвестиционный налоговый кредит'

Инвестиционный налоговый кредит Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1190
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционный налоговый кредит / ставка рефинансирования / инновационная деятельность / договор об инвестиционном налоговом кредите / опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы / бизнес-план инвестиционного проекта / Investment tax credit / refinancing rate / innovative activity / contract about the investment tax credit / experimental- structural or scientific-research works / the business plan of the investment project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Семеркина

Статья посвящена инвестиционному налоговому кредиту в Российской Федерации, порядку и условиям его предоставления, прекращению его действия, а также документам, необходимым для получения инвестиционного налогового кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment tax credit

The article is devoted to the investment tax credit in Russian Federation, procedure and conditions of his provision, termination of his action and also documents, that are necessary for reception of the investment tax credit.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный налоговый кредит»

ФИНАНСЫ

Инвестиционный налоговый кредит

Аннотация. Статья посвящена инвестиционному налоговому кредиту в Российской Федерации, порядку и условиям его предоставления, прекращению его действия, а также документам, необходимым для получения инвестиционного налогового кредита.

Ключевые слова: инвестиционный налоговый кредит; ставка рефинансирования; инновационная деятельность; договор об инвестиционном налоговом кредите; опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы; бизнес-план инвестиционного проекта.

Annotation. The article is devoted to the investment tax credit in Russian Federation, procedure and conditions of his provision, termination of his action and also documents, that are necessary for reception of the investment tax credit.

Key words: Investment tax credit, refinancing rate, innovative activity, contract about the investment tax credit, experimental-structural or scientific-research works, the business plan of the investment project.

А. В. Семеркина, студентка факультета налогов и налогообложения Финансового университета Н [email protected]

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные способы снижения налоговой нагрузки. Одним из таких способов является предоставление инвестиционного налогового кредита. Он дает возможность снижать платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в пределах суммы инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит призван помочь организации-налогоплательщику в осуществлении определенных видов инвестиционной деятельности. Он предполагает наиболее продолжительный (от года до пяти лет) срок уплаты налога по сравнению с другими формами налогообложения. Это связано с тем, что эффективность и прибыльность инвестиций зачастую зависят от срока их предоставления. Поэтому законодательством предусмотрен продолжительный период времени использования инвестиционного налогового кредита. При заключении договора организация имеет право самостоятельно выбирать, насколько и когда уменьшить свои налоговые платежи для достижения поставленных целей.

Во многих регионах России сегодня принимают законы, стимулирующие инвестиционную деятельность, способствующие привлечению инвестиций. Например, в Краснодарском крае нормативным документом является Закон Краснодарского края от

2 июля 2004 г. № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» [1]. Инвесторы, реализующие проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, могут претендовать на государственную поддержку в форме инвестиционного налогового кредита. Он предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, и инвестором.

В феврале 2013 г. стало известно, что компания «ТНК-ВР» первой из российских нефтяных компаний подписала соглашение с Федеральной налоговой службой России о предоставлении инвестиционного налогового кредита для реализации проектов повышения энергоэффективности на зрелых месторождениях Западной Сибири [2].

Соглашение между ФНС и «ТНК-Нягань» предусматривает предоставление налоговых льгот в размере 50 % суммы налога на прибыль с отсрочкой выплаты на 5 лет с января 2013 г. до конца 2017 г. Ставка кредита - 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ (на январь 2013 г. ставка составляла 8,25 %) [3]. По предварительным расчетам, это позволит заемщику сэкономить более 100 млн руб. в год. Стоит подчеркнуть, что эти средства будут направлены на приобретение энергоэффективного оборудования. Кредитное соглашение между ФНС и «ТНК-Нягань» затрагивает только федеральную часть налогов, отчисления в региональный бюджет будут поступать в полном объеме.

В ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дается определение инвестиционного налогового кредита как «изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предостав-

ляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов».

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

• если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению; организация выполняет государственный оборонный заказ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

• если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, реконструкцию, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, которое используется и предназначено для осуществления резидентами инвестиционных проектов в соответствии с указанным законом;

• если организация инвестирует в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, многоквартирных домов или относящихся к возобновляемым источникам энергии, к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

• если организация проводит опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы,техническое перевооружение собственного производства, в том числе, если оно направлено на создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами или повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Размер инвестиционного налогового кредита в данных случаях составляет 100 процентов стоимости оборудования, приобретенного организацией,

и используемого исключительно для перечисленных целей [4].

Как было отмечено выше, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Но срок может быть увеличен до десяти лет по основанию включения этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме кредита [5]. Порядок уменьшения налоговых платежей определяется в соответствии с заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организация заключила более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому договору. Увеличение накопленной суммы кредита производится в следующем порядке: сначала в отношении первого по сроку заключенного договора, а при достижении этой суммы размера, предусмотренного договором, организация может ее увеличить по следующему договору [6].

По инвестиционному налоговому кредиту имеются ограничения: суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, в каждом отчетном периоде не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по данному налогу, определенных по общим правилам. В то же время, сумма кредита, накопленная в течение налогового периода, не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащей уплате организацией за налоговый период. Если накопленная сумма кредита все же превысила предельные размеры уменьшения налога для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Данные положения применяются, если другие условия не предусмотрены договором об инвестиционном налоговом кредите, который заключен с организацией, входящей в реестр резидентов зоны территориального развития.

Для организации, понесшей убытки по итогам налогового периода, излишне накопленная сумма

финансы

кредита этого налогового периода переносится на следующий и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Для получение инвестиционного налогового кредита его основания должны быть документально подтверждены организацией, желающей получить кредит. Он предоставляется по заявлению организации и оформляется договором установленной формы между организацией и соответствующим уполномоченным органом. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите утверждается Федеральной налоговой службой РФ (Приказ ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите»).

действие инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога или сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока

Организация подает заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита в уполномоченный орган. Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с Приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. № ММВ-7-8/666@ «Порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа».

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита организации принимается уполномоченным органом совместно с финансовыми органами, указанными в ст. 63 НК РФ, в течение 30 дней со дня получения заявления. Если организация имеет один или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите, ей не может быть отказано в заключении другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога или сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока. Также возможно досрочное прекращение по соглашению сторон или по решению суда [7].

Для получения инвестиционного налогового кредита организации необходимо помимо заявления представить документы, указанные в п. 5 ст. 64 НК РФ и в Приказе ФНС России от 28 сентября 2010 г.

N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» [8]. Для всех организаций общим является пакет документов, подтверждающих основания для получения инвестиционного налогового кредита, однако, для каждого вида деятельности есть также дополнительные документы:

а) если организация проводит опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы,техническое перевооружение собственного производства, в том числе, если оно направлено на создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами или повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг:

• документы, подтверждающие факт приобретения, стоимость оборудования, приобретенного организацией и используемого исключительно для выполнения этих целей;

• бизнес-план инвестиционного проекта;

б) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, создает новые или совершенствовует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов; если организация осуществляет инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, многоквартирных домов, или относящихся к возобновляемым источникам энергии, к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов; если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

• бизнес-план инвестиционного проекта;

в) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению или если организация выполняет государственный оборонный заказ:

• справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта РФ, или справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в области обеспечения выполнения государственного оборонного заказа соответственно.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть указаны:

• порядок уменьшения налоговых платежей;

• сумма кредита (с указанием налога, по которому организации предоставляется инвестиционный налоговый кредит);

• срок действия договора;

• начисляемые на сумму кредита проценты;

• порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

• документы об имуществе, являющимся предметом залога, либо поручительство (если кредит предоставляется под залог имущества, то заключается договор о залоге имущества в порядке, который предусмотрен ст. 73 НК РФ);

• ответственность сторон.

Также договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита должен содержать положения, указывающие на невозможность в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другими лицам оборудования или иного имущества, если его приобретение организацией являлось условием для предоставления данного кредита.

Проценты по инвестиционному налоговому кредиту должны быть установлены по ставке не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Существует одна особенность: если инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то на сумму задолженности проценты не начисляются.

После заключения договора его копия предоставляется организацией в налоговый орган по месту учета в течение пяти дней с момента заключения договора.

В отношении налога на прибыль организаций и региональных налогов законами субъектов РФ, а в отношении местных налогов нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены другие ставки процентов на сумму кредита, условия, основания предоставления и сроки действия инвестиционного налогового кредита.

Если организация, заключившая договор об инвестиционном налоговом кредите, в течение срока его действия нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования

или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления кредита, данная организация в течение одного месяца с момента расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит на основании выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению, а также организация, включенная в реестр резидентов зоны территориального развития, в случае нарушения своих обязательств, в связи с исполнением которых получен кредит, в течение срока, установленного договором, не позднее трех месяцев с момента расторжения договора должна погасить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в эти дни.

В заключение хотелось бы отметить, что инвестиционный налоговый кредит играет важную роль в реализации мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговую нагрузку инвестора и решить проблему получения заемного капитала с достаточно низкой процентной ставкой.

Литература

1. Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского Края. URL: http://www. investkuban.ru

2. Официальный сайт компании ТНК-ВР. URL: http://Www.tnk-bp.ru

3. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru/

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая; М.: Эксмо, 2012.- 768 с.

5. Черник Д Г. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 367 с.

6. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011.- 680 с.Майбуров И. А. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 559 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

7. Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http:// www.nalog.ru

Научный руководитель Н. А. Горохова, канд. экон. наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.