мом". Для субординативного типа триглоссии характерно сосуществование общей "системы координат", в которой каждое явление ИЯ1 выстраивается на базе РЯ, а каждое явления ИЯ2 на основе симбиоза 'РЯ + ИЯ1'.
по характеру связи языка с мышлением и существовании в сознании три лингва -смешанный
СУБОРДИНАТИВНЫИ ТРИЛИНГВИЗМ
СТУДЕНТОВ. ИЗУЧАЮЩИХ КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
сточки возникновения и распространенности в обществе - индивидуальный
обобщенном виде параметры трилингвизма студентов, изучающих китайский язык, можно представить в виде следующей схемы:
Примечания:
1. Тарева Е.Г. Эволюция линг-водидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы II Научно-практической конференции / отв. ред. Д.А. Крячков. - М.: МГИМО(У) МИД РФ. - С. 239244.
2. Спешнев H.A. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык : учебник / H.A. Спешнев. - СПб.: КАРО, 2005. - 256 с.
3. Карапетьянц A.M. Учебник
по характеру условии формирования -искусственный
Рисунок 1 - Параметры субординативного трилингвизма студентов, изучающих китайский язык
Таким образом, определив качественные характеристики трилингвизма русскоязычных студентов, изучающих КЯ в языковом вузе, мы можем заключить, что у таких обучающихся формируется индивидуальный искусственный смешанный субординативный трилингвизм. Среди всех прочих главной характеристикой трилингвизма таких студентов является именно субординативность, поскольку данная особенность отражает: 1 )то, что иностранные языки (первый - АЯ и второй - КЯ) находятся в условиях субординации к родному языку (РЯ); 2) неразрывную связь всех трех языков, составляющих трилингвизм; 3) особый тип субординации, связанный с принципиальными лингвистическими расхождениями языковых систем (типологически и генеалогически) и удаленностью культурных пространств. В
китайского языка: Новый практический курс в 2-х частях. Часть 1. / A.M. Карапетьянц, Тань Аошуан. - М. : Восточная литература, 2003. - 640 с.
4. Самуийлова Н.И. Вопросы лингвистического обоснования методики обучения произношению // Вопросы обучения русскому произношению : сб. статей. - М.: Изд-во Московского университета, 1978.- 103 с.
5. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. - Киев, 1979. - 263 с.
6. Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации : учебник для вузов / Н.В. Барышников . - М.: Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2014 . - 368 с.
7. Жеребило T.B. Словарь лингвистических терминов. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань : Пилигрим, 2010.-486 с.
8. Залевская A.A. Вопросы психолингвистической теории двуязычия // Вопросы психолингвистики. -№ 10.-М., 2009.-С. 10-17.
9. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общ. вопросы методики / под ред. И. В. Рахманова. - Изд. 2-е. - М. : Высш. шк., 1947. - 112 с.
METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR THE TRAINING OF POLICE OFFICERS IN THE PREVENTION OF SOCIAL EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Manukjan Alinje Romanovna, PhD of Pedagogical science, Senior Professor, Department of State and Civii-Legai Disciplines, North-Caucasion institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of the interior of Russia, Krasnodar, Russia
E-mail: alineromanovnaig>yandex.ru
The article presents the concept and factors that determine the development of social extremism in the youth environment. The goals and content of the police training programs for the prevention of extremism are analyzed. The main directions of using the social network Facebook for the purpose of spreading youth extremism are systematized. Conclusions of the research can be taken into account in the educational process, in separate educational courses and their complexes, in assessing their effectiveness, and also taken into account when developing programs for the prevention of youth extremism in social networks.
Keywords: extremism;youth; factors; the Internet; Facebook; prevention; iaw enforcement bodies; educational programs.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В статье представлены понятие и факторы, обусловливающие развитие социального экстремизма в молодежной среде. Проанализированы цель и содержание программ повышения квалификации сотрудников полиции по профилактике социального экстремизма. Систематизированы основные направления использования социальной сети РасеЬоок для целей распространения молодежного экстремизма. Выводы исследования могут быть учтены в образовательном процессе системы ведомственного образования, в отдельных курсах и их комплексах, оценке их эффективности, а также учтены при разработке программ профилактики молодежного экстремизма в социальных сетях. Ключевые слова: экстремизм; молодежь; факторы; Интернет; РасеЬоок; профилактика; правоохранительные органы; образовательные программы.
УДК 316.4.063 ВАК РФ 13.00.08
> Манукян А.Р., 2017
О си
-О X
9
со
CU
си
Одной из наиболее сложных проблем современного российского общества является процесс массового вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом, по данным МВД России, молодые люди в возрасте 13-18 лет являются активными участниками неформальных движений экстремистской направленности. О повышении рисков роста молодежного экстремизма свидетельствуют участившиеся случаи онлайн-общения молодежи с экстремистами, поездки в зоны конфликтов, проведения вербовочных мероприятий в молодежной среде [2, с. 345]. Особые опасения широкой общественности и правоохранительных органов вызывают пропаганда экстремизма в сети Интернет, проникновение экстремистской идеологии в социальные сети - Вконтакте, "Одноклассники", "Мой мир", Facebook,Twitter. Противодействие этим явлениям требует разработки и применения нового подхода к профилактике молодежного экстремизма, в фокусе которого должны оказаться проблемы образования и просвещения, а также повышения общественной безопасности, предотвращения радикализации молодежи путем выявления причин и условий, детерминирующих молодежный экстремизм [6, с. 122].
Борьба с социальным экстремизмом, противодействие развитию конфликтов на почве социального неравенства и нетерпимости определены в качестве приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2016-2017 гг. Перед образовательными организациями МВД России в этой связи ставится цель профессиональной подготовки квалифицированных кадров для противодействия экстремизму и совершенствования методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к профилактике социального экстремизма в молодежной среде. Важным аспектом организации подготовки является разработка программ дополнительного образования. Содержание данных программ должно отвечать приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел по профилактике молодежного экстремизма, учитывать особенности профессиональной деятельности на данном направлении правоохранительной деятельности.
Цель дополнительных программ - совершенствование профессиональных компетенций сотрудников полиции путем приобрете-
S
49
МАНУКЯН Алинэ Романовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Государственных и гражданско-правовых дисциплин, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Краснодар, Россия аНп еготап о упа@уап dex. г и
ния новых теоретических и практических знаний, включающих глубокое и полное понимание сущности социального экстремизма и факторов, обусловливающих распространение экстремистских идей в молодежной среде в современных условиях.
Термины "экстремизм", "фундаментализм", "радикализм" и "терроризм" часто используются взаимозаменяемо, с различными негативными коннотациями [1 ]. Однако в их "простейшей" форме они не обязательно указывают на проблему [9]. Например, можно придерживаться экстремистских взглядов, которые разделяются меньшинством или придерживаться "фундаментальных" убеждений, которые представляют собой определенные религиозные основы или традиционные принципы. Аналогичным образом, "радикальные" взгляды могут отражать изменения образа мышления, системы ценностей человека. Поэтому для целей этой статьи мы рассматриваем только те формы экстремистской деятельности, которые могут подстрекать или стремиться узаконить насилие или другое поведение, потенциально преступного характера и угрожающее подрывом социальныхустоев, общественной справедливости и равноправия. Под объектом социального экстремизма мы понимаем реальное воздействие на жизнь и здоровье людей, создание постоянной угрозы для них. Социальный экстремизм может выражаться в таких явлениях, как пропаганда экстремистских идей, нарушение прав и свобод человека, причинение вреда здоровью и имуществу в связи с социальной принадлежностью или социальным происхождением человека.
В литературе выделяются различные подходы к анализу феномена молодежного экстремизма [4; 7; 8; 9; 10], наиболее распространённым является, т. н. мульти-причинный подход, который включает целый комплекс факторов. Факторы, часто называемые "выталкивающими" (push-factors),"[...] обусловлены разочарованием в жизни и безысходностью социально-экономического положения молодых людей..." [10]. "Выталкивающие" факторы, в т.ч включают: непринятие общепринятых норм и представлений ввиду индивидуальных особенностей личности молодого человека; давление со стороны "традиционных" семейных связей и культурных ценностей; низкий уровень доходов (семьи); низкий уровень образования и профессиональной квалификации в жестких рыночных условиях [5, с. 42], отсутствие постоянной занятости; низкий уровень вовлечения молодежи в политичес-
кие процессы, разочарование в традиционных партиях и политических лидерах и т.п.
Исследователи, выделяющие другие факторы ("pull-factors" или "притягивающие" факторы) [9], предполагают, что молодые люди ввиду возрастных психологических и индивидуальных особенностей склонны увлекаться идеями социальной нетерпимости и неравенства из-за низкого уровня интеграции в жизнь общества и отрицания самой возможности быть полноценным его членом. "Притягивающие" факторы, в т. ч. включают взаимодействие / коммуникации с альтернативными Интернет-сообществами и группами.
В современныхусловиях перехода к информационному обществу и глобализации информационных процессов возрастает роль противодействия угрозам социального экстремизма в сети Интернет. Некоторые исследователи напрямую связывают рост социального экстремизма в молодежной среде с распространением современных ИКТ.
Социальные сети сегодня используются экстремистскими лидерами для пропаганды и вербовки молодежи: зависящая от социальных сетей современная молодежь посредством их использования прежде всего ищет удовлетворения в общении. Подобное общение часто заменяет традиционные личные контакты. "Молодежь легко соблазняется доступными социальными связями, без интеграции в которые молодые люди чувствуют себя отверженными". Потребность в чувстве принадлежности к какой-либо группе, разделении общих идей может непосредственно влиять на он-лайн-деятельность молодых людей, формировать антиобщественные взгляды, способствующие росту молодежной преступности и вовлечению молодежи в незаконные формирования и группировки.
Одной из самых популярных социальных сетей в мире является сеть Facebook. Аналогично другим социальным сетям после создания личного профиля, добавления контактной информации и фотографий, пользователи Facebook могут осуществлять поиск людей со схожими интересами, создавать сети "друзей", общаться, посылая личные сообщения или оставлять комментарии на стене других пользователей, "ставить лайки", вступать в группы с другими пользователями, которые разделяют схожие интересы и т.п.
В исследованиях отмечается рост присутствия экстремистов и террористических групп в Facebook [9; 10]. При этом зарубежные социальные сети находятся вне поля российского
законодательства, потому фактически они являются открытой площадкой для публикации материалов экстремистской направленности. Контроль контента, размещаемого в РасеЬоок, усложняется тем, что пользователь сети может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять права доступа ктой или иной части страницы.
РасеЬоок предоставляетэкстремистам большие возможности для вербовки молодежи. На июль 2016 года аудитория РасеЬоок составила 1,71 миллиарда пользователей. Ежемесячная аудитория данной сети в России составляет почти 22 млн человек: из них более 6% составляют лица моложе 20 лет. Особенности регистрации в сети обеспечивают целенаправленное распространение экстремистских материалов, чем достигается максимальное воздействие на определенную возрастную группу пользователей.
Помимо информационной функции социальные сети могут быть использованы для организации обратной связи с подписчиками. Вербовщики имеют эффективный инструмент для общения с теми пользователями сети, которые оставляют положительные комментарии на публикуемые посты и выражают желание присоединиться к группе, используют функцию чата для обмена личными сообщениями и информацией в реальном времени. Это помогает экстремистским группировкам создавать межрегиональные сети последователей.
РасеЬоок позволяет пользователям интегрировать свои страницы с другими приложениями, веб-сайтами - просто нажав на ссылки на контент, переходить на статьи, размещенные на других сайтах. Таким образом возможно усилить негативное влияние от существующего в сети сообщения экстремистского содержания, который будет служить в качестве "шлюза" для других экстремистских сайтов с более радикальным контентом.
Содержание сообщений по продвижению идеологии насилия экстремистской направленности среди молодежи все чаще имеет агрессивный характер, характеризуется использованием приемов психологического воздействия на пользователей. Так, некоторые рекрутеры регистрируются под женскими именами, размещают фотографии и информацию от имени молодых женщин. Во многих случаях, сообщения включают исторические и фактические данные, которые намеренно искажаются или изменяются в целях получения поддержки экстремистских идей или сочувствия пользова-
телей и ссылок на сайты с дополнительной информацией. Для "новичков" создаются специальные группы и сообщества, чтобы взаимодействовать и делиться экстремистскими идеями, поддерживать друг друга.
По итогам проведенного исследования можно заключить, что одной из приоритетных задач подготовки сотрудников органов внутренних дел по противодействию экстремизму на современном этапе является задача профилактики молодежного экстремизма в сети Интернет, в первую очередь, слабо контролируемых зарубежных социальных сетях. Ее решение, в рамках существующей системы ведомственного образования, даст возможность не только обеспечить повышение профессионального мастерства сотрудников, осуществляющих антиэкстремистскую деятельность, но и повысить эффективность противодействия социальному экстремизму в целом.
Литература:
1. Аккаева Х.А. Социально-криминологическая характеристика ксенофобии и экстремизма как взаимосвязанных явлений // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 311313.
2. Андреева Е.А., Хилько О.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2016.
- №53-3.-С. 344-351.
3. Домрачева С.А. К Вопросу о психолого-педагогической профилактике экстремизма в молодежной среде// Педагогический журнал. - 2016. - № 4. -С. 15-25.
4. Манукян А.Р. О детерминантах возникновения религиозного фундаментализма // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 6. - С. 135138.
5. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009.
- № 4. - С. 42-45.
6. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. - 2014. - Вып. 14. -С. 121-124.
7. Davydov D. The factors of youth extremism and its prevention in the education // Sociology of Education. - 2013. - № 10. - S. 4-18.
8. Ivanova N., Minaeva E. Antimotivation determinants of educational activity among pedagogical university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 214. - S. 59-66.
9. Youth Action Agenda to PreventViolent Extremism and Promote PeaceProduced at the Global Youth Summit Against Violent Extremism. - New York City, September, 2015.
10.Weimann G. Terror on Facebook, Twitter, and YouTube // Brown Journal of World Affairs. - 2010. -№16.-№ 2.-S. 45-54.
О
CU
-О X
9
со cu
си
S
51