Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ДОМРЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ДОМРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДОМРЕ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова И. В., Якунина Д. С.

Данная статья посвящена раскрытию содержания методических положений по организации работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры, в основе которых лежит понимание сущности начального этапа обучения, организация начального периода обучения на основе таких этапов как доинструментальный (донотный и нотный) и инструментальный (донотный и нотный), учёт психофизиологических особенностей младших школьников, а также реализация начального этапа на основе знаниевого, исполнительского и эмоционального компонентов, представляющих собой, в том числе, и критерии оценки эффективности его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATION OF WORK AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE DOMRA CLASS

This article is devoted to the disclosure of the content of methodological provisions on the organization of work at the initial stage of education with children of primary school age in the domra class, which are based on an understanding of the essence of the initial stage of education, the organization of the initial period of training on the basis of such stages as pre-instrumental (donative and musical) and instrumental (donative and musical), accounting for psychophysiological features of younger schoolchildren, as well as the implementation of the initial stage on the basis of knowledge, performance and emotional components, which are, including, and criteria for evaluating the effectiveness of its organization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ДОМРЫ»

усвоении инноваций.

Из данных противоречий вытекает проблема разработки системы непрерывного

самообразования педагогов в ДОО.

В общем виде коммуникативную компетентность педагога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

В комплекс умений, составляющих коммуникативную компетентность педагога, включают умения анализа и оценки коммуникативной ситуации, формирования цели, подбора и использования средств для реализации плана и его коррекции, оценки эффективности результата, которые необходимы для производства полноценного коммуникативного акта; умение выбирать коммуникативные стратегии адекватно ситуации, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение активно реагировать на изменение обстановки, перестроить

УДК 372.87

общение с учетом перемены эмоционального настроения партнера, умение вести беседу, дискуссию, достигать соглашений, с помощью слова осуществлять психотерапию общения, анализировать коммуникативные конфликты.

Литература:

1.Указ Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М «О мерах по дальнейшему совершенствованию дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года № УП - 5198.

2.Грошева И.В. и друг. "Илк вддам" мактабгача таълим муассасасининг Давлат укув дастури. Т.: 2018.

3 .Государственные требования Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста. 3 июля 2018 г. ПП № 3032.

4.Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. №ПП-4312 08.05.2019. Национальная база данных законодательства, 10.05.2019 г., № 07/19/4312/3106; 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357

5.Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. М., 1999.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ДОМРЫ

Шлыкова И.В.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова,

Россия, 392000, г. Тамбов, Советская, Якунина Д.С.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова,

Россия, 392000, г. Тамбов, Советская, 87,

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATION OF WORK AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE DOMRA CLASS

Shlykova I. V.

Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov,

Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya, 87 Yakunina D.S.

Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov,

Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya, 87,

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию содержания методических положений по организации работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры, в основе которых лежит понимание сущности начального этапа обучения, организация начального периода обучения на основе таких этапов как доинструментальный (донотный и нотный) и инструментальный (донотный и нотный), учёт психофизиологических особенностей младших школьников, а также реализация начального этапа на основе знаниевого, исполнительского и эмоционального компонентов, представляющих собой, в том числе, и критерии оценки эффективности его организации.

ABSTRACT

This article is devoted to the disclosure of the content of methodological provisions on the organization of work at the initial stage of education with children of primary school age in the domra class, which are based on an understanding of the essence of the initial stage of education, the organization of the initial period of training on the basis of such stages as pre-instrumental (donative and musical) and instrumental (donative and musical), accounting for psychophysiological features of younger schoolchildren, as well as the implementation of the initial

stage on the basis of knowledge, performance and emotional components, which are, including, and criteria for evaluating the effectiveness of its organization.

Ключевые слова: начальный этап обучения, обучение игре на домре, учащиеся младшего школьного возраста.

Keywords: the initial stage of education, learning to play the domra, primary school age students.

Начальный этап обучения в классе домры представляет собой одну из важнейших ступеней в процессе получения базовых знаний, умений и навыков, от которых зависит успех дальнейшего обучения игре на инструменте. При этом анализ литературы по организации работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры показал недостаточную разработанность в отношении последовательности организации различных его этапов, преподнесения материала с точки зрения учёта физиологии детей младшего школьного возраста и их психологических особенностей, предполагающих введение на данном этапе специальных методов работы, связанных с введением элементов игры, учётом протекания таких психических процессов как внимание, память, мышление и т.д. Всё это даёт возможность считать тему организации начального этапа обучения в классе домры с детьми младшего школьного возраста актуальной, а создание методических рекомендаций в данном направлении, которые позволили бы систематизировать деятельность на данном этапе, обосновать логику его построения и т.д. необходимым.

Целью данной статьи является раскрыть содержание основных положений методических рекомендаций по организации работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры, которые заключаются в следующем:

- понимание под начальным этапом обучения этапа, не имеющего строгих временных границ, требующего учёта возрастных особенностей ученика, на котором закладываются положительное отношение к музыке, первоначальные навыки игры на инструменте и начальные теоретические знания в некой последовательности, учитывающей индивидуальные особенности учащегося (уровень музыкальных способностей, личностные характеристики и т. д.), результатом чего является возможность самостоятельного освоения учащимся и художественно-выразительного исполнения им музыкального произведения, что представляет собой базу для последующего успешного обучения игре на музыкальном инструменте;

- организация последовательности этапов начального периода обучения в следующем условном порядке — доинструментальный донотный период, доинструментальный нотный период и инструментальный донотный период (в их взаимопересечении), инструментальный нотный период;

- учёт музыкальных способностей учащихся и психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста в процессе

организации начального периода обучения, влияющие на выбор методов обучения и их содержания;

- организация работы на основе знаниевого, исполнительского и эмоционального компонентов, с акцентом на последний, как один из важнейших на начальном этапе обучения именно с детьми младшего школьного возраста.

3. Следует отметить, что на сегодняшний день в методической литературе отсутствует единое понимание сущности начального этапа обучения и его определения. Однако именно понимание сущности даёт возможность его эффективной организации. Именно поэтому в процессе исследования было сформулировано следующее определение понятия «начальный этап обучения», который представляет собой этап, не имеющий строгих временных границ, требующий учёта возрастных особенностей ученика, на котором закладываются положительное отношение к музыке, первоначальные навыки игры на инструменте и начальные теоретические знания в некой последовательности, учитывающей индивидуальные особенности учащегося (уровень музыкальных способностей, личностные характеристики и т. д.), результатом чего является возможность самостоятельного освоения учащимся и художественно-выразительного исполнения им музыкального произведения, что представляет собой базу для последующего успешного обучения игре на музыкальном инструменте.

4. Учитывая существование в методической литературе попытки организовать начальный период обучения в определённой последовательности возникли такие этапы как доинструментальный донотный период, доинструментальный нотный период, инструментальный донотный период, инструментальный нотный период, реализация которых в данном расположении в обучении условна, так как доинструментальный нотный и инструментальный донотный периоды могут реализовываться как поочерёдно, так и одновременно. В целом существуют явные взаимопересечения и взаимопроникновения одного этапа в другой, однако организация доинструментального донотного периода определяет выбор педагога в отношении методов обучения на каждом из последующих этапов.

Каждый из обозначенных выше этапов с целью эффективной реализации начального периода обучения предлагается осуществлять на основе следующего их содержания. Доинструментальный донотный период в данном исследовании представляет собой период, не предполагающий соприкосновения учащегося с инструментом. Он предваряет начало обучения игре на домре. На

данном этапе осуществляется знакомство с учеником, выявление его личностных характеристик, темперамента, специфических психологических особенностей (застенчивость, гиперактивность и т.д.), знакомство с историей инструмента, его конструктивными

особенностями, выполнение подготовительных упражнений с целью последующей их реализацией на инструменте в рамках инструментального периода. Данный период занимает часть первого урока.

Также, в основу знакомства с учащимся, входящего в доинструментальный донотный этап, должен быть заложен положительный эмоциональный фон, связанный с доброжелательным тоном общения, яркой, интересной, соответствующей психологическим особенностям протекания психических процессов учащихся младшего школьного возраста подачей информации и т.д., что отвечает за эмоциональную сторону обучению. Немаловажную роль в создании положительного эмоционального фона играют как профессиональные компетенции, так и личностные характеристики педагога, который вызывает у ученика интерес к обучению за счёт знания последних тенденций в области обучения, креативного подхода, связанного с применением современных технических средств обучения, новейшего репертуара и т.д., именно поэтому педагог должен грамотно преподносить учебный материал, быть заинтересованным в процессе обучения.

На данном этапе педагогу важно выявить увлечения учащегося, особенности его характера и темперамента (через общение с родителями и психологический тест: можно воспользоваться тестом Н. Л. Крыловой, который ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст, тестом Г. Ю. Айзенка или методикой Б. С. Волкова и Н. В. Волковой), изначальный уровень музыкальных способностей, уточнить информацию о наличии музыкальной подготовки учащегося, полученной им ранее (группы общего музыкального развития, посещение занятий по ритмике и т.п.).

Анализ методических пособий показал, что на сегодняшний момент учёт музыкальных способностей происходит по направлению музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма. Именно наличие этих музыкальных способностей необходимо проверить у ученика на начальном этапе обучения в класс домры. Для выявления музыкального слуха у учащихся необходимо провести небольшое тестирование с помощью музыкального инструмента, в частности фортепиано, так как при определённых заданиях ребёнку проще будет извлечь звук, нажав на клавишу инструмента.

5. В связи с тем, что игровая деятельность в период младшего школьного возраста не теряет своей актуальности, внедрение в процесс обучения детей младшего школьного возраста различных игровых методик, начиная с доинструментального

донотного периода, является одной из важнейших составляющих урока, положительно влияющих на эмоциональное восприятие ими знаний, умений и навыков. Игра создаёт наилучшую психологическую атмосферу на занятии, вовлекает в познавательный процесс ученика.

В процессе выявления музыкальных способностей мы предлагаем следующий примерный порядок заданий-игр, содержание которых учитывает психологические особенности младших школьников: «Мышка и медведь» (педагог играет два звука различных по высоте, предлагая учащемуся определить высокий (как пищит мышка) и низкий (как рычит медведь) звук; «Раз, два, три, сколько звуков, говори» (педагог нажимает на фортепиано одну, две и три клавиши в произвольном порядке, учащийся определяет количество звучащих нот одновременно в первом, втором и третьем случае); «Найди ноту» (учащемуся необходимо голосом найти звук, который исполняет педагог, обязательно учитывая удобный для ребёнка диапазон).

Для определения музыкальной памяти следует ученику дать задание спеть (повторить, если не поёт ритмически точно) за педагогом незнакомую ученику мелодию, с последующим прибавлением новых строк, что, с одной стороны, даст возможность определить объём его музыкальной памяти, а, с другой стороны выявит также наличие музыкального слуха и чувства ритма.

Последнее также определяется с помощью небольших ритмических игровых заданий, например: «Повторюшка» (преподаватель воспроизводит простой ритмический рисунок, хлопая в ладоши, а учащийся старается его точно повторить); «Точные шаги» (педагог включает запись популярной ритмичной музыки, например «Песня про варенье» из мультипликационного сериала «Маша и Медведь», «Кто такие Фиксики?» из мультипликационного сериала «Фиксики», «Ничего на свете лучше нету» из мультипликационного фильма «Бременские музыканты», учащийся выполняет маршеобразные шаги в заданном мелодией темпе); «Шифр» (преподаватель предлагает ученику «зашифровать» стихотворение, проговаривает строчку, ребёнок, хлопая в ладоши или деревянные ложки повторяет прослушанный ритмический рисунок). В этом случае возможно применение следующего четверостишья:

Строим дом, Строим дом.

С боль-шой дверь-ю и ок-ном.

Доб-ра-лись до кры-ши.

Чья же кры-ша вы-ше?[2].

Также для определения чувства ритма и музыкального слуха можно воспользоваться методическим пособием «Передвижка» Г. И. Крыловой [1]. Для этого необходимо воспроизвести мелодию на одном звуке и попросить ученика выложить только ритмический рисунок на одной линейке нотоносца. Впоследствии задание можно усложнить, исполнив мелодию в оригинальном звучании, при этих

условиях ученику важно выложить ритм с учётом звуковысотного направления. Слабое чувство ритма у учащегося на начальном этапе вовсе не означает невозможность его развития впоследствии.

Следует отметить, что данные игры направлены не только на выявление музыкальных способностей, но и на их развитие в дальнейшем процессе обучения.

Следующим шагом является знакомство учащегося с историей инструмента посредством различных методов, наиболее эффективным из которых является презентация «Приключения домры», включающая в себя реализацию совокупности словесного (история излагается в формате сказки), наглядного и эмоционального методов (красочные картинки и анимации).

Знакомство с конструкцией инструмента также важно в данном возрасте осуществлять в игровой форме. Одним из способов знакомства является представление учащимся инструмента в качестве друга/подруги, которого он самостоятельно создаёт на заранее заготовленном педагогом шаблоне — рисунке домры, где учащийся даёт ей имя, и представляет её в качестве одушевлённого предмета, рисуя такие дополнительные элементы струны, лады, названия струн и ладов и т.д. Далее в таком формате домра становится более понятной ученику, что позволяет достаточно быстро её осваивать с точки зрения названия струн, расположения нот на грифе и нотоносце, в связи с включением ассоциативного мышления, которое в достаточной степени развито у учащихся младшего школьного возраста.

В процессе создания рисунка с учащимся одновременно необходимо изучать сам инструмент посредством его рассмотрения и контакта с ним (прижать струны, попытки первого звукоизвлечения и т.д.), таким образом, уже происходит переход от доинструментального периода к инструментальному (как донотному, так и нотному).

Не менее важной составляющей данного периода являются упражнения для рук, подготавливающие начинающего исполнителя к ещё не освоенным движениям при игре на инструменте. Упражнение обязательно должно иметь название, которое даёт как ассоциацию, так и частично способ его последующей реализации на инструменте. Так, например, упражнение «Часики» предназначенное для правой руки, имитирует движение предплечья при игре медиатором. Выполняется в двух вариантах. Первый: исходное положение — рука находится в расслабленном, открытом состоянии, ладонью к себе; все пальцы кроме большого сгибаются (не сжимаются, состояние мягкости руки остаётся неизменным); большой палец свободно опускается на указательный; в таком положении совершаются движение в локтевом суставе вверх и вниз. Второй вариант: упражнения выполняется с медиатором, находящимся между большим и указательным пальцами.

Упражнение для левой руки «Прыжки». Исходное положение — левая рука согнута в локтевом суставе, ладонь слегка развёрнута к себе («смотрит» на правое плечо); опорой для прыжков является большой палец; сами «прыжки» выполняются легким и чётким поднятием и опусканием 1-4 пальцев на опору (сначала вместе, потом поочерёдно).

В завершении данного этапа педагогу следует исполнить несколько небольших композиций, соответствующих возрасту учащегося, для привлечения его внимания к инструменту. На сегодняшний момент, учитывая то, что мы живём в век бурного развития эстрадного направления, которое оказывает серьёзное влияние на детей младшего школьного возраста, и недостаточного интереса к народным инструментам, следует включать в исполняемую программу не только произведения из классического репертуара домры, но и пьесы современных эстрадных исполнителей.

Среди исполняемых пьес должны быть как известные ученику произведения, в том числе и из популярной эстрадной музыки, из мультипликационных фильмов, компьютерных игр, так и классический домровый репертуар, соответствующий возрастным характеристикам учащегося (с простой мелодией, гармонией и т.д.).

Примером таких произведений могут служить следующие пьесы: «Про следы» (мультсериал «Маша и Медведь»), «Кто такие Фиксики?» (мультсериал «Фиксики»), «Hedwig's theme» («Тема Букли» (совы) серия фильмов «Гарри Поттер»), саундтрек «Злые птицы» (компьютерная игра «Angry Birds»), А. А. Цыганков вариации на тему р.н.п. «Травушка-муравушка»,

В. Н. Городовская «За окном черёмуха колышется», С. В. Рахманинов «Итальянская полька» и т.д.

Реализация доинструментального нотного периода, представляющего собой доигровой период, в ходе которого учащийся изучает теоретический музыкальный материал (нотный стан, скрипичный ключ название и расположение нот, длительность нот, понятия такт, размер, ритм и т.д.), как уже было сказано ранее, находится в прямой корреляции с инструментальным донотным, что в итоге приводит к освоению инструментального нотного этапа. Реализацию данного этапа следует вести параллельно с освоением практических навыков.

Аккумулировав опыт различных авторов по освоению теоретического материала на начальном этапе обучения, мы предлагаем ряд игровых методов для его освоения. Например, знакомство непосредственно с названием нот может проходить через различные четверостишия: «Люди - ноты, люди - звуки Среди нас живут без скуки Семь имён произнеси До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» [3]. Также для изучения нот с детьми младшего школьного возраста возможно использование мультипликационных фильмов: «Поём песенки

вместе со Смешариками. Учим ноты | Развивающие игры» [4], «Учим ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Познавательный мультик для детей» [5], «Фиксики - Ноты | Познавательные мультики для детей» [6].

Использование карточек с изображением нот и длительностей также даёт возможность как изучения (знакомства) с нотами в теории, так и проверки изучаемого материала уже на практике с названием ноты и показом её на инструменте. При освоении простых ритмических фигураций важно использовать чтение стихов (декламация), пропевание различных песенок, включать в работу ритмическую игру «Хлопай за мной».

Изучение ритма, а также названия и расположения нот на нотном стане возможно с помощью методического пособия «Передвижка», которое наглядно и практически позволяет ученику на самостоятельно выполненном нотном стане выложить как ритм, так и звуковысотность какой-либо простой мелодии с последующим её исполнением на инструменте, что опять же подтверждает взаимопроникновение различных этапов, в данном случае доинструментального и инструментального нотного.

Инструментальный донотный этап уже включает в себя освоение посадки, постановки рук и начального звукоизвлечения в следующем порядке: игра пиццикато большим пальцем по открытым струнам; игра пиццикато большим пальцем с подключением левой руки; игра медиатором по открытым струнам — удар вниз, вверх; игра медиатором с подключением левой руки; тремоло, которые следует реализовывать на основе подражания педагогу.

Данный порядок основывается как на реализации принципа «от простого к сложному», так и на физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, для которых характерны увеличение физической силы, выносливости и ловкости, улучшение координации движений, при этом развитие мелкой моторики существенно отстаёт от развития крупных мышечных тканей, что также оказывает влияние на организацию работы с учащимися данного возрастного периода.

Характерные более крупные, размашистые движения в этом возрасте способствуют выбору изначального для изучения материала, учитывающего данные особенности. Именно поэтому начинать обучение с таких приёмов игры как тремоло или переменный удар не представляется возможным. Игра медиатором ударом вниз также предполагает довольно мелкие движения, поэтому, чтобы ученику было проще на первых этапах почувствовать силу нажима на струну и сохранить свободу игрового аппарата, важно начинать освоение инструмента с игры пиццикато большим пальцем по открытым струнам.

Постановку левой руки ребёнку 6-7 лет крайне сложно осваивать из-за достаточно сильного натяжения струн на домре. Натяжение не позволяет прижать струну без дополнительных зажимов со

стороны мышечной системы. Соответственно при первых занятиях возможна адаптация инструмента: спустить строй на тон ниже, тем самым ослабив натяжение для более комфортной работы. После нескольких уроков натяжение необходимо вернуть к прежнему звучанию.

Также к физиологическим особенностям относится рост ученика, учитывая который ему подбирается комфортное положение с инструментом, высота стула, которая регулируется за счёт подставки под ноги при небольшом росте ученика, чтобы колени исполнителя находились на уровне сидения стула. При маленьком росте ученика также важно подобрать соответствующий ему размер инструмента: 1/32, 1/16, 1/8, 2/4, 3/4.

В процессе обучения необходимо применять определённые методы работы с детьми младшего школьного возраста, например, все теоретические объяснения следует подкреплять иллюстрацией или демонстрацией. В процессе освоения учащимся различных исполнительских навыков информация в большей степени должна основываться на ассоциативной составляющей. Постановка рук также должна сопровождаться созданием ассоциативного ряда у учащегося. Например, при постановке правой руки (без медиатора) опору предплечья, положение пальцев возможно не только показывать на самом инструменте, но и включить в работу ранее использовавшийся рисунок домры.

Так как на рисунке инструмент представляет собой одушевлённый предмет, во избежание зажимов следует обратить внимание учащегося на то, что не стоит «давить» на домру или «сжимать» её, все движения должны быть свободными. Освоение приёма игры пиццикато большим пальцем рекомендуется ассоциировать с нажатием на кнопку или натягиванием тетивы.

Постановку пальцев левой руки возможно организовывать, ассоциируя каждый палец с персонажем из мультипликационного фильма «Фиксики» (1-й — Мася, 2-й — Папус, 3-й — Симка, 4-й — Нолик), которые наклоняются в поиске деталей для машины. Также важно уделить внимание положению пальцев правой руки и при удержании медиатора: сравнить руку с лапой кошки, большой палец должен мягко опуститься («лечь») на указательный, не допуская зажима в запястье.

Стоит заметить, что постановка не является фиксацией рук, а представляет собой последующее движение, и может видоизменяться в зависимости от художественных задач исполняемого произведения. Например, прикосновение к струне медиатором и постановка правой руки в пьесе «Птичка» («Школа игры на домре» С. Ф. Лукина) [7] будет отличаться от постановки и прикосновения к струне в пьесе «Мишка». В первом случае учащемуся будет предложено приподнять запястье и играть кончиком медиатора, сравнивая его с пером с целью добиться лёгкого звучания. Во втором же случае запястье стоит

опустить, погружая медиатор в струну и добиваться плотного, полнозвучного исполнения нажимом.

Здесь же необходимо отметить и ещё один момент, связанный с учётом психологических особенностей. При составлении расписания занятий важно учитывать время урока, так как дети младшего школьного возраста обладают непроизвольным вниманием, сосредоточение которого на одном виде деятельности занимает от десяти до двадцати минут. В связи с этим возможно на первое время уйти от стандартного времени (2 занятия в неделю по 45 минут) и организовать работу иным способом: встречаться с учеником четыре раза в неделю и проводить занятие в течение 20-25 минут. Если же такой возможности не представляется, то для поддержания эмоционального комфорта учащегося следует включить в продолжительные 45 минут урока разные виды деятельности, например, ритмические игры, мини-разминки (упражнения для рук и корпуса), чтение коротких стихов, исполнение песенок.

Реализующийся единовременно

доинструментальный нотный этап даёт переход к инструментальному нотному этапу, который связан с получением первоначальных знаний и опыта ориентировки на грифе изначально в первой позиции, а впоследствии и других.

В процессе данного этапа для знакомства с нотами на грифе инструмента мы предлагаем использовать и такое приложение как «Домра», имитирующее гриф инструмента, на котором ученику необходимо выкладывать называемые педагогом ноты. Данное приложение представляет собой своего рода табулатуру из трёх струн, имитирующую гриф домры, где на её ладах ученику предстоит выкладывать фишки, которые соответствуют названным педагогом или написанным в произведении нотам.

Инструментальный нотный период представляет собой уже игровой этап, главной особенностью которого является процесс освоения игры по нотам на инструменте. При обращении к инструктивному материалу (гаммы, этюды) необходимо преподносить их исполнение изначально также в форме игры. Гамму следует играть в одной позиции, начиная с первого тетрахорда. Исполнять гаммы можно в дуэте с педагогом, под аккомпанемент фортепиано, превращая их в занимательные упражнения, которым, в свою очередь следует дать название, такое как «По ступенькам» или «Горка». Подбор аппликатуры должен также иметь свои особенности, связанные с небольшой растяжкой. Этюды на данном этапе должны быть программными, так как для детей младшего школьного возраста наиболее важна художественная составляющая музыкального материала.

На данном этапе при обращении к пьесам, в первую очередь, рекомендуется уделять внимание образной составляющей, где техническая сторона исполнения подчинена художественной.

Художественный образ помогает учащемуся сформировать собственные представления о произведении, добиться большей выразительности при исполнении, а также, донести заложенный композитором образ до слушателя (по этой причине первые пьесы начинающего музыканта должны быть программными).

На пути к музыкальному исполнению пьесы учащийся должен уметь описать, объяснить свой ассоциативный ряд (почему данная пьеса называется именно так). Например, если произведение называется «Солнышко», то в гармонии, скорее всего, будет преобладать мажор (светло, радостно).

В работе над образом на данном этапе можно использовать разработанный В. Г. Ражниковым словарь эстетических эмоций, на основе которого можно составить эмоциональную партитуру музыкального произведения [8].

Также на данном этапе необходимо в процессе изучения музыкальных произведений

осуществлять работу над изучением базовых штрихов (стаккато, легато), над динамикой, метроритмическим исполнением, темповой стороной, приводящим к работе над фразировкой.

Начальный этап обучения завершается тогда, когда ученик самостоятельно может осваивать и художественно-выразительно исполнять

небольшие музыкальные произведения.

Следует отметить, что вся организация работы на начальном этапе обучения детей младшего школьного возраста в классе домры реализуется на основе знаниевого, исполнительского и эмоционального компонентов, качество первых двух из которых будет находиться под серьёзным влиянием последнего. Именно поэтому в методических рекомендациях можно проследить постоянный акцент на эмоциональную сторону обучения.

Так, оценивая эффективность организации начального этапа обучения, под знаниевым компонентом мы подразумеваем уровень знаний в области исполнительства на домре учащегося на момент его определения и окончания начального этапа обучения, включающий в себя знания в области музыкальной теории, исполнительства на музыкальном инструменте (его конструктивных и акустических особенностях, исполнительских приёмах, музыкально-выразительных средствах и т.д.).

6. Под исполнительским компонентом мы рассматриваем уровень музыкальных

способностей, уровень владения учащимся посадкой и постановкой рук, исполнительскими приёмами игры, музыкально-выразительными средствами (метроритм, мелодия, динамика, фразировка и т.д.) в процессе воплощения художественного образа музыкального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

произведения, заложенного в него композитором, скорость освоения исполнительских навыков, слушательский опыт (посещение концертов, слушание музыки).

7. Под эмоциональным компонентом в данном исследовании определяется

эмоциональность восприятия и воспроизведения учащимся вербальной и невербальной информации в процессе обучения и исполнения музыкальных произведений (словесные методы и метод показа).

Из всего вышесказанного следует, что организацию работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры необходимо осуществлять в определённой последовательности, которая будет зависеть от индивидуальных особенностей учащегося как психологических, так и физиологических, от уровня его музыкальных способностей, базируясь на эмоциональном компоненте как средстве влияния на качество организации знаниевого и исполнительского компонента (его технической и художественной составляющих).

Список использованной литературы

1. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста : для нач. обучения игре на баяне детей 6-8 лет : Ч. 1. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. 107 с.

2. Стих с движениями Строим дом. - Текст: электронный // DetStih.ru : [сайт]. - URL:

https://detstih.ru/blog/stih-s-dvizheniyami-stroim-dom (дата обращения: 9.06.2022).

3. Стихи Про Ноты. [Электронный ресурс]. URL: https://stihi-yatsuk.gq/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_notyy.html (дата обращения: 9.06.2022).

4. Поём песенки вместе со Смешариками. Учим ноты | Развивающие игры [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WX2322R0cOs (дата обращения: 9.06.2022).

5. Учим ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Познавательный мультик для детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=Ywo7vWNbu94 (дата обращения: 9.06.2022).

6. Фиксики - Ноты | Познавательные мультики для детей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mtdwJIpP8og (дата обращения: 9.06.2022).

7. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Ч. 1. Иваново: Выбор, 2008. 83 с.

8. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: 1994. 141 с.

© И.В. Шлыкова, Д.С. Якунина, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.