увеличилось в 13 раз, в 2006 г. его получено 21 500 ц, надой на одну фуражную корову увеличился в 1,6 раза и составил 4881 кг. В рамках указанного проекта в СХОАО «Белореченское» и СПК «Окинский» занимаются закупом более продуктивного скота из Германии, Ленинградской, Тюменской областей и др. СХОАО «Белореченское» получило статус племзавода, главной задачей которого стало обеспечение хозяйств области высокопродуктивным племенным скотом.
Происходит развитие всей интегрированной системы на основе разработки, реализации целевых программ и поддержки наиболее слабых участников технологической цепи. Кроме того, достигается дополнительный эффект от консолидации финансовых ресурсов, эффективного использования капитальных вложений, уменьшения пользования кредитными ресурсами, более согла-
сованного ведения маркетинговой деятельности и т.д.
Имеющийся опыт развития интеграционных процессов в регионе свидетельствует о том, что интеграционные структуры, объединяющие в своем составе все звенья — от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям, являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.
Примечания
' Кириленко A.C. Теория и практика развития межрегиональной агропромышленной интеграции. Иркутск, 2003.
2 Кириленко A.C., Борисова О.В., Пухмахтеро-ва Т.С. СХОАО «Белореченское» — интеграционное объединение трансформируемой экономики. Иркутск, 2002.
О.С. ТУЛОХОНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В настоящее время в отечественной науке и практике отсутствует система оценки результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона, а также не отлажено использование системы целеполагания такого развития. Все это приводит к необходимости формирования и применения современных методов определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона на всех уровнях управления и предполагает, с одной стороны, определение критериев оценки конечных результатов социально-экономического развития региона, а с другой стороны, разработку системы социально-экономических показателей, характеризующих зависимость уровня развития региона от деятельности органов государственной власти.
Под результативностью государственного регулирования социально-экономического развития региона мы понимаем способность
субъектов управления обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной общественной цели и удовлетворяющих общественные потребности, максимально используя потенциальные возможности развития региона.
Согласно нашему пониманию результативности, одним из ее основных компонентов является цель, которая должна обладать следующими качествами: специфичность, измеримость, релевантность, достижимость.
Цель должна носить стратегический характер. Ее конкретизации служат сформулированные задачи тактического характера. При формулировании целей необходимо иметь ясное представление о конечных результатах, которые должны быть достигнуты к определенному сроку.
Целесообразно, чтобы цели были сформулированы в соответствии с полномочиями органов государственной власти (функция-
© О.С. Тулохонов, 2007
О.С. ТУЛОХОНОВ
ми). Для формирования сбалансированной комплексной системы целеполагания социально-экономического развития региона нужно, во-первых, формализовать функции и задачи органов государственной власти, во-вторых, согласовать действия субъектов управления независимо от их ведомственной подчиненности, а в-третьих, учесть потенциал развития региона и общественные потребности, необходимые для достижения поставленной цели. Для успешного осуществления данной процедуры следует придать целям юридический статус, который, в свою очередь, определяет направления социально-экономического развития региона.
В настоящее время правовое и техническое обеспечение целеполагания осуществляется с помощью целевой программы, которая представляет собой прогнозно-аналитический документ, содержащий совокупность увязанных по задачам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на повышение результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона Российской Федерации.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что на практике не отлажено использование программно-целевого метода для определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона. В связи с этим возникает необходимость уточнения указанного метода и его активного внедрения в систему целеполагания.
Под целеполаганием мы понимаем стратегическое и тактическое ориентирование социально-экономического развития региона во времени и в пространстве. При определении целей государственного регулирования социально-экономического развития региона необходимо обосновать их ресурсообеспе-ченность, возможность достижения конечных результатов в соответствии с имеющимся в регионе потенциалом.
Субъектами целеполагания на федеральном уровне являются федеральные органы власти. Им нужно централизованно определять и координировать направления реализации теоретических, методологических и прикладных исследований по вопросам, связанным с повышением результативности государственного регулирования социально-
экономического развития региона, а также осуществлять нормативное, правовое и методическое обеспечение целеполагания социально-экономического развития региона, предусматривающее централизованную разработку целевой программы, направленной на повышение уровня жизни населения.
Централизованная деятельность по повышению результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона не только позволит улучшить взаимодействие между различными уровнями управления, но и исключит разработку дублированных нормативов, повысит их качество и сориентирует отраслевые ведомства и организации на достижение прогрессивных социально-экономических показателей развития как страны, так и регионов.
На региональном уровне управления ответственные лица разрабатывают мероприятия по целеполаганию социально-экономического развития региона и обеспечивают их исполнение. Требуемый уровень результативности регулирования может достигаться усилиями всех уровней государственного управления.
После завершения процедуры целеполагания анализируется целедостижение социально-экономического развития региона. Здесь осуществляются мероприятия по формированию условий для непосредственного выравнивания фактических показателей и недопущения их отклонений от заданных.
Одним из основных компонентов результативности является также конечный результат, выражаемый через определенный показатель, характеризующий степень его достижения в отчетном периоде.
В ходе исследования нами разработан и рекомендуется к практическому применению перечень показателей, оценивающих социально-экономическую ситуацию в стране и регионе, которые группируются согласно уточненной нами классификации.
Рассмотрев существующую в науке и практике совокупность показателей, мы предлагаем использовать адаптированную систему национальных и региональных счетов, которые, в свою очередь, конкретизируются вспомогательными показателями.
Система социально-экономических показателей результативности государственного
Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)
регулирования социально-экономического развития региона, по нашему мнению, выглядит следующим образом: на федеральном уровне основным показателем является уровень ВВП на душу населения, на региональном уровне — уровень ВРП на душу населения.
Основные показатели результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона конкретизируются вспомогательными показателями, которые применяются на организационном уровне управления. Общим показателем результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона, на наш взгляд, может служить улучшение (сохранение на оптимальном уровне) социально-экономической ситуации по направлениям деятельности. Данный показатель может быть конкретизирован с помощью следующих показателей: прирост реального дохода населения, прирост количества занятых по направлениям деятельности, прирост инвестиций, прирост количества прибыльных организаций.
Показателями результативности государственного регулирования на индивидуальном уровне являются уровень потребления, уровень сбережений, уровень средней зарплаты работников коммерческих организаций и средней зарплаты работников бюджетной сферы, прирост производительности
труда, прирост численности трудоустроенных людей.
Система социально-экономических показателей используется в методах определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона. В частности, ВРП на душу населения является общим показателем результативности деятельности органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации. Данный показатель конкретизируется вспомогательными показателями, служащими для определения результативности регулирования органов государственной власти, курирующих экономический блок и финансовую сферу региона, в частности министерства экономического развития и министерства финансов субъекта Федерации, министерства (комитета) социального развития региона.
Очевидно, что номенклатура социально-экономических показателей, а также мероприятия должны периодически пересматриваться и корректироваться с учетом происходящих в стране и мире изменений. Таким образом, методические рекомендации по формированию системы целе-полагания и показателей результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона позволят оценить и стимулировать деятельность органов государственного управления.
Л.В. СМОЛЬНИКОВА
старший преподаватель Ангарской государственной технической академии
НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА
Решение проблемы жилищного строительства в настоящий момент имеет большое значение для Иркутской области. Объем вводимого жилья в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 13,3%, но остается в 1,8 раза ниже уровня 1995 г. В СФО с 1995 г. Иркутская область по данному показателю не поднималась выше девятого места. Таким образом, проблема жилищного строительства имеет хронический характер.
В связи с увеличением потребности в жилье по причине уменьшения объема его ввода и невысокой платежеспособности большей части населения, прежде всего среди его наиболее активной части — молодежи, в обществе возрастает социальная напряженность.
В регионе с суровым резко континентальным климатом населению должны быть обеспечены более комфортные условия проживания, чем в других регионах, иначе
© Л.В. Смольникова, 2007