Научная статья на тему 'Направления комплексного решения жилищной проблемы региона'

Направления комплексного решения жилищной проблемы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGION ECONOMICS / CONSTRUCTION ENGINEERING / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смольникова Людмила Викторовна

Проанализированы проблемы жилищного строительства в Иркутской области. Разработаны направления комплексного решения жилищной проблемы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE COMPLEX DECISION OF HOUSING PROBLEM OF REGION

The housing problem in Irkutsk Oblast is discussed and suggestions for a comprehensive solution of the region housing problem are made.

Текст научной работы на тему «Направления комплексного решения жилищной проблемы региона»

регулирования социально-экономического развития региона, по нашему мнению, выглядит следующим образом: на федеральном уровне основным показателем является уровень ВВП на душу населения, на региональном уровне — уровень ВРП на душу населения.

Основные показатели результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона конкретизируются вспомогательными показателями, которые применяются на организационном уровне управления. Общим показателем результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона, на наш взгляд, может служить улучшение (сохранение на оптимальном уровне) социально-экономической ситуации по направлениям деятельности. Данный показатель может быть конкретизирован с помощью следующих показателей: прирост реального дохода населения, прирост количества занятых по направлениям деятельности, прирост инвестиций, прирост количества прибыльных организаций.

Показателями результативности государственного регулирования на индивидуальном уровне являются уровень потребления, уровень сбережений, уровень средней зарплаты работников коммерческих организаций и средней зарплаты работников бюджетной сферы, прирост производительности

труда, прирост численности трудоустроенных людей.

Система социально-экономических показателей используется в методах определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона. В частности, ВРП на душу населения является общим показателем результативности деятельности органов государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации. Данный показатель конкретизируется вспомогательными показателями, служащими для определения результативности регулирования органов государственной власти, курирующих экономический блок и финансовую сферу региона, в частности министерства экономического развития и министерства финансов субъекта Федерации, министерства (комитета) социального развития региона.

Очевидно, что номенклатура социально-экономических показателей, а также мероприятия должны периодически пересматриваться и корректироваться с учетом происходящих в стране и мире изменений. Таким образом, методические рекомендации по формированию системы целе-полагания и показателей результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона позволят оценить и стимулировать деятельность органов государственного управления.

Л.В. СМОЛЬНИКОВА

старший преподаватель Ангарской государственной технической академии

НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

Решение проблемы жилищного строительства в настоящий момент имеет большое значение для Иркутской области. Объем вводимого жилья в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 13,3%, но остается в 1,8 раза ниже уровня 1995 г. В СФО с 1995 г. Иркутская область по данному показателю не поднималась выше девятого места. Таким образом, проблема жилищного строительства имеет хронический характер.

В связи с увеличением потребности в жилье по причине уменьшения объема его ввода и невысокой платежеспособности большей части населения, прежде всего среди его наиболее активной части — молодежи, в обществе возрастает социальная напряженность.

В регионе с суровым резко континентальным климатом населению должны быть обеспечены более комфортные условия проживания, чем в других регионах, иначе

© Л.В. Смольникова, 2007

Л.В. СМОЛЬНИКОВА

неизбежны миграция в более благополучные регионы и другие демографические проблемы. Не случайно за рассматриваемый период численность населения области сократилась почти на 250 тыс. человек — население крупного города, что, естественно, не является индикатором устойчивого развития Иркутской области. Кроме того, проблема строительства жилья имеет и политический аспект, т.е. ухудшение демографической ситуации может привести к потере влияния на малозаселенной территории России, следовательно, к нарушению территориальной целостности России и утрате стратегически важных объектов наследия будущих поколений, так как область обладает значительными энергетическими и другими ресурсами.

Повышение объемов строительства жилья — один из важных факторов развития Иркутской области, поскольку жилищное строительство имеет значительный мультипликативный эффект и является катализатором развития многих смежных отраслей. По оценкам, 1 р., вложенный в жилищное строительство, дает 2-3 р. прироста ВВП,

поэтому строительство жилья относится к приоритетным направлениям развития региона. Из сказанного следует, что проблема строительства жилья имеет следующие аспекты: социальный, экономический и политический (рис. 1).

Анализ ситуации в регионе показал недостаточность проработки вопросов жилищного строительства. Нами были предложены меры по решению жилищной проблемы на уровне государства и региона. Проведение жилищной реформы в нашем регионе требует детальных проработок рассматриваемых вопросов с учетом специфики социально-экономической ситуации и уровня развития жилищного хозяйства.

Полагаем, анализ проблемы возможен при рассмотрении ее на разных уровнях — как на государственном и региональном, так и на уровне строительных предприятий и потребителей жилья.

Считаем, что необходимо регулирование основных инструментов рынка жилищной сферы, таких как спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рис. 1. Аспекты проблемы жилищного строительства

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

Рис. 2. Механизмы государственной поддержки и инструменты макроэкономической политики в строительстве жилья на основе его типологии

Направления комплексного решения жилищной проблемы с учетом различных аспектов

Аспект Направления комплексного решения жилищной проблемы

Социальный Государственная поддержка малообеспеченных граждан, в том числе разработка эффективных систем целевой поддержки, строительство и предоставление в наем дешевого муниципального жилья

Экономический Развитие конкурентной среды в строительной отрасли и переориентация имеющихся производственных мощностей и технологий строительных предприятий на современные — инновационные. Привлечение различных источников финансирования строительства и реконструкции жилья, производства строительных материалов: привлечение средств инвесторов, организаций и населения путем строительства элитного и массового коммерческого жилья на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах; создание государственных и муниципальных строительных корпораций. Повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном рынке в разных формах; стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов, продажа земель под частное домостроение)

Политический Проработка и осуществление национального проекта в регионе (реализация государственных и муниципальных программ и проектов); совершенствование системы управления жилищной сферой; налоговая политика для регионов с разными экономическими условиями; обеспечение государственного регулирования и контроля; освещение результатов реформы в СМИ, участие общественности в оценке результатов выполнения проекта

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

С.Б. ГЛОБА

Исходя из результатов анализа зарубежного и успешного отечественного опыта предложена систематизация механизмов и инструментов государственной поддержки с учетом классификации типов жилья (рис. 2).

На основе интерпретации результатов исследования мы предложили следующий алгоритм решения жилищной проблемы в регионе:

- ликвидация барьеров при осуществлении различных форм строительства в регионе путем эффективного управления ресурсами муниципалитетов (земля), устранения монополизма, бюрократизма и развития конкуренции как в сфере содержания жилья (ЖКХ), так и в сфере

жилищного строительства и управления жилищным фондом на уровне отдельного города, области;

- развитие стройиндустрии и смежных отраслей, а также различных способов строительства в регионе;

- применение эффективных форм финансирования и кредитования жилищного строительства, таких как ипотечное жилищное кредитование, жилищно-накопительные кооперативы;

- формирование системы предоставления (найма) социального жилья.

Направления комплексного решения жилищной проблемы предлагаются с учетом ее основных аспектов (табл.).

С.Б. ГЛОБА

старший преподаватель Института архитектуры и строительства

Сибирского федерального университета,

г. Красноярск

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОИНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЖИЛИЩНОМ КОМПЛЕКСЕ

Для развития жилищной сферы региона в современных условиях требуется разработка теоретического и методического инструментария новых технологий управления жилищным комплексом. Предлагается внедрение в региональную жилищную политику организационно-экономического механизма оптимизации распределения инвестиционных ресурсов региона на основе принципа равных потенциалов спроса и элементов предложения. Данный механизм учитывает региональные особенности рынка жилищного строительства — объемы спроса, обусловленные возможностями кредитования и величиной собственных средств различных категорий населения; объемы предложения, определяемые мощностью строительных организаций региона, а также возможностями быстрого создания коммунальной инфраструктуры и мощностями ее обустройства. Механизм включает динамические алгоритмы оценки потенциалов элементов предложения; классификации населения и оценки объемов спроса по источникам финансирования; оценки оптимальных объемов инвестиций в жилищное

строительство, а также обеспечивает максимизацию интегральной социально-экономической эффективности инвестиционной программы при заданных финансовых и временнь1х ограничениях.

Суть принципа равных потенциалов спроса и элементов предложения состоит в том, что нельзя стимулировать спрос в регионе, в том числе с помощью ипотечного кредитования, до тех пор, пока не определен потенциал элементов, обеспечивающих предложение жилья в регионе. Таким образом, до выделения финансовых ресурсов для стимулирования спроса на жилье в регионе и повышения его доступности необходимо проанализировать состав основных элементов предложения, определить их потенциал и исходя из полученных оценок балансировать сумму финансирования спроса.

На первом этапе идентифицируются элементы, обеспечивающие предложение жилья в регионе, и оценивается их потенциал. Проводится анализ элементов, обусловливающих предложение в рамках регионального инвестиционно-строительного комплекса, и оценка потенциальных объемов предложе-

© С.Б. Глоба, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.