Научная статья на тему 'Методические процедуры формирования перспективной структуры экономики города'

Методические процедуры формирования перспективной структуры экономики города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА / ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ / THE STRUCTURE OF THE CITY ECONOMY / THE FORMATION OF THE OPTIMAL ECONOMY CITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якишин Юрий Владимирович

В статье изложены методологические основы и процедуры поэтапного формирования перспективной структуры экономики, соответствующей целям и задачам стратегии социально-экономического развития города. Предложены процедуры оценки текущих и будущих финансовых потребителей для достижения генеральной стратегической цели города, процедуры формирования будущего желаемого образа экономики, поиска полюсов развития и подготовки исходных данных для математического моделирования. Автором сформулировано формализованное экономическое описание, а на его основе разработана математическая постановка задачи формирования оптимальной структуры экономики города. В качестве минимизируемой целевой функции использован объем инвестиций, необходимых для реструктуризации экономики. При этом налоговый потенциал и денежные доходы населения должны быть на уровне не ниже требуемых для достижения планируемого качества жизни населения при заданных ограничениях на трудовые ресурсы. Задача относится к классу задач линейного программирования. Описаны процедуры оценки сбалансированности размещения объектов экономики на территории города. Рассмотрен этап обсуждения полученных результатов с бизнес-сообществом, выявления конфликта интересов и формирования рационального варианта перспективной структуры экономики города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Procedures of Formation of the City Economy Perspective Structure

The article considers the methodological framework and procedures of the gradual development of promising economic structure corresponding to the goals and objectives of the strategy for socio-economic development of the city. It is proposed procedures for the assessment of current and future financial consumers to achieve the General strategic goals of the city, the procedures of forming the desired image of the future of the economy and finding the poles of development and preparation of input data for mathematical modeling. The author formulated a formalized economic description. On the basis of this description it is developed a mathematical formulation of the problem of the optimal structure of the city economy. As the minimized objective function it is used the volume of investments necessary for economic restructuring. Thus the tax capacity and incomes of the population should be at a level not lower than required to achieve the intended quality of the population life under the given constraints on the labour force. The task belongs to the class of linear programming problems. It describes the procedures to assess the balance of the placement of the objects of the economy within the city. The author consideres the stage of discussion of the obtained results with the business community, identify conflicts of interest and of forming a rational variant of the potential structure of the city economy.

Текст научной работы на тему «Методические процедуры формирования перспективной структуры экономики города»

экономическая теория и институциональная экономика

УДК 332.14

Ю. В. Якишин

методические процедуры формирования перспективной структуры экономики города

Yu. V. Yakishin. Methodological Procedures of Formation of the City Economy

Perspective structure

В статье изложены методологические основы и процедуры поэтапного формирования перспективной структуры экономики, соответствующей целям и задачам стратегии социально-экономического развития города. Предложены процедуры оценки текущих и будущих финансовых потребителей для достижения генеральной стратегической цели города, процедуры формирования будущего желаемого образа экономики, поиска полюсов развития и подготовки исходных данных для математического моделирования.

Автором сформулировано формализованное экономическое описание, а на его основе разработана математическая постановка задачи формирования оптимальной структуры экономики города. В качестве минимизируемой целевой функции использован объем инвестиций, необходимых для реструктуризации экономики. При этом налоговый потенциал и денежные доходы населения должны быть на уровне не ниже требуемых для достижения планируемого качества жизни населения при заданных ограничениях на трудовые ресурсы. Задача относится к классу задач линейного программирования.

Описаны процедуры оценки сбалансированности размещения объектов эконо-

The article considers the methodological framework and procedures of the gradual development of promising economic structure corresponding to the goals and objectives of the strategy for socio-economic development of the city.

It is proposed procedures for the assessment of current and future financial consumers to achieve the General strategic goals of the city, the procedures of forming the desired image of the future of the economy and finding the poles of development and preparation of input data for mathematical modeling.

The author formulated a formalized economic description. On the basis of this description it is developed a mathematical formulation of the problem of the optimal structure of the city economy.

As the minimized objective function it is used the volume of investments necessary for economic restructuring. Thus the tax capacity and incomes of the population should be at a level not lower than required to achieve the intended quality of the population life under the given constraints on the labour force. The task belongs to the class of linear programming problems.

It describes the procedures to assess the balance of the placement of the objects of the

Юрий Владимирович Якишин — старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук. © Ю. В. Якишин, 2015

мики на территории города. Рассмотрен этап обсуждения полученных результатов с бизнес-сообществом, выявления конфликта интересов и формирования рационального варианта перспективной структуры экономики города.

ключевые слова: структура экономики города, формирование оптимальной структуры экономики

контактные данные: 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

economy within the city. The author consideres the stage of discussion of the obtained results with the business community, identify conflicts of interest and of forming a rational variant of the potential structure of the city economy.

Keywords: the structure of the city economy, the formation of the optimal economy city structure

Contacts: Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 190013, Russian Federation

В последние 15-20 лет проблема структурной перестройки экономики России, регионов и городов привлекает многих исследователей. Однако вопросы методологии стратегии изменения структуры экономики городов еще не получили должного развития [1].

В работе [2] нами была предпринята попытка изложить методологические основы стратегического управления структурной перестройкой экономики города. В данной статье попытаемся развить описанные в названной работе методологические взгляды в части процедур формирования перспективной структуры экономики города.

Исследования по разработке стратегии структурной перестройки экономики и механизмов ее реализации целесообразно проводить в следующей последовательности:

• стратегический анализ исходной социально-экономической ситуации;

• стратегический синтез ключевых факторов развития;

• обоснование целей и задач структурной перестройки экономики города;

• обоснование целевого значения объема расходной части бюджета;

• сравнительный анализ текущих возможностей и будущих финансовых потребностей для достижения генеральной цели;

• формирование будущего желаемого образа структуры экономики города;

• разработка оптимальной (рациональной) структуры экономики и стратегии структурной перестройки экономики города;

• разработка стратегического плана, включая план по видам ресурсного обеспечения;

• оценка рисков несбалансированного развития отраслей;

• разработка организационно-управленческих механизмов реализации стратегии.

В настоящей статье сосредоточимся на процедурах формирования оптимальной (рациональной) структуры экономики, имея в виду, что необходимые для этого исходные данные получены при выполнении работ названных предшествующих этапов.

Задача формирования перспективной структуры экономики города может быть представлена в виде следующей последовательности действий.

1-й этап — сравнительный анализ текущих возможностей и будущих финансовых потребностей для достижения генеральной цели социально-экономического развития города.

На данном этапе анализируется существующая структура экономики, оценивается вклад отраслей в доходную часть бюджета города и в формирование денежных доходов населения. Устанавливается плановое соотношение долей расходов бюджета и расходов населения в финансовом обеспечении стандартного

уровня качества жизни одного человека в год. Определяются потребные объемы наращивания доходной части бюджета города на конец планируемого периода и целевое значение средней заработной платы.

2-й этап — формирование будущего желаемого образа экономики города, подготовка исходных данных для поиска оптимальной структуры экономики.

На данном этапе осуществляется стратегическое отраслевое планирование, в том числе поиск полюсов стратегического развития городской экономики как целевых ориентиров модернизации ее структуры. С этой целью необходимо проанализировать число предприятий, входящих в отрасль, размеры этих предприятий (крупные, средние, мелкие), формы собственности на этих предприятиях. Планы развития отрасли должны содержать конкретные показатели:

• изменения числа предприятий, входящих в отрасль (увеличение за счет вхождения в отрасль новых фирм, уменьшение за счет банкротства ряда предприятий или слияния нескольких предприятий в одно либо число предприятий признается оптимальным и остается неизменным);

• изменения масштабов, размеров конкретных предприятий, входящих в отрасль, в том числе за счет наращивания или сокращения объемов производства, создания новых рабочих мест;

• изменения форм собственности на предприятиях отрасли.

Далее должны быть выполнены маркетинговые исследования с целью выявления конкурентных преимуществ отраслей, произведена оценка целесообразности их развития или свертывания, оценена возможность создания предприятий новых отраслей.

Для обоснованного планирования финансовых перспектив той или иной отрасли очень важно оценить:

• инвестиционную привлекательность отрасли;

• инвестиционную активность отрасли, т. е. насколько активно предприятия отрасли сами участвуют в приватизации или в акционерном капитале других предприятий;

• размеры самофинансирования отрасли;

• размеры капитальных вложений и привлеченных инвестиций в отрасль;

• прибыльность, рентабельность компаний, входящих в отрасль, и отрасли в целом.

На основании такого анализа можно определить, какие предприятия отрасли себя не оправдывают и подлежат закрытию, поглощению другими или реформированию, а какие развиваются довольно успешно и обеспечивают основную долю прибыли отрасли. Для таких предприятий в отрасли может быть рекомендовано составление бизнес-плана как для ведущих компаний отрасли. Они будут являться «локомотивами» всей отрасли. В городе могут быть составлены планы по стимулированию компаний к изысканию дополнительных источников самофинансирования. Целесообразно разрабатывать проекты по повышению инвестиционной привлекательности компаний и привлечению новых инвесторов.

Очень важно, чтобы на этом этапе интересы собственников предприятий не вошли в противоречие с планами городских властей. Необходимо своевременно выявлять ситуации столкновения или несовпадения интересов участников процесса стратегического планирования для предупреждения конфликтов и связанных с ними отрицательных последствий.

Итогом данных исследований должен стать перечень перспективных отраслей экономики, в том числе новых, ранее отсутствовавших в структуре городского хозяйственного комплекса, а также перечень базовых предприятий — полюсов роста и других перспективных предприятий. Перечень должен быть расширенным,

чтобы имелась возможность формирования различных комбинаций и выбора оптимальной (с математической точки зрения) структуры.

В процессе реструктуризации могут реализовываться различные сценарии, но перечисленные ниже встречаются, как правило, всегда:

• инерционный (количество рабочих мест инерционного типа может как увеличиваться — рост, так и уменьшаться — стагнация);

• инновационный (инновационные рабочие места создаются на новых производствах, т. е. их количество в рассматриваемый период будет расти).

По каждой отрасли должны быть определены следующие показатели:

• количество рабочих мест инерционного (инновационного) типа на предприятиях отрасли;

• налоговый потенциал;

• средняя заработная плата по отрасли.

3-й этап — формирование оптимальной структуры экономики с применением методов математического моделирования.

В интересах формирования оптимальной структуры экономики города уточним постановку задачи: определить потребное количество рабочих мест инерционного и инновационного типа и их распределение по освоенным и вновь создаваемым отраслям экономики, которое могло бы иметь налоговый потенциал не ниже заданного при минимальном объеме инвестиций и заданных ограничениях по количеству привлекаемой рабочей силы.

Выберем налоги, налогооблагаемая база которых в наибольшей мере изменяется при изменении структуры экономики города. К ним относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на добавленную стоимость;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц.

Примем в качестве единицы прогнозирования налогового потенциала одно рабочее место i-й отрасли.

Введем обозначения:

au (af) — налоговый потенциал по налогу на имущество одного рабочего места инерционного (инновационного) типа i-й отрасли в год1;

a2i (afJ — налоговый потенциал по налогу на прибыль одного рабочего места инерционного (инновационного) типа i-й отрасли в год;

a3i (afj — налоговый потенциал по налогам на добавленную стоимость и на доходы физических лиц одного рабочего места инерционного (инновационного) типа i-й отрасли в год;

xt (xf) — количество рабочих мест инерционного (инновационного) типа на предприятиях i-й отрасли в год.

С допустимым упрощением можно считать, что структура экономики города определяется соотношением количества рабочих мест по отраслям, а также соотношением рабочих мест инерционного и инновационного типов внутри отрасли, поскольку в данном исследовании каждое рабочее место описывается экономическими характеристиками, отражающими интересующую нас структуру.

Математическая постановка задачи в данном случае будет иметь вид:

И = — ^afxf ^ min,

1 Данный налоговый потенциал определяется, исходя из средней по отрасли стоимости имущества организации, отнесенной к одному рабочему месту.

У^ + схи)> НПтреб,

I

У (х- + хи)<РС

/ . У ' ) —А ^возм ,

где Ь1 = а1г + а2; + аы, с1 = ва^ + уа^ + а^,, а — ставка по налогу на имущество; Р — коэффициент, учитывающий льготы по налогу на имущество для инновационных проектов; у — коэффициент, учитывающий льготы по налогу на прибыль для инновационных проектов; И — объем инвестиций, необходимый для реструктуризации экономики города; НПтреб — требуемое значение налогового потенциала отраслей экономики города; РСвозм — возможное к мобилизации количество (ресурс) рабочей силы.

Полученная математическая постановка задачи формирования оптимальной структуры экономики города относится к классу задач линейного программирования. Целевой функцией в данном случае является объем инвестиций, необходимый для реструктуризации экономики. Ограничения наложены на налоговый потенциал экономики города и ресурс рабочей силы. В данной постановке задача решается широко известными методами.

4-й этап — оценка сбалансированности размещения объектов экономики на территории города. Цель работ на данном этапе — не допустить дисбаланса в количестве и размещении мест приложения труда, мест проживания населения, объектов социальной инфраструктуры и их транспортной доступности, т. е. создание новых точек экономического роста и общественной активности, распределенных по территории города в соответствии с разрабатываемой стратегией структурной перестройки, должно быть сбалансировано с долгосрочными общественными интересами, имеющимися территориальными, кадровыми, рекреационными, экологическими и другими ресурсами, а также должно быть подкреплено соответствующей социальной и транспортной инфраструктурой.

Иными словами, на рассматриваемой территории (районе) города должны находиться в сбалансированном количестве:

• современные рабочие места;

• комфортабельное жилье в достаточном количестве;

• развитая социокультурная инфраструктура;

• места для отдыха (сады, парки, скверы, общественные коммуникационные пространства);

• объекты транспортной инфраструктуры, обеспечивающие высокую транспортную доступность мест приложения труда, образования, объектов сферы культуры, отдыха, бытовых услуг и др.;

• ресурсы, необходимые для ведения бизнеса (трудовые, земельные, энергетические и др.);

• развитые горизонтальные социально-экономические и транспортные связи с соседними территориями (районами) города.

Сбалансированное развитие территорий города способно дать структурной перестройке экономики дополнительные положительные эффекты за счет:

• роста производительности труда, доходов жителей города, продаж торговых сетей, налоговых поступлений, связанных с улучшением транспортной доступности мест приложения труда (образования, рекреации);

• снижения затрат на строительство и эксплуатацию городской инфраструктуры (инженерной, социальной и др.) как итога скоординированной политики по ее развитию на территориальном уровне;

Стратегия социально-экономического развития города

Миссия. Генеральная цель. Целевые задачи. Сценарии

Стратегия структурной перестройки и развития экономики города

Стратегический анализ исходной ситуации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция развития территориальных единиц (районов) города

Анализ ситуации

Рис. 1. Взаимосвязь стратегических аспектов планирования социально-экономического развития города

• развития производственных цепочек и деловых связей специфических и приоритетных для отдельных территорий предприятий и организаций и межтерриториальных экономических связей;

• роста привлекательности периферийных территорий для размещения производственных и общественно-деловых зон;

• сокращения числа неиспользуемых в экономическом обороте территорий, как итога реконструкции и рекультивации территорий «старого промышленного пояса» города;

• развития приграничных связей города и прилегающих муниципальных образований за счет развития инструментов межрегионального сотрудничества в управлении территориями;

• роста привлекательности городской среды для квалифицированных мигрантов, покрывающих дефицит городской экономики в кадрах;

• роста эффективности частных и бюджетных инвестиций в экономику и инфраструктуру города;

• создания новых центров социально-экономического развития города и его агломерации.

5-й этап — обсуждение полученных результатов с бизнес-сообществом, выявление ситуаций конфликтов интересов, формирование согласованного варианта перспективной структуры экономики, в которой планы развития отрасли и отдельных ее предприятий должны быть совместимы по стратегиям, срокам и программам их осуществления. В ходе согласований учитываются дополнительные факторы, которые отсутствуют в математической модели, в том числе факторы территориального планирования. Полученная в итоге структура экономики может отличаться от оптимальной и в таком случае называется рациональной.

Подводя итог, подчеркнем, что разработка стратегии структурной перестройки и развития экономики должна быть тесно увязана и по возможности синхронизирована с разработкой стратегии социально-экономического развития города и его территориальных единиц (районов). Взаимосвязь стратегических аспектов планирования социально-экономического развития города показана на рис. 1.

Особую значимость среди представленных на рисунке аспектов планирования социально-экономического развития города имеет формирование оптимальной (рациональной) структуры экономики города, поскольку представление о будущей структуре составляет содержательное ядро стратегии реструктуризации экономики.

Формирование динамической и гибкой структуры экономики, способной адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, становится для города одним из важнейших стратегических направлений развития. Оптимальная структура позволяет эффективно маневрировать имеющимися ресурсами. Без изменения структуры экономики города, приведения ее в соответствие с новейшими требованиями научно-технического прогресса невозможно решить социальные и иные задачи стратегического развития.

литература

1. Гринчель Б. м., костылева н. е. Методология и практика городского стратегического планирования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000. 90 с.

2. якишин Ю. В. Экономика города: стратегия структурной перестройки. СПб.: Любавич, 2014. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.