Научная статья на тему 'Методические приемы в организации обучения английскому языку для повышения мотивации слушателей курсов «Английский язык для академических целей»'

Методические приемы в организации обучения английскому языку для повышения мотивации слушателей курсов «Английский язык для академических целей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова А.В., Щербакова О.В., Купряшкина М.В.

В данной статье обсуждаются приемы повышения мотивации в преподавании английского языка слушателям академического языкового курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова А.В., Щербакова О.В., Купряшкина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические приемы в организации обучения английскому языку для повышения мотивации слушателей курсов «Английский язык для академических целей»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

А.В. Абрамова

Преподаватель Саранский государственный промышленно-экономический колледж г.Саранск, Российская Федерация О.В. Щербакова Магистрант НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация М.В. Купряшкина Студент

НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ»

Аннотация

В данной статье обсуждаются приемы повышения мотивации в преподавании английского языка слушателям академического языкового курса.

Ключевые слова Английский язык для академических целей, мотивация

Как уже ни раз отмечалось, «с расширением международных связей в политической, социально-экономической и культурной сферах общества заметно возрастает роль иностранного языка в процессе интеграции российских образовательных и научных организаций в мировое сообщество» [6, с. 117]. Кроме того, «иноязычное профессиональное общение способствует более активному использованию мировых достижений в области науки и техники и приобретению новых профессионально-значимых знаний» [5, с. 562]. Вот поэтому, вопрос изучения английского языка очень интересен и актуален не только для лингвистов, языковедов и филологов, но и большому кругу специалистов из разных областей, связывающих свою деятельность с медициной, физикой, техникой, экономикой, математикой и др.Следовательно, «возрастает интерес к проблеме преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, формированию языковых умений и навыков, наиболее значимых в профессиональной деятельности» [1, с. 9].

Преподавателю следует развивать это интерес, поддерживая увлеченность изучения данного предмета и закрепить устойчивую положительную мотивацию слушателей, оживляя сложный процесс понимания «креативными» моментами. «Для этого педагог должен осуществлять активные поиски новых методов в обучении иностранным языкам, знакомить своих слушателей с элементом инициативности.... А также учить создавать профессионально-ориентированные проекты и презентации, являющиеся эффективными методами развития критичности мышления в дальнейшем» [2, с. 27].

Существуют определенные условия управления развития и повышения положительной мотивации у слушателей:

1) Регулярное знакомство слушателей с методиками и приемами, с помощью которых проходит обучение.

2) Градация целей обучения и планомерное ознакомление с ними слушателей.

3) Определение и оценка исходного, текущего и итогового отношения к методическим приемам

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

обучения, к способам действий с учебным материалом и к английскому языку как учебному предмету в целом.

4) Включение деятельности по овладению английским языком в деятельность, являющуюся для данного конкретного курса ведущей (чтение лекций на английском языке, выступление на конференциях, участие в мастер-классах, деловые переговоры, профессиональное общение, учебная деятельность, познание), имеющую для слушателя определенный личностный смысл. На основе этого должно происходить раскрытие реальной связи целей учебной деятельности по освоению языка и мотивов ведущей деятельности, соответственно и сдвиг имеющегося мотива ведущей деятельности на познавательные цели, которые ставятся в обучении английскому языку.

Необходимо включать в деятельность методики, направленные на усовершенствование общения на английском языке. Очень важно включать в обучение работу с диалогами, которые способствующие развитию и усовершенствованию навыков говорения, и как уже упоминалось ранее «они применяются для отработки в речи слушателей грамматических аспектов, а также реплик повседневного употребления, которые связаны с ситуацией, представленной в диалогах» [7, с. 100]; «при создании культурного контекста ситуаций используют разнообразные вербальные и невербальные средства, отражающие различные аспекты повседневной коммуникации, что способствует созданию культурного контекста» [3, с. 98].

Для этого рекомендуется использовать «фактуру речи», под которой в филологии принято считать «материал речи, преобразуемый органами или инструментами речи для создания языковых знаков, ... где, в устной речи это звуки, производимые органами артикуляции для создания осмысленной речи» [8, с. 164], обеспечивающую организацию общения на английском языке: проводить дни иностранного языка, когда слушатели общаются между собой только на английском языке, после изучения учебных тем — викторины, а в конце каждого учебного курса - внутригрупповые мастер-классы, круглые столы, на английском языке. Преподавателю необходимо обеспечивать регулярную проверку подготовки к запланированному в начале курса мероприятию: конференции, круглого стола и др.Можно организовать переписку с зарубежными коллегами по аудио и видеосвязи, лингвострановедческие вечера с привлечением коллег, аспирантов и магистрантов сосмежных кафедр и подразделений. Соответственно, для обеспечения на выходе обучения высоких результатов, структурному подразделению, необходимо иметь «учебную базу с арсеналом всевозможных учебных средств» [4, с. 156].

Преподаватель сможет организовать встречи с преподавателями с других факультетов, которые могут поделиться опытом, рассказать о том, как они используют знания по английскому языку и применяют их в своей профессиональной деятельности (например, для расширения возможностей самостоятельно приобретать профессиональные знания, для получения необходимой информации в интересующей специалиста области, для более глубокого изучения системы интересующей его науки).Деятельность слушателей по усвоению английского языка необходимо включать в деятельность профессионального общения и в учебно-познавательную деятельность.

Преподавателям следует подбирать дополнительно учебные тексты, отвечающие профессиональным интересам слушателей, относящихся к их профессиональной деятельности. Изучение на занятиях английского языка такого учебного материала важно для становления положительной мотивации. Слушателя данный материал может заинтересовать не с точки зрения приобретения знаний английского языка, а с точки зрения открывающихся перед ним возможностей использовать английский язык для расширения и углубления знаний по интересующему его вопросу, находя ответы на вопросы в зарубежных источниках. Эти возможности и выступают в виде познавательного мотива.

Как уже было упомянуто выше, игровая деятельность оказывает существенное влияние на психологические особенности слушателей. Поэтому при обучении английскому языку особенно эффективны игры, предполагающие элементы соревнования между отдельными коллективами (парами), интеллектуальные игры (отгадывание шарад, головоломок) и ролевые игры (университет, выставка, конференция, я - переводчик и т. п.).

Список использованной литературы: 1. Абрамова А.В., Мурнева А.А., Щербакова О.В. Личностно-ориентированный подход в обучении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Innovations and Modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016. Prague :Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. -226 c.

2. Абрамова А.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Преподавание иностранных языков на неязыковых факультетах. Решение проблем сквозь призму имиджа преподавателя (на основе практических наблюдений студентов вузов России). - Социосфера, 2017. - 96с.

3. Баукина С. А., Самойлова Е.В. Социолингвистический аспект делового общения на иностранном языке// Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2016. - № 1 (25) . - С. 97- 100.

4. Мурнева М.И. Курсы повышения квалификации для преподавателей иностранных языков, преподающих на неязыковых факультетах. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования: материалы III международной научно-практической конференции 1 - 2 октября 2013 года.- Прага :Vedeckovydavatelsk e centrum «Sociosfera-CZ», N 42, 2013. -216с.

5. Самойлова Е.В. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка студентам технического вуза. /Перевод в меняющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С.562- 564.

6. Самойлова Е.В., Назарова О.В., Корнилецкая Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода// Интеграция образования. - Саранск, 2014.- №2 (75). - С.117 - 123.

7. Самойлова Е.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Организация учебного процесса по дополнительной программе курсов повышения квалификации по английскому языку "Английский язык для академических целей" Level A2. //Инновации и современные педагогические технологии в системе образования: материалы VII международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2017 года. - Прага, 2017. - С. 97 -100.

8. Узойкин А.И., Мурнева М.И. Речевая культура индивида как отражение языкового облика общества // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты, Выпуск 5. - Саранск, 2006. - 240с.

© Абрамова А.В., Щербакова О.В., Купряшкина М.В., 2017

УДК 372.881.111.1

А.В. Абрамова, преподаватель Саранский государственный промышленно-экономический колледж г.Саранск, Российская Федерация О.В. Щербакова, магистрант НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация М.В. Купряшкина, студент НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье обсуждается роль преподавателя английского языка в формировании мотивации у студентов при изучении ими английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.