Научная статья на тему 'Методические положения управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта'

Методические положения управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ / КРЕДИТНЫЙ ПРОДУКТ / БАНК / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельков Максим Александрович

Разработана и обоснована методика управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта для субъектов малого и среднего предпринимательства, основанная на выявлении факторов, обуславливающих преимущества кредитования отдельных категорий заемщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства, оценке потенциального кредитного риска создаваемого с учетом указанных факторов кредитного продукта путем сравнения с продуктом, принятым за основу, и соответствующем изменении компонентов (условий) кредитного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельков Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические положения управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта»

УДК 336.717.061.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ КРЕДИТНОГО

ПРОДУКТА

METHODOLOGY OF MANAGEMENT POTENTIAL CREDIT RISK OF CREDIT PRODUCT

Бельков Максим Александрович, аспирант Ивановского государственного химико-технологического

университета кафедры «Финансы и кредит», e-mail: maximbelkov@gmail.com

Аннотация

Разработана и обоснована методика управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта для субъектов малого и среднего предпринимательства, основанная на выявлении факторов, обуславливающих преимущества кредитования отдельных категорий заемщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства, оценке потенциального кредитного риска создаваемого с учетом указанных факторов кредитного продукта путем сравнения с продуктом, принятым за основу, и соответствующем изменении компонентов (условий) кредитного продукта.

Abstract

Developed and proposed management approach to potential credit risk credit product for small and medium enterprises, based on the identification of factors responsible for the benefits of certain categories of loans borrowers of small and medium enterprises, the evaluation of potential credit risk created by taking into account these factors, the loan product by comparison with the

product taken as a basis, and the corresponding change in the components (factors) credit product.

Ключевые слова: кредитный риск, управление кредитным риском, кредитный продукт, банк, малое и среднее предпринимательство, методика управления кредитным риском.

Key words: credit risk, credit risk management, credit product, bank, small and medium enterprise, the method of credit risk management.

Выявлено, что современное состояние исследований не вооружает банковских менеджеров методическими и практическими рекомендациями по разработке и совершенствованию систем управления кредитным риском при работе с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Указанные обстоятельства подтверждают необходимость разработки методики управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обратимся к анализу этапов управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта. Традиционно процесс управления различными рисками можно отобразить следующим образом (рис.1):

Рис. 1. Процесс управления риском

Опишем содержание указанных этапов применительно к потенциальному кредитному риску кредитного продукта [3].

Цель управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта - воздействие на кредитный риск, который возникнет при выдаче кредита в будущем. Указанное управление способствует достижению банком конкурентных преимуществ на рынке кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, за счет улучшения качества управления рисками при сохранении среднерыночной процентной ставки на кредит увеличится прибыльность кредитования. С другой стороны, увеличение маржи позволяет снизить ставку или требования к заемщикам для укрепления позиций на рынке за счет расширения клиентской базы.

Следует иметь ввиду, что установление конечной цели исходит от собственника, в связи с этим от него зависит, какой политике будет следовать банк (консервативной, агрессивной, умеренной).

Основные сложности возникают при анализе потенциального кредитного риска кредитного продукта. Особенно это касается количественных оценок. Происходит это в силу того, что большинство параметров на этапе создания продукта неизвестны. Более того, само количество параметров довольно велико. Таким образом, изучить и адекватно количественно оценить результаты их совместного влияния практически невозможно.

Выходом из указанной проблемы может служить применение иной методики, отличающейся от общепринятых последовательностью и содержанием этапов управления риском.

С точки зрения управляемости потенциальным кредитным риском кредитного продукта преимущественным представляется подход превентивного поиска конкретных способов воздействия на риск. Следовательно, процесс управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта примет следующий вид (рис. 2):

Рис. 2. Этапы процесса управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта.

Рассмотрим подробнее содержание предлагаемых этапов управления.

1. Цели управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта указаны нами выше.

2. Согласно международным стандартам важным этапом управления рисками является анализ среды управления риском.

В банке рекомендуется проводить исследования по различным направлениям: а) исследование и анализ деятельности и продуктов/услуг банков-конкурентов; б) исследование и анализ потребностей клиентов; в) исследование и анализ рыночной среды (рынки сбыта, новые перспективные рынки и сегменты).

Результаты исследований должны содержать необходимую маркетинговую информацию для разработки нового продукта/услуги:

будущий спрос, характеристики потенциальных клиентов и сегментов продаж, предварительные тарифы.

Исследования могут проводиться либо силами специалистов самого банка, либо с привлечением внешних компаний. В обоих случаях источниками данных для исследований обычно выступают: «полевые» опросы населения и целевых фокус-групп, данные Банка России, Госкомстата, отчеты и исследования аналитических агентств, публикации в СМИ, мнения и заключения экспертов.

В случае с управлением потенциальным кредитным риском кредитного продукта банку необходимо выявить особенности указанной категории заемщиков, особенности кредитного риска и управления им при работе с субъектами малого и среднего предпринимательства, проанализировать состояние и перспективы развития рынка кредитования данной категории заемщиков.

Учет рыночной конкуренции в кредитной сфере предполагает при этом, что ужесточение условий предоставления финансирования влечет за собой снижение кредитной ставки. Таким образом, для получения конкурентных преимуществ затраты на анализ кредитоспособности заемщика и снижение процентных ставок должны покрываться увеличением возвратности кредитов. В случае с субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо выделить те их ключевые особенности, которые накладывают ограничения на их кредитование.

Далее, на основе собственных продуктовых предложений или кредитных продуктов конкурентов можно выделить один или несколько продуктов, обладающих усредненными характеристиками, которые впоследствии служили бы базой для проведения сравнений с проектами разрабатываемых новых кредитных продуктов. Преимущественным, по мнению автора, является рассмотрение усредненных кредитных продуктов банков-лидеров кредитования субъектов малого и среднего

предпринимательства, дифференцированных по целям кредита. Данное разделение обосновывается наибольшим влиянием целевой направленности кредита на основные условия кредитных продуктов (сроки, суммы кредита, процентная ставка, обеспечение и др.).

Таким образом, появляется база для сравнительного анализа проекта разрабатываемого продукта и существующих рыночных предложений.

3. Поиск факторов преимущественного кредитования отдельных групп заемщиков. Разработчикам нового продукта предлагается выявить такие особенности в деятельности отдельной группы субъектов малого и среднего предпринимательства или их взаимоотношениях с банком, которые обуславливали бы преимущества кредитования именно этой группы по сравнению с прочими.

Поиск может быть структурирован следующим образом в зависимости от возможного воздействия на потенциальный кредитный риск кредитного продукта (рис.3).

В виду того что одной из ключевых особенностей субъектов малого и среднего предпринимательства является их информационная закрытость, среди основных искомых экономических явлений и закономерностей будут те, которые позволяют расширить информацию о заемщике или снизить ее значимость в случае выдачи кредита.

Кроме того, возможен поиск факторов внешней и внутренней среды заемщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшающих их конкурентоспособность на рынке, являющихся, тем самым, основой для успешного исполнения условий возможных кредитных обязательств.

Среди указанных закономерностей в качестве примеров приведем преимущества кластерных объединений предприятий [2], в том числе саморегулируемых организаций, возможности реверсивного факторинга при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

Изменение природы риска посредством использования многосторонних договоров

Воздействие на потенциальный кредитный риск кредитного продукта

Сохранение или увеличение рисковой надбавки в кредитном продукте

Принятие риска

Ограничение суммы кредита

Прямые ограничения, встраиваемые в кредитный продукт

Ограничение сроков кредита

]/

^ Ограничения к обеспечению

Прочие ограничения (валюта, цели, кредитная история и др.)

Снижение асимметричности информации в системе кредитор-заемщик

Учет косвенных факторов кредитоспособности заемщика

Снижение предпосылок проявления морального риска

Снижение стоимости верификации состояния

Снижение возможности неблагоприятного отбора

Учет внешних факторов конкурентоспособности субъекта

Учет внутренних факторов конкурентоспособности субъекта

Рис. 3. Методы воздействия на потенциальный кредитный риск кредитного продукта коммерческого банка.

Однако просто найти подобные факторы и взаимосвязи недостаточно. Необходимо оценить возможности их применения в разрабатываемом кредитном продукте. Для этого анализируется достаточность количества субъектов малого среднего предпринимательства, обладающих искомыми особенностями и нуждающихся при этом в заемных средствах. Для этого, например, возможно проведение различных опросов или анализ существующих кредитных портфелей.

4. Разработав основные компоненты кредитного продукта, становится возможным анализ и оценка потенциального кредитного риска этого продукта. Однако в виду ограничений, описанных нами ранее, предлагается проводить сравнительную оценку потенциального кредитного риска разрабатываемого кредитного продукта с потенциальным кредитным риском усредненного кредитного продукта, взятого за основу. Иными словами, оценке будут подлежать изменения риска. Прежде всего, это задача экспертов. Экспертным путем можно оценить направленность и общую степень изменений. Остается нерешенной задача количественной оценки результативности реализованных в условиях кредитного продукта решений.

Справиться с проблемой можно при помощи моделирования кредитной деятельности. Одним из наиболее явных показателей изменения потенциального кредитного риска кредитного продукта может выступать изменение отчислений в резерв. Положением Центрального Банка Российской Федерации № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» [4] предусмотрено, что для анализа финансового положения заемщика коммерческий банк вправе использовать широкий набор источников информации. Среди них: общее состояние отрасли, к которой относится заемщик, конкурентное

положение заемщика в отрасли, деловая репутация заемщика, качество управления организацией-заемщиком, краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития заемщика, принадлежность заемщика к финансовым группам и холдингам, информация о различных аспектах в деятельности заемщика (сфера бизнеса, отраслевые особенности, специализация на видах продукции или услуг и иные аспекты) и др. Кроме того, во внимание принимаются и сравнительные данные (в динамике) по предприятиям, работающим в сопоставимых условиях (тот же профиль деятельности, те же размеры), содержащие сведения: о финансовой устойчивости (состоятельности); о ликвидности (платежеспособности), в том числе о движении денежных средств; о прибыльности (рентабельности); о деловой активности и перспективах развития соответствующего сегмента рынка.

Очевидно, что получение указанной информации может быть предопределено встроенными в кредитный продукт условиями. В работе приведены конкретные примеры, доказывающие этот факт.

Таким образом, управление кредитным риском кредитного продукта позволит коммерческому банку в дальнейшем более качественно оценивать финансовое состояние заемщика, обоснованно снижать уровень кредитного риска. Количественно оценить данное снижение можно на основе снижения отчислений в резерв. Основными параметрами при этом будут выступать:

- изменение размера расчетного резерва от суммы основного долга по ссуде, в процентных пунктах (Дг,пп);

- общая величина предполагаемой ссудной задолженности по кредитам, предоставленным по анализируемому кредитному продукту

(ад.

Произведение указанных параметров, а также средней стоимости привлечения ресурсов коммерческого банка (рср,%) может являться

показателем результата принятых мер по управлению потенциальным кредитным риском кредитного продукта и использоваться при сравнениях целесообразности разработки различных новых кредитных продуктов.

(РсрЛ00^кп*(Лг /100)

5. Контроль целесообразности и эффективности воздействия на потенциальный кредитный риск кредитного продукта. Отношение получившейся величины к сумме дополнительных затрат на создание кредитного продукта и его выведение на рынок ^затр), связанные с включением в его создание процедур по управлению потенциальным кредитным риском кредитного продукта позволит оценивать целесообразность и эффективность этого управления. Иными словами, прежде всего, дополнительные затраты не должны превышать ожидаемый результат, более того, предпочтение отдается новым продуктам с большими показателями эффективности.

(РсрЛ00^кп*(Лг /100) / Sзатр

Кроме того, важно учитывать также следующие ограничения: осуществимость по бизнес-процессам, по программному обеспечению и техническим средствам, по персоналу, юридическая (соответствие законодательству); безопасность информационная, экономическая; влияние на другие подразделения банка; соответствие политике и стратегии банка и др.

6. Формализация элементов кредитного продукта (в том числе разработка методического, организационного обеспечения, обучения персонала). В рамках данного этапа необходимо включить в кредитный продукт компоненты, необходимые для реализации преимуществ найденных закономерностей в случае вывода продукта на рынок. Иными словами, необходима формализация условий кредитного продукта и кредитного договора, в частности. Как правило, разработки проводятся в части технологии и документов кредитного продукта.

Таким образом, на данном этапе необходимо реализовать следующее: определение функций и ответственности подразделений банка в управлении потенциальным кредитным риском кредитного продукта; создание совокупности внутрибанковских документов; разработка форм документов, необходимых для подтверждения потенциальными заемщиками установленных банком критериям; обучение сотрудников банка по реализации разработанной методики.

Заключение

На основе разработанной методики управления потенциальным кредитным риском кредитного продукта может строиться процесс управления кредитным риском банка, а также данная методика может быть использована в процесс разработки кредитных продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью снижения в будущем кредитных рисков.

Библиографический список

1. Belkov M.A. Application of reverse factoring for small and medium-sized business entities possessing features of members of the economic cluster // European Science and Technology [Text]: materials of the II international research and practice conference, Vol. I, Wiesbaden, May 9 th-10th, 2012 / publishing office «Bildungszentrum Rodnik e. V.». - с. Wiesbaden, Germany, 2012.-540 р. ISBN 978-3-9811753-7-0. рр. 55-60.

2. Бельков М.А. «Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в составе экономических кластеров как способ снижения кредитного риска банка и расходов по обслуживанию клиентов» // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». №03(09). 2011 г. С. 3-5.

3. Бельков М.А. Понятия «потенциальный кредитный риск кредитного продукта» и «управление потенциальным кредитным риском кредитного продукта» при работе с субъектами малого и среднего предпринимательства // Финансы и кредит. 15 (495) - 2012 апрель. С. 6367.

4. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» // Вестник Банка России от 7 мая 2004 г. № 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.