Научная статья на тему 'Методические подходы в оценке риска хозяйственной деятельности коммерческой организации при подготовке учетной политики'

Методические подходы в оценке риска хозяйственной деятельности коммерческой организации при подготовке учетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оценка риска / система внутреннего контроля / надежность / аудит / нарушения в учете / ошибка / учетная политика организации / процедуры и результаты контроля / risk assessment / internal control system / reliability / audit / accounting violations / error / entity’s accounting policy / procedures and results of control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Александровна Касьянова

Учетная политика любого хозяйствующего субъекта является стратегически важным инструментом для организации учетных процессов, а оценка возможных рисков хозяйственной деятельности, влияющих на выбор наиболее оптимального способа ведения бухгалтерского учета, позволяет ему выявить степень воздействия события на формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и предотвратить ее существенные искажения. В настоящее время в РФ методики оценки рисков хозяйственной деятельности, разработанной на законодательном уровне, для коммерческих организаций не существует. Представленная в статье авторская разработка, необходимая при подготовке организационно-технического и методологического разделов учетной политики коммерческой организации, восполняет этот пробел. Она основана на зависимости между процедурами контроля и определения значения риска. Последнее указывается в баллах, исходя из административной ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности статьями 15.11, 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, отражает результаты проверки, характер нарушений и рекомендации по их устранению. Цель работы заключается в развитии методологии оценки системы внутреннего контроля организации на основе разработки методического инструментария выявления последствий риска хозяйственной деятельности на этапе составления учетной политики организации. Автором использованы логические методы познания, системного анализа и синтеза, моделирования на практике. Значимость результатов заключается в углублении знаний о сущности и проявлении риска хозяйственной деятельности, путях и методах его оценки, а разработанные инструменты и механизмы могут быть применены в системе внутреннего контроля организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светлана Александровна Касьянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessement Methods of an Entity’s Economic Risks in Compiling the Accounting Policy

The accounting policy of any economic entity is a strategically important tool for organizing accounting processes. Obviously, the assessment of economic activity risks affecting the choice of the most optimal accounting method allows it to identify the degree of impact of an event on the formation of accounting (financial) reporting indicators and prevent its material misstatements. Currently, in the Russian Federation, there is no methodology for assessing the risks of economic activity conducted at the legislative level for commercial organizations. The author’s working out presented in the paper fills the gap. This development is necessary in preparing the organizational, technical and methodological sections of the accounting policy of a commercial organization. It is based on the link between control procedures and risk assessment. The latter is stated in points, based on administrative responsibility for violation of the requirements for accounting and compiling of financial statements in Articles 15.11, 15.15.6 of the Code of Administrative Offenses. Also, it reflects the results of the audit, the nature of violations, and recommendations for their elimination. The study’s purpose works out a methodology for assessing the organization’s internal control system based on the development of methodological tools for identifying the consequences of the risk of economic activity at the stage of compiling the accounting policy of the commercial entity. The author used logical methods of cognition, system analysis and synthesis, modeling in practice. The significance of the results lies in deepening knowledge about the risk of economic activity, ways and methods of its assessment. The research gives a possibility to apply such tools and mechanisms in the organization’s internal control system.

Текст научной работы на тему «Методические подходы в оценке риска хозяйственной деятельности коммерческой организации при подготовке учетной политики»

ТЕОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ и АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTING, ANALYTICAL AND CONTROL PROCESSES

(CC) ]

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-6-21 УДК 336.67;657.6.012.16(045) JEL M41, М42, G34

Методические подходы в оценке риска хозяйственной деятельности коммерческой организации при подготовке учетной политики

С. А. Касьянова

Краснодарский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, Краснодар, Россия АННОТАЦИЯ

Учетная политика любого хозяйствующего субъекта является стратегически важным инструментом для организации учетных процессов, а оценка возможных рисков хозяйственной деятельности, влияющих на выбор наиболее оптимального способа ведения бухгалтерского учета, позволяет ему выявить степень воздействия события на формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и предотвратить ее существенные искажения. В настоящее время в РФ методики оценки рисков хозяйственной деятельности, разработанной на законодательном уровне, для коммерческих организаций не существует. Представленная в статье авторская разработка, необходимая при подготовке организационно-технического и методологического разделов учетной политики коммерческой организации, восполняет этот пробел. Она основана на зависимости между процедурами контроля и определения значения риска. Последнее указывается в баллах, исходя из административной ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности статьями 15.11, 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, отражает результаты проверки, характер нарушений и рекомендации по их устранению. Цель работы заключается в развитии методологии оценки системы внутреннего контроля организации на основе разработки методического инструментария выявления последствий риска хозяйственной деятельности на этапе составления учетной политики организации. Автором использованы логические методы познания, системного анализа и синтеза, моделирования на практике. Значимость результатов заключается в углублении знаний о сущности и проявлении риска хозяйственной деятельности, путях и методах его оценки, а разработанные инструменты и механизмы могут быть применены в системе внутреннего контроля организации.

Ключевые слова: оценка риска; система внутреннего контроля; надежность; аудит; нарушения в учете; ошибка; учетная политика организации; процедуры и результаты контроля

Для цитирования: Касьянова С.А. Методические подходы в оценке риска хозяйственной деятельности коммерческой организации при подготовке учетной политики. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2022;9(6):6-21. DOI: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-6-21

ORiGiNAL PAPER

Assessement Methods of an Entity's Economic Risks in Compiling the Accounting Policy

S.A. Kasyanova

PLekhanov Russian University of Economics, Krasnodar branch, Krasnodar, Russia ABSTRACT

The accounting policy of any economic entity is a strategically important tool for organizing accounting processes. Obviously, the assessment of economic activity risks affecting the choice of the most optimal accounting method aLLows it to identify the degree of impact of an event on the formation of accounting (financial) reporting indicators and prevent its material misstatements. Currently, in the Russian Federation, there is no methodology for assessing the risks of economic activity conducted at the Legislative Level for commercial organizations. The author's working out presented in the paper fiLLs the gap. This deveLopment is necessary in preparing the organizational technicaL and methodoLogicaL sections of the accounting poLicy of a commerciaL organization. It is based on the Link between controL procedures and

BY 4.0

© Касьянова С.А., 2022

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 6'2022

С.А. Касьянова

risk assessment. The Latter is stated in points, based on administrative responsibility for violation of the requirements for accounting and compiling of financial statements in Articles 15.11, 15.15.6 of the Code of Administrative Offenses. Also, it reflects the results of the audit, the nature of violations, and recommendations for their elimination. The study's purpose works out a methodology for assessing the organization's internal control system based on the development of methodological tools for identifying the consequences of the risk of economic activity at the stage of compiling the accounting policy of the commercial entity. The author used logical methods of cognition, system analysis and synthesis, modeling in practice. The significance of the results lies in deepening knowledge about the risk of economic activity, ways and methods of its assessment. The research gives a possibility to apply such tools and mechanisms in the organization's internal control system.

Keywords: risk assessment; internal control system; reliability; audit; accounting violations; error; entity's accounting policy; procedures and results of control

For citation: Kasyanova S.A. Assessement methods of an entity's economic risks in compiling the accounting policy. Uchet. Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2022;9(6):6-21. (in Russ.). Doi: 10.26794/2408-9303-2022-9-6-6-21

введение

Одной из важных задач аудита является оценка уровня надежности системы внутреннего контроля аудируемого лица, которая, будучи многокомпонентной, включает в себя контрольные среду и действия, процессы оценки организацией рисков хозяйственной деятельности, мониторинг, информационные системы и их взаимодействие и позволяет аудитору понять концепцию составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдения принципов ее подготовки, основываясь на рекомендациях МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения»1.

В настоящее время процедура такой оценки применительно к коммерческим организациям является достаточно запутанной и сложной, поскольку обусловлена отсутствием достаточного количества методических материалов для своего обеспечения, в отличие от кредитных организаций, для которых существует действующие методики, например Инструкция ЦБ РФ «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»2, Положение ЦБ РФ «О порядке расчета

1 Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.10.2021 № 163н) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 404880/?ysclid=l777h0ordl904342973\ (дата обращения: 15.04.2022).

2 Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И (ред. от 01.09.2015) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями». URL: http://www.consultant.ru/

кредитными организациями величины рыночного риска»3, письмо ЦБ РФ «О международных подходах (стандартах) организации управления процентным риском»4 и др. Основам банковского регулирования, базирующимся на оценке риска, также посвящены статьи зарубежных исследователей [1-5].

В ГОСТе «Национальный стандарт Российской Федерации менеджмент риска. Термины и определения»5 риск трактуется как влияние неопределенности на достижение поставленных целей. Если последствием считать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное), то и воздействие на цели могут быть различными по содержанию (относящиеся к экономике, здоровью, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Сегодня мы можем наблюдать, насколько созрело научное и финансовое сообщество, чтобы понять, что рисками нужно управлять рационально. Продолжается изучение и реализация способов их устранения и снижения вредных последствий воздействия [6].

document/cons_doc_LAW_54961/?ysclid=l777la1kis598916893

(дата обращения: 15.04.2022).

3 Положение ЦБ РФ № 511-П от 03.12.2015 «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска» (в ред. от 28.02.2022 № 6075-У). Вестник Банка России. 2015;(122).

4 Письмо Банка России № 15-1-3-6/3995 от 02.10.2007 «О международных подходах (стандартах) организации управления процентным риском». URL: https://legalacts.ru/ doc/pismo-banka-rossii-ot-02102007-n-15-1-3-63995/

5 ГОСТ Р 51897-2021 (ISO Guide 73:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Термины и определения. (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.11.2021 № 1489-ст). URL: http:// https://docs.cntd.ru/document/1200181662 (дата обращения: 16.04.2022).

www.AccouNTING.FA.Ru

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTING, ANALYTICAL AND CONTROL PROCESSES

Если в литературе риск часто прогнозируют, описывая возможное событие (действие) с неопределенными последствиями, которое происходит с некоторой долей вероятности, то неопределенность события (действия) — это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для последствий, которые могут наступить. Таким образом, можно утверждать, что риск хозяйственной деятельности представляет собой результат событий, обстоятельств, действий или бездействий, которые, вероятнее всего, могут негативно повлиять на ожидаемые финансовые результаты деятельности организации.

Идентифицируя возможные виды рисков, их сначала выявляют, а затем анализируют причины их возникновения [7].

Поэтому для обеспечения устойчивости и развития организации одной из задач риск-менеджмента является выявление причин возникновения хозяйственных рисков, к которым относятся [8]:

• разработка нового вида продукции (которая может оказаться неудачной и привести к возникновению обязательств и риску ухудшения репутации);

• осуществление нового вида деятельности;

• сокращение числа клиентов, возникшее в результате произошедших слияний организаций отрасли;

• изменения в окружении контрагентов (поставщики, покупатели);

• принятие нового трудового персонала;

• внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем;

• использование новых технологий, новых подходов к ведению хозяйственной деятельности;

• реорганизация;

• расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов;

• применение новых принципов, стандартов, положений, инструкций в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности и др.

методика исследования и результаты

Риски характеризуются множеством критериев [9]; в процессе проведения исследования и определения уровня организации процедур контроля мы выделили четыре для оценки хозяйственной деятельности:

• выявление организацией рисков, связанных с искажением ее бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• оценка выявленных финансовых рисков, связанных с искажением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• оценка нефинансовых рисков;

• документирование рисков, связанных с искажением бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

В рамках данного исследования рассмотрим первые два критерия. Для выявления организацией рисков хозяйственной деятельности, связанных с искажением ее бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы провели изучение зависимости между величиной риска и ошибками, возникающими в локальных документах аудируемого лица, на примере приказа о его учетной политике. Выявить и оценить риски, проявляющиеся при составлении данного документа, можно путем установления зависимости между их значениями и величиной ошибки, заключающейся в несвоевременном или неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, что влечет за собой искажение бухгалтерской отчетности и признано грубым нарушением.

Для начала каждому параметру риска хозяйственной деятельности нами на основе норм российского законодательства, установленных в ст. 15.11 Кодексом об административных правонарушениях6, был присвоен соответствующий уровень: высокий, средний, низкий, в зависимости от того, насколько сильно ошибка влияет на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности:

• 2 балла — высокий риск, приводящий к грубым нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• 1 балл — средний риск, не приводящий к грубым нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• 0 баллов — низкий риск, отсутствие каких бы то ни было нарушений.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со ст. 15.11

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. от 24.11.2022). Ст. 15.11. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& md=k68000&base=LAW&n=430599&cacheid=36A234210A87 DF3D 23F84172465EBD 34&mode=rubr#9nk9wOT2X6jq3qgm

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 6'2022

Таблица 1 / Table 1

Оценка риска хозяйственной деятельности в ходе выполнения контрольных процедур по проверке организационно-технического раздела учетной политики организации / Assessment of the economic activity in the course of the implementation of control procedures for checking the organizational and technical section of risk the enitity's accounting policy

Этапы контроля / Control stages Процедуры контроля / Control procedures Результат контроля (варианты) / Control result (options) Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-законодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts Что нарушено/Violations Балльная оценка результата контроля/ Control result, points Комментарии, рекомендации / Comments, recommendations

1. Организационно-технический / Organizational 1. Запрос рабочего плана счетов/Request for a working chart of accounts Рабочий план счетов отсутствует/ No working chart of accounts Учетная политика организации /Accounting policy of the organization Нарушены требования ПБУ1/2008 п. 4а 402-ФЗ ст 8Ь/Requirements violation of the of PBU 1/2008 Item 4,402-FZ art. 8b 1 He относится к грубому нарушению (риск в 0 баллов исключен) / Does not apply to gross violation (risk of 0 points excluded)

and technical 2. Рабочий план счетов имеется /Working chart of accounts is available - 0

2. Инспектирование организационно-технического раздела/inspection of the organizational and technical section 1. Автоматическая форма 1С Бухгалтерия (лицензия отсутствует, документы на ее получение неверно оформлены) /Automatic form 1С Accounting (there is no license, the documents for obtaining it are incorrectly executed) Счета-фактуры, товарная накладная на оплату лицензии, договор с организацией на покупку программы 1С Бухгалтерия / Invoices, consignment note for paying for a license, an agreement with an organization for the purchase of the ICAccounting program ГК РФ ч. 4, ст. 1301,: / Civil Code of the Russian Federation Part 4, art 1301 1 В случае отсутствия необходимо сообщить об ответственности, предусмотренной ст 7.12 п. 2 КОАП, ст. 146 п. 2 УК; 2) проверить порядок распределения расходов будущих периодов на сч. 97, который должен быть прописан в учетной политике РФ/1) In case of absence, It is necessary to report the liability provided for In Article 7.12, paragraph 2 of the Code of Administrative Offenses, Article 146, paragraph 2 of the Criminal Code of the Russian Federation; check the procedure for distributing deferred expenses on account 97, which must be specified in the accounting policy of RF

2. Автоматическая форма 1С Бухгалтерия (лицензия имеется, документы на ее получение верно оформлены) /Automatic form ICAccounting (the license is available, the documents for its receipt are correctly executed) 0

3. Инспектирование информации о применении упрощенной формы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства/ Inspection of information on the application of a simplified form of accounting for small businesses Использование Книги учета фактов хозяйственной деятельности для субъектов малого бизнеса / Using the Business record Book for small businesses Книга учета фактов хозяйственной деятельности / Book of accounting facts of economic activity Приказ Министерства финансов РФ «О типовых рекомендациях об организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» № 64-н п. 4.1 от21.12.1998, ПБУ 1/2008 п.4/Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On standard recommendations on the organization of accounting for small businesses" No. 64-n Item 4.1 dated 12/21/1998, PBU 1/2008 item 4 0 Рекомендовать внести в учетную политику регистр для малого бизнеса / Recommend adding a register for small businesses to the accounting policy

n

b-?

r>

cr »

I О Ob

о

V0

Продолжение таблицы 1 / Table 1 (continued)

Этапы контроля/ Control stages

х

>

> ta

Процедуры контроля / Control procedures

4. Инспектирование информации о применении двойной записи / Inspection of double entry information

5. Запрос первичных учетных документов / Request for primary accounting documents

6. Запрос графика документооборота / Request a workflow schedule

7. Запрос об исполнении ответственности за организацию ведения бухгалтерского учета / Request for the fulfillment of responsibility for the organization of accounting

Результат контроля (варианты) / Control result (options)

1. Двойная запись не применяется/ Double entry does not apply

Двойная запись применяется / Double entry applied

1.Унифицированные формы отсутствуют; а разработанные организацией формы первичных документов не утверждены/There are no unified forms, and the forms of primary documents developed independently by the organization are not approved

2.Унифицированные формы имеются, разработанные самостоятельно организацией формы первичных документов утверждены / Unified forms are available, forms of primary documents developed independently by the organization are approved

1. Отсутствие графиков документооборота / Lack of workflow schedules

Имеются графики документооборота /There are workflow schedules

1. Отсутствие информации о том, кто ведет бухгалтерский учет/ Lack of information about who keeps accounting records

2. Имеется информация о том, кто ведет бухгалтерский учет/ Data of who keeps the accounting records is available

Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-законодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts

Учетная политика микропредприятия / Accounting policy of a micro-enterprise

Первичные документы (выборочно), приложения к учетной политике/Primary documents (selectively), appendices to the accounting policy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложения к учетной политике организации /Applications to the accounting policy of the organization

Трудовой договор с директором и бухгалтером, штатное расписание, должностные инструменты, договор с аутсорсинговой организацией / Employment contract with the director and accountant, staff list, job tools, contract with an outsourcing organization

Что нарушено/Violations

ПБУ1/2008 п. 6.1 / PBU 1/2008 item 6.1

402-ФЗ ст. 9, ПБУ 1/2008 п. 4 / 402-FZ Art. 9, PBU 1/2008 item 4

П. 28-30 ФСБУ 27/2021,j, ПБУ 1/2008 п. 4/

item 28-30 FAS 27/2021d, PBU 1/2008 item 4

402-ФЗ ст. 7, n. 3/ 402-FZ art. 7, item 3

Балльная оценка результата контроля/ Control result, points

2

Комментарии, рекомендации / Comments, recommendations

Бухгалтерский учет осуществляется без системы двойной записи и в учетной политике об этом праве не заявляется/Accounting is carried out without a double entry system and this right is not declared in the accounting policy_

Утвердить и разработать формы первичных документов и внести изменения в учетную политику/Apprave and develop forms of primary documents and make changes to the accounting policy

Рекомендуется разработать график документооборота и включить его в состав приложений к учетой политике / it is recommended to develop a workflow schedule and include it in the appendices to the accounting policy_

Если директор совмещает работу бухгалтера, то в соответствии с Стандартом «Об утверждении профессионального стандарта бухгалтер» приказ Министерства труда РФ от 21.02.2019 № 103-н, функции бухгалтера должны быть прописаны в трудовом договоре. Как совмещение профессии, их необходимо оплачивать, в противном случае идет сокращение расходов. Если средний размер оплаты труда по отрасли за выполнение данных функций превысит 10% от валюты баланса, данное нарушение может явиться грубым /if the director combines the work of an accountant, then in accordance with the Standard "On approval of the professional standard of an accountant", order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 103-n dated February 21,2019, the functions of an accountant must be specified in the employment contract And as a combination of profession, they must be paid. Otherwise, there isa reduction in costs.And if the average wage in the industry for the performance of these functions exceeds 10% of the balance sheet currency, then this violation may be gross_

m О

О -О

^ s

> S

m О

^ t"

S °

о b

О о

О -I

I- s

о io

Cl ^

< 2

О гп

-П H

>

Г» О

п *

— -а

Z о

СП ь >6

п >

H

О m Z г» H 75 73 S О X

H

2 о

i/> о

m О

m m

to го

Окончание таблицы 1 / Table 1 (continued)

Этапы контроля/ Control stages Процедуры контроля / Control procedures Результат контроля (варианты) / Control result (options) Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-законодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts Что нарушено/Violations Балльная оценка результата контроля/ Control result, points Комментарии, рекомендации / Comments, recommendations

8. Пересчет существенности ошибки / Error materiality recalculation 1. Критерий существенности ошибки не установлен/The criterion for the materiality of the error is not set Учетная политика организации, бухгалтерская отчеты ость/Accounting policy of the organization, financial statements ПБУ 22/2010 п. 2' п.4/PBU 22/2010 Item 2е, item 4 2 Если арифметически неверно посчитана существенность ошибки, следует проверить наличие бухгалтерских записей с применением сч. 84. Если искажение превысило 10% от валюты баланса,™ результат контроля равен 0 баллов/If the significance of the error Is calculated arithmetically incorrectly, you should check the availability of accounting records using account 84. If the distortion exceeded 10% of the balance sheet currency, then the result of the control Is 0 points

1 Если ошибка несущественная, при проверке записей по сч.91,то результат контроля равен 1 баллу / If the error Is insignificant, when checking the records for account 91, then the result of the control is 1 point

2. Критерий существенности ошибки установлен / Criterion of materiality of the error is established 0

9. Наблюдение за проведением инвентаризации имущества и обязательств/Monitoring the inventory of property and liabilities 1. Инвентаризация не проводится / No inventory taking place 2.Инвентаризация проводится/ Inventory is carried out Учетная политика организации, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости, регистры сч. 94 и 73, приказы /Accounting policy of the organization, inventory lists, inventory acts, collation statements, account registers 94 and 73, orders 402-ФЗ ст. 11, приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», п. 2, приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» /402-FZ Art. 11, order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.05.1995 No. 49 (as amended on 08.11.2010) "On approval of the Guidelines for the inventory of property and financial obligations", item 2, Order of the Ministry of Finance of Russia dated July 29,1998 No. 34n (as amended on April 11,2018) "On Approval of the Regulation on Accounting and Accounting In the Russian Federation" 1 0 Проверить наличие инвентаризационных описей / Check for inventory records

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Примечание/Note: a - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 07.02.2020 № 18н). URL: http//www.consultantru/cons/cgl/online.cgl?req=doc&cacheid=6519A249644860A2BB 2В 176D 0Е 10Е 666&SORTTYPE=0&BASENODE=l-l&ts=2xHJ8PTJVSFj44c5&base=LAW&n=347339&rnd=ZiAO8A#R4bJ8PT6IMsMkdlz / Regulation on accounting'Accounting policy of the organization" PBU 1/2008. Approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation № 106n dated October 6,2008 (as amended by № 18n dated February 7,2020); b- Федеральный закон «Обух- Q галтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 №443-Ф3). Принят Государственной Думой 22.11.2011. Одобрен Советом Федерации 29.11.2011 Собрание законодательства Российской Федерации. URL:http//www.consultant ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=lD 5ВВ 3ABBAED 918847В 90364B45EBDE 5&SORTTYPE=0&BASENODE=l-l&ts=enRK8PTCUxEpMYxr&base=lAW&n=389500&rnd=ZiA08A#RbSK8PT9vFfVnhoH/Federal Law "On Accounting" №402-FZ g* dated December 6, 2011 (as amended on December 30, 2021 № 443-FZ). Adopted by the State Duma on November 22,2011. Approved by the Federation Council on November 29, 2011 Collection of Legislation of the Russian Federation; с - Гра- J жданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая - Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ (в ред. от 11.06.2021 № 213-ФЭ). Принята Государственной Думой 24.11.2006. URL: http//www.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req= ;0 doc&rnd=ZiA08A&base=LAW&n=428378&cacheid=42EE 5ВВССЕ 08081FA3DCBA2BB 6A2DB 97&mode=rubr#OaVL8PTgOY 321GJ91 / Civil Code of the Russian Federation. Part four - Federal Law № 230-FZ of December 18,2006 (as amended of о June 11,2021 № 213-FZ). Adopted by the State Duma on November 24,2006; d - Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/21 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Утвержден приказом Министерства финансов § Российской Федерации от 16.04.2021 № 62н. URL: https//www.consultantru/document/cons_doc_LAW_386440/?ysclid=lbajwr3ynw940847657/ Federal Accounting Standard FAS 27/21 "Documents and workflow in accounting". Approved by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated April 16,2021 № 62n; e - Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2010 № 63н (в ред.от 07.02.2020 № 18H).URL;http//www.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=9ACCEB 509В 464D 9Е 02472D 943266В 149&SORTTYPE=0&BASENODE=l-l&ts=VTJN 8PTGlDngm dXR&base=LAW&n=347350&rnd=ZiA08A#9tJN 8PTINwBVLnN 51 / Regulation on accounting "Correction of errors in accounting and reporting" PBU 22/2010. Approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation № ,63n dated June 28,2010 (as amended by №. 18n dated February 7,2020).

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTING, ANALYTICAL AND CONTROL PROCESSES

Кодекса об административных правонарушениях понимается:

• «занижение сумм налогов и сборов не менее, чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

• искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее, чем на 10%;

• регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

• ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

• составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

• отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов».

В табл. 1 приведен пример документально выраженной оценки процедур контроля при проверке учетной политики организации.

Как видно из данных, представленных в табл. 1, по девяти процедурам контроля в трех пунктах возможно наступление грубых нарушений требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; в семи случаях мы наблюдаем средний риск, в остальных — нарушения не влияют на отчетность.

Следовательно, таким параметрам организационно-технического раздела учетной политики, как применение двойной записи, расстановка ответственности ведения бухгалтерского учета и уровня установления существенности ошибки необходимо уделять особое внимание, поскольку они могут повлиять на искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем на 10%.

Далее в табл. 2 представлены результаты оценки возможных рисков хозяйственной деятельности, которые могут возникать в результате несоответствия информации, содержащейся в учетных регистрах по

соответствующим счетам учета активов и обязательств, при формировании методологического раздела учетной политики организации. Подход к расстановке баллов был выбран аналогично вышерассмотренно-му (более 10% — грубое нарушение — 2 балла, менее 10% — 1 балл, отсутствие нарушений — 0 баллов).

Заметим, что в табл. 1 приведен не весь перечень пунктов методологического раздела учетной политики, а лишь его основные моменты, поскольку для каждой отрасли и вида деятельности характерны свои процессы внутреннего регулирования доходов, расходов, активов и обязательств. В нашей авторской статье [12] подробно изложена методика оценки риска хозяйственной деятельности в ходе выполнения контрольных процедур проверки информации об объектах основных средств в учетной политике организации по таким направлениям, как:

• организация документооборота;

• признание актива основным средством;

• признание порядка определения существенных затрат на ремонт основных средств;

• момент начала и окончания начисления амортизации;

• периодичность начисления амортизации;

• способ начисления амортизации, коэффициент ускорения для способа уменьшаемого остатка;

• переоценка основных средств, не относящихся к инвестиционной недвижимости (периодичность, сроки, группы объектов, способ пересчета стоимости, какая стоимость переоценивается — первоначальная или балансовая);

• разработка тестов на обесценение основных средств.

Как видно из данных табл. 2, практически для всех элементов рассматриваемого раздела учетной политики организации возможны варианты оценки от 0 до 2 баллов. Это свидетельствует о том, что применение методов учета может как позитивно (правильное, безошибочное применение), так и негативно (грубые нарушения) влиять на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На следующем этапе необходимо интерпретировать полученные оценки. Для этого рассчитывается фактическое количество баллов по каждой процедуре контроля, которое равно 21 [по всем возможным значениям среднего риска, не приводящим к грубым нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности] из максимально возможных 46 баллов ((9 + 14) х 2).

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 6'2022

Таблица 2/Table 2

Оценка риска в ходе выполнения контрольных процедур по проверке методологического раздела учетной политики организации / Risk assessment in implementing control procedures for checking the methodological section of the entity's accounting policy

Этапы Контроля / Control stages Процедуры Контроля / Control procedures Результат контроля (варианты) / Control result (options) Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-за-конодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts Что нарушено / Violations Балльная оценка результата контроля / Control result Комментарии, Рекомендации / Comments, recommendations

2. Методологический / Methodological 1. Инспектирование порядка списания общехозяйственных расходов / Inspection of the procedure for writing off general business expenses Порядок списания общехозяйственных и общепроизводственных расходов проводится (не проводится) /The procedure for writing off general business and general production expenses is carried out (not carried out) Регистры по сч. 20, 25, 26,90/2, отчет о финансовых результатах / Registers on accounts 20,25, 26,90/2, income statement ПБУ 10/99, п. 20а/ PBU 10/99, item 20 0,1,2 Если порядок списания общехозяйственных расходов не прописан в учетной политике и организация отражает их на сч. 90/2,то это не является грубым нарушением (1 балл). Если организация выбрала экономический показатель, зафиксировав его для распределения общепроизводственных расходов по видам выпускаемой продукции, а фактически использует другой экономический показатель, и величина искажения после распределения составит более 10%,то 2 балла / If the procedure for writing off general business expenses is not prescribed in the accounting policy and the organization reflects them on account 90/2, then this is not a gross violation (1 point). If the organization has chosen an economic indicator, fixing it for the distribution of overhead costs by types of products, but actually uses a different economic indicator, and the amount of distortion after distribution is more than 10%,- 2 points

2. Инспектирование порядка учета транспортно-заготовительных расходов / Inspection of the procedure for accounting for transport and procurement costs Транспортно-заготовитель-ные расходы распределяются (не распределяются) на остаток нереализованной продукции (товаров) / Transport and procurement costs are distributed (not distributed) to the balance of unsold products (goods) Регистры по субсчетам сч. 44,90/2, справка бухгалтера с арифметическим расчетом / Registers for subaccounts of account 44,90/2, accountant's certificate with arithmetic calculation ФСБУ 5/21 / FAS 5/21 0,1,2 Рекомендовать внести изменения в учетную политику / Recommend changes to the accounting policy

3. Инспектирование учетной политики, арифметический пересчет/Inspection of accounting policies, arithmetic translation Ведется (не ведется) аналитический учет затрат на сч. 25 и 26 / Conducted (not maintained) analytical accounting of costs on accounts 25 and 26 Регистры по сч. 25 и 26 / Registers on accounts 25 and 26 ПБУ 10/99/PBU 10/99 0,1,2 Рекомендовать внести изменения в учётную политику / Recommend changes to the accounting policy

n

b-?

r>

cr »

I О Ob

о

LN

Продолжение таблицы 2/Table 2 (continued)

Этапы Контроля / Control stages

х

>

> ta

Процедуры Контроля / Control procedures

4. Инспектирование учетной политики /Inspection of accounting policies

5. Инспектирование учетной политики /Inspection of accounting policies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Инспектирование учетной политики / Inspection of accounting policies

Результат контроля (варианты) / Control result (options)

Разработаны (не разработаны) карточки индивидуального сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов в ПФР и ФСС РФ / Developed (not developed) cards of individual amounts of accrued payments and other remunerations and amounts of accrued insurance premiums in the Pension Fund of the Russian Federation and the SIF of the Russian Federation

В аналитическом учете временные разницы учитываются (не учитываются) дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых онивозникли / In analytical accounting, temporary differences are accounted for (not accounted for) differentiated by the types of assets and liabilities in the valuation of which they arose

Формируются (не формируются) оценочные обязательства и оценочные резервы / Estimated liabilities and estimated reserves are formed (not formed)

Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-за-конодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts

Регистры и карточки учета выплат налогов и страховых взносов по сч. 69 / Registers and cards for accounting for tax payments and insurance premiums on account 69

Регистры по сч. 09, 68,77, отчет о финансовых результатах / Registers on accounts 09,68,77, income statement

Отчет о финансовых результатах; методические разработки организации по определению величины оценочных обязательств, формируемых на счете 96, и оценочных резервов на сч. 14, 59, 63 / Methodological developments of the organization to determine the amount of estimated liabilities formed on account 96, and estimated reserves on accounts 14,59,63

Что нарушено / Violations

HK РФ гл. 34,402-ФЗ ст. 9 / Tax Code of the Russian Federation Ch. 34,402-FZ art. 9

ПБУ 18/02 гл.2 П.8/ PBU 18/02 ch. 2 item 8

Приказ Минфина РФ № 34н «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ФСБУ 5/2019 п. 5 / Order of the Ministry of Finance of Russia No. 34n "Regulations on accounting and financial reporting in the Russian Federation, FAS 5/2019 item 5

Балльная оценка результата контроля / Control result

0,1,2

0,1,2

0,1,2

Комментарии, Рекомендации / Comments, recommendations

Рекомендовать внести изменения в учетную политику/ Recommend changes to the accounting policy

Рекомендовать внести изменения в учетную политику/ Recommend changes to the accounting policy

Рекомендовать внести изменения в учетную политику / Recommend changes to the accounting policy

m О

О -О

Ъ s

> S

m О

H ta

S °

о b

О о

О -I

I- s

о io

Cl ^

< 2

О гп

-П H

>

Г» О

п *

— -а

Z о

СП ь >6

п >

H

О m Z г» H 75 73 S О X

H

2 о

i/> о

m О

m m

to го

Продолжение таблицы 2/Table 2 (continued)

Этапы Контроля / Control stages Процедуры Контроля / Control procedures Результат контроля (варианты) / Control result (options) Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-за-конодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts Что нарушено / Violations Балльная оценка результата контроля / Control result Комментарии, Рекомендации / Comments, recommendations

7. Инспектирование учетной политики /Inspection of accounting policies Имеет (не имеет) право организация определять налогооблагаемую базу по налогу на прибыль кассовым методом /The organization has (does not) the right to determine the taxable base for income tax on a cash basis Декларация по налогу на прибыль, отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс, договоры с контрагентами, акты /Income tax return, income statement, balance sheet, contracts with counterparties, acts HK РФ гл.25 /Tax Code of the Russian Federation Ch. 25 0,1,2 Если, в среднем, за предыдущие четыре квартала сумма выручки в организации от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС превысила один миллион рублей за каждый квартал, то организация не вправе применять кассовый метод, и это является грубым нарушением / If, on average, over the previous four quarters, the amount of revenue in the organization from the sale of goods (works, services), excluding VAT, exceeded one million rubles for each quarter, then the organization is not entitled to apply the cash method, and this is a gross violation

8. Инспектирование учетной политики /Inspection of accounting policies Организация списывает запасы методом несоответствующим тому методу, который прописан в учетной политике /The organization writes off inventories using a method that is inconsistent with the method prescribed in the accounting policy Регистры по сч. 10, 41,43, справки бухгалтера / Registers for accounts 10,41, 43, accountant's certificates ФСБУ 5/2019 / FAS 5/2019 0,1,2 Если организация принимает метод списания запасов, отличающийся от того, что прописан у учетной политике и величина искажения составляет более 10% - 2 балла / If the organization adopts a method of writing off inventories that differs from what is prescribed in the accounting policy and the amount of distortion is more than 10% - 2 points

9. Пересчет и инспектирование учетной политики / Recalculation and inspection of accounting policies Организация приходует запасы без использования сч. 15 и 16, но согласно учетной политике предприятие должно их применять/The organization receives stocks without using accounts 15 and 16, but according to the accounting policy,the company must use them Регистры по сч. 10, 15,16/Registers for accounts 10,15,16 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хо-зяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», регистры счетов / Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated October 31,2000 No. 94n "On Approval of the Chart of Accounts for Accounting for the Financialand Economic Activities of Entities and Instructions for its Ар p li cati о n", a cco u nt registers 0,1,2 Если в учетной политике прописано использование сч. 15 и 16, но предприятие их не применяет в учете и величина искажения составляет более 10% - 2 балла / If the accounting policy specifies the use of accounts 15 and 16, but the company does not use them in accounting and the amount of distortion is more than 10% - 2 points

П

ь-?

г>

CT ï> I о

Ob О

СП

Продолжение таблицы 2/Table 2 (continued)

Этапы Контроля / Control stages

х

>

> ta

Процедуры Контроля / Control procedures

10. Инспектирование учетной политики /Inspection of accounting policies

11. Пересчет/ Recalculation

12. Инспектирование учетной политики / Inspection of accounting policies

Результат контроля (варианты) / Control result (options)

Указаны (не указаны) в учетной политике стоимостной критерий для оценки объекта в качестве основного средства, способ начисления амортизации по объектам основных средств, срок полезного использования. Существуют (не существуют) графики проведения ремонтных работ, имеется (не имеется) дефектная ведомость / The accounting policy specifies/not specified) the cost criterion for evaluating an object as a fixed asset, the method of calculating depreciation for fixed assets, and the useful life. Available/non-available/ schedules for repair work; available/non-available a defective list

В учетной политике определена методика расчета-суммы резерва по сомнительным долгам, но она не соответствует рассчетам / The accounting policy defines the methodology for calculating the amount of the allowance for doubtful debts, but it does not correspond to the calculations

Отражены ли изменения за время эксплуатации основных средств, если менялся способ начисления их амортизации/Are changes reflected during the operation of fixed assets, if the method of calculating their depreciation has changed

Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-за-конодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts

Учетная политика, инвентарная книга учета объектов основных средств/Accounting policy, inventory book of fixed assets

Учетная политика, регистры по сч. 62, 63/Accounting policy, registers on 62,63

Учетная политика, регистры по счетам 01, 02 /Accounting policy, registers for accounts 01,02

Что нарушено / Violations

ПБУ 6/2020/ PBU 6/2020

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» / Order of the Ministry of Finance of Russia dated July 29,1998 No. 34n "On Approval of the Regulation on Accounting and Accounting in the Russian Federation"

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-«О бухгалтерском учете, ФСБУ 6/2020 / Federal Law No. 402-FZ of 06.12.2011 "On Accounting", FAS 6/2020

Балльная оценка результата контроля / Control result

0,1,2

0,1,2

0,1,2

Комментарии, Рекомендации / Comments, recommendations

Рекомендовать внести изменения в учетную политику/ Recommend changes to the accounting policy

Если сумма резерва по сомнительным долгам неверно рассчитана и искажение составляет более 10%,то 2 балла / If the allowance for doubtful debts is incorrectly calculated and the distortion is more than 10% - 2 points

Если изменения не вносились, а сумма амортизации в результате смены способа превышает 10% - 2 балла / If по changes were made, and the amount of depreciation as a result of changing the method exceeds 10% - 2 points

m О

О -О

Ъ s

> S

m О

H ta

S °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о b

О о

О -I

I- s

о io

Cl ^

< 2

О гп

-П H

>

Г» О

п *

— -а

z о Cl ь

>6

п >

H

О m Z Г» H Ts 73 S О X

H

2 о

i/> о

m О

m m

(/> ГО

Окончание таблицы 2/Table 2 (continued)

Этапы Контроля / Control stages Процедуры Контроля / Control procedures Результат контроля (варианты) / Control result (options) Первичные, распорядительные документы, регистры учета, нормативно-за-конодательные акты / Primary, administrative documents, accounting registers, regulatory and legislative acts Что нарушено / Violations Балльная оценка результата контроля / Control result Комментарии, Рекомендации / Comments, recommendations

13. Пересчет/ Recalculation В учетной политике определена методика расчета-суммы резерва по оплате отпусков [10,11], но она не соответствует рассче-там /The accounting policy defines the methodology for calculating the amount of the reserve for vacation pay [10,11], but it does not correspond to the ca Iculations Учетная политика, регистр по сч. 70,табель учета рабочего времени /Accounting policy, register on account 70, time sheet ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ст. 139 Трудового кодекса РФ, нормы Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 / PBU 8/2010 "Assessement Liabilities, Contingent Liabilities and Co nti ng ent Assets", a rt. 139 of the Labor Code of the Russian Federation, norms of the Regulation on the peculiarities of the procedure for calculating the average wage, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 24,2007 No. 922 0,1,2 Если сумма резерва неверно рассчитана и искажение составляет более 10%,то 2 балла / If the amount of the reserve is incorrectly calculated and the distortion is more than 10% - 2 points

14. Инспектирование учетной политики / Inspection of accounting policies Наличие разработанной в организации методики тестирования на обесценение основных средств / Availability of а methodology developed in the organization for testing for depreciation of fixed assets Регистры по сч. 91, 02 / Registers on accounts 91,02 ФСБУ 6/2020 / FAS 6/2020 0,1,2 Если приобретенный объект эксплуатируется и приносит экономическую выгоду, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности отражен не по реальной стоимости и искажение составляет более 10%, то 2 балла / If the acquired object is operated and brings economic benefits, and is not reflected in the accounting (financial) statements at its real cost and the distortion is more than 10% - 2 points

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Примечание/Note: a - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99.Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № ЗЗн (в ред. от06.04.2015 № 57н). URL: http://www.consu[tantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=4A2EEFDC362D8B34BE3864CEE614C6F2&SORTTYPE=0&BAS EN0DE=l-l&ts=ZuyN8PTiaZYa279d4&base=LAW&n=179199&rnd=ZiA08A#BJzN8PTk4XLEirc21 /

Regulation on accounting "Expenses of the organization" PBU 10/99. Approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation № 33n dated May 6,1999 (as amended by № 57n dated April 6,2015).

ТЕОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ и АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTING, ANALYTICAL AND CONTROL PROCESSES

Таблица 3 / Table 3

Интерпретация экспертных оценок риска составления и применения всех элементов учетной политики организации / Interpretation of expert risk assessments of compilation and application of all elements of the entity's accounting policy

Оценка риска / Risk assessment Характеристика / Characteristic

От 22 до 46 баллов (высокий риск) / From 22 to 46 points (high risk) Отсутствует внутренний контроль за течением бизнес-процесса; руководство не проинформировано о ходе основных процессов; имеются документально подтвержденные нарушения во входящей и выходящей информации; наблюдается фактическое несоответствие между данными первичных документов и данными бухгалтерского учета; неэффективно используются средства организации; имеют место злоупотребления со стороны лиц, ответственных за корпоративное управление / No internal control over the completion of the business process; management is not informed about ongoing significant processes; there are violations in the incoming and outgoing information; Availability of actual discrepancy between the data of primary documents and accounting data; organization's funds are used inefficiently; there are abuses by those responsible for corporate governance

От 2 до 21 балла (средний риск) / 2-21 points (medium risk) Выявлены незначительные нарушения во внутреннем контроле, последствия которых не оказывают существенного влияния на достоверность информации и эффективность бизнес-процесса; они могут быть быстро исправлены / Minor violations in internal control were identified, the consequences of which do not have a significant impact on the reliability of information and the efficiency of the business process. These violations can be quickly corrected

Ниже 2 баллов (низкий риск) / Below 2 points (low risk) Внутренний контроль находится на высоком уровне, все исполнители пребывают на связи с руководителем бизнес-процесса, их деятельность полностью соответствует утвержденным целям, нормам, этике, задачам бизнес-процесса / Internal control is at a high level, all performers are in touch with the head of the business process, the activities of all performers fully comply with the approved goals, standards, ethics, business process objectives

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Значения экспертных оценок могут варьиро- с

ваться в интервале от 2 баллов и выше, что соот- л

ветствует диапазону от самой низкой оценки риска д хозяйственной деятельности составления учетной

политики в целом до наиболее высокой, равной 46 с

(табл. 3). с

Оценки не могут иметь значение, ни равное т

нулю, ни 100%, поскольку риск с вероятностью к

0% не может произойти и не считается таковым. у

Риск с вероятностью 100% нецелесообразен, по- i

скольку запланированное событие в бизнес-про- с

цессе с такой вероятностью не может принести т

желаемый эффект. i

выводы с

Последовательно оценивая в баллах каждый элемент учетной политики организации, мы

сделали вывод о величине соответствующе- р

го уровня риска (низкий, средний, высокий). у

Другими словами, от своевременной оцен- с

ки рискованных областей учетной политики с

и принятия соответствующих мер будет зави- !

сеть уровень надежности контрольной среды т

организации. При этом экономические риски, с

связанные с финансовой и экономической ин- д

формацией, можно минимизировать путем получения качественных, полных и достоверных данных [13].

Для минимизации последствий возникающих факторов риска хозяйственной деятельности при составлении учетной политики можно разработать конкретный перечень процедур внутреннего контроля в виде тестов для составления чек-листа, учитывающего основные направления проверки приказа об учетной политике организации, представляющего собой заранее составленный систематизированный список позиций и вопросов, ответы на которые позволят проверяющему получить необходимую информацию о степени соответствия состояния объекта установленным требованиям [14] (табл. 4).

В чек-листе может быть приведена ссылка на регламент осуществления процедуры, в котором устанавливают исполнителя (сотрудник или информационная система); частоту (периодичность) осуществления тестирования; входящие документы, на основании которых проводится процедура внутреннего контроля, а также исходящие документы с подтверждением выполнения процедур и ожидаемым результатом контроля.

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 62022

С.А. Касьянова

19

Таблица 4 / Table 4

Чек-лист для предварительной оценки влияния риска на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности / Checklist for preliminary rating of a risk influence on the indicators of accounting (financial) statements

Параметр / Parameter Оценка / Rating

сильное влияние / strong influence среднее влияние / medium influence не влияет/ no influence

1. Рабочий план счетов / Working Chart of Accounts

2. Лицензия на 1С Бухгалтерия / License for 1С Accounting

3. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства / Simplified form of accounting for small businesses

4. Применение двойной записи / Application of double entry

5. Унифицированные формы / Uniform forms

6. График документооборота / Workflow schedule

7. Ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета / Responsibility for the organization of accounting

8. Критерий существенности ошибки / Error materiality criterion

9. Порядок проведения инвентаризации / The procedure for conducting an inventory

10. Порядок списания общехозяйственных и общепроизводственных расходов / The procedure for writing off general business and general production expenses

11. Распределение транспортно-заготовительных расходов / Transport and procurement assignment costs

12. Наличие аналитического учета затрат на сч. 25 и 26 / Availability of analytical cost accounting on accounts 25 and 26

13. Наличие карточек индивидуальных сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов в ПФР и ФСС РФ / Availability of cards of individual amounts of accrued payments and other remunerations and amounts of accrued insurance premiums in the Pension Fund of the Russian Federation and the SIF of the Russian Federation

14. Порядок учета временных разниц / Accounting for temporary differences

15. Порядок формирования оценочных обязательств и оценочных резервов / The procedure for the formation of estimated liabilities and estimated reserves

16. Применение кассового метода / Applying the cash basis

17. Соответствие списания запасов методу в учетной политике / Compliance with the write-off of inventories of the method in the accounting policy

18. Учет запасов без использования сч. 15 и 16 / Inventory accounting without using accounts 15 and 16

19. Наличие стоимостного критерия для оценки объекта в качестве основного средства / Availability of a cost criterion for evaluating an object as a fixed asset

20. Наличие методики расчета суммы резерва по сомнительным долгам / Availability of a methodology for calculating the amount of the reserve for doubtful debts

21. Изменение способа амортизации / Changing the depreciation method

22. Наличие методики расчета суммы резерва по оплате / Availability of a methodology for calculating the amount of the reserve for payment

23. Наличие методики тестирования на обесценение основных средств / Availability of a methodology for testing for impairment of fixed assets

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

теория и методология учетно-контрольных и аналитических процессов / theory and methodology of accounting, analytical and control processes

Подводя итоги выполненного исследования, подчеркнем, что данный подход к выстраиванию учетной политики коммерческой организации может быть рекомендован российским организациям, собственники которых заинтересованы в достоверной информации о потенциальных проблемах в своем бизнесе с точки зрения финансовой уязвимости и недостатков процессов

составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Рекомендации по выбору методики оценки рисков хозяйственной деятельности при подготовке учетной политики разработаны в целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам в области бухгалтерского учета, заинтересованных в создании системы внутреннего контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

список источников

1. Apostolik R., Donohue C., Went P. Foundations of Banking Risk: An Overview of Banking, Banking Risks, and Risk-Based Banking Regulation. New York: John Wiley & Sons Incorporated; 2009. 247 p.

2. Chen N., Ribeiro B., Chen A.. Financial Credit Risk Assessment: A Recent Review. Artificial Intelligence Review. 2016;(45):1-23.

3. Galindo J., Tamayo P. Credit Risk Assessment Using Statistical and Machine Learning: Basic Methodology and Risk Modeling Applications. Computational Economics. 2000;15(1-2):107-143.

4. Saunders A., Cornett M. M. Financial Institutions Management: A Risk Management Approach. New York: McGraw-Hil Education; 2018. 886 p.

5. WangYo., Wang Sh., Lai K. A New Fuzzy Support Vector Machine to Evaluate Credit Risk. IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 2005;(13):820-31.

6. Качалов Р. М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения. Монография. СПб.: Нестор-История; 2012. 248 с.

7. Грачева М. В. Учет проектных рисков в нестационарных условиях. Международный бухгалтерский учет. 2016;(9):18-33.

8. Касьянова С. А. Тестирование риска хозяйственной деятельности коммерческой организации как инструмент оценки системы внутреннего контроля. Международный бухгалтерский учет. 2013;(20):41-48.

9. Малюгина Т. В. Риски: понятие, общая классификация, виды и методы анализа. Молодой ученый. 2019;23(261):269-272.

10. Касьянова С. А. Учет резерва на предстоящую оплату отпусков. Все для бухгалтера. 2007;(24):7-11.

11. Касьянова С. А. Оценочные значения в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009(2):9-12.

12. Касьянова С. А. Методические подходы в оценке риска при составлении учетной политики коммерческой организации в части учета объектов основных средств. Сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции «Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов» (Москва, 6 июня 2022 г.). Махачкала: ООО«ИРОК»; 2022:187-199.

13. Серебрякова Т. Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль. Монография. М.: Ин-фра-М; 2019. 111 с.

14. Тургаева А. А. Внутренний контроль бизнес-процесса «управление финансовыми рисками» в страховой компании. Международный бухгалтерский учет. 2020;(1):94-109.

references

1. Apostolik R., Donohue C., Went P. Foundations of Banking Risk: An Overview of Banking, Banking Risks, and Risk-Based Banking Regulation. New York: John Wiley & Sons Incorporated; 2009. 247 p.

2. Chen N., Ribeiro B., Chen A. Financial Credit Risk Assessment: A Recent Review. Artificial Intelligence Review. 2016;(45):1-23.

3. Galindo J., Tamayo P. Credit Risk Assessment Using Statistical and Ma-chine Learning: Basic Methodology and Risk Modeling Applications. Computational Economics. 2000;15(1-2):107-143.

4. Saunders A., Cornett M. M. and McGraw P.A. Financial Institutions Man-agement: A Risk Management Approach. New York: McGraw-Hil Education; 2018. 886 p.

учет. анализ. аудит • т. 9, № 6'2022

С.А. Касьянова

21

5. WangYo., Wang Sh., Lai K. A New Fuzzy Support Vector Machine to Evaluate Credit Risk. IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 2005;(13):820-31.

6. Kachalov R. M. Economic Risk Management: Theoretical Foundations and Applications. Monograph. Moscow: St. Petersburg: Nestor-Istoriya; 2012. 248 p. (In Russ.).

7. Gracheva M. V. Accounting for project risks in non-stationary conditions. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting. 2016;(9):18-33. (In Russ.).

8. Kasyanova S. A. Testing the risk of economic activity of a commercial organization as a tool for assessing the internal control system. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting. 2013;(20):41-48. (In Russ.).

9. Malyugina T. V. Risks: concept, general classification, types and methods of analysis. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2019;23(261):269-272. (In Russ.).

10. Kasyanova S. A. Accounting for the reserve for the upcoming vacation pay. Vse dlya bukhgaltera = All for an accountant. 2007;(24):7-11. (In Russ.).

11. Kasyanova S. A. Estimated values in accounting. Bukhgalterskii uchet v izdatel'stve i poligrafii = Accounting in publishing and printing. 2009(2):9-12. (In Russ.).

12. Kasyanova S. A. Methodological approaches to risk assessment when compiling the accounting policy of a commercial organization in terms of accounting for fixed assets. Collection of materials of the 3rd international scientific and practical conference "Development of modern science and technology in the context of transformational processes". (Moscow, June 6, 2022). Makhachkala: "IROK" LLC; 2022:187-199. (In Russ.).

13. Serebryakova, T. Yu. Organizational risks and internal economic control. Monograph. Moscow: Infra-M; 2019. 111 p. (In Russ.).

14. Turgaeva A. A. Internal control of the business process "financial risk management" in an insurance company. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting. 2020;(1):94-109. (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Светлана Александровна Касьянова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бизнес-аналитики, Краснодарский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, Краснодар, Россия Svetlana A. Kasyanova — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Finance and Business Analytics, Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar branch, Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-9161-3501 kassamer@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 28.04.2022; после рецензирования 09.09.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted on 28.04.2022; revised on 09.09.2022 and accepted for publication on 05.12.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.