Научная статья на тему 'Методические подходы к территориальному регулированию сельского хозяйства в условиях рыночных форм хозяйствования'

Методические подходы к территориальному регулированию сельского хозяйства в условиях рыночных форм хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / AGRICULTURE / TERRITORIAL DIVISION OF LABOR / STATE REGULATION / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуплей И. В.

Статья посвящена анализу современного состояния территориального регулировании агросферы РФ и освещению методических подходов к территориальному разделению труда в сельском хозяйстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к территориальному регулированию сельского хозяйства в условиях рыночных форм хозяйствования»

Жуплей И.В. ©

К.э. н., доцент, кафедра экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный

университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ФОРМ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния территориального регулировании агросферы РФ и освещению методических подходов к территориальному разделению труда в сельском хозяйстве

Ключевые слова: сельское хозяйство, территориальное разделение труда, государственное регулирование, аграрная политика

Keywords: agriculture, territorial division of labor, state régulation, agrarian policy

Формирование эффективной структурной политики в агросфере любого государства неотделимо от решения проблемы территориального регулирования сельского хозяйства на мезоуровне. Обусловлено это, во-первых, тем, что аграрное рыночное пространство имеет не только временную составляющую, но и пространственную, и, во-вторых, наличием значительных социально-экономических различий в протекании воспроизводственных процессов для аграрных

товаропроизводителей, относящихся к различным территориально-экономическим системам.

Причем, несмотря на то, что в России стратегическое планирование и прогнозирование территориального развития имеет давние традиции, в настоящее время научно обоснованная стратегия территориального регулирования отечественного сельского хозяйства и рационального размещения его отраслей практически не существует.

Действительно, вследствие распада СССР и коренного изменения концепции государственного устройства - с планово-распорядительного на рыночное развитие, -рекомендации и положения разработанных в советский период программ территориального развития («Комплексная программа научно-технического прогресса», «Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР на период до 2010 года», «Генеральная схема расселения» и др.) стали непригодны для практического применения. Но адекватной им замены, отвечающей новым политическим и экономическим условиям, не предложено.

Более того, с переходом экономики нашей страны «на рыночные рельсы» исчез интерес к теории и практике территориального разделения труда. Основной причиной этого стало исключение планового начала из процесса управления народным хозяйством России, и, как следствие, отсутствие потребности и заказа от управляющих органов (от федерального до муниципального уровней) на соответствующие научно-практические разработки. В последнем десятилетии XX века в РФ «была сделана ставка на рынок как универсальный механизм регулирования экономики, что, с одной стороны, ликвидировало многие важные инструменты планирования, с другой - ориентировало на изучение чисто рыночных аспектов» [4, 19]. Но, как показало время, «невидимая рука рынка» не справилась с ролью «всеобъемлющего» регулятора всех сфер экономики нашей страны, а слабость и рассогласованность государственных механизмов инициировали множество

© Жуплей И.В., 2012 г.

проблем, большая часть которых не локализована и в настоящий момент. Наиболее болезненно фактическое самоустранение государства от процесса территориального (в том числе и территориально-отраслевого) регулирования отразилось на сельском хозяйстве, проявившись в массе «болевых точек», связанных с обеспечением продуктами питания населения страны (доступность продовольствия, его качество, биологическая безопасность и пр.) и опасном снижении уровня продовольственной безопасности. Так, за период реформирования агросферы в России коэффициент продовольственной безопасности снизился с 0,87 до 0,45 [7, 8].

Высокая зависимость России от импорта по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия сохраняется по сей день. За счёт поставок из-за рубежа (которые растут как по объему, так и по ассортименту), формируется более трети товарных ресурсов на отечественном продовольственном рынке; критичной остаётся ситуация со снабжением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, зависящих на 50-70% от импорта продуктов питания [2, 10].

Всем вышеотмеченным определяется важность и своевременность научных изысканий по проблеме территориального регулирования аграрного сектора в целом, и, в частности, исследований по формированию методических подходов к территориальному разделению сельскохозяйственного труда в условиях рыночных форм хозяйствования.

Актуальность рациональной территориально-отраслевой специализации агропромышленного производства, необходимости ее совершенствования особенно ярко проявилась в экстремальных погодных условиях 2010 г., когда гибель сельскохозяйственных культур была зафиксирована на площади более 13,3 млн га (или примерно 30% всех посевов зерновых культур в РФ). Эксперты едины в том, что если бы разработанные в свое время зональные системы земледелия, районизации сельскохозяйственных культур соблюдались, то последствия засухи, безвозвратные потери общественного труда были значительно менее пагубными [1, 52]

В этой связи отметим, что основы территориального разделения труда заложил еще К. Маркс, сделавший вывод, что «... благодаря мануфактурному производству, эксплуатирующему всякого рода особенности», получает новый толчок «... территориальное разделение труда, закрепляющее определенные отрасли производства за определенными районами страны» [6, 366]. При этом, по В. Ленину, «... в непосредственной связи с разделением труда вообще . стоит территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» [5, 431]. Академик Россельхозакадемии А. Костяев акцентирует внимание на том, что территориальное разделение труда - это «явление и процесс, имеющий общественную, а не естественную природу размещения и специализации сельскохозяйственного производства» [4, 14].

Аграрная структура России в период дорыночных отношений характеризовалась крупными производственно-хозяйственными единицами с компактными земельными массивами, сложившейся внутрихозяйственной производственной структурой, определенной специализацией, высоким уровнем интенсификации отрасли растениеводства и значительным применением ручного труда в отраслях животноводства. Сельскохозяйственный сектор страны конечной целью считал производство валовой продукции, реализация которой гарантировалась государством по твердым закупочным ценам. Доступность дешевых кредитов, дотаций государства на отдельные виды деятельности не стимулировала аграрный сектор к совершенствованию его структуры, инициируя в определенной степени «застой» в аграрной сфере.

И, кажется, логично, что институциональные преобразования агросферы в последнем десятилетии XX века (в первую очередь, аграрная и земельная реформы), были направлены на создание структур, способных адаптироваться к условиям рыночной

экономики и обеспечить эффективное и устойчивое сельскохозяйственное производство. Но названные реформы, по причине их «скоропалительности» и слабой научной обоснованности, не привели к позитивным сдвигам в размещении сельхозпроизводства. Напротив, трудовые ресурсы вследствие своей мобильности, стали «перетекать» из районов и отраслей с низкими доходами в районы и отрасли с более высоким уровнем оплаты труда, а инвестиции - туда, где их окупаемость выше. Поэтому огромные территории с избытком земель сельскохозяйственного назначения и неблагоприятными рентными условиями остались без инвестиций и рабочих рук.

Также в современной практике функционирования производственно-хозяйственного комплекса России отмечаются тенденции (иногда глубокие и даже необратимые) формирования структурных сдвигов в размещении сельскохозяйственного производства, противоречащие позициям, которые обоснованы в зарубежной, советской и российской экономике. К примеру, отсутствие продуманной региональной аграрной политики в сфере территориального регулирования привело к достаточно парадоксальному результату, проявившемуся в том, что сельскохозяйственный сектор отдельных регионов страны с благоприятными условиями для агропроизводства стал деградировать, а с неблагоприятными - увеличивать долю производства в общероссийских показателях.

Здесь следует обратить внимание на то, что в экономически развитых странах государственными органами посредством применения специальных законодательных актов и различных форм поддержки аграрных товаропроизводителей постоянно стимулируется развитие процессов, связанных с рациональным размещением сельскохозяйственного производства, усилением концентрации, специализации, кооперации и интеграции. Например, поддержка сельского хозяйства является главным приоритетом деятельности Европейского союза. За последние 20 лет затраты ЕС на поддержку сельского хозяйства в сопоставимых ценах 2007 г. составляли примерно одинаковую сумму - по 50-60 млрд евро в год. Так, в 2009 г. из общего бюджета ЕС 140 млрд евро сельскому хозяйству было выделено 57 млрд евро, или 41%. Затраты на юддержку сельского хозяйства через бюджет ЕС составляют 0,5% валового внутреннего тродукта стран Евросоюза, или по 324 евро на 1 га сельхозугодий [8, 36].

I_

М

еханизм территориального регулирования экономики региона

I

Цели_ территориального .регулирования__

Экономические

—п—I-

Социальные

Экологические

1 I

I | Механизмы достижения целей территориального регулирования

Организационный 7

Административно_правовой

Экономический

/

Методы и рычаги регулирующего_во3дей£твия

Совершенствование системы управления

Изменения

Федеральные законы

Указы Президента РФ

Постановления

Внешнее (государственное) регулирование

Стимулирование

Внутреннее (внутрипроизводственное регулирование) Собственные

размещения производства

Кооперация

Интеграция

Оптимизация размеров и организационно-правовой формы агропредприятия Внутрихозяйствен ная

специализация Формирование инфраструктуры _рынка_

Инновации

Правительства РФ

Законы субъектов Федерации

Постановления

органов региональной власти

Лицензирование, сертификация, квотирование

инвестиций

Налогообложение

Ценообразование Кредитование Страхование

Субсидирование,

дотирование, субвенцирование отраслей сельского хозяйства и агропродукции

инвестиции

Коммерческий

_расчет_

Стимулирование

труда Бюджетирование

Информационное обеспечение

Рис. - Состав организационно-экономического механизма территориального регулирования аграрного сектора региона

Корректно объединить при территориальном регулировании рыночные и государственные механизмы, обеспечивая тем самым эффективное сочетание интересов различного уровня в региональном воспроизводственном процессе (с учетом институциональных преобразований и изменения условий производственной деятельности), позволяет организационно-экономический механизм регулирования экономики территориального образования (рис.) .

Дотирование, субсидирование, компенсирование и субвенцирование - главные рычаги государственного регулирования АПК. Государственное финансирование может производиться централизованно (в форме дотаций, субсидий и компенсаций) или через бюджеты субъектов РФ (посредством субвенций). При этом ставки субсидирования хотя и отличаются по природно-экономическим зонам, но не учитывают финансовых показателей деятельности дотируемых предприятий, а потому не способствуют (или способствуют крайне слабо) экономической заинтересованности товаропроизводителей.

Поэтому при территориально-отраслевом разделении труда очень важно определить эффективного собственника в использовании земли и в его взаимоотношениях с другими контрагентами земельных отношений. Для определения такой группы землепользователей использован метод экономико-математического моделирования и построена адекватная модель, связывающая темп роста производства агропродукции (в расчете на душу населения РФ) с индексами структурных сдвигов в её выпуске сельхозпредприятиями, фермерами и хозяйствами населения [3, 68].

Иерархия факторов по степени влияния на темп роста производства сельхозпродукции, определённая посредством анализа данной модели, выглядит так: на первом месте находятся К(Ф)Х, от которых незначительно отстают сельскохозяйственные предприятия, и замыкающие (с достаточным отрывом) - хозяйства населения. Так, если 10 - процентный рост индекса структурного сдвига в выпуске агропродукции фермерами

и сельскохозяйственными предприятиями страны (в расчете на одного работника) потенциально способен инициировать увеличение темпа роста производства сельскохозяйственной продукции (в расчете на душу населения) соответственно на 0,24% и 0,28% , то соответствующая эластичность индекса сдвигов в выпуске агропродукции подсобными хозяйствами (в расчете на одно хозяйство) меньше и равна и 0,12% (табл.).

Таблица

Оценка адекватности модели влияния положительных структурных сдвигов на темп роста производства агропродукции с дифференциацией по категориям товаропроизводителей

РФ

Вид модели у РФ = 95,971 + 0,196 ■ х1РФ + 0,177 • х^ + 0,494. хХРФ где Урф - темп роста производства агропродукции в хозяйствах всех категорий в расчете на душу населения РФ (в сопоставимых ценах, %); Х1, рф - индекс структурного сдвига в выпуске агропродукции сельхозпредприятиями РФ в расчете на 1 работника (в сопоставимых ценах, %); Х2,рф - индекс структурного сдвига в выпуске агропродукции К(Ф)Х РФ в расчете на 1 хозяйство (в сопоставимых ценах, %); Х3,рф - индекс структурного сдвига в выпуске агропродукции хозяйствами населения РФ в расчете на 1 хозяйство (в сопоставимых ценах, %)

Коэффициент корреляции 0,892

Коэффициент детерминации 0,796

Средняя ошибка аппроксимации, % 1,89

Критерий Фишера Ррасч = 11,72, (значимость а = 0,001)

Критерий Дарбина-Уотсона dpacч = 1,764 (dKmабл) = 0,82; d(maбл) = 1,75)

Коэффициенты эластичности Эх = 0,024; Эх = 0,028; Эх = 0,012 х1 у у х2 х3

Но вклад К(Ф)Х в производство продовольствия в России невелик - порядка 4%, поэтому активизация структурных сдвигов в фермерских хозяйствах в действительности окажет гораздо более скромное влияние на общий объём выпуска агропродукции, нежели, чем стимулирование деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Итак, рассмотрение проблемы территориального регулирования агросферы в условиях рыночной экономики, позволило сделать следующие выводы.

Во-первых, территориальное регулирование аграрной сферы страны в целом и ее регионов в отдельности может и должно корректно сочетаться с базовыми механизмами рыночной экономики. Для этого следует разработать и использовать в реальной практической деятельности дифференцированные ставки налогов, государственных субсидий и субвенций как на макро-, так и на мезоуровне. При этом совершенствование территориального регулирования сельского хозяйства страны должно предусматривать существенное возрастание роли государственной власти (как федеральных, так и региональных ее органов) в формировании организационно-экономического механизма,

стимулирующего хозяйствующих субъектов в агросфере к концентрации производства и углублению специализации с минимизацией уровня общих издержек.

Во-вторых, в условиях современной России эффективным субъектом процесса территориального размещения агропроизводства являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм.

В-третьих, необходима современная концепция развития территориально-отраслевого разделения сельскохозяйственного труда, обеспечивающая: а) эффективное использование биоклиматического потенциала территорий; б) рост эффективности агропроизводства; в) повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках; г) увеличение инвестиционной привлекательности агросферы; д) обеспечение продовольственной безопасности страны.

Литература

1. Алтухов А. - Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве России: методологические и методические аспекты // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 11. С. 51-64.

2. Горбунов Г. - Обеспечение качественным отечественным продовольствием - путь к здоровью нации // Экономика сельского хозяйства России. - 2012. - № 2. - С. 7-15.

3. Жуплей И.В., Шмидт Ю.Д. - Оценка эффективности структурных сдвигов в сельском хозяйстве Дальневосточного региона Российской Федерации // Вестник ТГЭУ. -2011. - №3. - С. 60-71.

4. Костяев А. - Территориальное разделение труда в аграрной сфере: теоретический базис и российская практика // АПК: Экономика, управление. - 2011. - № 12. - С. 14-20.

5. Ленин В.И. - Развитие капитализма в России / Полн. собр. соч. Изд. 9-е. - М.: Политиздат, 1995.

6. Маркс К. - Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1: Процесс производства капитала. - Политиздат, 1996.

7. Сёмин А.Н. - Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 5. - С. 8-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Система поддержки сельского хозяйства за рубежом. Дискуссионный клуб // Экономика сельского хозяйства России. - 2012. - № 1. - С. 36-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.