Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке программы обучения народному танцу подростков в условиях социально-культурной деятельности'

Методические подходы к разработке программы обучения народному танцу подростков в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке программы обучения народному танцу подростков в условиях социально-культурной деятельности»

Мочалова Н.В. ©

Старший преподаватель кафедра народного танца, Казанский государственный институт культуры

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Будучи жителем Татарстана и понимая, что многовековая история татарского народа и его культуры является частью мировой культуры и цивилизации, в статье хотелось бы затронуть актуальную проблему воспитания подростков, через обучение татарскому танцу, как носителю глубоких исторических традиций, участников хореографического коллектива - подростков в условиях социально-культурной деятельности.

В этой связи из всего многообразия народных танцев были выбраны именно татарские танцы разных времен и этнотерриториальных особенностей происхождения. В педагогической практике широко используются авторские педагогические проекты. Например, педагогический проект на тему «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования» автора Федотовой Н. К., по мнению которой «каждый национальный танец - это в определенном смысле школа», и что при обучении народному танцу к исполнителю происходит практическое освоение и передача традиций национальной школы танца. [1, 53-54]

Рассмотрев образовательные программы по хореографии народного танца для подростков 11-12 лет, был сделан вывод, о необходимости написания авторской программы по народному танцу для подростков, ориентированной на их художественное, культурное и эстетическое развитие.

Основу разработки программы составил татарский танец, с его национальным колоритом, формирующий чувства сопричастности к истокам татарского народа к его вековым традициям, морали и нравственности.

Особенностью татарского танца является его методическое оснащение самыми разнообразными элементами и возможность их использования для развития народной культуры у подростков при обучении.

Народный танец открывает широкие возможности для освоения своеобразной и разнообразной техники исполнения, для эмоционального развития актерского мастерства, расширяет профиль образования, знакомя обучающихся с историческими традициями национальной культуры. [2, 75].

Своему возникновению и развитию народный танец обязан:

-практики общественной жизни: потребности общества в сохранении и развитии славных традиций и культуры народного искусства вызвали необходимость познания закономерности системы хореографического искусства и на их основе построить систему воспитания подрастающего поколения средствами танцевального искусства;

-практики хореографического образования и воспитания;

-прогрессивным идеям о содержании и направлениях воспитания личности гармонично развитой;

-результатам теории и методики преподавания народного танца.

Основной категорией любого образовательного процесса является понятие «метод». Метод как категория представляет собой основу выполнения, какого либо действия и в более узком понятии это «методика». Методика, как правило, раскрывает цели, выстраивает задачи и

© Мочалова Н.В., 2016 г.

дает в руки исследователя последовательность совершения операций по обучению предмета, и его значения для развития личности обучаемого.

Таким образом, анализ теоретических основ хореографического искусства, методик преподавания народного танца ведущих хореографов, позволил сформулировать подходы к разработке авторской программы обучения подростков в условиях хореографического коллектива.

Цель программы - создания педагогических условий для художественно-эстетического развития подростков средствами познания хореографического наследия народного танца. [3, 164]

Идея программы: развитие преемственности поколений средствами передачи нажитых ранее культурных ценностей подрастающему поколению, чтобы не оборвалась связь времен и чтобы культурные традиции не ушли в бытие. Практически это можно реализовать средствами хореографического искусства, в том числе народного танца. Можно сформировать у подростков культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным и не забывать истории и тех традиций, которые имеет каждая национальная единица.

Инновационность программы заключается в возможности отражения исторических традиций танцевальной культуры татарского народов в развитии общей культуры подростков и проявление в повседневной жизнедеятельности.

Содержание программы включает:

- подбор материала о культуре народного танца и его стилей для включения в контекст теоретических элективных занятий: танцы народов России: русский, татарский башкирский, украинский и др.;

- подбор материала о национальной культуре татарского народа с учетом его этнографических и других особенностей;

- подбор репертуара для разучивания татарского народного танца;

- составление календарно-тематического планирования объемов работы и последовательности ее выполнения педагога-хореографа и участников коллектива по реализации данной программы;

- проведение консультаций по участию подростков в реализации программы;

- определение компетенций художественно-эстетического развития, которые должны быть реализованы в процессе разучивания татарского танца;

- определение критериев, которые могли бы стать основой для оценки культурного и эстетического развития подростков средствами народного танца.

Программа ориентирована на обучение подростков от 13 до 15 лет, возрастная особенность которых определяется стадией онтогенетического развития между детством (от 11-12 лет) и взрослостью (от16—17 лет).

В начале реализации программы следует провести некоторый экскурс в историю его развития. Познакомить подростков-участников танцевального коллектива с историей его создания, с теми содержательными аспектами, который он несет. Прослушать музыку танца. Посмотреть костюмы и их эволюции. Посмотреть картинки, фотографии, мини-фильм о быте татарского народа, о его традициях и этапах развития. То есть необходимо, чтобы подростки не просто заучивали движения татарского танца, но и понимали, что они хотят станцевать. Обязательным условием является объяснение содержания танца, пояснения, что выражает то или иное движение. И только после того, как подростки - участники танцевального коллектива будут готовы художественно - эстетически воспринимать народный танец, можно будет приступать к реализации программы.

Сегодня как никогда возрастает роль и значимость педагогической деятельности хореографа народного танца. Используя народный танец как средство сохранения и развития

традиций национальной хореографической культуры, педагог формирует в подрастающем поколении чувства к своей родной земле, пропагандирует связь со своим народом, создает условия ощущения счастья бытия и творчества. В этой связи разработка программы обучения народному танцу, адаптированной к условиям преподавания в хореографическом коллективе решает проблемы приобщения подростков к национальной культуре и повышает культуру поведения подростков в ходе других мероприятий социально-культурной деятельности.

Литература

1. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб. гос ун-т. - 2008. - т. 9, вып. 1. -С. 53 -56.

2. Каримов, М.А. Творческое саморазвитие участников самодеятельного народного танцевального коллектива: монография / М.А. Каримов. — Уфа: РИЦБашГУ, 2013. — 215 с.

3. Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ / Е.Б. Юнусова // Вестник Челябинского гос. педаг. ун-та. — 2012. - № 8 — С.164-174.

4. Мочалова Н.В. Непрерывное образование как фактор развития креативной составляющей человеческого капитала / Н.В. Мочалова, Д.В. Мочалов, Г.Р. Стрекалова // Вестник Казанского технологического университета. — Казань: КНИТУ. - 2014. - № 17. — С. 327 — 330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.