Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЭКОЛОГИЯ»'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЭКОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — П.Г. Ткачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЭКОЛОГИЯ»»

application with the aim to correct the mineral composition materials has been established on the basis of results of analysis of drinking low-mineralized water. The possibility to predict of their chemical composition, the biological properties of multicomponent mineralizing

© П. Г. ТКАЧЕВ, 1990 УДК 614.7:001.5]:008(47 + 57)

П. Г. Ткачев

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ»

И «ЭКОЛОГИЯ»

Рязанский медицинский институт им. И. П. Павлова

В связи с завершением двенадцатой пятилетки в нашей стране подводятся итоги выполнения всех планов народнохозяйственной деятельности и намечаются перспективы на очередной пятилетний период.

Важнейшими практическими проблемами в наши дни являются укрепление здоровья населения и охрана окружающей среды. Стратегические направления решения этих проблем определены XXVII съездом КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференцией. Более детально они представлены в «Основных направлениях охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР на 1991 —1995 годы и на период до 2000 года». Конкретные планы в зависимости от местных условий предусматриваются в комплексных программах «Здоровье» (КПЗ) и «Экология» (КПЭ) для соответствующих областей, городов, поселков и сельских районов. Именно в этих программах возможно планирование конкретных видов деятельности по объемам строительства, стоимости, срокам исполнения, а также контролю за их реализацией.

Вопросы охраны здоровья населения и окружающей среды настолько близки, что их трудно разграничить. Многие факторы, характеризующие состояние окружающей среды, при отклонении от нормальных значений оказывают непосредственное влияние на здоровье людей. Поэтому такие факторы должны включаться в КПЗ. В то же время по целому ряду причин мы имеем примеры неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и природу, а затем уже косвенно на самого человека. Вопросы такого рода целесообразнее было бы относить к КПЭ. Для крупных городов с наличием сложного комплекса промышленных загрязнений необходимо составление отдельных КПЗ и КПЭ. Однако до настоящего времени достаточного разграничения вопросов, определяющих существо той или иной программы, в литературе нет, хотя оно имеет важное практическое значение, поскольку составление перспективных комплексных программ для каждого региона страны стало насущной необходимостью. В этой связи целью настоящей статьи является изложение опыта и разработка предложений по составлению КПЗ и КПЭ на тринадцатую пятилетку и более длительный период.

В последние годы текущей пятилетки проводятся сессии местных Советов народных депутатов с обсуждением хода выполнения имеющихся территориальных и отраслевых комплексных программ. Опыт обсуждения КПЗ до 1990 г. на сессиях городских и поселковых Советов в Рязанской области показал, что практически все программы реализованы не полностью, с нарушением объемов и сроков строительства. Слабой остается материально-техническая база здравоохранения. Невыполнение программ наблюдается по разделам, связанным с обеспечением работников здравоохранения надлежащими жи-лищно-бытовыми условиями. Этим объясняется длительная неукомплектованность кадрами многих лечебно-профилактических учреждений, особенно в поселках и сельских районах. В числе объективных причин невыполнения программ можно назвать такие, как слабая мощность подрядных строительно-ремонтных организаций, недостаточные фонды на строительные материалы, оборудование и приборы. Все неосуществленные положения программ переносили на последующие годы текущей пятилетки и в аналогичные комплексные планы очередной пятилетки.

Основной исходный документ при разработке КПЗ до 1995 г. и на более отдаленный период — постановление Совета Министров РСФСР от 06.10.88 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения РСФСР », принятое на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.06.88. В соответствии с этими документами многие министерства и ведомства обязаны принимать активное участие в разработке Государственной программы по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни на период до 2000 г., предусмотрев в ней широкий комплекс медицинских, экономических, правовых, организационных и воспитательных мер.

В нашем регионе завершается составление КПЗ и КПЭ с указанием конкретных работ, источников их финансового обеспечения (различные министерства и ведомства) до 1995 г. и общих направлений деятельности по укреплению здоровья населения и охране природы до 2000 г. Кафедрами санитарно-гигиенического факультета медицинского института совместно с областной

санэпидстанцией (СЭС) было составлено задание на разработку КПЗ и КПЭ и разослано во все города, районы области и на предприятия. Организационную деятельность по разработке программ возглавили исполкомы местных Советов народных депутатов. Активное участие в этой работе принимали работники здравоохранения. Поскольку все сведения о санитарном состоянии действующих подконтрольных объектов и необходимости строительства новых, прежде всего объектов здравоохранения, находятся в компетенции санитарно-эпидемиологической службы, то обязательными разработчиками КПЗ и КПЭ были главные врачи районных, городских и областной СЭС. Проекты программ согласовывались со всеми специалистами городского или районного управления Госплана, отделов здравоохранения, агропрома, предприятий и др. Материалы программ рассматривались в трудовых коллективах и на партийно-хозяйственных активах.

Следующим этапом было обсуждение проектов комплексных программ комиссией облисполкома. В ее состав входили специалисты Госплана, агропрома, облсовпрофа, отдела здравоохранения, аптекоуправления и медицинского института. После доклада председателя местного Совета народных депутатов или его заместителя с участием главного врача района или заведующего отделом здравоохранения проходило обсуждение проекта программы. Одновременно в соответствии с имеющимися плановыми заданиями, которыми располагали члены комиссии, уточнялись перечни и очередность строительства, реконструкции и капитального ремонта в первую очередь объектов здравоохранения. Важным этапом рассмотрения программ считаем санитарную экспертизу всех ее разделов, проведенную областной СЭС. Это позволило уточнить комплексность, очередность строительства и ввода в эксплуатацию объектов с учетом их социально-гигиенической значимости для данного района. Заключительным этапом стало обсуждение и принятие КПЗ и КПЭ на сессиях местных Советов народных депутатов.

Исходя из опыта составления и контроля за реализацией комплексных программ, считаем целесообразным предусматривать в них определенные разделы.

Так, КПЗ включает такие разделы: «Организационные мероприятия», «Соблюдение здорового образа жизни», «Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание», «Материально-техническая база здравоохранения», «Лечебно-профилактическое обеспечение населения», «Социально-гигиенические условия работающих, учащихся и населения в целом», «Контроль за соблюдением гигиенических нормативов содержания химических веществ в атмосфере, воде, производственной зоне, почве и пищевых продуктах».

Основными разделами КПЭ являются следую-

т

щие: «Организационные мероприятия», «Задачи местных комитетов Госкомприроды и других контролирующих служб», «Экология поверхностных водоемов», «Экология подземных вод», «Экология атмосферного воздуха», «Экология суши», «Комплекс градостроительных мер».

В обеих комплексных программах обязательны разделы «Организационные мероприятия». В них с учетом местных условий приводятся главные задачи по укреплению здоровья, охране окружающей среды и природы. Может быть включена разработка дополнительных отраслевых программ «Здоровье» и «Экология» для отдельных министерств, ведомств и крупных промышленных предприятий. Планируется обсуждение программ и их реализация в трудовых коллективах, публикации, передачи по радио и телевидению. Необходимы систематическая просветительная работа и пропаганда здорового образа жизни среди работающих и населения, гигиеническое обучение в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях. Улучшение экологической грамотности населения и должностных лиц, широкие рабочие контакты между обществами «Знание», по охране природы, научно-техническим, педагогическим, гигиенистов и санитарных врачей и др.

Главная цель КПЗ —

— укрепление здоровья и обеспечение долголетней активной жизни человека путем осуществления социально-экономических и медицинских мероприятий.

Раздел КПЗ «Материально-техническая база здравоохранения» включает мероприятия по ее укреплению путем строительства новых и реконструкции существующих объектов, снабжения их необходимым современным оборудованием, аппаратурой, телефонной связью и санитарным транспортом; обеспечению всех объектов здравоохранения холодным и горячим водоснабжением в соответствии с гигиеническими нормативами, канализацией с очисткой и обеззараживанием сточных вод, теплоснабжением.

В разделе «Лечебно-профилактическое обеспечение населения» предусматривается ежегодная диспансеризация по отраслям народного хозяйства и группам обследуемых, таким как детское население, беременные женщины, рабочие промышленных предприятий, работники сельскохозяйственного труда, с распределением этой работы по годам. Что касается планового обеспечения района медицинскими кадрами и повышения их квалификации, то здесь планируется целевое направление на учебу в медицинские училища и институты, выделение квартир работающим и вновь прибывающим молодым специалистам. Необходимы меры по охране здоровья женщин и детей: строительство женских и детских консультаций, поликлиник, родильных домов, молочных кухонь и других объектов.

В раздел «Социально-гигиенические условия работающих, учащихся и населения в целом»

входят обеспечение, согласно существующим нормам, школами и детскими дошкольными учреждениями, объектами общественного питания, санитарно-бытовыми помещениями на промышленных, коммунальных и других предприятиях, охрана источников водоснабжения, создание нормальных условий окружающей среды при обучении, работе и отдыхе населения. Отдельно планируется лекарственное обеспечение населения.

Особо выделены задачи государственного и ведомственного контроля за соблюдением гигиенических нормативов содержания химических веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, производственной зоне и пищевых продуктах.

Одновременно с разработкой КПЗ 'желательно * составление и КПЭ. Целью этой программы является разумное использование природных ресурсов и управление их качеством. С помощью современных технологических, санитарно-техниче-ских, планировочных и административно-экономических мер, необходимо привести состояние всех объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы), а также продукты питания в соответствие с научно обоснованными гигиеническими и экологическими требованиями. Одним из главных условий реализации КПЭ является формирование комитетов по охране природы в областях, городах и районах, а также комплектование общественных советов при каждом комитете. Поэтому эта работа должна быть выполнена в строгом соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Последующие разделы КПЭ включают конкретные меры по охране водоемов, подземных вод, почвы, атмосферного воздуха и комплекс градостроительных мер с указанием сроков и ответственных исполнителей.

В разделе «Экология поверхностных водоемов» спланирована работа по охране рек и ручьев, озер, водохранилищ, прудов, лиманов и болот, составлению классификации их по степени чистоты и продуктивности. Первостепенными являются разработка технологических мер по уменьшению забора чистой воды из открытых водоемов на производственные нужды и внедрение замкнутых водооборотных систем. Предусматриваются строительство новых и улучшение эксплуатации действующих канализационных систем и очистных сооружений, государственный и ведомственный контроль за количествами потребляемой воды, сбросами очищенных сточных вод в соответствии с требованиями «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». Конечной целью этого раздела программы является доведение фактических выпусков в водоемы до требований, предусмотренных законодательством, а содержания химических веществ в водоемах до уровней ПДК.

В раздел «Экология подземных вод» включа-

ется соблюдение чистоты грунтовых, межпласто-вых вод, родников и ключей, а также упорядочение водопользования. Здесь и разумное использование подземных вод исключительно для хозяйственно-питьевых целей, и полное запрещение их расходов для промышленных и производственных нужд. .Планируются меры по охране всех подземных вод путем организации зон санитарной охраны вокруг источников централизованного и нецентрализованного хозяйственно-питьевого водопользования, своевременный тампонаж неиспользуемых скважин.

Раздел «Экология атмосферного воздуха» предполагает строительство новых и реконструкцию действующих предприятий со строго нормируемым воздухопользованием и жестко лимитированными по количеству и качественному, составу выбросами в атмосферу, сооружение новых и реконструкцию работающих газопылеулавливающих установок, государственный и ведомственный контроль за их эксплуатацией. Планируется организация благоустроенных и озелененных по проектам санитарно-защитных зон вокруг каждого предприятия. Необходимо доведение выбросов каждого предприятия до допустимых уровней в соответствии с Законом об охране атмосферного воздуха и постоянное соблюдение ПДК вредных веществ в воздухе рабочих и жилой зон.

Раздел КПЭ «Экология суши» включает мероприятия по охране почвы и лесных массивов, растительного и животного мира, пастбищ; упорядочению землепользования и мелиоративных работ, транспортировки, хранения и использования пестицидов и минеральных удобрений; строительство усовершенствованных свалок и полигонов, контроль за их эксплуатацией.- Большое внимание уделяется проектированию, строительству и контролю за работой многочисленных животноводческих ферм и комплексов с учетом массивного загрязнения ими почвы, воздуха, поверхностных и подземных вод. В составлении этого раздела программы необходимо участие соответствующих специалистов сельского хозяйства, биологов, ветеринарной службы и др. Все изложенные разделы КПЭ должны быть конкретно проработаны для каждого промышленного, сельскохозяйственного, коммунального и иного предприятия.

В заключительном разделе КПЭ «Комплекс градостроительных мер» излагаются перспективы развития каждого города, поселка или сельского населенного пункта в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами, реконструкции жилых и других функциональных зон. В нем рассматриваются состояние и перспективы упорядочения схемы движения общественного и личного транспорта, возможность и необходимость' вывода вредных предприятий из жилых зон или их перепрофилирование. Планируется озеленение всех функциональных зон населенных пунктов.

Для сельских районов наиболее целесообразным следует считать составление единой комплексной программы «Здоровье» и «Экология», в которой предусматриваются все указанные выше положения КПЗ и КПЭ.

Испытанными критериями оценки эффективности выполнения комплексных программ являются результаты научно-практических работ. Поэтому в каждом районе необходимо привлекать все научно-исследовательские организации и лаборатории к изучению динамики изменений в состоянии окружающей среды и здоровье населения.

Важным элементом любой программы считаем' разумное применение мер экономического и административного воздействия к нарушителям природоохранного законодательства. Необходимо

широкое привлечение общественности и средств массовой информации для оповещения населения, в частности трудовых коллективов, о неблагоприятных изменениях в состоянии окружающей среды, которые могут отразиться на здоровье людей. Следует также предусматривать соответствующие меры по характеристике территорий, расположенных - на границе с соседними областями, с целью их оздоровления.

Предложенные методические подходы к разработке и контролю за реализацией комплексных программ «Здоровье» и «Экология» с участием санитарно-эпидемиологической службы будет способствовать укреплению здоровья населения и сохранению природы. Они могут быть применены в других регионах страны.

Поступила 09.02.89

аж

9 Ш • \

ч

%

Гигиена атмосферного воздуха

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 614.71/.73:312.6

А. Н. Устиненко, М. Э. Эглите, И. А. Иванова

( л • • « . _

ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ИММУННУЮ

РЕАКТИВНОСТЬ (ОБЗОР)

Рижский медицинский институт

Состояние окружающей среды оказывает серьезное влияние на здоровье населения. Многочисленными исследованиями выявлена достоверная связь между загрязнением атмосферного воздуха и заболеваемостью. При суммарном загрязнении воздуха (Я), равном 3,9—6,9, отмечается слабое увеличение средней длительности заболеваний, при Р, соответствующем 7—8,5,— выраженное и при дальнейшем повышении Р

относительно слабый рост длительности заболеваний [17].

Данные по общей заболеваемости коррелируют с данными об обычных для промышленных районов концентрациях загрязняющих веществ: угольной пыли, двуокиси серы, свинца, мышьяка, марганца и др., показатели заболеваемости органов дыхания — с уровнями воздействия аэрозолей, фенола, формальдегида и др. Развитию гипертонии, ишемической болезни и заболеваний сосудов головного мозга способствуют отходы металлургического производства; заболеванию нервной системы — нейротоксические вещества и тяжелые металлы. Анемию у детей может вызывать загрязнение воздуха двуокисью серы и свинцом [1]. Выраженное сенсибилизирующее действие оказывают различная пыль, пластмассы, синтетические моющие средства, ядохимикаты, удобрения [37].

Для оценки воздействия атмосферных выбросов, выявления характера и направленности их

влияния на человека во многих работах использован анализ здоровья детского населения как наиболее подходящей группы в силу социальной однородности, постоянно протекающих процессов морфофункционального ' развития, отсутствия профвредностей и вредных привычек.

У детей, проживающих в промышленных районах с различными видами загрязнения атмосферного воздуха, индекс здоровья (число неболевших за каждый год жизни на 100 обследованных) в 2—3 раза ниже, чем у детей контрольного района [19], они болеют в 11,6 раза чаще [48]. Еще больше риск заболеть у детей, родившихся у матерей, имевших контакт с химическими веществами в период беременности [39].

Установлено, что в плаценте женщин, проживающих в зоне, относящейся к классу «вызывающие опасение», в отличие от женщин, проживающих в зоне, где загрязнение атмосферного воздуха не превышало допустимых уровней, нарушен синтез нуклеиновых кислот и изменена прочность их связи с белками ядерного матрикса. Это ведет к торможению синтеза белковых молекул, что проявляется значительным снижением содержания специфических плацентарных протеинов и массы тела детей при рождении [56].

Чаще других у детей из районов с неблагоприятной гигиенической ситуацией встречаются заболевания ЛОР-органов, кожные, аллергические: Их выявляют в 1,2—1,3 раза чаще, чем у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.