Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства РФ и их применимость к подотрасли автомобильного транспорта'

Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства РФ и их применимость к подотрасли автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT POTENTIAL / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENT RISK / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / THE INVESTMENT CLIMATE / ПОДОТРАСЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / ROAD TRANSPORT SUB-SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белогребень А.А., Улицкая Н.М., Улицкая И.М.

В статье рассматривается понятийный аппарат инвестиционной привлекательности экономических систем различных уровней, анализируется взаимосвязь инвестиционной привлекательности объектов транспорта различного иерархического уровня. Проведен анализ существующей методологической базы оценки инвестиционной привлекательности, а также критически рассмотрен аспект ее применения к подотрасли автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белогребень А.А., Улицкая Н.М., Улицкая И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS BRANCHES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR APPLICABILITY TO THE SUBSECTORS OF THE ECONOMY ROAD TRANSPORT

The article deals with the conceptual apparatus of the investment attractiveness of the economic systems of different levels, examines the relationship of investment appeal of objects of transport of different hierarchical levels. The analysis of the existing methodological framework for the assessment of investment attractiveness, as well as critically examined aspect of its application to the road transport sub-sector.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства РФ и их применимость к подотрасли автомобильного транспорта»

налога на купонный доход, снижение налога на прибыль;

6. Создание специализированной секции биржи для размещения инфраструктурных ценных бумаг, что приведёт к увеличению прозрачности и созданию возможности определения бенчмарка для новых выпусков ценных бумаг;

7. Синхронизация закона об амнистии капиталов с обязательством их владельцев по инвестированию части амнистируемых средств в инфраструктурные ценные бумаги или введение инфраструктурного сбора с амнистируемых средств (например, в размере 5%).

8. Либерализация валютного законодательства для валютных резидентов РФ - физических лиц в части режима владения зарубежными счетами для возможности работы с инфраструктурными ценными бумагами;

9. Расширение программы индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), предоставляющей налоговые льготы, при инвестициях с 400 тыс. рублей до 1,4 млн. рублей для инвестиций на созданной инфраструктурной секции биржи.

Литература:

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. [Текст] - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 1008 с.

2. Бубнова, Г.В. Особенности оценки эффективности

инвестиционных проектов с участием государственно-частного партнерства [Текст] / под ред. Г.В. Бубновой. - М.: Учебное пособие для студентов по специальностям «Менеджмент» и «Международный менеджмент». - 2008 - 136 с.

3. Кузнецов, А., Бонд, К., Кудрин, А. Реформа пенсионной системы России: Реальность накладывает ограничения [Текст] // К. Бонд, А. Кузнецов, А. Кудрин // Аналитическое исследование SberbanklnvestmentResearch. - сентябрь 2013. - с. 4-12

4. Гусев А.А. Реальные опционы в оценке бизнеса и инвестиций [Текст] / Монография. Научное издание. - М.: РИОР, 2009. - стр. 45

5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. [Текст] / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - стр. 1027

6. Исследование EY, Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России [Текст], 2014 год, с. 4-27

7. Цепляева, Ю. Сохранить накопительную пенсионную систему [Текст] / Ю. Цепляева // Центр макроэкономических исследований Сбербанка России. - март 2015. - с. 3 - 12

8. World Economic Forum, Infrastucture Investment Policy Blueprint, February, 2014, Geneva, p.5 - 37

9. World Economic Forum, The Global Competitiveness Report 2015-2016 [Текст], 2015, p. 306-307

УДК 338

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ И ИХ ПРИМЕНИМОСТЬ К ПОДОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Белогребень А.А., к.э.н., доцент кафедры Экономика автомобильного транспорта, ФГБОУ ВПО «Московский автомобилъно-

дорожный государственный технический университет» (МАДИ), e-mail:belogreben_aa@mail.ru, Улицкая Н.М., д.э.н., профессор кафедры Экономика автомобильного транспорта, ФГБОУ ВПО «Московский автомобилъно-

дорожный государственный технический университет» (МАДИ), e-mail:nu237@mail.ru Улицкая И.М., к.э.н., профессор кафедры Экономика автомобильного транспорта, ФГБОУ ВПО «Московский автомобилъно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ), e-mail: eat@madi.ru

В статъе рассматривается понятийный аппарат инвестиционной привлекателъности экономических систем различных уровней, анализируется взаимосвязъ инвестиционной привлекателъности объектов транспорта различного иерархического уровня. Проведен анализ существующей методологической базы оценки инвестиционной привлекателъности, а также критически рассмотрен аспект ее применения к подотрасли автомобилъного транспорта.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционный климат, подотрасль автомобильного транспорта.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS BRANCHES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR APPLICABILITY TO THE SUB-SECTORS OF THE ECONOMY ROAD TRANSPORT

Belogreben A., Ph.D., assistant professor, Economy of the road transport chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI), e-mail:belogreben_aa@mail.ru, Ulitskaja N., Doctor of Economics, professor of the Economy of the road transport chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road

Construction University» (MADI), e-mail:nu237@mail.ru Ulitskaja I., Ph.D., professor of the Economy of the road transport chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI), e-mail: eat@madi.ru

The article deals with the conceptual apparatus of the investment attractiveness of the economic systems of different levels, examines the relationship of investment appeal of objects of transport of different hierarchical levels. The analysis of the existing methodological framework for the assessment of investment attractiveness, as well as critically examined aspect of its application to the road transport sub-sector.

Keywords: investment attractiveness, investment potential, investment risk, the investment climate, road transport sub-sector.

Понятий аппарат инвестиционной привлекательности. Термин «инвестиционная привлекательность» вошел в экономический оборот относительно недавно, и получил развитие в связи с проведенной оценкой инвестиционной привлекательности экономик отдельных стран Гарвардской школой бизнеса чуть более 40 лет назад. Оценкой инвестиционной привлекательности экономических систем разных уровней, начиная от уровня конкретного проекта и заканчивая масштабом государства, особенно активно научная общественность стала заниматься в последние 20 лет. На сегодняшний день разработано более 40 методик оценки инвестиционной привлекательности, как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Несмотря на серьезную проработку вопроса оценки инвестиционной привлекательности экономических систем разных уровней, не прослеживается единой методологической основы сущности данной категории. Так, часть авторов отождествляют инвестиционную привлекательность с инвестиционным климатом. Другие специалисты считают, что инвестиционная привлекательность определяется разностью между инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками. Стоит отметить, что именно на такой трактовке и таком понимание сущности инвестиционной привлекательности построены большинство отечественных методик ее оценки.

Существует точка зрения, согласно которой инвестиционная привлекательность выступает как один из факторов инвестиционной

активности, т.е. характеризует уровень и динамику поступления инвестиций в данную отрасль в сопоставлении с другими отраслями промышленности. Однако, по мнению авторов статьи, такой подход к трактовке инвестиционной привлекательности является скорее следствием, а не первоначальной причиной вложения средств.

несмотря на подобное многообразие трактовок и содержания термина инвестиционной привлекательности, нельзя сказать, что все они противоречат друг другу. Такое разночтение можно объяснить различиями в целях исследования, а также различиях в позиции пользователя разработанных методик.

Некоторые определения термина инвестиционной привлекательности, позволяющие раскрыть широкую составляющую данной экономической категории представлены в табл. 1:

Таблица 1. Содержание некоторых трактовок термина «инвестиционной привлекательности» в отечественной экономической литературе

Определение Авторы

¡Совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал [3,5,10] И,И, Ройзман, И.В. Гришина, Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова

Обобщенная характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиций конкретного инвестора[2] И.Л. Бланк

Самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов, но и конкурентоспособностью продукции, клиенторпентированностью предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей [1] Э,И, Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова

Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции этих отраслей[9] Орлова Е.Р.

Оценка 'эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности [7] Э.И. Крылов

Сводится к процессу установления устойчивого совокупного экономического эффекта от производственно-хозяйственной деятельности [11] В. Теплицкий, 10, Костюкове кий

Интегральная характеристика отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [6] Н.В. Киселева II.В., Т.В. Боровикова Т В., Г.В. Захарова

Как можно видеть в табл. 1 различные трактовки термина делают инвестиционную привлекательность категорией многоаспектной, учитывающей различные стороны функционирования рассматриваемой экономической системы: экономические, социальные, политические, экологические, производственные, институциональные, этические и др.

По мнению авторов статьи, категорию инвестиционной привлекательности отрасли (подотрасли) можно рассматривать, как совокупность факторов и условий функционирования внешней и внутренней среды отрасли, оказывающих влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности экономических субъектов и их стратегическую устойчивость, а также объективных особенностей отрасли (подотрасли) и субъективных причин, предопределяющие возможность осуществления инвестиций исходя из достижения поставленных инвестором целей.

Стоить отметить, что, несмотря на то, что существует несколько иерархических уровней объектов инвестиционной привлекательности на транспорте, все они оказывают взаимное влияние друг на друга. По-нашему мнению, наиболее полно и всесторонне данная взаимосвязь представлена в работе Лаврентьевой Н.Д. (рис. 1).

Представленная схема наглядно демонстрирует взаимосвязь факторов, возникающих и характеризующих функционирование и развитие различных экономических систем, которые и предопределяют, в большей степени, инвестиционную привлекательность конкретно рассматриваемого объекта, будь то уровень отрасли (подотрасли), предприятия и т.п. Иными словами, оценка потенциальными инвесторами объекта инвестирования включает в себя взаимосвязанное изучение инвестиционной привлекательности всех иерархических уровней экономических систем, так как успешное функционирование и развитие объектов находящихся на более низких уровнях (организации, проекты и т.п.) невозможно без благоприятного климата экономических систем более высоких уровней (подотрасли, отрасли, региона, экономики страны и мира в целом). С другой стороны, эффективное развитие отрасли не возможно без успешного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов. Данное суждение свидетельствует от обязательном отражении в объективном и адекватном методическом подходе к оценке инвестиционной привлекательности подотрасли уровня состояния всех экономических систем, взаимосвязанных с объектом исследования.

Методические подходы оценки инвестиционной привлекательности экономических систем. Как уже отмечалось, за последние годы вопросы оценки инвестиционной привлекательности получили достаточное развитие и освещение в экономической литературе и в разработке подходов к ее определению, измерению и сопоставлению. Накопленную методическую базу оценки инвестиционной привлекательности экономических систем на сегодняшний день можно декомпозировать в 4 группы подходов (рис. 2).

Для понимания сущности и отличий групп методов рассмотрим некоторые методические подходы:

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ, разработанный агентством ИЛЕХ (Эксперт-РА). Система оценки и ранжирования регионов РФ по степени инвестиционной привлекательности была разработана в 1996 году и на сегодняшней день является, пожалуй, самой известной. За 20 лет своего существования методика оценки претерпела лишь небольшие изменения в части оценки отдельных частных критериев, которые и определяют уровень инвестиционной привлекательности в системе инвестиционный

Рисунок 1. Сущность и взаимосвязь инвестиционного климата экономических систем [8]

потенциал-инвестиционный риск. В соответствие с данной методикой инвестиционная привлекательность определяется как разность между инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками, при этом инвестиционный потенциал включает в себя 9 частных потенциалов, а интегральный инвестиционный риск 6 групп возможных причин потери инвестиций и дохода (табл. 2)1:

На основе сочетаний инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков строится шкала инвестиционной привлекательности, включая 12 рейтингов от наивысшего 1А до низшего 3D (табл. 3-4).

Другой пример расчета рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне страны - Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума, который рассчитывается на регулярной основе ежегодно начиная с 2004 года. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность

Рисунок 2. Декомпозиция методологической базы подходов к оценке инвестиционной привлекательности

Таблица 2. содержание инвестиционного потенциала и риска

Инвестиционный потенциал Инвестиционные риски

при ро дно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень): финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); социальный (уровень социальной нан ряжен кости);

ннновдциоешми (уровень развития науки н внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе); экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);

инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы).

финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятии региона и доходы населения);

потребительский (совокупная покупательная с пособи ость населения региона);

туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения к размещения для них).

стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2/3 состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний реального сектора экономики, а на 1/3 из общедоступных статистических источников информации. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность2:

• Качество институтов.

• Инфраструктура.

• Макроэкономическая стабильность.

• Здоровье и начальное образование.

• Высшее образование и профессиональная подготовка.

Таблица 3. Рейтинговая шкала инвестиционной привлекательности

1А Высокий потенциал-минимальный риск

11] Высокий потенциал - умеренный риск

1С Высокий потенциал - высокий риск

ZA Средний потенциал - минимальный риск

2В Средний потенциал - у мере.....ли риск

2С Средний потенциал - высокий риск

ЗА Низкий потенциал - минимальный риск

ЗВ1 Пониженный потенциал - умеренный риск

ЗС1 Пониженный потенциал - высокий риск

ЗВ2 Незначительный потенциал - умеренный риек

JC2 Незначительный потенциал - высокий риск

3D Низкий потенциал - экстремальный риек

Таблица 4. Распределение некоторых российских регионов по уровню инвестиционной привлекательности

Максимальный потенциал -минимальный риск (1А) Средний потенциал - минимальный риск (2А) Пониженный потенциал - минимальный риск <ЗА1) Высокий потенциал -умеренный риск (1В) Средний потенциал - умеренный риск (2В> Низкий потенциал -экстремальный риек (3D)

Московская область Белгородская область Воронежская область г. Москва Ростовская область Республика Дагестан

г. Санкт-Петербург Республика Татарстан Курская область Свердловская область Республика Башкортостан Республика Ингушетия

1 Официальный сайт рейтингового агентства ЯЛЕХ http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2015/

2 Центр гуманитарных технологий http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246

Таблица 5. Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2015-2016 гг.

Рейтинг Экономика Индекс Рейтинг Экономика Индекс

1 Швейцария 5,76 28 Китай 4,89

2 Сингапур 5,68 40 Азербайджан 4,50

3 США 5,61 42 Казахстан 1 4,48

4 Германия 5,53 43 Италия 4,46

5 Нидерланды 5,50 44 Латвия 4,45

6 Япония 5,47 45 Россия 4,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Гонконг 5.46 55 Индия 4,31

К Финляндия 5,45 79 Украина 4,03

9 Шве11ия 5,43 81 Греция 4,02

Ш Великобритания 5,43 140 Гвинея 2,84

• Эффективность рынка товаров и услуг.

• Эффективность рынка труда.

• Развитость финансового рынка.

• Уровень технологического развития.

• Размер внутреннего рынка.

• Конкурентоспособность компаний.

• Инновационный потенциал.

Методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей на основе системы показателей (И.А. Бланка). Разработанная профессором Бланком методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей, основана на расчете взвешенной оценке 3 групп показателей, при этом для ниже представленных групп и показателей используется соответствующие удельные веса 65%, 20%,15%:

1. Уровень перспективности развития отрасли:

• значимость отрасли в экономике страны (фактический и прогнозируемый удельный вес продукции отрасли в ВВП страны);

• устойчивость отрасли к экономическому спаду (определяется на основе анализа соотношения динамики объема производства продукции в отрасли и динамики ВВП);

• социальная значимость отрасли (численность занятых и их удельный вес в общей численности занятого населения страны);

• обеспеченность развития отрасли собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств предприятий отрасли и др.);

• степень государственной поддержки развития отрасли (объем государственных капитальных вложений в отрасль, объем льготного бюджетного кредитования, система налоговых льгот и др.);

• стадия жизненного цикла отрасли.

2. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли:

• коэффициент рентабельности активов;

• коэффициент рентабельности собственного капитала;

• коэффициент рентабельности реализации продукции;

• коэффициент рентабельности текущих затрат.

3. Уровень отраслевых инвестиционных рисков:

• коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала;

• коэффициент вариации показателей рентабельности в разрезе отдельных предприятий отрасли;

• уровень конкуренции в отрасли (число предприятий, функционирующих в данной отрасли; число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке);

• уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли (соотношение показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции);

• уровень социальной напряженности в отрасли (соотношение среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране).

Методика Совета по изучению производительных сил определяет инвестиционную привлекательность отрасли как результирующий показатель, зависящий от факторного признака, в качестве которого выступает инвестиционная активность. Оценка проводится при изучении 5 групп показателей:

Таблица 6. Оценка мультипликаторов в важнейших секторах экономики [12]

Вид деятельности вез учета влияния С учетом влияния

импорта импорта

Сельское и лесное хозяйство 1,06 0,75

Добыча еырон нефти 1,35 1,05

Добыча природного газа 1,31 1,01

Пищевое производство 1,40 1,02

Текстильное производство 1,01 0,65

Химическое производство 1,44 1,03

Фармацевтика 1,78 1,05

Черпая металлургия 1,65 1.18

Цветная металлургия 1,23 0,90

Производство машин и оборудования 1,87 1,21

Производство автомобильной техники и 1,66 1,06

ооорудования

Производство железнодорожного транспорта 2,57 1,53

Производство и распределение 1,52 1.14

электроэнергии, газа и воды

Строительство 2,05 1,29

Транспортировка и хранение 1,75 1,24

Связь 1,34 1,00

1. Отношения собственности и монополизм в отрасли;

2. Спрос на продукцию отрасли;

3. Финансовое состояние отрасли:

4. Воздействие предприятий отрасли на природную среду;

5. Социально-политический климат на предприятиях отрасли;

Метод расчета инвестиционного макроэкономического мультипликатора. Мультипликатор показывает, насколько увеличится валовой внутренний продукт (ВВП), если инвестиции в данную отрасль возрастут на единицу. Мультипликатор отражает механизм создания косвенных макроэкономических эффектов через дополнительный спрос в результате осуществления инвестиционных проектов и функционирования предприятий отрасли. Инвестиционный мультипликатор рассчитывается на основании матрицы межотраслевого баланса.

Данная методика представляет особый интерес, так как позволяет фактически объективно определить приоритетность инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства, но, тем не менее, использование мультипликаторов для анализа эффективности отдельных отраслей связано и с некоторыми трудностями:

1. С течением времени в структуре экономики происходят изменения, и мультипликатор, рассчитанный в условиях конкретного года, не применим для динамических оценок вклада сектора в экономический рост.

2. Использование инвестиционного мультипликатора базируется на предположении, что эффект от вложения средств в основной капитал будет распределен на всем горизонте службы вводимых мощностей.

3. Существуют методические проблемы с расчетом самих мультипликаторов, т.к. в настоящее время в России фактически отсутствуют адекватные статистические базы данных по межотраслевым балансам, с помощью которых можно было бы напрямую оценить мультипликативные эффекты, связанные с транспортом.

Методы оценки инвестиционной привлекательности в сравнении с «эталонными» величинами. Г.Л Игольников и Е.Г Патрушева предлагают рассчитывать обобщающий коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия формуле [4]:

■ з . I-;— ■ 3

где a1, a2, a3 - меры предпочтения для инвестора групп показателей: финансового состояния (i), интенсификации развития производства (j), риска, доходности и ликвидности (e);

1ф, i3, ]ф, j3, еф, еэ - фактические (ф) и эталонные (э) значения частных показателей каждой из трех вышеперечисленной выше групп: 8 - для первой группы, 1 - для второй группы, 8- для третьей группы.

Экономическая интерпретация математического исчисления исходит из положения, что чем ближе к нулю ^ипп^ тем выше инвестиционная привлекательность предприятия;

Спорным моментом такой методики является определение «эталонных» величин указанных показателей.

Особенности инвестиционной привлекательности автомобильного транспорта как подотрасли народного хозяйства. Анализируя и обобщая выше представленный материал можно сделать следующие выводы относительно применимости существующих методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности к подотрасли автомобильного транспорта:

1. На сегодняшний день ни одна разработанная методика оценки инвестиционной привлекательности в «чистом» виде не годится для оценки отраслей сферы услуг в целом и подотрасли автомобильного транспорта в частности.

2. Остается открытым вопрос пользователя разработанных методик, так как универсальной объективной и адекватной методики оценки инвестиционной привлекательности отрасли, которая бы подходила к целям любого инвестора не существует. Во-первых, это обусловлено различиями в целях разных типов инвесторов, будь то частные инвесторы, предприятия, институциональные, государства и т.п. В одном случае такая оценка ориентированная главным образом на оценку финансовой устойчивости и стабильности, в другом случае на оценку экономической эффективности, в случае с государством требуется отдельный подход оценки влияния развития отрасли на экономическую системы в целом, а также на аспекты социально-экономического уровня развития населения.

3. По-нашему мнению целесообразным считаем оценивать инвестиционную привлекательность подотрасли автомобильного транспорта как кумулятивную привлекательных отдельных видов перевозок, выделяя сектора грузовых, пассажирских, таксомоторных перевозок, так как данные системы имеют принципиальные институциональные социально-экономические особенности в отличие даже от всех других видов транспорта и направлений перевозок и имеют разные уровни инвестиционной привлекательности.

4. Разработка методики оценки инвестиционной привлекательности подотрасли автомобильного транспорта должна учитывать существенную зависимость отраслей промышленного производства от состояния транспортной системы РФ в целом и автомобильного транспорта в частности; синергетический эффект развития автомобильного транспорта; особенности автомобильного транспорта как социально-экономической системы; по большей части универсальность и приспосабливаемость автотранспортных организаций к перевозкам грузов (не учитывая специализированный подвижной состав).

Литература:

1. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие/ Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и др. - М., Финансы и статистика, 2003. - 192 с.

2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. СПб.: Ника-Центр, 2005. С. 265.

3. Валинурова Л. С. Организация инвестиционной деятельности в отраслях промышленности: монография / Л. С. Валинурова. - М. : Палеотип. - 2008 г. - С. 80.

4. Игольников Г.Л., Патрушева Е.Г. Управленческие основы инновационно- инвестиционной деятельности промышленных предприятий: Учеб.пособие / Г.Л. Игольников, Е.Г. Патрушева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2002. 107с.

5. Инвестирование: учебник для вузов / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 448 с.

6. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006 - 432 с.

7. Крылов Э. И. Управление финансовым состоянием организации (предприятия) / Э. И. Крылов. - М. : Эксмо. - 2007 г. - С. 416.

8. Лаврентьева (Иванова) Н. Д. Оценка инвестиционного климата и привлекательности экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 183 с.

9. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учеб. пособие. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Оме- га-Л, 2012.

10. Ройзман И.И., Гришина И.В. Сложившаяся перспективная инвестицион- ная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленно- сти // Инвестиции в России. 1998. № 1. С. 37-39.

11. Теплицкий В., Костюковский Ю. Как оценить инвестиционную привлекательность предприятия //Деловая жизнь. - 1993. №9.

12. Широв А.А. Оценка мультипликативных эффектов в экономике. Возможности и ограничения [Электронный ресурс] / А.А. Широв, А.А. Янтовский. - Режим доступа : www.macroforecast.ru/doc/shirov_yantovsky.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.