Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности труда на железнодорожном транспорте'

Методические подходы к оценке эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности труда на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1456
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / RAILWAY TRANSPORT / METHODICAL APPROACH AND EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсорин В. А., Тараканова Н. С.

В статье рассмотрены проблемы состояния основных средств и их влияние на условия труда, раскрыто социальное и экономическое значение охраны труда, выполнен анализ основных методических подходов в оценке эффективности мероприятий по охране труда. Изложенные в статье достоинства и недостатки подходов позволяют обосновать их использование при оценке эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда. Приведены результаты оценки внедрения комплексной системы безопасности и автоведения локомотивов на основе стоимости ее жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подсорин В. А., Тараканова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION PERFORMANCE MEASURES TO IMPROVE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

The article considers the problem of state assets and their impact on working conditions, revealed the social and economic importance of labor protection, analyzed the main methodological approaches in assessing the effectiveness of interventions in health and safety. Set forth in Article advantages and disadvantages of the approaches can justify their use in evaluating the effectiveness of measures to improve conditions and safety. The results of evaluation of implementation of an integrated security system and avtovedeniya locomotives based on the value of its life cycle.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности труда на железнодорожном транспорте»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Подсорин В.А., доцент, к.э.н. МИИТа Тараканова Н.С., аспирант МИИТа

В статье рассмотрены проблемы состояния основных средств и их влияние на условия труда, раскрыто социальное и экономическое значение охраны труда, выполнен анализ основных методических подходов в оценке эффективности мероприятий по охране труда. Изложенные в статье достоинства и недостатки подходов позволяют обосновать их использование при оценке эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда. Приведены результаты оценки внедрения комплексной системы безопасности и автоведения локомотивов на основе стоимости ее жизненного цикла.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, методический подход, эффективность.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION PERFORMANCE MEASURES TO IMPROVE SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT

Podsorin V., Associate Professor, Ph.D. MIIT Tarakanova N., graduate MIIT

The article considers the problem of state assets and their impact on working conditions, revealed the social and economic importance of labor protection, analyzed the main methodological approaches in assessing the effectiveness of interventions in health and safety. Set forth in Article advantages and disadvantages of the approaches can justify their use in evaluating the effectiveness of measures to improve conditions and safety. The results of evaluation of implementation of an integrated security system and avtovedeniya locomotives based on the value of its life cycle.

Keywords: railway transport, methodical approach and effectiveness.

Актуальность вопросов по обеспечению безопасности труда в России значительно выше, чем на Западе, и объясняется это тем, что уровень износа основных фондов российских предприятий довольно высок, более 45%. (табл.1) Такое состояние основных фондов приводит к частым остановкам производственного процесса, непредусмотренным затратам ресурсов и времени на восстановления технических средств, а зачастую к аварийным ситуациям и несчастным случаям, ведёт к значительным финансовым потерям, ухудшает психоэмоциональное состояние в коллективе, что в свою очередь влияет на производительность труда и в конечном итоге снижает эффективность деятельности предприятия в целом.

Таблица 1. Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности, %

Виды экономической деятельности 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 42,8 44,3 45,4 45,9 46,3 45,3

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 46,4 46,8 46,0 46,7 43,9 42,2

рыболовство, рыбоводство 55,1 49,7 54,0 60,4 61,3 62,7

добыча полезных ископаемых 55,4 53,2 53,0 53,7 52,9 50,9

обрабатывающие производства 47,9 47,7 47,4 46,4 46,0 45,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 55,4 52,3 50,3 52,8 51,6 51,2

строительство 39,5 42,9 46,9 46,5 46,4 45,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 40,6 39,2 37,9 34,1 33,3 33,8

гостиницы и рестораны 37,1 40,6 40,2 39,9 39,5 40,3

транспорт и связь 50,4 50,6 52,6 53,0 54,5 55,1

ж.-д. транспорт 6,7 10,1 14,4 18,5 21,5 23,8

финансовая деятельность 34,7 50,3 28,8 31,5 31,1 33,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 26,1 28,9 31,5 32,5 33,1 31,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 38,5 44,7 45,3 49,1 48,0 47,9

образование 35,5 41,6 45,1 49,4 50,4 51,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг 43,9 46,0 48,6 49,5 50,4 50,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 40,6 38,8 40,4 38,5 40,3 40,7

Данные табл.1 свидетельствуют о приемлемом уровне износа технических средств железнодорожного транспорта (23,8%). На наш взгляд, эта величина не отражает реального уровня износа основных производственных фондов железнодорожного транспорта. По оценкам специалистов она превышает 60 %, а по некоторым их группам значительно выше. Например, по данным годового отчета ОАО «РЖД» за 2009г., просрочен срок службы у 796 пассажирских электровозов (18,66%), из которых 483 - постоянного тока и 313 - переменного тока. В грузовом движении с истекшим сроком службы находятся 523 электровозов переменного тока (12,3%), 876 магистральных тепловозов (20,5%) и 1896 маневровых тепловозов (44,4%). Средний возраст вагонного парка составляет более 20 лет при среднем нормативном сроке службы - 28 лет, т.е. общий износ - более 71,4%. В связи со снижением в 2009 г. объемов капитального ремонта пути, возросло число участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем и сверхнормативным сроком эксплуатации. На 31.12.2009 г. протяженность таких участков составила 19,4 тыс. км (15,7%), из них на 1-2 классе - 10,5 тыс. км, на 3-4 классе - 8,9 тыс.км. Процент негодных деревянных шпал в главных путях за год возрос на 0,39% и составил 11,57% (против 11,18% в 2008 г.).

Работа с изношенными средствами труда влечет за собой повышенную аварийность, сопровождающуюся несчастными случаями различной степени тяжести. Повышение безопасности труда, реализация мероприятий по снижению износа технических систем железно-

дорожного транспорта, увеличению надежности и повышению безотказности их работы, а также обеспечению соответствия современным требованиям перевозочного процесса способствует повышению уровня безопасности труда. В связи с этим задача их обновления весьма актуальна и проблема привлечения инвестиций в отрасль требует решения.

Изучение причинно-следственных связей результатов деятельности предприятия и показателей, характеризующих безопасность трудовой деятельности работника позволяет учитывать их при разработке новых технических средств и технологий. Своевременное и достоверное выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и их анализ позволяет качественно разработать мероприятия по их устранению, а также правильно сформировать требования к создаваемым техническим системам в части обеспечения безопасных и благоприятных условий труда человека.

Решение вопросов обеспечения безопасности труда дает социальные гарантии персоналу, коллективу предприятия в том, что производственный процесс осуществляется в комфортных условиях с учетом всех требований безопасности. При этом улучшается качество продукции, сокращаются непроизводственные затраты, повышается производительность труда и т.д.

Организация работы по обеспечению безопасности труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда для создания здоровых и безопасных условий как в целом на предприятии, так и на отдельном рабочем месте. Подлежащие планированию и осуществлению мероприятия в области охраны труда предусмотрены Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11. Эти рекомендации разработаны для оказания помощи работодателям, профессиональным союзам и иным уполномоченным работниками представительным органам по планированию мероприятий по охране труда на предприятии, в учреждении, организации и направлены на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников. Их использование должно способствовать улучшению работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, повышения качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда.

Особенностями производственных процессов на предприятиях железнодорожного транспорта являются их многообразие по видам трудовой деятельности, по технологиям, применяемым техническим средствам, условиям труда и повышенной степени опасности. В настоящее время в ОАО «РЖД» действует Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденная распоряжением ОАО “РЖД” от 29 мая 2007 г. № 987р.

Анализ существующего положения в области обеспечения безопасности труда в ОАО “РЖД” подтверждает, что большая их часть связана с состоянием технических средств. Отказы технических средств, как причины случаев нарушений безопасности превалируют в основных технических хозяйствах ОАО “РЖД”. Например, отказы в связи с неисправностью технических средств составляют: в локомотивном хозяйстве более 82%; в вагонном хозяйстве более 75 %; в хозяйстве пути более 75%; в хозяйстве электрификации более 88%.

В целом статистические данные о состоянии безопасности труда на железнодорожном транспорте демонстрируют значительное снижение количества инцидентов, связанных с авариями и крушениями. Однако, на практике это связано с наличием большого числа запретных и ограничивающих мер, что свидетельствует о системных проблемах обеспечения безопасности труда на железнодорожном транспорте, которые связаны с текущим состоянием технической базы ОАО «РЖД».

В 2009 году финансирование «Программы повышения безопасности движения» ОАО «РЖД» составило 2,7 млрд. руб., и было направлено на внедрение во всех хозяйствах современных технических систем, в том числе:

- системы автоматического управления торможением поезда (САУТ-ЦМ) на 74 локомотивах и 14 перегонах участков пути;

- микропроцессорные дешифраторы с функциями безопасности движения (КЛУБ-У) на 140 локомотивах;

- 39 стационарных тормозных упоров повышенной мощности и 37 колесосбрасывающих башмаков с электроприводом;

- 1414 регистраторов служебных переговоров локомотивных бригад поездов;

- системы технической диагностики подвижного состава и локомотивов в пути следования КТСМ-01Д и КТСМ-02 в объеме 77 приборов и УКСПС 131 устройство;

- 59 заградительных устройств на переездах (УЗП);

- 10 комплектов автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов АСКО ПВ.

- замена и модернизация устаревшей техники, обеспечивающие ликвидацию последствий крушений, аварий, сходов подвижного состава с рельсов.

В 2009 году общее количество нарушений безопасности движения в целом по ОАО «РЖД», с учетом его функциональных филиалов, снижено на 0,2% к уровню 2008 года (4327 случаев в 2009 против 4334 в 2008 году). При этом в путевом комплексе количество нарушений сократилось на 32% (2009 год - 345, 2008 год - 510), в локомотивном - снижено на 11 % (в 2009 году - 1725 случаев, в 2008 году - 1939), в хозяйстве автоматики и телемеханики - на 17,6%, в хозяйстве электроснабжения - на 5%, в вагонном комплексе количество нарушений увеличилось на 24,5% (в 2009 году - 1783 случаев, в 2008 году - 1431 случай). В течение года, не допустив крушений, аварий, сходов и столкновений с пассажирскими и грузовыми поездами, работало 46 отделений железных дорог.

Для повышения эффективности своей деятельности ОАО «РЖД» активно внедряет спутниковые технологии на основе отечественной системы ГЛОНАСС, создает единое цифровое координатное пространство объектов железнодорожной инфраструктуры. Следует отметить, что процент внедрения отечественных спутниковых разработок для железнодорожного транспорта составил 35%, что превосходит даже параметры авиационного транспорта (17%). Объем технических средств, оснащенных спутниковой навигацией, приблизился к 12 тыс. ед. При этом в рамках создания комплексных систем безопасности в ОАО «РЖД» более 9,7 тыс. ед. подвижного состава оснащено комплексными локомотивными устройствами безопасности (КЛУБ-У и КЛУБ-УП).

Реализация мероприятий по обеспечению безопасности позволила сократить в 2009 году на 20% по сравнению с 2008 годом количество актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта (в 2009 году - 1668 случаев, в 2008 году - 2070). Кроме того, в течение года поступило 91 сообщение об угрозах совершения террористических актов, зарегистрировано 21 преступление, связанное с угрозой жизни и здоровью работников ОАО «РЖД», зафиксировано 599 наложений посторонних предметов на рельсы, 93 случая разоборудования железнодорожных путей и 796 случаев разукомплектования средств СЦБ.

В настоящее время рост объема грузовых перевозок требует повышения скоростей движения поездов, что в условиях высокого уровня износа материально-технической базы, может привести к резкому снижению достигнутого уровня безопасности труда. Для обеспечения достигнутого уровня безопасности и его повышения в дальнейшем требуется реализация капиталоемких мероприятий.

Экономическая эффективность вложений при реализации мероприятий по охране труда должна оцениваться с учетом того, что охрана труда имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности функционирования транспортной компании путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости и проявляется в изменении следующих экономических характеристик развития производственного процесса:

- сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, а также снижения числа или ликвидации микротравм, обусловленных неблагоприятными условиями труда;

- сокращения целодневных потерь рабочего времени в результате снижения уровня или ликвидации временной нетрудоспособности из-за производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости;

- повышения надежности технических средств, в результате чего сокращается число потерь рабочего времени, связанных с отказами оборудования и восстановлением его работоспособности;

- снижения производственного травматизма, который обычно возникает вследствие внезапного воздействия на работника какого-либо опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ;

- улучшения состояния здоровья работающих и увеличения средней продолжительности их жизни путем улучшения условий труда, что также сопровождается увеличением производственного стажа работающих при их высокой трудовой активности;

- повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением производственного стажа;

- возможности использования остаточной трудовой активности, большого практического опыта и профессиональных знаний пенсионеров по старости и инвалидов на доступных для них работах и обеспечении соответствующих их физическим возможностям условий труда;

- увеличения выпуска продукции, перевыполнение объема работ за счет роста производительности труда и увеличения фонда рабочего времени.

Экономическое значение охраны труда проявляется при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Цели и задачи расчета экономической эффективности мероприятий по охране труда состоят в следующем:

1. Определение экономической эффективности мероприятий по охране труда для оценки роста прибыли транспортной компании от их реализации, в частности:

- определение роста производительности труда за счет улучшения условий и безопасности труда;

- снижение материальных потерь, связанных с несчастными случаями, заболеваемостью и выплатами льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

- обоснование выбора мероприятий по улучшению условий труда на стадии планирования.

2. Снижение риска возникновения потерь транспортной компании от увечий, травм, ошибок технического персонала и управленцев, и т.д. за счет проведения мероприятий по охране труда для обеспечения правильного функционирования систем железнодорожного транспорта.

3. Нормирование чувственной, физической и интеллектуальной нагрузки на технический персонал, адекватное сложности обслуживания технических средств и обеспечение необходимых требований жизнедеятельности.

4. Улучшение экономических показателей производственного процесса при повышении надежности работы технических средств железнодорожного транспорта.

Основными источниками информации при расчете экономической эффективности мероприятий по охране труда являются: бухгалтерская отчетность, отчет о пострадавших при несчастных случаях, коллективный договор, аналитическая информация и т.п. Указанные документы могут быть сопоставлены с аналогичными данными других компаний или с аналогичными показателями за предшествующие периоды времени работы данного структурного подразделения.

На наш взгляд, положительным моментом в работе ОАО «РЖД» является формирование «Перечня основных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от «30» декабря 2009г. №2738р, который состоит из пяти разделов, выделенных по функциональному признаку:

- мероприятия по предупреждению несчастных случаев (наездов подвижного состава на работающих; электротравматизма; других случаев производственного травматизма);

- мероприятия по улучшению условий труда и предупреждению заболеваний на производстве (снижению воздействия вредных химических факторов и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыли); созданию микроклиматических условий, соответствующих требованиям норм; приведению уровней шума и вибрации в соответствие с требованиями норм; снижению воздействия неионизирующих излучений; приведению уровней освещенности в соответствие с требованиями норм; снижению тяжести и напряженности трудового процесса);

- мероприятия по улучшению санитарно-бытовых условий работающих;

-мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда;

- прочие мероприятия по улучшению условий труда.

Это позволяет выявить приоритеты реализации мероприятий по охране труда (мероприятия, относящиеся к разделу «Мероприятия по предупреждению несчастных случаев», являются приоритетными), а также сформировать типовые методические подходы к обоснованию эффективности их реализации.

Основными методическими подходами к оценке эффективности мероприятий по улучшению охраны труда являются подходы на основе следующих показателей: интегральный эффект, отдача вкладываемого капитала, срок окупаемости, индекс рентабельности инвестиций, стоимость жизненного цикла.

Расчет этих показателей в соответствии с современными положениями оценки эффективности инвестиционных проектов осуществляется с использованием дисконтирования денежных потоков.

Основной причиной применения дисконтирования денежных потоков в экономических расчетах является их неодинаковая ценность в разные периоды времени, определяемая, в первую очередь, действием объективных экономических законов (спроса и предложения, конкуренции и т.п.), а не инфляцией, как кажется на первый взгляд. Дисконтирование денежного потока осуществляется путем умножения его текущего значения на коэффициент дисконтирования в текущий период, который в общем виде определяется по формуле:

,=(1+о'”р ',

где д. - норма дисконта, отражающая норматив эффективности осуществления капитальных вложений при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

1пр - момент приведения;

1 - текущий период.

Как правило, моментом приведения является базовый период времени (1пр=0). В связи с этим коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:

При обосновании эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда используются постоянные величины эффекта и текущих затрат, осуществляются одноэтапные инвестиции, то при определении показателей эффективности можно применять суммарный коэффициент дисконтирования:

(1 + d)T -1

Пт = ---------- —т

d ■ (1 + d)T

1

В табл. 2 представлены суммарные коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта равной 0,075 (для социальных мероприятий), 0,100 (для традиционных мероприятий) и 0,125 (для инновационных мероприятий) соответственно.

Таблица 2. Суммарный коэффициент дисконтирования

Срок реализации мероприятия Норма дисконта по типам мероприятий

социальные традиционные инновационные

0,075 0,100 0,125

2 1,7833 1,7355 1,6901

3 2,5771 2,4869 2,4018

4 3,3121 3,1699 3,0373

5 3,9927 3,7908 3,6048

6 4,6229 4,3553 4,1114

7 5,2064 4,8684 4,5638

8 5,7466 5,3349 4,9676

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 6,2469 5,7590 5,3282

10 6,7101 6,1446 5,6502

Суммарный коэффициент дисконтирования характеризует степень влияния времени на текущие показатели деятельности компании (результат, текущие расходы и др.). При этом он учитывает действие объективных экономических законов. Для учета в расчетах экономической эффективности рисков, в том числе инфляционных, следует использовать дополнительный инструментарий.

В табл. 3 приведены методические подходы к определению показателей эффективности мероприятий по охране труда с использованием и без использования дисконтирования денежных потоков.

Таблица 3. Методические подходы к определению показателей эффективности мероприятий по охране труда

Подход С дисконтированием денежных потоков* Без дисконтирования денежных потоков

На основе интегрального экономического эффекта ЭИНт = Р 'Лт -С-г/т - К-г}т э Ш,=Р-(С + Е„-К)

На основе показателя отдачи инвестиций , (Р-с)-щ к к э, = р-с к

На основе срока окупаемости капитальных вложений т = к ок 3 (р-су Т.= К Р-С

На основе стоимости жизненного цикла СЖЦ = Кпр+Ст]т+АК-Л СЖЦ = Кпр + Т -С + АК - Л

Примечание: 1)* при одноэтапных капитальных вложениях, постоянных величинах результата и текущих затрат

2) условные обозначения:

Т - расчетный период;

Р - годовой экономический результат от реализации мероприятий по улучшению условий и охрану труда, руб.;

С - годовые эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий и охрану труда, руб.;

К - капитальные вложения в мероприятия, направленные на улучшение условий и охрану труда, руб.

Пт - суммарный коэффициент дисконтирования, учитывающий норматив эффективности осуществления мероприятий по улучшению условий и охрану труда.

Каждый подход имеет положительные и отрицательные стороны, которые приведены в табл. 4.

Учитывая изложенные в табл.4 положительные и отрицательные стороны подходов к оценке эффективности инвестиций, можно определить критерии принятия решений по реализации мероприятий по улучшению условий и охране труда.

В последние годы в ОАО «РЖД» для обоснования внедрения технических систем активно используется показатель стоимости их жизненного цикла. Стоимость жизненного цикла технических средств, улучшающих условия и безопасность труда, определяется суммированием индивидуального оттока денежных средств (расходов) на каждом временном этапе (шаге расчета) срока их использования.

В соответствии с этим подходом, дополнительная величина интегрального эффекта от внедрения новых технических средств обеспечения безопасности труда определяется по формуле:

= X [(С [ - С )- АК, - (Л б, - Л )].]- (к н - к б),

где Сб, - годовые эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание базовой системы безопасности;

Сн, - годовые эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание новой системы безопасности;

Пт - суммарный коэффициент дисконтирования;

БЮ - сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением технических средств в эксплуатацию, тыс. руб.;

Лб: - ликвидационная стоимость базовой системы безопасности, тыс. руб.; Лн - ликвидационная стоимость новой системы безопасности, тыс. руб.;

: - текущий год эксплуатации;

Таблица 4. Достоинства и недостатки показателей эффективности инвестиций с дисконтированием денежных потоков

Подход Достоинства Недостатки

На основе интегрального экономического эффекта - оценка осуществляется с позиции инвестора; - характеризует результат реализации мероприятия; - учитывает изменение ценности денежных потоков во времени. - сложность обоснования ставки дисконтирования; - низкий уровень точности прогноза денежных потоков - доступность информации.

На основе показателя отдачи инвестиций в мероприятия по охране труда - характеризует ценность денежных потоков для инвестора; - характеризует качество использования инвестиционных ресурсов; - позволяет сформировать экономический норматив эффективности использования ресурсов. - сложность обоснования норматива; - не характеризует масштаб мероприятий;

На основе срока окупаемости капитальных вложений - учитывает изменение ценности денежных потоков во времени; - позволяет оценить период после которого вложения дают прибыль; - традиционность использования и понимания экономического смысла; - позволяет формировать инвестиционный портфель в условиях ограниченности во времени. - не учитывает денежные потоки за пределами срока окупаемости; - оценка осуществляется с позиций кредитора; - сложность обоснования ставки дисконтирования.

На основе стоимости жизненного цикла - учитывает изменение ценности денежных потоков во времени; - характеризует все затраты потребителя; - характеризует дополнительные преимущества одного варианта по сравнению с другим. - сложность применения; - требует информационной базы расчета; - требует дополнительного обоснования экономического результата; - сложность обоснования ставки дисконтирования; - не характеризует результаты мероприятий.

к б - капитальные вложения по базовой системе безопасности; кн - капитальные вложения по новой системе безопасности.

При этом если эксплуатационные расходы не изменяются, а ликвидационная стоимость и сопутствующие затраты в расчете не учитываются по годам, то интегральный эффект определяется по формуле:

Эинт =(С б - С н Уп,-(К „ - К б),

Рассмотрим данный подход на примере оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда на примере внедрения комплексной системы безопасности на базе единого модуля, имеющего иерархическую структуру построения, обеспечивающего автоматическую реконфигурацию системы из-за отказа отдельных модулей для сохранения выполнения основных функций.

Применение комплексной системы обеспечивает снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт систем безопасности и автоведения по сравнению с существующими отдельными системами безопасности, включающие: комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У); систему автоматического управления автотормозами (САУТ-ЦМ); телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста (ТС КБМ); унифицированную систему автоматического ведения поезда (УСАВП).

Используем следующие исходные данные по стоимости и эксплуатации систем безопасности для локомотива: ориентировочная стоимость КЛУБ-У - 850 тыс. руб., САУТ-ЦМ - 275 тыс руб., ТС КБМ - 400 тыс руб., УСАВП - 1100 тыс руб., годовые затраты на их техническое обслуживание и ремонт - 325 тыс.руб., ориентировочная стоимость комплексной системы безопасности составляет 3000 тыс. руб., а годовые текущие затраты и затраты на ее техническое обслуживание и ремонт - 160 тыс. руб. Для расчета интегрального эффекта принято, что срок полезного использования систем безопасности составляет 10 лет, ставка дисконтирования денежных потоков - 10%.

Дополнительная величина интегрального эффекта от внедрения комплексной системы безопасности и автоведения за 10 лет составит 638,9 тыс. руб., что свидетельствует об эффективности этого мероприятия. В расчете на эксплуатируемый парк локомотивов 6,5 тыс. ед. интегральный эффект составит 4,15 млрд. руб.

Выводы:

Актуальность вопросов по обеспечению безопасности труда в России значительно выше, чем на Западе, и объясняется это тем, что уровень износа основных фондов российских предприятий довольно высок и в целом составляет более 45%. При этом степень износа основных производственных фондов железнодорожного транспорта составляет более 60 %, а по некоторым их группам значительно выше. Работа с изношенными средствами труда влечет за собой повышенную аварийность, сопровождающуюся несчастными случаями различной степени тяжести. Поэтому повышение безопасности труда может достигаться за счет мероприятий по снижению износа технических систем железнодорожного транспорта, увеличению надежности и повышению безотказности их работы, а также обеспечению соответствия современным требованиям перевозочного процесса.

Реализация мероприятий по улучшению условий и охране труда требует значительных вложений, поэтому вопросы обоснования

эффективности являются актуальными. Основными методическими подходами к оценке эффективности мероприятий по охране труда являются подходы на основе следующих показателей: интегральный эффект, отдача вкладываемого капитала, срок окупаемости, индекс рентабельности инвестиций, стоимость жизненного цикла. Приведенные в статье достоинства и недостатки данных показателей позволяют обосновать их использование при оценке эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда.

Оценка эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда осуществляется на основе показателей эффективности с использованием дисконтирования денежных потоков. При обосновании эффективности мероприятий по охране труда используются постоянные величины эффекта и текущих затрат, осуществляются одноэтапные инвестиции, поэтому в показателях эффективности можно применять суммарный коэффициент дисконтирования, что существенно упрощает процедуру расчета.

В последние годы в ОАО «РЖД» при обосновании внедрения современных технических систем используется показатель стоимости их жизненного цикла. Стоимость жизненного цикла технических средств, улучшающих условия и безопасность труда, определяется суммированием индивидуального оттока денежных средств (расходов) на каждом временном этапе (шаге расчета) срока их использования. Минимизация этого показателя свидетельствует об эффективности рассматриваемых мероприятий.

Применение комплексной системы обеспечивает снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт систем безопасности и автоведения по сравнению с существующими отдельными системами безопасности, включающие: комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У); систему автоматического управления автотормозами (САУТ-ЦМ); телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста (ТС КБМ); унифицированную систему автоматического ведения поезда (УСАВП). Таким образом, внедрения комплексной системы обеспечения безопасности труда и улучшение условий является целесообразным, соответствует целям и задачам ОАО «РЖД» и развития инфраструктуры в целом. Дополнительная величина интегрального эффекта от внедрения комплексной системы безопасности и автоведения за 10 лет составит 638,9 тыс. руб., что свидетельствует об эффективности этого мероприятия. В расчете на эксплуатируемый парк локомотивов 6,5 тыс. ед. интегральный эффект составит 4,15 млрд. руб.

Литература:

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. -М.: Дело, 2001. - 888с.

2. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», - 2008. -502 с.

3. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2007г. №2459р.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477/ www.consultant.ru

5. Подсорин В.А. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности инвестиций в воспроизводство основного капитала транспортной компании// Мир транспорта, - №2, 2008.

6. Подсорин В.А. Экономические проблемы воспроизводства капитала, воплощенного в основных средствах ОАО «РЖД»// Мир транспорта, - №4, 2007. - С. 84 - 88.

7. Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденная распоряжением ОАО “РЖД” от 29 мая 2007 г. № 987р.

8. Экономика железнодорожного транспорта: Электронный учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ, 2006.

9. www.rzd.ru. Официальный сайт ОАО «РЖД».

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВЫЯВЛЕНИИ НОРМАТИВНОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Коновалов В.А., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Классифицированы основные виды контроля, выявлены особенности и проблемы организации внутреннего контроля на предприятиях и предложены пути их решения с целью повышения качества задействования нормативно-управленческих резервов производства.

Ключевые слова: контроль, учет, анализ, нормативно-управленческие резервы, информационно-аналитическая подсистема, планирование.

ROLE OF INTERNAL CONTROL IN IDENTIFYING REGULATORY QUALITY MANAGEMENT RESERVES

Konovalov V., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

Classify the main types of controls, the peculiarities and problems of internal control in enterprises and proposed solutions to improve the quality trigger regulatory management of production reserves.

Keywords: control, accounting, analysis, regulatory and administrative provisions, information-analytical framework, planning.

Модернизация отечественной экономики требует качественного информации можно сделать в допустимые сроки обоснованное заклю-

развития системы управления предприятиями. Для успешного управ- чение о необходимых управляющих воздействиях на объект управле-

ления предприятием в составе системы управления наряду с другими ния. Таким образом, основное назначение информационно-аналитичес-

подсистемами [1] должна функционировать информационно-аналити- кой системы состоит в организации контроля состояния предприятия и

ческая подсистема. Основное назначение этой подсистемы состоит в формирования управляющих воздействий на объект управления.

обеспечении управления актуальной, полной и точной информацией о В настоящее время выделяют несколько видов контроля на пред-

состоянии управляемого объекта, внутренней и внешней среды, о тен- приятии, в частности, административный, технологический, финансо-

денциях их изменения в будущем, а также в обеспечении управления вый контроль и аудит [2]. Административный контроль заключается в

рекомендациями (предложениями) о необходимых управляющих воз- мониторинге процессов управления организации. Технологический кон-

действиях при отклонении параметров состояния предприятия от про- троль - в мониторинге применения технологий, точности соблюдения

гнозируемых (планируемых). В составе информационно-аналитической всех технических и технологических норм и стандартов. Финансовый

подсистемы должны быть специалисты и методический инструмента- контроль - в мониторинге активов предприятия и его финансовых пото-

рий, с помощью которого на основании имеющейся (поступающей) ков. Аудит состоит в документальной проверке результатов разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.