Научная статья на тему 'Экономическая оценка эффективности организации работ по электробезопасности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта'

Экономическая оценка эффективности организации работ по электробезопасности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД / DAMAGE / ECONOMIC EFFICIENCY / INDUSTRIAL INJURY RATE / INNOVATION PROJECT EFFICIENCY / NET DISCOUNTED INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкадоров А.Л., Долгушевский Н.А., Заруцкая Т.А., Мамаев Э.А.

В статье представлен методический подход к оценке экономической эффективности внедрения новых устройств и реализации мероприятий, направленных на повышение электробезопасности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта. Разработан порядок оценки эффективности инновационных проектов при внедрении новой единицы техники в ОАО «РЖД». Реализация предлагаемого подхода продемонстрирована на примере научно-технической разработки «Методические рекомендации по выбору мест установки «Устройств защиты для нескольких секций фидерной зоны» на контактной сети переменного тока 25 кВ» для структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» службы электрификации и электроснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкадоров А.Л., Долгушевский Н.А., Заруцкая Т.А., Мамаев Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presents the methodical approach to assessment of economic efficiency of implementing new devices and performing actions aimed to improve electrical safety in railway service business units. The procedure of assessing efficiency of innovation projects implementing new equipment units in JSC «Russian Railways» has been developed. Implementation of the suggested approach has been demonstrated using the example of «Research development, guidelines on choosing installation locations for «Protection devices for multiple feeder zone sections» in 25 kV AC overhead line» for the business unit of Central Infrastructure Directorate of JSC «Russian Railways» subsidiary power supply and electrification service.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка эффективности организации работ по электробезопасности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

А. Л. Быкадоров, Н. А. Долгушевский, Т. А. Заруцкая, Э. А. Мамаев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

В статье представлен методический подход к оценке экономической эффективности внедрения новых устройств и реализации мероприятий, направленных на повышение электробезопасности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта. Разработан порядок оценки эффективности инновационных проектов при внедрении новой единицы техники в ОАО «РЖД». Реализация предлагаемого подхода продемонстрирована на примере научно-технической разработки «Методические рекомендации по выбору мест установки «Устройств защиты для нескольких секций фидерной зоны» на контактной сети переменного тока 25 кВ» для структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» — службы электрификации и электроснабжения.

Ключевые слова

Экономическая эффективность, производственный травматизм, эффективность инновационных проектов, чистый дисконтированный доход.

A. L. Bykadorov, N. A. Dolgushevskiy, T. A. Zarutskaya, E. A. Mamaev

ECONOMIC ASSESSMENT OF ELECTRICAL SAFETY OPERATIONS MANAGEMENT EFFICIENCY IN RAILWAY SERVICE BUSINESS UNITS

Annotation

Article presents the methodical approach to assessment of economic efficiency of implementing new devices and performing actions aimed to improve electrical safety in railway service business units. The procedure of assessing efficiency of innovation projects implementing new equipment units in JSC «Russian Railways» has been developed. Implementation of the suggested approach has been demonstrated using the example of «Research development, guidelines on choosing installation locations for «Protection devices for multiple feeder zone sections» in 25 kV AC overhead line» for the business unit of Central Infrastructure Directorate of JSC «Russian Railways» subsidiary — power supply and electrification service.

Keywords

Damage, economic efficiency, industrial injury rate, innovation project efficiency, net discounted income.

Железнодорожный транспорт является одной из травмоопасных сфер деятельности, работники ОАО «РЖД» подвержены рискам травмирования, в том числе и со смертельным исходом.

Из распределения происшествий со смертельным исходом (рис. 1) видно, что около четверти приходится на поражение электрическим током [2].

Рисунок 1 — Распределение травмирования со смертельным исходом в ОАО «РЖД» по видам происшествий

Основные причины производственного травматизма в структурных подразделениях ОАО «РЖД» и пример-

ное их процентное соотношение по данным за 2012-2014 гг. представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Основные причины производственного травматизма в структурных подразделениях ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» уделяет особое внимание охране труда в структурных подразделениях. Для принятия мер по снижению смертельных случаев и случаев травмирования в структурных подразделениях вводят дополнительные средства для повышения безопасности, разрабатываются различные мероприятия, внедряется новое оборудование и технологии, направленные на вывод работников из опасных зон. Все эти средства являются весьма затратными, требуют финансирования и здесь встает вопрос об их экономической эффективности.

Сегодня в России отсутствует единая методика по расчету экономической эффективности (ущерба) по выбытию трудовых ресурсов и оценки экономической эффективности при внедрении средств повышающих уровень охраны труда на производстве [3-7], несмотря на то что это является важным аспектом для модернизации или замены морально устаревших технологий и усиления позиций охраны труда на производстве. Экономическая оценка предлагаемых к внедрению мероприятий по повышению безопасности труда, направленная на рациональное и эффективное использова-

ние выделяемых на эти цели финансовых ресурсов, имеет большое значение для народного хозяйства. В общем виде задача имеет две составляющие: определение ущерба от производственного травматизма со смертельным исходом, оценка экономической эффективности при внедрении средств, повышающих уровень охраны труда на производстве.

Определение ущерба от производственного травматизма со смертельным исходом связано с возмещением ущерба семьям погибших — возникает не совсем этический вопрос о стоимости человеческой жизни. Но если об этом говорить с позиции современной экономики, то стоимость человеческой жизни является одним из основных ее ресурсов [8]. Например, преждевременная смертность и утрата трудоспособности работниками означает их выбытие из производственного процесса и приводит к существенным потерям ВВП [9].

В общем виде схема определения суммарного материального ущерба от гибели работников в компании ОАО «РЖД» представлена на рисунке 3, без учета страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

Рисунок 3 — Схема определения суммарного материального ущерба от гибели работников в компании ОАО «РЖД»

При внедрении новой единицы техники порядок оценки эффективности инновационных проектов в ОАО «РЖД» должен включать следующие этапы:

1) рассмотрение проекта на протяжении его полного жизненного цикла (расчетного периода);

2) моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта доходы и расходы за расчетный период;

3) приведение разновременных платежей (доходов и расходов) к базовому периоду (дисконтирование);

4) сопоставление денежных потоков, полученных при возможной реализации научно-технического проекта, с денежными потоками, существующими без использования проекта;

5) учет наиболее существенных последствий осуществления научно-технического проекта, в том числе последствий, которые могут быть оценены только качественно;

6) учет факторов неопределенности и рисков, сопровождающих реализацию инновационного проекта;

7) количественная и качественная оценка эффективности инновационного проекта. В качестве основных показателей оценки эффективности используют-

Уг .Р. = Ул .г . + ум .п . +

где Ул.г. — расходы по выплате пособий на погребение погибших, руб. (23000 руб.);

Уг.э. — выплаты семьям или нетрудоспособным иждивенцам работников Компании, погибших вследствие несчастного случая на производстве (1 млн руб.); Уцл. — выплаты детям погибшего работника Компании до достижения ими 18 лет, ежемесячное пособие в размере минимальной заработной платы в Компании, руб. (сумма ежемесячного пособия составляет 2300 руб.1).

1 Здесь и далее использованы официальные данные ОАО РЖД за 2014 г. Письмо ЦЭт-

ся чистый дисконтированный доход (NPV) и срок окупаемости (РР).

Рассмотрим реализацию предлагаемого подхода для структурного подразделения Дирекции инфраструктуры службы электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» (далее будем называть его Компанией) и проекта внедрения научно-технической разработки (НТР) «Методические рекомендации по выбору мест установки «Устройств защиты для нескольких секций фидерной зоны (УЗС)» на контактной сети переменного тока 25 кВ». Оценим эффективность повышения безопасности работ в структурном подразделении за счет нового способа размещения УЗС на линии. Основной эффект от внедрения — это снижение вероятности поражения наведенным напряжением, расширение и стабилизация зоны со сниженной опасностью. В основу расчета эффекта положим снижение суммарного материального ущерба, вызванного случаем смертельного травматизма в хозяйстве электрификации и электроснабжения, где первичной причиной явилось поражение наведенным напряжением при работе на контактной сети.

Ущерб от производственного травматизма [4]. Затраты компании, связанные с гибелью работников, состоят из:

П .К. + УГ .3. + УД .П.,

Выплаты ежемесячного пособия будут производиться детям до достижения возраста 24 лет. Для ребенка в возрасте 4-х лет выплаты составят 552 000 руб.; для ребенка в возрасте 2-х лет — 607 200 руб.; суммарные выплаты — 1 159 200 руб. Затраты компании, связанные с гибелью работника, составят 2 182 200 руб.

Затраты предприятия на профессиональную подготовку и переподготовку работающих, принимаемых на работу взамен выбывших в связи с травмой, определяются по формуле [4]:

11/49 от 16.03.2015 «Об исходных данных к технико-экономическому обоснованию».

Уоб.=к х с, где К — количество выбывших из-за травм и профессиональных заболеваний; с — стоимость обучения одного человека, руб., 45 000 руб. (ГОСТ 12.1.03882 «Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов»).

Потери при незапланированном выбытии трудовых ресурсов Компании из производственной деятельности в результате гибели Увтрг одного человека рекомендуется определять по формуле [4]:

Увтрг. = НТ. х ТРд = 242323,5 руб., где НТ — доля прибыли, недоданная одним работающим, руб./день; ТРд — потеря рабочих дней в результате гибели одного работающего. Чистая прибыль компании на первое полугодие составила 2,3 млрд руб., при численности работников (ЧР) 841 745 чел. Доля прибыли, недоданная одним работающим, определяется по формуле:

Нт =

л,

ЧГ

ЧР х 365

= 15 руб./день,

где ПЧГ — чистая прибыль за год; 247 — количество рабочих дней в году.

Из предположения, что погибшему работнику было 30 лет, потеря рабочих дней (Тр.д.) в результате гибели работающего составит:

Трд = 30 х 365=10 950 дня, где 30 — число лет, оставшихся до пенсии (работник мужского пола); 365 — количество дней в году. Суммарный материальный ущерб компании от производственного травматизма будет: УС= УГ.Р. + УоБ.+ УВТРГ + Умв = 2 469 523,5 руб.

Расчет экономической эффективности от применения У3С-3 при стандартном размещении на секции контактной сети. Оценим теоретически экономическую эффективность УЗС-3 в снижении поражающего тока наведенного напряжения. Определим вероятность того, что при ошибочном касании электромонтером отключенной контактной подвески наступит смертельный случай. Числовую ось от 0 до 1 разделим на 12 равных частей в соответствии с таблицей значений неотпус-кающего тока и от длительности действия (рис. 4).

%. с !._ мА

От НОС НТ Ь КЫ 5 Еначення НЖЕШЖЖ: ТС-Е2

Значения неотпускающего тока □ зависимости от длительности действия

>1 1 0.9 0.Й 0,7 0.6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0,01 0,08

6 50 65 75 эо 105 125 140 160 190 400 550

1 2 3 4 5 5 7 3 э 10 11 12

О

Рисунок 4 — Относительные значения неотпускающего тока в зависимости от

длительности действия

При этом среднее значение поражающего тока (1пор) в середине секции с 5 по 15 км по расчетам составило 190 мА. Соответственно, продолжительность воздействия тока не должна превышать 0,2 с. Тогда в случае попадания в зону поражения электрическим током при двухстороннем включении УЗС-3 и стандартном размещении вероятность наступления смертельного случая определится по формуле:

Р = - к

и N ,

где N — число предельно допустимых значений переменного тока 50 Гц, при продолжительности воздействия тока ^ с ^ = 12);

к — относительное значение неотпускающего тока в зависимости от длительности действия (от 1 до 12);

г — одностороннее (1) или двухстороннее (2) включение УЗС; ] — порядковый номер.

Тогда вероятность наступления смертельного случая при двухстороннем включении УЗС-3 и его стандартном размещении на секции контактной сети составит: Р21 = 0,83.

Оценим в денежном эквиваленте вероятность наступления смертельного случая. При наступлении смертельного случая вероятность равна 1 (Р = 1), а ущерб составляет 2 469 524 руб.

Определим денежный эквивалент вероятности наступления смертельного случая из пропорции. При двухстороннем включении УЗС-3 и стандартном расположении: У21 = 2 049 705 руб.

При одностороннем включении УЗС-3 и стандартном расположении: У11 = 1 815 100 руб.

Определим суммарный денежный эквивалент вероятности наступления смертельного случая при стандартном размещении УЗС на секции контактной сети по формуле:

УУ

Ур =

П=1

У + У

^ 21 ^ ^ 11

2049705+1815100

т т

Тогда ущерб с учетом вероятности наступления смертельного случая составит: У = Ус. - УР = 2 469 524 -1 932 403 = 537 121 руб.

Стоимость одного УЗС-3 с учетом проектирования, монтажа и пусконала-дочных работ составляет 3150 тыс. руб. (без НДС). Так как на защищаемой секции двухпутного участка контактной сети установлено 4 шт. УЗС-3, то плановая себестоимость на одну секцию двухпутного участка контактной сети составит: 3150 х 4 = 12 600 тыс. руб.

Амортизационные отчисления: 12 600/10 = 1260 тыс. руб. / год. Расходы по техническому обслуживанию и профилактическому осмотру УЗС-3, установленных на секции двухпутного участка контактной сети, примем укрупненно в размере 10 % от стоимости объекта: 12 600 х 0,1 = 1260 тыс. руб. / год. Ожидаемая экономия текущих затрат от использования УЗС-3 ожидается за счет снижения ущерба от вероятности наступления смертельного случая: 537,121 тыс. руб.

Приток денежных средств по проекту: 537,121 + 160 = 697,121 тыс. руб. / год. Инвестиционные затраты составляют: 12 600 тыс. руб. Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой остаточной стоимости: 263,34 тыс. руб.

= 1932403 руб.

2

Ожидаемый годовой чистый дис-котированный доход (ЧДД) за плановый период 10 лет при стандартном размещении УЗС-3 на секции контактной сети двухпутного участка получился отрицательный: -400,44 тыс. руб. при ставке дисконтирования 10 %.

Оценка экономической эффективности УЗС-3 в снижении поражающего тока наведенного напряжения с использованием результатов НТР. При двухстороннем включении УЗС-3 в середине секции наблюдается минимальное значение наведенного напряжения, его среднее значение составляет 170 В. При этом среднее значение поражающего тока (1пор) в середине секции с 5 по 15 км составит 85 мА, что в 2,23 раза ниже, чем при стандартном расположении. Соответственно, продолжительность воздействия поражающего тока не должна превышать 0,7 с.

Вероятность наступления смертельного случая при двухстороннем включении УЗС-3 и его размещении на секции контактной сети в соответствии с результатами НТР составит: Р'21 = 0,41. При одностороннем включении УЗС-3 и его размещении на секции контактной сети, в соответствии с НТР, зона работы со сниженной опасностью расширилась и имеет протяжен-

ность 10 км. Максимальное значение наведенного напряжения по краям зоны составляет 200 В, а поражающий ток — 100 мА. Вероятность наступления смертельного случая при одностороннем включении УЗС-3: Р'п = 0,5.

В денежном эквиваленте вероятность наступления смертельного случая. При двухстороннем включении УЗС-3 и его размещении на секции контактной

сети в соответствии с НТР: У21 = 1 012 504 руб. При одностороннем включении УЗС-3 с НТР: У11 = 1 234 762 руб. Суммарный денежный эквивалент вероятности наступления смертельного случая при размещении

УЗС-3 с НТР составит: У' = 1 123 633

руб. Ущерб с учетом вероятности наступления смертельного случая составит НТР: Унтр= Ус. - Ур = 2 469 524 -

1 123 633 = 1 345 891 руб.

Расчет экономической эффективности от применения УЗС-3 на секции контактной сети с использованием результатов НТР. Плановая себестоимость на одну секцию контактной сети двухпутного участка размещения УЗС-3 с использованием НТР увеличилась на 5 % и составит — 13 230 тыс. руб. Амортизационные отчисления 1323 тыс. руб./год. Расходы по техническому обслуживанию и профилактическому осмотру УЗС-3 -1323 тыс. руб./год. Ожидаемая экономия текущих затрат от использования УЗС-3 — 1345,891 тыс. руб. Приток денежных средств по проекту: 1345,891 + 1323 = 2668,891 тыс. руб./год. Инвестиционные затраты 13 230 тыс. руб. Налог на имущество: 276,507 тыс. руб. Срок окупаемости: Ток = 9,5 лет.

Ожидаемый годовой чистый дисконтированный доход (ЧДД) за плановый период 10 лет от результатов использования НТР оценивается в размере 59,93 тыс. руб. Средний годовой эконо-

мический эффект составит 5,993 тыс. руб. на одну секцию контактной сети двухпутного участка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате расчетов ЧДД при размещении УЗС-3 на секции контактной сети с использованием результатов НТР получился положительным, это говорит о том, что вложение инвестиций в данный проект экономически эффективно, прибыльность инвестиций выше нормы дисконта. Кроме того, основной эффект от применения результатов НТР — «Разработка и обоснование методических рекомендаций по выбору мест установки «Устройств защиты для нескольких секций фидерной зоны» на контактной сети переменного тока 25 кВ» позволит расширить и стабилизировать зону работы со сниженной опасностью, снизить вероятность поражения наведенным напряжением, а значит, повысить уровень безопасности при работе на контактной сети. Применение результатов НТР приведет к уменьшению случаев смертельного травматизма и сохранит жизнь и здоровье членов бригады.

Библиографический список

1. Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2014 г. — М., 2015.

2. Р-03112199-0502-00. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий. — М. : Министерство транспорта Российской Федерации, 2001.

3. Методика оценки размера ущерба, вызванного авариями на опасных производственных объектах ОАО «РЖД», несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями, происходящими с работниками структурных подразделений ОАО «РЖД» № ВП-14188 от 26.11.2007.

4. Методика расчета ущерба компании от несчастных случаев на произ-

водстве, происшедших с работниками ОАО «РЖД» от 22.12.2012.

5. Методика расчета и подтверждения экономического эффекта от использования результатов научно-технических работ в деятельности ОАО «РЖД» по кругу ведения ЦЭ № 2889р от 30.12.2008.

6. СТО РЖД 08.005-2011. Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок оценки эффективности инновационных проектов.

7. Марцинкевич, В. И., Соболева, И. В. Экономика человека. — М. : Аспект пресс, 1995.

8. Прохоров, Б. Б. [и др.]. Общественное здоровье и экономика. — М. : МАКС Пресс, 2007.

9. Коллективный договор открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2014-2016 гг. от 09.12.2013.

Bibliographic list

1. Analysis of conditions and labor safety in Russian Railways for 2014. — M. : Russian Railways, 2015.

2. R-03112199-0502-00. Methods of assessing and calculating rates of social and economic damage caused by road ac-

cidents. — M. : Ministry of Transport of Russian Federation, 2001.

3. Methods of assessing the amount of damage caused by accidents in hazardous facilities of Russian Railways, industrial accidents, occupational illnesses that occur with employees of Russian Railways business units №VP-14188 from 26.11.2007.

4. Methods of calculating amount of company's damage from industrial accidents that occurred with Russian Railways employees from 22.12.2012.

5. Methods of calculating and confirming economic efficiency from using results of research activities in Russian Railways operations in what refers to competence of power supply and electrification department № 2889r from 30.12.2008.

6. STO Russian Railways 08.005-2011. Innovation-driven activities in Russian Railways. Procedure of assessing innovation project efficiency.

7. Marcinkevich, V. I., Soboleva, I. V. Human economy. — M. : Aspect Press, 1995.

8. Prohorov, B. B. [etc.]. Public health and economy. — M. : Max Press, 2007.

9. Collective contract of Russian Railways open joint stock company for 2014-2016 from 09.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.