УДК 330.332.3
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
METHODICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INVESTMENTS INTO SOCIAL PROJECTS
Елизавета Маратовна МАРЧЕНКО,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления
инновациями и инвестициями, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых E-mail: [email protected] Валерия Викторовна ГЛАЗКОВА, аспирантка кафедры экономики и управления
инновациями и инвестициями, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых E-mail: [email protected]
Рассматривается методика оценки эффективности инвестиций в социальные проекты в соответствии с принципом единства оценки для всех заинтересованных сторон, включая будущие поколения, учета результативности и значимости реализации инвестиционного проекта.
Ключевые слова: эффективность социальных инвестиций, стейкхолдеры, устойчивое развитие, будущие поколения.
В условиях формирования рыночной экономики социальная сфера в нашей стране оказалась в сложном экономическом положении. Отказ промышленных предприятий от принадлежащих им социальных объектов, коммерциализация и муниципализация сферы услуг, остаточный принцип финансирования привели к серьезным проблемам в социальной сфере российских регионов.
Elizaveta M. MARCHENKO,
PhD of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics and Management of Innovations and Investments, the Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs E-mail: [email protected] Valeriia V. GLAZKOVA, Doctoral Student of the Department of Economics and Management of Innovations and Investments, the Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletovs E-mail: [email protected]
The article considers the technique of the efficiency assessment of investments into social projects according to the principle of assessment unity for all the parties concerned, including the future generations, and taking into account the importance and effectiveness of implementation of an investment project.
Keywords: efficiency of social investments, stakeholders, sustainable development, future generations.
Для улучшения ситуации необходимо переоценить роль вложений в социальную сферу, рассматривая их как выгодные инвестиции, направленные на улучшение качества и уровня жизни людей, следовательно, необходима методика оценки таких инвестиций.
Оценка инвестиционных проектов может различаться по видам эффективности, по набору
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
35
и степени достоверности исходных данных и подробности их описания. Несмотря на существенные различия между типами проектов и многообразие условий их реализации, оценка их эффективности и экспертиза должны производиться в определенном смысле единообразно, на основе единых обоснованных принципов. Это касается и социальных проектов, к которым относятся проекты, направленные на формирование и развитие человеческого капитала на макро-, мезо-, микроэкономическом уровнях для получения дохода и повышения качества жизни, осуществляемые через социальную сферу (в форме предоставляемых услуг) и напрямую.
Для структурирования принципов разделим их на три группы [6]:
- методологические принципы - относящиеся к концептуальной стороне дела, «философии» оценки эффективности объекта и мало зависящие от его специфики;
- методические принципы - непосредственно связаны с данным объектом (проектом), его спецификой, экономической и финансовой привлекательностью;
- операционные принципы - облегчают процесс оценки проекта (объекта) с информационно-вычислительной точки зрения. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов в основу определения эффективности проектов закладывают ряд методологических принципов, применимых к любым типам проектов, независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей (рис. 1).
Если все перечисленные принципы трактуются однозначно, то принцип учета всех наиболее существенных последствий проекта не получил должной расшифровки.
В соответствии с системным подходом оценку эффективности инвестиций необходимо рассматривать с учетом всех возможных факторов в их взаимосвязи.
Любой проект, в том числе социальный, как система взаимодействует с окружающей средой: бизнесом, обществом, властью, имеющими свои интересы и цели, выражаемые через нормативы, законодательство, налогообложение, методическое обеспечение [12]. В свою очередь результаты, получаемые в ходе реализации проекта, также направлены на бизнес, государство и общество.
Для населения реализация социальных проектов будет способствовать созданию новых рабочих мест, накоплению совокупного человеческого капитала при реализации образовательных программ, укреплению здоровья при реализации программ, направленных на развитие физкультуры и спорта, и в конечном счете - повышению качества жизни населения. При грамотном осуществлении социальных проектов они будут способствовать улучшению социального положения населения страны, улучшению его благосостояния, а также улучшению экологической обстановки.
Целью государства является создание целостной, устойчиво развивающейся общественной системы, имеющей стабильно функционирующую, динамично развивающуюся экономику и социальную политику. Соблюдение экологических норм также является индикатором заботы государства о своих гражданах.
С точки зрения бизнеса при реализации социальных проектов, как и любых других инвестиционных проектов, важно, чтобы были защищены права инвесторов, снижены налоги. Помимо прочего при реализации социальных проектов создаются дополнительные рабочие места, повышается уровень жизни работников. Кроме того, формируется позитивный имидж компании.
Поскольку в результатах реализации социального инвестиционного проекта заинтересован каждый участник окружающей среды, то необходим учет интересов всех стейкхолдеров. Еще Р. Акофф утверждал, что многие социальные проблемы можно преодолеть, если переустроить основные
Методологические принципы оценки эффективности инвестиций в социальные проекты
Сопоставимость условий сравнения различных проектов
Рис. 1. Методологические принципы оценки эффективности инвестиций в социальные проекты
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
институты и наладить эффективное взаимодействие заинтересованных лиц в системе [10].
Социальная и экономическая системы не могут существовать одна без другой, они дополняют друг друга в целостном развитии организационной структуры любой страны. Нарушение гармоничных отношений между этими системами в обществе является главной причиной возникающих противоречий (кризисов), которые рождают все многообразие конфликтов и проблемных ситуаций [2].
Это соответствует и теории институционализ-ма, представители которой также установили неразрывные связи экономической и социальной жизни общества. Институционалисты не ограничиваются анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включают в анализ институты, учитывающие внеэкономические факторы. Так, транзакционный подход к изучению поведения экономических агентов, опирающийся на идеи Р. Коуза, предполагает учет в транзакционных издержках затрат, не только прямо связанных с предпринимательской деятельностью, но и с последствиями этой деятельности для окружающей среды [5].
Теория устойчивого развития, содержащая призыв ко всем странам взять на себя коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития - экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды [1], предполагает учет интересов не только существующих поколений, но и будущих. Согласно декларации «Об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями», принятой в Париже 12.11.1997, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет твердое намерение вносить вклад в решение сегодняшних мировых проблем путем расширения международного сотрудничества, создавая такие условия, при которых потребности и интересы будущих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир, чтобы нынешние поколения полностью осознавали свою ответственность перед будущими поколениями. О необходимости учета интересов будущих поколений еще в середине 1970-х гг. писала группа исследователей во главе с Р. Акоффом.
Как отмечал У. Бекерман, следует принять во внимание интересы будущих поколений по той причине, что мы не должны обрекать их на нищету,
лишая некоторых существенных ресурсов. Вместе с передачей достойной материальной базы нашим ценным вкладом в благосостояние будущих поколений оказалась бы передача им по наследству институтов, которые помогут уважать основные естественные права друг друга, т. е. нематериальное наследие, которое также может улучшить благосостояние будущих поколений [3].
Эдвард Лоренц в своем «Послании будущим поколениям» отметил, что человеческие решения зависят от памяти о прошлом и от ожиданий будущего. Мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принимать участие. Еще философ Г. Йонас сформулировал представление о том, что обладание силой, способной создать угрозу чьему-либо существованию, автоматически порождает ответственность за это существование.
Вопрос учета интересов будущих поколений при реализации инвестиций уже ставился в экономической теории такими авторами, как Т. Купманс, К. Эрроу, Д. Парфит, Т. Коуэн, Б. Бэрри, Э. Б. Вайс и другими, но не получил однозначного ответа. Экономисты Д. Пар-фит и Т. Коуэн пришли к выводу, что для определения уровня жертв ради будущих поколений необходимо применять методологический аппарат договорной и интуитивистской теории справедливости. Однако договорная теория справедливости, рассматривающая подлинную взаимность как основу справедливых отношений, предполагает способность поколений воздействовать друг на друга, что невозможно в отношении будущих поколений к настоящим.
Представители интуитивистской теории справедливости обращаются к принципу равного и беспристрастного отношения ко всем представителям человеческого рода, что позволяет упростить обоснование долга нынешних поколений перед будущими. Так, Б. Бэрри пишет, что отношения партнерства между поколениями, достигающиеся путем обеспечения устойчивого развития, являются непременным фактическим условием справедливости. Аналогичная мысль встречается в работах Э. Б. Вайса, полагающего, что следующие друг за другом поколения людей соединены между собой использованием Земли как общего наследства. В отношении к этому наследству каждое из поколений занимает одинаковое (или равное) положение, являясь одновременно пользователем и распорядителем по доверенности [11].
По мнению автора, необходимо расширить содержание методологического принципа учета всех
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
37
наиболее существенных последствий проекта путем учета последствий реализации проекта не только для существующих, но и для будущих поколений.
Исследователи устойчивого развития отмечают, что переход к нему достигается при определенных значениях показателей социально-экономического роста (темп производства, уровень и качество жизни, качество среды), которые можно закладывать при разработке инвестиционных проектов и оценивать данные проекты на их соответствие рекомендуемым критериям. Это позволит количественно оценить степень учета интересов будущих поколений при реализации инвестиционных проектов в социальной сфере.
При этом в результате оценки эффективности инвестиций в социальные проекты интересы стейк-холдеров должны быть учтены в равной степени. Еще В. Парето, говоря об оптимальности, предполагал такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов.
Об этом говорит и теория социальных сетей, согласно которой интересы и требования одного из стейкхолдеров могут найти отклик и поддержку у других заинтересованных лиц сети. Поскольку современный уровень развития экономики уравнивает
Корпоративная социальная ответственность
возможности всех стейкхолдеров, кроме будущих поколений, то необходимо учитывать интересы всех лиц, руководствуясь принципом единства оценки для всех заинтересованных сторон, т. е. оценка не должна ограничивать сферу интересов и позволять одному из стейкхолдеров, что называется, перетягивать одеяло на себя.
Ответственность за будущие поколения должно взять на себя государство при соответствующем контроле общества, ориентируя бизнес на выполнение определенных требований. Бизнес также может принимать на себя дополнительные обязательства по отношению к внутренним и внешним стейкхол-дерам, включая будущие поколения, посредством реализации концепции корпоративной социальной ответственности.
Социальная ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя несколько элементов (рис. 2).
Социальная ответственность бизнеса является необходимым элементом социальной политики, способствующим снижению социальной напряженности в обществе, более эффективному использованию ресурсов, более быстрому достижению социальных результатов. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, а также единство требований ко всем инвестиционным
проектам (в том числе и
Рис. 2. Элементы корпоративной социальной ответственности
социальным) являются важнейшими факторами устойчивого развития страны [8]. Единство требований и системы ценностей, на котором основано взаимодействие всех стейкхолде-ров, должно лежать в основе создания единой системы оценки, что в свою очередь позволяет использовать для оценки эффективности социальных проектов методы и показатели, применяемые для оценки корпоративной социальной ответственности.
Результаты анализа существующих методик
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбТ^сЯ те ЪР/ГКЖЪХА
оценки корпоративной социальной ответственности показали, что наибольший интерес с точки зрения оценки эффективности социальных инвестиций представляют международный стандарт глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития ^М), а также подход по оценке корпоративной социальной ответственности, разработанный В. Кашиным, А. Нещадиным и Г. Тульчинским [4]. Эти авторы выделили четыре основные группы показателей, характеризующих социальные инвестиции в зависимости от направления соответствующих затрат (внутренние, внешние) и от того, в чьих интересах, а также с чьей позиции оценивается эффективность - самого бизнеса или общества:
- внутренние социальные инвестиции, оцениваемые с социальной позиции (социальные инвестиции в человеческий капитал, включая затраты на рост компетентности работников, охрану их труда и здоровья, развитие корпоративной культуры);
- внутренние инвестиции, оцениваемые с позиций самого бизнеса (социальные инвестиции в развитие отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, конкурентами);
- внешние социальные инвестиции, оцениваемые с позиций внешней социальной среды (социальные инвестиции в экологию, благоустройство, ЖКХ, а также социальное и гуманитарное развитие - здравоохранение, культуру и искусство, образование и т. д.);
- внешние социальные инвестиции, оцениваемые с точки зрения бизнеса (стабильность итоговых экономических показателей, рост известности, признания и уважения).
Рассматривая социальные проекты, следует отметить, что в отличие от коммерческих проектов последствия их реализации не всегда могут быть оценены с помощью экономического эффекта. Кроме того, часто на первое место выходит оценка не эффективности проекта, а его результативности, т. е. достижения социальных нормативов. Это отличие, по мнению автора, должно быть закреплено методическим принципом учета результативности, а поскольку результаты различаются в зависимости от специфики социального проекта, предлагается дифференцировать показатели результативности по нескольким укрупненным социальным направлениям: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, транспорт. Для этого по каждому основно-
му направлению разработаны набор показателей, учитывающих наиболее значимые социальные изменения в данных сферах, и система индикаторов, учитывающая положительное или отрицательное изменение данных показателей.
Особенностью оценки реализации инвестиционных проектов в социальной сфере является отсутствие информации по многим параметрам, что связано с разнообразием направлений таких проектов и невозможностью прямого учета качественных параметров. Поэтому в качестве операционного принципа вводится принцип учета значимости фактора, который предполагает использование балльного метода и метода ранжирования для сопоставления инвестиционных проектов по качественным показателям. Как отмечают Т. А. Пономарева и М. С. Супрягина, сложность оценки качественных параметров во многом вызвана трудностями формализации, обобщения и анализа критериев оценки, а также определения методов их измерения. Однако несмотря на то, что качественные параметры оценки сложнее формализуемы, чем количественные, они позволяют определить результативность проекта и сопоставить проекты между собой, опираясь на балльную оценку или оценку экспертов [9].
Таким образом, методический подход к оценке эффективности инвестиций в социальные проекты должен опираться на существующую систему принципов, заложенную в методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиций и дополненную следующими позициями:
- расширенным толкованием принципа учета всех наиболее существенных последствий проекта в виде необходимости учета интересов будущих поколений и единства оценки для всех заинтересованных сторон;
- принципом учета результативности, дифференцированной по укрупненным социальным направлениям;
- принципом учета значимости реализации социального инвестиционного проекта.
На основании представленных принципов разработана методика оценки эффективности вложений в реализацию инвестиционных проектов социальной сферы, применение которой целесообразно для обоснования и отбора заявок по проектам, претендующим на финансирование, и должно обеспечивать более эффективное использование бюджетных средств. Применение методики также возможно для оценки эффективности инвестиций в
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жгеЪ4
39
социальные проекты, реализуемые на коммерческой основе.
Оценка эффективности инвестиций в социальный проект предполагает обоснование целесообразности его реализации. Целесообразность проекта и его соответствие приоритетам социально-экономического развития региона подтверждается на предварительном этапе оценкой уровня и качества обеспеченности населения бюджетными услугами, прогнозом изменения спроса и стоимости соответствующих услуг. Далее производится оценка совокупной эффективности реализации инвестиционного проекта, которая представлена системой показателей (рис. 3).
По уровню значимости проекты делятся на четыре уровня. Наибольшей приоритетностью обладают инвестиционные проекты первого уровня значимости, наименьшей - четвертого.
Коэффициенты уровня значимости и результативности инвестиционного проекта определяются в результате экспертной оценки на основе системы индикаторов.
Бюджетная эффективность характеризует влияние результатов осуществления инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект. Расчет бюджетного эффекта осуществляется путем сравнения бюджетных доходов и расходов от реализации проекта [7].
Эффект от инвестирования в сопряженных отраслях рассчитывается по формуле
МЭ =
£ КП х НН
Создание дополнительных рабочих мест
Рис. 3. Показатели совокупной эффективности инвестиций в социальные проекты
где МЭ - мультипликативный эффект от реализации проекта в сопряженных отраслях; КП - сумма по контрактам с подрядными организациями, задействованными в реализации инвестиционного проекта и зарегистрированными на территории региона; НН - показатель средней налоговой нагрузки (объем налоговых изъятий из выручки организации);
ВП - величина государственной финансовой поддержки, предоставляемой инициатору инвестиционного проекта.
Прирост валового регионального продукта в результате реализации инвестиционного проекта представлен следующей формулой: ЭВРП = ЧН X АВРП 0,1, где ЭВРП - эффект, вызванный приростом валового регионального продукта, тыс. руб.; ЧН - численность населения, качество жизни которого улучшается в результате реализации инвестиционного проекта; АВРП - прирост валового регионального продукта на душу населения по прогнозным оценкам на расчетный год реализации проекта, тыс. руб.; 0,1 - прогнозный показатель прироста валового внутреннего продукта за счет реализации социальных мероприятий (на каждый пункт прироста ВВП соответственно).
Показатель создания дополнительных рабочих мест рассчитывается путем суммирования всех вновь созданных рабочих мест в результате реализации проекта, в том числе в сопутствующих отраслях и сферах, в которых наблюдается приращение количества рабочих мест в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Под социальным эффектом инвестиционного проекта пони-
Коэффициент учета интересов будущих поколений
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
маются значимые для населения региона последствия его реализации. Социальный эффект представлен в виде суммарного балльного индикатора и рассчитывается по следующей формуле:
1=1
СЭ = £ И,
п
где СЭ - социальный эффект от реализации инвестиционного проекта;
И - индикатор, учитывающий увеличение 1-го показателя по рассматриваемому направлению, который определяется в баллах на основе результатов экспертной оценки. Учет интересов будущих поколений обеспечивается соблюдением требований по следующим направлениям: минимизация потребления ресурсов, минимизация производства отходов, предупреждение нанесения вреда природе, поддержка биологического разнообразия, обеспечение основных прав человека и др.
Коэффициент учета интересов будущих поколений рассчитывается путем суммирования индикаторов, соответствующих положительному влиянию представленных в методике показателей. В случае отсутствия влияния или отрицательного значения показателя индикатору присваивается нулевое значение.
При оценке эффективности инвестиций в социальные проекты предлагается использовать для учета интересов будущих поколений следующие показатели:
- изменения свойств и качеств основной массы
- учет потребностей представителей коренных и малочисленных народов при реализации проекта;
- воздействия на сообщества на территориях, затрагиваемых в результате реализации проекта (в виде искоренения дискриминации и бедности). Расчет эффективности инвестиций в социальные проекты по предложенным ранее показателям составляет первый этап оценки.
На втором этапе оценки для выбора наиболее эффективного проекта предлагается применять алгоритм сравнительной рейтинговой оценки проектов, основанный на методе расстояний. Для сравнения инвестиционных проектов по каждому показателю совокупной эффективности инвестиций находится максимальное значение, которое принимается как условное эталонное для инвестиционного проекта. Далее исходные показатели совокупной эффективности инвестиций по проектам стандартизируются в отношении соответствующего
показателя эталонного проекта по формуле
aj
xj =-—,
max a.
где a.. - полученные данные показателей совокупной эффективности инвестиций в социальные проекты;
x.. - стандартизированные показатели j-го проекта.
Для каждого инвестиционного проекта значение его рейтинговой оценки определяется по
воды, являющиеся результатом реализации формуле
проекта;
изменения качества воздуха в регионе, являющиеся результатом реализации проекта; возможность утилизации и повторного использования отходов в результате реализации инвестиционного проекта; изменения концентрации загрязнителей в живых организмах, являющиеся результатом реализации проекта;
воздействие реализации проекта на охраняемые и уязвимые территории;
изменения качества и количества природных ресурсов, являющиеся результатом реализации проекта;
- воздействие проекта на безопасность человека как вида (радиация, ГМО); воздействие на памятники культуры, затрагиваемые в результате реализации проекта (повышение сохранности);
R =
^[(1 - xb.)2 + (1 - Х21 )2 +... + (1 - xra)2 ]'
где - рейтинговая оценка для 1-го проекта;
х1 х2 ..., хп. - стандартизированные показатели 1-го проекта.
Инвестиционные проекты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет социальный инвестиционный проект с минимальным значением рейтинговой оценки.
Апробация методики оценки эффективности вложений в реализацию инвестиционных проектов социальной сферы показала возможность применения ее на практике. Преимущество данной методики состоит в нацеленности на устойчивое развитие экономики, возможности учета интересов всех заинтересованных сторон, включая будущие поколения, более объективной оценке эффективности социальных инвестиций.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя ъ ЪР*?жг(Ъ4
41
Список литературы
1. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, сентябрь 2002 r. // Российский региональный экологический центр. URL: http://www. rusrec.ru/homepage/databases/int_law/basic_ru. pdf.
2. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 423 с.
3. Дышаева Л. Устойчивое развитие как безальтернативная стратегия эколого-экономического поведения // Экономист. 2013. № 5.
4. Кашин В., Нещадин А., Тульчинский Г. Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций и социального партнерства) // Человек и труд. 2009. № 5. С. 20-28.
5. Лебедев Д. С. Трансакционно-сетевой подход к оценке институциональных изменений // Проблемы современной экономики. 2011. № 4.
6. Маликова А. М. Структура системы принципов оценки эффективности инвестиционных проектов в Республике Казахстан // Институт экономики и права Ивана Кушнира. URL: http://www. be5.biz/ekonomika1/ r2010/01358.htm.
7. Об утверждении методики оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности от реализации
References
1. Outcome documents of the world summit on sustainable development, Johannesbyrg, September, 2002, Available at: http://www. rusrec. ru/homepage/databases/int_law/ba-sic_ru. pdf.
2. Drogobytskii I. N. System analysis in Economics [Sistemnyi analiz v ekonomike], Moscow: YUNITI-DANA, 2012. 423 p.
3. Dyshaeva L. Sustainable development as single source strategy of ecological and economic behavior [Ustoichivoe razvitie kak bezal'ternativnaia strategiia ekologo-ekonom-icheskogo povedeniia], Ekonomist - Economist, 2013, no. 5.
4. Kashin V., Neshchadin A., Tul'chinskii G. Methods of assessing the effectiveness of corporate social policy (social investment and social partnerships) [Metodika otsenki effektivnosti korporativnoi sotsial'noi politiki (sotsial'nykh investitsii i sotsial'nogo partnerstva)], Chelovek i trud - Man and labor, 2009, no. 5, pp. 20-28.
5. Lebedev D. S. Transactionally network approach to the assessment of institutional changes [Transaktsionno-setevoi podkhod k otsenke institutsional'nykh izmenenii], Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economy, 2011, no. 4.
6. MalikovaA.M. The structure of the system of principles for assessment of efficiency of investment projects in the Republic of Kazakhstan [Struktura sistemy printsipov otsenki effektivnosti investitsionnykh proektov v Respublike Kazakhstan], Institut ekonomiki i prava Ivana Kushnira -Institute of Economics and law Ivan Kushnir, Available at: http://www. be5.biz/ekonomika1/r2010/01358.htm.
инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, осуществляемому с участием средств областного бюджета, методики расчета финансового эффекта от их реализации и эксплуатационных расходов будущих периодов: приказ главного управления экономического развития Воронежской области от 29.06.2007 № 90-0.
8. Подпругин М. О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. 2012. № 24. С. 214-221.
9. Пономарева Т. А., СупрягинаМ. С. Качество услуг: качественные параметры оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1.
10. Попов С. А., Фомина Л. Л. От теории стейкхол-деров - к реализации концепции общих ценностей // Российское предпринимательство. 2013. № 2. С. 60-65.
11. Прокофьев А. В. Справедливое отношение к будущим поколениям (нормативные основания и практические стратегии) // Этическая мысль. 2008. № 8. С. 229-253.
12. Скопин О. В., Назарова Н. Л. Теоретические основы исследования систем управления предприятием // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2009. № 3.
7. Methodology of assessment of the economic, budgetary and social efficiency of implementation of investment projects of the social and engineering infrastructure, conducted with the participation of means of the regional budget: order of head department of economic development of the Voronezh region no. 90-0 from 29.06.2007.
8. Podprugin M. O. Sustainable development of the region: the concept, the basic approaches and the factors [Ustoichivoe razvitie regiona: poniatie, osnovnye podkhody i faktory], Rossiiskoe predprinimatel'stvo - Russian entre-preneurship, 2012, no. 24, pp. 214-221.
9. Ponomareva T. A., SupriaginaM. S. The quality of the services: qualitative parameters estimation [Kachestvo uslug: kachestvennye parametry otsenki], Marketing v Rossii i za rubezhom - Marketing in Russia and abroad, 2005, no. 1.
10. Popov S.A., Fomina L. L. From the theory of stakeholders to implement the concept of shared values [Ot teorii steikkholderov - k realizatsii kontseptsii obshchikh tsennostei], Rossiiskoe predprinimatel 'stvo - Russian entre-preneurship, 2013, no. 2, pp. 60-65.
11. Prokof'ev A. V. Fairness to future generations (standard bases and practical strategies [Spravedlivoe otnoshenie k budushchim pokoleniiam (normativnye osnovaniia i prakticheskie strategii)], Eticheskaia mysl'-Ethical thought, 2008, no. 8, pp. 229-253.
12. Skopin O. V., Nazarova N. L. Theoretical basis of research of management systems [Teoreticheskie osnovy issledovaniia sistem upravleniia predpriiatiem] , Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of economic systems, 2009, no. 3.
42
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪР/ГКЖгсЫ