УДК 338.47-656
Е. С. Палкина, Е. И. Морозова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ СТЕЙКХОЛДЕРСКОГО ПОДХОДА
Дата поступления: 20.07.2018 Решение о публикации: 13.09.2018
Аннотация
Цель: Разработать методические положения при оценке инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта на основе интегральной многокритериальной модели с учетом интересов заинтересованных сторон. Методы: Применяются методы обобщения и группировки, анализа и синтеза, системного подхода, абстрагирования, формализации, сравнения, балльных, экспертных оценок, графического и табличного изображений данных. Результаты: Сформирована методологическая основа, обоснованы критерии и предложена система показателей интегральной оценки инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта с учетом обеспечения баланса интересов стейкхолдеров. Изложена последовательность выполнения оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов на транспорте. Практическая значимость: Приведен пример использования разработанных методических положений для оценки инвестиционной привлекательности инновационного транспортного проекта по организации перевозок контейнеров между морским портом Санкт-Петербурга и транспортно-логистических центров Москвы по высокоскоростной магнитолевитационной линии.
Ключевые слова: Высокоскоростной наземный транспорт, инновационный проект, интегральная оценка, критерии, стейкхолдеры.
*Elena S. Palkina, D. Econ. Sci., professor, [email protected]; Evgeniya I. Morozova, postgraduate student (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) MULTICRITERION ASSESSMENT OF INNOVATIVE PROJECTS FOR HIGH-SPEED LAND TRANSPORT ON THE BASIS OF STAKEHOLDER APPROACH
Summary
Objective: To develop technical regulations on the investment potential assessment of innovative projects for high-speed land transport on the basis of an integral multicriterion model taking into account the parties concerned. Methods: Generalization and classification, analysis and synthesis, system approach, abstracting, formalization, comparison, rating and expert appraisal, graphic and table forms of data depiction were applied in the study. Results: The methodological framework was formed, criteria were justified and the integral assessment rating system of innovative projects for high-speed land transport was developed taking into account balancing of stakeholders' interests. The order of investment potential assessment of innovative projects for transport was stated. Practical importance: An example was given of using the developed technical regulations for investment potential assessment of an innovative transport project on container service
management between Saint Petersburg maritime port and Moscow Transport Logic Center (TLTs) via high-speed magnetic levitation railway line.
Keywords: High-speed land transport, innovative project, integral assessment, criteria, stakeholders.
В современных условиях перехода от индустриальной формации общества к постиндустриальной под влиянием технологического прогресса и воздействием глобализации экономики сформировалась новая парадигма развития транспорта, основанная на постулате перманентного увеличения скорости. Стратегически важным для России в целях реализации модели опережающего развития экономики страны является внедрение в ближайшей перспективе инновационных транспортных проектов, содержащих новые технические и технологические решения улучшения скоростных параметров транспортных средств, пропускной способности транспортной инфраструктуры (например, предусматривающих строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей либо использование магнитолевитационой технологии, позволяющей кратно увеличить скорость движения). Для обеспечения привлечения крупномасштабных инвестиций в проактивное развитие транспортной системы Российской Федерации необходимо совершенствование методологических основ оценки инновационных проектов высокоскоростного транспорта, которая объединяет социально-экономическую, бюджетную и другие виды эффективности с позиций интересов стейкхолдеров, что в целом определяет их инвестиционную привлекательность. Несмотря на значительное количество трудов, посвященных анализу экономической эффективности инвестиционных проектов [1-6], вопросы оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов на транспорте с учетом ожиданий различных стейк-холдеров в недостаточной степени проработаны и требуют дополнительного изучения, разработки и научных обоснований.
Методологические основы многокритериальной оценки проектов высокоскоростного наземного транспорта
Методология оценки инновационных транспортных проектов базируется на определении понятия «инновационный проект высокоскоростного наземного транспорта». Высокоскоростной наземный транспорт - наземный железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение скоростных поездов со скоростью свыше 200 км/ч по, как правило, специально выделенным железнодорожным путям - высокоскоростным магистралям (ВСМ) либо на магнитном подвесе (Маглев) [7]. Инновационный проект высокоскоростного
наземного транспорта представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на достижение стратегических целей, социально-экономического эффекта и удовлетворения интересов стейкхолдеров в результате создания уникального продукта, услуги, технологии в области развития наземного транспорта, обеспечивающего текущие и перспективные потребности экономики в высокоскоростных перевозках (свыше 200 км/ч), на качественно новом уровне в условиях высокой неопределенности, временных и ресурсных ограничений.
Научную основу многокритериальной оценки инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта составили: 1) концепция стейкхолдеров, позволяющая учесть и обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон проекта; 2) концепция устойчивого развития, предусматривающая совершенствование экономической системы в равновесном состоянии трех аспектов: «экономика-общество-экология»; 3) концепция системно-интегрированного управления реализацией стратегии роста транспортной компании [8]. Кроме того, оценка инвестиционной привлекательности инновационных транспортных проектов базируется на принципе учета интересов стейкхолдеров - требований, ожиданий заинтересованных сторон, формализованных в виде различных показателей, критериев, изложенном в работе [9], а также применении методов анализа и синтеза, сравнения, балльных, экспертных оценок, графического и табличного изображений данных.
Критерии и показатели интегральной оценки инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта
Проведенные исследования показали целесообразность оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта на основе интегральной многокритериальной модели. В качестве критериев предлагается рассматривать следующие компоненты: скорость перевозки, экономичность, безопасность, экологичность, эффективность инвестиций, технологичность, проактивность, социальную и бюджетную эффективность, которые отражают интересы различных стейкхолдеров: клиентов, транспортной организации - разработчика инновационного проекта, государства (Минтранса, Минфина, ФТС, ФНС России и других органов государственной власти), транспортно-логистических центров, населения, общественных организаций, инвесторов (собственников, кредиторов, венчурных фондов), конкурентов (организаций других видов транспорта), поставщиков/подрядчиков (табл. 1). Кроме того, отмеченные критерии отвечают основным направлениям развития транспортной системы России согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [10].
ТАБЛИЦА 1. Критерии интегральной оценки инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта
Аспект устойчивого развития Критерии Стейкхолдеры
Общество Скорость перевозки, социальная эффективность, технологичность, проактивность Клиенты, государство, транспортно-логистические центры, конкуренты, поставщики, транспортная организация - разработчик инновационного проекта, население, общественные организации
Экономика Экономичность, эффективность инвестиций, бюджетная эффективность Транспортная организация - разработчик инновационного проекта, инвесторы, конкуренты, клиенты, поставщики, государство, население
Техносферная безопасность Экологичность, безопасность Клиенты, население, общественные организации, государство, инвесторы, транспортная организация - разработчик инновационного проекта, поставщики, транспортно-логистические центры
По каждому критерию в результате анализа широкого круга аналитических индикаторов определены показатели оценки, которые наиболее содержательно отражают отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служат средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения, а также по ним установлены минимальные пороговые значения - количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые значения с позиций интересов стейкхолдеров, несоблюдение которых может препятствовать нормальной реализации проекта (табл. 2).
ТАБЛИЦА 2. Система критериев и показателей интегральной оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта
№ п/п Критерии/индикаторы Значение показателя Оценка показателя Балл
1 Скорость перевозки (сокращение времени доставки)
V < 200 Очень низкая 1
200 < V < 400 Низкая 2
1.1 Скорость движения, км/ч 400 < V < 600 Средняя 3
600 < V < 800 Высокая 4
V > 800 Очень высокая 5
№ п/п Критерии/индикаторы Значение показателя Оценка показателя Балл
1.2 Время погрузо-разгрузочных работ, % | t < 30 Низкое 0
30 < ^ < 60 Среднее 1
| t > 60 Высокое 2
1.3 Увеличение пропускной способности, % х < 30 Низкое 1
30 < х < 60 Среднее 2
х > 60 Высокое 3
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Скорость перевозки» 10
2 Экономично сть (уменьшение стоимости перевозки, обслуживания новой системы)
2.1 Сокращение операционных расходов, % х < 10 Очень низкое 1
10 < х < 20 Низкое 2
20 < х < 30 Среднее 3
30 < х < 40 Высокое 4
х > 40 Очень высокое 5
2.2 Рост производительности труда, % х < 30 Низкое 0
30 < х < 60 Среднее 1
х > 60 Высокое 2,5
2.3 Сокращение среднего удельного расхода топлива/электроэнергии на приведенный т-км, % х < 30 Низкое 0
30 < х < 60 Среднее 1
х > 60 Высокое 2,5
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Экономичность» 10
3 Безопасность
3.1 Повышение уровня сохранности грузов, % х < 30 Низкое 1
30 < х < 60 Среднее 3
х > 60 Высокое 5
3.2 Внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий Экспертная оценка Нет 0
Да 5
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Безопасность» 10
№ п/п Критерии/индикаторы Значение показателя Оценка показателя Балл
4 Экологичность (снижение негативного влияния на окружающую среду)
х < 10 Очень низкое 1
Сокращение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ на приведенный т-км, % 10 < х < 20 Низкое 2
4.1 20 < х < 30 Среднее 3
30 < х < 40 Высокое 4
х > 40 Очень высокое 5
Снижение шумового воздействия на окружающую среду, % х < 30 Низкое 1
4.2 30 < х < 60 Среднее 2
х > 60 Высокое 2,5
Внедрение технологий и оборудования для снижения вмешательства в природный ландшафт Экспертная оценка Низкое 1
4.3 Среднее 2
Высокое 2,5
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Экологичность» 10
5 Эффективность инвестиций
Чистая приведенная стоимость проекта (NPV) < 0 0
5.1 Числовое = 0 1
> 0 2
Внутренняя ставка доходности (IRR) < WACC* 0
5.2 Числовое = WACC 1
> WACC 2
Индекс рентабельности инвестиций (PI) < 1 0
5.3 Числовое = 1 1
> 1 2
Более нормативного 0
5.4 Простой период окупаемости (PB) Числовое Равен нормативному 1
Менее нормативного 2
№ п/п Критерии/индикаторы Значение показателя Оценка показателя Балл
5.5 Дисконтированный срок окупаемости ^РВ) Числовое Более нормативного 0
Равен нормативному 1
Менее нормативного 2
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Эффективность инвестиций» 10
6 Технологичность (соответствие требованию единой технологической совместимости)
6.1 Интеграция проекта в существующую транспортную сеть Экспертная оценка Нет 0
Да 5
6.2 Нацеленность на создание ХАБов в транспортных узлах То же Нет 0
Да 5
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Технологичность» 10
7 Проактивность (перспективность, создание новых потребностей)
7.1 Опережающее развитие на основе прогнозирования спроса, перспективных потребностей Экспертная оценка Нет 0
Да 5
7.2 Соответствие целям и задачам Транспортной стратегии Российской Федерации То же Нет 0
Да 5
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Проактивность» 10
8 Социальная эффективность
8.1 Повышение мобильности и деловой активности населения Экспертная оценка Нет 0
Да 3
8.2 Улучшение транспортных связей регионов, рост экономического развития территорий То же Нет 0
Да 3
8.3 Создание потока заказов для российского бизнеса То же Нет 0
Да 4
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Социальная эффективность» 10
№ п/п Критерии/индикаторы Значение показателя Оценка показателя Балл
9 Бюджетная эффективность
9.1 Чистый дисконтированный доход бюджета Экспертная оценка Отсутствует 0
Низкий 5
Высокий 10
И т о г о максимальное количество баллов по критерию «Бюджетная эффективность» 10
И т о г о максимальная сумма баллов оценочных критериев по проекту 90
* WACC - средневзвешенная стоимость капитала.
В качестве экспертов для оценки инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта привлекаются высококвалифицированные специалисты в данной области, представляющие интересы различных стейк-холдеров.
Последовательность выполнения интегральной оценки инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта
По каждому из индикаторов представленных оценочных критериев эксперты определяют значение в баллах. После этого по каждому критерию (я) балльные оценки формирующих их показателей суммируются. После заполнения все анкеты экспертов обрабатываются. Исходный массив данных представляет собой совокупность чисел/к: это оценка, даннаяу'-м экспертом к-му критерию по системе критериев и показателей интегральной оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта, представленной в анкете,' е [1, т], где т - количество экспертов. Полученные оценки усредняются по экспертам:
1 т
/к = -X/к , к е [1, я]. (1)
тУ=1
Далее находится степень влияния отдельного критерия на инвестиционную привлекательность проекта экспертным путем с использованием шкалы значений: очень высокая - 5 баллов, высокая - 4 балла, средняя - 3 балла, низкая - 2 балла, очень низкая - 1 балл. Такой массив данных представляет
собой совокупность чисел р - оценку степени влияния, назначенную у-м экспертом к-му критерию по шкале баллов. Полученные оценки усредняются по экспертам:
1 m
Pk =—Z Pjk , k е [1, 4 mj=1
(2)
Итоговый показатель инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта (2) рассчитывается как взвешенная сумма баллов по рассматриваемым критериям:
Z = Z fk ■ Pk,
k=1
fkmin 5
(3)
Z . = 45,
mm '
где Z - интегральная оценка инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта (в баллах); pk -средняя степень влияния k-го критерия на интегральную оценку; f - средняя величина k-го критерия (в баллах) (k е [1, s]); s - количество критериев оценки (s = 9).
Следует отметить, что для оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта вводятся ограничивающие условия: 1) наличие международного уровня новизны и научно-технической значимости проекта; 2) минимальное количество баллов по каждому критерию: 5; 3) общее минимальное количество баллов: 45.
Далее рассчитывается индекс инвестиционной привлекательности рассматриваемого проекта y путем отношения расчетного значения показателя оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта к его максимальной величине, равной 450:
y = . (4)
max
На основе этого индекса определяется уровень его инвестиционной привлекательности с использованием квалиметрической шкалы экспертных оценок (табл. 3), который учитывается инвестором при принятии решения об участии в реализации проекта.
По результатам интегральной оценки строятся радиальные диаграммы, отражающие оценочные критерии (рис. 1) и интересы стейкхолдеров проекта (рис. 2), на примере инновационного транспортного проекта по организации
Значение показателя y Уровень инвестиционной привлекательности проекта
[1; 0,8) Высокий
[0,8; 0,6) Выше среднего
[0,6; 0,4) Средний
[0,4; 0,2) Ниже среднего
[0,2; 0,1) Низкий
Скорость
-допустимый MIN -МАХ значение Значение по проекту
Рис. 1. Радиальная диаграмма многокритериальной оценки инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта
Клиенты
Значение по проекту МАХ значение
Рис. 2. Профиль стейкхолдеров инновационного проекта
перевозок контейнеров между морским портом Санкт-Петербурга и терминально-логистическими центрами Москвы по высокоскоростной магнитоле-витационной линии «Контейнерный мост "Большой порт Санкт-Петербург"-
ТЛЦ "Белый Раст"». В них выделяются область, соответствующая возможному для проекта максимальному количеству баллов, и область с данными оцениваемого инновационного проекта для анализа, насколько рассматриваемый проект близок к возможному максимуму по каждому критерию, выявления его сильных и слабых сторон и принятия решения о необходимости доработки проекта для повышения его инвестиционной привлекательности. Сопоставление профилей стейкхолдеров различных альтернативных проектов позволит принять инвестиционное решение в пользу проекта, обладающего наибольшей инвестиционной привлекательностью.
Как показано на рис. 1 и 2, интегральная оценка, равная 373,52 баллам из 450 возможных (индекс инвестиционной привлекательности: 0,83 % - высокий), обеспечена превышением пороговых (минимальных) значений критериев. Наиболее значимый стейкхолдер проекта - государство, поэтому рекомендуется рассматривать государственно-частное партнерство как одну из наиболее предпочтительных форм финансирования проекта. В целом проект является инвестиционно привлекательным и рекомендован к реализации.
Достоинством предлагаемой системы оценки (1)-(4) является репрезентативный набор количественных и качественных показателей, отражающих многообразие факторов, определяющих уровень инвестиционной привлекательности инновационного проекта. Кроме того, динамика показателей, заложенная в модели, дает возможность определить не только текущее состояние инвестиционного проекта высокоскоростного наземного транспорта, но и процесс изменения его параметров под воздействием как внутренней, так и внешней среды. Принимая во внимание динамичность условий функционирования экономических субъектов, совокупность критериев и приоритетных показателей оценки следует периодически корректировать. В дополнение разработанная методика оценки позволяет выявить резервы повышения инвестиционной привлекательности инновационного проекта высокоскоростного наземного транспорта. Методические положения по многокритериальной оценке инновационных проектов высокоскоростного наземного транспорта обеспечивают повышение качества разработки и принятия управленческих решений с целью обеспечения реализации капитальных проектов, обладающих наибольшей инвестиционной привлекательностью с позиций различных стейкхолдеров, высокотехнологичного обновления транспортной системы страны в соответствии с главным вектором стратегического развития.
Библиографический список
1. Балдин К. В. Инвестиции : системный анализ и управление / К. В. Балдин. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 288 с.
2. Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций ; пер. с англ., доп. и перераб. / В. Беренс, П. М. Хавранек. - М. : ИНФРА-М, 1995. - 527 с.
3. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов : Капиталовложения / Г. Бирман, С. Шмидт ; пер. с англ. ; под ред. Л. П. Белых. - М. : ЮНИТИ, 2003. -631 с.
4. Блэх Ю. Инвестиционные расчеты : Модели и методы оценки инвестиционных проектов / Ю. Блэх, У. Гетце ; пер. с нем. - Калининград : Янтарный сказ, 1997. - 437 с.
5. Боли Э. Принципы инвестиций / Э. Боли, А. Кейн. - М. : Вильямс, 2002. - 984 с.
6. Шарп У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Дж. Александер, Дж. Бэйли ; пер. с англ. А. Н. Буренина, А. А. Васина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 1027 с.
7. Словари и энциклопедии на Академике. - URL : https://ushakov.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1367433 (дата обращения : 07.05.2017).
8. Палкина Е. С. Концепция системно-интегрированного управления реализацией стратегии роста транспортной компании / Е. С. Палкина // Вестн. Ленингр. гос. ун-та имени А. С. Пушкина. - Экономика. - 2013. - Т. 6, № 3. - С. 69-77.
9. Палкина Е. С. Принципы оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов транспортной инфраструктуры / Е. С. Палкина, Е. И. Морозова // Мир транспорта. - 2017. - № 5. - С. 130-136.
10. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. -URL : http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008 (дата обращения : 10.09.2016).
References
1. Baldin K. V. Investitsiy sistemniy analis i upravleniya [Investichions: system 's analysis and control]. Moscow, Dachkiov i Ko Publ., 2009, 288 p. (In Russian)
2. Behrens V. & Hawranek P. M. Rukovodstvopo otsenke ekkektivnosty investitsiy [Manual for the preparation of industrial feasibility studies]. Tr. from Eng., rev. edition. Moscow, INFRA-M Publ., 1995, 527 p. (In Russian)
3. Berman H. & Schmidt S. Ekonomicheskiy analyz investitsionnykh proektov: Kapi-talovlozheniya [The capital budgeting decision: Economic analysis of investment projects]. Tr. from Eng.; ed. by L. P. Belykh. Moscow, UNITY Publ., 2003, 631 p. (In Russian)
4. Blech J. & Goetze U. Investitsionniye raschety: Modely i metody otsenky investitsionnykh proektov [Investment calculations: Models and estimation methods of capital investment projects]. Tr. from German. Kaliningrad, Yantarniy skaz (Amber tale) Publ., 1997, 437 p. (In Russian)
5. Boli E. & Kein E. Printzipi investitsiy [Principles of investichions]. Moscow, Viliams Publ., 2002, 984 p. (In Russian)
6. Sharp W., Alexander G. J. & Bailey J. Investitsii [Investments]. Tr. from Eng. by A. N. Burenin, A. A. Vasin. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 1027 p. (In Russian)
7. Slovary i entsiklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias at Akademika]. URL: https://ushakov.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1367433 (accessed: 07.05.2017) (In Russian)
8. Palkina Y. S. Kontseptsiya sistemno-integrirovannogo upravleniya realizatsiyey strate-gii rosta transportnoy kompanii [The concept of system-integrated control of the transport company's growth strategy implementation]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universite-ta imeny A. S. Pushkina [Proceedings of Leningrad State University named after A. S. Pushkin]. Ekonomika [Economics], 2013, vol. 6, no. 3, pp. 69-77. (In Russian)
9. Palkina Y. S. & Morozova Y. I. Printsipy otsenky investitsionnoy privlekatelnosty in-novatsionnykh proektov transportnoy infrastruktury [Investment potential of innovative projects designed for transport infrastructure: assessment principles]. Mir transporta [The world of transport], 2017, no. 5, pp. 130-136. (In Russian)
10. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2030 goda [Transport strategy of the Russian Federation for the period through to 2030]. Utv. Raporyazheniyem Pravi-telstva Rossiyskoy Federatsii ot 22 noyabrya 2008 g. no. 1734-r [Appr. by the Order № 1734-r of the Russian Federation Government dated November, 22nd 2008]. URL: http://www.mintrans. ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008 (accessed: 10.09.2016) (In Russian)
*ПАЛКИНА Елена Сергеевна - д-р экон. наук, профессор, [email protected]; МОРОЗОВА Евгения Игоревна - аспирант (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I)