МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ И УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ*
УДК 330.564.2+338.23
Галина Павловна Литвинцева
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Новосибирский государственный технический университет Тел.: (383) 346-02-90, E-mail: litvintseva-a@mail.ru
Елена Алексеевна Стукаленко
старший преподаватель, Новосибирский
государственный технический
университет
Тел.: (383) 346-02-90,
E-mail: estukalenko@amail.com
Ольга Владимировна Воронкова
кандидат экономических наук,
Новосибирский государственный
технический университет
Тел.: (383) 346-02-90,
E-mail: ovoronkova@nas.ru
В статье представлены методики оценки дифференциации доходов населения и уровня бедности, которые могут быть использованы при проведении социальной политики. Обобщены результаты расчетов, полученные с использованием данных методик в 2008-2010 гг.
Ключевые слова: дифференциация доходов населения, официальные доходы, скрытые доходы, социальные трансферты в натуральной форме, покупательная способность рубля, регионы России.
Galina Pavlovna Litvintseva
Doctor of Economic Science, Professor, Chair of Economic Theory Department, Novosibirsk State Technical University Tel.: (383) 346-02-90, E-mail: litvintseva-a@mail.ru
Elena Alekseevna Stukalenko
Senior Lecturer, Novosibirsk State Technical University
Tel.: (383) 346-02-90, E-mail: estukalenko@amail.com
Olga Vladimirovna Voronkova
Candidate of Economic Science, Novosibirsk State Technical University Tel.: (383) 346-02-90, E-mail: ovoronkova@nas.ru
METHODICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF DIFFERENTIATION OF POPULATION'S INCOMES AND POVERTY LEVEL WITH REGARD TO THE REGIONAL FACTORS
The techniques of estimation of differentiation of population's incomes and poverty level which can be used in social policy are presented in this article. The results of the calculations received with use of the techniques for 2008-2010 are aeneralized.
Keywords: differentiation of population's incomes, official income, latent income, in-kind social transfers, purchasina power of the rouble, reaions of Russia.
1. Введение
Целью исследования являлась разработка методических подходов к оценке дифференциации денежных доходов населения и уровня бедности с учетом покупательной способности рубля в регионах России. Оценка осуществляется на основе данных Российской статистики. Паритет покупательной способности рубля (ППСР) в регионе рассчитывается как отношение среднероссийской стоимости фиксированного набора товаров и услуг к стоимости этого набора в данном регионе (в среднегодовых ценах). Расчет денежных доходов населения по ППСР позволяет, во-первых, использовать в анализе межрегионального неравенства населения такие инструменты, как кривая Лоренца и индексы Джини; во-вторых, приводить доходы населения к сопоставимому виду, как во времени, так и в пространстве; в-третьих, соответствует мировой практике соизмерения доходов населения разных стран по паритету покупательной способности национальных валют.
На исходном этапе для каждого года анализируемого периода и субъекта РФ рассчитываются среднедушевые месячные доходы для каждой квинтильной группы населения в среднероссийских ценах базисного года. Для этого денежные доходы, выраженные в ценах текущего года, сначала приводятся к ценам базисного года при помощи региональных индексов-дефляторов, а затем умножаются на ППСР для данного региона. Аналогичным образом перерассчитываются в среднероссийские цены прожиточный минимум (ПМ), социальные трансферты в натуральной форме, скрытые доходы.
Межрегиональное неравенство и уровень бедности могут оцениваться на основе: денежных доходов населения; фактических доходов, под которыми понимается сумма денежных доходов и социальных трансфертов в натуральной форме; официальных доходов, определяемых как разность денежных доходов населения и скрытых доходов. В результате такой оценки можно определить вклад в изменение неравенства социальных трансфертов в натуральной форме и скрытых доходов.
Во всех методиках используются следующие индексы:
к - индекс региона, к = 1 ^ К, к = 0 - национальная экономика в целом;
1 - индекс квинтильной группы, 1 = 1 + I, I = 5;
1 - индекс года, 1 = 1 + Т, Т - индекс базисного года (в данной методике в качестве базисного года принимается последний год анализируемого периода).
2. Методика проведения расчетов по оценке среднедушевых денежных доходов населения по квинтильным группам по регионам РФ в текущих региональных ценах
2.1. Исходные данные
NВ к - численность населения к-го региона на начало года 1;
ЫЕ к - численность населения к-го региона на конец года 1;
А1 к - среднедушевой денежный доход населения к-го региона в году 1;
г'Л - удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую (квинтильную) группу населения, в общем объеме денежных доходов, в к-м регионе в 1-м году (%); каждая квинтильная группа региона равна 20 % населения; пять групп охватывают 100 % населения региона.
2.2. Расчет промежуточных данных
2.2.1. Среднегодовая численность населения по регионам РФ (тыс. чел.):
N = Ж+Ш1.
2.2.2. Среднегодовая численность населения каждой квинтильной группы регионов РФ (тыс. чел.; всего К*5 показателей):
ЛЫ',к = ЛЫк * 0,2 .
2.2.3. Денежный доход населения по регионам РФ (тыс. руб. в месяц):
1к = Л1к * ЛЫ к.
2.2.4. Денежный доход населения 1-й квинтильной группы в к-м регионе в 1-м году (тыс. руб. в месяц):
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Дифференциация доходов населения и государственная политика её снижения в Российской Федерации», проект № 09-02-00009а.
г ' '
х г„
I ¡к I к " Г ¡к '
2.3. Расчет итоговых показателей
2.3.1. Среднедушевой денежный доход населения по квинтильным группам каждого региона (руб. на чел. в месяц) (всего К* 5 показателей в 1-м году):
Г,
Л1\
№
3. Методика расчета паритета покупательной способности рубля в регионах РФ
3.1. Исходные данные
УБ к - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в к-м регионе на начало года 1;
УЕ 'к - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в к-м регионе на конец года 1.
3.2. Расчет промежуточных данных
3.2.1. Среднегодовая стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах и в целом по стране по годам:
УБк + УЕк
ЛУ
ррр
ЛУ
Лк
Л1
Лк
Л1Т х
лт
ходы в ценах следующего года, то денежные доходы текущего года умножаются на индекс-дефлятор следующего
года: _
Л1к = Л1 к О к •
4.2.3. Индекс-дефлятор к базисному году (коэффициент, в качестве базисного года берется последний год анализируемого периода):
лк = П лк.
'='+1
4.2.4. Реальный среднедушевой денежный доход населения по квинтиль-ным группам каждого региона в 1-м году (руб. на чел. в ценах базисного года): _
лтк т
где к =0 - в целом по стране. 3.2.2. Паритет покупательной способности рубля в регионах РФ для каждого года 1 (коэффициент):
ЛУ 0
3.3. Расчет итоговых показателей
Паритет покупательной способности рубля рассчитывается для базисного года Т.
4. Методика расчета реальных денежных доходов населения с учетом паритета покупательной способности рубля
4.1. Исходные данные
Л1к - среднедушевой денежный доход населения к-го региона в 1-м году по годам (руб. в месяц на чел.);
Лк - индексы реальных денежных доходов населения к-го региона в 1-м году (в % к предыдущему году);
4.2. Расчет промежуточных данных
4.2.1. Индекс-дефлятор к предыдущему году (коэффициент):
Л1к
Л1 ¡к Л1 ¡к х Л к .
4.3. Расчет итоговых показателей 4.3.1. Реальный среднедушевой денежный доход населения по квинтильным группам каждого региона в 1-м году (руб.; в среднероссийских ценах базисного года): _
Л1\к = Л1\к х ррр к.
4.3.2. Совокупный денежный доход населения для каждой квинтильной группы каждого региона в 1-м году (тыс. руб.; в среднероссийских ценах базисного года):_ _
тГкк = ЛТк х Лы'к.
4.3.3. Совокупный денежный доход населения для каждой квинтильной группы каждого региона в 1-м году (в среднероссийских ценах базисного года) в % к совокупному денежному доходу населения страны:
тт'
_1 ' '_V 1 ППО/„
тт
м; х ли.
4.2.2. Реальный среднедушевой денежный доход населения по регионам РФ (тыс. руб. в сопоставимых ценах):
- если нужно выразить текущие доходы в ценах предыдущего года, то денежные доходы текущего года делятся на индекс-дефлятор текущего года: Л1'
- если нужно выразить текущие до-
— ЕI Л1к х
5. Методика расчета реального прожиточного минимума
5.1. Исходные данные
МБк - прожиточный минимум населения к-го региона на начало 1-го года;
МЕ к - прожиточный минимум населения к-го региона на конец 1-го года;
Прожиточный минимум устанавливается региональными органами власти и управления ежеквартально по группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети и для всего населения в целом. В приведенных расчетах использовался прожиточный минимум для всего населения в целом по регионам РФ.
5.2. Расчет промежуточных данных
5.2.1. Среднегодовой прожиточный
минимум по регионам и годам периода: ' ' (МБ к+МЕк)
ЛМ
5.2.2. Реальный среднегодовой прожиточный минимум к-го региона в 1-м году (в ценах базисного года Т):
ЛМ к = ЛМ 1х Лк .
5.2.3. Реальный среднегодовой прожиточный минимум к-го региона в 1-м году (руб. на чел. в месяц, в среднероссийских ценах базисного года):
ЛМк = ЛМк х рррк.
5.3. Расчет итоговых показателей
5.3.1. Реальный совокупный прожиточный минимум для каждой квинтиль-ной группы каждого региона в 1-м году (тыс. руб. в месяц в среднероссийских ценах базисного года):
ЛМ'к = ЛМк х ЛЫ'л.
5.3.2. Реальный совокупный прожиточный минимум для каждой квинтиль-ной группы каждого региона в 1-м году в % к совокупному доходу населения всей страны:
ЛМ'к = гЛМ=к= *юо%
~~ ЕЕтТк .
к=1 ¡=1
6. Методика расчета социальных трансфертов в натуральной форме в сопоставимом виде
6.1. Исходные данные
ST к - социальные трансферты в натуральной форме в к-м регионе в 1-м году из региональных разделов СНС РФ;
р$'к - платные услуги, оказываемые населению в к-м регионе в 1-м году;
ЛS'k - индекс реальных объемов платных услуг, оказываемых населению в к-м регионе в 1-м году.
6.2. Расчет промежуточных показателей
6.2.1. Для приведения социальных трансфертов к сопоставимому виду во времени рассчитывается и используется индекс-дефлятор платных услуг, оказываемых населению в к-м регионе в 1-м году:
PSk
ЛPS к =
PS k х лS k.
6.2.2. Реальные социальные трансферты в натуральной форме в к-м регионе в 1-м году:
ST'k
ST к = ST к х ЛS
ЛPS к.
6.2.3. Базисный индекс-дефлятор платных услуг, оказываемых населению, по регионам: т
ЛPS Т = П ЛPS к.
' =' + 1
6.2.4. Социальные трансферты в натуральной форме, приведенные во времени к сопоставимому виду к базисному году Т:
STT= sт кх лрs кТ.
6.2.5. Социальные трансферты в натуральной форме к-го региона в базис-
2
К. т
2
ном году Т в среднероссийских ценах Денежные доходы
базисного года: населения (I)
бт: = БТ: - РРР : ■
6.2.6. Среднедушевые социальные трансферты в натуральной форме в км регионе в базисном году Т в среднероссийских ценах базисного года:
— ш
лбт:=
ЛЫ к
6.3. Расчет итоговых показателей
6.3.1. Фактические среднедушевые доходы населения каждой квинтильной группы по регионам страны в базисном году Т в среднероссийских ценах базисного года:_ _
ЛЛ1 Т = ЛП + ЛБТ Т.
Прежде чем перейти к методике расчета скрытых доходов населения в регионах страны, сделаем необходимые пояснения. Согласно классификации Росстата, данной в «Методологических положениях по статистике» (1998 г.), к скрытым доходам относятся: скрытый предпринимательский доход, скрытая оплата труда и доходы от неформальной деятельности («смешанные доходы»). Обратимся к структуре использования денежных доходов населения, в разрезе которой Росстат предоставляет по регионам России статистические данные (рис. 1).
Общий объем денежных доходов I рассчитывается Росстатом как сумма денежных расходов е , сбережений населения АБО и изменения наличных денег на руках у населения , т.е.
Прирост денег у населения определяется как разность между выдачами и поступлениями наличных денег из касс банков с учетом данных об изменении остатка денег в кассах предприятий, организаций и в пути, а также данных Центрального Банка России о переходящей торговой выручке на территории других республик (краев, областей). Прирост денег у населения региона, таким образом, рассчитывается Росстатом за пределами баланса доходов и расходов населения и не является его балансирующей статьей.
Скрытая (официально не учтенная) заработная плата включается Рос-статом в денежные доходы населения I и рассчитывается как разница между денежными расходами и сбережениями населения и офици-ально учтенными доходами 10 , т.е.
Денежные расходы населения
( Е )
Обязательные Располагаемые
платежи денежные доходы
и взносы ( ЕТ ) (Ю)
А
Расходы на покупку Прирост
товаров и услуг сбережений
(ЕС) (АБ)
Рис. 1. Структура использования денежных доходов населения
I = 1о + 1с
1С = Е + АБО + АБМ - 1О .
Из алгоритма расчета следует, что показатель 1С является балансирую-
щим и дает оценку общего превышения расходов населения над его доходами, а не только заработной платы. Поэтому 1С - это скрытые доходы населения, включающие как скрытый предпринимательский доход, так и скрытую оплату труда. Поэтому далее 1С рассматривается нами как вся совокупность скрытых доходов населения.
Скрытые доходы рассчитываются Росстатом только по России в целом. На региональном уровне балансирующей статьей является статья «другие доходы», в которую включаются все виды официальных доходов граждан, не регистрируемые на региональном уровне, а также скрытые доходы 1С . Мы считаем, что рассчитывать величину скрытых доходов на уровне регионов за пределами баланса не следует, поскольку, как и в целом по России, данная статья должна являться на региональном уровне балансирующей [1]. Если же такой расчет выполнять, то ба-
лансирующей статьей окажутся нере-гистрируемые на региональном уровне официальные доходы населения, включаемые по умолчанию в статью «другие доходы». На выявлении таких неучтенных на уровне региона официальных доходов Росстату необходимо сосредоточиться с тем, чтобы разделить «другие доходы» на 2 части: другие официальные доходы; скрытые доходы.
Напомним, что денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы («скрытые» доходы, доходы от продажи иностранной валю-
ты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения). В статистическом сборнике «Регионы России» дана информация по доле всех других доходов в денежных доходах населения (йк), а в «Российском статистическом ежегоднике» - абсолютное значение других денежных доходов за вычетом скрытых доходов (ОТ1 О), которые включены, в свою очередь, в статью «оплата труда».
В нашей методике скрытые доходы населения каждого региона вычленяются из состава других доходов по проценту, рассчитанному в целом по стране. Официальные денежные доходы (ЛОП к) являются разницей между общей величиной денежных и скрытых денежных доходов населения.
7. Методика расчета скрытых доходов населения в регионах страны
в сопоставимом виде
7.1. Исходные данные
!'к - денежный доход населения к-го региона в 1-м году;
I - денежный доход населения РФ в 1-м году;
ОТ10 - другие доходы (исключая скрытые) населения в целом по стране в 1-м году;
йк - доля других денежных доходов (включая скрытые) населения к-го региона в 1-м году (к=0 - в целом по стране);
ЛЫ к - среднегодовая численность населения к-го региона в 1-м году;
Л - базисные индексы среднедушевых денежных доходов населения к-го региона для приведения текущих значений 1-го года к базисному году Т;
РРРк - паритет покупательной способности рубля в к-м регионе в 1-м году.
7.2. Расчет промежуточных показателей
7.2.1. Другие денежные доходы населения, включая скрытые, по стране в
целом: О10 = 10
: йо.
Н10 = О10 - ОТ10;
Но.
О10
Н10 = П
ЛНЦ = ш'к
ЛЫк
7.3.1. Скрытые и официальные среднедушевые денежные доходы населения по регионам страны в 1-м году в реальном исчислении и в среднероссийских ценах базисного года:
ЛН1 к = ЛН1'
ЛН1 к = ЛН1 к - РРР
ЛОП1 к=ЛОП1 к - Л; лоп1к=ломк-РРРк.
7.3.2. Фактические среднедушевые доходы населения по регионам страны в 1-м году в среднероссийских ценах базисного года:
ЛЛ1к = Л1к + ЛБТк, где
Л1к = ЛОП1 к + ЛН1к
На втором этапе расчетов анализируемые группы населения сортируются в порядке возрастания среднедушевых доходов соответствующего типа, рассчитываются коэффициенты Джини, фондовые коэффициенты и другие показатели. Необходимо различать региональные квинтильные группы населения и общероссийские квинтильные группы. Региональные группы формируются по уровням доходов граждан регионов, а общероссийские - по уровням доходов граждан всей страны. Для правильного распределения населения страны по уровням доходов следует перегруппировывать 20-процентные региональные группы населения в общероссийские квинтильные группы.
8. Методики оценки уровня бедности и декомпозиционный анализ его изменений
Российская статистика определяет численность бедного населения согласно методике, по которой живущими за чертой бедности признаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного ПМ в данном регионе. По методике ОЭСР бедным считается гражданин с доходами ниже 60 % медианно-
V
65000
го дохода по стране. Европейское статистическое агентство рассчитывает долю населения с доходами менее 50 % среднедушевого дохода страны. Использование средних показателей в российской статистике дает картину улучшающегося благосостояния граждан. Если растет средний доход, но большая часть новых доходов достается узкой группе богатых, то медианный доход не меняется и может даже падать. Целесообразно проводить анализ уровня бедности по трем методикам.
Количественная оценка уровня бедности производилась по модифицированной модели Пена (модель «Парад гномов и гигантов») и модифицированной модели Лоренца.
8.1. Методика оценки уровня бедности
Оценка уровня бедности осуществляется с помощью модифицированной авторами модели Пена. Модифицированная модель Пена, т.е. модель Пена, дополненная кривой прожиточного минимума, показана на рис. 2.
Абсцисса точки пересечения кривой денежных доходов населения и кривой прожиточного минимума дает количественную оценку процента бедного населения в анализируемой совокупности регионов.
8.2. Методика оценки уровня кумулятивной бедности
Оценка уровня кумулятивной бедности осуществляется с помощью модифицированной авторами модели Лоренца. Модифицированная модель Лоренца, т.е. модель Лоренца, дополненная кривой кумулятивного прожиточного минимума, представлена на рис. 3.
Абсцисса точки пересечения этих двух кривых показывает долю несосто-
7.2.2. Скрытые денежные доходы и их доля в других денежных доходах по стране в целом:
7.2.3. Скрытые и среднедушевые скрытые доходы населения по регионам:
52000
39000
!!б000
13000
ход----ГШ
Д"
_1ГГ—-
7.2.4. Среднедушевые официальные денежные доходы населения по регионам:
лОП1к = Л1к - лН1к.
7.3. Расчет итоговых показателей
О
20
40
60
30
100
Рис. 2. Распределение населения РФ (X; в процентах к общей численности населения) по среднедушевым доходам и прожиточному минимуму (У; руб.; в среднероссийских ценах рассматриваемого года)
ятельного населения. Остальное население названо нами состоятельным. Ордината этой точки - это суммарный прожиточный минимум несостоятельного населения в процентах к суммарному доходу всего населения (кумулятивная черта бедности). Если выгчесть из 100 % долю суммарного прожиточного минимума всего населения, то получим верхнюю оценку величины доходов, которые потенциально можно перераспределить в пользу бедных, не уменьшая ниже черты ПМ доходы граждан. Редистрибутивное преодоление бедности возможно за счет перераспределения доходов от состоятельных граждан к несостоятельным.
Таким образом, если первая модель позволяет расчетным путем оценивать численность бедного населения, то вторая модель - оценивать кумулятивную черту бедности, численность состоятельного населения и возможности преодоления бедности редистрибутивным путем.
8.3. Методика декомпозиционного анализа изменения уровня бедности
Анализ изменений в уровне бедности за определенный период времени проводился с использованием метода М. Равелльона и М. Хаппи (декомпозиционный анализ), который учитывает изменение бедности между секторами. Предполагается, что население может быть разделено на различные секторы. Общие изменения бедности могут быггь разложены на изменения бедности в рамках отдельных секторов - внутри-секторные изменения; вследствие изменений долей населения в секторах -межсекторные; связанные с возможной зависимостью между внутрисек-торными и межсекторными изменениями, или эффектом их взаимодействия. Внутрисекторные эффекты показывают влияние изменений уровня бедности внутри секторов по сравнению с соответствующими им долями от численности населения в базовый период. Межсекторные эффекты показывают, насколько уровень бедности по состоянию на первый период изменился под воздействием различных изменений долей секторов в численности населения. Эффекты взаимодействия вытекают из возможной корреляции между положительными изменениями в секторах и сдвигами в численности населения; знак эффектов взаимодействия показывает, были ли люди склонны переходить в те сектора, где уровень бедности снижался, или нет [2].
100
30
150
40
20
- ПМ
0
20
40
60
30
100
Рис. 3. Кривые Лоренца и кумулятивного прожиточного минимума по группам населения регионов России (в среднероссийских ценах рассматриваемого года)
Пусть Р показатель уровня бедности в секторе 1 (1=1,..., т) в момент времени 1, п - доля населения в секторе 1. Для простоты будем рассматривать два периода времени (1 и 2). Общее изменение бедности будет равно:
т
АР = Х пч ( 2 - Р ) +
1=1
(Внутри сектора)
т
+ Х Р'1 (2 - П1 ) + =1
(Между секторами)
т
+ Е ((2 - X";2 - п 1 )
1=1
(Эффект взаимодействия)
В рамках исследования была проведена модификация подхода М. Равэл-льона и М. Хаппи, которая касалась учета уровня бедности в федеральных округах Российской Федерации и численности населения в них. Изменения бедности по семи федеральным округам за период с 2000 г. по 2007 г. были разложены на следующие три эффекта: эффект изменения бедности внутри округов, эффект изменения долей округов в численности населения и эффект взаимодействия. В целом надежные экономико-статистические методы оценки уровня и распространенности бедности имеют большое значение при разработке и мониторинге реализации социальных программ.
9. Результаты расчетов
Расчеты по всем представленным методикам осуществляются для каждого года, начиная с 2000 г., т.к. начиная с 2000 г. Росстат предоставляет официальные данные по распределению денежных доходов населения по квинтильныш группам по регионам и данные о стоимости фиксированного набора товаров и услуг по регионам. Предоставля-
емая информация позволяет провести сопоставление по покупательской способности рубля в региональном разрезе. Расчеты выполнялись в разрезе всех субъектов РФ (без Чеченской республики и выделения автономных округов) и пяти 20-процентных групп населения в каждом из субъектов. В качестве информационной базы использовались данные Росстата, опубликованные в сборниках «Регионы России», «Российский статистический ежегодник» и «Национальные счета России».
Обобщим выводы, полученные по результатам расчетов, выполненных с использованием описанных выше методик в 2008-2010 гг. [2, 3]:
1. Анализ денежных доходов и уровня бедности населения показал, что дифференциация и бедность в Российской Федерации, рассчитанные с учетом ППСР, значительно отличаются от оценок, предоставляемых Росстатом. В
2007 г. уровень неравенства составил по нашим расчетам 43,3 %, по оценке Росстата 42,3 %, а в 2008 г. по нашим расчетам - 42,1 %, в то время как по данным Росстата - 42,2 %. В целом по регионам России в 2008 г. максимальный среднедушевой доход (г. Москва - 69900 руб.) превосходил минимальный доход (республика Калмыкия - 2083 руб.) в 33,6 раза. За весь период осуществления реформ, за исключением 2006 и
2008 гг., в России глубина неравенства не снижается, а растет.
2. Положительное влияние на снижение дифференциации доходов оказывают социальные трансферты, предоставляемые населению в натуральной форме. Уровень межрегионального неравенства среднедушевык фактических доходов граждан, включающих социальные трансферты в натуральной фор-
ме, значительно ниже, чем без трансфертов. Так в 2007 г. (данные по социальным трансфертам в натуральной форме Росстат предоставляет на год позже) коэффициент Джини по среднедушевым фактическим доходам был меньше аналогичного коэффициента по денежным доходам населения России на 3,1 п.п. При реализации социальной политики трансфертный механизм следует не сворачивать, а совершенствовать.
3. Уровень бедности населения РФ, рассчитанный по денежным доходам, в 2007 г. оценен в 19,9 % (28,2 млн чел.), а уровень состоятельности в 65,5 % (92,3 млн чел.). К несостоятельному населению относилось 34,5 % граждан РФ (48,6 млн чел. без Чеченской республики), преимущественно 1-х и 2-х региональных квинтильных групп. В число этих граждан попали также представители 3-й группы восьми бедных регионов (республики Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Ивановская область, Еврейская АО) и 4-й квинтильной группы республик Ингушетия, Калмыкия. Для преодоления бедности в России редистрибутив-ным путем было бы достаточно увеличить подоходный налог в 2007 г. для 28,2 млн наиболее состоятельных граждан на 3,1 п.п., т.е. увеличить его до 16,1 % против 13,0 % ныне установленных. В 2008 г., согласно нашим расчетам, уровень бедности в РФ снизился всего на 0,2 п.п. и составил 19,7 %.
4. Положительное влияние на снижение уровня дифференциации доходов и бедности, а также повышение состоятельности граждан оказывают скрытые доходы. На уровне Российской Федерации доля скрытых доходов в других доходах населения в последние годы достаточно устойчива и составляет 91,8 - 92,9 %. В 2008 г. по РФ в целом отношение максимального дохода к минимальному по официальным доходам населения (51 раз) существенно выше, чем по денежным доходам, включающим скрытые доходы (33,6 раза), т.е. в целом по России скрытые доходы сни-
жают уровень дифференциации доходов населения. Однако нужно отметить, что влияние скрытых доходов на уровень неравенства денежных доходов населения в различных округах и субъектах РФ различно и даже противоположно. Расчеты показали, что в 2007 г. в целом по РФ благодаря скрытым доходам процент бедного населения сократился на 8,8 п.п., а численность бедного населения - на 12,4 млн чел. Для этих 12,4 млн граждан РФ скрытые доходы являются основой их существования на уровне прожиточного минимума. Расчеты по модифицированной модели Лоренца показали, что еще более существенный вклад скрытые доходы вносят в уровень состоятельности граждан РФ. Благодаря этим доходам численность состоятельного населения в 2007 г. увеличилась на 30,0 млн чел. или на 21,3 п.п. Без учета скрытых доходов денежные доходы населения были бы намного ниже, а уровень бедности - выше во всех регионах РФ. Росстату необходимо решить проблему оценки скрытых доходов населения на уровне регионов, с тем чтобы разделить «другие доходы» на 2 части: другие официальные доходы; скрытые доходы, а также унифицировать показатель «скрытые доходы» во всех статистических сборниках РФ.
5. Расчеты по региональным данным демонстрируют более высокие по сравнению с официальной статистикой значения уровня бедности. Самые высокие доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 г. наблюдались в Южном, Дальневосточном и Сибирском округах. В 2001-2007 гг. эта тенденция сохранялась с незначительными различиями. В 2007 г. на первое место по доле бедного населения вышел Дальневосточный округ. Декомпозиционный анализ показал, что эффекты изменения уровня бедности внутри округов оказывают значительное влияние на снижение уровня бедности. Эффекты, показывающие изменение уровня бедности под воздействием изменений долей округов
в численности населения, а также эффекты взаимодействия, выггекающие из корреляции между изменениями уровня бедности в округах и сдвигами в численности населения, являются незначительными.
Литература
1. Литвинцева Г. П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательной способности рубля и скрытых доходов // Вопр. статистики. - 2008. - № 6. - С. 29-38.
2. Воронкова О. В. Региональный подход к оценке уровня бедности / Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях. 3-я Международная научно-практическая конференция, г. Пятигорск, 5-6 июня
2009 г. / Международная академия финансовых технологий; отв. за вып. А. Е. Медовый. - Пятигорск: Издательство МАФТ, 2009. - С. 147-151.
3. Литвинцева Г. П., Воронкова О. В., Стукаленко Е. А. Региональная дифференциация доходов населения России с учетом покупательной способности рубля // Вестник ИНЖЭКОНа. -2009. - № 7. - С. 84-95.
References
1. Litvintseva G. P. Population's monetary incomes of Russian regions with regard to the purchasing power of the rouble and the latent incomes // Statistics questions. - 2008. - No. 6. - P. 2938.
2. Voronkova O. V. A Regional approach to the estimation of poverty level / Actual problems of economy and law in modern conditions. The 3rd International Conference, Pyatigorsk, June, 5-6th, 2009 / The International Academy of Financial Technologies; Ed. by A. E. Me-dovy. - Pyatigorsk: Publishing House of IAFT, 2009. - P. 147-151.
3. Litvintseva G. P., Voronkova O. V, Стукаленко E. A. Regional differentiation of Russian population's incomes with regard to the purchasing power of the rouble // Herald of the INJECON. - 2009. -No. 7. - P. 84-95.