Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the health status of preschool children living in a modern city enabled the authors to develop a number of indices which can be used as the primary and the secondary screening tests for identifying the children at risk of developing certain diseases.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА»

чебно-педагогических мероприятий на всех этапах развития ребенка будет способствовать профилактике возможных нарушений.

Литература. Александровская Э. М., Гильяше-ва И. Н. — В кн.: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978, с. 70—76. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском

возрасте. М., 1968. Панасюк А. С. Адаптированный вариант методики

Д. Векслера. М., 1973. Петровский А. В. — В кн.: Возрастная и педагогическая

психология. М., 1973, с. 112. Тонкова-Ямпольская Р. В., Голубева Л. Г.. Мыш-кис А. И. — Педиатрия, 1979, № 10, с. 6—10.

Диагностика психического развития. Под ред. И. Швав-цара. Прага, 1978.

Поступила 02.11.83

Summary. The importance of psychological factors in children's adaptation to school is shown. The data of psy-chodiagnostic examination carried out in 100 first-graders are presented. Beneficial changes due to adaptation were determined by behavior observations over time and analysis of the school progress in the first-graders. Intellectual disturbances associated with disharmonic personality development were shown to be factors hindering adaptation. It was shown that the defects observed in psychic development could be attributed to unfavorable social and biological conditions affecting the child during ontogenesis.

УД К 616-053.4-036.3/.4-02:в 14.7] -07

Т. С. Хачатрян, А. В. Мнацаканян

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Ереванский институт усовершенствования врачей

Целью настоящей работы явилось установление наиболее неблагоприятных сочетаний антропогенных и социально обусловленных факторов по их влиянию на здоровье детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как первичный скрининг для определения повышенного риска развития заболеваний и комплекса показателей функциональных изменений сердечно-сосудистой и дыхательной систем (вторичный скрининг), свидетельствующих об изменениях состояния здоровья детей, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды.

Для выполнения намеченной цели нами обследовано состояние здоровья около 6000 детей в возрасте 3—7 лет, постоянно проживающих и посещающих детские дошкольные учреждения пяти различных микрорайонов одного промышленного города. Наряду с интенсивными и экстенсивными показателями общей заболеваемости и структуры заболеваемости и с такими, как индекс здоровья, физическое состояние, средняя продолжительность отдельных болезней, ряд показателей развития ребенка на первом году жизни и др., при оценке состояния здоровья детей учитывали результаты углубленных медицинских исследований, проведенных по методике Института гигиены детей и подростков (методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста». М., 1982). Приводился также ряд функциональных исследований сердечно-сосудистой и дыхательной систем (электрокардиография в 12 отведениях, фонокардиография с 5 стандартных точек в Н, С,, С2, В, частотных диапазонах, измерение артериального давления., дифференцированная функциональная проба по Н. А. Шалкову, пневмотахометрия и др.).

Для оценки окружающей среды в результате детализированного анализа многолетних дан-

ных, характеризующих состояние среды определенного населенного пункта, выявлены факторы, по которым имелись количественные различия по избранным микрорайонам (по загрязненности атмосферного воздуха и почвы, ряду планировочных и климатических факторов и др.). Наряду с этим проводились направленные со-циально-гигиенические исследования методом опроса родителей, результаты которых сделали возможным осуществить углубленный разносторонний анализ условий жизни обследуемых детей, здоровья родителей, наличия у родителей вредных привычек, жилищных и социально-экономических условий семьи и т. д. Выделено около 30 факторов.

Изолированное и сочетанное влияние факторов среды на состояние здоровья детей оценивали с помощью следующих математических методов статистического анализа: дисперсионного, позволившего оценить вклад в формирование того или иного показателя здоровья ребенка как отдельных факторов, так и их сочетаний; корреляционного — с определением парных и множественных коэффициентов корреляции и регрессионного — путем построения системы од-нофакторных и двухфакторных регрессионных моделей1.

В результате оценки изолированного влияния факторов среды на состояние здоровья детей выявлен ряд факторов риска возникновения заболевания и ухудшения физического состояния детей в дошкольном возрасте, например осложненное течение беременности и родов, преждевременные роды, наличие у родителей хронически* заболеваний, раннее поступление ребенка в детские дошкольные учреждения, возраст матери при рождении ребенка и др., а также за»

Обработка проводилась на ЭВМ ЕС-1022.

Таблица 1

Неблагоприятные сочетания факторов по влиянию на состояние здоровья детей

Наименование факторов Клэффициент корреляции* Показатель состояния здоровья

парный множественный

Плотность сети магистралей + возраст матери при рождении ребенка 0,25 0,31 0,49 0,02 0,53 0,32 0,42 0,01 0,69 0,13 0,13 0,5 0,06 0,29 0,28 0,17 0,13 0,47 0,04 0,28 0,96 Физическое состояние

Загрязненность атмосферного воздуха + плотность жилого фонда 0,92 1 »

Загрязненность атмосферного воздуха + течение беременности и родов Площадь зеленых насаждений + возраст ребенка при поступлении в детские дошкольные учреждения Плотность сети магистралей + преждевременные роды 0,95 0,92 0,95 Индекс здоровья на первом году жизни То же 1 >

Площадь зеленых насаждений + здоровье родителей 0,96 » 1

Загрязненность атмосферного воздуха + плотность жилого фонда 0,91 Общая заболеваемость

Возраст матери при рождении ребенка + течение беременности и родов Плотность жилого фонда + здоровье родителей Плотность жилого фонда + площадь зеленых насаждений 0,90 0,91 0,95 > 1 Физическое развитие (дисгармоничность) Физическое развитие (ниже среднего)

* Приведены коэффициенты корреляция между показателем состояния здоровья и одним (парный) или двумя (множественный) факторами.

факторов среды в изменчивость электрокардиографического показателя R/p. Если вклад совокупности факторов, характеризующих микрорайон проживания ребенка в R/p составляет 11,3— 11,6%, факторов X,, Х2 и Хз —3,3—5,1 %, то при сочетанном влиянии вклад резко усиливается, составляя 27,3—31,8 %.

Таким образом, перечисленные выше социально обусловленные факторы по влиянию на состояние здоровья детей дошкольного возраста составляют неблагоприятные сочетания с такими факторами, как загрязненность атмосферного воздуха, высокая плотность сети магистралей и жилого фонда, низкая площадь зеленых насаждений и др.

При оценке функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей в зависимости от воздействия факторов окружающей среды выявлено, что некоторые показатели, которые могут быть получены методами электрокардиографии (продолжительность интервалов R — R и Р — Q, систолический показатель, соотношение амплитуд R/T и R/p), фоно-кардиографии (отношение I ко II тону на верхушке, наличие систолических шумов), дифференцированной функциональной пробой по Н. А. Шалкову (наличие неблагоприятной реакции и систолической гипертонии, пульсовое давление, минутный объем кровообращения) и пневмотахометрией (ПТМВД и ПТМВыД), являются весьма информативными, в связи с чем они

грязненность атмосферного воздуха, плотности жилого фонда и сети магистралей, низкая площадь зеленых насаждений и др. На значение факторов среды в формировании здоровья детей указывали многие исследователи («Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста». М., 1981). Однако результаты изучения сочетанного влияния факторов среды показали, что влиянию на состояние здоровья детей наибольшую опасность представляют ситуации риска — сочетания двух или более факторов. Как видно из табл. 1, сочетанное влияние совокупности факторов оказывает более выраженное действие на состояние здоровья детей, чем действие каждого фактора в отдельности. Это подтверждается и данными нашей предыдущей работы (Хачатрян Т. С., 1983), а также результатами дисперсионного анализа. В качестве примера последнего, в табл. 2 представлен вклад

Таблица 2

Вклад микрорайона проживания ребенка (R), возраста ребенка при поступлении в дошкольные учреждения (X,), возраста матери при рождении ребенка (Х2) и здоровья родителей (Х3) в электрокардиографический показатель R/P

Факторы Число Вклад факторов, %

F, F, наблюдений R F, и F, R,F, и F,

Xi Xi Xs X, X2 x2 349 352 354 11,6 11,3 11,6 3,3 4,9 5,3 31,8 27.3 34.4

могут быть использованы при проведении эпидемиологических исследований по количественной оценке влияния факторов среды на здоровье детей. В то же время их обязательное (а не по показаниям) определение при углубленных медицинских исследованиях наряду с другими показателями позволит более четко и качественно выделить группу детей повышенного риска возникновения патологии. Приведенные пределы отклонений функциональной деятельности сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем у детей дошкольного возраста, которые были определены нами совместно с педиатром с учетом их возрастных норм (Калюжная Р. А.; Осколко-ва М. К.; Справочник по функциональной диагностике в педиатрии), а также на основании собственных исследований (в том числе и проведенных впервые нами электрокардиогдафиче-ских, фонокардиографических и других исследований сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста, проживающих в различных условиях комплексного влияния окружающей среды).

Пределы отклонений функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей повышенного риска:

Продолжительность интервала У?—/? Продолжительность интервала Р—(? Систолический показа-

тель

Соотношение зубцов RIT

Отношение I ко II тону

на верхушке

Шум

Неблагоприятная реакция (по пробе Шалкова)

Увеличение более 0,70 с Уменьшение менее 0,50 с Увеличение более 0,18 с Уменьшение менее 0,10 с Увеличение или уменьшение на 5% по сравнению с должной величиной Увеличение более 6

Менее 1,5:1

Наличие среднеамплитудного, убывающего шума на верхушке, занимающего 1/2 систолы Появление жалоб на одышку и утомляемость; учащение пуль-

Систолическая гипертония

Потребление кислорода Минутный объем дыхания

Количество НЬ Количество лейкоцитов СОЭ

са более чем на 25% от исходной величины; снижение максимального давления; повышение минимального давления; уменьшение минутного объема кровообращения и пульсового давления после нагрузки; удлинение восстановительного периода (более 5 мин) Более 110/70

Отклонения от должных величин ±20%

Снижение ниже 60 ед. (10 г%) Повышение выше 9000 Увеличение более 13 мм/ч

Минимальный комплекс наиболее простых и информативных показателей, одновременно доступных при эпидемиологических и углубленных медицинских исследованиях, может быть использован как вторичный скрининг: при выявлении отмеченных отклонений ребенка следует отнести к группе повышенного риска, что вызывает необходимость дополнительных целенаправленных исследований.

Результаты исследований с учетом вышесказанного могут помочь разработке рекомендаций по оздоровлению среды и улучшению состояния здоровья детей изученного населенного пункта.

Литература. Калюжная Р. А. Физиология и патология у детей и подростков. М., 1973. Осколкова М. К. Кровообращение у детей в норме и патологии. М., 1976. Справочник по функциональной диагностике педиатрии.

Под ред. Ю. Е. Вельтишева, Н. С. Кисляк. М., 1979. Хачатрян Т. С. — Гиг. и сан., 1983, № 7, с. 18—20.

Поступила 02.11.83

Summary. Study of the health status of preschool children living in a modern city enabled the authors to develop a number of indices which can be used as the primary and the secondary sreening tests for identifying the children at risk of developing certain diseases.

УДК 613.8-053.6

Д. Н. Крылов, Т. П. Кулакова, Н. А. Краснушкина, Н. С. Кантонистова, Т. Г. Хамаганова, О. В. Смирнова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИГИЕНЫ ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Сохранение психического здоровья детей и подростков является одной из важнейших задач психогигиены, значение которой возрастает в связи с заметным увеличением в последние десятилетия доли нервно-психических нарушений в общей структуре заболеваемости.

Максимально благоприятные условия, создаваемые социалистическим государством для укрепления здоровья населения, приводят к тому, что уровень распространения нервно-психи-

ческих заболеваний в социалистических странах в 3—4 раза ниже, чем в развитых капиталистических (Петраков Б. Д., Рыжиков Г. В., 1976). Однако усложнение социальных условий современной жизни — увеличение концентрации производства, активные процессы урбанизации, возрастающий поток информации — усиливают действие на нервную систему человека таких факторов, как эмоциогенные перегрузки, шумовые эффекты, индивидуально предельные ритмы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.