Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булатецкая Алена Юрьевна

В статье раскрываются сущность и логика формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. Обоснована необходимость применения институционального подхода к ведению социально-ответственной деятельности, который гармонично объединяет экономические и социальные мотивы ведения бизнеса. Проанализированы этапы эволюции информационного обеспечения в контексте развития концепций социальной ответственности бизнеса. Выявлена необходимость формирования объектно-субъектного подхода для более детального определения категорий системы социальной ответственности бизнеса и ее информационного обеспечения. Разработан механизм формирования информационного обеспечения бизнеса, реализация которого включает организационные, технические и методические компоненты, предложены научно-практические рекомендации по повышению качества информационного обеспечения системы социальной ответственности компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT FOR THE SYSTEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

The article reveals the essence and logic of the formation of information support for the system of social responsibility of business. The necessity of applying an institutional approach to the conduct of socially responsible activities, which harmoniously combines economic and social motives for doing business, is substantiated. The stages of the evolution of information support in the context of the development of the concepts of social responsibility of business are analyzed. The necessity of forming an object-subject approach for a more detailed definition of the categories of the system of social responsibility of business and its information support is revealed. A mechanism for the formation of business information support has been developed, the implementation of which includes organizational, technical and methodological components, scientific and practical recommendations have been proposed to improve the quality of information support for the company’s social responsibility system.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_735 УДК 338.24

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Булатецкая Алена Юрьевна,

доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия

В статье раскрываются сущность и логика формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. Обоснована необходимость применения институционального подхода к ведению социально-ответственной деятельности, который гармонично объединяет экономические и социальные мотивы ведения бизнеса. Проанализированы этапы эволюции информационного обеспечения в контексте развития концепций социальной ответственности бизнеса. Выявлена необходимость формирования объектно-субъектного подхода для более детального определения категорий системы социальной ответственности бизнеса и ее информационного обеспечения. Разработан механизм формирования информационного обеспечения бизнеса, реализация которого включает организационные, технические и методические компоненты, предложены научно-практические рекомендации по повышению качества информационного обеспечения системы социальной ответственности компаний.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса; институциональный подход; институт социальной ответственности бизнеса; управленческие решения; механизм информационного обеспечения бизнеса.

UDC 338.24

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT FOR THE SYSTEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Bulatetskaya Alena Yurievna,

Doctor of Economics, Candidate of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology, Perm State National Research University, Perm, Russia

The article reveals the essence and logic of the formation of information support for the system of social responsibility of business. The necessity of applying an institutional approach to the conduct of socially responsible activities, which harmoniously combines economic and social motives for doing business, is substantiated. The stages of the evolution of information support in the context of the development of the concepts of social responsibility of business are analyzed. The necessity of forming an object-subject approach for a more detailed definition of the categories of the system of social responsibility of business and its information support is revealed. A mechanism for the formation of business information support has been developed, the implementation of which includes organizational, technical and methodological components, scientific and practical recommendations have been proposed to improve the quality of information support for the company's social responsibility system.

Keywords: social responsibility of business; institutional approach; institute of social responsibility of business; management decisions; business information support mechanism.

Расширение социальной функции бизнеса является одной из важнейших тенденций в современном мире, в том числе и в России. Помимо обязательных правил и требований, прописанных в законах, современный бизнес все чаще стремится соблюдать и неявные нормы, которые не закреплены законодательно или на иных уровнях. Система социальной ответственности является структурным элементом долгосрочной стратегии компании, фактором совершенствования и развития как самой компании, так и общества [1].

Развитие и трансформация отношений между экономическими субъектами и социумом на основе фундаментальных принципов корпоративной социальной ответственности, взаимных обязательств порождает необходимость расширения информации, предоставляемой посредством отчетности такого субъекта различным группам пользователей. В современных условиях в основе деятельности компании лежит ориентация на достижение экономических и социальных целей хозяйствования, последовательная и взаимосвязанная реализация которых влияет на финансовый результат деятельности. Для достижения целей ведения социально ответственной деятельности управленческий персонал должен быть обеспечен оперативной и достоверной информацией, которая в полной мере соответствует целям и приоритетам деятельности компании [2].

Большой вклад в развитие основ теории и изучения различных аспектов корпоративной социальной ответственности внесли как зарубежные авторы (KR. Воwen, R.E. Freeman, G. Zwetsloot, M. Marrewijk, D. Grayson, A. Hodges, H. Johnson, M. Porter, M. Kramer, R.E. Reidenbach, D.P. Robin, D. Wood), так и отечественные (Н.В. Бакша, Б.С. Бата-ева, И.Ю. Беляева, Ю.В. Благов, А.В. Вави-лина, Т.В. Гришина, О.В. Данилова, А.А. Да-нилюк, М.А. Измайлова, О.А. Канаева, Э.М. Коротков, А.Е. Костин, Э.И. Мантаева, Л.Е. Мошкова, Л.М. Никитина, Н.Ю. Псарева, Ю.Н. Попов, Л.А. Плотицына, С.А. Стрижов, ГЛ. Тульчинский, С.В. Туркин, В.А. Шаховой, Я.В. Шокола, М.А. Эскиндаров и др.).

Отмечая значительные достижения зарубежных и отечественных ученых в исследуемой проблематике, необходимо отметить, что информационное обеспечение системы

социальной ответственности бизнеса в условиях цифровой трансформации экономики требует постоянного изучения. Кроме этого, отсутствие концептуально-методических разработок в области построения информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса обусловливает актуальность и цель настоящей статьи.

Целью исследования является разработка механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, позволяющего повысить качество информации о результатах и последствиях реализации социальных программ и мероприятий в компаниях.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что отсутствует единое мнение в понимании сущности социальной ответственности бизнеса. Эта ситуация обусловливает необходимость применения подхода, гармонично объединяющего экономическую и социальную компоненту в реализации цели ведения бизнеса. Таким подходом является институциональный подход, охватывающий проблемы экономического и социального развития общества в целом и субъекта хозяйствования в частности [3].

Исследование любых институтов должно начинаться с изучения их природы и взаимосвязи (нередко взаимообусловленности) между собой, что помогает определить предпосылки их появления и обосновать правильность их структуры на современном этапе развития как экономических, так и социальных отношений. Можно утверждать, что природа каждого института индивидуальна, а следовательно, и нормы, образцы поведения, характерные для каждого института, индивидуальны. Данная ситуация подчеркивает необходимость применения комплексного подхода к изучению институтов [4].

Институту социальной ответственности бизнеса свойственны признаки социального института [4, с. 25]:

1) комплекс социальных ролей (социальный эффект предприятия «создается» субъектами хозяйствования, а «получают» его заинтересованные стороны);

2) совокупность обычаев и традиций, норм поведения, регулирующих предпринимательскую среду в целом и социальную ответственность в частности.

Таким образом, институт социальной ответственности бизнеса выступает по своей природе социально-экономическим и может рассматриваться как форма организации деятельности субъектов хозяйствования, в основе которой лежит комплекс норм, ценностей, процедур и принципов, а также наличие материальных и иных ресурсов, в совокупности обеспечивающих удовлетворение интересов заинтересованных сторон с целью

достижения экономических и социальных результатов.

Особое значение при формировании и развитии предпринимательской среды в контексте социальной ответственности бизнеса занимают вопросы институциональной структуры и институциональных признаков.

Проведенное исследование позволило сформировать структурную компоненту института социальной ответственности биз-

*

5

=

«

и

ф

X

м

ю

=

н

и

о

X

X

ф

и

н

и

н

ф

и

н

о

з!5

О

X

М «

ч а

« X X н

X и

о X

и а

« ф

н н

^ х

н «

X а

н «

и и

X

X

=

а

«

X

м

X

а

X

ф

X

м

ч

«

X

о

X

X

^

н

X

н

и

X

&

Цель и задачи

Символические признаки

Утилитарные признаки

Традиции

Цель - удовлетворение интересов всех групп заинтересованных сторон для достижения экономических и социальных результатов. Задачи института:

- создание долгосрочных перспектив для бизнеса;

- согласование интересов общества и бизнеса;

- усиление влияния на изменения в обществе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшение показателей деятельности бизнеса;

- повышение инвестиционной привлекательности бизнеса

Имеют как обязывающий (на законодательном уровне), так и добровольный характер, т.е. устанавливают определенное должное поведение участников института социальной ответственности бизнеса (субъектов хозяйствования и заинтересованных сторон), их взаимные права и обязанности

Символические признаки - специальные образы, концентрирующие характерные черты института (логотипы экономических субъектов, торговые марки)

Утилитарные признаки являются основой повседневного функционирования института социальной ответственности бизнеса, поскольку выступают в виде материального воплощения института

Традиции института социальной ответственности бизнеса выступают регулятором общественных отношений. Обусловленные историческим развитием экономических и социальных отношений в конкретных условиях, традиции ведения бизнеса, традиции бизнес-этики передаются из поколения в поколение

Идеология института социальной ответственности заключается в системе взглядов и идей, благодаря которой реализуются цель и задачи института. Идеология института социальной ответственности бизнеса - это определенный набор идеалов, которые объясняют, как бизнес и общество должны сосуществовать и предлагают проекты определенного общественного и экономического порядка

Рисунок 1 - Институциональные признаки института социальной ответственности бизнеса и их характеристика

неса, опираясь на различные точки зрения ученых в части выделения структурных элементов (и признаков) экономических и социальных институтов [5]. Были выделены такие институциональные признаки института социальной ответственности бизнеса: цель и задачи института, установки и образцы поведения, символические и утилитарные признаки, традиции, идеология (рис. 1).

Также были обозначены структурные эле-

менты института социальной ответственности. К ним относятся: совокупность формаль -ных и неформальных норм, совокупность ролей и статусов субъектов, совокупность организаций, структурирующих взаимоотношения в институте, и комплекс социальных действий [6].

Иерархия структурных элементов института социальной ответственности бизнеса изображена на рис. 2.

С Комплекс социальных действий N

V У

Совокупность организаций, структурирующих взаимоотношения в институте

Институт социальной ответственност и бизнеса

Совокупность ролей и статусов субъектов

Совокупность формальных и неформальных норм

Рисунок 2 - Структурные элементы института социальной ответственности бизнеса

Реализация социальных программ формирует предпринимательскую среду посредством развития корпоративных связей и отношений с заинтересованными сторонами субъекта хозяйствования на основе международных стандартов социальной ответственности бизнеса. Под влиянием института социальной ответственности бизнеса в предпринимательской среде формируются образцы поведения, которые выступают «правилами игры», направленными на формирование долгосрочных перспектив бизнеса.

С развитием социальных отношений меняются требования хозяйствующих субъектов к информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Современное информационное обеспечение социальной

ответственности бизнеса должно быть направлено на формирование востребованной стейкхолдерами информации для составления различных форм отчетности (социальной, статистической).

Информационное обеспечение социальной ответственности бизнеса выступает сегодня как фактор, оказывающий значительное влияние на принятие управленческих решений в условиях развития института социальной ответственности, а также выступает в качестве объекта управления и требует соответствующего механизма формирования на микроуровне.

Относительно экономических систем используют понятие экономического механизма. Современный экономический словарь определяет экономический механизм как со-

вокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования [7, с. 19].

Выделяют следующие отличительные особенности экономического механизма: механизм не может существовать без процесса, так как является его составной частью и настроен на выполнение только процессных функций; механизм не имеет собственного управления, является как бы «обездвиженным» и находится в состоянии ожидания управления процессом; соединение механизма с управлением представляет внутреннее содержание процесса, его ноу-хау [8, с. 31].

Исходя из данных отличительных особенностей, предлагается следующее определение механизма в экономике: «Механизм - это совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения». Отличительной особенностью предлагаемого понятия является наличие процесса и нераз-

рывная связь и соподчиненность механизма процессу. В данном понятии произведено отграничение механизма от управления, то есть механизм представлен как управляемый ресурс процесса [8, с. 31].

Следует также согласиться с мнением о целесообразности рассмотрения механизма как совокупности множества различных взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. Отсюда следует два подхода к рассмотрению сущности любого механизма: 1) механизм как совокупность элемен -тов, воздействующих на развитие объекта; 2) механизм как взаимосвязь и взаимодействие его компонент, обеспечивающих развитие объекта [9, с. 37]. В западной литературе в качестве синонима механизма используют понятие института [7, с. 20].

При рассмотрении основ формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса следует использовать кибернетический подход (рис. 3).

бизнеса

1вх - входная информация;

1вых - выходная информация;

1ос - информация обратной связи;

Z¡ - факторы влияния на систему (где 1 = 1,2,3,4 ... п).

Рисунок 3 - Кибернетический подход к формированию информационного обеспечения системы

социальной ответственности бизнеса

С точки зрения системного подхода любая система с входом и выходом является открытой и неустойчивой (нерегулируемой). Для повышения устойчивости и возможности ее адаптации к факторам влияния система должна быть информационно замкнутой внутри, для чего на рис. 1 показана обратная связь (1ос - информационный массив обратной связи), в рамках которой структурируются информационные потоки в компании.

Процесс формирования информационных потоков в компании в условиях социальной ответственности бизнеса заключается в преобразовании входной информации, которая в общем виде содержит информацию о планах, задачах и целях социальной ответственности бизнеса с учетом факторов влияния

В рамках механизма формирования информационного обеспечения системы со-

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной

ответственности бизнеса

Цель:

повышение качества информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий

Формирование информационных потоков социальной ответственности бизнеса

Задачи:

- формирование нормативно-правовой, нормативно-справочной и фактографической информации и ее адаптация под положения международных стандартов социальной ответственности бизнеса;

- создание условий для доступности и прозрачности информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий;

- разработка комплекса организационных, методических и технических решений по формированию информации о социальной ответственности бизнеса.

Компоненты механизма формирования информационного обеспечения

Организационная компонента

Модели организации

Бухгалтерская модель

Смешанная модель

Абсолютная модель

Методическая компонента

Этапы разработки

Определение цели, объектов

Определение периодичности составления отчетности

Техническая компонента

Элементы техники

Технология обработки данных

Технология составления отчетной информации

Другие виды работ

Результат: повышение качества информационного обеспечения системы социальной

ответственности бизнеса компаний

Рисунок 4 - Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

циальной ответственности бизнеса должна быть устойчивая взаимосвязь между фактографической, нормативно-справочной и нормативно-правовой информацией. Можно утверждать, что из общего объема информации компании только ее определенная часть (в основном фактографическая) выступает основой информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. При этом ключевое внимание должно быть уделено процессу структурирования информационных потоков социальной ответственности (или информации обратной связи 1ос), в которой объединяется информация финансового и нефинансового характера, количественная и качественная.

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса рассматривается как система и как самостоятельный процесс. Элементами механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса (рис. 4) выступают его цель и задачи, объекты, субъекты и процесс взаимодействия между ними и, как следствие, компоненты данного механизма.

Взаимосвязь субъектов и объектов в рамках механизма информационного обеспечения системы социальной ответственности заключается в формировании структуры, состава и направлений движения информации о социальной ответственности между структурными подразделениями компании. Состав, содержание и графики движения ин-

формации должны быть четко определены и зафиксированы во внутренних регламентирующих документах компании.

Реализация механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должна заключаться в последовательной реализации его компонент: организационной, методической и технической. Основными критериями при их реализации могут выступать: 1) реальность их реализации субъектом хозяйствования; 2) максимальное удовлетворение информационных потребностей стейкхолде-ров; 3) эффективность использования имеющихся в компании материально-технических и трудовых ресурсов.

Таким образом, формирование информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса позволит уменьшить конфликт между экономическими и социальными целями хозяйствования в условиях построения социально ориентированной рыночной экономики, при которой обязательным является сочетание принципов рыночной экономики и социальной ответственности. Проблемы, связанные с формированием субъектов и объектов системы социальной ответственности бизнеса, а также их информационным обеспечением, должны решаться в рамках реализации организационной и технической компоненты исследуемого механизма, а проблемы взаимодействия между объектами и субъектами - посредством методической компоненты.

Список литературы_

1. Аникеева О. П., Симонова Л. М., Хасанова А. Х. Социальная ответственность и конкурентоспособность компании: концептуальный анализ // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 3. С. 226-241.

2. Ярыш А. А. Информационное обеспечение в области социальной ответственности бизнеса: проблемы и развитие // Вестник Финансового университета. 2017. Т. 21. Вып. 3. С. 123-128.

3. Бычкова А. Н. Онтологические элементы методологии институционального анализа в экономической области // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2018. № 3 (63). С. 5-16.

4. Осипов Е. М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. М.: МГУ, 2012. 208 с.

5. Фролов Д. П., Шулимова А. А. Институциональная системность социальной ответственности бизнеса (при -рода, институции, механизм) // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. С. 124-144.

6. Шулимова А. А., Скобылев М. О. Институциональные формы и механизмы участия бизнеса в реализации социально значимых и инфраструктурных проектов в ракурсе экономической теории // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 68. С. 55-62.

7. Горбунов Ю. В. О понятии «механизм» в экономических науках // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. № 2. С. 17-21.

8. Чаленко А. Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Экономика промышленности. 2010. № 3 (51). С. 26-33.

9. Бычкова А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 37-43.

References_

1. Anikeeva O. P., Simonova L. M., Khasanova A. H. Social responsibility and competitiveness of the company: conceptual analysis. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. 2017. Vol. 3. No. 3. pp. 226-241.

2. Yarysh A. A. Information support in the field of social responsibility of business: problems and development. Bulletin of the Financial University. 2017. Vol. 21. Issue 3. pp. 123-128.

3. Bychkova A. N. Ontological elements of the methodology of institutional analysis in the economic field. Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2018. No. 3 (63). pp. 5-16.

4. Osipov E. M. Institute of Social Partnership as a factor of small business development in Russia. Moscow: MSU, 2012. 208 p.

5. Frolov D. P., Shulimova A. A. Institutional consistency of social responsibility of business (nature, institutions, mechanism). Journal of Institutional Research. 2013. Vol. 5. No. 1. pp. 124-144.

6. Shulimova A. A., Skobylev M. O. Institutional forms and mechanisms of business participation in the implementation of socially significant and infrastructure projects in the perspective of economic theory. Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 68. pp. 55-62.

7. Gorbunov Yu. V. On the concept of "mechanism" in economic sciences. Economy. Profession. Business. 2018. No. 2. pp. 17-21.

8. Chalenko A. Yu. On the conceptual uncertainty of the term "mechanism" in economic research. Industrial economics. 2010. No. 3 (51). pp. 26-33.

9. Bychkova A. N. Economic mechanism: definition, classification and application. Bulletin of Omsk University. The series «Economics». 2010. No. 4. pp. 37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.