Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА'

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессарабов В.О.

Статья посвящена исследованию практических аспектов реализации механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. Предложены компоненты этого механизма (организационная, техническая и методическая). Детально рассматриваются особенности реализации организационной компоненты, а именно разработано несколько вариантов организационных моделей изучаемого механизма. Рекомендуется структура внутрикорпоративного стандарта «Информационное обеспечение системы социальной ответственной бизнеса», применение которого позволит четко определить состав, структуру и содержание информационных потоков, а также направления их движения между структурными подразделениями предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ

ECONOMY, ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF ENTERPRISES, BRANCHES, COMPLEXES

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Mechanism for forming the information support of the system of social responsibility of business

УДК 338.24

В. О. Бессарабов, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (Донецк, ДНР)

Статья посвящена исследованию практических аспектов реализации механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. Предложены компоненты этого механизма (организационная, техническая и методическая). Детально рассматриваются особенности реализации организационной компоненты, а именно разработано несколько вариантов организационных моделей изучаемого механизма. Рекомендуется структура внутрикорпоративного стандарта «Информационное обеспечение системы социальной ответственной бизнеса», применение которого позволит четко определить состав, структуру и содержание информационных потоков, а также направления их движения между структурными подразделениями предприятия.

Ключевые слова: ^циальная ответственность бизнеса, социально ответственная деятельность, система социальной ответственно-

© Бессарабов В. О., 2017

V. O. Bessarabov, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, DPR)

сти бизнеса, информационное обеспечение социальной ответственности бизнеса, механизм формирования социальной ответственности бизнеса.

The article presents the study of practical aspects of the implementation of the mechanism for creating information support for the system of social responsibility of business. The components of the mechanism of information support for the system of social responsibility of business (organizational, technical and methodical) are proposed. The specifics of the implementation of the organizational component are discussed in detail, namely, several versions of the organizational models of the mechanism for creating information support for the social responsibility of business have been developed. The structure of the corporate standard «Information Support for the System of Social Responsible Business» is recommended, the application of which will make it possible to clearly define the composition, structure and content of information flows, as well as the direction of their movement between the structural subdivisions of the enterprise.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 3

Keywords: Corporate social responsibility, socially responsible activities, system of social responsibility of business information provision of corporate social responsibility, the mechanism of formation of corporate social responsibility.

Введение

С развитием социальных отношений меняются требования хозяйствующих субъектов к информации, на основе которой принимаются управленческие решения. Правомерно утверждать, что современное информационное обеспечение социальной ответственности бизнеса должно быть направлено на формирование востребованной стейкхолдерами информации для составления различных форм отчётности (социальной, статистической и т. п.).

Рассматривая информационное обеспечение социальной ответственности бизнеса как фактор, оказывающий значительное влияние на принятие управленческих решений в условиях развития института социальной ответственности и предпринимательской среды, следует подчеркнуть, что оно не только выступает в качестве объекта управления, но и требует соответствующего механизма формирования на микроуровне.

Особенностям, последовательности и логике формирования информационного обеспечения управления предприятием, отдельных направлений деятельности посвящены работы И. Жигей [3], Д. Доманчука [4], А. Колота [5], С. Петренко [7], И. Сименко [8] и др.

Отмечая значительные достижения указанных учёных в исследуемой проблематике, следует отметить, что информационное обеспечение системы социальной ответственности бизнеса в условиях динамичного развития социальных и экономических отношений в Донецкой Народной Республике требует постоянного изучения. В свою очередь, отсутствие комплексных теоретико-методических разработок в части построения информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса обусловливает актуальность и цель статьи.

Цель статьи заключается в разработке механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса.

Логика механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

В толковом словаре современного русского языка Д. Н. Ушакова [10] под механизмом понимается аппарат функционирования какого-либо вида деятельности, система функционирования чего-нибудь. Несмотря на такой общий подход, именно он дает основу для понимая сущности любых механизмов: экономических, юридических, социальных и т. п. В свою очередь, в специальной экономической литературе [9] механизм рассматривают как совокупность организационных, методических, технических рычагов, со свойственными ими предпосылками и проблемами, которые имеют место при достижении цели и задач реализации механизма. Такое понимание сущности любого механизма положим в основу дальнейшего исследования.

Следует также согласиться с мнением А. Н. Бычковой [2] о целесообразности рассмотрения механизма как совокупности множества различных взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. Отсюда следует два подхода к рассмотрению сущности любого механизма: 1] механизм как совокупность элементов, воздействующих на развитие объекта; 2] механизм как взаимосвязь и взаимодействие его компонент, обеспечивающих развитие объекта.

Интерпретируя вышесказанное в плоскость нашего исследования, можно утверждать, что механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должен рассматриваться как система (речь должна идти о четком определении объектов, субъектов, процессе и результатах процесса] и как самостоятельный процесс. Другими словами, элементами механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, который представлен на рисунке 1, выступают его цель и задачи, объекты, субъекты и процесс взаимодействия между ними и, как следствие, компоненты данного механизма.

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса является открытым, динамичным, а его реализация на практике происходит под действием экономических законов и

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Цель

повышение качества информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий

Формирование информационных потоков социальной ответственности бизнеса

Задачи

— формирование нормативно-правовой, нормативно-справочной и фактографической информации и ее адаптация под положения международных стандартов социальной ответственности бизнеса;

— создание условий для доступности и прозрачности информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий;

— разработка комплекса организационных, методических и технических решений по формированию информации о социальной ответственности бизнеса.

Компоненты механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Организационная компонента Методическая компонента —► Техническая компонента

Модели организации Этапы разработки Элементы техники

Бухгалтерская модель Определение цели, объектов Технология обработки данных

Смешанная модель Технология составления

Определение периодичности составления отчетности отчётной информации

Абсолютная модель Другие виды работ

Результат: повышение качества информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса предприятий

Рис. 1. Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности

бизнеса

должна согласовываться с требованиями действующего законодательства. Если предпосылки формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса связаны с активным развитием практики проведения и реализации социальных программ и мероприятий, то соответствующие его проблемы и пути их решения нуждаются в отдельном исследовании.

Так, по нашему мнению, проблемы, связанные с формированием субъектов и объектов системы социальной ответственности бизнеса, а также их информационным обеспечением, должны решаться в рамках реализации организационной и технической компоненты исследуемого механизма, а проблемы взаимодействия между объектами и субъектами — посредством методической компоненты.

Организационная компонента

механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Анализ возможных подходов к организации информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса позволил нам сформировать 3 модели. Их характеристика, преимущества и недостатки представлены в таблице 1.

В основе всех моделей лежит разделение информации на нормативно-правовую (источники — законы, постановления, положения и т. д.], нормативно-справочную (источники — внутренние организационно-распорядительные документы предприятия], фактографическую (источники — первичные документы, аналитические расчеты и т. д.].

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № З

Таблица 1

характеристика организации информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

№ Модель Характеристика Преимущества / Недостатки

1 Бухгалтерская модель Информация формируется на основе данных бухгалтерского учёта (на протяжении отчетного периода все хозяйственные операции, связанные с социальной ответственностью, отображаются только в регистрах бухгалтерского учета, а в конце периода данные бухгалтерского учета трансформируются в показатели финансовой и социальной отчетности) Преимущества сохранение устойчивой взаимосвязи между показателями финансовой и социальной отчётности Недостатки невозможность получения отдельной информации, которая более уместна и необходима для составления социальной отчетности и проведения социальных программ и мероприятий

2 Смешанная модель Показатели финансовой и социальной отчетности формируются на основании данных бухгалтерского учета с некоторыми поправками на величину показателей, связанных с проведением социальных программ и мероприятий Преимущества позволяет наиболее полно учитывать все особенности показателей, связанных с социальной ответственностью, с целью правильного отражения в социальной отчетности Недостатки необходимость дублирования информации в отдельных регистрах учета на социально ответственную деятельность

З Абсолютная модель Информация систематизируется и накапливается параллельно с ведением бухгалтерского учета и независимо от него на основе одних и тех же информационных потоков социальной ответственности бизнеса Преимущества позволяет интерпретировать факты хозяйственной жизни в соответствии с международными стандартами социальной ответственности Недостатки необходимость создания специализированного отдела в бухгалтерии или отдельного структурного подразделения

В процессе исследования установлено, что вторая модель организации информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса с созданием отдельного локального участка по формированию финансовых и нефинансовых показателей социальной ответственности является наиболее оптимальной.

Главное преимущество использования заключается в том, что в конечном счете все показатели финансовой и социальной отчетности (речь идет о финансовых показателях] формируются на основе данных бухгалтерской информации, следовательно, нет необходимости корректировать, дополнять или детализировать информацию о социальной ответственности.

Как уже отмечалось, механизм формирования информационного обеспечения системы

социальной ответственности бизнеса включает три компоненты: организационную, техническую и методическую.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что организационная компонента во многом предопределяет сущность двух последующих: технической и методической.

Сформированная нами модель организации информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса с созданием отдельного локального участка по формированию финансовых и нефинансовых показателей социальной ответственности обуславливает необходимость разработки методических подходов, позволяющих четко выделить объекты социальной ответственности.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3

Методическая компонента механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

При разработке методической компоненты важно четко разграничить смысловые нагрузки применяемых терминов, что позволит уйти от ошибочных представлений и подтвердить логику её формирования.

Зачастую термин «методика» смешивается с понятием «технология», тогда как последнее представляет совокупность сведений об организации сбора и систематизации информации, описание этих сведений в виде регламента технологического процесса обработки информации.

В отличие от этого толкования, методика представляет собой совокупность способов и приемов выполнения работ, связанных общностью решаемой задачи, которая выполняет роль методической инструкции — организационного документа, вступающего в юридическую силу с момента утверждения.

В основу формирования любой методики (в том числе и исследуемой нами] должна быть положена система принципов. Анализ подходов к разработке методик информационного обеспечения позволил нам выделить основополагающие принципы, на которых они базируются: — целенаправленность — ориентация на подготовку информации для принятия управленческих решений конкретными пользователями;

системность представление в методике объектов как системы;

— комплексность — возможность реализации методики на всех уровнях управления;

— унификация — формирование типовых элементов описания методики;

— стандартизация — установление комплекса норм, требований к методике;

— унификация проектных решений — исключение дублирования элементов описания методики на основе ее типизации.

Следует отметить, что процесс разработки методики учета должен быть четко и поэтапно смоделирован. Каждый из этапов моделирования должен быть описан и охарактеризован таким образом, чтобы являться логической основой для реализации следующего этапа. Этапы разработки методики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса представлены на рисунке 2.

Основными элементами методики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, исходя из вышеприведенных этапов, являются следующие: цель и содержание методики; объекты; пользователи информации; способы и приемы формирования информационного обеспечения; периодичность формирования информации.

Учитывая многоаспектность методической компоненты исследуемого механизма, ее изу-

1 ЭТАП

Определение цели и содержания методики

ЭТАП

Выбор и детализация объектов

ЭТАП

Определение пользователей информации

ЭТАП

Определение способов и приёмов достижения цели методики

5 ЭТАП

Определение периодичности формирования информации

Рис. 2. Этапы разработки методики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 3

Таблица 2

характеристика элементов техники формирования информационного обеспечения

социальной ответственности бизнеса

Элемент техники характеристика элемента

Технология обработки данных (последовательность фиксации, сбора, обработки информации) Фиксация финансовых и нефинансовых показателей социальной ответственности производится в учетной (накладные, счета на оплату услуг и т. д.), отчетной (финансовая, налоговая, социальная, статистическая отчетность), неучетной (договора, справки и т. д.), фактографической информации. Сбор и обработка информации производится при помощи соответствующего программного обеспечения, которое позволяет одновременно вести бухгалтерский (управленческий) учет, а руководство имеет возможность оперативного доступа к информации для принятия управленческих решений. Особое внимание должно уделяться регистрам бухгалтерского учёта по счетам расходов на социальную ответственность и соответствующим аналитическим ведомостям.

Технология составления отчётной информации (в т. ч. социальной отчётности) Составление социальной отчетности не регламентируется законодательством, в связи с этим технология составления такой отёчности полностью зависит от специфики деятельности субъекта хозяйствования. Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления социальной отчётности условно можно разделить на два этапа: - подготовительная работа; - непосредственное заполнение отчетности. Подготовительные работы, в свою очередь, можно разделить на 3 части: - разработка плана работы по составлению отчётности; - инвентаризация расчетов с кредиторами, инвентаризация расходов и т. д.; - формирование взаимосвязи между показателями финансовой и социальной отчётности и т. п.

Другие виды работ Другие виды работ, непосредственно связанные с проведением социальных программ и мероприятий, которые обусловлены спецификой деятельности субъекта хозяйствования. К ним можно отнести, при необходимости, порядок проведения инвентаризации для правильности отображения расходов на социальную ответственность бизнеса и т. д. При инвентаризации расчетов всем кредиторам предприятие направляет выписки или акты сверки задолженности о состоянии расчетов, которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности. Контрагенты подтверждают задолженность или отрицают. Оформляются результаты инвентаризации расчетов с кредиторами в форме акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. При инвентаризации расходов арифметически проверяются суммы расходов, необходимых для проведения социальных мероприятий для работников. Расхождения фактических данных с данными, представленными в учете, отражаются в сличительной ведомости результатов инвентаризации расходов.

чение должно быть предметом самостоятельного исследования, выходящего за рамки данной статьи. Стоить отметить, что отдельные элементы методики были рассмотрены нами ранее [1, 6, 7].

Очевидно, что все элементы методической компоненты механизма формирования инфор-

мационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса обусловливают необходимость рассмотрения техники формирования такого информационного обеспечения, которая, по нашему мнению, предусматривает технологию обработки данных и составления отчётной информации, а также другие виды работ.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техническая компонента механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Характеристика элементов техники формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса рассмотрена в таблице 2.

быть сконцентрировано на объектах информационного обеспечения, а также порядке отражения информации в социальной отчетности и ее взаимосвязи с финансовой отчетностью на основе практической реализации моделей организации информационного обеспечения социально ответственной деятельности.

Регламентация механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Учитывая вышесказанное, в ходе исследования был разработан внутрикорпоративный стандарт «Информационное обеспечение социальной ответственности бизнеса», структура которого представлена в таблице 3.

Главной особенностью разработанного стандарта является комплексность и направленность на регламентацию и унификацию не только механизма формирования информационного обеспечения, но и порядка отражения информации в отчетности, взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей, применение которого позволит повысить качество реализации функций субъектов управления предприятием.

Особое внимание при формировании структуры и содержания стандарта должно

Выводы

Реализация механизма формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса позволит учитывать, что целью хозяйствования субъектов предпринимательства является не только получение прибыли, но и достижение социальных целей как в отношении собственных работников, так и относительно общества в целом.

Формирование информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса позволит уменьшить конфликт между экономическими и социальными целями хозяйствования в условиях построения социально ориентированной рыночной экономики, при которой обязательным является сочетание принципов рыночной экономики и социальной ответственности.

В свою очередь, учитывая необходимость унификации и регламентации подходов к реа-

Таблица 3

Структура разработанного внутрикорпоративного стандарта «Информационное обеспечение системы социальной ответственной бизнеса»

1. ОБЩ ИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цель, задачи и основа для разработки.

1.2. Необходимость использования стандарта.

1.3. Значение стандарта для контроля качества работы структурных подразделений.

1.4. Сфера применения стандарта.

1.5. Взаимосвязь с действующими нормативами и стандартами.

1.6. Срок действия.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3 СУЩНОСТЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО СТАНДАРТА

3.1. Принципы и требования к формированию информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

3.2. Факторы, влияющие на формирование информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

3.3. Модели организации информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

3.4. Этапы разработки и элементы методики формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

3.5. Элементы техники формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

4 ПРИЛОЖЕНИЯ

4.1. Объекты информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.

4.2. Периодичность формирования информации.

4.3 Методический подход к взаимосвязи показателей финансовой и социальной отчётности.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 3

лизации сформированного механизма, разработан соответствующий стандарт, применение которого направлено на повышение качества реализации функций субъектов управления предприятием.

Таким образом, в результате исследования разработан механизм формирования ин-

формационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, реализация которого включает организационную, техническую и методическую компоненты, обусловливая тем самым перспективные направления исследований в разрезе каждой компоненты механизма.

Список литературы

1. Бессарабов В. О. Расходы на социально ответственную деятельность предприятия: сущность и классификация // Экономика. 2016. Т. 4. №. 4. С. 52—58.

2. Бычкова А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 37—43.

3. Жиглей И. В. Бухгалтерский учет социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования: необходимость и ориентиры развития. Житомир: ЖДТУ 2010. 495 с.

4. Доманчук Д. П. Информационное обеспечение управления предприятием: экономический аспект // Региональная экономика. 2010. № 4. С. 193—195.

5. Колот А. М. Социальная ответственность: теория и практика развития. К.: КНЭУ 2012. 501 с.

6. Петренко С. Н., Бессарабов В. О. К вопросу о сущности теории стейкхолдеров в условиях социальной ответственности бизнеса // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 6. С. 46—53.

7. Петренко С. Н., Бессарабов В. О. Раскрытие информации о социальной ответственности в отчётности предприятия // Журнал экономических исследований. ООО. 2017. Т. 3. №. 4. С. 101—112.

8. Петренко С. Н., Сименко И. В. Контрольно-аналитический механизм в управлении бизнесом предприятия. Донецк: ДонНУЭТ, 2011. 232 с.

9. Поддубная Л. И. Конкурентоспособность экономических систем: теория, механизм регулирования управления. Харьков: ИНЖЕК, 2007. 368 с.

10. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.

References

1. Bessarabov V. O. Raskhody na sotsial'no otvetstvennuyu deyatel'nost'predpriyatiya: sushchnost' i klassifikatsi-ya [Expenses for socially responsible activity of the enterprise: essence and classification]. Ekonomika. 2016. No. 4. pp. 52—58.

2. Bychkova A. N. Ekonomicheskiy mekhanizm: opredeleniye, klassifikatsiya i primeneniye [Economic mechanism: definition, classification and application]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 2010. No. 4. pp. 37—43.

3. Zhiglej V. I. Buhgalterskij uchet social'no otvetstvennoj dejatel'nosti subektov hozjajstvovanija: neobhodimost' i orientiry razvitija [Accounting socially responsible business entities: the need for and the development of guidelines]. Zhitomir, ZhDTU Publ., 2010. 495 p.

4. Domanchuk D. P. Informatsionnoye obespecheniye upravleniya predpriyatiyem: ekonomicheskiy aspekt [Information support of enterprise management: economic aspect]. Regional'naya ekonomika. 2010. No. 4. pp. 193—195.

5. Kolot A. M. Sotsial'naya otvetstvennost': teoriya ipraktika razvitiy [Social responsibility: theory and practice of development]. Kiev, KNEU Publ., 2012. 501 p.

6. Petrenko S. N. Bessarabov V. O. Raskrytiye informatsii o sotsial'noy otvetstvennosti v otchotnosti predpriyatiya [Disclosure of information about social responsibility in the reporting of the enterprise]. Journal of Economic Research. «Scientific and Publishing Center INFRA-M». 2017. No. 4. pp. 101—112.

7. Petrenko S. N. Bessarabov V. O. K voprosu o sushchnosti teorii steykkholderov v usloviyakh sotsial'noy otvetstvennosti biznesa [On the issue of the essence of stakeholder theory in the context of social responsibility of business]. Yevropeyskiy zhurnalsotsial'nykh nauk. 2016. No. 6. pp. 46—53.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3

8. Petrenko S. N. Simenko I. V. Kontrolno-analitychnyy mekhanizm v upravlinni biznesom pidpryyemstva: monohrafiya [Control and analytical business management mechanism in the enterprise: monograph]. Donetsk, DonNUET Publ., 2011. 232 p.

9. Piddubna L. I. Konkurentospromozhnist ekonomichnykh system: teoriya, mekhanizm rehulyuvannya upravlin-nya [The competitiveness of economic systems: theory, mechanism of regulation of management]. Kharkov, «INZHEK» Publ., 2007. 368 p.

10. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar'sovremennogo russkogoyazyka [Explanatory Dictionary of the modern Russian language]. Moscow: Adelant Publ., 2013. 800 p.

Для цитирования: Бессарабов В. О. Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 3. С. 12—20.

For citation: Bessarabov V. O. Mechanism for forming the information support of the system of social responsibility of business // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 3. P. 12—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.