Научная статья на тему 'К вопросу об информационном обеспечении системы социальной ответственности бизнеса'

К вопросу об информационном обеспечении системы социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА / МАССИВ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS ENVIRONMENT / INFORMATION SUPPORT OF THE CSR SYSTEM / AN ARRAY OF ENTERPRISE INFORMATION / MANAGERIAL DECISIONS / THE MECHANISM OF INFORMATION SUPPORT FORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бессарабов В.О.

Статья посвящена рассмотрению логики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. В ходе исследования раскрыто и проанализировано соотношение всего массива информации предприятия и отдельной его части, которая находит отражение в системе социальной ответственности бизнеса, что позволило обоснованно разработать механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, а также предопределить его основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the consideration of the logic of forming the information support for the CSR system. The study discovered and analyzed the ratio of the entire array of enterprise information and its specific part that is embodied in the system of the corporate social responsibility, which allowed to reasonably develop a mechanism for creating information support for the system of corporate social responsibility, as well as to predetermine its main components.

Текст научной работы на тему «К вопросу об информационном обеспечении системы социальной ответственности бизнеса»

УДК 364.463:316.334.23

В.О. БЕССАРАБОВ, ассистент кафедры

бухгалтерского учёта,

e-mail: bessarabov93@gmail.com

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Статья посвящена рассмотрению логики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. В ходе исследования раскрыто и проанализировано соотношение всего массива информации предприятия и отдельной его части, которая находит отражение в системе социальной ответственности бизнеса, что позволило обоснованно разработать механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, а также предопределить его основные компоненты.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, предпринимательская среда, информационное обеспечение системы социальной ответственности бизнеса, массив информации предприятия, управленческие решения, механизм формирования информационного обеспечения.

Bessarabov V.O. Revisiting the issue of the information support of the Corporate Social Responsibility System.

The article is devoted to the consideration of the logic of forming the information support for the CSR system. The study dis-

covered and analyzed the ratio of the entire array of enterprise information and its specific part that is embodied in the system of the corporate social responsibility, which allowed to reasonably develop a mechanism for creating information support for the system of corporate social responsibility, as well as to predetermine its main components.

Keywords: corporate social responsibility, business environment, information support of the CSR system, an array of enterprise information, managerial decisions, the mechanism of information support formation.

Активное развитие социально-экономических отношений в Донецкой Народной Республике приводит к необходимости адаптации управления предприятием к современным условиям хозяйствования. В свою очередь, такая ситуация предполагает и преобразование информационного обеспечения, которое должно происходить в контексте переосмысления в целом подходов к процессу накопления и систематизации информации о социальной ответственности бизнеса.

© В.О. Бессарабов, 2017

Однако несмотря на это исследованиям информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса уделяется очень мало внимания. Особенностям, последовательности и логике формирования информационного обеспечения управления предприятием, отдельных направлений деятельности посвящены работы И. Босак [1], М. Денисенко [3], Д. Доманчука [4], И. Жиглей [5], С. Петренко [6], И. Сименко [7] и др.

Учитывая значительные достижения ученых, необходимо отметить, что ряд основополагающих теоретических положений относительно логики и механизмов формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса остается не до конца решенным

или носит дискуссионный характер. В свою очередь, отсутствие комплексных теоретико-методических разработок в исследуемой проблематике, усиление роли информации о результатах финансирования социальных программ и мероприятий обусловливают актуальность и цель представленного исследования.

Цель статьи заключается в рассмотрении подхода и логики формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса.

Прежде всего стоит отметить, что в основу формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса положим общекибернетический подход, сущность применения которого представлена на рис. 1.

Z,

1вх - входная информация;

1вых - выходная информация;

1ос - информация обратной связи;

Zi - факторы влияния на систему (где i = 1,2,3,4,... n).

Рис. 1. Общекибернетический подход к формированию информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Поясним обозначения на рис. 1.

1вх - входной массив информации в систему социальной ответственности бизнеса. Например, это информация о нормах, принципах ведения предпринимательской деятельности в целом и социальной ответственности в частности, также сюда следует отнести информацию о планах проведения социальных мероприятий и программ на предприятии и др. Основными источниками входной информации являются законы, нормативно-правовые документы, данные средств массовой информации и т.п.

1вых - выходной массив информации из системы социальной ответственности бизнеса. Он представлен информацией о методических подходах к реализации положений стандартов социальной ответственности бизнеса, методиках накопления, обобщения и систематизации соответствующей информации в социальной отчетности. Также выходной массив информации включает, преимущественно, фактографическую информацию по направлениям социальной ответственности бизнеса (прежде всего данные о расходах на проведение социальных программ и мероприятий), нефинансовые показатели и др.

С точки зрения системного подхода любая система с входом и выходом является открытой и неустойчивой (нерегулируемой). Для повышения устойчивости и возможности ее адаптации к факторам влияния (2;) система должна быть информационно замкнутой внутри, для чего на рис. 1 была показана обратная связь (1ос - информационный массив обратной связи), в рамках которой структурируются информационные потоки на предприятии.

Другими словами, процесс формирования информационных потоков на предприятии в условиях социальной ответственности бизнеса заключается в преобразовании входной информации,

которая в общем виде содержит информацию о планах, задачах и целях социальной ответственности бизнеса с учётом факторов влияния (2;). Следовательно, соотношение всего массива информации предприятия и отдельной его части, которая должна находить отражение в системе социальной ответственности бизнеса, схематично представлено на рис. 2.

Поясним обозначения на рисунке, представленном выше.

Так, I - это вся совокупность информации на предприятии. Заметим, что сюда относится и информация, которая не имеет ни юридического, ни экономического значения. Например, информация о конфликтах между заинтересованными сторонами (межличностные конфликты между работниками, работниками и поставщиками и т.д.) предприятия. Тем не менее, факт наличия такой информации может существенно повлиять на эффективность деятельности предприятия в целом и на результаты проведения социальных программ и мероприятий в частности.

1вх - это входная информация в систему социальной ответственности бизнеса, при этом заметим, что она имеет преимущественно юридическое значение. При этом не вся информация будет непосредственно задействована при формировании информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. Например, сам факт заключения договора с заинтересованной стороной (договор поставки, договор на оказание услуг, коллективный договор и т.п.) никакой фактографической информации не имеет (кроме самого количества таких договоров). В свою очередь, когда условия договора начинают выполняться (произойдет отгрузка товаров, предоставление услуг), бухгалтерия предприятия, работники структурных подразделений соответствующим образом отразят данный факт.

Zi

Zi

Zi

Zi

- весь массив информации предприятия;

- входной массив информации в систему социальной ответственности бизнеса ;

- выходной массив информации в систему социальной ответственности бизнеса;

- информационный массив обратной связи (структурированные информационные потоки, связанные с социальной ответственностью);

- факторы влияния (где 1 = 1,2,3,4,... п).

Рис. 2. Соотношение всего массива информации предприятия и отдельной его части, которая должна находить отражение в системе социальной ответственности бизнеса

Другими словами, в рамках механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должна быть устойчивая взаимосвязь между фактографической, нормативно-справочной и нормативно-правовой информацией. Проиллюстрируем сказанное примером.

Любая заинтересованная сторона (работник, инвестор, государственный орган и т.п.), имея в своем распоряжении отчетность (финансовую, статистическую и т.д.) предприятий А и Б, показатели которой полностью идентичны и свидетельствуют об устойчивом финансовом положении, не смогут сделать вывод о том, придерживаются ли они принципов социальной ответственности, про-

водят ли соответствующие социальные мероприятия. Предположим, что работнику, инвестору, государственному органу стала известна дополнительная информация о том, что предприятие А заключило договор, направленный на повышение качества своей продукции, что позволит повысить чистую прибыль на 10% и разгрузить на 10% производственные мощности на весь следующий год. В свою очередь руководство предприятия Б расторгло договор с рекламной компанией, которая регулярно проводила мероприятия для детей работников и клиентов, вследствие чего ожидается падение прибыли на 10% до тех пор пока не найдется другая рекламная компания.

Ни первая, ни вторая информация не будет отражена в учётной и отчётной фактографической информации предприятий А и Б. Тем не менее, заинтересованная сторона, имея такую информацию, может кардинально изменить свое мнение о перспективах деятельности и финансовом положении предприятий. Например, если речь идет об инвесторе, то предпочтение будет отдано предприятию А как объекту возможных инвестиций.

1вых - это выходная информация из системы социальной ответственности бизнеса, которая также не всегда строго фактографическая, нормативно-правовая или нормативно-справочная. Так, к не закрашенной части 1вых можно отнести, например, информацию о планах адаптации к действиям конкурентов в сфере социальной ответственности бизнеса, совершенствовании направлений социальной ответственности и т.п.

Предположим предприятие А занимается производством и реализацией детских велосипедов. Предприятие функционирует успешно фактографическая информация демонстрирует заинтересованным сторонам устойчивое финансовое положение. Однако конкурент (предприятие Б) выпускает на рынок модель детского велосипеда идентичную по своим возможностям, цена которой на 10% ниже. Одновременно с выпуском детского велосипеда предприятие Б проводит ряд рекламных социальных мероприятий, демонстрирующих полную безопасность реализуемой модели.

Очевидно, что данный факт не найдет отражения в фактографической информации предприятия А, но знание такой информации может найти свое отражение в нормативно-справочной информации путем внесения изменения в ряд регламентных документов предприятия

(кодекс поведения, нормативы продукции и т.д.).

Применительно к рассмотренному примеру 1вх - это информация о проведении социальных мероприятий конкурентов, в качестве 1вых может выступать информация о направлениях повышения качества и безопасности продукции, новых нормативах производства продукции и т.д. В свою очередь информационный массив обратной связи (1ос - закрашенная часть рис. 2) будет представлен в виде, преимущественно, фактографической информации о расходах на повышение качества, безопасности продукции и других дополнительных расчетах нефинансовых показателей. Также заметим, что в данном примере факторами влияния являются действия конкурентов, положения нормативных документов о безопасности и качестве продукции.

Можно утверждать, что из общего объема информации предприятия только ее определённая часть (в основном фактографическая) выступает основой информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса. При этом ключевое внимание должно быть уделено процессу структурирования информационных потоков социальной ответственности (или информации обратной связи ¡ос), в которой объединяется информация финансового и нефинансового характера, количественная и качественная.

Здесь отметим, что размеры закрашенной части рис. 2 определяются положениями нормативно-правовой и нормативно-справочной информации, а также её наличием на предприятии, в которой закреплены направления, принципы, механизмы социальной ответственности, перечь соответствующих показателей финансового и нефинансового характера.

При этом акцентируем внимание на том, что для разработки механизма формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса важным является то, что информация, относящаяся к закрашенной области рис. 2, имеет как юридическое, так и экономическое значение, находясь на пересечении 1„х и 1вых.

Итак, теоретически при формировании информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса необходимо учитывать экономическое и юридическое значение информации, что сложно сделать в практической деятельности предприятия.

Например, рассматривая имущество (информацию о нём), которое задействовано при проведении социальных программ и мероприятий, с юридической точки зрения, прежде всего имеет значение объем прав предприятия на это имущество. Другим словами, принципиальный момент - является ли предприятие владельцем этого имущества или имеет ограниченный объем прав на него (аренда)? С экономической точки зрения ключевым моментом является способность такого имущества приносить в будущем предприятию экономические выгоды.

Нельзя не отметить, что юридическое значение информации заложено в настоящее время в отечественных нормативных документах, экономическое характерно для Международных стандартов финансовой отчетности.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости разработки механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, реализация которого позволит повысить качество информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий.

В толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова [9] под механизмом понимается аппарат функционирования какого-либо вида деятельности, система функционирования чего-нибудь. Несмотря на такой общий подход, именно он дает основу для понимания сущности любых механизмов: экономических, юридических, социальных и т.п.

В свою очередь, в специальной экономической литературе [8] механизм рассматривают как совокупность организационных, методических, технических рычагов, со свойственными ими предпосылками и проблемами, которые имеют место при достижении цели и задач реализации механизма. Такое понимание сущности любого механизма положим в основу дальнейшего исследования.

Следует также согласиться с мнением Бычковой А.Н. [2] о целесообразности рассмотрения механизма как совокупности множества различных взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. Отсюда следует два подхода к рассмотрению сущности любого механизма:

механизм как совокупность элементов, воздействующих на развитие объекта;

механизм как взаимосвязь и взаимодействие его компонент, обеспечивающих развитие объекта.

Интерпретируя вышесказанное в плоскость нашего исследования, можно утверждать, что механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должен рассматриваться как система (речь должна идти о четком определении объектов, субъектов, процессе и результатах процесса) и как самостоятельный процесс.

Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Цель

повышение качества информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий

Формирование информационных потоков социальной ответственности бизнеса

Задачи

- формирование нормативно-правовой, нормативно-справочной и фактографической информации и ее адаптация под положения международных стандартов социальной ответственности бизнеса;

- создание условий для доступности и прозрачности информации о результатах и последствиях проведения социальных программ и мероприятий;

- разработка комплекса организационных, методических и технических решений по формированию информации о социальной ответственности бизнеса.

Компоненты механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Организацио нная компонента

Модели организации

Бухгалтерская модель

Смешанная модель

Абсолютная модель

Методическая компонента

Этапы разработки

Определение цели, объектов

Техническая компонента

Элементы техники

Технология обработки данных

Технология составления отчётной информации

Другие виды работ

Результат: повышение качества информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса предприятий

Рис. 3. Механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса

Другими словами, элементами механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, который представлен на рис. 3, выступают его цель и задачи, объекты, субъекты и процесс взаимодействия между ними и, как следствие, компоненты данного механизма. Рассмотрение элементов механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса в такой последовательности обусловлено причинно-следственной связью между ними, логика рассмотрения которых исходит из необходимости направленности компонент механизма (как процесса) на достижение цели механизма (как системы).

Взаимосвязь субъектов и объектов в рамках механизма информационного обеспечения системы социальной ответственности заключается в формировании структуры, состава и направлений движения информации о социальной ответственности между структурными подразделениями предприятия. Состав, содержание и графики движения информации должны быть четко определены и зафиксированы во внутренних регламентирующих документах предприятия.

Следовательно, механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса является открытым, динамичным, а его реализация на практике происходит под действием экономических законов и должна согласовываться с требованиями действующего законодательства. Если предпосылки формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса связаны с активным развитием практики проведения и реализации социальных программ и мероприятий, то соответствующие его проблемы и пути их решения нуждаются в отдельном исследовании.

Так, по нашему мнению, проблемы, связанные с формированием субъектов и объектов системы социальной ответственности бизнеса, а также их информационным обеспечением, должны решаться в рамках реализации организационной и технической компонент исследуемого механизма, а проблемы взаимодействия между объектами и субъектами посредством методической компоненты.

Реализация механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должна заключаться в последовательной реализации его компонент: организационной, методической и технической. Основными критериями при их реализации могут выступать: 1) реальность их реализации субъектом хозяйствования;

2) максимальное удовлетворение информационных потребностей стейкхолдеров;

3) эффективность использования имеющихся на предприятии материально-технических и трудовых ресурсов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

определена логика формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, в основе которой лежит общекибернетический подход, применение которого позволяет детального сконцентрироваться на качестве входящей и исходящей информации в исследуемую систему;

проанализировано соотношение всего массива информации предприятия и отдельной его части, которая находит отражение в системе социальной ответственности бизнеса, что позволило обоснованно перейти непосредственно к разработке механизма формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса;

разработан механизм формирования информационного обеспечения системы социальной ответственности бизне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

са, реализация которого включает организационную, техническую и методическую компоненты, обуславливая тем самым перспективные направления исследований в разрезе каждой компоненты механизма.

Список использованной литературы

1. Босак И.П. Информационное обеспечение управления предприятием: экономический аспект / И.П. Босак, Е.М. Палыга // Региональная экономика. - 2007. - № 4. - С. 193-195.

2. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение / А.Н. Бычоква // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 37-43.

3. Денисенко М.П. Информационное обеспечение эффективного управления предприятием / М.П. Денисенко, И В. Колос // Инновации. - 2006. - № 7. -С. 19-24.

4. Доманчук Д.П. Информационное обеспечение управления предприятием: экономический аспект / Д.П. Доманчук // Региональная экономика. - 2010. - № 4. -С. 193-195.

5. Жиглей И.В. Бухгалтерский учет социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования: необходимость и ориентиры развития / И.В. Жиглей. - Житомир: ЖДТУ, 2010. -495 с.

6. Петренко С.Н. Раскрытие информации о социальной ответственности в отчётности предприятия / С.Н. Петренко,

B.О. Бессарабов // Журнал экономических исследований. ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М». -2017. - Т. 3. - №. 4. - С. 101-112.

7. Петренко С.Н. Контрольно-аналитический механизм в управлении бизнесом предприятия: монография /

C.Н. Петренко, И.В. Сименко. - Донецк: ДонНУЭТ, 2011. - 232 с.

8. Поддубная Л.И. Конкурентоспособность экономических систем: теория, механизм регулирования управления: монография / Л.И. Поддубная. - Харьков: ИД «ИНЖЕК», 2007. - 368 с.

9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. -800 с.

Статья поступила в редакцию 18.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.