Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ОБЗОР / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧЕТА / УНИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL REPORTING / REVIEW / NON-FINANCIAL REPORTING / DIGITAL ECONOMY / STAKEHOLDERS / DIGITAL TECHNOLOGIES OF SOCIAL REPORTING / UNIFICATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеева И.В., Федосова О.Н., Прядкина Е.А.

В условиях перехода к цифровой экономике особенно остро стоит проблема взаимодействия стейкхолдеров и коммерческих организаций, имеющих различные масштабы деятельности. Интересы стейкхолдеров, направленные на получение полной достоверной информации о социальной деятельности компаний, в настоящее время не удовлетворены в полной мере, что связано с недостаточной разработанностью методологии, отсутствием методик формирования и унифицированных форм социальной отчетности компаний с различными масштабами деятельности, низкой социальной значимостью отчетности, отсутствием социальной отчетности у средних и малых компаний, слабой информационной доступностью нефинансовой отчетности для стейкхолдеров и населения. В связи с этим возникает и развивается новое научное направление в области формирования нефинансовой отчетности, одной из форм которой является социальная отчетность. В статье проведен обзор исследований зарубежных и отечественных ученых в области становления и развития социальной отчетности коммерческих организаций. Проведенный обзор популяризации формирования и представления социальной отчетности свидетельствует о все большем распространении и повышении интереса стейкхолдеров и коммерческих организаций к раскрытию социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алексеева И.В., Федосова О.Н., Прядкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN RESEARCH ON THE FORMATION OF SOCIAL REPORTING OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE DIGITAL ECONOMY

In the context of the transition to a digital economy, the problem of interaction between stakeholders and commercial organizations having various scales of activity is especially acute. The interests of stakeholders aimed at obtaining complete reliable information about the social activities of companies are currently not fully satisfied, due to the insufficient development of the methodology, the lack of methods for the formation and unified forms of social reporting of companies with different scales of activity, low social significance of reporting, and the lack of social reporting among medium and small companies, poor information accessibility of non-financial reporting for stakeholders and n settlement.In this regard, a new scientific direction arises and develops in the field of the formation of non-financial reporting, one of which is social reporting. The article reviews the studies of foreign and domestic scientists in the field of formation and development of social reporting of commercial organizations.A review of the popularization of the formation and presentation of social reporting indicates an increasing spread and increasing interest of stakeholders and commercial organizations in revealing the social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

РАЗДЕЛ I.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УДК 657

Алексеева И.В., Федосова О.Н., Прядкина Е.А.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В условиях перехода к цифровой экономике особенно остро стоит проблема взаимодействия стейкхолдеров и коммерческих организаций, имеющих различные масштабы деятельности. Интересы стейкхолдеров, направленные на получение полной достоверной информации о социальной деятельности компаний, в настоящее время не удовлетворены в полной мере, что связано с недостаточной разработанностью методологии, отсутствием методик формирования и унифицированных форм социальной отчетности компаний с различными масштабами деятельности, низкой социальной значимостью отчетности, отсутствием социальной отчетности у средних и малых компаний, слабой информационной доступностью нефинансовой отчетности для стейкхолде-ров и населения.

В связи с этим возникает и развивается новое научное направление в области формирования нефинансовой отчетности, одной из форм которой является социальная отчетность. В статье проведен обзор исследований зарубежных и отечественных ученых в области становления и развития социальной отчетности коммерческих организаций.

Проведенный обзор популяризации формирования и представления социальной отчетности свидетельствует о все большем распространении и повышении интереса стейкхолдеров и коммерческих организаций к раскрытию социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова

Социальная отчетность, обзор, нефинансовая отчетность, цифровая экономика, стейкхолдеры, цифровые технологии социального отчета, унификация, социально-экономическое развитие.

JEL: M4, M5

Alekseeva I.V., Fedosova O.N., Pryadkina E.A.

ANALYSIS OF MODERN RESEARCH ON THE FORMATION OF SOCIAL REPORTING OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE DIGITAL ECONOMY

Аnnotation

In the context of the transition to a digital economy, the problem of interaction between stakeholders and commercial organizations having various scales of activity is especially acute. The interests of stakeholders aimed at obtaining complete reliable information about

the social activities of companies are currently not fully satisfied, due to the insufficient development of the methodology, the lack of methods for the formation and unified forms of social reporting of companies with different scales of activity, low social significance of reporting, and the lack of social reporting among medium and small companies, poor information accessibility of non-financial reporting for stakeholders and n settlement.

In this regard, a new scientific direction arises and develops in the field of the formation of non-financial reporting, one of which is social reporting. The article reviews the studies of foreign and domestic scientists in the field of formation and development of social reporting of commercial organizations.

A review of the popularization of the formation and presentation of social reporting indicates an increasing spread and increasing interest of stakeholders and commercial organizations in revealing the social responsibility of business.

Keywords

Social reporting, review, non-financial reporting, digital economy, stakeholders, digital technologies of social reporting, unification, socio-economic development.

Введение. В условиях цифровиза-ции возникает необходимость в новом формате информации о деятельности коммерческих организаций, которая будет удовлетворять интересы стейкхол-деров. В связи с этим актуализируется социальная отчетность как один из видов нефинансовой отчетности, объединяющий финансовую и нефинансовую информацию социальной направленности, дающую представление о социальной ответственности, которую реально несет компания. При этом новые требования, возникающие к социальной отчетности в условиях цифровой экономики, состоят в объединении, аккумулировании, систематизации, унификации и возможности доступа к информации, ранее носившей разрозненный характер. Крайне важным аспектом при этом становится разработка информационного ресурса, позволяющего получать информацию о социальной ответственности хозяйствующих субъектов в зависимости от масштабов деятельности.

В настоящее время разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, на основе которых осуществляется формирование социальной отчетности. В России развитие цифровой экономики заложено в принятых на государствен-

ном уровне следующих документах, которые следует применять при формировании социальной отчетности:

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (Постановление от 28 января 2002 г. № 65), действовавшая в период 2002-2010 гг. и направленная на формирование электронного государства и электронного правительства.

2. Правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р).

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г.).

В то же время является актуальной информация о формировании и раскрытии социальной ответственности российских и зарубежных компаний для унификации в условиях цифровой экономики. Обзор современных исследований формирования социальной отчетности коммерческих организаций в условиях цифровой экономики позволит систематизировать накопленные знания в

этой области и разработать единую методологию и методику ее составления.

Теория. Анализ российских исследований показал недостаточную разработанность проблематики корпоративной социальной отчетности как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Однако существует целый ряд зарубежных исследований, посвященных корпоративной социальной отчетности (далее - КСО) как важному информационному ресурсу аналитического обеспечения современных социально-экономических процессов. В публикациях прослеживаются как страновые, так и отраслевые особенности КСО, а также рассматривается взаимосвязь между формированием КСО и финансовыми показателями фирмы, анализируются методологические особенности и проблемы КСО.

Весьма разнообразными представляются направления использования социальной отчётности. Например, социальная отчетность используется для анализа устойчивости фирм. Так, Koç S., Durmaz V. анализируют устойчивость 10 крупнейших аэропортов мира посредством анализа социальной отчетности этих аэропортов [24].

Социальную отчетность используют для выявления и анализа наиболее значимых стейкхолдеров. Контент-анализ социальной отчётности, проведенный §ener Î., Varoglu A., Karapolatgil A.A., позволил выявить, что именно акционеры и правительство - наиболее значимые стейкхол-деры для компаний любой отраслевой принадлежности в Турции [30].

Подтверждение положительной связи между расходами на социальную отчётность и улучшением финансовых показателей фирмы получено Lys T., Naughton J.P., Wang C. Данная работа существенно отличается от остальных исследований следующим: «решение о проведении деятельности в области социальной отчетности является результатом ожиданий руководства относитель-

но будущих финансовых показателей», в то время как большинство исследований рассматривает расходы на корпоративную социальную отчетность как инвестиции, которые приносят положительный эффект, проводя анализ и построение моделей на базе данных Corporateregister [26]. Анализ 130 социальных отчетов ливийских и иорданских организаций, проведенный Abdulhamid Ali Abukil, Imam Ghozali, Puji Harto, позволил подтвердить влияние отчетности корпоративной социальной ответственности на финансовые результаты деятельности фирм как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [16].

Социальная отчетность используется для анализа влияния показателей труда и прав человека на стоимость фирмы. Mulya H., Prabow H. посредством анализа индонезийских компаний делают вывод о наиболее значимом влиянии экономической составляющей отчетности на стоимость фирмы и о незначительном влиянии на показатели труда и прав человека [28].

Примечательной является работа Mohd-Said R., Shen L.T., Nahar H.S., & Senik R., которая посвящена гендерному аспекту раскрытия нефинансовой информации. В ней устанавливается взаимосвязь между полом руководителя организации и уровнем раскрытия. Эмпирические исследования 150 организаций показали, что женщины-руководители оказывают существенное влияние на раскрытие информации о корпоративной ответственности [27].

Особое внимание в исследованиях привлекают проблемы методологии и методик формирования КСО.

В исследовании Steinhöfel E., Galeitzke M., Holger Kohl H., Orth R. подтверждается существование заблуждения о том, что «малые и средние компании могут легко адаптировать процедуры и инструменты, которые успешно себя зарекомендовали в больших корпорациях». Исследовав малые и средние

немецкие предприятия производственного сектора, авторы выделяют проблему терминологии посредством анализа используемых показателей: многие показатели использовались только один раз во всех отчетах, выявлен большой разброс в объеме раскрываемых показателей, а также различия в единицах измерения. Исследователи делают вывод о том, что среди малых и средних предприятий слабо развита социальная отчетность, а существующие единичные практики характеризуются отсутствием последовательности в подготовке отчетности [21].

Показательной является работа Sánchez R.G., Bolívar M.P.R., Hernández A.M.L., в которой на основе анализа и оценки социальной отчетности австралийских университетов авторами был сделан следующий вывод: «Этот тип информации (имеется в виду социальная отчетность) часто трудно найти на университетских веб-сайтах, как правило, другие виды информации, такие как технические отчеты, «забивают» ее». Авторы указали на недостаточность использования информационных и коммуникационных технологий для повышения информационной прозрачности и упущение возможностей, предоставляемых как с точки зрения раскрытия информации, так и с точки зрения вовлечения и взаимодействия с заинтересованными сторонами [29].

Проблема использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для социальной отчетности онлайн на основе контент-анализа веб-сайтов 8 университетов Китая рассмотрена Yi An, Xin Qiao, Jing Wang, Shi Yun Zhai. Исследование проведено при поддержке Национального фонда социальных наук Китая, Министерства образования Китая, Провинциального фонда социальных наук Шаньдуна и Фонда фундаментальных исследований центральных университетов [17].

В исследовании КатаПшййп W.F.S.W., посвященном анализу финансовой отчетности, отмечается, что «интернет-отчетность отвечает требованиям заинтересованных сторон, повышает способность предоставлять информацию инвесторам в любое время и в любом месте и помогает удовлетворить потребности инвесторов в большей прозрачности корпоративной деятельности». Автор выявляет схожие проблемы с КСО, такие как: своевременность информации, содержащейся в отчетности, слабые показатели обновлений сайта, частота обновления представленной информации, слабая работа с обратной связью (по онлайн-запросам и е-мэйл), а также делает вывод о том, что компании с низкой производительностью более склонны ограничивать пользователей в доступе к информации» [23].

Необходимость улучшения он-лайн-общения по вопросам устойчивости подчеркивает Bosetti L., которая видит в информационных технологиях инструмент поддержания своевременной и эффективной связи со стейкхолдерами. В работе приведены преимущества веб-отчетности по сравнению с традиционными формами [19]. Полученные результаты могут быть использованы и при формировании социальной отчетности, поскольку и та и другая являются видами нефинансовой отчетности, отчетности о социальной ответственности организаций.

Крайне актуальной является проблема качества интегрированных отчетов. Так, анализ КСО в Южной Африке, целью которого было исследование связи между длиной и объемом отчета, позволил выявить прямую взаимосвязь: чем объемнее отчет, тем он качественнее. Однако при этом Iredele О.О. отметил, что «качество отчета - это не только его длина, но и его способность раскрывать существенную информацию в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах». В исследовании

также была почеркнута зависимость качества отчетов от размера компаний и отмечена актуальность проблемы поиска подходящих инструментов для малых и средних предприятий [22].

Также зависимость объема раскрытия социально значимой информации от размера организации установили Sunarsih U., Ferdiansyah F. с учетом религиозной компоненты - норм шариата. У больших компаний больший объем раскрытия, больше тем для раскрытия, больше заинтересованных сторон, которые испытывают информационные потребности [32].

Sierra-Garcia L., Garcia-Benau M., Bollas-Araya H., проведя анализ листин-говых компаний, зарегистрированных на бирже IBEX-35, отметили прямую связь не только между размером компании и уровнем раскрытия, но и между уровнем раскрытия нефинансовой информации и бизнес-сектором, которому принадлежит компания [31].

Вместе с тем даже если в стране существует практика КСО, ее показатели могут быть улучшены, например с учетом религиозной компоненты. Так, Zainon S. предлагает ввести новый улучшенный индекс социальной отчетности для организаций, соответствующих нормам шариата. Мусульманские заинтересованные стороны ожидают, что различные аспекты раскрытия информации о КСО будут основаны на принципах шариата, а также ожидают включения религиозной перспективы в раскрытие информации в социальной отчетности [33].

Если рассматривать страновой аспект КСО, то ситуативно положение по КСО в России схоже с Литвой. Эта схожесть проявляется в проблемах нормативного регулирования, внедрения КСО в отчетность компаний, декларативности составляемых КСО и добровольности их представления [25]. Dagiliene L., Mykolaitiene V., анализируя социальную отчётность 14 литовских государствен-

ных университетов, отмечают такие «традиционные проблемы социальной отчётности», как несопоставимость отчетов, частичное отображение важных социальных тем [20].

Ситуация с КСО в Украине также схожа с российской. Текстовая часть КСО преобладает над числовой, причем отсутствие полной информации о стоимостных и количественных показателях не дает возможности осуществить адекватную комплексную оценку. Совершенствование КСО возможно на информационной основе в гармоничной взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей [2].

В Украине также существует необходимость регламентации формируемой отчетности на локальном уровне. Непосредственно в самом процессе формирования информации для отчетности по КСО необходим инструмент регламентации - внутренний нормативный документ «Политика КСО» [6].

Исследование раскрытия нефинансовой информации в интернет-ресурсах в двух группах организаций - у крупнейших налогоплательщиков и в брендовых организациях Беларуси -было проведено Панковым Д.А., Маха-нько Л.С. В ходе исследования было установлено, что организации, которые обязаны раскрывать финансовую отчетность в соответствии с нормами национального права, наиболее полно раскрывают нефинансовую отчетность, поскольку обязательность раскрытия финансовой отчетности «формирует прецедентное поле публичного освещения отдельных аспектов деятельности». Для организаций, у которых отсутствуют внешние факторы раскрытия нефинансовой информации, затраты на модернизацию информационной системы в целях формирования нефинансовой отчетности не оправдают себя, поскольку полученный результат не будет соответствовать ожиданиям внешних стейк-холдеров. Авторы видят оптимальный

путь развития нефинансовой отчетности в предложении достаточно подробных рекомендаций по раскрытию информации, которые, с одной стороны, обозначат обязательные аспекты раскрытия, а с другой стороны, не будут обременительными для экономических субъектов, у которых отсутствует потребность в раскрытии нефинансовой информации [9].

Одно из последних исследований показателей социальной отчетности (социальной категории по GRI) в Центральной и Восточной Европе проведено ВШас О. Автор отмечает широкое разнообразие в объеме раскрываемых показателей, отсутствие количественной формы некоторых показателей -исключительно описательный характер без соответствующих статистических данных, а также указывает на проблемы оценки приводимых показателей [18].

В России существует ряд исследований, которые косвенно затрагивают аспекты формирования социальной отчетности в современных условиях. Исследованием проблем понятия, эволюции развития принципов и правил социальной отчетности посвящены работы: Воробьева О.А. [3], Краснова М.В. [5], Петрова А.Н. [11], Вахрушиной М.А., Толчеевой А.А. [14] и ряда других исследователей.

Корпоративную социальную ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности российского бизнеса трактуют: Беляева И.Ю., Эс-киндаров М.А. [1], Петренко С.Н. [10].

Вопросами реализации корпоративной социальной ответственности в малом и среднем бизнесе России занимаются такие ученые, как: Неверов А.В. [7], Леснова Л.П., Платонова И.С., До-рожкина Т.В. и многие другие.

Исследование Остроумова А.П. рассматривает вопрос о процессе автоматизации части нефинансовой отчетности в рамках программного продукта 1С. Вопросам информационных решений в сфере устойчивого развития ком-

паний как одной из тем социальной ответственности посвящено исследование аудиторско-консалтинговой организации KPMG.

Среди последних исследований, открывающих новые аспекты КСО, необходимо отметить работу Самусен-ко С.А., в которой рассматривается возникновение феномена публичной нефинансовой отчетности через призмы концепции информационной асимметрии и сигнальной теории, в результате чего задается вопрос, который ставит под сомнение необходимость перехода к обязательному раскрытию нефинансовой информации организациями. Также делаются выводы о том, что национальная стандартизация ведет к гармонизации систем отчетности, снижению рисков недобросовестного использования информации участниками рынка, а также послужит инструментом для формирования рамок в вопросах оценки качества раскрываемой информации [13].

В отличие от других исследователей, Ярыш А.А. видит существенный потенциал в бухгалтерской отчетности для раскрытия социально значимой информации, которая может служить не только дополнением к нефинансовой отчетности, но и ее альтернативой. Исследователь предлагает способ отражения социальных обязательств в бухгалтерском учете посредством использования забалансовых счетов [15].

Полученные результаты. Проведенный обзор современных исследований формирования социальной отчетности коммерческих организаций в условиях цифровой экономики позволил обозначить следующие ее характерные особенности.

1. Универсальность использования КСО: улучшение доступности социально значимой информации, экономический анализ, анализ социальной ответственности, выявление наиболее значимых стейкхолдеров.

2. Результативность КСО: изменение имиджа компании, влияние на стоимость компании, повышение социальной ответственности бизнеса.

3. Схожесть проблем формирования и развития КСО в странах бывшего СССР.

4. Несбалансированность финансовой и нефинансовой составляющей существующих КСО.

5. Необходимость расширения возможностей информационно-коммуникационных технологий в части формирования, своевременности и доступности КСО.

Количество опубликованных по исследуемой теме работ демонстрирует все возрастающий интерес к вопросам формирования социальной отчетности. В обзоре приведены труды, в наибольшей степени отвечающие целям данного исследования, однако следует отметить, что за его границами остался ряд существенных и интересных работ.

Среди отечественных работ отсутствуют исследования, взаимоувязывающие понятия социальной отчетности и информационных и коммуникационных технологий. Зарубежные исследования направлены не только на изучение фундаментальных основ формирования социальной отчетности, но и на ее практические аспекты. В особенности уделяется внимание таким вопросам, как применение информационных и коммуникационных технологий, а также изучаются последствия их использования для деятельности хозяйствующих субъектов в контексте взаимодействия с их стейкхолдерами.

Заключение. Проведенный анализ современных исследований в области формирования социальной отчетности коммерческих организаций обозначил различные особенности ее развития (отраслевые, страновые), выявлены различные взаимосвязи между формированием КСО и финансовыми показателями, проанализированы методологические особенности КСО.

Отсутствие исследований, одновременно поднимающих вопросы информационных технологий и социальной отчетности в России, в значительной мере обусловлено методологическими и методическими проблемами формирования социальной отчетности, отсутствием национальных регламентов в этой области. Речь идет о существующем отставании в реализации намеченной программы развития КСО.

В перспективе более широкого освящения требуют следующие аспекты: цифровое взаимодействие хозяйствующих субъектов и их стейкхолде-ров посредством информационных технологий; построение модели такого взаимодействия, адаптирующейся в условиях меняющегося законодательства; поиск и создание практических инструментов для организаций в области формирования социальной отчетности.

Это становится особенно важным в контексте реализации государственной программы Цифровой экономики и развития электронной России.

Библиографический список

1. Беляева И.Ю., Эскинда-ров М.А. Корпоративная социальная ответственность российских компаний // Интернет-журнал «Науковедение». -№ 2. - Т. 8. - 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/70EVN216.pdf.

2. Бессарабов В.О. Взаимосвязь показателей финансовой и социальной отчетности как основа развития социальной ответственности бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. -№ 12А. - С. 15-27.

3. Воробьева О.А. Нефинансовая отчетность компаний: эволюция понятия и виды // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. -№ 1. - С. 293-296 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=23251873.

4. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. -URL: http://vkrutikov.ru/files/docs/38/kor porativnaya-socialnaya-otvetstvennost.pdf.

5. Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности [Электронный ресурс]. - URL: http://projects.fa.ru/ MKNRS 1/source/Accounting%20and%20 Audit/Krasnova.pdf.

6. Лень В.С., Гливенко В.В. Социальная политика предприятия: показатели и отчетность // Web of Scholar. -2017. - № 2. - С. 14-19.

7. Неверов А.В. Социальная ответственность организаций малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-orga nizatsiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii.

8. Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ [Электронный ресурс]. -URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/ 263/13278/.

9. Панков Д.А., Маханько Л.С. Тенденции развития нефинансовой отчетности в контексте формирования информационного поля анализа устойчивости экономических субъектов // Учет. Анализ. Аудит. - 2019. - № 6 (3). -С. 15-24. DOI: 10.26794/2408-9303-20196-3-15-24.

10. Петренко С.Н. Стандарты социальной ответственности бизнеса: недостатки и преимущества адаптации к украинским предприятиям // Мир науки и образования. - № 4. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/ standarty-sotsial noy-otvetstvennosti-biznesa-nedostatki-i-preimuschestva-adaptatsii-k-ukrainskim-predpriyatiyam.

11. Петрова А.Н. Сущность и назначение социальной отчетности [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsn. ru/fil es/pdf/201110/201110_215.pdf.

12. Правовое регулирование корпоративной социальной ответствен-

ности: заграничный и Российский опыт [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6236/.

13. Самусенко С.А. Концепция информационной асимметрии как теоретическое обоснование феномена публичной нефинансовой отчетности // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - № 5 (3). -С. 6-15. DOI: 10.26794/2408-9303-20185-3-6-15.

14. Толчеевой А.А. Корпоративная отчетность как результат эволюции отчетной информации компании // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (12). -С. 297-310.

15. Ярыш А.А. Учет и отражение в отчетности информации о социальных обязательствах на основе применения забалансового учета // Экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 76-81.

16. Abukil A.A. et al. The Effect of Corporate Social Responsibility Reporting on Financial Performance in Libya and Jordan //International Journal of Economics & Business Administration (DEBA). -2016. - Т. 4. - №. 4. - Рр. 113-122.

17. An Y. et al. Do Hong Kong Public Universities Take Advantage of ICT for Social Responsibility Reporting? // Procedia Computer Science. - 2019. -Т. 154. - Рр. 764-769.

18. Biltac O. Company's Social Performance Reporting Based on International Standards: A Comparative Analysis Across Central and Eastern Europe // European Research Studies Journal. -2019. - Т. 22. - № 3. - Рр. 149-167.

19. Bosetti L. Web-based integrated CSR reporting: An empirical analysis // Symphonya. Emerging Issues in Management. - 2018. - № 1. - Рр. 18-38.

20. Dagiliene L., Mykolaitiene V. Disclosure of social responsibility in annual performance reports of universities // Procedia-Social and Behavioral Sciences. -2015. - T. 213. - Pp. 586-592.

21. Einhofel E. et al. Sustainability Reporting in German Manufacturing SMEs //

Procedía Manufacturing. - 2019. - T. 33. -Pp. 610-617.

22. Iredele O. O. Examining the association between quality of integrated reports and corporate characteristics // Heliyon. - 2019. - T. 5. - №. 7. -Pp. e01932.

23. Kamalluarifin W.F.S.W. The influence of corporate governance and firm characteristics on the timeliness of corporate internet reporting by top 95 companies in Malaysia // Procedia Economics and Finance. - 2016. - T. 35. - Pp. 156-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. K09 S., Durmaz V. Airport corporate sustainability: an analysis of indicators reported in the sustainability practices // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 181. - Pp. 158-170.

25. Leitoniene S., Sapkauskiene A., Dagiliene L. Theoretical issues and practical implications of corporate social accounting and reporting in Lithuania // Procedia Economics and Finance. - 2015. -T. 32. - Pp. 1713-1723.

26. Lys T., Naughton J.P., Wang C. Signaling through corporate accountability reporting // Journal of Accounting and Economics. - 2015. - T. 60. - № 1. -Pp. 56-72.

27. Mohd-Said R. et al. Board compositions and social reporting: evidence from Malaysia // International Journal of Managerial and Financial Accounting. - 2018. - T. 10. - № 2. - Pp. 128-143.

28. Mulya H. et al. The Impact of Sustainability Reports toward the Firm Value // European Research Studies Journal. - 2018. - T. 21. - №. 4. - Pp. 637647.

29. Sánchez R.G., Bolívar M.P.R., Hernández A.M.L. Are Australian Universities Making Good Use of ICT for CSR Reporting? // Sustainability. - 2015. -№ 7. - Pp. 14895-14916.

30. §ener i., Varoglu A., Karapo-latgil A. A. Sustainability Reports Disclosures: Who are the Most Salient Stakeholders? // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2016. - T. 235. - Pp. 84-92.

31. Sierra-Garcia L., Garcia-Benau M., Bollas-Araya H. Empirical analysis of non-financial reporting by Spanish companies // Administrative Sciences. - 2018. - T. 8. -№ 3. - pp. 29.

32. Sunarsih U., Ferdiansyah F. Determinants of the Islamic Social Reporting Disclosure // Al-Iqtishad: Jurnal Ilmu Ekonomi Syariah. - 2017. - T. 9. - № 1. -Pp. 69-80.

33. Zainon S. et al. New improved reporting index of corporate social reporting for shariah-compliant companies // Procedia-Social and Behavioral Sciences. -2014. - T. 145. - Pp. 146-151.

Bibliographic list

1. Belyaev I.Yu., Eskindarov M.A. Corporate social responsibility of Russian companies // Internet-journal «Science of Science». - No. 2. - Volume 8. - 2016 [Electronic resource]. - Mode of access: https://naukovedenie.ru/PDF/70EVN216.pdf.

2. Bessarabov V.O. Correlation of financial and social reporting indicators as the basis for the development of business social responsibility // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2017. -No. 12A. - Pp. 15-27.

3. Vorobyova O.A. Non-financial reporting of companies: evolution of concepts and types // RISK: Resources, information, supply, competition. - 2015. -No. 1. - Pp. 293-296 [Electronic resource]. -Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp? id=23251873.

4. Corporate social responsibility [Electronic resource]. - Mode of access: http://vkrutikov.ru/files/docs/38/korporativ naya-socialnaya-otvetstvennost.pdf.

5. Krasnova M.V. Modern trends in the presentation of corporate social reporting [Electronic resource]. - Mode of access: http://proj ects.fa. ru/MKNRS 1 / source/ Accounting%20and%20Audit/Krasnova.pdf.

6. Sloth V.S., Glivenko V.V. Social policy of the enterprise: indicators and reporting // Web of Scholar. - 2017. -No. 2. - Pp. 14-19.

7. Neverov A.V. Social responsibility of small and medium-sized businesses in Russia [Electronic resource]. - Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n7 sotsialnaya-otvetstvennost-organizatsiy-malogo-i-sredneg o-biznesa-v-rossii.

8. Features of the development of the corporate social responsibility model in the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: https://moluch. ru/conf/econ/archive/263/13278/.

9. Pankov D.A., Makhanko L.S. Development trends of non-financial reporting in the context of the formation of the information field for the analysis of the sustainability of economic entities // Accounting. Analysis. Audit. - 2019. - No. 6 (3). - Pp. 15-24. DOI: 10.26794 / 24089303-2019-6-3-15-24.

10. Petrenko S.N. Standards of business social responsibility: disadvantages and advantages of adaptation to Ukrainian enterprises // World of Science and Education. - No. 4. - 2015 [Electronic resource]. - Mode of access: https:// cyberleninka.ru/article/n/standarty-sotsial noy-otvetstvennosti-biznesa-nedostatki-i-preimuschestva-adaptatsii-k-ukrainskim-predpriyatiyam.

11. Petrova A.N. The essence and purpose of social reporting [Electronic resource]. - Mode of access: http://ecsn. ru/files/pdf/201110/201110_215.pdf.

12. Legal regulation of corporate social responsibility: foreign and Russian experience [Electronic resource]. - Mode of access: https://moluch.ru/conf/law/archive/ 139/6236/.

13. Samusenko S.A. The concept of information asymmetry as a theoretical justification for the phenomenon of public non-financial reporting // Accounting. Analysis. Audit. - 2018. - No. 5 (3). -Pp. 6-15. DOI: 10.26794 / 2408-93032018-5-3-6-15.

14. Tolcheeva A.A. Corporate reporting as a result of the evolution of company reporting information // Bulletin of

Perm University. Ser. «Economy». - 2017. -No. 2 (12). - Pp. 297-310.

15. Yarysh A.A. Accounting and reflection in reporting information on social obligations based on the use of off-balance accounting // Economic Sciences. - 2018. - No. 4. - Pp. 76-81.

16. Abukil A.A. et al. The Effect of Corporate Social Responsibility Reporting on Financial Performance in Libya and Jordan // International Journal of Economics & Business Administration (IJEBA). -2016. - T. 4. - No. 4. - Pp. 113-122.

17. An Y. et al. Do Hong Kong Public Universities Take Advantage of ICT for Social Responsibility Reporting? // Procedia Computer Science. - 2019. -T. 154. - Pp. 764-769.

18. Bîltac O. Company's Social Performance Reporting Based on International Standards: A Comparative Analysis Across Central and Eastern Europe // European Research Studies Journal. - 2019. -T. 22. - No. 3. - Pp. 149-167.

19. Bosetti L. Web-based integrated CSR reporting: An empirical analysis // Symphonya. Emerging Issues in Management. - 2018. - No. 1. - Pp. 18-38.

20. Dagiliene L., Mykolaitiene V. Disclosure of social responsibility in annual performance reports of universities // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 213. - Pp. 586-592.

21. Einhöfel E. et al. Sustainability Reporting in German Manufacturing SMEs // Procedia Manufacturing. - 2019. - T. 33. -Pp. 610-617.

22. Iredele O.O. Examining the association between quality of integrated reports and corporate characteristics // Heli-yon. - 2019. - T. 5. - No. 7. - Pp. e01932.

23. Kamalluarifin W.F.S.W. The influence of corporate governance and firm characteristics on the timeliness of corporate internet reporting by top 95 companies in Malaysia // Procedia Economics and Finance. - 2016. - T. 35. - Pp. 156-165.

24. Koç S., Durmaz V. Airport corporate sustainability: an analysis of in-

dicators reported in the sustainability practices // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 181. - Рр. 158-170.

25. Leitoniene S., Sapkauskiene A., Dagiliene L. Theoretical issues and practical implications of corporate social accounting and reporting in Lithuania // Procedia Economics and Finance. - 2015. -T. 32. - Pp. 1713-1723.

26. Lys T., Naughton J.P., Wang C. Signaling through corporate accountability reporting // Journal of Accounting and Economics. - 2015. - T. 60. - No. 1. -Pp. 56-72.

27. Mohd-Said R. et al. Board compositions and social reporting: evidence from Malaysia // International Journal of Managerial and Financial Accounting. - 2018. - T. 10. - No. 2. - Рр. 128143.

28. Mulya H. et al. The Impact of Sustainability Reports toward the Firm Value // European Research Studies Journal. - 2018. - Т. 21. - No. 4. - Рр. 637647.

УДК 657

29. Sánchez R.G., Bolívar M.P.R., Hernández A.M.L. Are Australian Universities Making Good Use of ICT for CSR Reporting? // Sustainability. - 2015. -No. 7. - Pp. 14895-14916.

30. §ener i., Varoglu A., Karapo-latgil A. A. Sustainability Reports Disclosures: Who are the Most Salient Stakeholders? // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2016. - T. 235. - Pp. 84-92.

31. Sierra-Garcia L., Garcia-Benau M., Bollas-Araya H. Empirical analysis of non-financial reporting by Spanish companies //Administrative Sciences. - 2018. -T. 8. - No. 3. - Pp. 29.

32. Sunarsih U., Ferdiansyah F. Determinants of the Islamic Social Reporting Disclosure // Al-Iqtishad: Jurnal Ilmu Ekonomi Syariah. - 2017. - T. 9. - No. 1. -Pp. 69-80.

33. Zainon S. et al. New improved reporting index of corporate social reporting for shariah-compliant companies // Procedia-Social and Behavioral Sciences. -2014. - T. 145. - Pp. 146-151.

Евстафьева Е.М., Лавров Д.А.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация

В современных условиях в коммерческих организациях ведущих стран мира деятельность служб внутреннего контроля и внутреннего аудита приобретает все большее значение. Главным образом это можно объяснить тем, что происходит постоянное усложнение организационных структур коммерческих организаций. В статье рассмотрена нормативно-правовая база учета и внутреннего контроля собственного капитала в РФ. Особое внимание уделено систематизации зарубежных нормативно-правовых актов и внутренних регламентов, регламентирующих постановку и функционирование внутреннего контроля. Кроме того, рассмотрены ключевые федеральные законы, раскрывающие основные положения организации системы внутреннего контроля в Российской Федерации, а также сформирована нормативно-правовая база учета собственного капитала в коммерческой организации.

Ключевые слова

Собственный капитал, внутренний контроль, нормативно-правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.