Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНЪЮНКТУРУ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНЪЮНКТУРУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русановский Евгений Валерьевич

В статье рассмотрено понятие «конъюнктура» применительно к отечественному рынку агропродовольственной продукции. На основе характеристик агропродовольственного рынка выделены особенности механизма его функционирования - факторы, непосредственно определяющие рыночную конъюнктуру. Предложена методика расчета основных показателей определения конъюнктуры рынка агропродовольственной продукции.In article the concept "conjuncture" in relation to the domestic market of agrofood production is considered. On the basis of characteristics of the agrofood market features of the mechanism of its functioning - the factors which are directly defining market conditions are marked out. The method of calculation of the main indicators of definition of market condition of agrofood production is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНЪЮНКТУРУ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 339.13

Русановский Е. В.

Rusanovsky E. V.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНЪЮНКТУРУ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE AGROFOOD MARKET: FACTORS INFLUENCING THE MARKET CONDITION

В статье рассмотрено понятие «конъюнктура» применительно к отечественному рынку агропродовольственной продукции. На основе характеристик агропродовольствен-ного рынка выделены особенности механизма его функционирования - факторы, непосредственно определяющие рыночную конъюнктуру. Предложена методика расчета основных показателей определения конъюнктуры рынка аг-ропродовольственной продукции.

Ключевые слова: рынок агропродовольственной продукции, конъюнктура рынка, сельскохозяйственная продукция.

Русановский Евгений Валерьевич -

кандидат экономических наук, старший преподаватель

кафедры экономической теории и экономики АПК

Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-59-77

E-mail: ev_rus@inbox.ru

Агроподовольственный рынок в России имеет слабо и неравномерно развитую институциональную среду, которой свойственна высокая степень государственного вмешательства в отношения на этом рынке, слабостью рыночной инфраструктуры, дороговизной кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектови т.д. Указанные моменты отражаются на характере деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Конкурентные начала на агропродовольственном рынке искажены множественными барьерами, из-за чего существуют разделенные друг друга местные рынки. Экономические отношения на агропродовольственном рынке развиты слабее относительно связей в иных сферах и отраслях деятельности, что требует изучения характера, уровня развития и особенностей развития всех стадий процесса воспроизводства. Степень развития бизнеса на агропродовольственном рынке, с учетом реализации экономических интересов всех участников рынка в процессе производства, обмена и потребления продукции рынка, прежде всего, определяется ценообразованием. Формирование цен на рынке происходит под влиянием конъюнктуры. Термин «конъюнктура» в экономической науке появился в конце XVII века в обиходе у немецких торговцев для обозначения «со-

In article the concept «conjuncture» in relation to the domestic market of agrofood production is considered. On the basis of characteristics of the agrofood market features of the mechanism of its functioning - the factors which are directly defining market conditions are marked out. The method of calculation of the main indicators of definition of market condition of agrofood production is offered.

Key words: market of agrofood production, market condition, agricultural production.

Rusanovsky Evgeny Valerievich -

Ph.D of economic Sciences, Senior Lecturer of Department of Economic Theory and Economy of the Enterprise

Stavropol state agrarian University Stavropol

Tel.: (8652) 35-59-77 E-mail: ev_rus@inbox.ru

четания различных элементов рынка, обусловливающих направление и результаты деятельности отдельных предприятий». [Клинов В. Г. Актуальные проблемы исследования экономической конъюнктуры. -М. : Магистр, 2013. 264 с.]

Позднее, немецкий ученый-экономист Вер-нер Зомбарт ограничил понятие «конъюнктура» сферой рыночных экономических отношений и предложил следующее определение: «общее положение рыночных отношений в каждый момент, поскольку эти отношения определяющим образом влияют на судьбу отдельного хозяйства, складывающуюся в результате взаимодействия внутренних и внешних причин».

В настоящее время в экономической науке разделяют понятие конъюнктуры на: общехозяйственную (экономическую) и рыночную. Экономическая конъюнктура определяет состояние всего мирового хозяйства или национальной экономики какой-то страны или региона на определенный период времени. Рыночная конъюнктура, то есть конъюнктура товарных рынков, изучает только изменения и колебания на стадиях производства и сбыта отдельных конкретных товаров. В нашем исследовании ставится целью рассмотрение конъюнктуры агропродоволь-ственного рынка. Механизм функционирования рынка агропродовольственной продукции: его объем, спрос и предложение, изменение уровня цен - все это составляет конъюнктуры рынка.

в

:№ 4(24), 2016

Экономика

209

Соотношение спроса и предложения на аг-ропродовольственном рынке имеет наиболее важное значение для формирования конъюнктуры.

Исследование конъюнктуры сводится к определению особенностей ценообразования и характеристике уровня цен. Основной целью бизнеса является извлечение прибыли, которая зависит, главным образом, от двух факторов: рыночной цены и издержек производства и реализации. Издержки - фактор, определяемый самим производителем (продавцом) (состоянием производственных мощностей, степенью адаптации к условиям рынка), а цена представляет собой результат столкновения спроса и предложения на рынке и зависит, в конечном счете, от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Для изучения конъюнктуры рынка агро-продовольственной продукции были выбраны следующие показатели: объем внутреннего производства, экспорта из страны, импорта агропродовольственной продукции, потенциальной емкости рынка, самообеспеченности внутреннего рынка, реальное потребление продукции в расчете на душу населения, доля экспорта и импорта в потреблении.

Потенциальная емкость (ПЕ) агропродо-вольственного рынка - это возможное потребление продукта, рассчитанное в физическом весе в соответствии с минимальной обоснованной нормой потребления в расчете на душу населения (ЫС). Потенциальная емкость рынка агропродовольственной продукции, при прочих равных условиях, зависит от численности населения в стране(Д

ПЕ = ЬхЫС

Объем потребления агропродовольствен-ной продукции (Я0 представляет собой реальный объем продукции, находящейся на рынке страны, который определяется по следующей формуле:

ЯО = О - ЕХ +1

где 0 - объем производства продукции за год, ЕХ - объем экспорта, I - объем импорта в страну.

Объем потребления внутри страны, определяемый как сумма производства и импорта за вычетом экспорта, характеризует реальный объем необходимого продукта внутри страны. Рассчитав на основе минимальной рациональной нормы потребления на душу населения в физическом весе и численности населения страны потенциальную емкость агропродо-вольственного рынка возможно определить максимально возможный объем реализации продукции в стране.

Основное влияние на цену агропродоволь-ственной продукции оказывает, прежде всего, его качество, потребительские характеристики.

Вследствие отмены государственного заказа на продукцию сельского хозяйства в на-

чале 1990-х гг. производители по настоящее время испытывают трудности со сбытом. Среди причин такой ситуации, помимо отмеченных выше - это отсутствие информации о состоянии мирового рынка, в связи с чем ценообразование велось и ведется нерационально.

Благоприятная конъюнктура на агропродо-вольственном рынке позволяет уверенно планировать и прогнозировать развитие производства, вкладывать средства в отрасль, повышать качество продукции.

Показатели сельскохозяйственного производства за последние несколько улучшились, наметилась тенденция стабилизации в темпах, но при этом имеются явления, тормозящие возможности стабильного развития в дальнейшем.

Под действием конъюнктуры слабо развитого, деформированного рынка, не прекращается развитие диспаритета цен. Отсутствие четкой концепции реформирования экономических отношений привело к спонтанности и стихийному, оперативному характеру решений в области государственного регулирования и принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами, которые в основном запаздывали.

Таким образом, в условиях нестабильности, то есть отсутствия благоприятной конъюнктуры, сельскохозяйственное производство как основа агропродовольственного рынка, наиболее подвержено развитию негативных тенденций. К их числу относится нарушения паритета цен.

Паритет цен подразумевает равноправие субъектов обмена с позиции равно выгодности, и с позиции возможности возмещения затрат труда и получения прибыли. Система ценообразования в агропромышленном комплексе России была разрушена с переходом к рыночным отношениям, и огромный диспаритет цен, как фактор системного кризиса, наблюдается повсеместно и постоянно.

Ценовой паритет на агропродовольствен-ном рынке определяется черезсоотношение цен на продукцию сельского хозяйства и средства производства (услуги) промышленно - технического назначения для сельского хозяйства такого значения, что покупательная способность сельхозтоваропроизводителей (вторая сфера АПК) в отношении этих средств производства (первая сфера АПК) сохраняется на уровне сложившемся в базисном периоде.

В ситуации ценового паритета в агропромышленном комплексе устанавливается «идеальная цена» - цена, которая позволяет всем участникам цепочки «поле-магазин» (всем сферам АПК) полностью возмещать сумму, равную издержкам производства и реализации продукции, а полученную прибыль направлять на достижение рентабельности, отчисления и уплату налогов и средств во внебюджетные фонды, пополнение фондов основных и оборотных средств.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Литература

1. Абонеева Е. В. Механизм организационно-экономического взаимодействия в сфере сбыта овцеводческой продукции // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2006. № 4. С. 122-124.

2. Свистула И. А., Белая Н. В., Сычева И. Н. Межотраслевой подход в интеграционном развитии регионального агропромышленного комплекса. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2016. 201 с.

3. Свистула И. А. Совершенствование интеграционных процессов в агропромышленном комплексе // Материалы межвузовской науч.-практ. конф., посвящ. празднованию 15-летия Московской академии правительства при Правительстве Москвы и приуроченной ко Дню российского предпринимательства. Барнаул : Азбука, 2012. С. 52-56.

4. Тимошенко Н. К., Абонеева Е. В. Экономические аспекты повышения конкурентоспособности овцеводства // Овцы, козы, шерстяное дело. 2013. № 2. С. 9-14.

References

1. Abikeeva E. V. The mechanism of organizational-economic interaction in the sphere of marketing of sheep products // Bulletin of the North Caucasian Federal University. 2006. № 4. p. 122-124.

2. Svistula I. A. Cross-sectoral approach in the integration development of the regional agro-industrial complex / I. A. Svistula, N. In. White, I. N. Sycheva. - Barnaul : publishing house of Altai state technical University, 2016. 201 p.

3. Svistula I. A. Improvement of integration processes in agro-industrial complex / I.A.Svistula//proceedingsoftheinteruniversity scientific-practical conference dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Moscow Academy of government at the Government of Moscow, and timed to the Day of Russian entrepreneurship. Barnaul : Azbuka, 2012. p. 52-56.

4. Tymoshenko N. K., Abikeeva E. V. Economic aspects of increase of competitiveness of sheep breeding // Sheep, goats, wool business. 2013. № 2. Pp. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.