Научная статья на тему 'Методические подходы к государственной поддержке племенного молочного скотоводства'

Методические подходы к государственной поддержке племенного молочного скотоводства Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Заика С. Б.

В статье рассматривается состояние племенной базы молочного скотоводства в Подмосковье; раскрываются проблемы реализации племенного поголовья, отсутствие должного внимания к организации мониторинга, учета и контроля использования бюджетных средств. Автором обосновывается необходимость совершенствования мер государственного воздействия на развитие отрасли и предлагаются методы государственной поддержки племенного молочного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO THE STATE SUPPORT OF PEDIGREE DAIRY CATTLE-BREEDING

The article considers the condition of pedigree base of dairy cattle-breeding in the Moscow Region; it reveals the problems of pedigree livestock sales, absence of proper attention to organization of monitoring, registration and control of budget means usage. The author justifies the necessity of improvement of the measures of state influence on the branch development and suggests methods of state support of pedigree dairy cattle-breeding.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к государственной поддержке племенного молочного скотоводства»

Заика С.Б.

ВНИЭТУСХ, г. Москва

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПЛЕМЕННОГО МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

В статье рассматривается состояние племенной базы молочного скотоводства в Подмосковье; раскрываются проблемы реализации племенного поголовья, отсутствие должного внимания к организации мониторинга, учета и контроля использования бюджетных средств. Автором обосновывается необходимость совершенствования мер государственного воздействия на развитие отрасли и предлагаются методы государственной поддержки племенного молочного скотоводства.

С 90-х годов XX века племенное животноводство является одним из приоритетных направлений в развитии аграрного сектора России. Принимается целый ряд нормативно-правовых документов по регулированию племенной и непосредственно связанной с ней ветеринарной деятельности, в качестве основных из которых следует отметить федеральные законы «О селекционных достижениях» (1993 г.), «О ветеринарии» (1993 г.), «О племенном животноводстве» (1995 г.), постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области племенного животноводства» (2002 г.), «Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности» (2002 г.).

Проходят эти процессы и на региональном уровне. В Подмосковье, например, была принята целевая программа «Развитие племенной базы животноводства Московской области на 2001-2004 гг.», направленная на повышение генетического потенциала, совершенствование племенных и продуктивных качеств животных и птицы, которая ежегодно дополняется постановлениями Правительства о порядке финансирования за счет средств областного бюджета расходов на развитие племенной базы животноводства. В этой связи особый интерес представляет оценка состояния, эффективности и перспектив развития племенного дела.

Состояние племенной базы молочного скотоводства в Подмосковье характеризуется большей устойчивостью по сравнению с производством продукции в сельхозпредприятиях. Поголовье скота концентрируется в наиболее крупных, конкурентоспособных племенных хозяйствах. Так, в 2002-2005 гг. в регионе количество племрепродукторов сократилось с 53 до 35, или в 1,5 раза. Численность коров в

племхозах снизилась с 59,6 до 55,3 тыс. голов (на 7,2%), в сельхозпредприятиях - со 167,1 до 138,5 тыс. голов (на 17,1%). В 2004 г. уровень рентабельности производства молока составлял соответственно 18,5 и 9,6%.

Существует проблема реализации племенного поголовья. Возможности региона позволяют ежегодно реализовывать 5-6 тыс. голов племенного молодняка, а фактически в 2005 г. племенными хозяйствами области было продано немногим более 2 тыс. голов нетелей и телок. В немалой степени это связано с ухудшением работы племенных ферм и диспропорциональностью темпов прироста продуктивности скота в племенных и товарных хозяйствах. Так, в 1998-2004 гг. удой на корову в этих типах предприятий увеличился соответственно на 33,1 и 64,7%. Одновременно превышение продуктивности дойного стада племенных хозяйств над товарными сократилось с 62,1 до 31,0%.

В целом можно констатировать, что роль племенных хозяйств в формировании генетического потенциала молочного скота снизилась. Спад поголовья не компенсируется ростом продуктивности коров. Причем если в 2002 г. племенными хозяйствами Подмосковья было закуплено 525 племенных телок, то в 2004 г. закупки не производились. В результате в 2003-2005 гг. валовое производство молока в области уменьшилось с 1031,4 до 950,9 тыс. т (на 7,8%). Не случайно в 2006 г. в России в рамках национального проекта «Развитие АПК» 50% закупленного ОАО «Росаг-ролизинг» племенного поголовья - это скот зарубежной селекции с продуктивностью свыше 6-7 тыс. кг молока в год.

Наиболее наглядно причины кризисных явлений, резервы и пути выхода из создавшейся ситуации проявляются на региональ-

ном уровне, который становится приоритетным в исследовании и решении возникающих проблем. Важная роль в реализации намеченных задач отводится государственной поддержке отрасли.

Изучение государственной поддержки племенного молочного скотоводства в Московской области (табл. 1) свидетельствует, что целостная система распределения бюджетных

средств не сформирована и в этой связи недостаточно эффективна. Обращают на себя внимание следующие негативные моменты.

Несмотря на рекомендуемую Минсель-хозом России четкую схему отнесения выделяемых средств по направлениям государственной поддержки: на поддержку племенного животноводства, на поддержку (содержание) животноводства, на субсиди-

Таблица 1. Эффективность работы и государственная поддержка племенных репродукторов в молочном скотоводстве Московской области, 2004 г.

Наименование хозяйств Среднегодовое поголовье коров, гол. Удой на корову, кг Производство молока, ц Получено телят на 100 коров, гол. Господдержка на корову, руб. Уровень рентабельности молока, %

ЗАО «Первое мая» 253 6855 17344 82,6 11,2

ЗАО «Авангард» 584 7177 41914 67,0 33,2

ЗАО «Шестаково» 1046 5857 61267 75,0 30,4

ГУП ОПХ «Ермолино» 248 4566 11324 80,4 2117 -22,1

ЗАО «Константиново» 299 5743 17172 85,0 2294 -27,1

ЗАО «Макеево» 950 7710 73244 76,2 395 13,0

КЛХ «Маяк» 550 6778 37278 93,8 23,1

ОНО ОПХ «Быково» 230 5470 12581 72,3 183 -12,4

СЗАО «Сергиевское» 2120 5280 111933 68,3 20,0

ЗАО «Рассказовка» 415 6786 28160 65,2 -5,2

СПК «Заветы Ильича» 1298 6004 77926 67,1 214 24,0

ГУП МО «Совхоз им. Кирова» 622 7439 46273 80,1 309 49,9

СПК «Приокский» 808 5764 46571 69,0 8,7

ЗАО «Уваровский» 432 7370 31839 73,9 10,6

СПК «Красная Нива» 286 6376 18234 71,0 2773 -15,0

ЗАО «Первомайское» 378 6378 24107 85,4 54,6

ООО «Архангельский» 955 6881 65712 70,9 46,7

ЗАО «Элинар» 398 5601 22293 75,2 33,6

ООО «Имени Чапаева» 403 5967 24048 80,2 933 -11,6

АОЗТ «Матвеевское» 406 7022 28509 70,6 -17,7

ГУП «ЭСП «Немчиновка» 92 8002 7362 62,0 609 -13,0

ЗАО «Москворецкий» 619 6001 37146 78,4 0 9,7

ОАО «Аннинское» 720 7840 56447 82,2 89 7,0

ЗАО «Победа» 1351 6018 81309 84,0 14,6

ОНО ППЗ «Конкурсный» 210 5704 11979 72,2 25,9

ОАО «Новый путь» 231 6677 15424 82,9 -4,1

ЗАО «Нива» 387 5942 22997 76,3 -2,5

ЗАО «Лесные Озера» 185 6395 11830 93,3 -28,4

ЗАО «Большое Алексеевское» 814 5204 42363 74,0 3484 1,9

ЗАО «Леонтьево» 1497 6684 100053 76,5 210 43,7

ЗАО «Жилевское» 681 5320 36231 64,6 28,6

ЗАО «Новые всходы» 166 7307 12130 77,8 -1,6

СПК «Жегалово» 329 5576 18344 90,9 1,9

Итого 19963 6268 1251344 68,9 809 14,9

рование продукции - на местах эта схема нарушается.

Нередко в разделе «Субсидии на поддержку племенного животноводства» отражаются субсидии на молоко и на содержание крупного рогатого скота. Все это может привести к искажению реальной картины поддержки молочной отрасли и племенного животноводства.

Распределение бюджетных средств происходит стохастично, принципы и правила, по которым действует система, применяются избирательно, не унифицированы по отношению ко всем хозяйствующим субъектам. Так, в 2004 г. только пять из одиннадцати плем-репродукторов, получающих субсидии на молоко, отразили их в разделе «Г осударствен-ная поддержка племенного животноводства». Аналогичная ситуация и с распределением средств на поддержку (содержание) животноводства и возмещением разницы в процентных ставках по кредитам на животноводство.

В Подмосковье 12 племрепродукторов получают субсидии на племенное животноводство. Причем непосредственно на племенную деятельность средства перечисляются одному предприятию, остальным - на молоко и поддержку (содержание) животноводства. Таким образом, как правило, критерием оказания государственной помощи является не эффективность племенной работы, а стремление компенсировать затраты хозяйств.

Приведенные исследования показывают, что при этом нередко возмещаются убытки от элементарной бесхозяйственности и неспособности рационально организовать производство. Не достигаются цели племенной деятельности.

Бюджетная помощь, как правило, нацелена на поддержку слабых хозяйств. Выделяемые ресурсы не увязываются с эффективностью их деятельности. Тем самым изначально создается нерациональный механизм их распределения и использования, с низкой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие сельского хозяйства. Видимо, поэтому и низка эффективность распределения бюджетных средств.

В подтверждение сказанного следует отметить, что племрепродукторы, по продуктивности коров находящиеся на 33-м, 32-м, 25-м и 17-м, по размеру субсидий на одну голову (руб.)

занимают четыре первых места. На их долю приходится 6,7% поголовья коров и 74,0% субсидий, выделяемых на развитие племенного молочного скотоводства. Причем в 2005 г. по отношению к 2004 г. удой на корову в трех из этих предприятий увеличился соответственно на 117, 379 и 402 кг, при росте в целом по плем-репродукторам на 535 кг и по сельхозпредприятиям области на 222 кг. Убыточность производства молока при этом составила соответственно -22,1, -27,1, -15,0%, и только в одном хозяйстве оно было прибыльным с рентабельностью 1,9% при среднем уровне по племенным репродукторам области 14,9%.

Проведенный анализ состояния и функционирования племенного животноводства свидетельствует о множестве накопившихся проблем, отсутствии должного внимания к организации мониторинга, учета и контроля использования бюджетных средств, необходимости совершенствования мер государственного воздействия на развитие отрасли.

Выходом из создавшейся ситуации могли бы стать предлагаемые методические подходы к государственной поддержке племенного молочного скотоводства.

В основе этих мер - концепция государственной поддержки эффективных племпред-приятий. Средства, направляемые на указанные выше направления поддержки племенной отрасли (субсидии на племенное животноводство, молоко и содержание животноводства), предлагается распределять с учетом результатов племенной деятельности хозяйств. Это особенно важно в условиях низких темпов прироста продуктивности, сокращения численности КРС и спроса на племенное поголовье в товарных хозяйствах. В 2005 г., например, в Московской области продавало скот товарным хозяйствам 13 племенных предприятий.

В качестве показателей оценки результатов племенной деятельности рекомендуется использовать:

- удой на корову, кг;

- содержание жира (белка) в молоке, %;

- расход кормов на 1 ц молока, ц к. ед.;

- получено телят на 100 коров, гол.;

- продажа племмолодняка на 100 гол. КРС, гол.

Распределение бюджетных средств предполагает оценку эффективности племенной работы и в связи с этим ограничения на получение государственной поддержки.

1. Бюджетные ресурсы предназначаются хозяйствам, осуществляющим племпрода-жу скота в течение трех последних лет.

2. Финансирование производится при условии, что сокращение скота в племенном хозяйстве не превышает среднего процента спада поголовья в сельхозпредприятиях региона.

Таким образом, исключаются хозяйства, распродающие скот. В этом смысле показателен пример СПК «Красная Нива», в котором за 2004-2005 гг. поголовье коров сократилось с 278 до 103 гол., или на 63,0%. Причем не помогла и значительная бюджетная

поддержка предприятия. В 2004 г. хозяйство было в числе двенадцати, получивших средства на развитие племенного животноводства, и вторым по величине выделенной на корову суммы - 2733 руб., при среднем по племрепродукторам значении в 809 руб.

3. Средства направляются племенным предприятиям с продуктивностью скота, обеспечивающей рентабельное производство продукции в товарных хозяйствах в течение всего срока продуктивного использования животных.

Условия участия хозяйств в программе государственной поддержки животноводства должны быть открытыми и гласными, т.е. предусматривать их публикацию в аграрных средствах массовой информации.

Статья поступила в редакцию 26.04.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.