УДК 378 ББК 74
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО УРОКА
Ирина Аркадьевна Горшенева,
ззаведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор;
Елена Владимировна Королева,
доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат филосовских наук; Елена Аркадьевна Сенченко,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются целесообразность и эффективность применения различных методических приемов при создании электронных уроков, используемых на занятиях по иностранному языку в высшей школе, оценивает преимущества данной формы организации учебного процесса, классифицирует основные этапы создания электронного урока.
Ключевые слова: методика, подход, структура, урок, электронный, учебный процесс, высшая школа, преподавание иностранного языка.
METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE ELECTRONIC LESSON
Irina A. Gorsheneva,
Head of the Department of Foreign Languages, Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya,
Honored Worker of the Higher School of Russia, Candidate of Legal Sciences, Professor;
Elena V Koroleva,
Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya, Candidate ofPhilology;
Elena A. Senchenko,
Senior Lecturer of the Department ofForeign Languages, Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot
Abstract. The authors analyze the feasibility and effectiveness of the application of various methodological techniques in creating electronic lessons used in foreign language classes in higher education. In addition, the authors evaluate the advantages of this form of organization of the educational process, give a classification of the main stages of creating an electronic lesson.
Keywords: methodology, approach, structure, lesson, electronic, educational process, higher school, teaching a foreign language.
Современный образовательный стандарт рассматривает цифровые ресурсы как средство информационных технологий, предъявляя к ним требования индивидуальности, интерактивности, адаптивности, системности. Сегодня, когда мультимедийные средства прочно заняли свое место в учебном процессе, на смену традиционным стратегиям обучения приходят электронные уроки.
Электронный урок — это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом при использовании современных
средств информационно-коммуникационных технологий и разнообразных электронных средств обучения [1]. При обучении по электронным урокам обучающийся не просто получает готовые знания, осваивает навыки и умения, а получает возможность самостоятельно добывать необходимую информацию и использовать ее для активизации навыков по изучаемому предмету.
Реализуя принципы индивидуальности и адаптивности обучения, при создании электронного урока следует таким образом организовывать учебный
материал, чтобы он был доступен обучающимся с разным уровнем подготовки, содержал достаточное количество заданий для понимания темы, отработки программного материала, а также для осуществления самоконтроля.
Процесс создания электронного урока достаточно трудоемкий и включает несколько этапов:
Ориентируясь на тематику урока, требуется сформулировать цели, которые мы хотим достичь. В зависимости от поставленных задач, и структура урока будет различна.
Самый трудоемкий этап — подбор материала, составление сценария урока. Преподаватель отбирает не только тексты, задания, которые будут представлены, но и решает, каким должно быть оформление урока: интерфейс, размер и цвет шрифта, наличие аудио, видео и интерактивных материалов, порядок их расположения.
Непосредственное создание электронного урока: на этой стадии весь подготовленный материал компонуется и связывается в единый комплекс. Важно предусмотреть, чтобы форма представления материала не отвлекала от содержания: предпочтительно строгое оформление, которое не мешает восприятию учебного процесса. Фон лучше выбирать светлый, а цвет шрифта — темный. Страницы электронного урока следует связать гиперссылками, чтобы облегчить навигацию между разделами. Мультимедийные составляющие урока необходимо вмонтировать в его структуру, в этом случае не будет потери времени на их поиск и загрузку. Анимация дает неограниченные возможности выделения значимых компонентов учебного материала, их правильного представления аудитории.
Этап тестирования и доработки урока на занятиях по иностранному языку. Как показывает практика, созданный на компьютере урок может терять выигрышную репрезентативность при демонстрации через мультимедийный проектор, часто требуется замена интерфейса, корректировка шрифта, изменение способа подачи той или иной части материала.
Организационная структура электронного урока значительно различается в зависимости от его типа.
Выделяются следующие типы уроков:
• комбинированные
• презентация новых знаний
• формирование новых умений
• обобщение и систематизация изученного материала
• контроль и коррекция сформированности навыков и умений
• практическое применение знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др. [2]).
В большинстве случаев, практическое занятие по иностранному языку в высшем учебном заведении комбинированное, сочетающее в себе несколько видов работы. Электронный урок дает возможность успешно реализовать поставленные преподавателем цели и задачи, при этом учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Рассмотрим подробнее, каким образом наиболее оптимально организовать работу на занятии с использованием электронных уроков.
На этапе введения и отработки новых лексических единиц, грамматических структур отмечена эффективность работы с компьютерным или онлайн словарем, например ABBYY Lingvo. Широкие возможности этого электронного ресурса позволяют значительно сэкономить учебное время и разно-ообразить работу над вокабуляром, сделать ее интересной для обучающихся. В окне перевода слова по наведению курсора можно найти его транскрипцию и прослушать правильное произношение, озвученное носителем языка, а также внести новую лексическую единицу в приложение для ускоренного запоминания вокабуляра. При поиске перевода лексической единицы в специальной словарной карточке, обучающийся может найти различные варианты перевода и словосочетаний с нужным словом среди примеров их употребления в различных словарях общей лексики, фразеологических словарях, а также выявить синонимы и антонимы, временные формы. На данном этапе возможны следующие задания:
• Study the following words.
• Find synonyms and antonyms to the following words.
• Translate the following word combinations using the dictionary.
• Translate the word chains.
Также в карточке слова содержится подробный толковый словарь английского языка Oxford Dictionary of English, учебный словарь Collins Cobuild с актуальной английской лексикой, темати-
ческие словари по праву, экономике, лексике делового общения и многим другим направлениям, где можно найти точный перевод отраслевых терминов. На основе указанных источников, возможно выполнение следующих заданий:
• Read the definitions and name the corresponding word from the box.
• Match the terms with their definitions.
• Explain the meaning of the following terms. Find their definitions in the dictionary.
При работе с текстом электронный словарь позволяет найти мгновенный перевод слова (словосочетания) наведением курсора на отмеченное в тексте, на картинке, в письме, субтитрах к фильму или PDF-файле слово.
Для объяснения нового лексического и грамматического материала в электронный урок можно вставить ссылки на интернет ресурсы, видеоролики с объяснением грамматических структур. Новый материал может также быть представлен в виде анимированных схем, таблиц, глоссариев, а также иллюстраций.
При отработке программного лексического и грамматического инструментария, формировании новых умений широко применяются интерактивные компьютерные грамматические тестовые программы, диалоговые тренажеры, осуществляется работа с изображениями, аудио и видеороликами, вмонтированными в электронный урок. Работа на занятии становится более динамичной, повышается мотивация обучающихся, благодаря возможности сопровождения видеосюжета или аудиозаписи субтитрами (русскими или иноязычными), даже слабоуспевающие слушатели способны понять их содержание и
2. Read and translate the word chains.
► Developing - developed
► Bribe - briber - bribery
► Extort - extorted - extorter - extortion
► Contravene - contravention
► Intimidate - intimidated - intimidating - intimidation
► Suffer - suffering - suffered
► Account - accountable - accountably -accountancy - accountant
Vocabulary.
5. frans/afe /he word combinations into Russian.
private or public network
proprietary information
invasion of privacy
prolific examples
utilizing a computer connection
abandon the accounts long-established illegal act
» to release embarrassing information
• untracoabto bank account
» unsolicited emails
• to opt out
• authoritative cyborcrimo statistics
8. Guess what type of white collar crime refers to every definition, Discuss you result with your group-mates.
❖ computer fraud
❖ identity theft •!■ extortion
& credit card fraud embezzlement
* tmbery
v larcerytheft
4» bank fraud
♦ tax evasion
•> commercial fraud,
Ф Itfackmail
v insider trading
llii^lwiawMn»
^chdkftit
Wlwe raw. |Kö>. «ГКЖ, siwuhe <* jn-.lbtflf riv at i ±far ti c-iSrftJ Tirfb itrcl to Ыю Гм aav ta tbf*»J «ib кпЬиу «fefer \ou Oda G* bnfe* or tcciji я
To и И fct я pflltim ei Klnlh »hin fl* pjpw и la dcfcui i of 6nii
«Wca^Ahcfanilnlibnuhani«
стоне**», *м|>прпмг ш&пим
«hw вЬпваЬаа to tub ■ itam c( pAfcrh
TT» tiivMmr KfMHUBl w «t 4 perm'i
<mt uw юльп/а^
ir-awi wffhtt № *e«tl n ibv*i*ö«4 fot«. f«r. et itUv л wKW officii)
■ pvnüa let*e iwfln pnn'i он' вг pepwi »Ä an Щ1ea в цртрш con-.trt er DHJ К
WW» « ряюо <COU«*I trmi я filing oi
ts»K fc beüv }ипя fc? яцат p^wh- Is
Blackmail is < modem age harmful nforr comply wrth II z. as having th* — type of online V" commit the or
Cybercrime с individuals, cr data. The crirmr-
iven a new twist in the embarrassing or other ff the victim does not this typo may go as Tar ik account using some modern technology to
formation. Just as with ke purchases using the reserves, transferring
ищу ШЛЦ niumun lUTmj 4UIII l*JIH|flJ
the stolen funds through a variety of accounts and making it virtually impossible to locate the stolen assets. In other cases, it is not money or credit information the criminal seeks: obtaining proprietary client information and selling it to competitors is another example of this type of high tech criminal activity.
Remember how Questions are formed in English, You ran athlrex»
to h Itp^/etigturc1■«■ tH.r...Itom-xu - i'. 11 f f111 and
h tip: rtij£lxrclrls.r...h"ni , n : \ I: r./11 n< fur hcl/i.
A»h as many question* aa you ran to the sentences.
The smallest country of Europe is Vatican Stale with a population of 1,000,
A Duke is the highest rank you can achieve without being « king or a prince.
tin it inlet rating farta about different countries. Anlr
mieationii about I firm to your groupmates, Give information
if they can*! answer. ■ ~ -
Examples: H7icrc is the coldest climate on the Earth? What is the favourite dish in the USA? What colour is Japanese flag?
Wotc/i and discuss the video «On time»(additional material)
успешно выполнять последующие задания. Адаптация заданий к уровню каждого обучающегося, наличие иллюстраций, помогающих лучше понять и запомнить лексические единицы, делают электронные средства обучения неотъемлемой частью современного учебного процесса по иностранному языку.
При размещении на интернет сервере, электронные уроки доступны с любого компьютера, также существует возможность работы с мобильных и портативных устройств, что позволяет использовать их как в процессе групповой работы на занятии, так и для самостоятельной работы в компьютерном классе и дома.
Для систематизации и обобщения изученного материала используются многочисленные интернет ресурсы, которые позволяют в непринужденной обстановке, в процессе обсуждения проблемной ситуации, при просмотре отрывка из художественного фильма, подготовке доклада по теме закрепить учебный материал по программной теме, активировать лексику и подготовится к тестированию.
Используя надстройку iSpring Suite, преподаватель может подготовить тестовые задания, которые полностью удовлетворяют требованиям контроля, при этом к минимуму сводится вероятность списывания, поскольку для каждого обучающегося вопросы и варианты ответов перетасовываются. Различные типы заданий (верно/неверно, заполнение пропусков, одиночный/множественный выбор, ввод строки, соответствие, порядок, вложенные ответы, банк слов, эссе), возможность интегрировать иллюстрации, аудио и видеоматериалы позволяют преподавателю создать тест для эффективного контроля усвоения программного материала.
Настройки программы предоставляют выбор определенного количества заданий для каждого обучающегося, установку проходного балла, количество набранных баллов и правильные ответы могут быть показаны после каждого задания или в конце тестирования. Критерии оценки компьютерных тестов сводят к нулю возможность субъективной оценки работы преподавателем.
Создание электронного урока — длительный и кропотливый процесс, требующий от преподавателя не только компьютерной грамотности, но и мобильности, гибкости, а также умения оптимальным образом представить учебный материал. Экспериментируя с применением новых технологий, мы можем создать действительно качественный программный продукт, способный дополнить, а иногда и полностью заменить традиционный урок.
Литература
1. Вохметта Е.Ф. Электронный урок как форма организации образовательного процесса. // Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https ://infourok.ru/elektronniy-urok-kak - for ma-organ izacii-obrazovatelnogo-processa-1870628. html (Дата обращения 20.10.2017).
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
3. Сударееа Е.Г. Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ. Биробиджан, 2015.
4. Барышникова Е.У. Работа над сценарием электронных учебных материалов. // Calameo [Электронный ресурс]. URL: http://ru.calameo. com/read/0008471573aaf980dc021 (Дата обращения 12.10.2017).
Are you American?
©
9, lis fen to the interview о net answer the question! below.
1. Does cybercrime alfect businesses worldwide?
2. what industries are at risks?
3. What are commercial long-tetm consequences of cybercrime?
1 Ort 1 ¿Global Economic ' ¿U1 Gi/'it' S:mvv ■
Choose a judge, witnesses, attorneys, parties of the case and role-play the trial
Вопрос 18 »о ?s • h-
Баллы ы вопрос: 10 Набрано баллов 0 hi 24C
Are the statements about the picture true or false? He is bold. О Верно
@ Неверно
Отправить все
Назад Далее