Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию научной концепции экспозиции: опыт Военно-медицинского музея'

Методические подходы к формированию научной концепции экспозиции: опыт Военно-медицинского музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1092
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию научной концепции экспозиции: опыт Военно-медицинского музея»

нопись - особый род деятельности и мысли, потребовал от художника переосмысления действительности и индивидуального внутреннего совершенствования. Поэтому и иконы столь различны, в них ощущается подчас то трепет, то робость, то наивность чувств мастера, недавно избравшего для себя новую стезю.

Итак, и вышеуказанные тенденции, и результаты новых исследований нашли отражение в экспозиции ХХ в. Музея финифти Г осударствен-ного музея-заповедника «Ростовский кремль».

А. А. Будко, А. Ю. Волькович

Методические подходы к формированию научной концепции экспозиции: опыт Военно-медицинского музея

Современный музей - один из важнейших социо-культурных институтов, постоянно приспосабливающийся к меняющимся условиям меняющегося вокруг мира. Важнейшими факторами, влияющими на успешность адаптации, являются четкое и своевременное определение целей музея и структурирование его деятельности таким образом, чтобы они были направлены на решение конкретных задач.

Одна из важнейших задач - совершенствование механизмов взаимодействия музея и различных слоев общества, увеличивающих его потенциальную аудиторию, превращающих музей в своеобразный мост, инструмент взаимодействия между представителями различных культур и социальных слоев, народов и стран.

Не менее значимым является и постоянное творческое переосмысление коллекции, поиск актуальных контекстов, порождающих новые смыслы, позволяет говорить о музее как генераторе новой культуры в не меньшей степени, чем при сознательном размывании границ музея как института и превращении его в развлекательно-досуговый центр. Необходимо планировать и организовывать всю деятельность музея таким образом, чтобы она была как можно более привлекательной для публики, но в ее основе лежали коллекции и философская концепция музея68.

Таким образом, разработка научной концепции новой стационарной экспозиции музея - это та деятельность, которая может обеспечить его полноценное развитие и модернизацию.

Под научной концепцией мы понимаем целостное обобщенное понимание задач музея в области экспозиционной работы и систему основных тем, идей и проблем, раскрываемых в экспозиции. Научная концепция

68 Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практ. пособие. М., 2001. С. 8.

формирует идейно-теоретическое содержание экспозиции и определяет

„69 т-

направление его трактовки, как научной, так и художественной . Ее разработка - творческий процесс и полноценное научное исследование, в результате которого на свет должна появиться своеобразная и оригинальная идея музейного показа. Эта идея должна быть привлекательна, прежде всего, для различных категорий будущих посетителей музея. Музейная экспозиция должна не только пассивно просвещать свою аудиторию, но и служить местом проведения приятного, осмысленного и творчески наполненного досуга.

Вместе с тем, научная концепция является и теоретическим обоснованием всего дальнейшего планирования деятельности по созданию стационарной экспозиции. Именно поэтому в ее структуру включены и вопросы, связанные с организацией научно-фондовой работы, перспективами научно-экспозиционной и иной деятельности музея в целом.

Создавая концепцию экспозиции, творческий коллектив Военномедицинского музея придерживался одного из возможных стратегических принципов менеджмента культурных проектов - движения от общего к частному. Сначала были выработаны и утверждены наиболее общие концепции деятельности - развития музея в целом, экспозиционной и научно-фондовой работы. Эти концепции и сформированные на их основе программы и планы успешно реализовывались музеем, начиная с 2000 г., позволяя ему занять подобающее место в музейном пространстве Санкт-Петербурга и всей России и успешно сотрудничать с музеями и другими учреждениями культуры из разных уголков планеты. Именно на основе этих документов и была разработана предлагаемая научная концепция новой экспозиции Военно-медицинского музея.

Структура этого документа определена основными принципами, на которых базируется концепция: преемственности, научной достоверности, востребованности и современности.

Имидж Военно-медицинского музея, целенаправленно формируемый в последние годы, - это образ динамично развивающегося современного музея, являющегося одновременно и хранителем традиций и собраний наиболее значимых медицинских музеев Российской империи и Советского Союза. Именно поэтому было важным и при создании научной концепции экспозиции сохранить преемственность в деятельности музея и, одновременно, обеспечить наиболее полную демонстрацию его уникальной коллекции.

Научная достоверность экспозиции определяется использованием большего, чем это практиковалось ранее, количества предметов-подлин-

69 Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. М., 1988. С. 3

ников, часто уникальных, а, кроме того, тем, что в основе ее тематической структуры лежат результаты научно-исследовательской работы, проводимой в стенах Военно-медицинского музея.

Кроме оригинальных исследований в области истории медицины, в музее проводится и изучение многих актуальных проблем музееведения, внедряются собственные музееведческие разработки.

В частности, исследовалось, каким образом создание новой экспозиции и изменения в экспозиционной деятельности влияют на трансформацию концепции музея в целом и его дальнейшее развитие. Было выявлены также механизмы влияния новых концептуальных особенностей музея на обновление экспозиции.

Кроме того, в музее изучались и теоретические и практические аспекты восприятия музейной экспозиции. Музейная экспозиция рассматривалась как семиотическая система, в ходе исследования применялась рабочая модель идеального посетителя - «активного создателя смыслов», шел поиск путей влияния на расширение «области средних значений»70.

Для решения этой задачи предлагалось использование суггестивных техник и технологий. В качестве одной из форм воздействия на подсознательное и бессознательное посетителя, в частности, предлагается использовать цвет, свет и предметно-пространственную среду экспозиции71.

Результаты собственных музееведческих исследований Военномедицинского музея широко использовались при разработке научной концепции его новой экспозиции.

Одной из наиболее значимых составляющих концепции, связанной с планированием экспозиционной деятельности музея, является изменение в характере его работы с посетителем. Перед музеем стоит задача стать более востребованным, добиться максимальной реализации не только образовательно-воспитательной, но и рекреационной функции.

Для решения этой задачи при разработке концепции был сделан упор на выработку и использование собственной активности посетителя за счет широкого использования элементов интерактивности и учета психофизиологических особенностей посетителей.

Другим важным направлением, способствующим более эффективной работе с посетителем, была признана выставочная деятельность. Вся стратегия выставочной работы в стенах Военно-медицинского музея и его участие в различных межмузейных проектах должны служить формированию запросов его аудитории и интересов, создавать ее активное ядро.

70 Волькович А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: авто-реф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 1999.

71 Будко А. А. Научная концепция развития Военно-медицинского музея: вопр. дизайна // Информ.-метод. сб. / Центр. музей ВС. М., 1999. Вып. 4. С. 28-29.

Генеральное архитектурно-художественное решение экспозиции Военно-медицинского музея, предложенное ООО «Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В. А.», представляет собой комплексный проект реконструкции и развития музея с решением интерьеров и экспозиций.

Отличительными чертами проекта являются:

- учет специфики экспозиционного корпуса Военно-медицинского музея как части городской среды и архитектурной доминанты прилегающей территории;

- соединение тенденций, присущих современной архитектуре и черт, присущих зодчеству ХУШ-Х1Х вв.;

- ориентирование на «высокие музейные образцы»;

- подчеркивание «музейности» реконструируемого здания;

- обоснование перспективы поэтапного развития музейного комплекса.

Осуществление проекта предлагается разделить на три последовательных этапа.

В первую очередь будет реконструировано и приспособлено для создания необходимых интерьеров и экспозиций здание музея, обращенное главным фасадом на площадь.

В этом здании в уровне первого этажа сохранились изначальные сводчатые конструкции XIX в., когда в этом здании размещался госпиталь лейб-гвардии Семеновского полка.

При осуществлении проекта эти конструкции и объемнопространственная структура первого этажа должны быть максимально воссозданы.

На первом этаже в центральных объемах размещается зона приема посетителей и необходимые соответствующие службы. Далее в уровне первого этажа будут размещены: часовня, экспозиция, посвященная лейб-гвардии Семеновскому полку и истории строительства здания, зона интерактивных экспозиций, выставочные залы.

Важное место при реконструкции здания уделено архитектурнопространственному и экспозиционному решению парадной лестницы, которая будет воссоздана в архитектурных приемах характерных для значительных зданий XIX в. с учетом проводившейся ранее реконструкции и обеспечения при этом современной музейной функции.

Парадная лестница расположена в высоком трехуровневом атриуме, окруженном по трем сторонам галереями с арочными проемами и стеной северного фасада со световыми арочными окнами. В атриуме предусмотрено устройство светового фонаря. Лестница начинается центральным маршем и продолжает подъем боковыми маршами в уровень второго этажа на примыкающие галереи.

Принципиально архитектурно-пространственная композиция атриума парадной лестницы аналогична решению главной лестницы Русского музея.

В боковых галереях, которые примыкают к атриуму, расположена лестница от первого до третьего этажа с необходимыми лифтами для посетителей.

На втором этаже через арочный проем, посетители попадают в центральную галерею, где в создании экспозиции используются архитектурно-художественные приемы, ориентированные на образное решение галереи 1812 г. в Эрмитаже. В этой экспозиции будет использовано значительное количество живописи, графики, скульптуры.

К центральной галерее примыкает структура анфиладных залов, где будет создана система последовательных экспозиций. В анфиладных залах вдоль стен, расположенных напротив окон, образуется основной экспозиционный пояс.

В залах второго и третьего этажей, выходящих на главную лестницу, разместятся особо значимые экспозиции.

Центральная галерея третьего этажа будет дополнительно освещаться верхним светом, через световой фонарь, устройство которого запроектировано на всю длину галереи, что подчеркнет «музейный» характер интерьера. Принципиальное расположение анфиладных залов и размещение экспозиционных зон на третьем этаже аналогично второму.

На втором этапе развития музея будет осуществлена реконструкция двухэтажного корпуса, расположенного рядом с восточной стороной главного здания перпендикулярно ему.

В этом здании разместится современный конференц-зал, выставочные помещения, компьютерный центр, кафе и необходимые инженерные службы. Корпус будет соединен с главным зданием легким остекленным переходом и непосредственно функционально связан с зоной приема посетителей.

При необходимости комплекс конференц-зала может работать автономно от структур, где расположена музейная экспозиция.

На третьем этапе развития целесообразно в центральной части внутреннего двора, на месте существующих складских ангаров, создать парковый музейный павильон для демонстрации крупногабаритной медицинской техники.

Интерьер этого павильона визуально раскрыт на экстерьер внутреннего двора, который будет благоустроен соответствующим образом с учетом размещения особо крупных объемных экспонатов.

Таким образом, создается архитектурно-пространственная композиция, в которую войдут четыре объема - главное здания музея, корпус конференц-зала, музейный павильон в центре внутреннего двора и административный корпус.

Эти объемы соединены переходами, образуют единую объемнопространственную структуру создающую все условия для организации современной экспозиции, достойной уникальной коллекций, которым

обладает один из крупнейших городов России - Военно-медицинский музей.

Осуществление всех работ по проекту позволит создать музейнокультурный центр мирового класса, который будет архитектурной доминантой на площади напротив Витебского вокзала.

Таким образом, разработанная в музее научная концепция новой стационарной экспозиции - не только документ, теоретически и идейно обосновывающий основные направления его экспозиционной деятельности, но и часть планомерной работы по модернизации Военномедицинского музея.

Предлагаемая научная концепция экспозиции была представлена на суд широкой музейной и научной общественности. Рецензии на нее поступили от заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, члена корреспондента РАН, профессора М. Б. Пиотровского, директора государственного Эрмитажа; заведующей кафедрой музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профессора Н. И. Сергеевой; директора Центрального музея вооруженных сил профессора А. К. Никонова; директора Военноисторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи профессора В. М. Крылова; директора Центрального музея связи им. А. С. Попова эксперта ИКОМ России Л. Н. Бакаютовой; начальника кафедры Организации и тактики медицинской службы Военномедицинской академии им. С. М. Кирова профессора, генерал-майора медицинской службы А. М. Шелепова; заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии профессора Г. Л. Микиртичан.

А. Е. Виденеева

История создания и анализ экспозиции Московского музея колоколов

Колокола и колокольные звоны бытуют на Руси более тысячи лет. Они пришли сюда вместе с православием и, прочно утвердившись, на долгие столетия стали неотъемлемой частью духовной и материальной культуры нашего отечества.

Хотя Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, уже к XVI столетию она обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII в. здесь отливались тысячепудовые колокола-гиганты, для которых был изобретен особый язычный способ звона, что сообщило русским колокольным звонам не-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.