Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования «Музейного ландшафта» в Республике Тайвань'

Современные тенденции формирования «Музейного ландшафта» в Республике Тайвань Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1004
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙНЫЙ ЛАНДШАФТ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / АРХИТЕКТУРА МУЗЕЙНЫХ ЗДАНИЙ / MUSEUM / CULTURAL HERITAGE / MUSEUM LANDSCAPE / CULTURAL HERITAGE SITES / ARCHITECTURE OF MUSEUM LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Целищева М. А.

Автор исследует и обобщает уникальный опыт современного строительства и архитектурного дизайна зданий музеев в Республике Тайвань. В соответствии с современной политикой государства, строительство новых музейных сооружений не должно нарушать пространственной и экологической гармонии окружающего пространства. Архитектура здания музея должна быть узнаваема, создавать комфортные условия посетителю, способствовать познанию окружающего мира, соответствовать новому требованию к формированию гармоничных отношений между человеком, культурой и природой. статье автор рассматривает современные технологии формирования музейного ландшафта, архитектурного дизайна музейных зданий. Автор анализирует проекты архитектуры современных зданий музеев, прослеживает развитие единого «музейного ландшафта», вовлекающего жителей острова и иностранных туристов в социокультурное пространство региона. Значительная часть современной архитектуры музейных зданий острова включает элементы, заимствованные из традиционной китайской архитектуры, и лишь отдельные здания построены в стиле техно, где архитектурными формами музея являются сочетание воды, стального серого каркаса, через прозрачное стекло которого можно обозревать виды внешней среды. Анализируя действующее законодательство, направленное на сохранение объектов культурного наследия народа, автор приходит к выводу о том, что в любой стране, любом городе, регионе пути создания культурного музейного ландшафта могут быть разными. При этом необходимо учитывать, что здание музея зачастую определяет лицо региона, делает его культурным пространством, осознаваемым в масштабе всего мира, что, в свою очередь, оказывает соответствующее влияние и на развитие туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends in Formation of “Museum Landscape” in the Republic of Taiwan

The author investigates the unique experience of modern construction and architectural design of museum buildings in the Republic of Taiwan. In accordance with current government policy, the construction of new museum buildings must not violate spatial and ecological harmony of the surrounding space. The architecture of the museum building should be recognizable, create favorable conditions for the visitors’ perception of the exposition and the exhibition project, and to promote cognizing process of the environment. The museum should meet new requirements to the formation of a harmonious relationship between man, culture and nature. In this article the author considers modern technologies of formation of the museum landscape, as well as the architectural design of the museum buildings. The author analyzes the architectural projects of modern museum buildings, traces the development of an integral “museum landscape” which involves the island’s inhabitants and foreign tourists to the region’s socio-cultural space. A large part of modern architecture of the island’s museum buildings includes elements borrowed from traditional Chinese architecture, and only a few buildings are constructed in the techno style, where the architectural forms of the museum are a combination of water, gray steel frame, through the transparent glass of which penetrate the external environmental views. Analyzing the current legislation aimed at preserving national cultural heritage, the author concludes that the technology of creating cultural landscape of the museum can be different in different countries, cities, or regions. It should be taken into consideration that the museum building often determines the image of the region, making it a cultural space, which is realized across the world, and this, in its turn, has a corresponding impact on the development of tourism.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования «Музейного ландшафта» в Республике Тайвань»

5. Русская национальность в АРВМ: моногр. / под ред. Чжан Сяобина. - Хулуньбуир: Культура АРВМ, 2015. -354 с.

6. Табынская икона Божьей Матери [Электронный ресурс] // Древо: открытая православная энциклопедия. -URL: http://drevo-info.ru/articles/6524.html (дата обращения: 14.12.2015).

7. Тарасов А. П. Русские в Барге: история и поиск национальной идентичности в приграничном Китае // Традиционная культура. - 2014. - № 4. - С. 3-13.

8. Янков А. Г., Тарасов А. П. Русские Трехречья: история и идентичность. - Чита: Экспресс-изд-во, 2012. - 72 с.

9. Архив УМЦКиНТ ЗК, Трёхречье 2015 // Архив экспедиционных материалов Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края.

References

1. Klyaus V.L. Rozhdeniye i smert' russkogo doma v Priargunskom Trekhrech'ye (KNR) [The birth and death of Russian home Priargunsky Tryokhrechye (China)]. Traditsionnaya kul'tura [Traditional culture], 2011, no. 2, pp. 32-42. (In Russ.).

2. Lyan Chzhe. Pravoslaviye kitayskikh russkikh v Trekhrech'ye (KNR): nekotoryye itogi issledovaniy kitayskikh etnologov [Russian Orthodox Chinese in Tryokhrechye (PRC), some results of studies of Chinese anthropologists]. Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], 2014, no. 6, pp.144-148. (In Russ.).

3. Lyan Chzhe. "Krestovyye" gory v Trekhrech'ye: poisk istokov traditsiy v issledovaniyakh kitayskikh etnologov "Crusades" mountains in Tryokhrechye: search for the origins of the tradition in the study of Chinese anthropologists]. Traditsionnaya kul'tura [Traditional culture], 2014, no. 4, pp. 35-41. (In Russ.).

4. Matveyeva R.P. Russkiy fol'klor v natsional'no-smeshannom kul'turnom kontekste [Russian folklore in ethnically mixed cultural context]. Sibirskiy sbornik - 3. Narody Evrazii v sostave dvukh imperiy: rossiyskoy i mongol'skoy [Siberian collection - 3. The peoples of Eurasia consisting of two empires: the Russian and Mongolian]. Ed. P.O. Rykin. St.-Petersburg, 2011, pp. 131-140. (In Russ.).

5. Russkaya natsional'nost' v ARVM: monografiya [Russian nationality in IMAR: monograph]. Edited by Zhang Xiaoping. Hulunbuir, Publishing house "Kul'tura ARVM", 2015. 354 p. (In China).

6. Tabynskaya ikona Bozh'yey Materi [Tabynsk Theotokos]. Drevo: otkrytaya pravoslavnaya entsiklopediya [Chart open Orthodox encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://drevo-info.ru/articles/6524.html (accessed 12.14.2015).

7. Tarasov A.P. Russkiye v Barge: istoriya i poisk natsional'noy identichnosti v prigranichnom Kitaye [Barga in Russian history and the search for national identity in the border China]. Traditsionnaya kul'tura [Traditional culture], 2014, no. 4, pp. 3-13. (In Russ.).

8. Yankov A.G., Tarasov A.P. Russkiye Trekhrech'ya: istoriya i identichnost' [Russian Tryokhrechye: History and Identity]. Chita, Express publishing house, 2012. 72 p. (In Russ.).

9. Arkhiv UMTsKiNT ZK, Trekhrech'ye 2015 [Archive TsKiNT ZOC, Tryokhrechye 2015]. Arkhiv ekspeditsionnykh materialov Uchebno-metodicheskogo tsentra kul'tury i narodnogo tvorchestva Zabaykal'skogo kraya [Archives expedition materials Training Center of Culture and Folk Art Trans-Baikal Territory]. (In Russ.).

УДК 911.3 (571.150)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ «МУЗЕЙНОГО ЛАНДШАФТА» В РЕСПУБЛИКЕ ТАЙВАНЬ

Целищева Марина Александровна, аспирант, кафедра историко-культурного наследия и туризма, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]

Автор исследует и обобщает уникальный опыт современного строительства и архитектурного дизайна зданий музеев в Республике Тайвань. В соответствии с современной политикой государства, строительство новых музейных сооружений не должно нарушать пространственной и экологической гармонии окружающего пространства. Архитектура здания музея должна быть узнаваема, создавать комфортные условия посетителю, способствовать познанию окружающего мира, соответствовать новому требованию к формированию гармоничных отношений между человеком, культурой и природой.

В статье автор рассматривает современные технологии формирования музейного ландшафта, архитектурного дизайна музейных зданий. Автор анализирует проекты архитектуры современных зданий музеев, прослеживает развитие единого «музейного ландшафта», вовлекающего жителей острова и иностранных туристов в социокультурное пространство региона. Значительная часть современной архитектуры музейных зданий острова включает элементы, заимствованные из традиционной китайской архитектуры, и лишь отдельные здания построены в стиле техно, где архитектурными формами музея являются сочетание воды, стального серого каркаса, через прозрачное стекло которого можно обозревать виды внешней среды.

Анализируя действующее законодательство, направленное на сохранение объектов культурного наследия народа, автор приходит к выводу о том, что в любой стране, любом городе, регионе пути создания культурного музейного ландшафта могут быть разными. При этом необходимо учитывать, что здание музея зачастую определяет лицо региона, делает его культурным пространством, осознаваемым в масштабе всего мира, что, в свою очередь, оказывает соответствующее влияние и на развитие туризма.

Ключевые слова: музей, культурное наследие, музейный ландшафт, объекты культурного наследия, архитектура музейных зданий.

MODERN TRENDS IN FORMATION OF "MUSEUM LANDSCAPE" IN THE REPUBLIC OF TAIWAN

Tselishcheva Marina Aleksandrovna, Postgraduate, Department of Historical and Cultural Heritage and Tourism, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author investigates the unique experience of modern construction and architectural design of museum buildings in the Republic of Taiwan. In accordance with current government policy, the construction of new museum buildings must not violate spatial and ecological harmony of the surrounding space. The architecture of the museum building should be recognizable, create favorable conditions for the visitors' perception of the exposition and the exhibition project, and to promote cognizing process of the environment. The museum should meet new requirements to the formation of a harmonious relationship between man, culture and nature. In this article the author considers modern technologies of formation of the museum landscape, as well as the architectural design of the museum buildings. The author analyzes the architectural projects of modern museum buildings, traces the development of an integral "museum landscape" which involves the island's inhabitants and foreign tourists to the region's socio-cultural space. A large part of modern architecture of the island's museum buildings includes elements borrowed from traditional Chinese architecture, and only a few buildings are constructed in the techno style, where the architectural forms of the museum are a combination of water, gray steel frame, through the transparent glass of which penetrate the external environmental views.

Analyzing the current legislation aimed at preserving national cultural heritage, the author concludes that the technology of creating cultural landscape of the museum can be different in different countries, cities, or regions. It should be taken into consideration that the museum building often determines the image of the region, making it a cultural space, which is realized across the world, and this, in its turn, has a corresponding impact on the development of tourism.

Keywords: museum, cultural heritage, museum landscape, cultural heritage sites, architecture of museum landscape.

В сохранении культурного наследия музеям принадлежит особая роль. Именно музеи имеют оптимальные возможности для сохранения, представления, воспроизводства и культурной идентификации объектов культурного значения.

В настоящее время во многих странах музеи переживают существенные изменения в своей деятельности. Эти изменения отражают трансформацию экономических, политических, социальных отношений современного общества, диверсифи-

кацию функций и направлений деятельности музея. Благополучные в своём экономическом развитии страны вкладывают значительные средства в сохранение наследия и строительство, реставрацию и реконструкцию зданий, благоустройство музейных территорий.

Можно с полной уверенностью говорить о том, что в Республике Тайвань успешно внедряются самые современные технологии архитектурного дизайна территорий и строительства музейных зданий. Развивается единый «музейный ландшафт», вовлекающий жителей острова и иностранных туристов в социокультурное пространство региона. В этой стране в новом тысячелетии кардинально изменилось отношение к музейным коллекциям, фондам, музейной аудитории, формам коммуникации, экспозиционному пространству, музейной архитектуре.

В 2009 году правительством Тайваня были приняты меры по сохранению, эксплуатации, управлению, активизации и повторному использованию культурного наследия. Закон о сохранении культурного наследия 2009 года, состоящий из 104 статей, предусматривает систему мер, направленных на сохранение культурного наследия, обогащение духовной жизни граждан, а также на содействие развитию мультикультурной среды Республики. Значительное внимание было уделено архитектуре здания музея и формированию музейного ландшафта [2].

Министерство культуры Тайваня определило четыре главных направления в культурной политике страны. Во-первых, помочь жителям отдаленных районов с созданием яркой культурной и творческой среды с учетом их потребностей. С этой целью предлагается строительство современных музейных зданий, рассчитанных на длительную перспективу. Во-вторых, способствовать развитию уникального сочетания современных и традиционных культур. В-третьих, повысить значение культурных и творческих отраслей страны, помочь развитию декоративно-прикладного искусства, основанного на местной культурной традиции. В-четвертых, предложить гражданам страны равный доступ к культурным ресурсам. С этой целью стимулировать создание онлайновых баз музейных архивов и коллекций для сохранения наследия и памяти нации в цифровой форме [1].

Деятельность Министерства культуры направлена на расширение знаний жителей Тайваня об объектах культурного наследия, развитие туризма. В 2015 году музейная сеть острова насчитывает более 700 музеев (в 1998 - 232 музея, 2002 - 454), которые делятся на национальные (государственные), муниципальные, частные и созданные на средства различных фондов, из них 400 - это частные и общественные музеи [4, с. 65, 66].

Важным стимулом развития музейного дела в Республике является открытость страны для иностранных посетителей и мобильность местного населения, естественное желание жителей и гостей посещать музеи, исторические и природные памятники, заповедники, знать историю и культуру народа. Музеологи Тайваня имеют достаточно ясное представление о музеях XXI века. Это должна быть перспективная модель, отвечающая интересам и потребностям различных категорий посетителей. И особое внимание здесь специалисты уделяют архитектуре самого здания, его инфраструктуре, а затем уже обновлению технологии презентации коллекций.

При этом нельзя не отметить, что в течение последнего десятилетия на острове произошли грандиозные преобразования в области музейной архитектуры. Архитекторы из материкового Китая и Японии, специализирующиеся в проектировании музеев, оказали влияние, но не способствовали коренному забвению традиционных форм и дизайна шедевров музейной архитектуры Тайваня. Современные здания музеев демонстрируют взаимодействие искусства и архитектуры. Архитектурный дизайн зданий (внутренний и внешний) отражает типологию музеев и связан с содержанием коллекций. Архитектурный ландшафт музейного комплекса уже настраивает посетителя на восприятие экспозиции, а её художественно-пространственные экспозиционные решения, поддержанные технологическими приемами, способствуют погружению посетителя в тему экспозиции, её непроизвольному информационному и эмоциональному воздействию. Таким образом, формируется интерактивная система восприятия музейного собрания. Разумное сочетание архитектурных, художественных решений, подлинных предметов, технологических и виртуальных образов создает атмосферу информационного поля, основанного на интересах посетителей.

Можно привести достаточно много примеров подобных современных музейных комплексов в Республике. Музеем будущего можно назвать Дворцовый музей. Национальный дворец-музей в Тайбэе является одним из двенадцати крупнейших художественных музеев мира. Оригинальная конструкция четырехэтажного главного здания музея, построенного в традиционном китайском стиле, украшена орнаментами, окаймлена стилизованными навесами и покрыта зеленой черепичной крышей с желтыми гранями и угловыми раз-летами. Архитектура современного здания музея гармонично вписалась в естественный ландшафт окружающего пространства. История музея берет начало в 1925 году, когда он был образован. Основой собрания музея стали сокровища Запретного города (императорского дворца в Пекине). Гражданская война в Китае, начавшаяся в 1946 году, послужила поводом для перевода лучшей части коллекции с материка на остров Тайвань. В апреле 1965 года в столице Тайбей был построен новый музейный комплекс, в котором разместили данные коллекции. Здание музея было заново построено по канонам традиционной китайской архитектуры, которая значительно отличалась от архитектурного стиля японского колониального периода и показывала намерение правительства нести китайскую культуру в народ. В 1967 году закончилась первая очередь реконструкции главного здания музея. К нему были достроены правое и левое крыло. В 1971 году завершилась вторая очередь реконструкции здания музея, результатом которой стало расширение двух флангов главного здания. В 1984 году была завершена третья очередь реконструкции комплекса, в результате чего был построен административный корпус, а главный выставочный павильон был расширен, хранилище и выставочные залы - оборудованы современной техникой, обеспечивающей необходимый температурный режим и влажность, пожаротушение, предотвращение наводнения, антисейсмичность, борьбу с хищениями. В 1995 году сдается в эксплуатацию новый корпус хранилища книг и документов, а также завершается дизайнерское оформление парка «Чжидэюань». В 2007 году знаменитый музей Тайваня открылся после реконструкции. В этот период были проведены инженерно-строительные работы по расширению главного здания музея. После ремонта

музей выглядит современно: с освещенными вестибюлями, просторными выставочными залами, несколькими кафе и большим магазином сувениров. Национальный колорит проявляется во всём: в оформлении ведущих ко дворцу лестниц, смотровых площадок, декора фасада и крыши. Парк «Чжишаньюань», расположенный слева от главного здания музея, является великолепным воплощением традиционного китайского ландшафтно-паркового искусства, поражая красотой беседок и террас, изысканностью контуров и пейзажей, дизайном искусственных скал, камней, ручьев и мостов, создавая атмосферу торжественности и спокойствия. На арках и перекладинах беседок выгравированы каллиграфические отрывки из китайских классиков. На правом крыле музейного комплекса находится парк «Чжидэюань», который впечатляет посетителей музея своими изящными павильонами и беседками, красотой мостиков. Музей императорского дворца - одна из крупнейших сокровищниц, где собрана замечательная коллекция памятников истории и культуры, охватывающая большой пласт человеческого развития. Здесь представлено более 600 тысяч предметов от эпохи неолита до расцвета китайской цивилизации - эпохи династии Цин. Произведения живописи, графики и каллиграфии, изделия из нефрита, фарфора, бронзы, редкие книги и исторические документы, одежда и украшения - все это можно увидеть в залах музея [9].

Другим примером современного музея является выстроенный в классическом архитектурном стиле Национальный музей Тайваня (National Taiwan Museum). Основанный в 1908 году, музей является старейшим в Республике. Музей привлекателен не только уникальными экспонатами, но и изысканной и элегантной архитектурой. Его торжественный фасад и строгая симметрия по-прежнему являются важными составляющими архитектурного наследия города, благодаря чему он стал одной из важных и знаменитых достопримечательностей Тайваня. Здание музея, напоминает своим фасадом древнегреческий храм, расположено в центре Тайбэя, было спроектировано в эпоху колониального правления Японии на Тайване (1895-1945) японским архитектором Номура Итиро. Купол венчает центральную часть здания музея, акцентом композиции которой является парадный вход, оформленный портиком

из шести стилизованных колонн круглого сечения, завершенным треугольным фронтоном с лепным декором в тимпане. К центральной части примыкают прямоугольные двухэтажные крылья, фланговые части которых в уровне крыши завершены квадратными пирамидальными многоступенчатыми кровлями. Департамент образования тайваньского провинциального Правительства взял на себя управление музеем в 1949 году и переименовал его в «Тайваньский провинциальный музей». Здание музея пережило несколько крупных ремонтно-реставрационных работ - в 1961 и 1994 годах. С 1999 года музей перешел в ведение центрального правительства и был переименован в «Национальный тайваньский музей». Рядом с музеем расположен Мемориальный парк 228 и другие объекты культуры. В музее представлены экспонаты пяти основных наук - антропологии, естествознания, зоологии, ботаники и образования. Здесь собраны образцы местных животных и растений, а также культурные артефакты.

Культурный центр «Сливовый сад» (Plum Garden) - национальный музей, рассказывающий об истории и традициях населения Тайваня. Музей создан на месте загородной резиденции Юй Юженя, известного политика, писателя и мыслителя середины XX века, возведенной в японском колониальном стиле с простыми конструкциями в виде основного объема с двухскатной кровлей и выступающих пристроек квадратных и прямоугольных форм. При создании домов в колониальном стиле чаще всего используют природные материалы, в данном случае это дерево. Внешняя отделка фасадов деревом придаёт зданию музея теплоту и уют, оживляя и украшая его. Сегодня в доме известного политика, писателя и мыслителя проводятся выставки современного китайского искусства, здесь выставляются молодые художники и каллиграфы. Территория вокруг фермы реконструирована, туда перевезены памятники архитектуры начала XX века. Здесь можно увидеть постройки в характерной для того времени манере - с просторными дворами и внутренними галереями. Большинство памятников несет на себе следы японского влияния.

Нельзя обойти вниманием Национальный музей истории (National Museum of History, далее - NMH) в городе Тайпее. Здание NMH первоначально было выполнено в японском стиле, но

в 1956 году его отреставрировали в пятиэтажном традиционном китайском Мин и Цин дворцовом стиле, где на четырех этажах разместились выставочные залы и офисы сотрудников, а один этаж отдали под хранение. Здание ММН является выдающимся примером, отражающим все самые характерные особенности восточной архитектуры Китая, необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая. Нарядность, яркость, легкость сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Акцентируют внимание при виде здания ММН высокие лакированные красные колонны, укрепленные на многоступенчатой платформе, что является основой конструкции, которую венчает массивная двухъярусная зеленая крыша с широкими загнутыми вверх краями, придающая своеобразную величественность и изящность зданию. Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных дождей. На протяжении многих лет проходили преобразования здания ММН, чтобы адаптировать его как современный музей, пригодный для новейших выставочных помещений. Сегодня ММН отвечает современным мировым стандартам и оборудован по последнему слову техники. Несмотря на ограниченное пространство, ММН славится своими международными выставками, активными и инновационными образовательными программами по развитию музейного дела. ММН хранит артефакты, ранее принадлежащие музею провинции Хэнань и перевезенные на Тайвань во время гражданской войны в Китае. Здесь выставляются изделия из бронзы и керамики, фигурки династий Тан и другие сокровища китайского наследия. Коллекция регулярно пополняется посредством пожертвований частных коллекционеров. Чтобы использовать окружающее пространство, в соответствии с политикой Тайваня, происходит стимулирование симбиоза между культурой и природой для обеспечения посетителям ММН комфортной и полноценной среды для обучения и отдыха [10].

В 1980 году правительством Тайваня было опубликовано 12 планов строительства, последний из которых назывался «Культурное строительство». Во время культурного строительства был спланирован ряд музеев государственного

уровня. Это Национальный музей естествознания в Тайчжун (1986), Национальный научно-технический музей в Каошау (1997), Национальный музей морской биологии и аквариумов в провинции Пинтунг (2000), а также городские и провинциальные музеи, такие как Тайбэйский музей изобразительных искусств (1983), Национальный Тайваньский музей изобразительных искусств (1988) и др. С отменой в 1987 году военного положения на Тайване стали активно развиваться частные музеи, наиболее известным среди них стал музей Чи Мен (1992) [12, с. 51].

Тайваньский музей изобразительных искусств (National Taiwan Museum of Fine Arts) в г. Тайчжуне, открытый в 1980 году, является еще одним интересным объектом музейной архитектуры Тайваня. В 1999 году была проведена реконструкция помещений, благодаря которой музей сегодня известен не только своими коллекциями, но знаменит как очень интересный образец современной архитектуры. Здание музея состоит из цокольного этажа и трех надземных этажей общей площадью 102 000 квадратных метров (в том числе парк скульптур, расположенный на севере и юге). Визитной карточкой музея является стеклянная эстакада, которая делит музей на восточную и западную зоны. Западная зона включает постоянные выставки, посвященные истории развития искусства Тайваня и направлениям современного искусства страны. Временные экспозиции и образовательный центр находятся в галереях в Восточной зоне. Коллекция музея включает более десяти тысяч экспонатов и наглядно иллюстрирует развитие изобразительного искусства Тайваня начиная с династии Мин по наши дни, является одним из крупнейших художественных музеев Азии.

В соответствии с решением центрального правительства, направленного на повышение культурной жизни города, муниципальное правительство Тайбэя в 1980 году приступило к строительству музея искусств (Taipei Fine Arts Museum). Строительство шло три года. Задача проектирования и строительства была возложена на архитектора Эр-Пан Гао. Тайбэйский музей изобразительных искусств (далее - TFAM) официально был открыт 8 августа, а его первая выставка -24 декабря 1983 года. Концепция и построение физической структуры TFAM являются уникальными и символичными. Архитектура пере-

плетается с элементами, заимствованными из традиционной китайской архитектуры, которые представлены через структуру свайных скобок в виде коридоров, которые вместе образуют состав трубчатой формы. Симметричные и взвешенные галереи пространства разбросаны на каждом этаже, чтобы сформировать новое пространство, в котором посетители могут просматривать и ценить искусство. Большие окна позволяют посетителям внутри TFAM наблюдать прекрасный вид на Юань Шан, изобразительное искусство в парковой зоне и окружающих территорий. TFAM вобрал в себя выдающиеся произведения местных авторов и зарубежных мастеров искусств. Здесь представлены коллекции и инсталляции, созданные начиная с XX века. Целью TFAM является сбор и накопление великих произведений, которые могли бы повысить культурный уровень общественности. В TFAM представлены ценные экспонаты художников и скульпторов современной эпохи [6].

В начале 2015 года Архитектурное бюро Kris Yao | ARTECH выиграло тендер на проектирование и строительство нового здания для Музея искусств Тайбэя. Согласно плану в Тайбэе построят современную галерею, учитывающую историческое и культурное наследие Тайваня, а также географические особенности окружающего пространства. Здание сольется с местным ландшафтом, став шедевром современной архитектуры. Дизайн нового корпуса Музея искусств Тайбэя от Kris Yao | ARTECH выбивается из типичной музейной типологии и по задумке авторов должен стать более доступным учреждением для общественности. На прилегающей к зданию территории обустроится открытый сад скульптур. Планировка музея сделает его гибким для проведения различных общественных мероприятий. Причем гибкими будут не только общественные пространства, но и выставочные залы. Архитекторы позаботились, чтобы со всех уровней нового музея посетителям открывались красивые виды на окружающие пейзажи. Характерный фасад здания своим дизайном отсылает к местным традициям, словно он создан из закрепленных на разной высоте гигантских стеблей тростника [6].

Одной из главных достопримечательностей Гаосюна является Национальный музей науки и техники (National Science and Technology Mu-

seum), открытый в ноябре 1997 года. Это первый крупнейший музей прикладной науки в Тайване. Цель его деятельности - просвещение людей в области современных технологий. Площадь музея составляет около 19 гектаров, она разделена на две части мостом. Общая композиция музея состоит из ряда самостоятельных объемов (прямоугольных, квадратных), различных по высоте, в которых расположено несколько постоянных галерей, три временные, а также ультрасовременный кинотеатр IMAX 3D. Авторам проекта удалось выявить типологическую суть здания и, благодаря гармоничной разработке объемов и глухих фасадных плоскостей из серой облицовочной плитки, получить выразительную композицию правильного градостроительного масштаба, хорошо согласованную с пространством площади и в то же время соподчиненную человеку. В экспозиции представлены образцы, связанные с основными принципами и процедурами применения современных технологий, а также закономерностями их влияния на общество. Многие образцы можно потрогать и даже провести с ними опыты, конечно, под наблюдением инструктора.

Музей керамики Йингге (Yingge Ceramics Museum) в городе Тайпей возводили около 12 лет. Его открытие состоялось 26 ноября 2000 года. Сооружение было возведено из современных строительных материалов и прозрачного стекла - оно представляет собой образец здания в стиле техно. Архитектурными формами музея являются сочетание воды, стального серого каркаса, через прозрачное стекло которого проникают виды внешней среды. В помещениях музея высокие потолки, стены из бетона, серого камня и комбинации из коричневого дерева. Здание состоит из трех подземных и двух наземных этажей. В главном здании строительные материалы сочетаются с западными технологиями. Вход в музей осуществляется по каменной лестнице, через водяной мостик, через стены и большой бассейн с водой, созданный для звуковых и визуальных эффектов воды, чтобы поднять настроение и осуществить эмоциональное преобразование посетителей. Музей находится в парке для показа керамики по темам: «Керамика и почва», «Керамика и огонь», «Керамика и вода», «Керамика и свет», «Керамика и ветер», -для создания баланса между человеком и природой, сочетает в себе архитектуру и философию.

В экспозиции музея представлены различные керамические изделия, некоторым из них уже более 200 лет. Заведение оснащено модернизированной техникой, которая позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности, а также помогает сделать выставки более презентабельными с помощью автоматизированной системы освещения. Особое место в музее посвящено будущему керамики. В этой экспозиции можно увидеть искусственные зубы, сотовые телефоны, компьютеры и другие вещи, где используется этот материал [7].

Обращает на себя внимание Национальный доисторический музей (The National Museum of Prehistory), расположенный в городе Тайчжун, открытый в 2002 году. Здание музея, окруженное живописным садом, разработал нью-йоркский архитектор Майкл Грейвс. Музей разделен на множество секций, в том числе: площади ВС, Горная площадь, административное здание, детская игровая площадка, лабиринт, фонтан-шоу, площадь пения птиц. Общая композиция здания музея состоит из нескольких объемов, различных по форме, высоте, величине и цвету, составляющих единый выразительный и индивидуальный архитектурный комплекс. В объемной композиции фасада, на главной оси симметрии, доминирует вход в здание с высоким лестничным маршем. Вглубь участка симметрично примыкают коридоры, с равным шагом расположенными колоннами с остеклением между ними. Привлекательный вид зданию придают архитектурные формы правильных пропорций, а также использование определенных материалов, конструкций и деталей. Первыми экспонатами музея были древнейшие каменные артефакты и изделия из нефрита и керамики времен неолита, которые были найдены во время строительства железнодорожной станции неподалеку от места, где теперь располагается музей. Сегодня на территории музея выставляется коллекция животных окаменелостей и другие древние археологические артефакты, которые расскажут об истории Тайваня, начиная с самых древних времен и до нашего века высоких технологий.

Современный музейй Lanyang (Lanyang Museum), открытый в 2010 году, поражает посетителей своим зданием, которое представляет собой огромный четырёхэтажный куб из стекла и бетона, сильно наклонённый и утопающий одним углом

в грязи. Над проектом здания трудилось много архитекторов и дизайнеров. Музей имеет три уровня: уровень океана, уровень равнины и уровень гор. Его экспозиция охватывает все аспекты -от геологии, флоры и фауны до современной жизни Иланя. На первом этаже находится экспозиция, специально созданная для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Музей имеет много интерактивных экспонатов, а также интерактивный театр «Рождение Иланя». В музее делается акцент на окружающую среду и гармонию природы.

Здание музея должно вдохновлять людей на отдых, способствовать общению, а также новому определению взаимоотношений между человеком, культурой и природой. Правительство Тайваня и сегодня продолжает поощрять строительство новых музеев. Так, в сентябре 2014 года лауреат Притцкеровской премии Сигэру Бан выиграл международный конкурс проектов будущего Музея изобразительных искусств в Тайнане (далее - TMFA). Помимо экспозиций, в здании музея будут расположены тайваньские культурно-просветительные учреждения. Здание имеет форму пятигранника. Такая форма была выбрана неслучайно - она представляет собой аллюзию на эмблему города Тайнань - цветок с пятью лепестками. Как и любой другой проект от Сигэру Бана, музей использует максимум экологичных технологий - таких, например, как сбор дождевой воды и естественную вентиляцию помещения. В музее будет большой атриум и «нависающие» над ним галереи, часть из которых выйдут террасами в прилегающий парк. Галереи в TMFA расположены вертикально и смещены относительно друг друга - таким образом, достигается необычное сочетание внутреннего и внешнего пространства. Крыша в форме пятигранника имеет секционные отверстия, похожие на соты -для естественной вентиляции и прохлады.

В январе 2015 года состоялось открытие в новом здании частного музея искусств и культуры музей Чи Мен (Chi Mei Museum), построенного на средства Chi Mei Group и расположенного в городе Тайнане. Chi Mei музей начал работу в 1992 году, был основан промышленником г-ном Сюй Вэньлун. Центральную часть музея венчает шатер, состоящий из множества сегментов, с высоким шпилем. Парадный вход является акцентом композиции, оформлен портиком с обязательными элементами классического сти-

ля - шестью стилизованными колоннами круглого сечения. Портик завершен треугольным фронтоном. К центральной части примыкают прямоугольные крылья, образующие курдонер перед главным входом. Фланговые части крыльев завершены меньшими по размеру шатрами. Оконные проемы выполнены в виде прямоугольных или арочных форм. В новом музейном здании, построенном в классическом стиле, музейная экспозиция включает: музыкальный зал, зал коллекции западноевропейской живописи, скульптуры, оружия, в том числе оружия и доспехов из Европы, древней Персии, Индии, Африки, Китая, Японии, зал животных. Вокруг музея открыт парк с достопримечательностями, в том числе такими, как «Железный Хьюз победил кентавра», «Фонтан Аполлона», «Мост Амура» с копиями известных греческих скульптур, платформа «Песня о любви», детская площадка [8].

В 2015 году на севере Тайваня началось строительство морского музея. Национальный музей морской науки и техники будет построен в портовом городе Килунг, расположенном северо-восточнее Тайбэя и образующем с ним единую городскую зону. Проект музея был разработан британским архитектурным бюро «Foster and Partners». По мнению авторов, проект музея закладывает новые стандарты проектирования центров, демонстрирующих и изучающих подводный мир. Здание, расположенное на набережной, главным фасадом будет смотреть на гавань, сохраняя некую связь между береговой линией и рыбацкой деревушкой. Его форма проста, напоминает контейнер для морских грузоперевозок, видимо, заказчики и архитекторы оказались единодушны в том, что поразительного здесь достаточно внутри - в разнокалиберных, открытых и закрытых резервуарах с обитателями подводного мира. Помимо них, посетителей должны привлекать ресторан, кафе, магазины, расположенные в центральной части «контейнера». Это коммуникационный узел, подобный городской площади, только окруженный гигантскими аквариумами. Проект сочетает инновационные конструкции резервуаров, специальные дисплеи и даст посетителям возможность ознакомиться с широким разнообразием обитателей морей. Идея самого центра и здания базируется на принципах устойчивости, понимании специфики места, климата и заботе о сохранении локальной морской фауны [11].

В 2014 году Министерством культуры Тайваня был разработан проект Закона «О музеях». Проект Закона, одобренный Исполнительным Юанем и исполнительной властью страны, предлагает комплексную правовую поддержку 746 общественных и частных музеев по всему Тайваню. В случае его принятия, Министерство культуры станет центральным руководящим органом Тайваня. Юридическое определение музея будет расширенно за счет включение некоммерческих операций, которые служат интересам общества. Создание, как государственных музеев, так и частных музеев больше не будет требовать поддержки со стороны юридического лица. Коллекции государственных музеев больше не будут подвергаться требованиям законодательства по управлению государственной собственностью. В соответствии с предлагаемым законопроектом, частные музеи, которые раньше могли быть обработаны только как фонды или компании, будут иметь возможность зарегистрироваться в качестве юридических лиц и получать полный спектр преимуществ, предлагаемых в соответствии с Законом о музеях. Министерство культуры также сможет распреде-

лять культурные ресурсы музеев страны, субсидии для восстановления и сохранения артефактов, оказывать консультативную поддержку и действовать в качестве посредника по взаимовыгодному сотрудничеству между различными музеями [3].

В формировании культурного пространства в Республике Тайвань прослеживается тенденция к созданию единых пространственных комплексов, сочетающих в себе уникальные историко-культурные и природные территории. Такой комплекс может быть определен как целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социокультурной среде находятся памятники истории и культуры особой значимости. Такая трактовка культурного и природного наследия позволяет отказаться от рассмотрения памятника вне комплекса, в отрыве от различных факторов его восприятия, отойти от практики мертвой музеефикации. Значение этой тенденции невозможно переоценить, она актуальна во всем мире. Сегодня музеи должны позиционировать себя по-новому, чтобы не затеряться в современной культуре, ориентированной на сенсации и яркие события.

Литература

1. Бюро культурного наследия Министерства культуры Тайваня [Электронный ресурс]. - URL: http://www.boch. gov.tw (дата обращения: 20.08.2015).

2. Закон сохранения культурного наследия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cca.gov.tw/law.do?method= find&id=30 (дата обращения: 15.09.2015).

3. Закон о музеях Тайваня (проект) [Электронный ресурс]. - URL: https://english.moc.gov.tw/article/index. php?sn=2160 (дата обращения: 20.08.2015).

4. Куо-нинг Чен. XXI век: развитие музейного дела на Тайване // Музеология: стимул к международному сотрудничеству: моногр. / под ред. О. Н. Труевцевой, X. К. Вирегг. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 64-70.

5. Музей из иной эры [Электронный ресурс]. - URL: http://taiwanreview.nat.gov.tw/fp.asp?xItem=51078& ctNode=192 (дата обращения: 10.07.2015).

6. Музей искусств Тайбэя (Taipei Fine Arts Museum) [Электронный ресурс]. - URL: http://grandengineer.ru/ grandiose-projects/muzej-iskusstv-tajbeya-pereedet-v-novoe-zdanie/ (дата обращения: 16.10.2015).

7. Музей керамики (Yingge Ceramics Museum) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ceramics.ntpc.gov.tw/ zh-tw/Home.ycm (дата обращения: 10.08.2015).

8. Музей Чи Мей (Chi Mei Museum) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chimeimuseum.org (дата обращения: 07.05.2015).

9. Национальный дворцовый музей (National Palace Museum) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.npm. gov.tw/ru/Article.aspx?sNo=03001502 (дата обращения: 22.09.2015).

10. Национальный музей истории (National Museum of History) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nmh. gov.tw/en/index.htm (дата обращения: 22.09.2015).

11. Национальный музей морской науки и техники [Электронный ресурс]. - URL: http://buildlines.ru/news/2015/ 02/20/Na-severe-Tajvanja-nachalosq-stroitelqstvo-morskogo (дата обращения: 15.10.2015).

12. Ч. Ван-Чен. Развитие музейного дела на о. Тайвань // Музеология: стимул к международному сотрудничеству: моногр. / под ред. О. Н. Труевцевой, X. К. Вирегг. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 36-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.