Научная статья на тему 'Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний'

Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДЫ / MINING COMPANIES / STRATEGIC INDICATORS / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красная Анна Сергеевна

Приведены основные особенности и принципы управления вертикальноинтегрированными компаниями, и методы определения стратегических показателей, как первого шага на пути эффективного стратегического управления горнодобывающими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красная Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO AN ECONOMIC JUSTIFICATION OF STRATEGIC INDICATORS OF THE MINING COMPANIES AS A PART OF A MINING-AND-PROCESSING INTEGRATED WORKS COMPANY

Article describes the basic features and management principles the vertically-integrated companies, and methods of definition of strategic indicators, as first step on a way of effective strategic management of the mining companies.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний»

ной конъюнктуры на минеральное сырье, продукты его переработки, а также цен на энергоресурсы, материалы, транспорт и т.д.

Динамический метод, базируясь на детальном учете в пространстве и времени всех основных факторов, дает возможность наметить основные этапы повышения комплексности использования недр и в соответствии с этим регулировать состав и параметры кондиций, в то время как при статическом подходе это невозможно.

Установление динамических кондиций на руду выгодно как государству, так и недропользователю. Следовательно, их правовой статус должен быть уравнен с постоянными разведочными кондициями путем их одновременного утверждения по результатам госэкспертизы материалов ТЭО кондиций. Исходя из того, что обоснованию динамических эксплуатационных кондиций уделяется особое внимание, существует необходимость разработки Методических рекомендаций по ТЭО кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых с новым подходом отдельно для эксплуатационных, и отдельно для разведочных кондиций.

УДК 65.011.12 © А.С. Красная, 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРУКТУРЕ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Приведены основные особенности и принципы управления вертикальноинтегрированными компаниями, и методы определения стратегических показателей, как первого шага на пути эффективного стратегического управления горнодобывающими предприятиями.

Ключевые слова: горнодобывающие предприятия, стратегические показатели, методы.

Горно-металлургические компании (ГМК), представляющие собой крупные вертикально-интегрированные холдинги, созданные на базе горно-обогатительных и металлургических предприятий и объединяющие в единый технологический цикл добычу руды, производство металлов и сопутствующей продукции, составляют основу одной из базовых отраслей промышленности, оказывающих существенное влияние на формирование макроэкономических показателей. Важным звеном в этой системе являются горнодобывающие предприятия, осуществляющие горные переделы, которые представляют собой начальный этап в деле производства конечных продуктов.

В современных условиях функционирования горнодобывающих предприятий характерной чертой является возрастающая конкурентная борьба как на внутреннем, так и на международном рынках, лидерство в которой обеспечивает полнота и оптимальное использование всех доступных ресурсов. Правильно выбранная стратегия функционирования в такой ситуации позволяет занять прочную позицию на рынке и обеспечить благополучное существование компании в будущем, давая возможность приумножить свои капиталы (активы).

Разработка методологии стратегического планирования в горнодобывающей промышленности, положенного в основу формирования стратегии горнодобывающего предприятия, основывается, прежде всего, на научных подходах и принципах, применяемых в стратегическом менеджменте: системном, поведенческом, административном, маркетинговом, воспроизводственном, нормативном, интеграционном и других.

Теория и практика стратегического управления признает необходимость разработки многоуровневой стратегии компании:

• корпоративной стратегии, охватывающей деятельность компании целиком или группу бизнесов;

• стратегии бизнес — единицы;

• функциональной стратегии, формулируемой по каждой сфере управления бизнес — единицей (маркетинг, производство, НИОКР, персонал, финансы и пр.).

В соответствие с предлагаемыми методическими подходами к стратегическому управлению компанией, фаза «Стра-

тегическое планирование» предусматривает разработку стратегической программы компании, состоящую из определенных проектов целенаправленного изменения состояния входящих в его структуру предприятий (бизнес — единиц), в том числе горных переделов, обеспечивающих в перспективе достижение обоснованных на корпоративном уровне значений стратегических показателей.

До настоящего времени в стратегическом планировании используются традиционные теоретико-методологические принципы долгосрочного планирования, что противоречит предлагаемой концепции стратегического управления компанией и вызывает необходимость разработки нового концептуального подхода к структуризации процесса стратегического планирования, рассматривая его как стратегическое управление бизнес — единицей.

Стратегическое управление ГМК, по мнению автора, должно базироваться на следующих основных принципах:

• реализация стратегии компании должна обеспечиваться адекватными стратегиями самостоятельно хозяйствующих подразделений как стратегических бизнес — единиц;

• стратегия самостоятельно — хозяйствующего подразделения (подразделений компании) определяется стратегической задачей зоны хозяйствования и соответствующими ресурсами на ее выполнение;

• стратегические задачи самостоятельно-хозяйствующих подразделений (подразделений компании) формулируются на основе результатов анализа их внешней и внутренней среды и содержат количественные оценки в соответствии с поставленной целью;

• разработка стратегических направлений решения стратегических задач должна основываться на многовариантном подходе к их формированию, оценке и выбору по критерию ресурсных затрат;

• проекты, предназначенные для формирования стратегической программы подразделения компании должны сертифицироваться по критериям предпочтения.

Таким образом, постановка стратегических задач горнодобывающего предприятия как подразделения компании пре-

дусматривает определение конкретных значений его стратегических показателей на перспективу, а также временных и ресурсных затрат на их достижение.

Перечень стратегических показателей определяется на основе анализа состояния производства и ограничений, накладываемых внешней средой.

Задание значений стратегических показателей предусматривается посредством сравнительного анализа достигнутого уровня развития предприятия с аналогичными показателями ведущих мировых компаний — конкурентов при обеспечении их сопоставимости.

В современных условиях рыночной экономики показателем эффективности функционирования предприятия является конкурентоспособность производимой продукции, получение соответствующей прибыли и как следствие обеспечении рентабельности производства, а залогом выполнения этих задач выступает обоснованное управление производственными показателями деятельности горнодобывающего предприятия. Анализ структуры горнометаллургических компаний и особенностей функционирования ее подразделений позволяет выявить определенные производственные показатели, способные варьироваться, а также определить взаимосвязи между ними, посредством которых возможно влиять на эффективность функционирования предприятия и способствовать достижению поставленных перед предприятием целей.

Складывающаяся в последние годы ситуация на рынке цветных металлов обязывает горно-металлургические компании обеспечивать выживание своих подразделений в соответствии с быстроизменяющимися условиями. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности горно-металлургических

компаний, определяющаяся прибыльностью ее переделов, подразумевает системный подход к определению технических и технологический показателей (объем и качество продукции) производства (добычи, обогащения и металлургии) и операционных затрат (себестоимость) и соотнесению их с ценой реализации.

Стратегические направления горно-металлургические компаний представлены в виде вытекающих из заявленной миссии целевых ориентиров, которые в свою очередь определяют имеющие

количественную оценку стратегические задачи и тенденции изменения стратегических показателей корпорации. Установленные в рамках корпоративной стратегии целевые ориентиры определяют также стоимостные и качественно-количественные показатели производимой продукции по основным структурным (производственным) подразделениям — горнодобывающему, обогатительному и металлургическому переделам. Спускаясь ниже по иерархической цепочке (системе) каждый последующий уровень корпорации является более детальным описанием предыдущего и стратегические задачи корпорации в процессе декомпозиции трансформируются, конкретизируются и образуют стратегические цели горнодобывающего предприятия. Реализация стратегических целей осуществляется посредством принятия к реализации набора стратегических задач, представляющие собой комплекс взаимоувязанных друг с другом мероприятий.

Возможные пути достижения стратегических целей являются стратегическими направлениями развития, а временные, производственные затраты и денежные ресурсы — это стратегические альтернативы, которые представлены определенным набором качественно-количественных и стоимостных показателей, именуемых стратегическими показателями, позволяющими достигнуть поставленные перед горнодобывающим предприятием цели.

Анализ «разрывов» между достигнутыми и стратегическими показателями развития горнодобывающих предприятий определяет возможные пути их ликвидации — стратегические направления развития и требования к проектам стратегической программы горнодобывающих предприятий.

Современное понимание стратегического управления горным переделом предусматривает рассмотрение стратегических задач как дальнейшую конкретизацию целей ГМК посредством задания количественных ориентиров на заданных целями направлениях развития предприятия, соответствуя при этом основным требованиям (рис. 1).

Сформулированные в рамках целей задачи горнодобывающих предприятий (структурных подразделений компании) определяют уровень основных показателей для планов всех временных уровней.

<--------------------------->

Основные требования к стратегическим задачам

продвижение намерений (миссии) и стратегических целей организации

согласование с ценностями и политикой (правилами) организации

быть реальными для конкретных обстоятельств

осуществимость задач должна оцениваться по параметрам: време-ни, кол-ву, качеству и стоимости

Рис. 1. Основные требования к стратегическим задачам

ясность для конкретных исполнителей

Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний предусматривают формирование структуры информационного описания горного передела, включающего определенный набор показателей, характеризующих условия и результативность его деятельности. Учитывая сложность и многогранность структуры компании, нередко на ее эффективность оказывает влияние значительное число показателей, анализ которых в силу своей масштабности непрезентативен. Здесь уместно использование методики факторного анализа, позволяющей представить в компактном виде большой объем числовой информации, оценивая при этом реальное влияние каждого фактора на исследуемые процессы, обнаружить причинные связи между факторами, в том числе и скрытые, определить закономерности протекания процессов, которые формируются наблюдаемыми факторами.

Основная задача состоит в составлении перечня результирующих показателей горнодобывающих предприятий и влияющих на них факторов, а также в установлении взаимосвязей между ними. Методики предусматривают формирование цепочки «критериев» с определенными взаимосвязями между ними (причинно-следственные связи), что должно обеспечить оценку любого показателя цепочки с учетом любых изменений показателей ее звеньев. Взаимосвязи позволяют определять как отклонения значений показателей от планируемых, так и направление необходимых воздействий. Понимая процесс взаимодействия между выбранными показате-

лями, можно спрогнозировать их изменение в будущем и получить различное количество их значений, что наглядно представлено при моделировании и составлении сценариев развития предприятия. Далее используя различные экспертные методы (шкалирование, ранжирование, поиск функций ценности, поиск функций классификации), становится возможным произвести выбор и обоснование стратегических показателей в зависимости от заданной стратегической цели.

В результате диагностического анализа технико-экономических показателей сформированы основные группы показателей в деятельности предприятия, повлиявшие на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Анализ каждой из этих составляющих дает новые возможности разработки стратегических альтернатив развития предприятия. Полученный исходный информационный базис технико-экономических показателей возможно рассматривать как комплекс взаимосвязанных показателей, обеспечивающих в непрерывно меняющихся условиях внешней и внутренней среды эффективную реализацию выбранного варианта (стратегической альтернативы) развития. Для оценки взаимосвязей между отдельными технико-технологическими, экономическими и организационными показателями за определенный промежуток времени предлагается использовать традиционные методы корреляционного анализа, где в качестве исследуемых показателей выступают как горно-геологические, технико-технологические, так и организационные показатели деятельности предприятия.

Таким образом, определенные взаимоувязанные техникотехнологические, экономические и организационные показатели представляют собой информационную модель, позволяющую произвести объективную оценку деятельности и использоваться при моделировании процесса стратегического управления предприятием.

На основании разрабатываемой методических подходов исходной базой для разработки стратегии горнодобывающих предприятий является стратегическая задача компании, ориентированная на стратегическую зону хозяйствования (СЗХ), к которой принадлежит горнодобывающее предприятие. Поста-

новка стратегических задач горнодобывающих предприятий предусматривает определение конкретных значений его стратегических показателей на перспективу, а также временных и ресурсных затрат на их достижение.

Перечень стратегических показателей определяется на основе анализа состояния производства и ограничений, накладываемых внешней средой.

В соответствии с методическими подходами определены основные этапы обоснования стратегических показателей.

Этап 1. На первом этапе осуществляется анализ имеющейся по предприятию информации, включающей годовую отчетность, финансовые документы и производственные планы с целью формирования перечня исходных показателей для последующей их классификации по группам: горно-геологические, техникотехнологические, организационные и экономические.

Этап 2. На втором этапе исходное множество показателей делится на управляемые и неуправляемые (не имеющие количественной оценки), и последние из рассмотрения исключаются. Далее составляются диапазоны варьирования отобранных показателей, при этом определяемые значения должны соответствовать поставленной перед ГДП целью.

Этап 3. Далее методом факторного анализа показатели делятся на несколько групп по степени их влияния на целевой критерий, которым является себестоимость производимой продукции. Затем необходимо сформировать математическую модель предприятия и установить наличие взаимосвязей между показателями и степень их влияния на себестоимость.

Этап 4. Принимая во внимание тот факт, что горнодобывающее предприятия работает во взаимодействии с рабочей средой, которая является обогатительная фабрика и внешней средой корпорации, под влиянием интересов всех участников рынка (государство, поставщики, потребители и т.д.), необходимо помнить о моменте неопределенности в прогнозировании поведения всех участников. На данном этапе осуществляется имитационное моделирование, позволяющее учесть вышеперечисленные факторы и воспроизвести поведение системы,

учитывая взаимосвязь отобранных показателей с учетом минимизации целевого критерия.

Для реализации процесса стратегического управления горным переделом в структуре горно-металлургических компаний необходима разработка соответствующего методического обеспечения для реализации каждой фазы и этапа.

Решение этой актуальной научной и практической задачи потребовало проведения детального анализа рекомендуемых в зарубежной и отечественной теории и используемых в практике стратегического управления, как специально разработанных методов и процедур и адаптированного традиционного методического обеспечения процессов планирования и управления.

В зарубежной литературе для выбора и обоснования стратегических показателей организации предлагается использование как традиционных методов прогнозирования, финансового и экспертного анализа, так и специальных методик. Среди них наибольшего внимания заслуживают следующие:

«Сметные прогнозы»

«Простейшие перспективные оценки»

Анализ относительных показателей «PIMS-анализ»

Методика «The Balanced Scorecard»

Методы «оперативного контроллинга»

«АВС- анализ»

Функционально-стоимостной анализ (ФСА/АВС)

«GAP -анализ» (анализ «разрывов»)

Специальные экспертные методы Экономико-статистические методы Предлагаемые методические подходы позволяют, используя статистическую отчетность предприятия, оценить его состояние, выбрать наиболее важные технико-экономические показатели, распределить их по группам и спрогнозировать их состояние в будущем с учетом взаимодействия с другими подразделениями компании и отталкиваясь от стратегии компании в целом.

Определение перечня обоснованных стратегических показателей является необходимым условием для осуществления дальнейших шагов по разработке методики стратегического

управления горнодобывающим предприятием в структуре горно-металлургических компаний, что напрямую влияет на показатели эффективности функционирования компании и получения конкурентоспособной продукции и обеспечения рентабельности производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахов А. С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. — М.: Недра, 1981. — 216 с.

2. Ашихмин А.А.. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. — М.: Издательство МГГУ, 1995. — 80 с.

3. Ашихмин А.А., Новикова И.К. Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики. — М.: Издательство МГГУ, 2000.

4. Гитис Л.Х. Кластерный анализ: основные идеи и методы. — М.: Издательство МГГУ, 2000. — 62 с.

5. Новикова И.К., Гончаренко С.Н. Стратегический менеджмент. — М.: Издательство МГГУ, 2001.

6. Новикова И.К., Ашихмин А.А. Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики: В 2-х книгах. — Кн. 1. — М.: Издательство МГГУ, 2000. — 101 с.

7. Новикова И.К., Колыванов С.И. Стратегический менеджмент в горной промышленности: основы проектного финансирования. Учебное пособие. В 2-х частях. Ч. — М.: Издательство МГГУ, 2002. — 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.