Научная статья на тему 'Структуризация процесса стратегического управления промышленными организациями'

Структуризация процесса стратегического управления промышленными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структуризация процесса стратегического управления промышленными организациями»

© А.В. Полуторный, И.К. Новикова, 2008

А.В. Полуторный, И.К. Новикова

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Стратегическое управление представляет собой принципиально новое и бурно развивающееся научное и практическое направление в науке управления. Развитие стратегического управления как науки характеризуется различными эволюционирующими концептуальными подходами, использующими свой понятийный аппарат и, как следствие, свою структуру процесса стратегического управления.

Анализ работ авторов «первой волны» (А. Шенделла, Дж. Хиг-генса, Дж. Пирса и Р. Робертсона, И. Ансоффа, М. Мескона и Г. Минзберга) показал, что изначально стратегию считали средством достижения целей, а не их постановке, по сути ограничивая процесс рамками планирования. В последнее время наиболее известны работы таких зарубежных авторов «второй волны» как А. Томпсон, А. Стрикленд и Д. Коул. Несмотря на то, что эти авторы публиковались в одно и то же время, их представления принципиально различны. Так А. Томпсон и А. Стрикленд в своей концепции, в основном, придерживаются теории авторов «первой волны», отдавая приоритет решениям, обеспечивающим достижения целей стратегического планирования.

В структуре процесса стратегического управления по А.Томпсону и А.Стрикленду (рис. 1) выделяется три основных фазы: разработка стратегии, реализация стратегического плана и оценка результатов реализации стратегии и ее корректировка.

Основным недостатком рассматриваемой структуры является отсутствие четкого разделения по фазам процесса по фазам: в фазу разработки стратегии авторы включают как собственно разработку собственно стратегии (стратегических целей и задач), так и формирование стратегического плана.

158

Определение сферы деятельности и формулирование стратегических направлении

Постановка стратегических целей и задач для их достижения

Формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства

Рйо пшопма ртпатйгиийп/'лгл ппяия

I

1

1

1

Рис. 1. Структура процесса стратегического управления (по А. Томпсону и А. Стрикленду)

Кроме того, формирование стратегических направлений и стратегических целей осуществляется на разных этапах, хотя эти понятия в концепции тождественны. Возможно, авторы под «формированием стратегических направлений» понимают формулирование «миссии» предприятия. Также следует отметить, что важный, на наш взгляд, этап анализа внешней и внутренней среды отсутствует и подменяется «определением сферы деятельности», что лишает стратегический выбор необходимого обоснования с позиций влияния внешней среды и возможностей организации.

Концепция Д. Коула отражает следующий виток развития теории стратегического управления, рассматривая стратегию, как цель, к которой стремиться в своем развитии организация в комплексе с задачами, обеспечивающими достижение целей, а также ресурсами, необходимыми для их достижения. Д. Коул, отдавая исключительное предпочтение разработке стратегии, ограничивает процесс стратегического управления только разработкой стратегии и вообще исключает процессы стратегического планирования и контроля (рис. 2).

Концептуальный подход Д. Коула к формированию цикла стратегического управления состоит в следующем:

- стратегические (адаптивные) цели организации формируются волевым методом и определяют желаемое состояние (эффективность) организации в будущем;

- формулирование целей осуществляется до анализа внешней среды на основе практического опыта в области стратегического управления и доступность финансовых ресурсов для их осуществления;

- анализ внешней и внутренней среды используется только для определения стратегических задач по основным целевым направлениям;

- оценка приемлемости затрат для решения ключевых задач, обеспечивающих достижение стратегических целей на стадии формулирования стратегии либо определяет завершение цикла, либо требует пересмотра результатов стратегического выбора и корректировки стратегии.

Суть отечественных концепций становится понятной из декларируемых авторами подходов, так концепция Р.А. Фатхутдинова определяет стратегию как комплексный план достижения, а не постановки долгосрочных целей организации, что по сути повторяет подходы зарубежных авторов «первой волны», отдающих приоритет стратегическому планированию. Концепция О.С. Виханского (рис. 3) предполагает разработку стратегии (совокупность миссии и целей), выполнение стратегии и стратегический мониторинг. Возможно, под определением «стратегия» автор понимает определение стратегических задач, а под «выполнением стратегии» - планирование ее реализации.

Принятие стратегии

Рис. 2. Структура процесса стратегического управления (по Д. Коулу)

Рис. 3. Структура стратегического управления (по О. С. Виханскому)

Миссия и цели - Анализ внешней среды ч> Анализ сильных и слабых сторон

! 1

Оценка стратегии <- Управление эеализацией стратегии ^— Анализ альтернатив и выбор стратегии

Рис. 4. Структура процесса стратегического управления (по А. Г. Поршневу)

В структуре процесса стратегического управления, предложенной О.С. Виханским результаты анализа внешней и внутренней среды используются в процессе принятия решений на всех, без исключения, этапах стратегического управления.

Анализ организации процесса стратегического управления А.Г. Поршнева (рис. 4.) позволяет сделать вывод об использовании им единого с О.С. Виханским концептуального подхода, к структуризации процесса стратегического управления, и имеют выделение трех фаз процесса: формулирование и выбор стратегии, управление реализации стратегии и оценку результатов её реализации.

Рассмотренные выше концепции обладают общим недостатком, а именно - декларативностью, что не позволяет судить о целях и содержании этапов.

Современной концепции стратегического управления в наибольшей степени отвечает логика построения процесса, предложенная Б.И. Киселевым (рис. 5) В рассматриваемой структуре процесса подчеркивается концептуальная основа стратегического управления: разделение процесса управления производством от управления предприятием во внешней среде.

Особо следует отметить, что функции управления производством (планирование, организация производства и управления, управление персоналом и маркетинг) рассматриваются по отношению к процессу стратегического управления как источники необходимой информации. В самом процессе стратегического управления предусматривается последовательная реализация трех основных фаз: разработки стратегии, обеспечения реализации стратегии (стратегическое планирование) и стратегического контроля (стратегического мониторинга), для которых определены базовые факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на принятие решений в рамках конкретных этапов процесса стратегического управления.

Рассмотренные теоретико-методологические подходы к формированию процесса стратегического управления позволили сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработана унифицированная структура процесса стратегического управления и содержание его этапов. Исходя из вышесказанного, авторами сформулированы следующие принципы структуризации процесса стратегического управления организацией:

1. Процесс стратегического управления предусматривает последовательную реализацию трех фаз: разработку стратегии, стратегическое планирование и стратегический мониторинг. Результатом первой фазы является научно обоснованная стратегия организации, второй фазы - стратегическая программа, третьей фазы -обеспечение возможности своевременного реагирования.

2. Миссия организации формируется в соответствии с «видениями» руководства и приоритетов организации.

Рис. 5. Структура процесса стратегического управления (по Б. И. Киселеву)

Рекомендуемая структура процесса стратегического управления организацией

Фаза стратегического управления Этапы стратегического управления

Разработка стратегии Формирование «видения». Формулирование «миссии» организации. Анализ внутренней среды организации. Анализ внешней среды организации. Выбор и обоснование стратегических целей организации. Постановка стратегических задач. Выбор стратегии.

Стратегическое планирование Анализ внутренних проблем (анализ разрывов). Формулирование и выбор стратегических альтернатив. Технологическое проектирование решения стратегических задач. Инвестиционное проектирование. Инвестиционные исследования. Формирование стратегической программы. Бизнес-планирование реализации стратегической программы.

Стратегический мониторинг Выбор и обоснование стратегических показателей (критериев), подлежащих контролю. Определение периодичности контроля. Выявление и анализ проблем. Корректировка стратегии.

3. Стратегические цели компании формируются в рамках заявленной миссии, на основе результатов анализа факторов внешней и внутренней среды.

4. Многовариантный подход к выбору стратегии обеспечивается формированием альтернативных стратегий и укрупненной оценкой затрат на их реализацию. Для определения затрат ресурсов на реализацию альтернативных стратегий необходима декомпозиция стратегических задач по стратегическим зонам хозяйствования организации.

5. Выбор варианта стратегии осуществляется с позиции приемлемости затрат ресурсов для высшего руководства организации.

6. Фаза стратегического планирования реализуется в рамках сформулированной стратегии организации (определенного варианта), что обусловлено весьма значительными временными, трудовыми и финансовыми затратами.

7. Объектами стратегического планирования являются определенные самостоятельные подразделения (СХП).

5. Отбор объектов включения в процесс стратегического управления фазы стратегического мониторинга обусловливается высоким уровнем неопределенности при прогнозной оценке состояния факторов внешней и внутренней среды.

9. Процедуры стратегического мониторинга должны обеспечивать возможность своевременной адаптации (корректировки) стратегических решений, принимаемых при разработке стратегии и стратегическом планировании.

Указанные принципы легли в основу рекомендуемой структуры процесса стратегического управления, состоящей из трех фаз: «разработки стратегии», «стратегического планирования» и «стратегического мониторинга», каждая из которых разбивается на ряд последовательных этапов, которые представлены в таблице.

Рекомендуемая структура процесса стратегического управления была апробирована в рамках научных исследований по теме «Разработка рекомендаций по повышению эффективности горнодобывающих предприятий компании «Норильский никель» и получила одобрение на семинаре «Методическое обеспечение стратегического управления эффективностью горного передела на примере ОАО ГМК «Норильский никель» в горно-метал-лургическом отделении Российской академии естественных наук (РАЕН).

-------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АнсоффИ. Стратегический менеджмент. М.: - Экономика. 19S9.

2. Виханский О.С. Стратегия управления: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доб. - М.: Гардарика, 2000.

3. Cole D. Strategic Management - Theory and Practice., Institute of Continuing and Professional Education, University of Sussex, 1994.

4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

З. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии. М.: - «Банки и биржи». 199S.

6. Новикова И.К., Гончаренко С.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. - М.: МГТУ. -2001. ПТШ

— Коротко об авторах ---------------------------

Полуторный А.В. - доцент, кандидат технических наук, Новикова И.К. - профессор, кандидат технических наук, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.