Научная статья на тему 'Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний'

Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / MINING COMPANIES / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / STRATEGIC INDICATORS / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумилевский Алексей Сергеевич, Полуторный Алексей Викторович

Описаны основные особенности и принципы управления вертикально-интегрированными компаниями, и методы определения стратегических показателей, как первого шага на пути эффективного стратегического управления горнодобывающими предприятиями. Сформированы основные группы показателей в деятельности предприятия, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предложены методические подходы, позволяющие, используя статистическую отчетность предприятия, оценить его состояние, выбрать наиболее важные технико-экономические показатели, распределить их по группам и спрогнозировать их состояние в будущем с учетом взаимодействия с другими подразделениями компании и отталкиваясь от стратегии компании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гумилевский Алексей Сергеевич, Полуторный Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO AN ECONOMIC JUSTIFICATION OF STRATEGIC INDICATORS OF THE MINING COMPANIES AS A PART OF A MINING-AND-PROCESSING INTEGRATED WORKS COMPANY

Article describes the basic features and management principles the vertically-integrated companies, and methods of definition of strategic indicators, as first step on a way of effective strategic management of the mining companies. Main groups of indicators in the enterprise, affecting the results of production and economic activity. The proposed methodological approaches using statistical statements of the company, assess its condition, to choose the most important technical and economic parameters, assign them to groups and to predict their future performance with regard to cooperation with other units of the company and based on the company''s strategy as a whole.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний»

- © А.С. Гумилевский,

A.B. Полуторный, 2015

УДК 622:338.45:338.24

А.С. Гумилевский, A.B. Полуторный

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРУКТУРЕ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Описаны основные особенности и принципы управления вертикально-интегрированными компаниями, и методы определения стратегических показателей, как первого шага на пути эффективного стратегического управления горнодобывающими предприятиями. Сформированы основные группы показателей в деятельности предприятия, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предложены методические подходы, позволяющие, используя статистическую отчетность предприятия, оценить его состояние, выбрать наиболее важные технико-экономические показатели, распределить их по группам и спрогнозировать их состояние в будущем с учетом взаимодействия с другими подразделениями компании и отталкиваясь от стратегии компании в целом.

Ключевые слова: горнодобывающие предприятия, стратегические показатели, методы.

Горно-металлургические компании (ГМК), представляющие собой крупные вертикально-интегрированные холдинги, созданные на базе горно-обогатительных и металлургических предприятий и объединяющие в единый технологический цикл добычу руды, производство металлов и сопутствующей продукции, составляют основу одной из базовых отраслей промышленности, оказывающих существенное влияние на формирование макроэкономических показателей. Важным звеном в этой системе являются горнодобывающие предприятия, осуществляющие горные переделы, которые представляют собой начальный этап в деле производства конечных продуктов.

В современных условиях функционирования горнодобывающих предприятий характерной чертой является возрастающая конкурентная борьба

как на внутреннем, так и на международном рынках, лидерство в которой обеспечивает полнота и оптимальное использование всех доступных ресурсов. Правильно выбранная стратегия функционирования в такой ситуации позволяет занять прочную позицию на рынке и обеспечить благополучное существование компании в будущем, давая возможность приумножить свои капиталы (активы).

Разработка методологии стратегического планирования в горнодобывающей промышленности, положенного в основу формирования стратегии горнодобывающего предприятия, основывается, прежде всего, на научных подходах и принципах, применяемых в стратегическом менеджменте: системном, поведенческом, административном, маркетинговом, воспроизводственном, нормативном, интеграционном и других.

Теория и практика стратегического управления признает необходимость разработки многоуровневой стратегии компании:

• корпоративной стратегии, охватывающей деятельность компании целиком или группу бизнесов;

• стратегии бизнес - единицы;

• функциональной стратегии, формулируемой по каждой сфере управления бизнес-единицей (маркетинг, производство, НИОКР, персонал, финансы и пр.).

В соответствие с предлагаемыми методическими подходами к стратегическому управлению компанией, фаза «Стратегическое планирование» предусматривает разработку стратегической программы компании, состоящую из определенных проектов целенаправленного изменения состояния входящих в его структуру предприятий (бизнес -единиц), в том числе горных переделов, обеспечивающих в перспективе достижение обоснованных на корпоративном уровне значений стратегических показателей.

До настоящего времени в стратегическом планировании используются традиционные теоретико-методологические принципы долгосрочного планирования, что противоречит предлагаемой концепции стратегического управления компанией и вызывает необходимость разработки нового концептуального подхода к структуризации процесса стратегического планирования, рассматривая его как стратегическое управление бизнес-единицей.

Стратегическое управление ГМК, по мнению авторов, должно базироваться на следующих основных принципах:

• реализация стратегии компании должна обеспечиваться адекватными стратегиями самостоятельно хозяйствующих подразделений как стратегических бизнес-единиц; стратегия

самостоятельно-хозяйствующего подразделения (подразделений компании) определяется стратегической задачей зоны хозяйствования и соответствующими ресурсами на ее выполнение;

• стратегические задачи самостоятельно-хозяйствующих подразделений (подразделений компании) формулируются на основе результатов анализа их внешней и внутренней среды и содержат количественные оценки в соответствии с поставленной целью;

• разработка стратегических направлений решения стратегических задач должна основываться на многовариантном подходе к их формированию, оценке и выбору по критерию ресурсных затрат;

• проекты, предназначенные для формирования стратегической программы подразделения компании должны сертифицироваться по критериям предпочтения. Таким образом, постановка стратегических задач горнодобывающего предприятия как подразделения компании предусматривает определение конкретных значений его стратегических показателей на перспективу, а также временных и ресурсных затрат на их достижение.

Перечень стратегических показателей определяется на основе анализа состояния производства и ограничений, накладываемых внешней средой.

Задание значений стратегических показателей предусматривается посредством сравнительного анализа достигнутого уровня развития предприятия с аналогичными показателями ведущих мировых компаний-конкурентов при обеспечении их сопоставимости.

В современных условиях рыночной экономики показателем эффективности функционирования предприятия является конкурентоспособность производимой продукции, получение соответствующей прибыли и как след-

ствие обеспечении рентабельности производства, а залогом выполнения этих задач выступает обоснованное управление производственными показателями деятельности горнодобывающего предприятия. Анализ структуры горно-металлургических компаний и особенностей функционирования ее подразделений позволяет выявить определенные производственные показатели, способные варьироваться, а также определить взаимосвязи между ними, посредством которых возможно влиять на эффективность функционирования предприятия и способствовать достижению поставленных перед предприятием целей.

Складывающаяся в последние годы ситуация на рынке цветных металлов обязывает горно-металлургические компании обеспечивать выживание своих подразделений в соответствии с быстроизменяющимися условиями. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности горно-металлургических компаний, определяющаяся прибыльностью ее переделов, подразумевает системный подход к определению технических и технологический показателей (объем и качество продукции) производства (добычи, обогащения и металлургии) и операционных затрат (себестоимость) и соотнесению их с ценой реализации.

Стратегические направления горно-металлургических компаний представлены в виде вытекающих из заяв-

ленной миссии целевых ориентиров, которые в свою очередь определяют имеющие количественную оценку стратегические задачи и тенденции изменения стратегических показателей корпорации. Установленные в рамках корпоративной стратегии целевые ориентиры определяют также стоимостные и качественно-количественные показатели производимой продукции по основным структурным (производственным) подразделениям - горнодобывающему, обогатительному и металлургическому переделам. Спускаясь ниже по иерархической цепочке (системе) каждый последующий уровень корпорации является более детальным описанием предыдущего и стратегические задачи корпорации в процессе декомпозиции трансформируются, конкретизируются и образуют стратегические цели горнодобывающего предприятия. Реализация стратегических целей осуществляется посредством принятия к реализации набора стратегических задач, представляющие собой комплекс взаимоувязанных друг с другом мероприятий.

Возможные пути достижения стратегических целей являются стратегическими направлениями развития, а временные, производственные затраты и денежные ресурсы - это стратегические альтернативы, которые представлены определенным набором качественно-количественных и стоимостных показателей, именуемых

Основные требования к стратегическим задачам

продвижение^ намерений (миссии)и стратегических целей оргшшзвипи

согласование с ценностями и политикой {лра вилами) организации

быть реальными для

конкретных обстоятельств

осуществимость задач должна оцениваться по параметрам: времени, кол-ву, качеству и стоимости

г

ясность для конкретных исполнителей

стратегическими показателями, позволяющими достигнуть поставленные перед горнодобывающим предприятием цели.

Анализ «разрывов» между достигнутыми и стратегическими показателями развития горнодобывающих предприятий определяет возможные пути их ликвидации - стратегические направления развития и требования к проектам стратегической программы горнодобывающих предприятий.

Современное понимание стратегического управления горным переделом предусматривает рассмотрение стратегических задач как дальнейшую конкретизацию целей ГМК посредством задания количественных ориентиров на заданных целями направлениях развития предприятия, соответствуя при этом основным требованиям (рисунок).

Основные требования к стратегическим задачам

Сформулированные в рамках целей задачи горнодобывающих предприятий (структурных подразделений компании) определяют уровень основных показателей для планов всех временных уровней.

Методические подходы к экономическому обоснованию стратегических показателей горнодобывающих предприятий в структуре горно-металлургических компаний предусматривают формирование структуры информационного описания горного передела, включающего определенный набор показателей, характеризующих условия и результативность его деятельности. Учитывая сложность и многогранность структуры компании, нередко на ее эффективность оказывает влияние значительное число показателей, анализ которых в силу своей масштабности непрезентативен. Здесь уместно использование методики факторного анализа, позволяющей

представить в компактном виде большой объем числовой информации, оценивая при этом реальное влияние каждого фактора на исследуемые процессы, обнаружить причинные связи между факторами, в том числе и скрытые, определить закономерности протекания процессов, которые формируются наблюдаемыми факторами.

Основная задача состоит в составлении перечня результирующих показателей горнодобывающих предприятий и влияющих на них факторов, а также в установлении взаимосвязей между ними. Методики предусматривают формирование цепочки «критериев» с определенными взаимосвязями между ними (причинно-следственные связи), что должно обеспечить оценку любого показателя цепочки с учетом любых изменений показателей ее звеньев. Взаимосвязи позволяют определять как отклонения значений показателей от планируемых, так и направление необходимых воздействий. Понимая процесс взаимодействия между выбранными показателями, можно спрогнозировать их изменение в будущем и получить различное количество их значений, что наглядно представлено при моделировании и составлении сценариев развития предприятия. Далее используя различные экспертные методы (шкалирование, ранжирование, поиск функций ценности, поиск функций классификации), становится возможным произвести выбор и обоснование стратегических показателей в зависимости от заданной стратегической цели.

В результате диагностического анализа технико-экономических показателей сформированы основные группы показателей в деятельности предприятия, повлиявшие на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Анализ каждой из этих составляющих дает новые воз-

можности разработки стратегических альтернатив развития предприятия. Полученный исходный информационный базис технико-экономических показателей возможно рассматривать как комплекс взаимосвязанных показателей, обеспечивающих в непрерывно меняющихся условиях внешней и внутренней среды эффективную реализацию выбранного варианта (стратегической альтернативы) развития. Для оценки взаимосвязей между отдельными технико-технологическими, экономическими и организационными показателями за определенный промежуток времени предлагается использовать традиционные методы корреляционного анализа, где в качестве исследуемых показателей выступают как горно-геологические, технико-технологические, так и организационные показатели деятельности предприятия.

Таким образом, определенные взаимоувязанные технико-технологические, экономические и организационные показатели представляют собой информационную модель, позволяющую произвести объективную оценку деятельности и использоваться при моделировании процесса стратегического управления предприятием.

На основании разрабатываемой методических подходов исходной базой для разработки стратегии горнодобывающих предприятий является стратегическая задача компании, ориентированная на стратегическую зону хозяйствования (СЗХ), к которой принадлежит горнодобывающее предприятие. Постановка стратегических задач горнодобывающих предприятий предусматривает определение конкретных значений его стратегических показателей на перспективу, а также временных и ресурсных затрат на их достижение.

Перечень стратегических показателей определяется на основе анализа

состояния производства и ограничений, накладываемых внешней средой.

В соответствии с методическими подходами определены основные этапы обоснования стратегических показателей.

Этап 1. На первом этапе осуществляется анализ имеющейся по предприятию информации, включающей годовую отчетность, финансовые документы и производственные планы с целью формирования перечня исходных показателей для последующей их классификации по группам: горногеологические, технико-технологические, организационные и экономические.

Этап 2. На втором этапе исходное множество показателей делится на управляемые и неуправляемые (не имеющие количественной оценки), и последние из рассмотрения исключаются. Далее составляются диапазоны варьирования отобранных показателей, при этом определяемые значения должны соответствовать поставленной перед ГДП целью.

Этап 3. Далее методом факторного анализа показатели делятся на несколько групп по степени их влияния на целевой критерий, которым является себестоимость производимой продукции. Затем необходимо сформировать математическую модель предприятия и установить наличие взаимосвязей между показателями и степень их влияния на себестоимость.

Этап 4. Принимая во внимание тот факт, что горнодобывающее предприятия работает во взаимодействии с рабочей средой, которая является обогатительная фабрика и внешней средой корпорации, под влиянием интересов всех участников рынка (государство, поставщики, потребители и т.д.), необходимо помнить о моменте неопределенности в прогнозировании поведения всех участников. На данном этапе осуществляется

имитационное моделирование, позволяющее учесть вышеперечисленные факторы и воспроизвести поведение системы, учитывая взаимосвязь отобранных показателей с учетом минимизации целевого критерия.

Для реализации процесса стратегического управления горным переделом в структуре горно-металлургических компаний необходима разработка соответствующего методического обеспечения для реализации каждой фазы и этапа.

Решение этой актуальной научной и практической задачи потребовало проведения детального анализа рекомендуемых в зарубежной и отечественной теории и используемых в практике стратегического управления, как специально разработанных методов и процедур и адаптированного традиционного методического обеспечения процессов планирования и управления.

В зарубежной литературе для выбора и обоснования стратегических показателей организации предлагается использование как традиционных методов прогнозирования, финансового и экспертного анализа, так и специальных методик. Среди них наибольшего внимания заслуживают следующие:

• «сметные прогнозы»;

• «простейшие перспективные оценки»;

• анализ относительных показателей;

• «PIMS-анализ»;

• методика «The Balanced Score-card»;

• методы «оперативного контроллинга»;

• «ABC-анализ»;

• функционально-стоимостной анализ (ФСА/АВС);

• «GAP-анализ» (анализ «разрывов»);

• специальные экспертные методы;

• экономико-статистические методы.

Предлагаемые методические подходы позволяют, используя статистическую отчетность предприятия, оценить его состояние, выбрать наиболее важные технико-экономические показатели, распределить их по группам и спрогнозировать их состояние в будущем с учетом взаимодействия с другими подразделениями компании и отталкиваясь от стратегии компании в целом.

Определение перечня обоснованных стратегических показателей является необходимым условием для осуществления дальнейших шагов по разработке методики стратегического управления горнодобывающим предприятием в структуре горно-металлургических компаний, что напрямую влияет на показатели эффективности функционирования компании и получения конкурентоспособной продукции и обеспечения рентабельности производства.

1. Астахов А. С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. - М.: Недра, 1981. -216 с.

2. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. - М.: Изд-во МГГУ, 1995. -80 с.

3. Ашихмин А.А. Новикова И.К. Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики. - М.: Изд-во МГГУ, 2000.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Гитис Л.Х. Кластерный анализ: основные идеи и методы. - М.: Изд-во МГГУ,

2000. - 62 с.

5. Новикова И.К. Гончаренко С.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Изд-во МГГУ,

2001.

6. Новикова И.К., Ашихмин А.А. Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики. В 2-х книгах. Кн. 1. - М.: Изд-во МГГУ, 2000. -101 с.

7. Новикова И.К., Колыванов С.И. Стра- ния. Учебное пособие. В 2-х частях. - М.: тегический менеджмент в горной промыш- Изд-во МГГУ, 2002, 180 с. ленности: основы проектного финансирова-

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

Гумилевский Алексей Сергеевич - доктор экономических наук, генеральный директор ЗАО «Компания Трансуголь», Полуторный Алексей Викторович - кандидат технических наук, доцент, МГИ НИТУ «МИСиС», e-mail: ud@msmu.ru.

UDC 622:338.45:338.24

METHODICAL APPROACHES TO AN ECONOMIC JUSTIFICATION OF STRATEGIC INDICATORS OF THE MINING COMPANIES AS A PART OF A MINING-AND-PROCESSING INTEGRATED WORKS COMPANY

Gumilevskii A.S., Doctor of Economical Sciences, General Director, «Company Transugol», Polutornyi A.V., Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor,

Moscow Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», e-mail: ud@msmu.ru.

Article describes the basic features and management principles the vertically-integrated companies, and methods of definition of strategic indicators, as first step on a way of effective strategic management of the mining companies. Main groups of indicators in the enterprise, affecting the results of production and economic activity. The proposed methodological approaches using statistical statements of the company, assess its condition, to choose the most important technical and economic parameters, assign them to groups and to predict their future performance with regard to cooperation with other units of the company and based on the company's strategy as a whole.

Key words: mining companies, strategic indicators, methods.

REFERENCES

1. Astakhov A.S. Ekonomicheskaya otsenka zapasov poleznykh iskopaemykh (Economic appraisal of mineral reserves), Moscow, Nedra, 1981, 216 p.

2. Ashikhmin A.A. Razrabotka i prinyatie upravlencheskikh reshenii: formal'nye modeli i metody vybora (Managerial solution creation and decision-making: Descriptive models and selection methods), Moscow, Izd-vo MGGU, 1995, 80 p.

3. Ashikhmin A.A. Novikova I.K. Strategiya promyshlennogo investirovaniya v mineral'no-syr'evom sek-tore ekonomiki (Strategy of industrial investment in the mineral and raw materials sector of economy), Moscow, Izd-vo MGGU, 2000.

4. Gitis L.Kh. Klasternyi analiz: osnovnye idei i metody (Cluster analysis: Keynote ideas and methods), Moscow, Izd-vo MGGU, 2000, 62 p.

5. Novikova I.K. Goncharenko S.N. Strategicheskii menedzhment (Strategic management), Moscow, Izd-vo MGGU, 2001.

6. Novikova I.K., Ashikhmin A.A. Strategiya promyshlennogo investirovaniya v mineral'no-syr'evom sek-tore ekonomiki. Kn. 1 (Strategy of industrial investment in the mineral and raw materials sector of economy, book 1), Moscow, Izd-vo MGGU, 2000, 101 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Novikova I.K., Kolyvanov S.I. Strategicheskii menedzhment v gornoi promyshlennosti: osnovy proek-tnogo finansirovaniya. Uchebnoe posobie (Strategic management in mining: Basis of project financing. Educational aid), Moscow, Izd-vo MGGU, 2002, 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.