Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОРПОРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина Вера Викторовна, Юеин Ян

Международная конкурентная среда требует от современных корпораций разработки и реализации наиболее эффективных конкурентных стратегий. Ориентация на лидерские позиции на рынке требует формирования компаниями активной инновационной политики, повышения расходов на научные исследования и разработки, увеличение факторов, составляющие техническую и технологическую основу деятельности. Отсутствие единого подхода к анализу конкурентной стратегии корпорации делает изучение данного объекта исследования актуальным. Тема статьи имеет важное теоретико-методологическое значение в развитии анализа конкурентных стратегий корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF COMPETITIVE STRATEGIES OF MODERN CORPORATIONS

The international competitive environment requires modern corporations to develop and implement the most effective competitive strategies. Orientation to leadership positions in the market requires companies to form an active innovation policy, increase spending on research and development, increase the factors that make up the technical and technological basis of activity. The lack of a unified approach to the analysis of the competitive strategy of the corporation makes the study of this research object relevant. The topic of the article has an important theoretical and methodological significance in the development of the analysis of competitive strategies of corporations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ»

УДК 339.137.2:33°.1 DOI 10.47629/2074-9201_2022_1_104_108

Демина Вера Викторовна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Экономической теории и менеджмента, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Москва,

demina-vera@yandex.ru

Ян Юеин,

аспирант 2 курса, Московский педагогический государственный университет, Москва,

yueindiane@gmail.com

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ

СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Аннотация. Международная конкурентная среда требует от современных корпораций разработки и реализации наиболее эффективных конкурентных стратегий. Ориентация на лидерские позиции на рынке требует формирования компаниями активной инновационной политики, повышения расходов на научные исследования и разработки, увеличение факторов, составляющие техническую и технологическую основу деятельности. Отсутствие единого подхода к анализу конкурентной стратегии корпорации делает изучение данного объекта исследования актуальным. Тема статьи имеет важное теоретико-методологическое значение в развитии анализа конкурентных стратегий корпораций.

Ключевые слова: конкурентоспособность, корпорация, конкурентная стратегия, методика, анализ, транснационализация

Vera V. Demina,

Doctor of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Economic Theory and Management, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, Moscow,

demina-vera@yandex.ru

Yang Yueying,

2nd year Postgraduate, Moscow Pedagogical State University, Moscow, yueindiane@gmail.com

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF COMPETITIVE STRATEGIES OF MODERN CORPORATIONS

Abstract. The international competitive environment requires modern corporations to develop and implement the most effective competitive strategies. Orientation to leadership positions in the market requires companies to form an active innovation policy, increase spending on research and development, increase the factors that make up the technical and technological basis of activity. The lack of a unified approach to the analysis of the competitive strategy of the corporation makes the study of this research object relevant. The topic of the article has an important theoretical and methodological significance in the development of the analysis of competitive strategies of corporations.

Keywords: competitiveness, corporation, competitive strategy, methodology, analysis, transnationalization

Тенденции к усилению глобализации мирового сообщества, взрывной характер информационных технологий способствуют необходимости повышения внимания к анализу конкурентоспособности современных корпораций. Деятельность каждой корпорации направлена на достижение наиболее выгодных позиций на мировом рынке, что возможно за счет использования эффективной конкурентной стратегии [2]. Однако на современном этапе в научных работах отсутствует единое мнение относитель-

но метода, который мог бы наиболее точно выявить, является ли конкурентная стратегия корпорации эффективной. В связи с этим существует необходимость формирования нового методического подхода к оценке конкурентной стратегии, что требует анализа существующих методик. Изучение методических подходов к анализу конкурентных стратегией современных корпораций является актуальным, поскольку позволит выявить результаты исследований предшественников, создав теоретико-методическую базу

для последующей разработки оптимального метода оценки конкурентной стратегии корпорации.

Объект изучения статьи - конкурентная стратегия корпорации, предмет - методы анализа конкурентоспособности корпорации. В статье используются методы анализа научной литературы западных, российских и китайских в области конкурентоспособности корпораций, а также проводится систематизация существующих методов оценки конкурентоспособности корпорации.

В западной научной литературе особый интерес к проблеме формирования конкурентоспособности компаний был отмечен во второй половине прошлого столетия. М. Портер, С.Л. Ньюберт, Дж. Барни, Чандлер, Хэмел и Прахалад и другие авторы предпринимали попытки описать сущность данного феномена, что привело к формированию нескольких концептуальных подходов в теории конкурентоспособности компаний. Несмотря на появление большого количества работ, затрагивающих теоретические аспекты конкурентоспособности корпораций, методические подходы к ее оценке представлены достаточно ограничено. Как правило, различия проявляются во взглядах относительно показателей, которые должны лежать в основе анализа конкурентной стратегии корпорации, и методов исследования. В статье проведен анализ методических подходов к оценке конкурентной стратегии корпорации в работах западных (М. Меллат-Параст, Дж. Спиллан, С.Ф. Карабаг, И. Фрай, Р.Б. Папалия, А. Кианто, Л.Ф. Мендиета-Па-навлер), российских (А.И. Мозговой, Т.А. Береговская, Т. Андреева, В.Ю. Чернова, А.А. Мовчан) и китайских авторов (С. Чжао, Ц. Ян, Лю Мэйлин, Хуан Вэньцзюнь, Тан Лиянь, У Цзянгун, Тан Бинь, Ли Пэйлинь, Го Цин-лин, Чжао Шилэй).

Западные авторы использовали разные подходы к анализу конкурентной стратегии корпораций. С.Ф. Карабаг в своей работе использовал комплексную методику качественной оценки конкурентоспособности корпорации. Исследователем был применен метод фокус-групп, в ходе которого анализ конкурентоспособности корпорации происходил на основе результатов бесед с ее сотрудниками и оценки по показателям управления качеством, ориентации на внешний рынок, лицензирования и нетарифных ограничений, надежного доступа к ресурсам, ориентации на внутренние рынки, создания сетей, дифференциации продуктов и государственной поддержки [11]. Использование данной методики представляется обоснованным при наличии возможности организации фокус-групп в каждой корпорации. По каждому из индексных показателей отсутствует стандартное значение, поэтому использование методики С.Ф. Ка-рабага ограничено лишь сравнительными исследованиями конкурентных корпораций.

Сравнительный конкурентный анализ для оценки конкурентной стратегии корпорации также был использован в работе М. Меллат-Параст и Дж. Спиллан. Сравнение корпораций проводилось на основе реагирования корпорации на изменение потребностей заказчика или поставщиков, реакции на изменение стратегии конкурента, разработке новых продуктов и конкурентная позиция на рынке [14]. В работе И. Фрая были выбраны другие показатели, включившие текущую рентабельность, рентабельность в течении последних пяти лет, валовую прибыль и способность достигать экономических целей [9].

Анализ конкурентной стратегии корпорации на основе оценки ее внутренней среды был предпринят в работе П. Салия, представив собой многомерный индексный подход, учитывающий эффективность, результативность и показатель роста конкурентного прогресса [7].

Интерес представляют также методические подходы С. Кэмисон, Б. Форес и Л.Ф. Мендиета-Па-навлер. В них особое внимание уделено глобальному фактору, который должен быть учтен в конкурентной стратегии корпорации [8; 15]. Л.Ф. Мендиета-Панав-лер, в частности, использовала количественный подход при анализе конкурентоспособности корпорации, в основе которого лежит расчет двух показателей: доли на мировом рынком измеряемой на основе оценивания объема общего дохода компании, а также индекса, рассчитываемого путем оценки глобального присутствия корпорации, ее общей выручки и выручки конкретного подразделения [15].

Работы российских авторов также представляют научный интерес в виду наличия специфических методических подходов к анализу конкурентной стратегии корпорации.

А.И. Мозговой отмечает, что анализ конкурентной стратегии корпорации должен состоять из пяти этапов, включая анализ сильных и слабых сторон, оценку соответствия рыночной конъюнктуре, оценку осведомленности о желаниях потребителя и тенденциях рынка, анализ состояния конкурентов, отслеживания тенденций в производстве, потребительной среды, информационной, технологической и управленческой сферах [4]. Методика исследователя достаточно сложна для реализации и включает в себя элементы оценки как внутренней среды корпорации, так и внешней, инструменты конкурентного и управленческого анализа.

Т.А. Береговская рекомендует при оценке конкурентной стратегии корпорации сконцентрировать внимание на учете глобальных факторов внешней среды и проводить сравнительный конкурентный анализ на основе показателей активов компании, локализации и интернационализации. Необходимо также оценивать вовлеченность корпораций в стратегические альянсы [1]. Преимуществом данного методи-

ческого подхода следует считать подробную оценку внешней среды корпорации.

В совместном исследовании Т. Андреевой и А. Кианто методический подход к анализу конкурентной стратегии корпорации сосредоточен на оценке факторов внутренней среды. Исследователями использован сравнительный конкурентный анализ, основанный на количественном измерении показателей, составляющих шкалу оценки конкурентоспособности корпорации. Среди этих показателей Т. Андреевой и А. Кианто выделены успешность организации, доля рынка, рост, прибыльность, инновации. Оценка каждого показателя проводится на основе сравнительного анализа со средними показателями корпораций-конкурентов [6].

A.А. Мовчан для анализа конкурентоспособности корпорации использовал метод, основанный на комплексной оценке эффективности функциональной, финансовой, инновационной и проектной стратегий. Количественными показателями в данной методике выступают степень достижения цели, определяемая путем сравнения целевых значений по каждой из стратегии с прогнозируемыми [3].

B.Ю. Черновой эффективность конкурентной стратегии корпорации рассчитывалась путем факторного анализа рыночного рейтинга продукции корпораций и общего рейтингового коэффициента [5].

Работы китайских авторов отличает широкое использование методов математического анализа конкурентоспособности корпораций и широкое применение инструментов социологических исследований при анализе конкурентной стратегии корпорации как на уровне внутренней среды, так и внешней.

В статье Лю Мэйлин и Хуан Вэньцзюнь построена система оценочных индексов конкурентоспособности корпораций. По их мнению, особенно важно при анализе конкурентной стратегии корпорации учитывать показатели глобальной ценности корпорации; глобальный контроль операционных рисков; производственные и операционные показатели компании; контроль инноваций корпорации; экологическую адаптируемость компании; преимущества инновационных продуктов корпорации; уровень качества инноваций корпорации [13].

Исследователями В. Сун и др. конкурентоспособность корпорации анализировалась на основе сравнения с конкурентами. В рамках анализа оценивались пять пунктов: победа над конкурентами на рынке, качество продуктов и услуг, реагирование на запросы рынка, реагирование на изменения окружающей среды и создание логистических сетей [16].

Ли Пэйлинь использует методику, основанную на четырехмерной системе показателей масштабного преимущества, отраслевого распределения, факторного контроля и степени транснациональности. Преимущество масштаба характеризуется соотношением

операционных доходов и масштаба прибыли, а также численностью сотрудников. Распределение по отраслям сравнивается путем изучения количества корпораций в отрасли. Факторный контроль характеризуется двумя показателями: технической мощи и контроля над брендом. Степень транснациональности является важным фактором, определяющим силу глобального управления транснациональных компаний, она выражается транснациональным индексом [12].

Чжао Шилэй предложил при анализе конкурентной стратегии корпорации использовать структурный подход. По его мнению, модель конкурентоспособности корпорации представляет собой тетра-эдрическую структуру, включающую в себя четыре уровня: институциональные инновационные возможности (в их основе собственные ресурсы предприятия), технологические инновационные возможности, возможности управления бизнесом и возможности развития рынка [18]. Следовательно, методика анализа конкурентной стратегии корпорации должна учитывать оценку ее инновационного потенциала.

Тан Лиянь проводит анализ конкурентной стратегии японской корпорации Canon Medical Systems, которая ведет свою деятельность на китайском рынке. В основе методики, используемой Тан Лиянь, лежит комплексный подход, сочетающий в себе анализ внутренней и внешней среды корпорации. Для анализа внутренней среды используется классический метод SWOT-анализа, которые позволяет выявить собственные преимущества, слабые стороны, возможности и угрозы. Также исследователь использовал метод опроса торгового, старшего управленческого, маркетингового персонала, персонала послепродажного обслуживания и функционального отдела. Это позволило более подробно изучить внутреннюю среду исследуемой корпорации. Для анализа внешней среды использованы инструменты метода PEST [17]. Данная методика позволяет провести анализ эффективности деятельности предприятия, но она ограничена в возможности дать точную оценку позиции корпорации на конкурентном рынке, а также в незначительной степени учитывает специфику глобали-зированности деятельности корпораций.

В работе Го Цинлин отмечается высокая роль социальной корпоративной ответственности в формировании конкурентного преимущества корпораций. Исходя из этой идей, методика исследования построена на эмпирическом анализе конкурентной стратегии, в основе которого лежит модель динамических панельных данных с запаздыванием. В качестве переменных модели конкурентоспособности корпорации исследователем использованы инновационные возможности транснациональных компаний, показатели макросреды корпорации и размер корпорации. Го Цинлин использует индекс концентрации (доля инвестиций (затрат) в НИОКР и опытно-конструкторские

разработки каждой транснациональной компании в доходе от продаж продукции), для оценки отношения корпорации к НИОКР, технологической трансформации, внедрению и продвижению технологий. Исключить гетероскедастичность позволяет логарифмирование каждого показателя. Го Цинлинем общие активы корпорации рассматриваются как показатели служащие для измерения масштаба компании [10].

Таким образом, в работах современных исследователей представлены разные методики анализа конкурентных стратегий корпораций. Среди них можно выделить количественные методы (факторный анализ, модели структурных уравнений, регрессионные модели, конкурентный анализ по количественным показателям), качественные методы (анализ по шкале конкурентоспособности, социологические

методы - метод фокус-групп, опросы и др.), интегрированные методы (многомерный индексный анализ, сравнительный конкурентный анализ на основе качественных и количественных методов).

В заключении хотелось бы отметить, что исследователи по-разному определяют значимость анализа внутренней и внешней среды корпорации при анализе ее конкурентной стратегии. На наш взгляд, подходы, в которых учитываются факторы внутренней и внешней среды, при этом внимание также уделяется специфике глобальности деятельности корпорации, является более перспективными для использования в последующих исследованиях, поскольку позволяют сформировать наиболее полное представление о конкурентных преимуществах корпорации и эффективности конкурентной стратегии в целом.

Список литературы

1. Береговская Т.А. Современные методы реализации конкурентных стратегий транснациональных корпораций // Вестник ГУУ. 2015. № 10. С. 10-13.

2. Демина В.В., Ян Ю. Условия обеспечения конкурентоспособности корпораций в обществе знаний // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 1. С. 6-10.

Ъ.Мовчан А.А. Комплекс стратегий транснациональных корпораций, обеспечивающих их устойчивое развитие и адаптацию к российским условиям // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1. 2017. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/75EVN117.pdf. (дата обращения: 12.10.2021).

4. Мозговой А.И. Формирование конкурентных преимуществ российских транснациональных корпораций в условиях глобализации // Управление. 2019. № 3. С. 30-37. DOI 10.26425/2309-3633-2019-3-30-37

5. Чернова В.Ю. Трансформация глобальной стратегии ведущих транснациональных компаний на мировом рынке безалкогольной продукции: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук 08.00.14. М., 2016. 22 с. ô.Andreeva T. Does Knowledge management really matter? Linking knowledge management practices, competitiveness and economic performance / T. Andreeva, A. Kianto // Journal of Knowledge Management. 2012. № 16 (4). Р. 617-636. URL: https://doi.org/10.1108/13673271211246185 (дата обращения: 12.10.2021).

7. Calia P. Information theoretic Competitiveness composite indicator at micro level / R.B. Papalia, H. Calia, C. Fillipucci // Social Indicators Research. 2015. № 123(2). - Р. 349-370. DOI: 10.1007/s11205-014-0745-0

8. Camison C. Is tourism firm competitiveness driven by different internal or external specific factors: New empirical evidence from Spain / С. Camison, B. Fores // Tourism Management. 2015. № 48. Р. 477-499. DOI: 10.1016/j. tourman.2015.01.001

9. FrajE. Environmental strategies and organizational competitiveness in the hotel industry: The role of learning and innovation as determinants of environmental success / E.Fraj, J.Matute, I.Melero // Tourism Management. 2015. № 46. Р. 30-42. DOI: 10.1016/j.tourman.2014.05.009

10. Guo Qingling. Analysis of the impact of corporate social responsibility on the international competitiveness of Chinese multinational companies: dissertation. Shandong: Shandong University, 2012.87 p. DOI: 10.7666/d.y2183377. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/thesis/Y2183377 (дата обращения: 12.10.2021).

U.KarabagS.F. Determinants of firm competitiveness: a case of the Turkish textile and apparel industry / S.F. Karabag, M.C. Lau, F. Suvankulov // The Journal of the Textile Insititute. 2014. № 105 (1). Р. 1-11. URL: http://dx.doi.org/10.1080/ 00405000.2013.811787 (дата обращения: 12.10.2021).

12. Li Palin. International comparison and countermeasures of the competitiveness of transnational corporations in China // Economic aspects. 2015. № 3. Р. 57-61. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/jjzh201503010 (дата обращения: 12.10.2021).

13. LiuMeiling, Huang Wenjun. Construction and empirical study of the index system for assessing the competitiveness of transnational corporations // Statistics and solutions. 2016. № 5. Р. 183-185. DOI: 10.13546/j.cnki.tjyjc.2016.05.048. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/tjyjc201605048 (дата обращения: 12.10.2021).

14. Mellat-Parast M. Logistics and supply chain process integration as a source of competitive advantage / M. Mellat-Parast, J.E. Spillan // International Journal of Logistics Management. 2014. № 25 (2). Р. 315-333. URL: https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJLM-07-2012-0066/full/html (дата обращения: 12.10.2021).

15. Mendieta-Peñalver L.F. Is hotel efficiency necessary for Tourism Destination Competitiveness: An integrated approach? / L.F. Mendieta-Peñalver, J.F. Perles-Ribes, A.B. Ramon-Rodriguez, M.J. Such-Devesa // Tourism Economics. 2018. № 24 (1). Р. 3-26. URL: https://doi.org/10.5367/te.2016.0555 (дата обращения: 12.10.2021).

16. Yang J., Zhang F., Jiang X., Sun W. Strategic Flexibility, Green Management, and Firm Competitiveness in an Emerging Economy //Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol. 101. Р. 347-356. D0l:10.1016/J. TECHFORE.2015.09.016

17. Tang Liyan. Research on the competitive strategy of Japanese multinational corporations in China: dissertation. Shanghai: University of International Business and Economics, 2019.125 p. URL: https://wap.cnki.net/touch/web/ Dissertation/Article/10036-1019229709.nh.html (дата обращения: 12.10.2021).

18. Zhao Shilei. Analysis of the competitiveness model of Chinese transnational corporations // Social Sciences of Guizhou. 2011. № 2. Р. 85-89. doi: 10.3969/j.issn.1002-6924.2011.02.016 URL: https://d.wanfangdata.com.cn/ periodical/gzshkx201102016 (дата обращения: 12.10.2021).

References

1. Beregovskaya T.A. Sovremennye metody realizacii konkurentnyh strategij transnacional'nyh korporacij // Vestnik GUU. 2015. № 10. S. 10-13.

2. Demina VV., Yan Yu. Usloviya obespecheniya konkurentosposobnosti korporacij v obshchestve znanij // Sbornik konferencij NIC Sociosfera. 2021. № 1. S. 6-10.

3. Movchan A.A. Kompleks strategij transnacional'nyh korporacij, obespechivayushchih ih ustojchivoe razvitie i adaptaciyu k rossijskim usloviyam // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, № 1. 2017. URL: http://naukovedenie. ru/PDF/75EVN117.pdf. (data obrashcheniya: 12.10.2021).

4. Mozgovoj A.I. Formirovanie konkurentnyh preimushchestv rossijskih transnacional'nyh korporacij v usloviyah globalizacii // Upravlenie. 2019. № 3. S. 30-37. DOI 10.26425/2309-3633-2019-3-30-37

5. Chernova V.Yu. Transformaciya global'noj strategii vedushchih transnacional'nyh kompanij na mirovom rynke bezalkogol'noj produkcii: avtoreferat diss. na soisk. uch. st. kand. ekon. nauk 08.00.14. M., 2016. 22 s.

ô.Andreeva T. Does Knowledge management really matter? Linking knowledge management practices, competitiveness and economic performance / T. Andreeva, A. Kianto // Journal of Knowledge Management. 2012. № 16 (4). Р. 617-636. URL: https://doi.org/10.1108/13673271211246185.

7. Calia P. Information theoretic Competitiveness composite indicator at micro level / R.B. Papalia, H. Calia, C. Fillipucci // Social Indicators Research. 2015. № 123(2). - Р. 349-370. DOI: 10.1007/s11205-014-0745-0

8. Camison C. Is tourism firm competitiveness driven by different internal or external specific factors: New empirical evidence from Spain / С. Camison, B. Fores // Tourism Management. 2015. № 48. Р. 477-499. DOI: 10.1016/j. tourman.2015.01.001

9. Fraj E. Environmental strategies and organizational competitiveness in the hotel industry: The role of learning and innovation as determinants of environmental success / E.Fraj, J.Matute, I.Melero // Tourism Management. 2015. № 46. Р. 30-42. DOI: 10.1016/j.tourman.2014.05.009

10. Guo Qingling. Analysis of the impact of corporate social responsibility on the international competitiveness of Chinese multinational companies: dissertation. Shandong: Shandong University, 2012.87 p. DOI: 10.7666/d.y2183377. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/thesis/Y2183377

U.KarabagS.F. Determinants of firm competitiveness: a case of the Turkish textile and apparel industry / S.F. Karabag, M.C. Lau, F. Suvankulov // The Journal of the Textile Insititute. 2014. № 105 (1). Р. 1-11. URL: http://dx.doi.org/10.1080 /00405000.2013.811787

12. Li Palin. International comparison and countermeasures of the competitiveness of transnational corporations in China // Economic aspects. 2015. № 3. Р. 57-61. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/jjzh201503010

13. LiuMeiling, Huang Wenjun. Construction and empirical study of the index system for assessing the competitiveness of transnational corporations // Statistics and solutions. 2016. № 5. Р. 183-185. DOI: 10.13546/j.cnki.tjyjc.2016.05.048. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/tjyjc201605048

14. Mellat-Parast M. Logistics and supply chain process integration as a source of competitive advantage / M. Mellat-Parast, J.E. Spillan // International Journal of Logistics Management. 2014. № 25 (2). Р. 315-333. URL: https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJLM-07-2012 0066/full/html

15. Mendieta-Peñalver L. F. Is hotel efficiency necessary for Tourism Destination Competitiveness: An integrated approach? / L.F. Mendieta-Peñalver, J.F. Perles-Ribes, A.B. Ramon-Rodriguez, M.J. Such-Devesa // Tourism Economics. 2018. № 24 (1). Р. 3-26. URL: https://doi.org/10.5367/te.2016.0555

16. Yang J., Zhang F., Jiang X., Sun W. Strategic Flexibility, Green Management, and Firm Competitiveness in an Emerging Economy //Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol. 101. Р. 347-356. DOI:10.1016/J. TECHFORE.2015.09.016

17. Tang Liyan. Research on the competitive strategy of Japanese multinational corporations in China: dissertation. Shanghai: University of International Business and Economics, 2019.125 p. URL: https://wap.cnki.net/touch/web/ Dissertation/Article/10036-1019229709.nh.html

18. Zhao Shilei. Analysis of the competitiveness model of Chinese transnational corporations // Social Sciences of Guizhou. 2011. № 2. Р. 85-89. doi: 10.3969/j.issn.1002-6924.2011.02.016 URL: https://d.wanfangdata.com.cn/ periodical/gzshkx201102016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.