Научная статья на тему 'Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования'

Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипенко Людмила Евгеньевна, Толокнова Ирина Александровна

Представлен опыт вовлечения младших школьников в исследовательскую деятельность через обогащение образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования»

Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования

Осипенко Людмила Евгеньевна, Толокнова Ирина Александровна

Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования

Представлен опыт вовлечения младших школьников в исследовательскую деятельность через обогащение образовательной среды.

Ключевые слова: учебные исследования, младшие школьники, обогащение содержания образования.

Одним из требований к личностным результатам обучающихся, освоивших основную программу начального образования, является «сформированность их мотивации к познанию»1 . Общеизвестно, чтобы вызвать у ребенка познавательный интерес к какой-либо деятельности, необходимо создание специальных условий. Например, чтобы у ребёнка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их «нелюбви к искусству» было отсутствие условий для возникновения интереса.

Формирование интереса к познанию природы имеет тот же механизм. При этом следует учитывать тот факт, что желание ребенка познавать окружающий мир носит спонтанный, ситуативный характер. То есть необходимо создание специальной «образовательной среды». Под данным термином нами понимается система педагогических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей детей, так и еще непро-явившихся интересов младших школьников.

Много лет в прогимназии № 1611 г. Москвы (ныне это структурное подразделение Школы № 1678 «Восточное Дегунино») под руководством профессора А.И. Савенкова действует лаборатория обогащения содержания образования «Учимся, исследуя, -исследуя, учимся», на базе которой проходит апробация ряда инновационных форм обучения младших школьников2.

Осипенко

Людмила Евгеньевна,

д. п. н., доцент, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва, [email protected]

Толокнова

Ирина Александровна,

учитель начальных классов ГБОУ Школа №1678 «Восточное Дегунино», г. Москва, Ш [email protected]

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. С. 7.

2

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.

Исследователь^евеаг^ег • 3-4/2018

91

Развитие исследовательской деятельности

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

3

Перельман И.Я. Занимательные задачи и опыты /И.Я. Перельман. М.: Книговек, 2011. 496 с

4

Сухомлинский В.А. Школа и природа // Советская педагогика. 1970. № 5. С. 36-45. С. 40.

5

Маркович Л.Г. Физика удивительных игрушек. Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 2000. 32 с.

В младшем школьном возрасте важно, чтобы тема исследования была внутренне принята учеником. Учет его личных интересов необходим, чтобы создать условия для проявления и раскрытия способностей в области, наиболее интересующей ребенка. Я.И. Перельман отмечал необходимость создавать в памяти ученика многочисленные ассоциации полученных знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение3.

В лаборатории обогащения содержания образования в качестве тем исследований мы предлагали учащимся проблемные задачи-сказки, задачи-рассказы, а также темы исследований, сформулированные на основе детских произведений или мультфильмов. Например, можно предложить ученикам посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» и объяснить происхождение названия «хлебное дерево». Или выяснить, что - правда, а что - ложь в мультфильме «Небылицы». В качестве определения темы для эмпирического исследования для детей был также интересен мультфильм «Маленький Мук», где требовалось сравнить скорость главного героя в волшебных туфлях со скоростью гепарда. Вместо волшебных туфель маленького Мука могут выступать сапоги-скороходы, ступа бабы Яги и т.д.

Как показал наш опыт работы, интересными для младших школьников являются исследования, включающие различные народные приметы. В.А. Сухомлинский отмечал: «Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли... С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся..., чтобы питомец наш умел заставить себя думать...»4. Для этого мы проводим экскурсии исследовательского характера, во время проведения которых предлагаем учащимся обратить внимание на народные приметы определения погоды по особенностям поведения живых организмов и состоянию окружающей среды. Например, по народным приметам признаками надвигающегося ненастья будут низко летающие над водой ласточки, купающиеся летом в пыли воробьи. Быстро движущиеся по небу тучи, обильная роса - все это признаки погожего дня. Так ли это? Предложите ученикам провести исследование и выяснить это!

В процессе исследования каждый ученик должен вести свой «погодный календарь», а в дневнике наблюдений фиксировать следующую информацию: народная примета; ее объяснение; подтвердилась ли примета в процессе наблюдений; фамилия того, кто этот материал нашел и оформил; дата и год выполнения задания.

Еще одной интересной находкой стало проведение исследований младших школьников с детскими игрушками5. Общеизвестно, что игрушка - это первое, что берет в руки ребенок, стремясь постичь окружающий его мир. Поэтому она должна быть

Методические особенности проведения учебных исследований младшими школьниками в лаборатории обогащения содержания образования

Осипенко Людмила Евгеньевна, Толокнова Ирина Александровна

увлекательной и несложной. В нашей лаборатории мы используем эти любопытные предметы не только как забаву, но и как объект исследований, предлагая учащимся «раскусить» секрет их работы, усовершенствовать или даже придумать свою игрушку. Как говорят наши дети: «Это очень здорово - знать маленькие тайны природы и уметь их использовать «по-щучьему веленью...».

Например, в России широко известна игрушка «Ванька-встанька», где используется принцип устойчивого равновесия. Секрет ее прост. Болванка со сферическим основанием, в котором закреплен кусочек свинца. В результате получается человечек, которого никак не уложишь.

Однако на занятиях мы рассказывали детям о том, что принцип «ваньки-встаньки» находит применение не только в игрушках, но и в технике, например, в спасательных лодках, которые в любой момент могут перевернуться. Поэтому они устроены так, что, даже перевернувшись, тут же возвращаются в исходное положение. На лодке для этого служат специальные, наполненные пробкой или пенопластом, выступы на носу и на корме.

Наши ученики изготавливают игрушки и сами, например, картезианского водолаза. Для этого необходимо взять пластиковую бутылку объемом 1,5-2,0 л с пробкой и заполнить ее почти доверху водой. Опустить в бутылку опрокинутую пробирку, частично заполненную водой с таким расчетом, чтобы пробирка плавала «вверх дном» в незакрытой бутылке. Затем необходимо плотно завинтить пробку - и картезианский водолаз готов. Если сжать бутылку руками - водолаз начнет погружаться. Отпустим - он поднимется «со дна» к поверхности. Немного поупражнявшись, легко добиться того, чтобы он зависал на любой глубине «по нашему желанию».

В процессе проведения исследований мы рассказывали нашим ученикам, что замечательными свойствами этой игрушки пользуются не только физики, но и «лжецелители» здоровья, настроения, «силы взгляда», не имеющие никакого отношения к данному физическому явлению.

Таким образом, занимательные темы исследований помогут углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания, повысят интерес, облегчат понимание и будут способствовать более сознательному и прочному усвоению материала.

Работа по экспериментальной методике позволила констатировать регулярные и относительно стойкие изменения в мышлении, эмоциях, формах социального взаимодействия и других видах поведения учащихся прогимназии. Следствием этих изменений является их более организованное, сложное, стабильное, базирующееся на знаниях, эффективное поведение.И

Фотографии с занятий лаборатории «Почемучек» дошкольного отделения Школы №1678 «Восточное Дегунино»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.