Научная статья на тему 'Роль экспресс-исследований в формировании универсальных учебных действий младших школьников'

Роль экспресс-исследований в формировании универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толокнова Ирина Александровна

В статье представлен пример использования методического приема экспресс-исследования на уроках в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толокнова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль экспресс-исследований в формировании универсальных учебных действий младших школьников»

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Роль экспресс-исследований в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Толокнова

Ирина Александровна,

учитель начальных классов ГБОУ Школа №1678 «Восточное Дегунино», г. Москва, Ьо [email protected]

В статье представлен пример использования методического приема экспресс-исследования на уроках в начальной школе.

Ключевые слова: экспресс-исследование, универсальные учебные действия, младшие школьники.

Познавательная потребность даётся детям от природы. Сколько удивительного содержится вокруг них! Мир полон неизведанного и чудесного, но всякий ли ребёнок способен это увидеть и открыть? Мимо скольких интересных событий и явлений дети проходят ежедневно, не заметив, не поняв их, не найдя ответы на свои вопросы.

Известно, что новые знания можно получить от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем заучивания. Поэтому в современных школьных программах огромную роль играет детская исследовательская деятельность. Она занимает ведущее место в системах развивающего обучения, так как целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен новым образовательным стандартом.

Не стоит также забывать, что ранняя исследовательская деятельность позволяет выявить и развить одарённость детей. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки

Толокнова Ирина Александровна

и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.

Однако рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

В рамках таких занятий с детьми выясняется, что такое исследование; какие бывают методы исследования (создаётся таблица с карточками); отрабатываются умения создавать гипотезы, задавать вопросы, выделять главное, делать схемы, проводить наблюдения и эксперименты. Таким образом, дети приобретают необходимую базу для проведения экспресс-исследования, которое обязательно проходит вместе с педагогом от первого этапа до последнего.

Экспресс-исследование предполагает массовое участие детей, как одаренных, так и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований в природе: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, прилетают к кормушке зимой, какие растут деревья, кустарники, какие с ними происходят изменения в разное время года и т.п. Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и фантастические экспресс-исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: машина, школа, форма, портфель, авторучка будущего и др.

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова1, можно выделить следующие основные этапы экспресс-исследования:

1 этап. Выбор темы (объекта) исследования. Выбор темы можно предложить уже знакомыми с детского сада приёмами - набор карточек с изображением неких предметов. Но можно воспользоваться фрагментом видеофильма, мультфильма, дать прослушать звуки животных, загадать загадки, разгадать кроссворды, прочитать отрывок из научно-популярной статьи, художественного произведения. Некоторые из этих приёмов можно использовать на следующем этапе. Главное в выборе темы - привлекательность для детей.

2 этап. Определение предмета исследования. Что мы хотим узнать об этом объекте? Например, если объектом исследования определена игра, то предметом исследования может стать «Ссоры во время игры». Чтобы помочь детям определиться с предметом исследования быстрее, на этом этапе можно использовать также приёмы «Невыполнимое действие»,

Фотография с занятий лаборатории «Почемучек» дошкольного отделения Школы №1678 «Восточное Дегунино»

1

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Исследователь^евеаг^ег • 3-4/2018

95

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

2

Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011.

3

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

4

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.

«Волшебные ключи»2. Главное в выборе предмета исследования - желательно, чтобы предмет исследования позволил применить большую часть методов3.

3 этап. Постановка проблемного вопроса. Главное - деликатно помочь детям определиться с проблемой, проблемным вопросом. Важно, чтобы у детей сохранялось представление, что вопрос они нашли сами.

4 этап. Выбор методов исследования. Ученики определяют возможные методы исследования, исходя из условий и возможностей класса, и делают закладки с помощью пока ещё пустых карточек (листочков) в специальной папке «Методы исследования». Эта папка представляет собой лист картона формата А4 или А3 с наклеенными на нём небольшими кармашками из плотной белой бумаги. На каждом кармашке - схематическое изображение «метода исследования»4.

Работа может проходить по следующим вариантам: а) Сообща определить последовательность методов исследования; б) Каждая группа сама определяет последовательность методов исследования.

Важно, чтобы в процессе обсуждения на первом месте оказался метод исследования «Подумать самостоятельно». Когда думаем сами, то, скорее всего, это наши предположения. Этот метод поможет плавно перейти на следующий этап.

5 этап. Выдвижение гипотез. Конечно, гипотез бывает много. Принимаются все, даже фантастические. Но для проверки лучше всего выбрать 3-4, тогда сохранится динамика занятия. Верная гипотеза фиксируется самой последней.

6 этап. Сбор материала. На этом этапе важны следующие действия:

1. Разбить детей на микро-группы по 4-5 человек.

2. Определиться, как будет проходить сбор информации:

а) Способ «Ступеньки». Каждая гипотеза отрабатывается сообща в заданной последовательности методов исследования.

б) Способ «Всем поровну». Каждая команда получает свою гипотезу и отрабатывает выбранными методами исследования.

в) Способ «карусель». Каждая группа за отведённое время должна отработать все гипотезы различными методами исследования.

г) Способ «Ульи». Члены группы внутри себя сами распределяют, кто за какие методы отвечает, далее каждый собирает информацию с помощью выбранного метода, затем происходит обмен информацией в группе. Этот вариант сложен для учащихся 1 класса, особенно в начале учебного года, т.к. ещё не налажены коммуникативные взаимодействия. Как показывает практика, применение этого способа возможно в 4-м классе.

Важно! При сборе информации могут возникнуть сложности с методом «Узнать из книг», «Узнать из Интернета», т.к. многие дети не овладели техникой чтения. Способа здесь два: 1 - помощь взрослого, который заранее сделает закладки в книге, возможно,

Толокнова Ирина Александровна

выделит нужный абзац, прочитает; 2 - рассматривание иллюстраций. Вся собранная информация фиксируется на карточках и вкладывается в кармашки папки «Методы исследования».

7 этап. Обобщение полученных данных. На столе выкладываются карточки с зарисованной информацией в порядке выдвинутых гипотез. Ещё раз озвучивается в микрогруппе найденная информация. На этом этапе в микрогруппе должны подготовиться к подведению итогов.

8 этап. Доклад или подведение итогов. Здесь тоже возможны варианты.

1) Отчёт могут провести наиболее способные ребята-добровольцы.

2) Вся микрогруппа отчитывается только по одной гипотезе (при использовании варианта «Всем поровну»).

3) Отчёт по всем гипотезам сразу. Какая микрогруппа и по какой гипотезе отчитывается, определяет учитель или жребий. Остальные микрогруппы проверяют правильность высказываний.

Главное! Подведение итогов исследования должно пройти по плану:

- Что было объектом исследования?

- Какова была проблема и проблемный вопрос?

- Какие были гипотезы?

- Какая информации была найдена по выдвинутому предположению?

- Подтвердилась гипотеза или нет?

- Вывод.

Чтобы запомнить последовательность ответа, можно сообща придумать значки и составить опорную схему доклада.

Занятие на этом заканчивается, но нужно обратить внимание детей, что не все проблемы мы сегодня нашли и исследовали.

При анализе этих этапов видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий.

Результатом учебного исследования является формирование познавательных мотивов, новых знаний и способов деятельности, формирование системы исследовательских умений (поисковых, информационных, организационных, оценочных). Организация и проведение экспресс-исследования даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, как мотивированного на учебную деятельность, так и неуверенного в себе, испытывающего трудности в освоении школьных дисциплин. А если ребёнку удалось достигнуть успеха в школе, то у него есть шанс и на успех в жизни. И?

Фотография с занятий лаборатории «Почемучек» дошкольного отделения Школы №1678 «Восточное Дегунино»

н

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Тема: Экспресс-исследование «Волнистый попугай».

Цели: развивать умение видеть проблему, формулировать гипотезы, умение проводить экспресс-исследования; совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, найти информацию в Интернете, развивать умение слушать и отвечать на вопрос, слуховую память, логическое мышление; развивать коммуникативные навыки). Оборудование и материалы: установка мультимедиа, ноутбук с выходом в Интернет, презентация к уроку, папки «Методы исследования», энциклопедии, простые и цветные карандаши, бумага для записей, клетка с волнистыми попугаями. Ход занятия

I. Организационный момент

Наше занятие мы начнём с разминки, по окончании которой вы постараетесь определить тему нашего сегодняшнего исследования.

II. Разминка

1) Найди четвертого.

Красная Шапочка, Волк, бабушка, ... Мартышка, Попугай, Удав, ...

2) Контуры животных.

- Определите животных на рисунке. (Гусь, курица, индюк, попугай).

- Как можно назвать одним словом эту группу животных? (Птицы).

- Кто в этой группе лишний? Объясните, почему? (Гусь, т.к. умеет плавать. Попугай, т. к. птица декоративная).

3) Определить по звуку, что это за птица (включить запись голоса попугая).

4) Точка зрения на объект. Задание по командам («родители» и дети): дети - должны доказать, что иметь дома попугая - хорошо, «родители» доказывают обратное.

- Кто может назвать тему нашего исследования? (Предположения детей: «Возможно, попугай, т.к. название этой птицы встречалось в каждом задании»).

III. Физминутка под музыку

IV. Определение предмета исследования

- Для более точного определения предмета исследования посмотрите на фото. (Предъявляется фото волнистого попугая). Можете определить породу попугая?

- Какую проблему можно найти, увидеть? (Название птицы)

- Какой проблемный вопрос поставите?

- Каковы причины, позволившие назвать попугая «волнистым»?

V. Формулировка гипотез

- Какие у вас возникли предположения? Не забудьте начинать свои гипотезы со слов «возможно», «допустим», «а что, если..» и т.д.

Возможные гипотезы:

1. Возможно причиной названия «волнистые» стало место жительства попугаев.

2. Допустим, что причиной названия «волнистый» стал характер попугая.

3. Вероятно, что причиной названия «волнистый» стала окраска попугая.

VI. Экспресс-исследование

1) Какие методы исследования вы используете сегодня, чтобы найти доказательства? Что будете узнавать, исходя из гипотез?

(Учащиеся распределяются на группы, проводят наблюдение за попугаями, опрос присутствующих взрослых, ищут сведения в Интернете, в энциклопедиях).

2) Выступление команд. Выяснение, какая гипотеза оказалась правильной.

VII. Итог занятия

- Что было предметом исследования?

- Какой метод исследования стал решающим для доказательства гипотезы?

- Что ещё хотели бы узнать о волнистом попугае?

- Кого хотели бы похвалить, поблагодарить?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.