ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Колпакова Людмила Евгеньевна
МОУ СОШ № 8 учитель начальных классов ЯНАО г. Лабытнанги E-mail school_8l@mail.ru
J
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В чём заключается педагогическая работа учителя с детьми _____________с ограниченными возможностями здоровья?__________________^
Аннотация. Исходя из результатов семилетнего педагогического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитель характеризует педагогические условия, способствующие эффективной подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни.
Ключевые слова: коррекционное обучение, целенаправленность, индивидуальный подход, методы обучения, педагогические технологии.
Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья обуславливается характером и структурой дефекта ребенка, возрастом, в котором он возник, уровнем и потенциальными возможностями развития, разнообразием осложняющих развитие ребенка нарушенных функций. На всех этапах выбор методов, средств обучения, форм организации учебной деятельности определяется образовательными потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Основная задача процесса обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни.
Эффективность педагогической работы по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни зависит от ряда условий. Исходя из результатов семилетнего педагогического опыта работы с особенными детьми, считаю, что в большей степени этому способствуют следующие педагогические условия. 1
1) Целенаправленность и системность педагогической работы по развитию речи.
Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников - формирование у них умений общения: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы,предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.
Несовершенство речевой практики обучающихся задерживает развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. В программу «Русский язык» введен раздел «Развитие речи», который направлен на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения
к действительности и нравственных позиций поведения. Поэтому развитию речи на уроках письма и чтения уделяется особое внимание.
Практика же показала, что серьёзная работа по развитию речи необходима и на уроках по другим предметам. На каждом уроке я старалась использовать один из нижеперечисленных видов заданий по развитию речи.
• Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению.
• Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором.
• Подробный пересказ прочитанного своими словами с использованием приемов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.).
• Предварительная работа над значениями слов.
• Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений.
• Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Умение слушать является также межпредметным умением, Развитие навыков аудирования важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. Закреплению навыков аудирования очень хорошо способствуют:
• Повторение предложений (5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
• Прослушивание и просмотр коротких сказок. Ответы на вопросы по содержанию
Положительные результаты в развитии выразительности речи детей дают тренировочные упражнения в практическом различении интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения. Эти упражнения очень важны, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразитель-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
77
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Речевое общение требует соблюдения речевого этикета. Усвоение форм речевого этикета проходит наиболее успешно во время работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, которые используют люди для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающие выбрать правильную форму обращения к собеседнику. И, конечно же, формы речевого этикета должны постоянно использоваться в общении учителя с учеником, как образец для подражания.
Для оценки речевых достижений своих учеников я использую мотивационную шкалу «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом принимаю во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребенка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивирую любую его попытку участвовать в общении.
2) Дифференцированный и индивидуальный подходы к воспитанникам в отношении методов их обучения.
Главное условие эффективности используемых методов - учет при их отборе и применении дидактических и коррекционных задач обучения, уровня общего развития и социально-бытового опыта детей, их возможностей. В моей педагогической работе с наиболее эффективны такие методы обучения как: демонстрация наглядности, наблюдение, самостоятельная познавательная деятельность учащихся, объяснение, беседа.
Опорой в усвоении любого познавательного материала детям с интеллектуальной недостаточностью служат наглядные средства обучения. Могу однозначно сказать, что без наглядного материала, провести урок невозможно. По-моему мнению, демонстрация наглядности - является одним из ведущих методов в обучении и воспитании таких детей. Необходимыми условиями эффективности демонстрации наглядности являются.
Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, даёт возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. Организуя наблюдение, направляешь внимание учащихся на объект с целью выявления его признаков. Сначала «организуется» внимание детей с помощью словесного указания и показа (например, «Посмотри сюда»), затем - лишь используются основные указания, вопросы.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся проявляется при демонстрации предметов окружающего мира, когда учащиеся знакомятся с ними, не только рассматривая, но привлекая и другие анализаторы (трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т п). Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, способствует прочности формируемых представлений и знаний детей с умственной недостаточностью.
Демонстрацию наглядности сопровождает объяснение - метод обучения, который используется в основном при ознакомлении детей с новыми понятиями, с правилами поведения, а также при обращении с инструментами и приборами. Главное требование - объяснение должно быть доступно, чётко изложено, кратко.
Беседа как метод обучения эффективна в вопросноответной форме овладения учебным материалом. Во-
просы должны быть взаимосвязаны, задаваться в логической последовательности и направлять внимание и мышление ребенка на определенный предмет (объект, явление, трудовой процесс, социально-культурную норму поведения), о котором он должен рассказать.
Учитывая возможные трудности при ответе на основные вопросы заранее нужно подготовить и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми мог бы воспользоваться ученик:
вопрос-альтернатива, требующий выбора из заданных позиций, например: «Руки будут чище, если мыть их с мылом или без него?»
вопрос-подсказка, например: «Почему нельзя жить в грязном помещении?»; вопрос, содержащий в себе ответ, например: «Мыть посуду надо в тёплой воде?».
В данных случаях дополнительный вопрос в значительной мере предопределяет ответ ученика, являясь лексической подсказкой.
Кроме того, если у ребенка имеются достаточно выраженные дефекты речи, то вопрос необходимо поставить таким образом, чтобы можно было оформить ответ на него максимально коротко или ответить в виде показа картинки, предмета.
3) Использование дидактических игр и игровых приемов.
Мой личный опыт педагогической работы показал, что использование дидактических игр значительно повышает эффективность процесса коррекционного обучения, так как:
а) вызывает интерес у детей и доставляет им удовольствие;
б) позволяет осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, что способствует лучшему усвоению необходимого материала.
Универсальность дидактических игр заключается в том, что их можно использовать на любом этапе изучения темы: в начале изучения темы игры позволяют выявить уже имеющиеся у детей представления и знания по данной теме, т. е. выполняют в определенной мере функцию начальной педагогической диагностики; после этапа первоначального знакомства с предметами, явлениями, обобщающими понятиями проверяется правильность восприятия материала, определяются «слабые места» (функция текущей диагностики); в конце изучения темы дидактические игры могут выполнять функцию итоговой диагностики - проверки качества усвоения знаний, а также закрепления их.
Реализация обучающих задач дидактической игры происходит через игровые действия:
- манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами;
- соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
- узнавание на ощупь; одевание (куклы, модели);
- поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
- поднимание сигнальных карточек;
- хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
- называние предметов, действий, признаков;
- графические действия (например: подчеркивание, зачеркивание, обведение,запись слов).
78
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Дидактические игры обладают большими возможностями в осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, одна и та же игра может осуществляться с использованием:
1. Разных материалов. Например, в игре «Четвертый лишний» даны натуральные предметы или игрушки, картинки, записи слов.
2. Одного и того же материала, но разным способом предъявления этого материала. Например, в игре «Четвертый лишний» материал - названия предметов - может предъявляться так:
- слова, записанные на отдельных табличках (ребенок имеет возможность манипулировать);
- слова, записанные на листе бумаги, на доске (ребенок осуществляет выполнение задания без возможности манипулировать записями слов);
- слова, произносимые педагогом.
3. Одинаковых материалов и способов их предъявления, но разными игровыми действиями с ними. Например, в игре «Четвертый лишний» с использованием ряда натуральных предметов или игрушек можно предлагать ребенку такие игровые действия:
- убрать лишний предмет;
- показать лишний предмет;
- назвать лишний предмет.
Если в качестве материала - записанные названия предметов, то можно предложить: зачеркнуть лишнее слово; обвести лишнее слово; стереть лишнее слово.
4. Одинаковых материалов, способов их предъявления и игровыми действиями, можно разными вариантами, связанными с формулировкой задания (формулировка может содержать в себе различной степени подсказку, помощь). Например, в игре «Наведи порядок» материал - карточки с изображениями предметов, игровое действие - раскладываются по группам.
Виды заданий:
- разложить картинки на две группы: продукты и посуда (педагог при этом определяет (подсказывает) количество групп и какие это группы);
- разложить эти картинки на две группы (подсказка сокращается, так как не указываются названия групп предметов);
- разложить эти картинки на группы (подсказка отсутствует).
На одном уроке возможно использование сразу несколько дидактических игр и игровых приёмов. Методические пособиях по коррекционному обучению рекомендуют формировать знания о обобщающих понятиях именно в процессе дидактических игр.
В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня), либо - придуманы. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:
- чего-либо не знает, не умеет; просит помощи;
- утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
- утверждает о ненужности соблюдения правил поведения;
- опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети.
Такие ситуации, требующие объяснения, показа, помощи незнающим, неумеющим персонажам либо исправления их ошибок, побуждают детей к высказываниям или показу, в результате чего они демонстрируют собственные знания, умения.
Хочу заметить следующее: чтобы предлагаемые методы и приемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью сработали, нужна дополнительная творческая работа учителя. И какие бы методы ни использовались в работе, в каких бы формах ни организовывалось обучение детей, основополагающим дол жен быть принцип педагогического оптимизма - вера в возможности каждого ребенка, установка на положительный результат.
4) Стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Отношение к деятельности во многом зависит от того, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находиться ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны.
В процессе обучения существенную роль играют внешние мотивы учения. Заслужить одобрение взрослых - один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка педагогом деятельности ученика укрепляет у него веру в себя. Наличие же у ребенка веры в свои возможности условие и одновременно средство его обучения и воспитания. Необходимо поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребенка, его усилия и старание не должны остаться без внимания (старательное выполнение учебного задания, аккуратный внешний вид, бережное отношение к окружающим предметам, забота о близких людях и животных). Педагог дол жен обращать внимание детей на эти результаты своими репликами: «Как приятно смотреть на Васю! Просто загляденье!», «Посмотрите, какие ровные линии у Васи!». Такой педагогический подход способствует тому, что ребёнок начинает стремиться выполнить освоенную деятельность по собственной инициативе. При этом доминировать в поощрении должно не столько одобрение (короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с действием или мнением ребенка, например: «Молодец!» «Умница!»), сколько похвала - развернутое и аргументированное одобрение, проецируемое в будущее (например: «Спасибо, что ты полил цветы: без воды они бы погибли»). Присутствие в похвале аргументов влияет на глубину осмысления поступка, действий.
Поощрение должно быть доминантой в оценочной деятельности педагога.
Жизненная практика показывает, что выпускники коррекционных классов, независимо от уровня знаний, безболезненно адаптируются в обществе, если обладают умением общаться с окружающими в эмоционально-положительном ключе. Учеников, даже с глубокой умственной отсталостью, обучить позитивному общению можно. И если в воспитании обучающегося заложен принцип: «Люди не должны нести беду и горе окружающим», то за их дальнейшую судьбу мы можем быть спокойны.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
79
ИНФОРМАЦИЯ
Авторы номера
Беспамятная Валентина Николаевна - учитель обслуживающего труда СОШ № 24, г. Мелитополь, Украина. E-Mail: valentina_besp@mail.ru
Богуш Екатерина Александровна - учитель начальных классов, МОУ СОШ № 73, г Краснодар
Варламова Альбина Ивановна - заместитель директора по НЭР МБОУ Чурапчинская СОШ Республика Саха (Якутия) с.Чурапча. varlamova.albina@bk.ru
Вельская Елена Викторовна - заместитель директора по дополнительному образованию Центр образования № 641 имени Сергея Есенина г Москва. Velena_6262@mail.ru
Даускурдене Лариса Ивановна - учитель физической культуры, МОУ СОШ № 8 ЯНАО г Лабытнанги. E-mail dauskurdene@mail.ru
Ефимова Рита Юрьевна - учитель английского языка, МБОУ «Солнечная СОШ № 1», Сургутский район, E-mail: r.efimowa2012@yandex.ru
Заплатина Елена Александровна - кандидат педагогических наук зам. директора по развитию школы МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов, г Екатеринбург
Карабанова Ольга Александровна - доктор пси-хол. наук, профессор МГУ
Ковылева Юлия Эдуардовна - кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГОУ СОШ № 1302, г. Москва
Колпакова Людмила Евгеньевна - учитель начальных классов, МОУ СОШ № 8, ЯНАО г Лабытнанги. E-mail school_8l@mail.ru
Малышева Валентина Ивановна - учитель начальных классов, МОУ СОШ № 8, ЯНАО, г. Лабытнанги. E-mail valya.mv68@mail.ru
Матросова Нина Николаевна - Почетный работник общего образования Российской Федерации, ме-
тодист, педагог дополнительного образования детей, МБОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества», г Абакан, Республика Хакасия. E-mail: ninaabakana@mail.ru
Мусина Лилия Надыровна - преподаватель педагогики и психологии, ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г Тукая», г Арск, Республика Татарстан
Окуненко Людмила Андреевна - директор МБОУ СОШ № 32, с углубленным изучением отдельных предметов, г Екатеринбург
Орехова Ольга Юрьевна - учитель математики, руководитель кафедры математики и информатики, МБОУ Лицей № 88, г Екатеринбург
Сафина Язиля Ясавиевна - учитель начальных классов, МОУ «Гимназия № 9», г. Казань, Республика Татарстан
Свиридова Елена Михайловна - к. п.н., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО г Москва Святун Людмила Александровна - Заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ СОШ № 1302, учитель русского языка и литературы, г Москва
Третьякова Алла Николаевна - учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 170, г. Екатеринбург
Трофимова Галина Александровна - педагог дополнительного образования, МБДОУ д/с «Улыбка», г Лянтор, Сургутский район
Фоминова Елена Васильевна - учитель начальных классов, Центр образования № 641 им. Сергея Есенина, г Москва. E-mail: f0f9f8f7@mail.ru
Четвертак Светлана Викторовна - заместитель директора, МОУ СОШ № 8, ЯНАО г Лабытнанги. E-mail: school_8l@mail.ru
Шишкина Наталья Михайловна - учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 170, г. Екатеринбург
80
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1
2012