Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / GAME / BUSINESS GAMES / SIMULATION MODEL / SOCIOLOGY / PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS / TECHNOLOGY OF CONTEXTUAL LEARNING / METHODS OF ACTIVE LEARNING / METHODS OF PROBLEM LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Статья посвящена обоснованию педагогического потенциала деловых игр. В работе изучены основные теоретические аспекты данного метода обучения, а также методические особенности его применения в рамках преподавания социологии будущим педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF THE USE OF BUSINESS GAMES IN TEACHING SOCIOLOGY AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the substantiation of pedagogical potential of business games. The paper studies the main theoretical aspects of this method of teaching, as well as the methodological features of its application in the framework of teaching sociology to future teachers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Keywords: training students of the information-constructivist approach, practice-vocational field of study, competence of students.

Литература:

1. Богданова В. О. Педагогический конструктивизм: образование как адптация / В.О. Богданова // Философия образования. 2012. № 5. С. 41-46.

2. Ваграменко Я. А., Русаков А. А. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования / Я. А. Ваграменко // Образовательные технологии и общество. - 2017. - № 3. - С. 384-390.

3. Григорьева С. Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях / С.Г. Григорьева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 11. - С. 9-12.

4. Жанпеисова М. М. Модульная технология обучения как средство развития ученика / М. М. Жанпеисова. -Алма-Ата : [б. и.]. - 2002. - 153 с.

5. Зеер Э. Ф. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. - 2010 - N 4 - С. 41-49.

6. Исмагилова Р. Р. Инновационная деятельность учителя как условие обеспечения качества общего образования / Р.Р. Исмаилова // Научное обозрение. - 2009. - № 5. - С. 81-83.

7. Новиков А. М. Основы педагогической деятельности / А. М. Новиков // Специалист. - 2011. - № 1.

8. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - Издание 3-е, перераб. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование». - 2010. - 456 с.

9. Рихтер Т. В. Интерактивные методы обучения как средство формирования инновационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе высшей школы / Т.В. Рихтер // Интеграция наук. -2018. - № 1 (16). - С. 84-88.

УДК 371

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Реализация профессионально подготовки будущих учителей в педагогическом вузе на современном этапе требует поиск оптимальных и эффективных путем преподавания базовых дисциплин. Одним из компонентов учебного плана профессиональной подготовки педагогов выступает социология как учебная дисциплина. В контексте ее преподавания будущим педагогам необходимо применение эффективных технологий и методов обучения, позволяющих будущим специалистам как можно раньше уяснить социальные аспекты профессионального контекста. В данном ключе одним из эффективных методов, по нашему мнению, является деловая игра профессиональной направленности.

Изложение основного материала исследования. Деловая игра представляет собой один из эффективных методов активного обучения. По мнению О.Г. Алешиной, «одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации» [1, с. 9081.

Исследовательница, изучая потенциал деловых игр в системе развития профессиональных компетенций студентов, очерчивает основные преимущества данного метода обучения в контексте применения его в высшей школе. Так, по мнению О.Г. Алешиной, использование деловых игр в рамках реализации учебно-воспитательного процесса высшей школы позволяет:

- решать комплексные задачи усвоения нового и изученного закрепления материала;

- развивать творческие способности студентов;

- формирования общеучебные умения будущих специалистов;

- понять и изучить студентами учебный материал с различных позиций;

- повысить уровень знаний выпускников;

- формировать интерес к предмету;

- развивать исследовательские и творческие навыки будущих специалистов;

- сформировать у студентов как общие, так и профессиональные компетенции [1].

Основным преимуществом и отличием деловой игры от других традиционных методов обучения в том, что она позволяет более полно воспроизводить деятельность будущих специалистов, на основе системного подхода выявлять проблемы и причины их проявления, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать конечное решение и определять механизм его реализации. Использование деловых игр в контексте изучения социологии будущими педагогами позволяет преподавателю стоить учебный процесс так, чтобы студенты решали теоретические и практические вопросы не обобщенно и абстрагировано, а как конкретную проблему, вытекающую из деятельности конкретной профессиональной направленности.

Деловая игра рассматривается исследователями в контексте реализации подхода проблемного обучения. Определяя сущность игры на основе технологии проблемного обучения, И.П. Подласый отмечает, что дидактическая игра - это «активная учебная деятельность по имитационному моделированию систем, явлений, процессов, которые изучаются. В ней главным видом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности» [6, с. 355].

Потенциал деловой игры как средства обучения в высшемпрофессиональном образовании полнее всего, по нашему мнению, обоснован в рамках теории контекстного обучения, разработанной А.А. Вербицким [2]. «Технология контекстного обучения разработана с учетом основных закономерностей теории проблемного

обучения и деятельностного подхода. Системообразующим понятием данной технологии является «контекст» [7, с. 42].

Рассмотрев теоретические аспект деловой игры как метода обучения и средства профессионального развития будущих педагогов, обратимся к изучению методических особенностей ее применения, без знания которых невозможно достижение эффективности ее использования в рамках преподавания социологии в педагогическом вузе.

При использовании деловой игры в рамках преподавания социологии в системе профессиональной подготовки будущих педагогов важным условием является учет основного требования деловых профессионально направленных игр - имитирования наиболее характерных элементов деятельности учителя, в частности социальных аспектов его деятельности. Для этого контекст игры должен быть максимально приближен к профессиональной реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий деятельности образовательных заведений и их структурных подразделений, специфики функциональных обязанностей всех направлений деятельности педагога (учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, наставник, консультант, воспитатель, тьютор, администратор и т.п.).

Применение анализируемой технологии предусматривает знание всех структурных компонентов деловых игр. Исследователи С.А. Мухина и А.А.Соловьева выделяют восемь параметров конструирования деловой игры:

- модель-моделирование;

- имитация;

- двоплановость;

- наличие целей, ролей, правил, сценария, критериев оценивания;

- игровые взаимодействия игроков;

- анализ и принятие решений в конкретной ситуации;

- отработка профессиональных умений и качеств;

- атмосфера неопределенности и неполной информации [4].

Выводы. Итак, основой деловой игры является создание имитационной и игровой моделей. В рамках построения игры должны учитываться дидактические (образовательные), развивающие (социальное становление профессионала) и воспитательные цели. Игровые цели должны быть направлены на разработку вариантов проекта деловой игры и демонстрацию приема создания игрового контекста.

Участники игры должны быть обязательно ознакомлены с правилами игры заранее, которые обусловлены сценарием игры, построенным на базе ее предмета, в имитационной форме заменяющего предмет реальной профессионально-педагогической деятельности. Роли и функции игроков должны адекватно отражать должностную специфику профессиональной деятельности, моделируемой в игре [5].

Применяя деловые игры в системе преподавания социологии в педагогическом вузе не стоит забывать о том, что в данном ключе она выполняет не развлекающую, а образовательную функцию. В этой связи обязательным компонентом игры должно быть оценивание образовательных результатов. С одной стороны система оценивания игры должна обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развитию игрового плана учебной деятельности [3].

Аннотация. Статья посвящена обоснованию педагогического потенциала деловых игр. В работе изучены основные теоретические аспекты данного метода обучения, а также методические особенности его применения в рамках преподавания социологии будущим педагогам.

Ключевые слова: игра, деловые игры, имитационная модель, социология, профессиональное образование педагогов, технология контекстного обучения, методы активного обучения, методы проблемного обучения.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of pedagogical potential of business games. The paper studies the main theoretical aspects of this method of teaching, as well as the methodological features of its application in the framework of teaching sociology to future teachers.

Keywords: game, business games, simulation model, sociology, professional education of teachers, technology of contextual learning, methods of active learning, methods of problem learning.

Литература:

1. Алёшина О.Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 908-910. - URL https://moluch.ru/archive/63/9313/ (дата обращения: 16.02.2019).

2. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.

3. Карсон Д.Р. Деловые игры. Метод обучения принятию решений. - М., 1977. - 234 с.

4. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.

5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: [в 2 кн.]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 376 с.

7. Чилингарян М.В. Технология контекстного обучения как способ формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию региональной тематики в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № S3. - С. 41-45. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13532.htm.

УДК 371

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На данном этапе своего развития система высшего профессионального образования переживает период модернизации. В первую очередь аспекты данного процесса коснулись сферы профессионального образования будущих педагогов. Одной из ведущих составляющих модернизации высшего профессионального педагогического образования является трансформация исторического образования в соответствии с тенденциями развития современной науки, потребностями увеличения практического компонента профессиональной подготовки историков, а также с целью повышения уровня политической культуры граждан и необходимостью реализации патриотического воспитания общества. В связи с очерченными тенденциями в системе образования в отечественной педагогике сегодня большое внимание уделяется проблемам профессиональной подготовки будущих учителей истории, а также аспектам преподавания цикла исторических дисциплин в высших учебных заведениях педагогической направленности.

Изложение основного материала исследования. Анализ научных исследований, посвященных различным аспектам преподавания истории в высшей школе и подготовки будущих учителей истории, позволяют говорить о том, что сегодня методика преподавания исторических дисциплин требует обновления. В частности исследователи указывают на необходимость преподавания истории в контексте внедрения личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного и гуманистического подходов.

Многие исследователи акцентируют внимание на том, что эффективность профессиональной подготовки будущих историков и уровень преподавания исторических дисциплин студентам других специальностей может быть достигнута путем применения инновационных педагогических технологий, в частности, по мнению современных ученых активнее в учебно-воспитательном процессе вуза должны использоваться Интернет-технологии.

Новые методики преподавания истории в высшей школе обязательно сегодня, по мнению исследователей, должны опираться на активные методы и формы обучения, которые больше всего удовлетворяют потребность студентов в самообучении и самосовершенствовании. В системе таких методы и форм можно назвать довольно большую группу приемов и способов проведение теоретических и практических занятий по истории.

Как известно, ведущим теоретическим методов обучения в вузе является лекция. Конечно же, на современном этапе традиционная лекция как основной метод донесения теоретической информации студентам не утратила своей актуальности [61.

По мнению Г.О. Насимовой, Р.Б. Сейсебаевой, М.О. Насимова, «именно лекция дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрирует внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления» [4]. Однако исследователи настаивают на расширении спектра применения форм лекционных занятий, подчеркивая, что «нетрадиционные виды чтения лекций, которые способствуют внедрению новых инструментов оценки достижений обучающихся, позволяют значительно оживить восприятие студентами материала» [4]. Такие виды образуются путем сочетания оптимального сочетания лекции с иными формами обучения.

Одним из эффективных способов повышения познавательной активности студентах в контексте преподавания истории в высшей школе является проблемная лекция как одна из мер рационализации и интенсификации образовательного процесса [2]. Такая лекция обеспечивает объективный контроль знаний студентов, что способствует повышению эффективности и качества учебной, познавательной и воспитательной деятельности, развитию познавательных интересов будущих специалистов и приобретению ими навыков самостоятельной работы. Эффективность проблемной лекции как формы обучения достигается благодаря тому, что она предполагает мыслительный диалог преподавателя со студентами [1].

Важную роль в университетском образовании играет семинар как форма учебного занятия, во время которой преподаватель организует дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий. Основная задача семинара в контексте профессиональной подготовки будущих учителей истории заключается в обсуждении и усвоении закономерностей процесса обучения истории, овладении культурой научного анализа методических проблем и получение опыта их решения. Иными словами, семинарские занятия по истории способствуют овладение будущими учителями совокупностью современных принципов, методов, форм и технологий обучение истории.

Высокая результативность работы достигается объединением интеллектуальных и творческих потенций студентов. В этой связи высокоэффективными являются формы работы, основанные на выполнении студентами заданий в парах или малых группах. «Неформальная групповая деятельность поддерживает активную интеллектуальную вовлеченность студентов на протяжении всего практического занятия. В качестве приемов активизирующих методы преподавания используются диалоги и интервью в парах, импульс-сообщения, ролевые игры, доски с заметками, карточки, карты мнений» [4].

Эффективным методом в контексте преподавания истории в высшей школе является семинар-исследование, содержание которого заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного компонента. Семинар-исследование может усиливаться или ослабляться в каких-то аспектах. При внесении в содержание семинарского занятия элементов исследования в значительной степени повышается интерес студентов к истории, возникает побуждение обучающихся к рассуждению, рассмотрению закономерностей исторического развития, более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.