Методические особенности преподавания учебной дисциплины «Функциональная анатомия ЦНС» будущим специалистам в области клинической психологии
Кульбах Ольга Станиславовна,
д.м.н., профессор, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Заварзина Наталия Юрьевна,
к.б.н., доцент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Зинкевич Елена Романовна,
д.пед.н., доцент, профессор, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Федяев Андрей Анатольевич,
к.пс.н., доцент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Авторский коллектив в статье поднимает вопросы, касающиеся повышения качества психологического образования, в частности, по специальности «Клиническая психология», раскрывает методические особенности преподавания учебной дисциплины «Функциональная анатомия центральной нервной системы» будущим клиническим психологам. Авторы уточняют, что глубокие знания в области анатомии и медицины - необходимая составляющая подготовке специалистов, обеспечивающая их готовность реализовать себя в сфере психологической поддержки и консультировании пациентов с различными психическими и соматическими заболеваниями. В качестве методических особенностей преподавания учебной дисциплины «Функциональная анатомия центральной нервной системы» заявляется логическая последовательность раскрытия тем учебной программы, сохранение морфогенетическо-го принципа в изучении учебного материала, необходимость установления связи между мозговыми структурами и высшими психическими функциями, а также организацией поведения человека, важность использования как традиционных методов работы с препаратами мозга, муляжами, схемами, так и современных методов визуализации мозговых структур, в частности, виртуальных учебных комплексов с трехмерной графикой, анимации, информационно-коммуникационных технологий, анатомических пособий, муляжей, самостоятельно изготовленных студентами.
Содержание статьи будет полезно преподавателям учебных
„ дисциплин естественнонаучного цикла и, прежде всего, предме-
с та «Функциональная анатомия центральной нервной системы». и
со Ключевые слова. Высшее образование, высшее психологи-
сэ ческое образование, клиническая психология, преподавание
I». медико-биологических дисциплин, функциональная анатомия
z центральной нервной системы.
В настоящее время ряд специалистов заявляет, что российское высшее образование характеризует состояние перманентного кризиса [10]. Заметим, что высшее образование - значительный ресурс как для личностного, так и для профессионального развития человека, отличительной особенностью такого уровня образования должно стать высокое качество с тем, чтобы впоследствии выпускник смог занять высокую социальную позицию [7], [13].
Это позволяет сделать вывод о том, что результатом высшего образования являются высокий уровень культуры личности, развитые интеллектуальные операции, социальная активность и умение адаптироваться в различных условиях, отвечать на экономические, социальные вызовы времени [3], [8]. Все сказанное свидетельствует о необходимости преобразований образовательных программ, содержания учебных дисциплин, методических подходов к преподаванию, поиска наиболее современных методов, технологий и средств обучения, как во всей системе высшего образования, так и высшем психологическом образовании, в частности.
В течение последних двух десятилетий можно отметить массовость высшего психологического образования [1]. В конце 80-х годов прошлого века возможность получить высшее психологические образование предоставляли абитуриентам всего три вуза страны: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова и Ярославский государственный университет. Во втором десятилетии XXI века такое образование можно получить как в классических университетах, так и в целом ряде других учреждениях высшего образования. В такой ситуации остро встает вопрос повышения качества высшего психологического образования, особенно в области клинической психологии, необходимости рефлексии собственной обучающей деятельности и понимания значимости методических особенностей преподавания учебных дисциплин [5].
Заметим, что клиническая психология - это область психологии, которая изучает взаимосвязь различных психических явлений с болезнями: от первичной диагностики до профилактики психических расстройств личности. Глубокие знания в области анатомии и медицины - необходимая составляющая в процессе подготовки специалистов в области клинической психологии [4], [9].
Поступающие в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатриче-
ский медицинский университет» могут выбрать образовательную подготовку по специальности 37.05.01 - «Клиническая психология», срок обучения пять с половиной лет, квалификация по окончанию вуза - «Специалист» [14].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++) по специальности 37.05.01 «Клиническая психология», обучающиеся изучают целый ряд учебных дисциплин, относящихся к различным сферам научного знания, среди них и «Функциональная анатомия центральной нервной системы», которая относится к базовой части естественнонаучного цикла. В названии самой дисциплины подчеркивается, что изучение анатомии центральной нервной системы (ЦНС) должно иметь функциональную направленность, создающую базу для дальнейшего усвоения дисциплин естественнонаучного (антропология, нейрофизиология, современные концепции нейроонтогенеза, физиология ВНД и сенсорных систем, психофизиология) и профессионального (психология развития и возрастная психология, нейропсихология, психосоматика, неврология, безопасность жизнедеятельности) циклов [2]. Целью изучаемой учебной дисциплины является формирование системы знаний о структурной организации центральной нервной системы, основу которой составляют современные достижения нейроморфологии и нейрофизиологии, и умение интегрировать полученные знания в процесс изучения других дисциплин учебного плана, а также в будущую практическую деятельность.
Методические особенности преподавания анатомия ЦНС состоят, прежде всего, в логической последовательности раскрытия тем учебной программы: в начале изучения дисциплины студентам предлагается короткий цикл лекций, посвященный общему плану строения организма человека на всех уровнях его структурной организации, основам эмбриологии, цитологии и гистологии, за которым следует основной раздел программы, иллюстрирующей строение спинного и головного мозга, а также общую анатомию периферической нервной системы [12].
Осуществляя такую системную работу с обучающимися, учитывается специфика их будущей профессиональной деятельности, в сферу которой входит психологическая поддержка и консультирование пациентов с различными психическими и соматическими заболеваниями, ограниченными возможностями здоровья [5], [11]. В этой связи изучение мозговых структур производится с акцентом на их участие в высших психических функциях и организации поведения человека.
Традиционно функциональная анатомия ЦНС изучается по отделам головного мозга, выделенным согласно морфогенетическому принципу: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. При этом детально рассматривается структурная организация серого и белого вещества этих отделов. Однако, при изучении
последующих физиологических и психофизиологических дисциплин мозговые структуры объединяются в функциональные системы: сенсорные, восходящую активирующую ретикулярную, стри-опаллидарную, лимбическую, таламокортикаль-ную и другие. Поэтому уже при изучении анатомии необходимо следовать не только морфологической традиции, но и группировать структуры в соответствии с их функциональной направленностью, подчеркивая целостность работы мозга в процессе регуляции жизнедеятельности организма, включая психологические и поведенческие реакции. Например, лимбическая система, которая обеспечивает центральную регуляцию висцеральных функций и организацию эмоционально-мотивационного поведения индивида, рассматривается как совокупность стволовых (лимбическая область среднего мозга, лимбические ядра таламуса, гипоталамус), подкорковых (свод, ядра прозрачной перегородки и другие) и корковых (лимбическая кора) структур.
В процессе изучения анатомии ЦНС также крайне важно использовать как традиционные методы работы с препаратами мозга, муляжами и схемами, так и современные методы визуализации мозговых структур [6].
Работая с препаратами мозга, студент может увидеть одну и ту же структуру на срезах, произведенных в сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскостях, научиться соотносить ее с изображением в анатомических атласах и на схемах. Муляжи позволяют детально показать в увеличенном размере мелкие анатомические объекты, собрать воедино топографически разделенные структуры, относящиеся к одной и той же функциональной системе мозга, разобрать на составные части объект, смонтированный из отдельных деталей для того, чтобы изучить его внутреннее строение.
Рис. 1. Учебная схема спинного мозга
Конструирование студентами учебных схем по темам занятий «Функциональная анатомия ЦНС» уже давно и весьма успешно применяется преподавателями кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики факультета клинической психологии. Самостоятельно разработанные схемы способствуют развитию логического мышления,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
внимания, творческого воображения обучающихся, позволяют лучше осмыслить и быстрее запомнить новый материал (см. Рисунок 1. и Рисунок 2).
Рис. 2. Учебная схема проводящих путей головного и спинного мозга
К методам нейровизуализации мозговых структур относятся ультрасонография, компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), трактография. Эти методы позволяют наглядно выявить особенности прижизненного строения мозга. Самое четкое изображение можно получить при использовании метода МРТ (см. Рисунок 3), а для выявления функциональной активности различных областей мозга - фМРТ.
Рис. 3. МР-томография структур головного мозга (из открытых источников интернета)
Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) позволяет измерить интенсивность кровотока и ее изменения при активации различных областей мозга, что позволяет оценить их вовлеченность в реализацию тех или иных функций (см. Рисунок 4).
Особый интерес у обучающихся вызывает возможность сопоставить изображение, полученное с помощью разных методов визуализации с натив-ными анатомическими препаратами мозга, оце-о нить, как та или иная структура выглядит на сре-в зах и изображениях. Процесс узнавания деталей Я анатомического строения на прижизненных изо-£ бражениях является для студентов сильным моти-^ вирующим средством изучения анатомии.
Рис. 4. Функциональная МРТ головного мозга (из открытых источников интернета)
Одной из наиболее сложных тем функциональной анатомии ЦНС является «Проводящие пути головного и спинного мозга».
Простое заучивание понейронной передачи сигнала является трудоемким и неэффективным процессом, который можно сделать доступным, используя демонстрацию проводящих путей с помощью метода трактографии.
Магнитно-резонансная трактография основывается на оценке диффузии молекул воды вдоль миелиновых оболочек нервных волокон, что позволяет визуализировать связи между отдельными структурами ЦНС, которые обеспечивают ко-миссуральные, ассоциативные и проекционные проводящие пути (см. Рисунок 5).
Рис. 5. МРТ-трактография головного мозга (из открытых источников интернета)
Совместная иллюстрация пути передачи сигнала с помощью препарата, схемы и МР-трактограм-мы создает условия для лучшего усвоения сложного материала обучающимися.
В настоящее время большую помощь студентам в изучении анатомии ЦНС оказывают виртуальные учебные комплексы, использующие трехмерную графику, анимацию и возможности информационно-коммуникационных технологий (1Т-технологий). Современное поколение обучающихся подготовлено к использованию возмож-
ностей 1Т-технологий в процессе своего обучения и самостоятельной работы.
Неоценимую помощь в освоении дисциплины оказывает самостоятельное изготовление студентами анатомических пособий, муляжей. Для этого могут быть использованы различные полимерные материалы (пластика, моделин, художественная глина и др.) (см. Рисунок 6). В ходе такой самостоятельной работы студенты акцентируют внимание на мельчайших деталях строения, которые не всегда заметны. Элемент творчества, сопровождающий подобную деятельность, способствует развитию когнитивных процессов и креативности, вносит эмоциональный контекст, положительно сказывается на утомляемости, а также значительно повышает учебную мотивацию.
Рис. 6. Муляжи «Картирование коры головного мозга по К. Бродману» и «Моторный гомункулус»
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать следующее обобщение, состоящее, прежде всего, в необходимости подвергать критическому анализу свою обучающую деятельность, выделяя в ней не только успехи, достижения, но и проблемы, трудности, объективно препятствующие достижению поставленных целей высшего образования, осуществления рефлексии своего преподавания, в частности, учебной дисциплины «Функциональная анатомия ЦНС», использования в работе с обучающимися не только традиционных методов работы с препаратами мозга, муляжами, схемами, но и современных методов визуализации мозговых структур: результаты ультрасонографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, трактографии, а для выявления функциональной активности различных областей мозга - функциональную магнитно-резонансную томографию, наконец, внесения в учебно-познавательную дея-
тельность студентов элемента творчества, положительного эмоционального контекста, повышающего учебную мотивацию.
Литература
1. Биназаров А.Д., Джумадилова А.К., Наметку-лова С.Ж. Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования // В сборнике: Психологическое сопровождение образования: теория и практика. сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 5156.
2. Брыскина З.Г., Ковалев В.В. Роль дисциплины «Анатомия ЦНС» в формировании профессиональной компетентности студентов-психологов // Акмеология. - 2015. - № 3 (55). -С.191.
3. Бубнов Ю.А., Руженцев С.Е. Социальные проблемы в современном образовательном процессе // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2022. - № 4. - С. 10-15.
4. Завгородняя И.В. Актуальные тенденции развития психологии и перспективы высшего психологического образования // Известия ВГПУ, Серия: Педагогические науки. - 2014. -№ 1(262). - С. 84-87.
5. Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В. Введение в профессию (Клиническая психология): Учебное пособие. - Томск. - Томский государственный университет. - 2012. -240 с.
6. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Проблемы наук. - 2017. - № 2 (84). -С. 99-102.
7. Климова Е.К., Чернышева Т.Е. Анализ актуальных проблем высшего образования в России и возможные пути решения // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 5. - С. 71-74.
8. Ларина Е.Н. Психологические проблемы современного высшего образования // Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты». URL: http://econf.rae.ru/article/6322 (дата обращения: 03.07.2023).
9. Польской В.С., Рязаева Л.М. Особенности обучения клинических психологов на базе кафедры анатомии человека Курского государственного медицинского университета // Инте-гративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 3. - С. 76-79.
10. Системный кризис отечественного образования (аналитический экспертный доклад группы экспертов под руководством В. Слободчико-ва) // Изборский клуб. -2019. - № 2. - С. 32-55.
11. Творогова Н.Д. Клиническая психология. Введение в специальность: учебное пособие. -2022. - ГОЭТАР-Медиа. - 240 с.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
12. Чермянин С.В., Гайворонский И.В., Попов В.И., Ничипорук Г.И., Шубин А.В. / Функциональная анатомия ЦНС. Курс лекций для клин. психологов. - 2016. - СпецЛит. - 230 с.
13. Четвертаков И.М. Мотивация современных вузов России и качество подготовки выпускников // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2018. - № 2. - С. 4-7.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ по специальности 37.05.01 «Клиническая психология. URL: FG0S_3_plus_SPEC_37.05.01_ Klinicheskaja_psikhologija.pdf (rsmu.ru) (дата обращения: 03.07.2023).
METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "FUNCTIONAL ANATOMY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM" TO FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF CLINICAL PSYCHOLOGY
Kulbakh O.S., Zavarzina N. Yu., Zinkevich E.R., Fedyaev A.A.
St. Petersburg State Pediatric Medical University
The team of authors in the article raises issues related to improving the quality of psychological education, in particular, in the specialty "Clinical Psychology", reveals the methodological features of teaching the academic discipline "Functional Anatomy of the Central Nervous System" to future clinical psychologists. The authors clarify that deep knowledge in the field of anatomy and medicine is a necessary component of the training of specialists, ensuring their readiness to realize themselves in the field of psychological support and counseling for patients with various mental and somatic diseases. As methodological features of teaching the academic discipline "Functional Anatomy of the Central Nervous System", the logical sequence of disclosure of the topics of the curriculum, the preservation of the morphogenetic principle in the study of educational material, the need to establish a connection between brain structures and higher mental functions, as well as the organization of human behavior, the importance of using both traditional methods of working with brain preparations, dummies, diagrams, as well as modern methods of visualization of brain structures, in particular, virtual educational complexes with three-dimensional graphics, animation, information and communication technologies, anatomical manuals, dummies, independently made by students. The content of the article will be useful for teachers of academic disciplines of the natural science cycle and, above all, the subject "Functional anatomy of the central nervous system".
Keywords: higher education, higher psychological education, clinical psychology, teaching of medical and biological disciplines, functional anatomy of the central nervous system.
References
1. Binazarov A.D., Dzhumadilova A.K., Nametkulova S. Zh. Teaching psychology: problems of the content of psychological education // In the collection: Psychological support of education: theory and practice. collection of articles based on materials of the VI International Scientific and Practical Conference. - 2016. - S. 51-56.
2. Bryskina Z.G., Kovalev V.V. The role of the discipline "Anatomy of the central nervous system" in the formation of professional competence of students-psychologists // Akmeologiya. -2015. - No. 3 (55). - S. 191.
3. Bubnov Yu.A., Ruzhentsev S.E. Social problems in the modern educational process // Bulletin of VSU. Series: Problems of Higher Education. - 2022. - No. 4. - P. 10-15.
4. Zavgorodnyaya I.V. Actual trends in the development of psychology and prospects for higher psychological education // Proceedings of the VGPU, Series: Pedagogical Sciences. - 2014. -No. 1 (262). - S. 84-87.
5. Zalevsky G.V., Zinchenko Yu.P., Kozlova N.V. Introduction to the profession (Clinical psychology): Textbook. - Tomsk. -Tomsk State University. - 2012. - 240 p.
6. Ivanenko G.A., Kuznetsov A.V. Problems of teaching human anatomy in a medical university // Problems of Sciences. -2017. - No. 2 (84). - S. 99-102.
7. Klimova E.K., Chernysheva T.E. Analysis of actual problems of higher education in Russia and possible solutions // International Journal of Experimental Education. - 2017. - No. 5. - S. 7174.
8. Larina E.N. Psychological problems of modern higher education // International scientific-practical conference "Modern professional education: theoretical foundations and applied aspects". URL: http://econf.rae.ru/article/6322 (date of access: 07/03/2023).
9. Polskoy V.S., Ryazaeva L.M. Features of training clinical psychologists on the basis of the Department of Human Anatomy of the Kursk State Medical University // Integrative Trends in Medicine and Education. - 2017. - V.3. - P. 76-79.
10. Systemic crisis of domestic education (analytical expert report of a group of experts led by V. Slobodchikov) // Izborsk club. -2019. - No. 2. - S. 32-55.
11. Tvorogova N.D. Clinical psychology. Introduction to the specialty: textbook. - 2022. - GOETAR-Media. - 240 s.
12. Chermyanin S.V., Gaivoronsky I.V., Popov V.I., Nichiporuk G.I., Shubin A.V. / Functional anatomy of the central nervous system. Course of lectures for a wedge. psychologists. - 2016. - Special Lit. - 230 p.
13. Chetvertakov I.M. Motivation of modern universities in Russia and the quality of training of graduates // Scientific and practical journal "Humanization of Education". - 2018. - No. 2. - P. 4-7.
14. Federal State Educational Standard of Higher Education 3++, specialty 37.05.01 "Clinical Psychology. URL: FGOS_3_plus_ SPEC_37.05.01_Klinicheskaja_psikhologija.pdf (rsmu.ru) (accessed 03.07.2023).
o с
u
CO