Научная статья на тему 'Методические основы внедрения электронных сертификатов в сфере государственного управления социальным обеспечением населения: проектный подход'

Методические основы внедрения электронных сертификатов в сфере государственного управления социальным обеспечением населения: проектный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровизация государственных услуг / проектное управление / электронные сертификаты / digital economy / digitalization of public services / project management / electronic certificates

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. А. Исаков

В статье рассматриваются основные направления совершенствования системы электронных сертификатов в рамках проектного подхода. Система электронных сертификатов позиционируется автором в качестве важнейшего инструмента эффективного взаимодействия участников проекта государства как экономического субъекта (принципала) и населения (бенефициара). Особое внимание в исследовании акцентировано на роли электронных сертификатов в обеспечении ускоренного внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы. Обозначены основные направления применения системы электронных сертификатов в России. Сформулированы принципы, задачи и инструментарий совершенствование организационной и процессуальной структуры электронных сертификатов в рамках проектного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES FOR THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC CERTIFICATES IN THE FIELD OF STATE MANAGEMENT OF SOCIAL SECURITY OF THE POPULATION: DESIGN APPROACH

The article discusses the main directions of improving the system of electronic certificates within the framework of the project approach. The system of electronic certificates positioned by the author as a critical tool for effective collaboration of the project participants the state as an economic actor (the principal) and the population (beneficiary). Special attention in the study focused on the role of electronic certificates to facilitate the accelerated introduction of digital technologies in economic and social spheres. The main trends in the use of electronic certificates in Russia. The principles, tasks and tools of improving the organizational and procedural structure of electronic certificates within the framework of the project approach.

Текст научной работы на тему «Методические основы внедрения электронных сертификатов в сфере государственного управления социальным обеспечением населения: проектный подход»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10392

H.А. Исаков - магистрант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», nekintos@gmaiI.com,

N.A. Isakov - undergraduate, Financial University under the Government of the Russian Federation.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРТИФИКАТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД METHODOLOGICAL BASES FOR THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC CERTIFICATES IN THE FIELD OF STATE MANAGEMENT OF SOCIAL SECURITY OF THE POPULATION: DESIGN APPROACH

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления совершенствования системы электронных сертификатов в рамках проектного подхода. Система электронных сертификатов позиционируется автором в качестве важнейшего инструмента эффективного взаимодействия участников проекта - государства как экономического субъекта (принципала) и населения (бенефициара). Особое внимание в исследовании акцентировано на роли электронных сертификатов в обеспечении ускоренного внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы. Обозначены основные направления применения системы электронных сертификатов в России. Сформулированы принципы, задачи и инструментарий совершенствование организационной и процессуальной структуры электронных сертификатов в рамках проектного подхода.

Abstract. The article discusses the main directions of improving the system of electronic certificates within the framework of the project approach. The system of electronic certificates positioned by the author as a critical tool for effective collaboration of the project participants - the state as an economic actor (the principal) and the population (beneficiary). Special attention in the study focused on the role of electronic certificates to facilitate the accelerated introduction of digital technologies in economic and social spheres. The main trends in the use of electronic certificates in Russia. The principles, tasks and tools of improving the organizational and procedural structure of electronic certificates within the framework of the project approach.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация государственных услуг, проектное управление, электронные сертификаты.

Keywords: digital economy, digitalization of public services, project management, electronic certificates.

В настоящий период фундаментальным условием социально-экономического развития России и ликвидации технологического отставания от передовых стран служит цифровизация государственных органов, модернизация цифровых площадок и инструментов реализации государственных (муниципальных) услуг. Как отмечают отечественные исследователи Конюкова О.Л. и Летунов С.А., цифровизация системы государственного управления - это не просто процесс автоматизации отдельных процедур при осуществлении государственных функций, а качественная трансформация содержания государственного управления, способствующая существенному повышению результативности, эффективности функционирования аппарата государственного управления. Цифровизация государственного управления в корне реформирует механизм взаимодействия государственных институтов и населения, переосмысливая и перераспределяя их роли в государственной «машине» [5].

2016 год для государственного управления Российской Федерации ознаменовался внедрением и началом масштабной реализации проектного управления. Уже в 2017 году портфель Правительства состоял из 36 прогрессивных цифровых проектов и программ, осуществлялась активная разработка новых проектных предложений с ориентацией на их долгосрочную эффективность. Формирование портфелей происходило на нескольких уровнях одновременно: федеральном и региональном. Становление и развитие проектного управления в контексте цифровизации государственных органов дифференцируется на несколько основополагающих этапов:

I. В 2008 году сформирована и утверждена Стратегия развития информационного общества в РФ, фундаментом для реализации которой стала государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)», направленная на конструирование целостной, монолитной, успешной системы эксплуатации информационных технологий. Разрабатывая данную программу, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ опирались на продемонстрировавшую свою эффективность зарубежную практику реализации аналогичных программ, транспонируя и транслируя ее на российские реалии. Центральная задача исследуемой госпрограммы заключается в максимизации преимуществ от цифровизации государственного управления для населения; формировании благоприятных условий, способствующих эффективному взаимодействию государственных институтов, бизнеса и общества; повышению прозрачности, открытости и оперативности деятельности государственных органов. Программа разделена на четыре крупных блока, один из которых непосредственно относится к предмету нашего исследования. В подпрограмме «Информационное государство» закреплены следующие ключевые направления цифровой трансформации государственного управления:

- формирование цифрового правительства;

- совершенствование государственного управления путем внедрения инновационных информационных технологий;

- цифровая трансформация сферы здравоохранения и социального обеспечения;

- цифровизация в областях научного знания, образования и культуры;

- поддержка региональных проектов в срезе информационных технологий [5].

2. В 2012 году развитие проектного управления приобрело новый импульс - Россия присоединилась к международному партнерству «Открытое правительство», основанное в 2011 году на 66-ой Генеральной Ассамблее ООН. Помимо того, важным событием стало принятие Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 и Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601, обозначивших конкретный перечень поручений для исполнительного звена Российской Федерации. Круг обязанностей включил: формирование рабочей группы, специализирующейся на разработке системы открытого правительства и стимулирующей / реализующей цифровизацию государственных органов. Завершился второй этап созданием Портала открытых данных РФ, включивший в себя региональные порталы открытых данных, т.е. вся информация, освещающая деятельность государства (на всех ее уровнях) представлена на единой информационной площадке.

3. В 2017 году разработана и утверждена широкомасштабная государственная программа «Цифровая экономика», реализация которой завершится только к 2024 году - именно к этому периоду планируется осуществить полную цифровизацию государственного управления. Целевой ориентир данной программы транслирует сегодняшние стратегические задачи России и политический вектор страны в среднесрочной перспективе. Основополагающая задача программы - структурное, систематизированное, последовательное развитие и внедрение цифровых технологий во все аспекты и срезы жизнедеятельности и функционирования российских граждан. В дополнение к программе «Цифровая экономика» в 2018 году разработан автономный федеральный проект «Цифровое государственное управление», в котором прогнозируется достижение следующих важнейших результатов:

- государственные (муниципальные) услуги предоставляются проактивно в онлайн-режиме, функционирует 25 цифровых суперсервисов, в том числе: «Рождение ребенка», «Поступление в вуз онлайн», «Переезд в другой регион», «Оформление европротокола онлайн», «Цифровое исполнительное производство» и т.д.;

- автоматизировано 90 % внутри- и межведомственного электронного документооборота государственных и муниципальных органов;

- 60 % граждан оформлено цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью.

4. В настоящее время осуществляется четвертый этап популяризации и распространения проектного управления, выражающееся в эволюции электронного правительства до более прогрессивной формы - правительства цифрового. Инструментарий, миссия и механизмы моделирования цифрового правительства отражены в Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы. Главенствующей задачей в рамках цифровизации государственного управления Стратегия провозглашает существенное совершенствование качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, прозрачности и оперативности в решении вопросов населения государственными институтами. С 2020 года в России начнется массовый, масштабный ввод в промышленную эксплуатацию цифровых профилей граждан и коммерческих предприятий (бизнес-структур). 2021 год должен ознаменоваться введением электронных паспортов для граждан России. Глобальные трансформации ожидают также контрольно-надзорные органы, активно исследующие сегодня сервис «Цифровой инспектор». «Цифровой инспектор» - это система промышленного «интернета вещей, инновационное средство проведения проверок, охватывающая целый спектр проверочных мероприятий: от сбора и анализа данных об объектах надзора до передачи собранных данных в онлайн-режиме. Умная система позволяет минимизировать число выездных проверок, а, главное, снизить роль человеческого фактора в ходе осуществления проверок. Задачи, ориентиры, принципы, регламенты «Цифрового инспектора» закреплены в положениях государственной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 декабря 2016 года [6].

Колоссальный вклад в интенсификацию, ускорение цифровой трансформации проектного управления внесли федеральные государственные информационные системы: Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, Единая система нормативно-справочной информации, Система межведомственного электронного взаимодействия, Единая система идентификации и аутентификации, Единый портал государственных и муниципальных услуг. Следует совершенно четко понимать, что цифровизация государственного аппарата и государственных институтов не является конечной целью. Миссия данных преобразований - моделирование принципиально новой, инновационной среды / площадки для эффективной коммуникации государства и граждан; повышение уровня удовлетворенности трудовой и профессиональной деятельностью государственных чиновников; обеспечение доступного и комфортного получения государственных (муниципальных) услуг.

В научной литературе вопросы проектного управления стали предметом исследования и актуализировались относительно недавно. Первые публикации появились лишь в 2016-2018 годах, что частично детерминировано началом реализации вышеупомянутой государственной программы «Цифровая экономика РФ». Основополагающими проблемами, наиболее актуальными, на которых акцентируется особое внимание научными деятелями - являются вопросы воздействия процессов цифровизации на управленческую науку и методологию проектного управления, применение проектного подхода в ходе реализации целевых программ и государственной политики в области цифровизации национальной экономики. При достаточно широком спектре публикаций, посвященных цифровизации экономического и государственного управления, сегодня крайне недостаточно исследований, в рамках которых бы осуществлялся анализ управления проектами цифровизации [7].

В качестве центрального преимущества проектного подхода следует обозначить возможность организации на его базе эффективного взаимодействия экономических субъектов - участников проекта. Проектный подход позволяет в максимально оперативные сроки (то есть с минимальными временными и финансовыми издержками) согласовать интересы всех участников.

Проектный подход - это фундаментальное условие обеспечения прозрачности деятельности публичного сектора, совершенствования качества и снижения временных издержек, возникающих в ходе достижения планируемых результатов. Согласно официальным статистическим данным, обнародованным Международной ассоциацией управления проектами, в эмпирике применение методологии и инструментов проектного управления способствует сокращению временных издержек на 20-30%, а финансовых на 15-20%. Помимо того, активизируется возможность использования ограниченных ресурсов для достижения стратегических целей социально-экономической направленности. Представление проекта как комплекса взаимосвязанных работ с четко установленными сроками начала и завершения позволяет провести его полноценную экономическую оценку на всех стадиях жизненного цикла. Такой алгоритм управления позволяет смоделировать прямую взаимозависимость между результативностью деятельности государственного аппарата и их мотивацией [8].

Следует отметить, что принципы, свойственные проектному управлению, не контрастируют и даже коррелируют с существующим на сегодняшний день в Российской Федерации программно-целевым планированием бюджета. Они многократно повышают эффективность реализации государственных программ посредством обеспечения рационального распределения временных, финансовых и человеческих активов. Информационные системы управления проектами в этом случае могут идентифицироваться в качестве базы для разработки и интеграции аналогичных систем управления государственными программами, проектами, контрактами.

По оценке экспертов, проектный подход формирует объективные детерминанты для фундаментальных реформаций системы государственного управления и способствует в конечном итоге переходу от отдельных проектов и программ к парадигме проектно-ориентированного общества. В настоящий период центральной опорой развития в рамках проектного управления служат электронные сертификаты. На систему электронных сертификатов делается большая ставка в части ее будущего развития и масштабирования. При этом, организовать ее повсеместный запуск сразу во всех предполагаемых сферах не представляется возможным, так как система еще не апробирована и имеет место ряд рисков, которые нужно прорабатывать, чтобы избежать сбоев в работе системы и как следствие роста как прямых, так и косвенных издержек.

Создание системы электронных сертификатов напрямую влияет на достижение цели по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а также косвенно на ускорение технологического развития. В рамках формирования проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Федеральному казначейству, определенному оператором ГИС электронных сертификатов, предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по созданию ГИС электронных сертификатов на 2020 год в объеме 182 363,6 тыс. рублей, на 2021 год - 71 500 тыс. рублей, на 2022 год - 46 300 тыс. рублей.

Система электронных сертификатов направлена на социальную поддержку малообеспеченных (продуктовый набор, одежда и обувь, бытовая химия, ЖКХ, бытовая техника, общественный (пассажирский) транспорт), развитие здравоохранения и поддержку инвалидов (лекарства и изделия медицинского назначения, средства реабилитации инвалидов, медицинское оборудование, обязательное медицинское страхование, дополнительное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение), развитие сельского хозяйства (семена, саженцы, корма для сельскохозяйственных животных, закупка молодняка, удобрения, сельско-хозяйственная техника, горючесмазочные материалы).

В перспективе одним из направлений применения системы электронных сертификатов могут быть социальные контракты, утвержденные Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Социальный контракт - один из основополагающих видов социальной поддержки, при котором между гражданином, находящимся в трудной жизненной ситуации и государством заключается договор, при котором государство в лице органа социальной защиты населения по месту жительства гражданина гарантирует выплаты и другие виды поддержки, а гражданин при этом обязуется пройти индивидуальные мероприятия социальной адаптации. Программа социальной адаптации создается совместно с гражданином и органом социальной защиты, целью которой является его выход из трудной жизненной ситуации и повышения его среднедушевого дохода. Основными направлениями социальных контрактов, где можно использовать социальные сертификаты являются: социальный контракт по открытию бизнеса (ИП) и социальный контракт по выходу из трудной жизненной ситуации. Социальный контракт по открытию бизнеса заключается с гражданином, желающим стать индивидуальным предпринимателем. При этом данный гражданин должен быть признан малоимущим.

Основными участниками реализации проекта по внедрению системы электронных сертификатов являются: Федеральное казначейство, Минтруд России, Минфин России, Минпромторг России. Проектное управление и проектная деятельность при внедрении электронных сертификатов отличаются от проектной деятельности в коммерческих компаниях. Развитие системы электронных сертификатов осуществляется как непрерывный процесс, включающий в себя значительное число параллельно существующих и последовательно реализуемых проектов. Их масштабы, как правило, варьируется от реструктуризации институционально-инфраструктурных систем до корректировки структурных элементов и организационных процессов.

Совершенствование организационной и процессуальной структуры электронных сертификатов лежит в основе следующих принципов:

1. Подход к проекту ЭС как к сложному процессу на всех этапах планирования и реализации.

2. Концентрация основных усилий на целях, которые отражены в дорожной карте проекта.

3. Ясность приоритетов в развитии и совершенствовании СЭС.

4. Основная ставка на реализацию ключевого этапа в процессе планирования и реализации проекта.

В этом процессе участие должны принимать все стороны, заинтересованные в ее эффективном функционировании, а Федеральное казначейство и вся государственная и банковская сфера должны быть мотивированы на реализацию проекта путем совместных усилий, так и на рост ответственности в контексте участия и регулирования всех совокупных процессов.

Остановимся на реализации каждого принципа более подробно.

1. Подход к проекту ЭС, как к сложному процессу на всех этапах планирования и реализации. Этот принцип предполагает реализацию процесса совершенствования СЭС при условии целостного представления ключевых элементов, и основных факторов, оказывающих влияние на ее развитие. В этой связи планирование шагов по совершенствованию работы СЭС предполагает анализ и определение основных проблемных областей, которые могут возникнуть по мере реализации тех или иных мероприятий, учитывая всю сложность и вариативность взаимодействий в СЭС. Только такой подход поможет преодолеть негативный эффект от влияния рисков на последующую реализацию данного проекта.

В качестве основного инструментария для реализации этого принципа могут служить, во-первых, обзор и анализ функционирования структурных элементов СЭС, и во-вторых, комплексный анализ и аудит их текущего состояния с учетом особенностей:

- платежной инфраструктуры.

- процессов развития, имеющих воздействие на СЭС в целом.

- статистики о общем состоянии СЭС на отчетный период.

В подготовке анализа и обзора данного аспекта участие должно принимать максимальное количество стейкхолдеров, имеющих компетенции по конкретному обзору. Так же стоит выявлять паритет анализа всех процессов, для отражения реальной картины всех мероприятий. В качестве катализатора данного анализа может выступать Федеральное казначейство, так как именно он вносит фундаментальный вклад в генерирование и инициацию процесса подготовки релевантного отчета, путем предоставления необходимой информационной базы для стейкхолдеров.

2. Принцип концентрации главных усилий на целях, отраженных в дорожной карте проекта. Этот принцип связан с выявлением потребностей всех многочисленных пользователей СЭС и держателей карт «МИР» и с определением потенциальных возможностей национальной экономики. Стратегия совершенствования СЭС должна соотноситься с удовлетворением потребностей пользователей, включая государство и экономических агентов. В качестве инструмента выявления основных потребностей в операции с использованием СЭС может стать оценка системы бизнес-требований, которые позволят описать варианты возможных бизнес-практик. Подобного рода анализ позволит выделить:

- Разнообразные тенденции спроса и предложение на различные товары и услуги.

- Система правовых и финансовых рисков для всех участников СЭС.

- Функции стейкхолдеров.

При таком подходе к анализу, возникнет возможность выявить потенциальные возможности развития человеческих ресурсов и расширения технологического потенциала инфраструктуры СЭС.

3. Принцип обоснования ясных приоритетов в развитии СЭС. Этот принцип базируется на понимании необходимости организации стратегического планирования, чему предшествует определение приоритетных целей развития СЭС. В такой интерпретации стратегический план дает возможность определить вектор движения, конечный пункт и масштабы изменений при условии, что приоритетность целей и задач позволит оптимально распорядиться ограниченными ресурсами, необходимыми для реализации поставленных задач проекта.

Со стратегических позиций план совершенствования СЭС должен трактоваться с учетом ключевых инфраструктурных элементов системы и основополагающих факторов, влияющих на их развитие. При разработке плана нужно учитывать интересы всех ключевых стейкхолдеров данного проекта путем опросов, конференций, круглых столов и консультаций.

Для отбора жизнеспособных предложений по развитию СЭС будет целесообразно использовать два аналитических метода:

- метод оценки соотношения «Издержки - Риски - Выгоды».

- метод анализа разрывов.

Метод оценки соотношения «Издержки - Риски - Выгоды» позволит проанализировать три ключевых параметра, способствующих оценке эффективности того или иного принятого решения. В результате применения данного метода, возникает определенная последовательность приоритетных действий для реализации задач, поставленных перед проектом.

Что касается метода анализа «разрывов», посредством данного метода появится возможность выявить конкретные элементы СЭС, которые требуют пересмотра и реформирования. Суть метода проста: путем анализа текущей и целевой ситуации определяются так называемые «разрывы» между желаемым и текущим состоянием

СЭС по институциональным и инфраструктурным элементам. Далее происходит процесс анализа разрывов в контексте возможностей их исправления. В результате анализа «разрывов» появится возможность обосновать комплекс необходимых реформ для совершенствования СЭС. Основная ставка на реализацию ключевого этапа в процессе планирования и реализации проекта. Данный принцип направлен на обеспечение эффективного осуществления стратегического плана реализации СЭС путем совершенствования организации и оптимального управления этими процессами.

В процесс реализации проекта, как правило, привлекается большое количество заинтересованных участников, которые в этом процессе выполняют различные функции и берут на себя ответственность за реализацию их задач в контексте реализации проекта.

Одной из главных задач при совершенствовании такой трудной и много уровневой системы как СЭС является обеспечение согласования и контроля за деятельностью многочисленных результатов при условии соблюдения ресурсных и временных ограничений. В этом случае план реализации СЭС должен включать в себя:

- измеримые показатели реализации отдельных задач в контексте этапов реализации проекта;

- результативные механизмы управления проектом по внедрению СЭС;

- доверительный интервал предусматриваемых отклонений от целевых показателей эффективности и механизмы их устранения;

- фиксирование промежуточных и конечных результатов каждого этапа проекта;

- проработанную стратегию реализации проекта;

- методология структурирования и интерпретации результатов.

Зарубежные практики похожих государственных проектов показывают, что крупномасштабные проекты, направленные на внедрение альтернативных средств платежей для отдельных групп населения, должны выполняться усилиями купных проектных групп, которые должны иметь руководителя проекта, координаторов для каждой конкретной проектной инициативы.

В качестве инициатора выступает именно Федеральное казначейство, поэтому данный орган должен иметь следующий функционал:

- выступить участником функционирующих координационных комитетов.

- привлекать международных экспертов в сфере НПС.

- реформировать при необходимости структурные элементы и процессы, и процедуры.

Развитие электронных сертификатов, как правило, связано с действием инфраструктурных механизмов,

так как институционально-инфраструктурное обеспечение развития платежных институтов имеет очень важное значение в успешном внедрении ЭС. Тем более в большинстве практических случаев оптимальная реализация конкретных проектов по развитию подобных систем связывается с обязательной приоритетностью институциональных элементов.

Институциональное обеспечение ЭС представлено законодательной базой, практикой и механизмом организационной структуры, которые обеспечивают беспрепятственное осуществление платежей и переводов, то есть основного функционала системы электронных сертификатов. К подобного рода механизмам, с помощью которых реализуются финансово-экономические услуги, следует отнести:

- механизмы консультирования клиентов и заинтересованных сторон;

- рыночные механизмы, реализующие платежные услуги;

- координационные механизмы;

- правовые механизмы.

Таким образом, в текущей ситуации, с развитием процесса глобализации в социально - экономической сфере, перед Российской Федерацией стоит вопрос об обеспечении качественной, эффективной и адресной социальной поддержки населения. Однако одно из условий достижения поставленной цели - это устойчивое и действенное функционирование системы государственного управления, которое, в свою очередь, невозможно без эффективного функционирования единого инструментария, основанного на современных технологиях, позволяющих ускорить процесс предоставления социальных услуг и их качества. Система электронных сертификатов (далее - ЭС, СЭС) является важным компонентом механизма обеспечения и поддержания качества предоставления социальных услуг в России, при этом она должна соответствовать установленной в государстве модели развития и быть способной удовлетворять ее потребности и потребности населения. При этом достижение поставленных задач по внедрению системы ЭС невозможно без эффективного проектного управления в государственном секторе.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СПС «Га-

рант».

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного

управления» // СПС «Гарант».

3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. - Режим до-

ступ: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения 03.04.2020).

4. Косоруков А.А. Открытое правительство и цифровизация государственного управления в современной России /

А.А. Косоруков // Theories and Problems of Political Studies, 2019. № 8. С. 23-34.

5. Кузнецов Н.В., Лизяева В.В. Управление проектами цифровизации: методологический, организационный и финан-

совый аспекты // ECONOMIC SCIENCES, 2020. № 4. С. 32-38.

6. Сафонова О. Н. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм

эффективного управления ресурсами / О. Н. Сафонова, Е. А. Анчихров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, 2015. № 2 (14). С. 58-67.

7. Сидоренко Э.Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты /

Э.Л. Сидоренко, И.Н. Барциц, З.И. Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления, 2019. № 2. 93-114.

8. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и

риски [Текст] / И.И. Смотрицкая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 2018. № 1. С. 60-72. References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N 596 "On the long-term state economic policy" // ATP "Guarantor".

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N 601 "On the main directions of improving the public administration system" // ATP "Guarantor".

3. Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Communications of the Russian Federation: official. website. - Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (accessed 04.04.2020).

4. Kosorukov A.A. Open government and digitalization of public administration in modern Russia / A.A. Kosorukov // Theories and Problems of Political Studies, 2019. No. 8. P. 23-34.

5. Kuznetsov N.V., Lizyaeva V.V. Digitalization project management: methodological, organizational and financial aspects // ECONOMIC SCIENCES, 2020. No. 4. P. 32-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Safonova O. N. Introduction of project management in executive bodies of state power as a mechanism for effective resource management / O. N. Safonova, E. A. Anchikhrov // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society, 2015. No. 2 (14). S. 58-67.

7. Sidorenko E.L. The effectiveness of digital public administration: theoretical and applied aspects / E.L. Sidorenko, I.N. Bart-sits, Z.I. Khisamova // Issues of state and municipal government, 2019. No. 2. 93-114.

8. Smotritskaya II. Public administration in the development of the digital economy: strategic challenges and risks [Text] / II. Smotrytska // STAGE: economic theory, analysis, practice, 2018. No. 1. P. 60-72.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10393

Е.А. Козлова - аспирант Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, kozlovaevgeiya@list.ru, E.A. Kozlova - PhD student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Т.Ю. Кудрявцева - доцент Высшей инженерно-экономической школы, д.э.н., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, tankud28@mail.ru,

T.Yu. Kudryavtsteva - associate professor of economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ МОЩНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ГИБКОСТИ WAYS OF CAPACITY PORTFOLIO STRUCTURING OF ENERGY COMPNY IN ORDER OF MARKET

FLEXIBILITY PROVISION

Аннотация. В данной статье проанализировано текущее состояние европейского газового рынка, выявлены его основные характеристики. Рассмотрено понятие рыночной гибкости, а также описаны инструменты ее обеспечения - мощности газотранспортных сетей, мощности подземных хранилищ газа, прерываемые контракты, добыча природного газа, - выявлены основные составляющие указанных инструментов. Описано понятие портфеля мощностей и определены способы его формирования исходя из критериев оптимальности в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, в статье рассмотрены способы моделирования и прогнозирования затрат на использование каждого инструмента и рыночного спроса в различных торговых зонах с использованием эмпирического анализа на основе эконометрической модели ВАРМА, а также предложен алгоритм проведения анализа для формирования оптимального портфеля мощностей предприятия нефтегазовой отрасли.

Abstract. This article analyzes the current situation on the European gas market, reveals its main characteristics. The concept of market flexibility is considered, and the tools for its provision are described - gas transmission network capacities, underground gas storage capacities, interruptible contracts, natural gas production - the main components of these tools are identified. The concept of a capacity portfolio is described and methods for its formation are determined on the basis of optimal criteria in terms of limited resources. In addition, the article discusses methods for modeling and forecasting the costs of use of each tool and relevant market demand in various trading areas using empirical analysis based on the econometric VARMA-model, and also proposes an analysis algorithm to form an optimal capacity portfolio for an oil and gas industry enterprise.

Ключевые слова: рыночная гибкость, нефтегазовый сектор, ВАРМА-модель, портфель мощностей, рынок энергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.