Научная статья на тему 'Технологические инновации в государственном секторе финансовой системы'

Технологические инновации в государственном секторе финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / TECHNOLOGICAL INNOVATION / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / PROJECT OFFICE / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / CENTRALIZATION / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / BUDGETARY ACCOUNTING / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов С. Н., Смирных К. С.

Тема. Экономические отношения бюджетных организаций в финансовой сфере, складывающиеся в условиях формирования четвертой промышленной революции. Цели. Разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности бюджетных организаций на базе внедрения современных технологий. Методология. В исследовании применен библиографический и сравнительный анализ. Результаты. Предложено создать и разработать проектный офис технологических решений на базе управления Федерального казначейства (УФК) по Курганской области. Основная идея первого технологического решения заключается в централизации бюджетного учета государственных учреждений областного и местного уровней в УФК. Для оптимизации затрат регионального бюджета на организацию закупочной деятельности предложено второе технологическое решение, которое предусматривает развитие функционала подсистемы «Управление закупками» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИС) «Электронный бюджет» за счет перехода на электронный документооборот между участниками закупок. Выводы. Приоритет в работе современного бухгалтера постепенно смещается от обеспечения пользователей первичной отчетной информацией к разработке рекомендаций, что в условиях экспоненциально возрастающего информационного потока становится наиболее актуальным и востребованным. В ближайшей перспективе бухгалтерия в секторе государственного управления станет надежным источником информации не только для принятия решений на различных уровнях, но и для оценки гражданами результативности и эффективности деятельности организаций государственного управления и в целом публично-правовых образований. Электронный документооборот будет привычным признаком современной экономики, понятным для всех пользователей. Применение. Финансовая сфера государственных учреждений Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлов С. Н., Смирных К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological innovations in the public sector of the financial system

Subject The article considers the economic relations of State-funded organizations in the financial sector, emerging in the context of formation of the Fourth Industrial Revolution. Objectives The article aims to develop theoretical and practical recommendations to improve the financial performance of budget organizations through the introduction of modern technologies. Methods For the study, we used bibliography and comparative analyses. Results We propose to establish and develop a project office for technological solutions based on the Federal Treasury Department of the Kurgan oblast. Conclusions and Relevance In the short term, public administration accounting will be a reliable source of information not only for decision-making at different levels, but also for citizen assessment of the impact and effectiveness of public administration organizations. The recommendations will be useful for the financial sphere of the State institutions of the Kurgan oblast.

Текст научной работы на тему «Технологические инновации в государственном секторе финансовой системы»

pISSN 2073-4484 Инновации и инвестиции

eISSN 2311-8768

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Сергей Николаевич ОРЛОВ3, Ксения Сергеевна СМИРНЫХЬ'*

а доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела исследований региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация [email protected]

ь студентка экономического факультета, Курганский государственный университет, г. Курган, Российская Федерация smimykh1993@mail .ги

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 21.07.2017 Получена в доработанном виде 22.08.2017 Одобрена 29.08.2017 Доступна онлайн 16.10.2017

УДК 001.895 JEL: Н57, 032

Ключевые слова:

технологическая инновация, проектный офис, централизация, бюджетный учет, электронный документооборот

Аннотация

Тема. Экономические отношения бюджетных организаций в финансовой сфере, складывающиеся в условиях формирования четвертой промышленной революции. Цели. Разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности бюджетных организаций на базе внедрения современных технологий.

Методология. В исследовании применен библиографический и сравнительный анализ. Результаты. Предложено создать и разработать проектный офис технологических решений на базе управления Федерального казначейства (УФК) по Курганской области. Основная идея первого технологического решения заключается в централизации бюджетного учета государственных учреждений областного и местного уровней в УФК. Для оптимизации затрат регионального бюджета на организацию закупочной деятельности предложено второе технологическое решение, которое предусматривает развитие функционала подсистемы «Управление закупками» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИС) «Электронный бюджет» за счет перехода на электронный документооборот между участниками закупок. Выводы. Приоритет в работе современного бухгалтера постепенно смещается от обеспечения пользователей первичной отчетной информацией к разработке рекомендаций, что в условиях экспоненциально возрастающего информационного потока становится наиболее актуальным и востребованным. В ближайшей перспективе бухгалтерия в секторе государственного управления станет надежным источником информации не только для принятия решений на различных уровнях, но и для оценки гражданами результативности и эффективности деятельности организаций государственного управления и в целом публично-правовых образований. Электронный документооборот будет привычным признаком современной экономики, понятным для всех пользователей.

Применение. Финансовая сфера государственных учреждений Курганской области.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Орлов С.Н., Смирных К.С. Технологические инновации в государственном секторе финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10, № 10. - С. 1100 - 1114. https://doi.org/10.24891/fa.10.10.1100

Согласно данным исследования, проведенного компаниями Seagate и IDC, в предстоящие девять лет объем цифровой информации возрастет в мире более чем на порядок: в 2016 г. объем накопленных данных оценивался в 16

С.Н. Орлов и др. / Финансовая аналитика: пробл 1100 http://fin-izd

Збайт, по прогнозным оценкам, к 2025 г. этот показатель превысит 160 Збайт1.

1 Штегмюллер А. Объем мировых данных увеличится к 2025 году в десять раз. URL: http://www.hardwareluxx. ru/index.php/news/hardware/festplatten/41491-163-zettabyte-global-data-volumes-increase-tenfold-by-

Под воздействием цифровых технологий обретают новое качество такие сферы, как здравоохранение, фармацевтика, энергетика, в целом меняется образ жизни человека. Становится возможным достижение новых целей за счет сбора, хранения и анализа данных. Повышается конкурентоспособность в таких сегментах, как интернет вещей, безопасность, аналитика, научные эксперименты.

Причиной и одновременно следствием скачка в развитии экономики становятся технологические инновации, которые являются неотъемлемым элементом четвертой промышленной революции, или, как ее называют эксперты, индустрии 4.02.

Предполагается, что маяками новой индустриальный эпохи станут скорее всего развитые страны, которые занимают первые 15 мест в рейтинге получающих наибольшие потенциальные выгоды от индустрии 4.0, тогда как развивающиеся рискуют еще более серьезно отстать в развитии из-за обилия недостаточно квалифицированной рабочей силы, которая становится невостребованной в новой эпохе повсеместной автоматизации. «Ограниченная технологическая инфраструктура развивающихся стран не позволит им в полной мере воспользоваться преимуществами абсолютной взаимосвязанности», - сказано в исследовании холдинга UBS [1].

Среди основных характеристик, присущих четвертой промышленной революции, эксперты выделяют:

• непрерывный рост производства цифровых товаров и услуг;

• снижение затрат при увеличении выручки компаний;

2025.html

2Дравиц В., Курбацкий А. Промышленная революция. Индустрия 4.0 // Наука и инновации. 2016. № 3; Абсалямова С., Абсалямов Т. Четвертая промышленная революция: трансформация труда и трудовых отношений // Наука и мир. 2016. Т. 2. № 2. С. 23-24; Куприна К.А., Хазанова Д.Л. Диджитализация: понятие, предпосылки возникновения и сферы применения // Вестник научных конференций. 2016. № 5-5. С. 259-263; Куприна К.А., Хазанова Д.Л. Инструментарий диджитализации // Вестник научных конференций. 2016. № 5-5. С. 263-266.

• индивидуальный подход к каждому клиенту;

• 1Т-направленность, достоверность и качество аналитических данных;

• создание безопасных сетей [2-6].

Таким образом, современная парадигма развития требует от хозяйствующих субъектов внедрения технологических инноваций, независимо от форм собственности и вида деятельности.

Финансовая сфера государственного сектора -не исключение. Важным аспектом в этом плане является повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств: снижение государственных расходов при повышении качества предоставляемых государственных услуг.

Под технологической инновацией в финансовой сфере государственных (бюджетных) организаций в рамках проведенного исследования и данной статьи авторы понимают создание новых финансовых продуктов и совершенствование существующих на основе цифровых технологий, новейшего технологического оборудования и каналов связи в целях повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами и результативности в повышении качества предоставляемых экономическим субъектам услуг [7-10].

Процесс внедрения новшеств имеет собственный жизненный цикл, специфику и критерии, которые необходимо учитывать при разработке методики реализации каждой технологической инновации в финансовую сферу бюджетной организации. По мнению авторов, не столько общество должно осознать необходимость такой инновации, сколько такая потребность должна возникнуть внутри государственной структуры и быть предложена потребителям.

В ходе исследования выявлено, что внедрение технологических инноваций в финансовой сфере бюджетных организаций должно сопровождаться предварительной апробацией, общественным обсуждением предложений, оценкой социальных и экономических последствий, а также неприемлемостью

в отдельных случаях оценки инноваций исключительно по показателям экономической эффективности.

Констатируем, что внедрение инноваций в государственном секторе в текущий момент существенно отстает от аналогичного процесса в сфере частного бизнеса. Отметим, что все расходы на разработку инновации (фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы) проводятся за счет средств государственного бюджета и не перекладываются на бизнес.

Для сглаживания возникшего в последнее время негативного тренда, а также сохранения структуры взаимодействия государства и науки необходимо:

• привлекать бизнес к разработке инноваций, используя технологии аутсорсинга;

• более активно использовать обществом технологии краудсорсинга;

• внедрять инновации двойного назначения, возможные к применению как бизнесом, так государством;

• стимулировать бизнес (применять налоговые льготы, гранты на исследования и т. п.) к проведению фундаментальных исследований.

Основным фактором развития в современной экономике остается цифровизация финансовых услуг [11, 12]. В России это явление получило значительный импульс развития (достаточно проанализировать материалы Петербургского международного экономического форума, который прошел в июне 2017 г., тематику заседаний федерального правительства, выступлений и поручений Президента РФ).

Анализ различных точек зрения на термин «цифровизация» позволяет дополнить его следующим образом: цифровизация финансовых услуг бюджетных организаций представляет собой процесс внедрения и использования в деятельности организаций электронных цифровых технологий, направленных на достижение наиболее значимых целей, таких как повышение качества предоставляемых государственных услуг и рост эффективности использования бюджетных средств.

Среди основных признаков цифровизации в государственном учреждении отметим:

• отказ от создания дополнительных органов государственной власти;

• масштабное (на порядок) сокращение издержек;

• клиентоориентированная организационная структура на основе цифровых технологий;

• предоставление государственных услуг в режиме «одного окна»;

• движение к открытому правительству;

• хранение большого объема данных;

• машинное обучение;

• электронное предоставление услуг.

Среди государственных учреждений одним из наиболее заинтересованных субъектов в области развития технологических инноваций является Федеральное казначейство. Процесс внедрения и совершенствования цифровых технологий, предназначенных для повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами заметен на различных участках и этапах развития органов

" 3

казначейства .

Так, за последние годы внедрено немало новых технологий, среди которых выделим:

• управление ликвидностью единого казначейского счета федерального бюджета;

• предоставление средств юридическим лицам под фактическую потребность;

• банковские карты;

• сервис Государственной информационная системы о государственных и муниципальных платежах;

• взаимодействие налоговых органов и Федерального казначейства при исполнении

3 Итоги деятельности за 2016 год и основные направления развития Федерального казначейства на 2017 год и среднесрочную перспективу: материалы расширенного заседания коллегии Федерального казначейства.

решений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам;

• казначейское сопровождение.

Кроме того, для минимизации наличного денежного обращения в государственном управлении внедрены современные банковские технологии, основанные на модели взаимодействия Сбербанка и Федерального казначейства, которая дает возможность использовать такие банковские продукты, как «Сбербанк Корпорация» и «Сбербанк Бизнес Онлайн».

Основным инструментом при решении задачи минимизации наличного денежного обращения является перевод клиентов казначейства на работу с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт4. По состоянию на январь 2017 г. клиентам Курганской области было выдано 1,3 тыс. карт, объем перечислений на счета управления Федерального казначейства для проведения операций с картами составил 10,7% от всего объема наличных перечислений на счета. Для сравнения: по состоянию на январь 2016 г. было выдано менее 100 карт.

Однако, несмотря на столь стремительное развитие информационных технологий, проведенное исследование на примере названного управления позволило выявить ряд недостатков, препятствующих росту эффективности и результативности управления государственными финансами бюджетных организаций. Среди выявленных проблем:

• зависимость бюджета от дотационных поступлений (общий объем безвозмездных поступлений в общей структуре доходов областного бюджета Курганской области составляет 42,11%);

• недостаточная эффективность использования бюджетных средств;

• формирование и представление некоторыми учреждениями области некачественной и недостоверной отчетности;

4 Бюджет для граждан к проекту закона об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. URL: http://bks.pskov.ru/ebudget/upload/root/pdf

• нарушение порядка и срока ее представления (рис. 1).

Для решения выявленных проблем предложено создать проектный офис технологических решений на базе УФК по Курганской области. Основополагающая идея одного из первых технологических решений заключается в централизации бюджетного учета государственных учреждений областного и местного уровней.

Необходимо отметить, что эксперименты, проводимые в государственных учреждениях, показывают, что только при создании отраслевых или межотраслевых централизованных бухгалтерий на уровне муниципалитетов производительность труда (в сравнении с децентрализованной формой) можно увеличить как минимум в два раза, а экономия в организации бухгалтерского учета в муниципальных образованиях составит до 4% суммы их годовых бюджетов [1].

Предлагаемый проект включает в себя четыре этапа. Собственно передача полномочий будет проводиться на двух последних этапах: на третьем - в органах государственной власти и казенных учреждениях, на четвертом - в бюджетных и автономных учреждениях (табл. 1).

Управление Федерального казначейства по Курганской области становится организацией, которая будет принимать названные полномочия. Площадкой для ведения бюджетного учета выбрана ГИИС «Электронный бюджет», объединяющая посредством цифровых каналов удаленные рабочие места всех участников бюджетного процесса и их партнеров.

Признано, что облачные технологии существенно ускоряют процесс внедрения программного обеспечения, позволяя экономить денежные средства пользователей, а также использовать программное обеспечение как услугу, а не покупать и устанавливать его.

Разделение полномочий по ведению бюджетного учета представлено в табл. 2.

Таким образом, у государственных органов власти и государственных (муниципальных) учреждений сохраняются функции во всех

аспектах хозяйственной жизни органа государственной власти. Управлению Федерального казначейства по Курганской области будут делегированы функции ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной, налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды.

В рамках реализации проекта первоначально проводятся предварительная оценка ведения бухгалтерского и управленческого учета, формирования отчетности в местных органах государственной власти и самоуправления, учреждениях региона, а также аудит существующих учетных систем различного типа в субъекте РФ.

На следующем этапе разрабатываются основные нормативно-правовые и иные акты, связанные с внедрением технологий централизованной обработки данных при комплексной организации электронного документооборота в учреждениях. Затем проводят разработку и внедрение подсистем «Управление кадровыми ресурсами», «Учет и отчетность», «Управление доходами», «Управление денежными средствами», «Управление долгом и финансовыми активами» ГИИС «Электронный бюджет», включая построение общей информационной и программно-технической архитектуры системы, формирование организационной распорядительной, технической документации.

Например, схема взаимодействия при учете расчетов по оплате труда представлена на рис. 2.

В подсистеме «Управление кадровыми ресурсами», в частности, отделом кадров соответствующего учреждения заполняются необходимые данные (список должностей, количество ставок, размеры должностных окладов), на основании чего автоматически формируется штатная численность работников. В соответствии с кадровыми приказами или на основе заявлений, касающихся предоставления отпусков, увольнения, приема на работу и пр., специалист отдела кадров вводит данные в личные карточки сотрудников.

В конце каждого месяца этот же работник формирует табель учета рабочего времени,

после утверждения которого автоматически рассчитываются заработная плата, страховые взносы (рис. 3).

Казначейство непосредственно формирует отчетность по заработной плате и проверяет предоставленную информацию.

При внедрении и развитии подсистем ГИИС «Электронный бюджет» с сотрудниками УФК по Курганской области и работниками учреждений проводятся обучающие семинары по концептуальным и методологическим вопросам централизации учета и отчетности посредством аудио- и видеоконференцсвязи. Предполагается, что весь документооборот будет максимально автоматизирован, так как необходимые данные специалисты будут формировать и передавать через ГИИС «Электронный бюджет».

Непосредственно в подсистеме «Учет и отчетность» будет проходить автоматическое формирование регламентированной бюджетной налоговой, статистической и иной отчетности на основании информации, полученной из других подсистем ГИИС «Электронный бюджет» (рис. 4).

Формирование отчетности и ее прием будут проводить сотрудники отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов в части распределенных на них клиентов (рис. 5).

В органах власти будет осуществляться лишь ввод необходимых данных о фактах хозяйственной деятельности. Эти сведения впоследствии посредством программного продукта будут передаваться в Управление Федерального казначейства по Курганской области, где будут подвергаться обработке и отражению в учете.

Внедрение предложенной технологии (рис. 6) направлено на оптимизацию расходов областного бюджета за счет повышения качества бухгалтерского и управленческого учета и формирования отчетности, повышения прозрачности учетных процессов и скорости выполнения учетных функций посредством формализации и регламентирования документооборота, внедрения единых принципов работы сотрудников, повышения

производительности труда и оптимизации численности работников, решения проблем количественного и качественного дефицита персонала.

Особую актуальность приобретают задачи, связанные с оптимизацией затрат регионального бюджета на организацию закупок. В течение 2015-2017 гг. расходы на приобретение товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд Курганской области, а вместе с тем и траты на организацию закупок неуклонно росли (рис. 7).

Такие виды расходов, как командировочные, канцелярские, почтовые, транспортные в условиях ограниченности финансовых ресурсов ощутимы для любого государственного учреждения. Кроме того, для повышения эффективности управления бюджетными средствами весьма актуален вопрос о максимальной автоматизации данного бизнес-процесса.

Оптимизировать затраты регионального бюджета поможет технологическое решение, которое предусматривает развитие функционала подсистемы «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет» за счет перехода на электронный документооборот между участниками закупок. В частности, намечено использование электронных образов государственных контрактов, актов, счетов-фактур и иных подтверждающих документов.

Для расширения технологического функционала названной подсистемы потребуются расходы на приобретение средств, обеспечивающих защиту, надежность при прохождении информации по каналам связи, а также на дальнейшее обслуживание и сопровождение подсистемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование в повседневной работе современных технологических схем позволит достигнуть необходимых результатов -повышения скорости получения информации и принятия оперативных решений, сокращения времени на доставку документов, рационализации внутреннего документооборота и улучшения качества управления, придания процессу закупок необходимой прозрачности и устранения ошибок.

Внедрение централизации бюджетного учета в государственных и муниципальных учреждениях Курганской области потребует определенных затрат. Однако реализация проекта поможет ощутимому экономическому росту, создавая предпосылки для эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, казенных, бюджетных, автономных учреждений, а также принятия управленческих решений на основе качественной и своевременной отчетности, повышения эффективности межбюджетного и межведомственного взаимодействия.

Целесообразность внедрения проектного офиса технологических решений на базе УФК по Курганской области экономически обоснована. При расчете использовалась актуальная информация с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, Федеральной службы государственной статистики.

Штатная численность бухгалтерских работников при внедрении и реализации проекта рассчитана на основе методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504.

Согласно расчетам, эффект от централизации бюджетного учета УФК по Курганской области за четыре года составит 1 274,6 млн руб. за счет сокращения 1 829 штатных единиц специалистов бухгалтерских служб, экономии на фонде оплаты труда, внедрения автоматизированных рабочих мест, экономии накладных затрат (канцелярские расходы, Интернет, обновление правовых баз, телефонная связь и обучение персонала).

Итоговый эффект от развития функционала подсистемы «Управление закупками» за три года составит 3,8 млн руб. за счет сокращения транспортных, канцелярских, почтовых и командировочных расходов.

Таким образом, функции бухгалтера скоро подвергнутся существенной трансформации от обеспечения пользователей первичной отчетной информацией к разработке рекомендаций, что в условиях нарастающего

информационного потока становится наиболее актуальным и востребованным.

В перспективе бухгалтерия в секторе государственного управления станет надежным источником информации не только для принятия управленческих решений на

различных уровнях, но и для оценки гражданами деятельности бюджетных организаций государственного управления и в целом публично-правовых образований. Электронный документооборот станет привычным признаком современной экономики, понятным для всех пользователей.

Таблица 1

Основные этапы централизации бюджетного учета в УФК по Курганской области Table 1

The main stages of centralization of budgetary accounting of the Federal treasury department of the Kurgan oblast

Ответственный исполнитель Финансовый орган субъекта РФ

1-й этап (01.01.201701.01.2018) Предварительная оценка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениями, разработка основных нормативно-правовых актов, разработка подсистем «Управление кадровыми ресурсами», развитие подсистемы «Учет и отчетность»

2-й этап (01.01.201801.01.2019) Внедрение подсистем управления кадровыми ресурсами, доходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, системы «Электронный бюджет», проведение обучающих семинаров с пилотными учреждениями с апробацией в них подсистем

3-й этап (01.01.201901.01.2020) Централизация бухгалтерского учета органами государственной власти и казенными учреждениями в УФК по Курганской области

4-й этап (01.01.202001.01.2021) Централизация бухгалтерского учета бюджетными и автономными учреждениями в УФК по Курганской области

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 2

Распределение полномочий по ведению бюджетного учета Table 2

Distribution of authority to maintain budgetary accounting

Государственное (муниципальное) учреждение, орган государственной власти Управление Федерального казначейства по Курганской области

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств Учет санкционирования расходов

Формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств Учет администрирования доходов

Ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований Учет кредитов, гарантий долговых обязательств в ценных бумагах

Планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований Учет расчетов по заработной плате

Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям и исполнение соответствующей части бюджета Учет финансовых и нефинансовых активов

Внесение предложений по формированию и изменению лимита бюджетных обязательств Учет расчетов с поставщиками по принятым обязательствам

Определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями Учет себестоимости услуг

Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий Составление отчетности

Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, -

субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, установленных при их предоставлении условий, целей и порядка

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Объем безвозмездных поступлений в бюджет Курганской области за период 01.01.2015-01.01.2017, руб. Figure 1

The volume of gratuitous revenues to the budget of the Kurgan oblast for January 1, 2015 - January 1, 2017, RUB

ï Прочие поступления

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Схема электронного документооборота «Учет расчетов по оплате труда» Figure 2

A scheme of electronic document management: Payroll Accounting

Штатное расписание

Сведения для формирования штатного расписания: список должностей, количество ставок, размеры должностных окладов

Кадровые приказы

Формирование кадр о приеме, переводе, предоставлении отп овых приказов увольнении, уска, поощрении и пр.

Заявление работника

Заполнение личной карточки сотрудника в его личные данны

, внесение изменений

Отдел кадров госучреждения

Табель учета использования рабочего времени

Ведение табеля и закрытие его в конце месяца

Листки нетрудоспособности

i -

Расчет страхового стажа

Направление для оплаты в УФК: подписание у руководителя электронной подписью

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Схема документооборота при учете расходов по оплате труда Figure 3

A scheme of document circulation for Labor Expense Tracking Accounting

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Схема взаимодействия подсистем ГИИС «Электронный бюджет» при формировании отчетности Figure 4

A scheme of interaction between subsystems of the Electronic Budget Hybrid Intelligent System in the preparation of reports

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Схема формирования отчетности Figure 5

A reporting scheme

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 6

Структурный и экономический эффект от реализации централизации бюджетного учета и составления отчетности государственных учреждений

Figure 6

Structural and economic effect of the implementation of centralization of budget accounting and reporting of public institutions

Структурный эффект

Повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности

I '

/Л Поддержка процессов реформирования

бюджетного (бухгалтерского) учета, обеспечение быстрого централизованного перехода на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности

Автоматизация бюджетного (бухгалтерского) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению

Экономический (бюджетный) эффект

Сокращение случаев нарушения сроков подготовки отчетности, повлекших за собой претензии контролирующих и инспектирующих органов (штрафов, пени)

Унификация порядка проведения контрольных мероприятий

т

Сокращение затрат на ведение учета путем оптимизации численности сотрудников

Повышение прозрачности учетных процессов с использованием единой базы данных

I

Решение проблемы кадрового дефицита

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Повышение скорости выполнения учетных

функций путем формализации документооборота, упорядочения данной процедуры, внедрение единых принципов работы сотрудников

Сокращения затрат на поддержку и эксплуатацию информационных систем

Сокращения количества площадей, занимаемых бухгалтерскими службами.

переданными на обслуживание в центр бухгалтерского учета

Рисунок 7

Динамика расходов Курганской области на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, млн руб.

Figure 7

Change in the Kurgan oblast's expenditures for procurement of goods, works, and services for State (municipal) needs, million RUB

3 000

2 500

2 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 306 4 __2jJ87.2

2 02:V7___.

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Афонина Е.В., Санду И.С. Инновации: путь от истоков до современности // Науковедение. 2013. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/01EFTA613.pdf

2. Ерженин Р.В. Концептуальный подход к использованию инсорсинга в области бухгалтерского (бюджетного) учета в секторе государственного управления в целях сокращения бюджетных расходов // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. C. 107-110.

3. Емельяненко А.В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета - кассовое планирование // Бюджет. 2011. № 2. URL: http://bujet.ru/article/110170.php

4. Иванова Н.Г. и др. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора. СПб: СПбГЭУ, 2013. 158 с.

5. АртамоноваВ.Н. Централизация учета: опыт Вологодской области // Бюджет. 2015. № 12. URL: http://bujet.ru/article/288422.php

6. Сокол Н.Ю. Современные информационные технологии в государственном муниципальном управлении. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9045.pdf

7. Орлов С.Н., Логачева Н.М. Социальная инфраструктура региона // Экономическое возрождение России. 2015. № 1. С. 169-174.

8. Хуснуллова А.Р., Абсалямова С.Г. Четвертая промышленная революция и ее социально-экономические последствия // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 2. С. 59-63.

9. Ерженин Р.В. Роль автоматизации в эффективной организации бюджетного учета

в публично-правовых образованиях // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 3. С. 244-250. URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/rol-avtomatizatsii-v-effektivnoy-organizatsii-byudzhetnogo-ucheta-v-publichno-pravovyh-obrazovaniyah

10. Бойко И.В. Основы инновационного развития и новой экономики. СПб: Университет ИТМО, 2015. С. 40.

11. Новые технологии государственного управления в зеркале Канадского и Российского опыта: монография / под ред. А. Марголина и П. Дуткевича. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2013. 272 с.

12. Гуральников С.Б. Информационные технологии для клиентов Федерального казначейства // Бюджет. 2014. № 2. URL: http://bujet.ru/article/290760.php

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации,

написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-4484 Innovation and Investment

eISSN 2311-8768

TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN THE PUBLIC SECTOR OF THE FINANCIAL SYSTEM Sergei N. ORLOVa, Kseniya S. SMIRNYKHM

a Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]

b Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation smirnykh1993@mail .ru

• Corresponding author

Article history:

Received 21 July 2017 Received in revised form 22 August 2017 Accepted 29 August 2017 Available online 16 October 2017

JEL classification: H57, O32

Keywords: technological innovation, project office, centralization, budgetary accounting, electronic document management

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Abstract

Subject The article considers the economic relations of State-funded organizations in the financial sector, emerging in the context of formation of the Fourth Industrial Revolution. Objectives The article aims to develop theoretical and practical recommendations to improve the financial performance of budget organizations through the introduction of modern technologies.

Methods For the study, we used bibliography and comparative analyses.

Results We propose to establish and develop a project office for technological solutions

based on the Federal Treasury Department of the Kurgan oblast.

Conclusions and Relevance In the short term, public administration accounting will be a reliable source of information not only for decision-making at different levels, but also for citizen assessment of the impact and effectiveness of public administration organizations. The recommendations will be useful for the financial sphere of the State institutions of the Kurgan oblast.

Please cite this article as: Orlov S.N., Smirnykh K.S. Technological Innovations in the Public Sector of the Financial System. Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 10, pp. 1100-1114. https://doi.org/10.24891/fa.10.10.1100

References

1. Afonina E.V., Sandu I.S. [Innovation: from the origins to the present]. Naukovedenie, 2013, no. 6. (In Russ.) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/01EFTA613.pdf

2. Erzhenin R.V. [Conceptual approach to use of insourcing in the field of the accounting (budgetary account) in sector of public administration for reduction of the budgetary expenses]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2016, no. 1, pp. 107-110. (In Russ.)

3. Emel'yanenko A.V. [Liquidity management of the Treasury Single account: cash planning]. Byudzhet = Budget, 2011, no. 2. URL: http://bujet.ru/article/110170.php (In Russ.)

4. Ivanova N.G. et al. Gosudarstvennye (munitsipal'nye) uchrezhdeniya v usloviyakh reformy byudzhetnogo sektora [State (municipal) institutions in the reform of the budget sector]. St. Petersburg, SPbEU Publ., 2013, 158 p.

5. Artamonova V.N. [Centralization of accounting: the experience of the Vologda oblast]. Byudzhet = Budget, 2015, no. 12. URL: http://bujet.ru/article/288422.php (In Russ.)

6. Sokol N.Yu. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v gosudarstvennom munitsipal'nom upravlenii [Modern information technologies in public administration]. URL: https://www. scienceforum.ru/2015/pdf/9045.pdf (In Russ.)

7. Orlov S.N., Logacheva N.M. [Social infrastructure in the region]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2015, no. 1, pp. 169-174. (In Russ.)

8. Khusnullova A.R., Absalyamova S.G. [The Fourth Industrial Revolution and its socio-economic implications]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of the Cooperative Sector of Economy, 2016, no. 2. (In Russ.)

9. Erzhenin R.V. [Role of automation in effective organization of municipality budgetary accounting]. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin

of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 3, pp. 244-250. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-avtomatizatsii-v-effektivnoy-organizatsii-byudzhetnogo-ucheta-v-publichno-pravovyh-obrazovaniyah (In Russ.)

10. Boiko I.V. Osnovy innovatsionnogo razvitiya i novoi ekonomiki [The basis of innovative development and the new economy]. St. Petersburg, ITMO University Publ., 2015, p. 40.

11. Margolin A.M., Dutkevich I.P (Eds). Novye tekhnologii gosudarstvennogo upravleniya v zerkale Kanadskogo i Rossiiskogo opyta: monografiya [New technologies in public administration in the mirror of the Canadian and Russian experience: a monograph]. Moscow, University of Management of Moscow Government Publ., 2013, 272 p.

12. Gural'nikov S.B. [Information technology for clients of the Federal Treasury]. Byudzhet = Budget, 2014, no. 2. URL: http://bujet.ru/article/290760.php (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of

the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.