Научная статья на тему 'Методические основы повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне»'

Методические основы повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРОЖДЁННАЯ И ПРИОБРЕТЁННАЯ СПОРТИВНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВФСК "ГТО"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатов Олег Владимирович

Статья рассматривает методические приёмы индивидуально-дифференцированного подхода к школьникам с врождённой спортивной одарённостью. Нами рассмотрена методика выявления спортивной одарённости и основы повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста, способы выявления приобретённой спортивной одарённости детей младшего школьного возраста. Актуальность использования автоматизированного сопровождения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (АС ФСК «ГТО»). В результате исследования установлено, что, применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры с обучающимися с врождённой спортивной одарённостью одного из физических качеств, позволяет выявить у тех же обучающихся приобретённую спортивную одарённость кондиционных способностей, тем самым подготавливает обучающихся к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнатов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical foundations of increasing the physical preparedness of children at young school age to passing norms of the complex “Ready for Labour and Defense”

Article considers the methodical methods of the individual differentiated approach to the students with congenital sports endowments. We have considered the technique of identification of sports endowments and bases for increase in physical fitness of the children at younger school age, ways of identification of the acquired sports endowments among the children of younger school age. Relevance of use of the automated maintenance for the sports complex “Ready for labor and defense”. As a result of a research it has been established that application of the individual differentiated approach at physical education classes with students showing the congenital sports endowments in one of the physical qualities, it allows to reveal the acquired sports endowments of the standard abilities among the same students, thereby, it prepares the students for passing the qualifying standards of the "Ready for Labour and Defense" complex.

Текст научной работы на тему «Методические основы повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне»»

УДК 796.011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Олег Владимирович Игнатов, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургут

Аннотация

Статья рассматривает методические приёмы индивидуально-дифференцированного подхода к школьникам с врождённой спортивной одарённостью. Нами рассмотрена методика выявления спортивной одарённости и основы повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста, способы выявления приобретённой спортивной одарённости детей младшего школьного возраста. Актуальность использования автоматизированного сопровождения физкуль-турно-спортивного комплекса «ГТО» (АС ФСК «ГТО»). В результате исследования установлено, что, применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры с обучающимися с врождённой спортивной одарённостью одного из физических качеств, позволяет выявить у тех же обучающихся приобретённую спортивную одарённость кондиционных способностей, тем самым подготавливает обучающихся к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне».

Ключевые слова: врождённая и приобретённая спортивная одарённость, дифференцированный подход, индивидуальные особенности, автоматизированное сопровождение ВФСК «ГТО».

METHODICAL FOUNDATIONS OF INCREASING THE PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHILDREN AT YOUNG SCHOOL AGE TO PASSING NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE"

Oleg Vladimirovich Ignatov, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

Article considers the methodical methods of the individual differentiated approach to the students with congenital sports endowments. We have considered the technique of identification of sports endowments and bases for increase in physical fitness of the children at younger school age, ways of identification of the acquired sports endowments among the children of younger school age. Relevance of use of the automated maintenance for the sports complex "Ready for labor and defense". As a result of a research it has been established that application of the individual differentiated approach at physical education classes with students showing the congenital sports endowments in one of the physical qualities, it allows to reveal the acquired sports endowments of the standard abilities among the same students, thereby, it prepares the students for passing the qualifying standards of the "Ready for Labour and Defense" complex.

Keywords: congenital and acquired sports talent, differentiated approach, individual features, automated support of the complex "RLD".

ВВЕДЕНИЕ

Важная заслуга состояния здоровья человека принадлежит фактору здорового образа жизни. В школьный период аспектом составляющей здорового образа жизни, является физическая активность. Один из главных аспектов, который предполагает улучшить процесс оздоровления детей младшего школьного возраста, систематические, методически грамотно построенные занятия физической культурой и спортом. [1, с.3]. Образовательная практика в сфере физической культуры еще недостаточно способствует всестороннему физическому развитию и осознанному отношению учащихся к задачам, средствам и методам физического воспитания, формирования ценностного отношения к физической культуре. [1, с.163]. Одним актуальных аспектов направления, для решения данной проблемы, является модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях. [5, с.11]. Основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации, являются реализация стратегических задач, пред-

полагающей активизацию мер, по выявлению спортивной одарённости детей и созданию оптимальных условий для их развития. Учитывая вышесказанное можно говорить, что изучение закономерностей формирования и развития спортивно-одаренной личности является актуальностью, поскольку их изучение предполагает выход на новый уровень понимания потенциальных возможностей самореализации в жизненной деятельности индивида. Поскольку спортивная деятельность является аспектом важнейшей модели изучения человека, в его различных жизненных проявлениях.

Практическая значимость эксперимента способом мотивации повышения конкурентоспособности российского спорта, решает задачи «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р. [5].

Наблюдение, является основным аспектом диагностики детей младшего школьного возраста. Ведущим аспектом в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации и психических способностей обучающихся, которые, в процессе деятельности могут рекомендовать себя как врожденными, так и приобретенными. Это легло в основу исследования и разработки дифференцированной методики, направленной на выявление приобретённой спортивной одарённости личности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поставленная гипотеза предполагала - при проведении занятий по разработанной методике индивидуального дифференцированного подхода с детьми младшего школьного возраста с врождённой спортивной одарённостью одного из физических качеств позволит выявить в тех же обучающихся приобретённую спортивную одарённость отстающих физических качеств

В познании спортивной одарённости, ведущим является определение возможностей моторной организации человека совместно с его психическими способностями. Такие способности могут быть как врождёнными, так и (в процессе деятельности) приобретёнными. С учётом этого, с целью выявления приобретённой спортивной одарённости отстающих физических качеств, в детей младшего школьного возраста с врождённой спортивной одарённостью одного из физических качеств, была разработанная модель урока - методика индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

Эксперимент проходил в три этапа.

Первый этап работы направлен на выявление, врождённой спортивной одарённости в обучающихся, способом тестирования. Нормативы тестирования определялись разработанной программной и нормативной основой физического воспитания населения ВФСК «ГТО», с помощью автоматизированного сопровождения (АС ВФСК «ГТО») [Режим доступа/ https://rosinwebc.ru/]. [2].

Второй этап направлен на индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры к обучающимся, имеющим врождённую спортивную одарённость с учётом их индивидуальных особенностей физического развития.

С целью достижения разностороннего развития двигательных способностей и обеспечения связи развития способностей с углубленным техническим и тактическим совершенствованием, для обучающихся с врождённой спортивной одарённостью, был разработан комплекс упражнений с учётом их индивидуальных физических способностей.

Третий этап направлен на выявление высшего уровня приобретённой спортивной одарённости обучающихся, способом повторного тестирования.

Результаты реализации и динамика изменений. В констатирующем тестировании эксперимента принимали участия, обучающиеся 6-8 лет, МБОУ «СОШ №5» ЯНАО г. Губкинский, относящиеся к перовой ступени в тестировании комплекса норм «ГТО».

По результатам тестирования констатирующего этапа эксперимента, девять учеников показали высокий уровень физической подготовленности в спортивных нормативах «беге на 30 м» и «челночном беге 3*10 м», при этом, остальные показатели уровня выполнения нормативов у этих учеников были на среднем и ниже среднего уровнях физической подготовленности. В спортивном нормативе «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», высокий результат показали семь обучающихся, при этом уровень показателей в остальных спортивных нормативах у них были значительно ниже, (ниже среднего уровня).

Выявление обучающихся, имеющих врождённую спортивную одарённость, послужил мотивом для разработки комплекса упражнений с учётом их индивидуальных способностей. Разработанный комплекс предусматривает отличие применяемых форм и приёмов в рамках отдельного урока. В отличие от стандартных приёмов, он вмещает значительное разнообразие и направленность на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Для обучающихся с выявленной врождённой спортивной одарённостью были предусмотрены упражнения высокой интенсивности, на быстроту ряда последовательных движений. Они выполнялись следующим образом: скоростно-силовые упражнения выполнились в сочетании с упражнениями на растягивание и координационными упражнениями. Длительность этих упражнений составляла в рамках 2-5 секунд. В виде повторных напряжений использовались и упражнения в изометрическом режиме. Каждый подобранный комплекс отображал систему, предусматриваемую включения в работу новую группу мышц, при каждой последующей серии его выполнения. При количестве повторений 7-12 раз, величина нагрузки от максимальной, составляла 55-65%. В то время, как интервалы неполного отдыха при максимальных нагрузках составляли в рамках 1-2 минуты. При выполнении упражнений в максимальных и субмаксимальных нагрузках, время полного отдыха было предусмотрено в пределах 2-4 минут. Количество выполняемых упражнений составляло в пределах 3-5 раз. Выполнения комплексов упражнений предусматривалось в основной части занятия, перед упражнениями на выносливость. Продолжительность выполнения комплексов упражнений варьировалась от 5 до 10 минут, в зависимости от цели и задач урока, утомления учащихся и этапа подготовки.

Неотъемлемой частью содержания каждого занятия являлось, соблюдение основных правил построения и проведения урока:

1) планирование физической нагрузки на уроке;

2) структура и направленность урока;

3) качественное проведение урока;

4) умение учителя интегрировать эти правила в каждом уроке и определяет педагогическое мастерство.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты повторного тестирования отобразили значительный рост кондиционных способностей, обучающихся с выявленной врождённой спортивной одарённостью одного из физических качеств, чем выявили в тех же обучающихся приобретённую спортивную одарённость. Анализ результатов показал, что предполагаемая гипотеза подтвердилась. Прирост результатов, обучающихся с приобретённой спортивной одарённостью, был зарегистрирован при сдаче ими нормативов комплекса «ГТО» - весной 2017 года в городском центре тестирования «Фортуна» г. Губкинский, ЯНАО.

ВЫВОДЫ

Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры с обучающимися врождённой спортивной одарённостью, способствует высоким результатам при сдаче нормативов ВФСК «ГТО», тем самым повышает конкурентоспособность российского спорта, решая задачи «Стратегии развития физической культу-

ры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загуменнов, В.О. Педагогические условия эффективности использования дифференцированного подхода на уроках физической культуры / В.О. Загуменнов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 164-167.

2. Информационно-научный WEB центр «Физическая культура, здоровье и спорт» [Электронный ресурс] // URL : https://rosinwebc.ru/. - Дата обращения 01.09.2017.

3. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания : учеб. пособие / И.В. Манжелей. - Москва : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2005. - 185 с.

4. Синявский, Н.И Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 137-141.

5. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/. - Дата обращения 01.09.2017.

REFERENCES

1. Zagumennov, V.O. (2016), "Pedagogical conditions for the effectiveness of using a differentiated approach in physical education lessons", Education and training: methods and practice, No. 29, pp. 164-167.

2. Information and Scientific WEB Center "Physical Culture, Health and Sport", available at: https://rosinwebc.ru/.

3. Manzheley, I.V. (2005), Pedagogical models of physical education, textbook, Scientific and Publishing Center "Theory and Practice of Physical Culture", Moscow.

4. Sinyavskiy, N.I and Sadykov, R.I. (2012), "Content of physical education lessons of educational and training orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 137141.

5. Strategies for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. Order of the Government of the Russian Federation on the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020 of 07.08.2009. No. 1101-p, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059/.

Контактная информация: iow2478@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2017

УДК 796.077.4

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Светлана Ивановна Изаак, доктор педагогических наук, доцент, Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Анатольевна Миронова, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация

В статье показано, что выполнение целевых индикаторов Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предполагает совершенствование кадрового обеспечения и, следовательно, рост численности квалифицированных кадров. Представлено обоснование роста потребности в управленческих кадрах. Разработана образовательная модель на базе технического вуза готовности к управлению в индустрии спорта.

Ключевые слова: индустрия спорта, спортивный менеджмент, кадровое обеспечение, образовательная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.