УДК 378.147.+378.6 ББК 74.489.25
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-66-73
С.П. Еремеева
(Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье выявлены факторы, определяющие необходимость подготовки педагога к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий. Рассмотрены методические основы подготовки педагога, которые нашли отражение в авторском спецкурсе «Проектирование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе современного вуза». Обоснована логика и содержание блочно-мо-дульной структуры программы спецкурса, позволяющая моделировать индивидуальные маршруты обучения, учитывать интересы и уровень готовности преподавателей к проектированию и реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза. Раскрыты этапы реализации спецкурса: теоретический, практический и рефлексивный.
Ключевые слова: методические основы, проект, проектирование, средства, педагог, принципы, дистанционные технологии, спецкурс.
S.P. Eremeeva (Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia)
METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING TEACHERS FOR PROJECTING THE CURRICULUM VIA DISTANCE TECHNOLOGIES
The factors defining the need to train teachers for projecting the curriculum via distance technologies are revealed. Methodological bases of training teachers presented in the speciality course "Projecting distance education technologies is the curriculum of a modern higher school" are discussed. The logic and content of block module structure in the speciality course program, that makes it possible to model individual learning paths, take to into account the interests and readiness of the teachers for projecting and implementation
CÛ
$ of distance education technologies in the higher school curriculum are explained. Stages
a of the speciality course realization are shown: theoretical, practical and reflexive. LJU Key words: methodological bases, project, projecting, tools, teacher, principles, distance
b technologies, speciality course.
Приоритетными задачами модернизации российского образования являются: повышение его глобальной конкурентоспособности, уровня качества, доступности, обеспечение адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. В этой связи, как показывает практика, необходимо научное обоснование и внедрение инновационных методов, современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, обеспечивающих формирование у обучающихся компетенций, соответствующих направлению подготовки. Данный посыл коррелирует с основными образовательными целями, обозначенными в майском указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [6].
Рассматривая проблему проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, остановимся на ключевых дефинициях нашего исследования.
В переводе с латинского «проект» (ргсдеС;ш) означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта. Эта творческая деятельность является частью деятельности преподавателя вуза, который создает прообраз, тем самым проектируя учебный процесс.
Педагогическое проектирование рассматривается в исследовании как конструирование и реализация учебного процесса в вузе с использованием эффективных, современных образовательных средств с целью повышения его эффективности. При этом, как верно отмечает О.Л. Карпова, учебный процесс должен быть организован с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентироваться на формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к изменениям и развитию в условиях рыночной экономики [3, с. 27].
Грамотное проектирование учебного процесса, как показывает исследование, должно базироваться на фундаментальных принципах, способствующих формированию профессиональной компетентности обучающихся в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными стандартами. Принципы проектирования учебного процесса мы рассматриваем как основные идеи, которыми руководствуется преподаватель в своей деятельности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу [1-5] и опираясь на теорию и практику проектировочной деятельности, мы систематизировали принципы педагогического проектирования и представили их в следующем виде:
- принцип гуманизации, то есть ориентация на обучающегося как на участника образовательного процесса;
- принцип диагностического целе-полагания, позволяющий в процессе проектирования организовывать образовательный процесс как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образования;
- принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий;
- принцип саморазвития, означающий создание динамичных и гибких проектируемых процессов;
- принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата.
Выделенные принципы нашли отражение в исследовании при подготовке педагога к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий. При этом под дистанционными образовательными технологиями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», принятым Государственной Думой 21.12.12 (ст. 16), понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на рас-
го о
о ф
^
о с
0
1
ю ф
т
I
го со о
ф
о с
го
ч
ф
с
о ц
о
_ I
Ш X О ф
е х
Ч -О О I 1= I
_ о -О ^
й ^ о I
^ го
у ™
о о
о ф
т ^
о
го со н о
ч
ф
стоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [7].
Проведенное нами исследование показывает, что при проектировании учебного процесса средствами дистанционных технологий педагог сталкивается с целым рядом трудностей. Среди них [2, с. 212-216] восприятие проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий как дополнительной нагрузки на преподавателя, трудности в самостоятельном освоении дистанционных технологий, недостаточный уровень развития знаний и умений при проектировании учебного процесса средствами дистанционных технологий и другие. В тоже время отмечается стремление большинства преподавателей овладеть технологиями дистанционного обучения. В этой связи ключевой задачей является формирование готовности педагога к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий.
Кроме того, отметим значимость открывающихся возможностей индивидуализации учебного процесса. В этой связи под индивидуальной образовательной траекторией обучающегося ... в дальнейшем понимается - определенная последовательность элементов учебной деятельности по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога» [4, с. 39-40].
В исследовании разработаны и апробированы методические основы подготовки педагога, которые нашли отражение в авторском спецкурсе «Проектирование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе современного вуза» (40 ч.):
1) учет социально-психологических го особенностей слушателей в систе-| ме дополнительного профессио-^ нального образования;
2) открытость образовательного о процесса, позволяющая слуша-
телям самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и индивидуальными особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки;
3) сочетание очной и дистанционной форм обучения;
4) гибкость, то есть возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;
5) модульность - целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в спецкурсе;
6) учет технологических, методических и психологических аспектов проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий.
Опираясь на данные методические основы, авторский спецкурс базируется на блочно-модульной структуре. В нашем видении, смысл понятия «модуль» отражает специфику организации учебного процесса, а не только и не столько особенности построения образовательной программы.
В рамках модульной структуры спецкурса теоретический модуль сменяется прикладным, затем следует рефлексивный. Более того, преподавателям предлагается не жесткий и неизменный алгоритм учебного процесса. Логика формирования содержательной структуры модуля и форм образовательного процесса осуществляется при непосредственном участии педагогов, что позволяет моделировать индивидуальные маршруты обучения [4; 8], учитывающие интересы и уровень готовности преподавателей к проектированию и реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза.
Модульное построение спецкурса позволяет существенно изменить структуру и соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки в сторону увеличения
самостоятельной работы преподавателей с учебно-методической литературой и дистанционными образовательными технологиями. При таком подходе доля лекционных занятий неуклонно сокращается, а практических (семинарские занятия, тренинги, круглые столы и др.) -существенно растет.
Обучение преподавателей проектированию учебного процесса средствами дистанционных образовательных
технологий, как показывает практика, целесообразно вести с использованием аналогичной системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем им предстоит работать. В нашем исследовании - это система Moodle.
Материал спецкурса разбит на четыре логических модуля, реализация которых происходит поэтапно (табл. 1). Каждый модуль состоит из ряда блоков и носит завершенный характер.
Таблица 1. Структура программы спецкурса «Проектирование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе современного вуза»
Наименование модуля Блоки, составляющие модуль Лекции, часы Другие формы активных занятий Объем, часы
Теоретический этап
Модуль 1. Основы проектирования учебного процесса средствами ДОТ Принципы проектирования учебного процесса в высшей школе средствами дистанционных технологий Вводная лекция, 2 Самообразование, анализ нормативной базы, 2 4
Тенденции развития проблемы проектирования учебного процесса в странах -участницах Болонско-го процесса Мультимедийная лекция, 2 Виртуальная дискуссия, 2 4
Проектирование модели интеграции очного и дистанционного обучения Проблемная лекция, 2 Метод проектов, 2 4
Практический этап
Модуль 2. Процессуальные характеристики проектирования учебного процесса средствами ДОТ Этапы проектирования учебного процесса средствами ДОТ Лекция -рассказ, 2 Тестирование, 2 4
Технология создания электронных учебных курсов в МооШе Лекция с фрагментацией кинопоказа, 2 Метод проектов, 2 4
Комплекс требований к разработке ДОТ: психолого-педагогические, дидактические, технологические Лекция-диалог, 2 Кейс-стади, 2 4
Модуль 3. Коммуникативный Специфика обратной связи в дистанционных технологиях Проблемная лекция, 2 Круглый стол, 2 4
Функциональные и дидактические возможности интерактив- Обмен опытом работы, 2 2
го о
о ф
^
о с
0
1
ю ф
т
I
го ш о
ф
о с
го ~
ч ¡5
Ф о
■= с;
= 9
^ I
Ш X
£ £
2 х
Ч -О
О I
1= I
_ о
-О ^
я ^
о I
^ го
у ™
о о
о ф
т ^
о
го со н о
ч
ф
а.
о
Наименование модуля Блоки, составляющие модуль Лекции, часы Другие формы активных занятий Объем, часы
ных средств взаимодействия участников учебного процесса
Интерактивные средства обучения: WebShare, TeamMate, SuperTCPSuite, TeamWareOfficeидр. Лекция-визуализация, 2 Рассказ-беседа, 2 4
Рефлексивный этап
Модуль 4. Оценочно-рефлексивный Оценка качества дистанционных технологий Тренинг, 2 2
Средства оценки качества реализации учебного процесса средствами дистанционных технологий: тест самоконтроля, он-лайн журнал, индивидуальная карта студента (программа фиксирования индивидуальных траекторий), анкетирование студентов Лекция-пресс-конференция, 2 Презентация слушателями структуры дистанционного курса по дисциплине, 2 4
Итого (часов): 18 22 40
Обучение происходит поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, направленные на достижение общей цели (формирование готовности преподавателей к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий). Теоретический этап обучения направлен на приобретение необходимых знаний о специфическом инструментарии и возможностях проектирования учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Особое значение уделяется ознакомлению преподавателей с основными принципами, логикой и задачами общеевропейской и российской образовательных реформ. В ходе обучения слушатели овладевают современной терминологией, методикой проектирования го учебного процесса в компетентностном ф формате, осваивают интегративную мо-£ дель проектирования учебного процесса с ^ использованием дистанционных образо-Ь вательных технологий.
Реализация практического этапа направлена на решение следующих задач: овладение технологией разработки электронных курсов; развитие умений организации учебного процесса с помощью разнообразных педагогических средств и приемов, в том числе интерактивных.
В ходе рефлексивного этапа решаются такие задачи: актуализация умений анализировать результаты обучения, оценивать собственные профессиональные возможности, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие в области разработки и реализации дистанционных образовательных технологий; овладение методикой анализа дистанционных занятий, организации контроля при использовании дистанционных технологий. Значение рефлексии в педагогической деятельности определяется тем, что она позволяет: 1) планировать цели и задачи проектирования учебного процесса
средствами дистанционных технологий, определять условия их решения;
2) прогнозировать результаты эффективности учебного процесса, возможные трудности, с которыми могут встретиться студенты;
3) обоснованно проектировать структуру учебной дисциплины (модуля), выбирать оптимальную последовательность этапов;
4) выявлять эффективность педагогических приемов и средств;
5) анализировать достигнутые результаты;
6) осуществлять коррекцию поставленных педагогических задач;
7) анализировать российский опыт и опыт стран-участниц Болонского процесса целью обобщения и использования в своей работе.
При таком подходе проектирование учебного процесса средствами дистанционных технологий осуществляется через ситуации активного поиска, оценку своих возможностей и достижений.
Для закрепления полученных знаний в рамках спецкурса предусматривается проведение практических занятий, контрольных опросов, тестирования, «круглого стола» и т.д. Преподаватели курса разрабатывают стратегию проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий, составляют классификации компетенций в рамках преподаваемой дисциплины, участвуют в виртуальных дискуссиях, форумах, проводят ситуационный анализ, проектируют модель электронного курса, участвуют в вебинарах, разрабатывают структуру дистанционного курса по своей дисциплине, составляют алгоритм определения эффективности учебного процесса.
По окончании обучения слушатели защищают проектную работу в рамках преподаваемого курса. Для эффективной методической поддержки были разработаны методические рекомендации для преподавателей «Принципы проекти-
рования учебного процесса средствами дистанционных технологий в условиях многоуровневого образования».
В ходе диагностики преподавателей, прошедших обучение по данной методике, были выявлены достаточный и высокий уровни готовности, характеризующиеся следующими показателями: преподаватели свободно ориентируются в области проектирования учебного процесса средствами дистанционных технологий; самостоятельно разрабатывают электронные курсы дисциплин; демонстрируют разнообразные способы решения поставленных задач, проявляют активность и инициативу; владеют компьютерной техникой, информационно-коммуникационными технологиями; преодолевают возникающие барьеры и предлагают свои пути решения проблем.
Таким образом, разработанные в исследовании методические основы подготовки педагога выступают эффективным условием, обоснования логики и содержания блочно-модульной структуры программы спецкурса, позволяющей моделировать индивидуальные маршруты обучения, учитывать интересы и способствующие формированию готовности преподавателя к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий. Библиографический список:
1. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. - 2007. - № 10. С. 25-29.
2. Еремеева С.П., Карпова О.Л. Проектирование учебного процесса на основе использования дистанционных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. С. 212-216.
3. Карпова О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты: монография. -Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 204 с.
4. Львов Л.В., Башарина О.В. Индивидуальная образовательная траектория как педагогическое условие эффективного функционирования
го о
о ф
^
о с
0
1
ю ф
т
I
го со о
ф
о с
го
ч
ф
с
о ц
о
_ I
Ш X О ф
е х
Ч -О О I 1= I
_ о -О ^
й ^ о I
^ го
у ™
о о
о ф
т ^
о
го со н о
ч
ф
модели образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения // Инновации в образовании. - 2014. - № 8. С. 25-40.
5. Скибицкий Э.Г., Асташова Т.А. Проблема подготовки преподавателей вузов в системе дополнительного образования к использованию средств информатизации // Информатизация образования и методика электронного обучения: матер. II Междунар. науч. конф. - Новосибирск: СФУ, 2018. - С. 260-264.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа: КИ;р://кгет1т. т/а^/Ьапк/43027
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.12. [Электронный ресурс] // Закон об образовании РФ. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
8. Шадриков В. Д. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под науч. ред. Е.Б. Старово-йтенко, В.Д. Шадрикова. - М.: Моск. психол.-соц. Ин-т, 2009. - 384 с.
Поступила 06.02.2019
го
ш
ф
ф
S ф
ср ш
d
Об авторе:
Еремеева Светлана Павловна, заместитель проректора - директор департамента образовательной политики, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» (Россия, г. Ханты-Мансийск), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Еремеева С.П. Методические основы подготовки педагога к проектированию учебного процесса средствами дистанционных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. С. 66-73. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-66-73
References:
1. Gorshkova V.V. Education for adults: advancing format // Pedagogika. - 2007. - No.10. P. 25-29. [in Russian]
2. Eremeeva S.P., Karpova O.L. Curriculum projecting on the basis of distance technologies application // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. - 2013. - No.4. P. 212-216. [in Russian]
3. Karpova O.L. Development of students' self-learning: theoretical aspects. - Chelyabinsk: Uralskaya Akademiya, 2014. - 204 p. [in Russian]
4. Lvov L.B., Basharina O.V. Individual education trajectory as a pedagogical condition of educational process functioning at a multi-profile distributed institution // Innovatsii v obrazovanii. - 2014. - No.8. P. 25-40. [in Russian]
5. Skibitskii E.G., Astashova T.A. Problem of training higher school teachers in further education to use computerization tools. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo o bucheniya. - Novosibirsk: SFU, 2018. - P. 260-264. [in Russian]
6. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204 "On national objectives and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period till 2024". [Electronic resource] // President Rossii. - Available at: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027 [in Russian]
7. Federal Law "ON education in the Russian Federation" of 21.12.12 [Electronic resource] // Zakon ob obrazovanii RF. - Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ [in Russian]
8. Shadrikov V.D. Individual psychology: New models and concepts. Ed. by E.B. Starovoy-tenko, V.D. Shadrikov. - M.: Mosk. psikhol.-sots. in-t, 2009. - 384 p. [in Russian]
About the author:
Eremeeva Svetlana Pavlovna, Deputy Pro-Rector, Director, Department of education policy, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Eremeeva S.P. Methodological bases of training teachers for projecting the curriculum via distance technologies // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 1. P. 66-73. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-66-73
CO о
о ф
j о ü с
о х
ю ф
т ^
i
го ш о
ф
о с
го
ч
ф
с
о с; о
_ i
m х о ф
е х
Ч -О О I 1= I
_ о -о s
Я J
о i ^ го
у ™
о о
го ш н о
ч
ф