2(329) - 2014
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.046.4+004.9
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ*
О. Л. КАРПОВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью и гуманитарных дисциплин E-mail: oiga. ursei@mail. ru Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений Е. Б. БЕЛЯЕВА, аспирантка кафедры педагогики E-mail: soleil-84@mail. ru Уральский государственный университет физической культуры
В данной статье представлена авторская методика профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий. Показано, что реализация данной методики способствует актуализации профессиональной подготовки педагога и формирует готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: актуализация, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная подготовка преподавателя и студента.
* Статья предоставлена информационным центром издательского дома «Финансы и кредит» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.
В условиях трансформации системы российского образования, связанной с внедрением новых стандартов и стремительным развитием информационных технологий, профессиональная подготовка преподавателя высшей школы приобретает новые качественные характеристики. Одной из важнейших характеристик является ориентация подготовки педагога на актуализацию профессиональной деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Остановимся на определении термина «актуализация». В психологическом словаре С. Ю. Головина «актуализация» представляется как действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти в
целях дальнейшего использования [2]. Актуализировать — значит перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное. Отсюда актуализация профессиональной деятельности педагога по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе представляется как выстроенные в определенной логической последовательности педагогические действия, направленные на информированность, оказание помощи в осмыслении сущности данного процесса — его ценностного аспекта и значимости в становлении личности и профессионала.
Актуальность проблемы позволила определить цель исследования, которая заключается в формировании готовности преподавателя к реализации информационно-коммуникационных технологий.
Исследование проводилось на базе 2 вузов г. Челябинска: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Уральский социально-экономический институт (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений». Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 30 преподавателей.
Проведенный в ходе исследования опрос показал, что большинство преподавателей (60 %) признают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современного вуза. В то же время лишь половина опрошенных (50 %) оценивают свои возможности в реализации этих технологий как «достаточные».
В ходе опроса были выявлены и барьеры, связанные с реализацией информационно-коммуникационных технологий в вузе. Так, для 40 % респондентов внедрение информационно-коммуникационных технологий представляет непростую проблему. Преподаватели отмечают, что их использование требует дополнительных временных затрат.
Отмечается стремление большинства преподавателей (80 %) овладеть информационно-коммуникационными технологиями. В то же время 70 % респондентов отметили отсутствие в образовательном учреждении комплексной методики по актуализации профессиональной подготовки к использованию информационно-коммуникационных технологий.
Решению данного противоречия, как показала опытно-экспериментальная работа, способствует внедрение методики обучения преподавателей реализации информационно-коммуникационных технологий.
В процессе организации опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие уровни и показатели психолого-педагогической готовности преподавателя к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, имеющие значимую роль для проведения дальнейшего исследования.
Для низкого уровня характерно:
- преподаватели недостаточно осведомлены об использовании информационно-коммуникационных технологий;
- преподаватели недостаточно владеют приемами проектирования учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- преподаватели испытывают затруднения в творческом применении знаний, умений и навыков при решении конкретных педагогических задач;
- навыки владения компьютерной техникой и использования информационно-коммуникационных технологий находятся в стадии формирования.
Средний уровень характеризуется такими показателями:
- преподаватели хорошо ориентируются в области использования дистанционных образовательных технологий в процессе проектирования учебного процесса;
- преподаватели осознают преимущества использования дистанционных технологий в современном образовательном пространстве;
- преподаватели демонстрируют разнообразные способы решения поставленных задач, проявляют активность и инициативу;
- преподаватели успешно используют полученные знания в проектировании электронных курсов дисциплин (модулей);
- преподаватели преодолевают возникающие барьеры и предлагают свои пути решения проблем.
И, наконец, показатели проявления высокого уровня готовности:
- преподаватели свободно ориентируются в области проектирования учебного процесса посредством дистанционных технологий;
- преподаватели самостоятельно разрабатывают электронные курсы дисциплин (модулей);
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
59
- преподаватели испытывают потребности в самопознании, саморазвитии и наиболее полной реализации своих творческих возможностей и индивидуальных способностей в сфере проектирования учебного процесса;
- преподаватели на высоком уровне владеют компьютерной техникой и информационно-коммуникационными технологиями.
В ходе проведенного исследования было выяснено, что значительная часть преподавателей (56 %) не готовы в полной мере к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В этой связи представляется необходимым актуализировать профессиональную подготовку педагогов.
Таким образом, выявляется противоречие между потребностью высшей школы и современного общества в актуализации профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий и уровнем ее сформированности. Оно может быть разрешено посредством разработки концептуальных подходов к профессиональной подготовке преподавателя, которые бы гармонично соединяли в себе возможности реализации профессиональных личностных качеств и применения современных инновационных технологий в учебном процессе вуза.
Разработанная в исследовании методика направлена на повышение уровня готовности преподавателя к реализации дистанционных образовательных технологий в вузе. В ходе исследования было выяснено, что решать эту задачу можно успешно на основе интегративно-развивающего подхода. Здесь уместно привести и саму дефиницию «подход». С точки зрения науковедения «подход» — это комплекс описания объектов, способов, методов, доказательств, аргументации, языка описания, объяснения и понимания стратегии и программы в науке.
Интегративно-развивающий подход выступает методологической основой данного исследования. Он представляет особую форму познавательной и практической деятельности и позволяет реализовать идеи интеграции и развития в системе профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий. Эти вопросы уже являлись предметом обсуждения ряда авторов [2, 3, 6, 7].
Авторская методика включает реализацию разработанного спецкурса «Проектирование информа-
ционно-коммуникационных технологий в учебном процессе современного вуза».
Целью спецкурса является актуализация профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза. Он базируется на следующих принципах [1, 4, 5]:
1) разноуровневость обучения, позволяющая слушателям начать обучение с любого этапа с учетом индивидуальных особенностей, отражающих уровень и качество первоначальной подготовки;
2) сочетание различных форм обучения. Спецкурс построен таким образом, что преподаватели осваивают информационно-коммуникационные технологии посредством различных средств обучения;
3) вариативность обучения, предполагающая возможность свободно варьировать длительность и порядок выполнения программы;
4) этапность, которая дает целостное представление о каждом разделе предметной области, сосредоточенном в спецкурсе;
5) специфика технологических, методических и психологических аспектов проектирования учебного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этими принципами авторы считают целесообразным распределение образовательной программы на отдельные логически завершенные этапы. Это позволит преподавателям включаться в образовательный процесс с любого этапа, учитывая интерес, уровень подготовки и осведомленности в рамках использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза.
Для удобства и четкости изложения материал спецкурса разделен на 3 логических этапа, каждый из которых имеет собственную смысловую нагрузку и носит завершенный характер (см. таблицу).
Обучение согласно такому построению спецкурса происходит поэтапно. На теоретико-информационном этапе происходит приобретение необходимых знаний о специфическом инструментарии и возможностях построения учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Преподаватели знакомятся с современной терминологией, с методикой проектирования учебного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий, а также с интегрированием данных технологий в процесс обучения.
Структура программы спецкурса «Проектирование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современного вуза»
Этап Содержание Форма занятий область применения
Теоретико-информационный Знакомство с историческими и теоретическими вопросами применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Формирование терминологической базы в рамках изучаемого курса Лекция Самообразование. Изучение и анализ нормативной базы
Практико-ори-ентированный Виды применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Дидактические возможности влияния применения информационно-коммуникационных технологий на участников учебного процесса. Этапы проектирования учебного процесса посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Комплекс требований к занятиям на основе применения информационно-коммуникационных технологий (психолого-педагогические, дидактические, технологические) Мультимедийная лекция, проблемная лекция Проведение консультаций по учебным дисциплинам. Проведение лабораторных и практических занятий. Научные конференции. Обмен опытом работы
Оценочно-рефлексивный Оценка качества реализации учебного процесса средствами применения информационно-коммуникационных технологий. Оценка качества средств применения информационно-коммуникационных технологий. Оценка деятельности преподавателя в условиях использования средств применения информационно-коммуникационных технологий Пресс-конференция, дискуссия, круглый стол Обмен опытом работы. Самообразование
Практико-ориентированный этап направлен на развитие умений организации учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Оценочно-рефлексивный этап, как показало исследование, является одним из важнейших. Здесь происходит актуализация умений анализировать результаты обучения, оценивать собственные профессиональные возможности, способность проектировать собственное профессиональное развитие в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Каждый из выделенных этапов сопровождается использованием методов активного обучения (проблемная лекция, пресс-конференция, круглый стол и т. д.). Такой подход к реализации спецкурса, как показала практика, позволяет успешно формировать готовность преподавателей к проектированию и реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза.
Особое внимание уделяется регулятивной функции преподавателя в этом процессе. Он выступает в роли модератора, руководя и управляя действиями в электронной среде. От преподавателя требуется новое педагогическое мышление, постоянное про-
фессиональное самосовершенствование, владение ресурсами информационных технологий на высоком уровне.
При разработке учебных материалов спецкурса особо важными показателями являются: содержание в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, современность, удобство изложения, точная и наглядная подача материала.
Лекционный материал сопровождается электронными иллюстрациями, презентациями, ключевыми понятиями, рассчитан на разные уровни подготовки слушателей. Кроме того, лекции распределены по неделям согласно установленному графику проведения занятий. После каждого лекционного блока предусмотрен промежуточный контроль в виде выполнения тестовых заданий, практических занятий, семинаров, контрольных срезов, круглых столов. Слушатели участвуют в вебинарах, онлайн-конференциях и дискуссиях, разрабатывают схему использования информационно-коммуникационных технологий по своей дисциплине, составляют алгоритм определения эффективности учебного процесса.
С лекционными и практическими материалами курса слушатели могут ознакомиться в электронном формате самостоятельно. После этого в процессе очного занятия обсуждаются наиболее сложные вопросы, а освободившееся время отводится на решение практических задач и актуализацию навыков владения информационно-коммуникационными технологиями. Если слушатель испытывает затруднения в понимании материала, у него есть возможность прийти на дополнительную консультацию с преподавателем.
По окончании курса обучения слушатели защищают проектную работу, которая позволяет определить конечную сформированность уровня готовности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Таким образом, внедрение авторского спецкурса «Проектирование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современного вуза» способствует формированию готовности преподавателя к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза. Данный спецкурс, как показали отсроченные результаты исследования, способствует снижению психологического барьера преподавателя перед освоением компьютерной техники и использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении. Последнее, как правило, маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей данных средств. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством со средствами ИКТ, а также простым переложением содержания дисциплины с помощью компьютерных средств. Однако в ходе реализации спецкурса мы отметили положительное отношение преподавателей (около 90 %) к проектированию за-
нятий на основе ИКТ. Кроме того было выявлено, что благодаря приобретенным профессиональным навыкам работы с информационно-коммуникационными технологиями преподаватели освобождаются от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой навыков, при этом преподавателям предоставляется возможность осуществления творческого и интеллектуального подхода к процессу обучения.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж: Изд-во МПСИ. 2002. 352 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998. 348 с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: ИЦ «Академия». 2003. 192 с.
4. Карпова О. Л., Еремеева С. П. Проектирование учебного процесса на основе использования дистанционных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 212—216.
5. Карпова О. Л. Готовность педагога к самообразовательной деятельности в современном социуме // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 33—40.
6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М.: ИЦ «Академия». 2002. 272 с.
7. Северов В. Г. Интегративно-развивающий подход в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Среднее профессиональное образование. 2010. № 6. С. 28—30.