Научная статья на тему 'Методические основы моделирования бизнес-процессов в организации'

Методические основы моделирования бизнес-процессов в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джумиго Надежда Александровна

Рассмотрены модели бизнеса в организации. Модель бизнеса должна представлять архитектуру, т.е. статические структуры компании, а кроме того, различные потоки событий, т.е. динамическое поведение элементов. Компания, которая осуществила реинжиниринг бизнес-процессов, должна так управлять созданными заново процессами, чтобы достичь адекватных им уровней экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic foundations of modelling business-processes in an organization

Business models in an organization are being considered in the article. Business models must represent an architecture, i.e. static company's structures and moreover various streams of events, i.e. dynamic behaviour of elements. The company that accomplished business-processes' reengineering must manage its newly created processes in such a way that to reach the corresponding level of its economic achievements

Текст научной работы на тему «Методические основы моделирования бизнес-процессов в организации»

H.A. Джумиго

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрены модели бизнеса в организации. Модель бизнеса должна представлять архитектуру, т.е. статические структуры компании, а кроме того, различные потоки событий, т.е. динамическое поведение элементов. Компания, которая осуществила реинжиниринг бизнес-процессов, должна так управлять созданными заново процессами, чтобы достичь адекватных им уровней экономических результатов.

Для того чтобы управляющий персонал мог принимать правильные решения в любых ситуациях, необходимо иметь набор моделей, которые ясно описывают различные аспекты компании и их взаимоотношения.

Моделирование бизнес-процессов может преследовать следующие цели: стратегический анализ организации бизнес-процессов компании как следующий шаг за построением организационно-функциональной модели. Если последняя только определяет и «стратегически» распределяет функции между подразделениями, то на уровне бизнес-процессов можно промоделировать их взаимодействие.

1. Постановку систем качества, также связанную с достижением стратегических целей предприятия. В последней редакции стандарта качества КО 9000 деятельность предприятия рекомендуется описывать как совокупность процессов, что позволяет достигнуть его большей прозрачности в части обеспечения «гарантированного уровня качества разработок, производства и поставки продукции».

2. Организацию и автоматизацию логических цепочек предприятия, направленных на улучшение показателей его эффективности. Однако только немногие компании могут позволить себе иметь полное описание своей деятельности с требуемой степенью детализации процессов. Поэтому в качестве объектов должны быть выбраны ключевые процессы компании, которые сильнее всего сказываются на ее конкурентоспособности.

3. Переход к компьютеризации. Здесь надо еще точнее представить каждый процесс, ресурсы, документы, исполнителей, действия и условия ветвления [1. С. 168].

Как отмечают М. Хаммер и Дж. Чампи, реинжиниринг бизнес-процессов обязательно изменяет практически всё в компании, поскольку аспекты ее функционирования - люди, трудовые задания, менеджеры и ценности - связаны друг с другом. Их называют четырьмя элементами алмазной модели системы внутрифирменного управления (рис. 1). Заглавный элемент алмазной модели - это бизнес-процессы компании, т.е. способ, которым осуществляется работа; второй - ее трудовые задания и организационная структура; третий - системы управления и оценки результатов; четвертый - организационная культура, т.е. ценности и убеждения ее работников [2. С. 125].

Связи между этими элементами играют ключевую роль. Заглавный элемент алмазной модели системы внутрифирменного управления - процессы - определяет второй - трудовые задания и структуру. Способы осуществления работы определяют природу трудовых заданий и то, как люди, выполняющие эти за-

дания, сгруппированы и организованы. Фрагментированные процессы, столь характерные для традиционных компаний, обусловливают узкую специализацию трудовых заданий и организаций, основанных на функциональных отделах. Интегрированные процессы порождают многомер - трудовые задания, выполнение которых лучше всего может быть организовано посредством процессных команд.

Далее М. Робсон и Ф. Уллах отмечают, что некоторые люди ошибочно считают, что РБП подразумевает использование технологии и ничего кроме этого. На самом деле технология - лишь одна из движущих сил радикальных изменений. На практике чаще всего реинжиниринг включает другие элементы: например, правильное использование принципов управления процессами, некоторые подходы к решению проблем, использование методов развития организации и методов Всеобщего качества, а также современные методы мотивации и управления персоналом [3. С. 15-16].

Е. Ойхман и Э. Попов отмечают, что одна из наиболее важных моделей - модель бизнеса, с помощью которой проясняются функции компании во внешнем мире. Модель бизнеса показывает функцию компании во внешнем мире: что она делает, как и когда. Модель должна представлять архитектуру, т.е. статические структуры компании, а кроме того, различные потоки событий, т.е. динамическое поведение элементов архитектуры. Техника моделирования должна быть достаточно мощной для построения как общих моделей компании в целом, так и ее детальных описаний [4. С. 74-75].

Ключевой элемент модели бизнеса - описание архитектуры компании, т.е. описание ее наиболее важных статических структур - отделений, отделов и т.д. Однако просто организационная схема плохо отражает архитектуру компании. Другие важные статические структуры - процессы (их описание, но не исполнение), продукция, человеческие и технические ресурсы. Структуры состоят из взаимосвязанных элементов. Элементы имеют ответственных за них владельцев - кого-либо из сотрудников компании. Элементы осязаемы: они имеют содержание, им может быть присвоено значение (иногда несколько значений), у них есть ограничения. Обычно динамику - поток событий в компании - не рассматривают как часть архитектуры. Определяя архитектуру, как правило, не принимают в расчет ни совместное функционирование элементов, ни то, что они делают в данной ситуации или как они взаимодействуют, чтобы выполнить свое назначение. Наличие некоторого потока событий (например, процесса) имеет отношение к архитектуре, но сам способ протекания со-

Рис. 1. Алмазная модель системы внутрифирменного управления

бытий не относится к архитектуре. Действия и принимаемые решения, образующие поток событий, являются деталями отдельного процесса [4. С. 74].

Авторами книги «Семь нот менеджмента» предлагается несколько этапов организационной разработки (рис. 2).

Реинжиниринг процессов проводят не компании, а люди, и потому необходимо уделить внимание тому, кто его осуществляет. Способ, которым компании отбирают и организовывают людей, реально осуществляющих реинжиниринг, - ключ к успеху всего начинания.

М. Хаммер и Дж. Чампи отмечают, что во время их контактов с компаниями, проводившими реинжиниринг, мы обнаружили наличие у них следующих персонажей, действующих отдельно или в различных комбинациях [2. С. 152-153]:

- лидер - один из высших руководителей компании, санкционирующий и мотивирующий в целом ре-инжиниринговые мероприятия;

- хозяин процесса - менеджер, несущий ответственность за специфический процесс и за мероприятия по его реинжинирингу;

-реинжиниринговая команда - группа лиц, приверженных реинжинирингу конкретного процесса, которая диагностирует существующий процесс и контролирует его перепроектирование и освоение заново;

- руководящий комитет - группа старших менеджеров, вырабатывающая политику, разрабатывающая общеорганизационную стратегию реинжиниринга и отслеживающая ее реализацию;

- «царь» реинжиниринга - лицо ответственное за разработку методов и инструментов реинжиниринга внутри компании и за обеспечение синергизма ее различных реинжиниринговых проектов.

В идеальном мире взаимоотношения между этими действующими лицами являются следующими: лидер

назначает хозяина процесса, который создает реин-жиниринговую команду для проведения реинжиниринга процесса при поддержке со стороны «царя» и под покровительством руководящего комитета.

М. Робсон и Ф. Уллах выделяют в реинжиниринге бизнес-процессов шесть ключевых ролей: владелец процесса, лидер команды, коммуникатор, участник команды, внешний консультант и координатор [3. С. 69].

Каждый из выбранных процессов прежде всего должен получить своего «владельца», который будет отвечать за его организацию и выполнение. На этапе же моделирования бизнес-процессов требуется не просто пересчитать и закрепить бизнес-процессы и функции, а определить взаимодействия между элементами.

Особенности построения оргструктуры по улучшению бизнес-процессов представлены на рис. 3.

Консалтинговая группа «БИГ» предлагает решение следующих задач в ходе совершенствования бизнес-процессов [5. С. 354-355]:

- описание существующего бизнес-процесса;

- согласование требований клиентов и владельцев бизнес-процесса;

- измерение бизнес-процесса;

- моделирование нового бизнес-процесса;

- описание (картирование) нового бизнес-процесса;

- разработка плана-графика внедрения изменений и определение потребностей в ресурсах;

- контроль внедрения нового бизнес-процесса, анализ результатов;

- развитие ключевых факторов, способствующих изменениям;

- ответственность за весь бизнес-процесс.

Перед тем как назначить конкретных людей на

роли, рассмотренные выше, нужно немедленно сделать следующее: во-первых, выявить основные процессы, существующие в организации; во-вторых, выбрать из них те, над которыми будут проводить реинжиниринг.

Рис. 2. Этапы организационной разработки [1. С. 19]

Рис. 3. Построение оргструктуры по улучшению бизнес-процессов [5. С. 355]

М. Робсон и Ф. Уллах отмечают, что решения, над какими процессами проводить реинжиниринг, должны приниматься на основе последовательной процедуры отбора, которая отражает стратегическую важность этой задачи, и выполняться командой старших менеджеров во время специального занятия, когда описываются процессы и выбираются из них подлежащие реинжинирингу. Это называется семинаром по

управлению качеством процессов. Авторы считают, что список из 15 процессов обеспечивает нужный уровень детализации и широту охвата [3. С. 91-108].

Далее необходимо установить критические факторы успеха. Авторы предлагают 8 факторов успеха. На основе этих факторов дается оценка работы каждого процесса. Существует четыре критерия, которые можно использовать для отбора процессов: стратегичес-

кая важность процесса, его жизнедеятельность, ожидания клиентов и возможности. Предлагается матрица ранжирования процессов [3. С. 107].

Следующая стадия процесса реинжиниринга включает в себя назначения командой старших специалистов подкоманд для работы с отобранными во время семинара процессами и начало выполнения реинжиниринга.

Авторы книги «Семь нот менеджмента» предлагают типовые варианты описания бизнес-процессов [1. С. 170]:

1. Словесное описание в произвольной форме, т.е. инструкции руководства и т.д. Язык - универсальная моделирующая система, которая справится и с этой задачей. Но, как правило, такое описание настолько громоздко, что ошибки и неточности в нем становятся неизбежными, а сам документ обречен на забвение.

2. Формальное описание. Это некоторое ограничение языка, при котором вводятся специальные внут-

ренние формы, с помощью которых процесс описывается через систему частных документов - таблиц, документооборота, формуляров действий и т.п.

3. Графическое описание. Большим шагом к достижению желаемой ясности и наглядности в описании процесса является переход к графическому языку - диаграммам процессов, «деревьям» структур данных и т.п.

Здесь уже необходим какой-то стандарт - универсального графического языка не существует. Возможны варианты: принять собственный стандарт предприятия или перейти на международные стандарты.

Таким образом, компания, которая осуществила реинжиниринг бизнес-процессов, должна:

1) так управлять созданными заново процессами, чтобы достичь адекватных им уровней экономических результатов;

2) обучать тому, как работать и управлять в подобной организации, что является критически важным условием, иначе пожинать плоды реинжиниринга не придется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семь нот менеджмента: Современный проект еженедельника «Эксперт» и консалтинговой группы «БИГ». 5-е изд., перераб. и доп. М.,

2002. 652 с.

2. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чамп; Пер. с англ. СПб., 1997. 332 с.

3. Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах. СПб., 1997. 222 с.

4. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжинириг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. М., 1997. 336 с.

5. Кондратьев В. Джаз-Менеджмент, БИГ-Реинжиниринг (модульная программа). Органайзер 4. М., 2003. С. 258-408.

Статья представлена кафедрой менеджмента экономического факультета Алтайского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 30 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.