Н. А. Джумиго
Совершенствование трудовых процессов управления на основе технологизации
Проводимое в настоящее время в нашей стране реформирование экономики носит явно однобокий характер: оно в основном ориентировано на решение макроэкономических проблем. Такой подход привел в последние годы к существенному обострению противоречия между рыночной по содержанию внешней средой и нерышочной, не только по форме, но и по содержанию, внутренней средой предприятия. Речь идет о том, что несмотря на изменение форм собственности на большинстве предприятий, методы управления ими остались прежними, а по отдельным направлениям их функционирование изменилось к худшему. В связи с этим исследование проблем рационализации и оптимизации управленческой деятельности на уровне предприятия, на основе технологизации трудовых процессов управления, безусловно, имеет актуальное значение.
Технологизация трудовыж процессов управления представляет собой своего рода реакцию на совершающиеся перемены, реакцию, посредством которой предпринимаются сознательные усилия по своеобразному «упрощению», рационализации и оптимизации управленческой деятельности.
Исследованию трудовыж процессов управления, взаимосвязи статики и динамики систем управления производством посвящен ряд работ отечественных и зарубежных ученых [1-7] .
Теоретические и прикладные вопросы совершенствования технологии трудовых процессов управления рассмотрены Л.Н. Качалиной [1] , Ф.Д. Кожуриным [2], Ф.М. Русиновым [3], Д.В Соколовым [4] . Логика и информационные характеристики планирования исследованы Е.З. Майминосом [5]. Проблемы формирования систем управления программно-целевого типа и организации деятельности их звеньев рассмотрены Б.З. Мильнером [6] . В работах коллектива авторов под руководством Г.Х. Попова [7] дан теоретический анализ характеристик процесса управления и их взаимосвязи с механизмом управления.
Характеристики трудовыж процессов управления, методы их организации, вопросы документационного обеспечения управления рассматриваются Г.Э. Слезингером [8]. Проблемы формирования и функционирования хозяй-ственныж систем рассмотрены В. П. Кокоревым [9], Э.М. Коротковым [10], Д. Мерсером [11], М.Х. Месконом [12], А. Моритой [13], В. И. Павлюченко [14]. В. А. Трайневытм
[15] разработан параметрический подход к проектированию таких элементов субъекта и объекта управления, как процессы, методы, органы, кадры, информация.
Использование преимуществ технологий, не только компьютерной, но также технологии управления изменениями и людьми отражены в работах М. Робсона и Ф. Уллаха
[16], М. Хаммера и Д. Чампи [17], Е.Г. Ойх-мана и Н.В. Попова (18) . В указанныж работах достаточно подробно - хотя порой и с разных позиций - анализируются элементы взаимодействующих характеристик трудовых процессов управления, но недостаточно полно раскрывается сам механизм взаимодействия. Последнее не позволяет осуществить синтез характеристик, т.е. в итоге давать комплексное описание решения задач того или иного типа.
Отсутствие единой методической основы исследования технологии трудовых процессов управления затрудняет сравнение получаемых результатов и их однозначное толкование. Выработка методов упорядочивания организационных связей и информационных преобразований в трудовых процессах управления составляет одну из актуальных теоретических проблем и практических задач, особенно на современном этапе, когда повышается значение интенсивных факторов развития. Складывающееся в последние годы прикладное научное направление - технология трудовых процессов управления - предусматривает ряд таких методов.
Анализ фактического состояния системы трудовых процессов управления предприятиями ЗАО концерн «Алтайпромстрой» привел к следующим выводам:
1. Традиционная иерархическая функциональная структура управления концерном имеет менеджеров нескольких уровней (например, верхний, средний и нижний) . В основании иерархии, где выполняется почти вся работа, находятся исполнители, обслуживающие клиентов . Клиенты оказыгваются практически на дне структуры:.
2 . Различные функциональные структуры часто имеют очень узкий взгляд и не заинтересованы в том, что прямо их не касается. Люди, занятые в любом процессе, смотрят внутрь (в направлении своего отдела) и вверх (на своего начальника), но никто не смотрит наружу (на своего клиента) .
3. Обмен информацией часто в значительной степени тормозится из-за чрезмерной при-
верженности бюрократическим привыгакам передавать сообщения наверх по цепочке начальнику функционального отдела, чтобы информировать начальника другого функционального отдела, а затем там уже направить по цепочке вниз. И это вместо того, чтобы передать информацию напрямую.
4. Другая проблема с обменом информации в функционально построенной окружающей среде состоит в том, что иногда этой окружающей среды просто не существует, иногда кажется, что люди думают о работе своего отдела, забыгвая про всю остальную деятельность вокруг них, которая казалось бы, должна вызывать у них живой интерес и заботу. Неудивительно, что так много организационных проблем порождены природой межфункциональ-ного общения.
5. В традиционной организации обращают внимание на товары (результат) , а не на процессы, можно сказать, что в традиционной компании процессы управления разработаны под спроектированные товары (услуги).
6. Организации практически не ведут работу по распределению полномочий и установлению ответственности с помощью составления рабочих инструкций.
7. Система мотивации основана на материальном стимулировании труда, другие стимулы практически не используются.
Главный выгвод, которым сделан в результате исследования системы управления строительными организациями Алтайского края, заключается в следующем:
а) современное промышленное производство не может нормально функционировать без соответствующей конструкторской и технологической документации;
б) система управления предприятием не проще, чем выпускаемая продукция, а поэтому, казалось бы, тем более нельзя обойтись без предварительно продуманного и по-инженерному рассчитанного проекта структуры системы управления, без подробно разработанной технологии трудовыж процессов.
Все это говорит о том, что к процессу управления необходимо относиться так же, как мы привыкли относиться к процессу материального производства, т.е. превратить искусство проектирования и управления трудовыми процессами в инженерную дисциплину.
Выдвинута и обоснована концепция создания нормативной организационной модели системы управления предприятием (НОМ СУП) , которая представляет собой проект организации системы управления, т.е. проект ее структуры на основе бизнес-процессов и технологии вытолнения управленческих работ.
Систематизированы и предложены принципы создания НОМ СУП:
1 определяющего значения конечной цели;
2) иерархии базисов и надстроек;
3) обратного влияния надстроек на базисы;
4) комплексности проектирования;
5) инженерного подхода к проектированию и внедрению НОМ СУП;
6) согласованности нормативной и дескриптивной модели СУП;
7) итеративности процесса проектирования сложных систем;
8 поэтапности внедрения НОМ СУП;
9 адаптации и развития НОМ СУП;
10) активности управления;
11) проблемно-ориентированного подхода к построению НОМ СУП;
12) оптимизации;
13) достаточного разнообразия;
14) инженерного проектирования механизмов действия отрицательных и положительных обратных связей;
15) иерархичности строения СУП;
16) саморегулирования;
17) автоматического оповещения высших звеньев при превышении допустимых пределов отклонений в СУП;
18) замкнутости контуров управления в НОМ СУП;
19) прогнозирования и предкомпенсации;
20) регламентации;
21) документированности организации управления;
22) механизации и автоматизации управления;
23) всестороннего учета психологических и социальных факторов;
24) материального и морального стимулирования;
25) проектирования «механизмов» подбора, подготовки, расстановки передвижения кадров.
Разработана методика создания структурнофункциональной модели системы управления как основы для проектирования технологии трудовыж процессов. Поэтому для характеристики технологий трудовых процессов (с точки зрения их анализа с целью последующей разработки и совершенствования) первостепенное значение имеет рассмотрение структурно-функциональной модели системы управления предприятием (табл. 1) .
Формы представления технологии трудовыж процессов могут быть разнообразными. Так, соответственно, степень глубины разработки производственных или функциональных процессов может быть маршрутной (табл. 2) , операционной или элементной.
Маршрутная карта выполнения конкретной управленческой функции дает представление об
очередности исполнения обязанностей (операций) работниками аппарата управления, определяет время получения, выдачи информации как предмета труда, определяет технические средства передачи информации (документ, устное сообщение, сигнал технического устройства и пр.), трудоемкость вытолнения обязанности (операции).
Должностная операционная карта устанавливает порядок проектирования трудового процесса обязанности (операции) . В данном случае содержание трудового процесса определяется совокупностью действий и движений работника (или группы работников) , необходимых для выполнения обязанности (операции) по всем стадиям:
а) получение задания от работодателя или инициативная постановка работы;
б) информационная и материальная подготовка выполнения обязанности (операции);
в) непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предмета труда в соответствии с производственной или функциональной технологией;
г) представление вытолненной работы преемнику.
Рациональность и качество трудового процесса на всех его стадиях обеспечиваются применением методов вытолнения его элементов, позволяющих снижать физические нагрузки,
создать удобство в работе, исключить ненужные движения и действия, в частности, статические элементы типа «держать» и «поддержать», избежать многократный поворотов корпуса в процессе работы, облегчить учетные и контрольные операции и многие другие виды работ с помощью средств вспомогательной технологической оснастки, создаваемых с учетом требований органомики.
Должностная операционная карта является рабочим документом, по которому организуется текущая работа, определяется загрузка работника. По ней обучаются новые работники.
Логика выполнения технологии трудовых процессов должна отвечать пяти основным принципам организации труда. Сначала они были сформулированы как принципы организации производственных процессов, но затем справедливо перенесены на управленческий труд. Это следующие принципы - специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность.
Новая технология трудовык процессов строится с таким расчетом, чтобы добиться оптимального сочетания этих принципов в конкретных условиях организации труда в данном аппарате управления. Причем заданный конечный результат должен достигаться с наименьшими затратами трудовык, материальным и финансовым средств.
Таблица 1
Структурно-функциональная модель трудовых процессов управления ЗАО концерн «Алтайпромстрой» (нормативная)
ч- Ш'1 Кгч|;^гн>: и. 1. * с в-: ■ п.-ас (си ка 1 111 л г ■ 11-.- ■ а НК Об 2 ''.!у|ги1 гоми щие функции про цесса управлен 4 Учст ия 3 гЬШЛК1 й Г'п-нгмрп-
■ 1 ■111 м 1111 ■ц !■ 4 9 * 0 10
].] ф?ра|рДО|Н|<( 1ЩЧ фы< н»и»< рщп- Ш«>иК1Н1|Ч1 ,Ш£1Ш1р1Е.УНР04 ЛЫГПЖЧ ЮТПСиЕ' ■шн <звш1кчыё >т- Прингл № 1 .Чартерна! ■ • ■ ■ :ч .шшпн'яи
>.УН*■.*: асгсгыл. |ин-■ -»шненн1 чй- яр р-ы- шСк Е. 114£Л£Л4Ы-■не- 1 1 1. ||.1М|Ь ртННН НР- :н; 1 £■ л■: ринга ! 1.2Л-Т1П-1ШЧ1Н' 1С.-ПЕГгяню |МШ 1 1 ■аил к:■ в■ ■ 1В..М11.1 1К-ГЛ1П РЫ1Ы 1 М-Учет после .пиша рыаы 1 1 1лкип наляпана |ШП 1 1-ьИГгИ! [1ШНЕ1 ас-апмина Г«'Р
1.1 > I.-. -На »ЛЙ 1ЬШ = 1-Э-11 Л~|-Ы ■Ы Ш13 = Чк->. услуг УiL.Tr Г* 2. О'Р^с-р 1 2 МИвнр-г-ныге оыкНн+кмич рГ.1?Г 1.2ЛАПрг»г 1ггаи»рт-Ь(Н 0Н№ Мгинтуе-щг 1,2.3,Мэтч-рэ||л ,ттт>.-|-о ш-мишник 1.2.4^«т т-лмши-. 1.2.Чг.^1И.ТП ЗЧРИРМ" 12А№|ули-РМИГСЕЯТ-ВДНН шэдв ]одг
1.1.1 Т.Г ■ |№М№П ис>-1НЛЫЯИЯ 1№31ГН Гм1П1К1 УВДуГй З.Цяи^.- У*М11М 13.1.11лшрс- Ы1М рЛЁСШШ ОН-ЛгГ иЗДж*1 Ю](рн]. 1НЧ МИМ- в*счы!«. ус- щг иЛЛ№ ■ Э1. ! 1 1Н№- «фЗМВДЦЯ 1М1ННЕНК1. уаит 1Л,^ЧТ Ш1Ь>Г-С-рЛ г- ■ 1Р11Ч гг. -1'И вня-ннг >М111 и.ЬАшлп ЦС1К»б^№ НР1Н БНПЫ- 11лу| 1 ЗАЯ«1УЛН г-11-а а 11-1 ? 1К1- ■га4рааи- Я1П тин- >иуг
1.1. и Г'ШрфС-УПИ ЕНСТЕиЫ р-а е гртстр шжч ?п-ЪЛНЧЫХУГЛУГ ¥ с.туга 4 11ртваа-.с-!*«■ 1 Л и lij.ir.H- М<К ■С I! Н1 |1ы1и> ШШ4^СЖ>Т и.Щц. ЦК-кН*Е-мчв ивмии- ■ ВГЧЫЧ >V- Ч* Н.1,и.гй- ыЫВ ПГя'|. _нмй1!11в1 шишйшш \Wfwi ИШИОШ мишада >иуг 1 .4АРвул* |ь-и1шв- П|Ъ'|.. дшал увд
1 11■ • ЬГ■.Г № .... лм_л
Продолжение таблицы 1
П 2 5 | А и | 4 |7 | В |0 | 10
1.3 : 'ТМГЙЛИ ЕГ-Г-ТГЙТ с га и ш гтрлнкпи г-ртнч П1Н 111 ■ а■ 1 г:-ь- А11. ':№г.-ь‘1гш|| ш.1|ичн
Л . ь Дп |ч: 1 к1 |р.чрм.|-н ^Тй й Ю-Тй-: гвдки % 1 Кзтрз 1 1Жчега«*-Н№ РРТР.ГНРМ- реним >чг:- 1РЧРНН И1- мчи 1*1.2.0*-1H4Vi.HL*! ■ 1ЙГГ1ГЧГНМ ИЛИ*Н 10 I .■ Ын. ПШ1П гЛ 1 ич.-ша нчгиы 10 14- Учсч ЙОШ 10>.1 3. йи3. .111 ГЛКПЕ. ■И1П ЕЗЧрЯ Ч . Ни.^.Ка^- лциине ■ ^ПР'ЫНН ча|(ччп
ГГ5~ Г|||1Гацт и - □ 1 ян1 ■ ь а Н№Я 7 Рктин» Кы 13 2 1 Мит-р:ши: рис-•. ШР.'ЯРП Р4.Г рэ. 13.2.2 Г1р- га!ИШ1л (Ш-ПНШН К/ПЯТ-Г, 1Ы1. ГНи-■ на 11141 рас- «гтнм ьл.зр-ги ГЧ111ИЧ Г№ ШШШЙ си анфвьз. 1К4 ■■ 11р.“ 111314 У VI ГИГ1Я11МГИ рлдаЧ1! 1П 7 '■ 4ни-.ЬЧ 1 ри!Р-1№1НП РШ1 |(Тй ^аг^--,1ЧЬЖЧ№ 1‘Л'. шгльа!
1 т Гм1Р>гш-> ■>11*4- ■.зшк сахрзв * ЯмпнРЙ' Н11М1 11-5 1. Пгвгп-р-звзнн ГН- ■ В.ЛИВ! ВГ* 1jlf.IL 11 III- 10-5-2 л1|ч ■- ЧПЛ.МЧ 1№ аиаы*в н ■и^^из. ПРИ ШЛ»(Г ША. У«ц гтаи ан пая ■.Вй1|в)п Ацш Езчртв Ю" 5 *№• ' яп гкчыиа |Ы1 чрЬ'рфч и1Ыа И '.('■■Ь юТпо Г(гт :1зргам1№ 1Н1ь<т11я тнфича- 1141 н-э.-^-и
1 -МВД» ммигфКДОЦ. И". III |ЫШ.Ч1МИ1 ■ ■иггнш риш:- рг-м1к |11В1№Н ф■ .4- Лрд лг.-/ ч м №п||Ж1иаиа1РЬ.11]м
4 7 1 Г-ирйГчинл Ножкин" 1 1-3 -ОЛСГОЧИ ■ГТНЫ N.11- ДОйНЫ ?■ Км |Р1аыг ртвдси 11 Кирт 1 Г|П:чГч||Рл. 11.1 1 Пипс Р-7Н111Г РВ1 [ЪМЧСЛЫ! чф- фжтш! ш ■гасни МП миртзииа И.ИвЦ* гипии пип етмсчи Г11Н ЫфЛш. ■ап •; грзь 11.1_5.Мс- 111НШ11 р-31 рЛ&С-ЧЬН чф- фИП111П|> МНПШ гпм).гирп. 111тиГ 1И.1 4 Учп рл-рил.'гш '-ф^С-Л -Н-Л-|Г СЮН! СТН ’'■■ЧргНИ'Ч ТТЛ3 П.и Лш- 11П рз:рй№1г ■н г^.. лу, ■ н! С11ШШ стч^шрр-а . л к. г^АЛ! II 1 Ё ГС1Т-ш:-;ц|£1: I. -1 Г|. I .* Га ГЯСТьЧЫ СП.- н.^-риччк» фул*
■*3 2 :-в1* иан11|> имт. г-з г-.--* 11 ч о-пг-п лс ■ г-гп ■ Егыгртрщ■' » ьца Тр^ГР У ч'гграш тру за II 7 1 Пшн р-ЛЗМК' ьг^н-ны ф!- и 1 1 7 7 Г^Т. Г1а1П31МЧ |ЩМ1Ми1 1|П- шиил '.г-. ■ |1мн ■ :и II - С >'Ч“Г рз ш тр-- зз 1 И 3 1 л аа. лк1 ■г-.: а 11.1 грзяа "ГТТЗГ Рег^ прзиа п.- ■ пр.чли ф|. гч
« |||цн1г аигшсм чГниё-бЛнпвдшн 1"йГ"1ПГР.«.Ч ^иниг»' тип Г-,и рым ■- течи-IIН 11.1 1 Ничп-|»ЛЗНК ГОЛ" 1НТЕПЧЧ ССшг 1мичн Л. 141 ачав II11011-ишшыя 'йчпль^и 1..Ч11* НИМ-ми с*.ъа:ин II 1 ■- 7.1ММ1- шыг.ч:«- пгшж №- 11И Л 1К11ЫЧМ шым II Ь + Учк йквпнв £Ш4РН11"И Г1ыммм 1114 ч -и-.11 liVin.il й- ■ГЧРИ Н.Ч1М' .. а-лмчм 0.И8■ гачн 1 мл №т' lKrnk.Mii,' иСшЕЧПМ ■.иишинпч фчрглм!
Таблица 2
Маршрутная карта выполнения функции 1.1.1. «Планирование исследования целевого рынка»
1 | 1 lcnc.ni II-тми Вхаиши нифирч^ии-н ВыЯ'МПи'Н ннфпрмииия £ Л
| Иаынпгааинг 1 т
0ПС1К11|ИН ЛИ ЛЛ. V Я. . | №| 1пЕ МШ.Г 1 ! И 1
1 11 и ш и || И I & Ий и 1И 11 с 1^
■ 1 * ) г. | ■ :■ * 1 г. II |; 11 11 ■■
11 [ Опрнысмк Л1СМ ш» чип ръмвл ИНГУ. чей 1 ПК У1‘* кч,ж- !Хигр*> ч1 ■’ р > ■ 11 л! к а 1 Тк РУ1' ш 1.и| пен- р-ттр 1. 1 чттял эр-1 лшаиаа I у.т 1-= н а ■ и.кчЗ Ы1ЬЧ64КЗ рыаи Г;к -п- р4- пил -Й1- з
1 : 11 Оарсаянгга^шЮ-ри! ■ **^.аеп« № ■ ь л | и а- ки ■ ■ч* г.К 1.1 .'1 лад- .■И1! пргг 1№!Р ! Устш лрпмниа- и« 2. Гкрс-т н- .№■ шц■ 41Н11 |ННИ 1 11:г. чи-1- Г;К |*ч. |.|,'| ПГК" раиф 1 -з гчег а? Т-.К т- 6
Г: К Г; К ггг*- ня иа- ршш
фГ')1№А1РВ ич. №-
Совершенствование технологии трудовых процессов возможно в следующих направлениях:
1 Использование методов исследования операций сетевого планирования и управления, системного анализа, имитационного моделирования и других теоретических методов, а также обычного качественного анализа для рационализации (оптимизации) управленческих операций и их последовательностей.
2. Регламентация и запись на бумаге или на машинных носителях технологии трудовых процессов управления с целью фиксации достигнутого состояния развития, накопления положительного опыта и подготовки необходимой базы для перехода к автоматизации.
3. Создание и постоянное накопление описаний проблемных ситуаций и рекомендуемых в этих ситуациях управленческих решений, а также применение методов ситуационного управления на базе современной вычислительной
техники, оснащенной терминальными устройствами, позволяющими организовать диалог между человеком, принимающим управленческие решения, и ЭВМ в режиме «запрос-ответ».
4 Механизация и автоматизация выполнения трудоемких обязанностей (операций), связанных с поиском и преобразованием информации, с целью повышения производительно-сти управленческого труда и пропускной способности элементов и каналов системы управления.
5. Обучение управленческого персонала рациональному выполнению управленческих функций с учетом усовершенствований в их технологии, с максимальным его вовлечением в процесс поиска и реализации этих усовершенствований, с применением деловых игр и других активных методов, повышающих эффективность обучения и развивающих творческую активность обучающихся.
Литература
1. Качалина Л.Н. Научная организация труда - орг-проектирование. М., 1973.
2. Кожурин Ф.Д. Процесс управления. М., 1998.
3. Русинов Ф.М. Технология управления производством. М., 1976.
4. Соколов Д. В. Основы оргпроектирования: предпринимательский подход: Учебное пособие. СПб., 1994.
5. Майминос Е.З. Процессы планирования в экономике. Информационный аспект. М., 1971.
6. Мильнер Б.З. Теория организаций. М., 1998.
7. Организация управления общественным производством / Под.ред. Г.Х. Попова, Г.А. Джавадова. М., 1979.
8. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.
9. Кокорев В.П. Качество и эффективность инженерного труда. Барнаул, 1982.
10. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М., 1996
11. Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей компании мира. М., 1991.
12. МесконМ.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М., 1991.
13. Морита А. Сделано в Японии. М., 1993.
14. Павлюченко В.И. Управление эффективностью экономических процессов. М., 1986.
15. Трайнев В.А. проектирование организационных систем, моделирование процессов. М., 1979.
16. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. М., 1997.
17 . Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб., 1997.
18. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. М., 1997.