Научная статья на тему 'Функционально-структурная парадигма организации производственного менеджмента'

Функционально-структурная парадигма организации производственного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтев Сергей Александрович

Рассматриваются методологические и методические основы построения модели производственного менеджмента на основе бизнес-процессов. Дается концептуальное определение бизнес-процесса, его функции, задач. Под бизнес-процессом понимается преобразование входных ресурсов в некотором функциональном преобразователе с целью получения конечной продукции с определенными стоимостными характеристиками для удовлетворения потребностей рынка и (или) других бизнес-процессов. Логика построения бизнес-процесса основана на концепции функционально-структурного подхода. Технологический процесс рассматривается как последовательный набор детализованных функций. Функции имеют унифицированное описание по согласованным правилам и отражают тот или иной трудовой процесс или действие по преобразованию ресурсов или информации. Рассматриваемый подход применяется для выбора структуры управления акционерным обществом "Барнаульский пивоваренный завод".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional-structural paradigm of organization of industrial management

Considers methodological and methodical fundamentals of construction of a model of industrial management because of business processes. The conceptual definition of a business process, function, problem is given. Business process is understood as transformation of source resources in some functional converter with the purpose of deriving final production with the certain cost performances for sufficing needs of the market and (or) other business processes. The logic of construction of a business process is based on the concept of the functional-structural approach. The technological process is considered as a sequential gang detailed of functions. The functions have the unified description by the coordinated rules and reflect this or that labor process or operation on transformation of resources or information. The considered approach is applied to choice of a structure of management of joint-stock company "Barnaul brewezy factory".

Текст научной работы на тему «Функционально-структурная парадигма организации производственного менеджмента»

С. А. Локтев

Функционально-структурная парадигма организации производственного менеджмента

Новый подход к организации производственной деятельности в российских условиях предполагает использование современных принципов, и методов к управлению субъектом хозяйствования .

Система взглядов на управление экономикой в переходный период составляет новую парадигму управления, одним из положений которой является переход от концепции структурно-функционального менеджмента к концепции бизнес-процессов с включением в них внешних участников (поставщиков, потребителей, кредиторов и т. д.) [1-3].

Данный поход рассматривается в первую очередь с позиций таких научных дисциплин, как теория систем, кибернетика, синергетика, теория организации. Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т.е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и определяется как система.

Система - комплекс взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых необходим для достижения цели. «Основными содержательными признаками системы являются:

1 Система состоит из множества различных неоднородных ресурсов.

2 Эти ресурсы совместимы - у них есть как минимум одно общее свойство - условия становления отношений.

3 Системе присуща целостность (автономность, выделенность). Она отлична от других систем индивидуальным множеством ресурсов, целью и поведением.

4 Эволюция отдельных элементов системы и в целом всей системы не нарушает целостности системы» [4, с. 29] .

Остановимся на понятии «производственная система» (ПС) . Она рассматривается как «...целенаправленное упорядоченное взаимодействие структурированных организационными отношениями оптимально развивающихся вещественных, энергетических и информационных ресурсов, обеспечивающее устойчивое и надежное производство специфических благ в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды» [4 с. 29].

Любая система, в том числе производственная, немыслима без организации, поэтому в ее

основу должны быть положены принципы и критерии организации, к которым относятся цель, автономность, взаимодействие. Критерии организации - упорядоченность, стабильность, надежность, оптимизационность, адаптивность, эволюционность. Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов. Теорию организаций не следует отождествлять с теорией организации, поскольку она является составным элементом последней.

Категория «организация», в нашем понимании, в максимальной степени соответствует тому ее структурному представлению, которое приведено в работе «Организационный инжиниринг» [1, с. 20] (см. рис. 1) . Данное понимание заключается в следующем. Организация - это:

" определенный процесс упорядочения, целенаправленного движения от беспорядка (хаоса) к порядку, повышения степени упорядоченности структурных компонентов и связей (отношений) системы;

" процесс прогрессивного развития, его восходящая стадия жизненного цикла;

" системное свойство (цель), обеспечивающее взаимодействие между элементами, которое подчиняет их движение определенным закономерностям;

" процесс преобразования от низших форм порядка к его высшим формам;

" характеристика состояния системы, ее функционально-структурное описание.

Понятие «организация» является ключевой составляющей производственной системы и ее организационного развития. Если рассматривать организацию ПС как процесс упорядочения, то в ней необходимо выделить следующие ключевые компоненты:

1) структуру - организационную, юридическую, финансовую и т.д.;

2) бизнес-процессы (как способ реализации функций системы) ;

3 систему менеджмента (механизмы, регулирующие бизнес-процессы в организации, и способы взаимодействия структурных элементов) - приемы внутрифирменного планирования и контроля, мотивации, управления каче-ствоми т.д.

Рис. 1. Декомпозиция «организации» в сфере производственно-хозяйственной деятельности

Дадим краткую характеристику компонент организационной модели.

1 Структура:

1 функциональная: дерево функций - состав, иерархия и взаимосвязанное взаимодействие функций;

1 организационная: линейная, матричная, централизованная, децентрализованная и т.д.

1 распределение функциональных обязанностей между организационными звеньями, области полномочий и ответственности, цепочка подчинения, принципы и взаимодействия внутри организации;

1 финансовая: выделение центров учета и их статуса (центры дохода, затрат, прибыли и инвестиций);

1 юридическая: выбор организационно-правовой формы и установление отношений собственности и контроля.

2 система менеджмента - политика, философия, модели, правила, процедуры, критерии, на основе которых поддерживается динамическая устойчивость заданной организации, системы бизнес-процессов:

1 процедуры планирования и контроля;

1 политика финансирования;

1 система мотивации;

1 внутреннее ценообразование;

1 критерии оценки эффективности деятельности;

1 способы координации и т.д.

Для развития производственной системы необходима ее постоянная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, следовательно, компоненты организационной модели должны обладать свойством реагирования и реорганизации.

Основоположниками современного подхода к реорганизации корпораций являются М. Хаммер и Дж. Чампи. Авторы рассматривают проблему организации и управления предприятием на основе бизнес-процессов (рис. 2) .

Рис. 2. Управление организацией на основе бизнесс-процессов

При рассмотрении производственной системы первичным является анализ ее функций (бизнес-процессов как способов реализации функций) , которые в основном определяют структуру системы и взаимодействие ее элементов. При изменении структуры и условий выполнения бизнес-процессов изменяются требования к управленческим системам, и это ведет к их модернизации.

Использование преимуществ компьютерной технологии управления изменениями и людьми, необходимых для повышения эффективности функционирования производственной системы, отражено в исследованиях М. Робсона и Ф. Уллаха, М. Хаммера и Д. Чампи, Е.Г. Ой-хмана и Н.В. Попова [5-7] .

В указанных работах довольно подробно анализируются элементы взаимодействующих характеристик трудовых процессов ПС, но недостаточно полно раскрывается сам механизм взаимодействия . Последнее не позволяет осуществить синтез характеристик, т.е. дать в итоге комплексное описание решения задач формирования бизнес-процессов. В большинстве работ отечественных авторов по данной проблеме [7-8] рассматривается лишь западный опыт организации и совершенствования бизнес-процессов.

Как показывает опыт, на российских предприятиях доминирует структурно-функциональный подход к организации производственной деятельности, которому присущи, с точки зрения современной парадигмы управления, следующие принципиальные недостатки:

1 сложность координации функциональных подразделений;

1 существенная вероятность конкуренции между функциональными подразделениями;

1 излишняя специализации и узость управленческого мышления. Указанный подход ориентирован на исполнителей, а не на творческих личностей;

1 основная ответственность за эффективность возложена на главу исполнительной власти;

1 узкофункциональная близорукость, свойственная данной структуре, препятствует инновационной деятельности, что в современных условиях является главным фактором выживания предприятия на рынке.

Есть другой подход, когда ПС рассматривается как система бизнес-процессов, которую можно представить динамической моделью взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых имеет собственные входы и выходы (см. рис. 3) .

Рис. 3. Модель производственной системы на основе безнес-процессов

Внешние входы и выходы ПС, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать бизнес-процессы второго, третьего и иных порядков, потоки работ в которых должны обеспечивать бизнес-процессы первого порядка (основные). Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений (рис. 4) .

...БПІ.... БПп

Б Б

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА

Информационный

интегратор бизнес- * ЛПР

шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Под клиентом понимается не только потребитель, им может быть и другой процесс» [7, с. 16].

Все процессы в организации делятся на внешние и внутренние. Внешние процессы выходят за рамки предприятия, например процессы «снабжение», «сбыт». Внутренние процессы осуществляются в рамках предприятия, например, процесс «производство».

Т. Давенпорт под процессом понимает «специфически упорядоченную совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов» [7, с. 17] .

С позиций кибернетики бизнес-процесс представлен следующим образом (рис. 5) .

X

I А >

с.

Преобразователь У

Т (X), с, +дс 1

с 2

Обратная связь

Рис. 4. Информационные технологии управления в системе бизнес-процессов

«Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления, - утверждает В.И. Приходько. -Концепция управления бизнес-процессами в меньшей степени поддается формализации, чем рациональная бюрократия. Смысл управления бизнес-процессами заключается в эффективной реакции на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов» [3, с. 9].

Перейдем непосредственно к рассмотрению основных понятий концепции управления предприятием на основе бизнес-процессов. Ключевым здесь является термин «бизнес-процесс». «Бизнес-процесс - это множество внутренних

Рис. 5. Общая модель бизнес-процесса

Здесь Х =(х1,х2,„.х1„.хт) - вектор входных: материальных, трудовых, энергетических, информационных ресурсов; У = (у1,у2,..у\..уп) - вектор выходных ресурсов: товаров и услуг предприятия, информации; С1 - стоимостная характеристика вектора входных ресурсов; С2 - стоимостная характеристика вектора выходных параметров; ДС - добавленная стоимость, затраты функционального преобразования У вектора Х в вектор У.

Вектор У есть функция преобразования ресурсов Х, которая записывается так:

У = У (х). 1)

Таким образом, под бизнес-процессом будем понимать преобразование входных ресурсов X путем воздействия У, с целью получения выхода У для удовлетворения потребностей конечных потребителей производственной системы и (или) других бизнес-процессов.

Логику построения бизнес-процесса рассмотрим с позиций функционально-структурного подхода (ФСП).

«Сущность ФСП заключается в том, что объект анализа описывается и совершенствуется не в своей конкретной материальной форме, а как комплекс функций, которые он вы-

У

и

Задача 1

Задача 2

Задача п

полняет или должен выполнять» [1, с. 76] .

Стоимостный анализ породил целый спектр методов, основанных на функциональном подходе. Это стоимостные:

" инжиниринг;

" администрирование;

" проектирование.

В той или иной мере эти методы могут быть использованы при проектировании функционально-организационной структуры ПС на основе бизнес-процессов. Построение бизнес-процесса начинается с его декомпозиции на определенные функции, которые являются основными организационными элементами бизнес-процесса. Организация в нашем случае понимается как процесс целенаправленного упорядочения функций в рамках бизнес-процесса.

Существенным недостатком различных методик ФСА является неоднозначность понимания и трактовки такого ключевого для ФСА понятия, как «функция». Диапазон применяемых определений понятия «функция» очень широк: от определения Л. Майлса - «функция все то, что ожидает от данного изделия потребитель и за что он согласен пойти на расходы, связанные с этим», до понимания функции как «качественно определяемого аспекта потребительного свойства» или «проявления свойства в заданной системе отношений», а также отождествления ее с «действием» [1, с. 77] . С.Е. Хачатуров под функцией понимает «действие, вызываемое отношениями в производственной системе» [4, с. 97] .

Для описания функций системы применяют следующие категории: 1) функция как «назначение»; 2) функция как «действие»; 3) функция как «свойство»; 4) функция как «отношение».

Действие (Б) характеризует движение, изменение состояний или проявление свойств объекта Е в действительности. Например, переход из одного целостного состояния в другое, эстетическое воздействие на человека и т.д.

Свойство С (Н) ПС - это внутренне присущая или приданная объекту способность проявить сторону С при определенных условиях взаимосвязи и взаимодействия Н. Сторона С переходит при этом из существующей потенциально (возможность) в существующую актуально (действительность).

Цель действия (Е) - ожидаемый будущий результат, на достижение которого направлено действие. Результаты или следствия действий (Б) используются для оценки степени достижения цели Е, т.е. характеризуют то, что объект

фактически сделал. В общем виде функцию можно представить следующим образом:

Б = (Б, О, Н) , (2)

где Б - функция бизнес-процесса; Б - указание действия, производимого рассматриваемой технической системой и приводящего к желаемому результату; О - указание объекта (объектов), на который направлено это действие; Н -указание особых условий и ограничений, при которых выполняется действие.

Информационный интегратор бизнес-процессов

Анализ

бизнес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процессов

Экспертная

Подсистема управления (принятие решний)

БП1

«Аналитич еское планирование»

■—

БП2 «- БП3

«Снабжение» «ПоСгот овка 4—

"> произвоСства »

БП4

Прроиводсттв

БП6

«КаСры»

БП5

«Сбы/т,

маркетинг»

*

БП7

«Обеспечение

безопасности»

-і-

УМ

Информационный

поток

Материально-► вещественные потоки

Управленческое

воздействие

Рис. 6. Принципиальная структура ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» на основе бизнес-процессов

Тогда для любого бизнес-процесса функциональный преобразователь можно представить функцией вида (2), т.е.

У1 = Бк, к = 1,К, где Бк - функция, преобразователь вектора ресурсов в выходной вектор продукции, к - номер функции, К - количество функций всего, У1— преобразователь 1-го бизнес-процесса, 1 = 1,2... Ь. Здесь Ь - количество всех бизнес-процессов. Функция Бк в наиболее конструктивной форме описывает условия и технологический процесс преобразования Х в У. Преобразователь У1 фактически представляет собой модель функционального блока, а Бк - сам функциональный блок (набор технологически взаимосвязанных функций).

Технологический процесс есть последовательный набор более детализованных функций, которые описываются в общей форме так же, как и главная функция, т.е. в соответствии с

2).

Тогда Б есть множество подфункций, т.е. применены для формирования структуры ОАО

«Барнаульский пивова ленной на рисунке 6.

р _ ¡1-і 2 р} (3) «Барнаульский пивоваренный завод», представ-

Описанные выше теоретические подходы

Литература

1 Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг: Учебное пособие. М., 1999.

2. Межов И. С., Локтев С. А., Аксенова О. Н., Ме-жов С.И. Аналитическое планирование в структуре производственного менеджмента (Опыт ОАО «Барнаульский пивоваренный завод») : Монография / Под ред. Н.М. Оскорбина. Барнаул, 1999.

3. Приходько В. И. Современная организационная парадигма //Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6 .

4 Хачатуров С.Е. Организация производственных систем (Теоретическое основание организационной науки). Тула, 1996.

51 Робсон М, Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М., 1997.

6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб., 1997.

7. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса : Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., 1997.

8. Меданский В. Г., Иль деминов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Ирикова. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.