Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / БЕНЧМАРКИНГ ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ГИБКИЙ ИНСТРУМЕНТ / УНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА / ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА / BENCHMARKING / BENCHMARKING FOR A COMMERCIAL ENTERPRISE / CHANGE MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT / SYSTEM APPROACH / MANAGEMENT TOOLS / FLEXIBLE TOOL / UNIFIED MODEL / PROBLEMS OF BENCHMARKING IMPLEMENTATION / UNIFIED METHODOLOGY FOR BENCHMARKING IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тилиндис Татьяна Витальевна, Хохлова Яна Валерьевна

Каждая организация в своей деятельности проходит этапы создания, развития, укрепления, а также претерпевает различные изменения на уровне структуры, стратегии, концепции предприятия. Все эти изменения представляют собой систему управления изменения организации. Изменения имеют место быть в системе управления каждого предприятия для долгосрочного и перспективного существования организации. Практика внедрения системы управления изменениями в организации свидетельствует о том, что для достижения нужного результата руководителю необходимо заслужить авторитет сотрудников, которые в свою очередь должны быть в курсе всех нововведений наравне с управляющим составом предприятия. Для полноценного функционирования всей системы организации необходимо опираться на систему менеджмента качества не только своей организации, но успешного ее применения другими предприятиями. Для этого существуют универсальный инструмент изменений в организации - бенчмаркинг. Бенчмаркинг представляет собой процесс постоянного изучения лучших практик развивающихся компаний, с целью их применения для совершенствования деятельности предприятия. К сожалению, на данный момент не существует единой методики внедрения этого универсального инструмента, поэтому главной задачей статьи является разработка данной методики с учетом анализа основных процессов системы менеджмента качества и системы управления изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тилиндис Татьяна Витальевна, Хохлова Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF USING BENCHMARKING FOR A COMMERCIAL ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF CHANGE MANAGEMENT

Each organization in its activity goes through the stages of creation, development, strengthening, and also undergoes various changes at the level of the structure, strategy, and concept of the enterprise. All these changes represent the organization's change management system. Changes take place in the management system of each enterprise for the long-term and long-term existence of the organization. The practice of implementing a change management system in the organization indicates that to achieve the desired result, the Manager must earn the authority of employees, who in turn must be aware of all innovations on a par with the management staff of the enterprise. For the full functioning of the entire organization's system, it is necessary to rely on the quality management system not only for your organization, but also for its successful application by other enterprises. For this purpose, there is a universal tool for changes in the organization - benchmarking. Benchmarking is a process of constantly studying the best practices of developing companies in order to apply them to improve the company's performance. Unfortunately, at the moment there is no single methodology for implementing this universal tool, so the main task of the article is to develop this methodology taking into account the analysis of the main processes of the quality management system and the change management system.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ»

экономические науки

Тилиндис Татьяна Витальевна, Хохлова Яна Валерьевна МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ...

УДК 338.26

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0085

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

© 2020

SPIN: 3106-5552

AuthorID: 842081

ORCID: 0000-0001-9470-7194

Тилиндис Татьяна Витальевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля» Владивостокский университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: tiltat@yandex.ru) Хохлова Яна Валерьевна, менеджер по работе с клиентами ООО «Презент»

(690002, Россия, Владивосток, Партизанский проспект, 44, e-mail: dotsenko-y@mail.ru)

Аннотация. Каждая организация в своей деятельности проходит этапы создания, развития, укрепления, а также претерпевает различные изменения на уровне структуры, стратегии, концепции предприятия. Все эти изменения представляют собой систему управления изменения организации. Изменения имеют место быть в системе управления каждого предприятия для долгосрочного и перспективного существования организации. Практика внедрения системы управления изменениями в организации свидетельствует о том, что для достижения нужного результата руководителю необходимо заслужить авторитет сотрудников, которые в свою очередь должны быть в курсе всех нововведений наравне с управляющим составом предприятия. Для полноценного функционирования всей системы организации необходимо опираться на систему менеджмента качества не только своей организации, но успешного ее применения другими предприятиями. Для этого существуют универсальный инструмент изменений в организации - бенчмаркинг. Бенчмаркинг представляет собой процесс постоянного изучения лучших практик развивающихся компаний, с целью их применения для совершенствования деятельности предприятия. К сожалению, на данный момент не существует единой методики внедрения этого универсального инструмента, поэтому главной задачей статьи является разработка данной методики с учетом анализа основных процессов системы менеджмента качества и системы управления изменениями.

Ключевые слова: бенчмаркинг, бенчмаркинг для торгового предприятия, управление изменениями, менеджмент качества, системный подход, инструменты управления, гибкий инструмент, унифицированная модель, проблемы внедрения бенчмаркинга, единая методика внедрения бенчмаркинга.

METHODOLOGICAL BASES OF USING BENCHMARKING FOR A COMMERCIAL ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF CHANGE MANAGEMENT

© 2020

Tilindis Tatyana Vitalyevna, candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department «International marketing and trade»

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: tiltat@yandex.ru) Khokhlova Yana Valeryevna, manager on work with clients

Ltd «Present»

(690002, Russia, Vladivostok, Partizansky Prospekt, 44, e-mail: dotsenko-y@mail.ru)

Abstract. Each organization in its activity goes through the stages of creation, development, strengthening, and also undergoes various changes at the level of the structure, strategy, and concept of the enterprise. All these changes represent the organization's change management system. Changes take place in the management system of each enterprise for the long-term and long-term existence of the organization. The practice of implementing a change management system in the organization indicates that to achieve the desired result, the Manager must earn the authority of employees, who in turn must be aware of all innovations on a par with the management staff of the enterprise. For the full functioning of the entire organization's system, it is necessary to rely on the quality management system not only for your organization, but also for its successful application by other enterprises. For this purpose, there is a universal tool for changes in the organization -benchmarking. Benchmarking is a process of constantly studying the best practices of developing companies in order to apply them to improve the company's performance. Unfortunately, at the moment there is no single methodology for implementing this universal tool, so the main task of the article is to develop this methodology taking into account the analysis of the main processes of the quality management system and the change management system.

Keywords: benchmarking, benchmarking for a commercial enterprise, change management, quality management, system approach, management tools, flexible tool, unified model, problems of benchmarking implementation, unified methodology for benchmarking implementation.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях постоянно меняющейся внешней среды предприятия малого и среднего бизнеса должны адаптироваться не только под изменения, приходящие извне, но и поддерживать и развивать внутреннюю среду организации. Если предприятие упускает этот момент перестройки, то далее следует снижение конкурентоспособности и потеря позиций на рынке, как следствие произойдет ряд изменений, которые будут иметь отрицательные последствия для деятельности компании в дальнейшем, вплоть до его ликвидации.

В ситуации перенасыщенности рынка руководителю необходимо принимать меры, чтобы не потерять свои позиции и быстро адаптироваться под происходящие изменения. Но существует распространенная проблема

- большинству лидеров организаций катастрофически недостает компетентности в управленческих вопросах. В свою очередь это создает еще одну проблему - отсутствие знаний у сотрудников, так как руководитель не рассматривает возможность создания системы обучения и мотивации для персонала. Последнее должно разрушить стереотипы и страхи сотрудников перед происходящей модернизацией деятельности компании любого уровня развития.

При снижении работоспособности и конкурентоспособности организации необходимо проанализировать деятельность предприятия в целом, выявить слабые и сильные стороны, оценить возможность внедрения или модернизации системообразующих элементов, чтобы построить план дальнейших действий.

Tilindis Tatyana Vitalyevna, Khokhlova Yana Valeryevna economic

METHODOLOGICAL BASES OF USING BENCHMARKING ... sceinces

Для реализации проекта исследования необходимо опираться на то, что организация должна, в первую очередь, рассматриваться как система взаимосвязанных элементов - бизнес-процессов, подразделений, функций, методов построения деятельности существующей организации, задач и целей деятельности, а также временных, финансовых и человеческих ресурсов. Системный подход базируется на идее обеспечения абсолютной эффективности функционирования организации любого вида деятельности. Необходимо понимать, что изменения в какой-либо области или в элементах слаженной системы понесут за собой последствия всей системы [1].

К сожалению, у российских торговых предприятий, в том числе и организаций сферы услуг ухудшаются показатели эффективности деятельности и конкурентоспособности. Как следствие, уровень торговли по России и Приморью существенно снизился за 2018-2019 года, что не может не отставить свой след на развитии экономики России в целом [2]. Сказываются такие проблемы, как мировой кризис, внутренняя политика страны, введение санкций, обвал нефти и рубля, по сравнению с долларом и евро. Все перечисленные экономические ситуации существенно ухудшают положение предприятий торговли, а также обостряет конкуренцию.

Для совершенствования деятельности организации, оптимизации внутренних бизнес-процессов, управления изменениями, а также для существенной экономии денег на проводимые исследования существует универсальный, эффективный и сравнительно недорогой инструмент управления изменениями - бенчмаркинг.

Бенчмаркинг как гибкий механизм способен достичь поставленных компанией ориентиров путем применения передового опыта, учитывая особенности предприятия, кроме того, данный инструмент дает предприятию возможность эффективно повысить конкурентные преимущества [3].

У российских предприятий бенчмаркинг до сих пор не завоевал должного авторитета, несмотря на то, что он является средством эффективного управления организацией, который может внедряться и использоваться на предприятиях любого вида деятельности.

В соответствии с изложенным выделены проблемы исследования и разработки единой методики внедрения бенчмаркинга на предприятия [4]:

1) недостаточное понимание возможности применения систем и инструментов управления изменениями на предприятиях малого и среднего бизнеса;

2) отсутствие единой системы управления предприятием в условиях постоянных изменений;

3) отсутствие у российских предприятий фундаментального представления об инструменте бенчмаркинге;

4) нежелание делиться своим успешным опытом с конкурирующими организациями (наблюдается у российских предприятий);

5) отсутствие единого документа и методики, касающихся разработки, внедрения и использования инструмента бенчмаркинга на предприятии.

МЕТОДОЛОГИЯ

В соответствии со сказанным выше сформирована следующая цель исследования: разработать единую методику внедрения бенчмаркинга на предприятия малого и среднего бизнеса в условиях управления изменениями.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть бенчмаркинг как системообразующий элемент любой управленческой системы;

- провести сравнительный анализ бенчмаркинга с исследуемыми системами управления, сделать выводы;

- рассмотреть, как инструмент бенчмаркинг может внедряться и успешно работать с системой управления изменениями и системой менеджмента качества;

- на основе полученных в ходе исследования данных разработать единую методику внедрения бенчмаркинга на торговое предприятие. 358

В рамках проводимого исследования новизной является необходимость совершенствования методики использования бенчмаркинга на предприятиях различных видов деятельности, как комплексного инструмента улучшения управленческих функций в постоянных изменениях внутренней и внешней среды организации.

В условиях рыночных отношений лидирующие позиции занимают предприятия, которые могут быстро адаптироваться к происходящим внешним и внутренним изменениям среды. Применение бенчмаркинга в управлении организацией дает возможность предотвратить ситуации, когда неверно принятое решение может повлечь за собой проблемы во всей системе управления компании, которые значительно затормозят процесс ее развития.

Для понимания того, каким образом данный инструмент внедряется и используется той или иной системой организации, необходимо проанализировать структуру каждой.

Для проведения анализа выделены критерии сравнения:

- элементы;

- классификация;

- принципы;

- этапы разработки и внедрения;

- инструменты.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сходства и различия будут найдены посредством сравнительного анализа основных параметров бенчмар-кинга и системы управления изменениями и представлены в таблице 1 [5-9].

Таблица 1 - Сравнительный анализ основных составляющих системы управления изменениями и инструмента бенчмаркинга

Критерии Бенчмаркинг Система управления Примечания

Элементы - цель, задачипроводныон - внутренние и внешние - ресурсы (человеческие, финансовые, временные); - график выполнения работ; - ожидаемые результаты. - оизнес-процессы; -ресурсы (человеческие, финансовые, временные) -документы (приказы и модернизации системы управления); работ; - ожидаемые результаты. Отличительной ч ерт о и бенчмаркинга является отсутствие единого перечня документов, регламентирующих процесс проведения бенчмаркинга. Также стоит отметить, что цели н задачи являются неотъемлемой частью б енчмар кннго вого пр о е кг а, у системы управления данные элементы содержит документация.

Классификация - внутренний; - конкурентный; - функциональный; - стратегический; - операционный; - бенчмаркинг продукта; - бенчмаркинг процесса. - организационные -изменения в продуктах; - структурные изменения; культур е/,людях. Необходимо сказать о том, что внутр енний б енчмар кинг подходит для любого вида системы, другие виды бенчмаркинга применяются в соответствии с целью, задачамнн временем проведения исследования.

Принципы - лидирующая роль руководства; - вовлечение сотрудников; - процессно-ориентированный подход; • системный подход - принятие решений, данных; - ориентация на потребителя; - постоянное улучшение. текущими процессами; - определениезадач руководства - согласованность внутри организации; -учётразличных аспектов -подходк способам достижения изменений. Принципы управления обычной деятельно стью н функциями каждого сотрудника в организации. Каждый принцип системы- это полное обозначение принципов бенчмаркинга, которые б о лее конкретно раскрывают смысл каждого закона системы управления.

Этапы разработки и внедрения 1 - подготовка бенчмаркингового проекта; 2 - исследование (сбор данных); 3 - анализ данных, результатов; 4 - внедрение изменений. нео бходимо стн пер емен; 2- создание команды реформаторов; 3 - создание видения и стратегии; 4 — пропаганда концепции; 5 — создание условий для р еализации изменений; 6 - внедрение изменений; достигнутых успехов. Этапы бенчмаркингового проекта взаимодействуют. Все этапы конкретизированные алгоритмы б енчмар кинга.

1 В данной статье бенчмаркинг рассматривается как системе обр азующкй инструмент, он используется как классический инструмент, видовой принадлежности Исходя из типов используемых инструментов управления применяются различные виды бенчмаркинга. Б основном бенчмаркинг используется как стр ат егич е скнй ин стр у мент Все инструменты системы - аутсорсинг [10]; - контроллинг [11]; - бюджетирование [12]; - ситуационный анализ [13]; - моделирование [14]; - затраты на качество [15]; - корпор ативная культур а [16]; - информационные «эинога [171 - бенчмаркинг. Данная информация основана на общем инструментария системы управления, существует обновляющихся инструментов управления, которыев свою очередь появляются при изучении управления организацией. Необходимо отметить, что в системе управленнябенчмаркннг может выступать как инструментом. Система управления изменениями также как бенчмаркинг. Важно сказать,что все инструменты взаимодействуют с бенчмаркннгом, в соответствии с целью и задачами изменений.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Тилиндис Татьяна Витальевна, Хохлова Яна Валерьевна МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА ...

Анализируя данные таблицы 1, важно отметить, что бенчмаркинг может внедряться в любую систему управления, в зависимости от целей и задач изменений, что еще раз подтверждает универсальность и гибкость данного инструмента. У системы управления изменениями и бенчмаркингом достаточно много схожих критериев, поэтому данный инструмент способствует непрерывному совершенствованию методов управления организацией, что упрощает задачу разработки и внедрения методики. Инструменты для системы менеджмента одна из проявлений системы менеджмента качества организации. В соответствии с изученными данными можно сказать, что в основе системы менеджмента лежит стратегическое управление [18].

Таблица 2 - Сравнительный анализ основных составляющих системы менеджмента качества и инструмента бенчмаркинга

Критерии Бенчмаркинг Система менеджмента качества Приме,™

- цель, задачи проводимой - бизнес-процессы; Опираясь на данные таблицы 1,

работы; -ресур ««{человеческие. можно также сказатьтом, что отличие

- внутренние и внешние финансовые, временные); состоит в отсутствии документации,

источники; - документы (приказы и р егламентнрующнй пр оцесс

Е - ресурсы (человече ские . положения, план бенчмаркинга.

1 финансовые, временные); модернизации системы Стоить отметить, что бизнес-

- график выполнения работ; управления); процессыв СМК рассматриваются

M - отчетность; -график выполнения как отдельный системообразующий

- ожидаемые результаты. работ; элемент,в то время как бенчмаркинг

- отчетность; направленна оптимизацию

- ожидаемые результаты. пр оцессов, пр онсходящнх в

организации

- внутренний; - системы менеджмента Необходимо сказать,что внутренний

« - конкурентный; качества вразличных бенчмаркинг может функционировать

а - функциональный; сфер ах деятельности; в любой системе из классификации.

I - отраслевой; - системы менеджмента Каждый из видов бенчмаркинга

s - стратегический; отраслевого применения; может внедряться в системы

- глобальный; - системы менеджмента менеджмента в зависимости от целей

й - операционный; качества вразличных и задач.

- бенчмаркинг продукта ; направлениях

- бенчмаркинг процесса. деятельности.

- лидирующая роль - лидирующая р о ль Нетрудно заметить, что изложенные

руководства; руководства; принципы проведения бенчмаркинга

- вовлечение сотрудников; - вовлечение работников соответствует принципам.

-процессно- - ориентация на положеннымв основу СМК. Отличие

ориентированныйподход; потребителя; состоит лишь Б том, что в СМК,

- системный подход; -процессный подход; помимо орнентациина качество

I - принятие решений, - системный подход к товаров, услуг и обслуживания,

я о снованное на фактах н менеджменту; необходимо строить отношения с

2 данных; - принятие решений, теми поставщиками, которые

с - ориентация на основанных на фактах; гарантируют качество товарови

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребителя; - ориентация на услуг,что в последствии принесет

- постоянное улучшение. потребителя; стабильную прибыль.

- взаимовыгодные

поставщиками;

- по стоянно е улучшение.

1 — подготовка 1 - определение уровня Данные этапы имеют одинаковую

бенчыаркингового проекта; готовности предприятия к напр авл енно сть. Ра зличие лишь в

2 — исследование (со ор внедрению СМК; том, что этапы внедрения СМК более

данных); 2 - определение цели. развернуты,но их можно объединить

3 - анализ данных. задач и стратегии в группы в соответствии с этапами

результатов; организации; р азр аб отки и внедр ения

1 4 — внедр ение изменений. 3 - обучение СМК бенчмаркингового проекта.

высшего руководства и

% сотрудников;

m 4-проведение

® внутреннего аудита

Е системы качества на

J пр едприятии;

§. 5 разработка иисполнение

с- плана внедрения СМК; 6 — оптимизация бизнес-

g процессов;

О 7 - разработка и внедр ение

комплекта документов,

касающихся СМК, их

стандартизация;

3 - внедрение СМК;

9 - оценка степени

внедр ення СМК.

В данной статье - шесть сигм - снижение - шесть сигм, как и бенчмаркинг,

бенчмаркинг количества дефектов и является достаточно гибкой системой

рас сыатрнва ется как повышение качества совершенствования. В данной

кла сснческий инструмент продукции, учитывая стратегии бенчмаркинг вы ступает

управления изменениями, он мнения целевой аудитории инструментомулучшения качества и

интегрируется с другими (потребителя) [21]; пр онзводнтельно ста. Для р е а лизации

инструментами - система 20 ключей - программы формируется команда

менеджмента на любом универсальнаяимало реформаторов, как для осуществления

предприятии.Он может затратная стратегия бенчмаркингового проекта;

и функцноннроватьв любой непрерывного - в системе 20 ключей бенчмаркинг

1 системе, встраивается как совершенствования применяется в каждой фазе

системообразующий («непрерывный преобразований.

инструмент. бенчмаркинг») [22]. Б каждом подр азделеиии создаются

S «центры накопления и передачи

опыта». В стратегии заложен принцип

сравнительного анализа, на всех

уровнях организации, по аналогии с

бенчмаркингом.

Для использования стратегий

обязательно вовлечение персонала

организации на всех уровнях.

особенно высшего руководства.

также,как и в оенчмаркинге.

тами и стандартами, что дает организации определенные преимущества.

Для того чтобы подстроить данную систему под собственное предприятие можно внедрить инструмент бенч-маркинг для применения лучших практик предприятий-эталонов. Для того чтобы доказать данную точку зрения проведен сравнительный анализ, аналогичный анализу, представленному в таблице 2 [19, 20, 21, 22, 23].

Из таблицы 2 видно, что система менеджмента качества тесно перекликается с бенчмаркингом, как с инструментом улучшения деятельности организации, учитывая проведение исследования по поиску предприятий-конкурентов или предприятий-эталонов для полного анализа их деятельности в сфере внедрения системы контроля качества для применения лучших практик в своей деятельности в будущем.

Сравнивая основные инструменты СМК - Шесть сигм и 20 ключей, необходимо отметить, что их главная цель -непрерывное совершенствование деятельности организации, направленной на улучшение качества продукции, опираясь на требования клиента. Данные инструменты направлены на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке. Обе стратегии опираются на те же принципы, что и бенчмаркинг - ориентация на потребителя и оптимизация бизнес-процессов [21, 22, 25].

Для структуризации данных, полученных в ходе сравнительного анализа, составлена обобщенная таблица 3 [7, 8, 19, 24], в которой представлены схожие параметры рассматриваемых систем и инструмента бенчмар-кинга. С помощью данной таблицы возможно оценить возможность внедрения бенчмаркинга на предприятие.

Таблица 3 - Сравнительный анализ основных систем организации с бенчмаркингом с целью оценки его внедрения

Статистика говорит о том, что торговые предприятия достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с контролем качества. В процессе производства товаров и услуг качество продукции может ухудшаться, и, чтобы предотвратить эти процессы на предприятии в обязательном порядке вводится система менеджмента качества, которая подкреплена нормативными докумен-

Опираясь на данные таблицы 3 можно сделать вывод о том, что бенчмаркинг может эффективно взаимодействовать с любой организацией, являться частью одной большой системы, помогать функционировать и развиваться идеям, стратегиям и бизнес-процессам предприятия. Несомненно, бенчмаркинг может являться неотъемлемой частью любой системы предприятия, что видно из таблиц 1,2 и 3. Важно не упускать момент обучения всей команды организации, полученные данные показывают, что необходимо привлекать к процессу изменений и адаптации к ним всех сотрудников организации от высшего руководства до рядового персонала.

Внедрить бенчмаркинг можно сравнительно быстро, главное, у предприятия должны быть определенные составляющие:

- понимание руководством необходимости перемен;

- наличие специалиста, который будет проводить

Tilindis Tatyana Vitalyevna, Khokhlova Yana Valeryevna

METHODOLOGICAL BASES OF USING BENCHMARKING .

economic sceinces

работу по планированию, исследованию и внедрению бенчмаркинга.

Подводя итог исследовательской работы, следует сказать, что все задачи, необходимые для разработки единой методики, выполнены в полном объеме. Опираясь, на данные исследования, представленные в статье, проведен общий сравнительный анализ с целью доказательства того, что бенчмаркинг может интегрироваться с системой менеджмента качества и системой управления [27]. На основе анализа вторичных источников (литературы, публикаций с аналогичной проблематикой) и результатов исследования разработана методика внедрения бенчмар-кинга на предприятия малого и среднего бизнеса, представленная в таблице 4 [27,28, 29].

Таблица 4 - Методика разработки и внедрения бенч-маркинга на торговое предприятие

Наименование стадии Этапы Особенности

Оценка орг аниз алией собственной деятельности 1 - определение цели, задач и н1ич организации 2 - осознание необходимости перемен; 3 - определение уровня готовности предприятия к будущим изменениям; 4 - анализ полученной информации с целью формирования перечня проблемных, областей в организации Оценка складывается из показателей: - оценка существующей стратегии компании; - оценка эффективности деятельности персонала; - прослежив анке связи с целями и результатами деятельности организации: - выявление слабых и сильных сторон предприятия, - анализ ключевых бизнес -процессов организации, по возможности их оптимизация; - предварительная оценка конкурентоспособности на рынке.

Подготовка проекта изменений с использованием бенчмаркинга 1 - изучение деятельности торговых орг аниз алии; 2- создание команды реформаторов; 3 - обучение руководства и рядовых сотрудников; 4 - разработка плана внедрения бенчм аркинга на предприятие; 5 — пропаганда концепции будущих изменений; 6 - разработка материала для проведения опроса и анкетирования для сбора данных На данном этапе необходимо: -распределить роли и полномочия среди персонала - стимулировать готовность сотрудников к принятию перемен -сформироватькритерии опенки для выявления существующих проблем. На основе разработанных критериев создается опросник хтя сбора данных

Сбор и анализ данных 1 - сбор информации среди сотрудников организации; 1 - сбор необходимой информации, касающейся деятельности предприятия -эталона или предприятия - конкурента; 3 - анализ полученной информации; 4 - разработка рекомендаций по внедрению и использованию бенчмаркинга Собранные данные должны быть точными и достоверными для правильности проведения дальнейшей работы. Желательно, чтобы анкета имела небольшое количество вопросов, направленных на основные проблемы.

Внедрение изменений 1 - создание условий для реализации изменений: 2 - разработка документации, касающейся применения бенчмаркинга на предприятии; 3 - создание модели функционирования бенчмаркинга; 4-внедрение бенчмаркинга на предприятие. Специально подготовленные работники создают почву хтя внедрения бенчмаркинга с учетом проведенных исследований, оценивают возможные риски. Далее с учетом этапов планирования происходит распространения бенчмаркинга на все составляющие системы организации.

Адаптация к результатам бенчмаркингового проекта 1 - закрепление достигнутых результатов; 2 - выявление новых объектов для проведения бенчмаркинга; 3 - постоянный процесс совершенсгвов ания деятельности организации. Необходимо обязательное ознакомление персонала с новым управленческим устройством организации, а также опенка качества внедрения бенчмаркинга на предприятие. Высшее руководство и рядовые сотрудники всех подразделений привлекают все силы, чтобы произошедшие изменения прижились в организации и эффективно функционировали.

ВЫВОДЫ

Таким образом, бенчмаркинг является системообразующим элементом, встраиваем в любую систему, что является актуальным на сегодняшний день в условиях внешних и внутренних изменений среды. С учетом особенностей каждой управленческой системы разработана единая методика внедрения бенчмаркинга на торговые предприятия, а также предприятия малого и среднего бизнеса. При правильном использовании и достаточной компетенции всей команды организации методика способна совершенствовать деятельность предприятия в любых условиях, особенно в условиях управления изменениями. Важно отметить, что данная унифицированная методика может внедряться на любые предприятия не только для товаров, но и для услуг [29].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тебекин А.В. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента/А.В. Тебекин // Стратегии бизнеса. — 2018. — № 8(52). — С. 12-16.

2. Тилиндис Т.В. Адаптация деятельности предприятий малого и среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенчмаркинга /Т.В. Тилиндис, О.Ю. Виничук //Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2016.

— № 2. — С. 47-58.

3. Багирян В.А. Бенчмаркинг как фактор стратегического развития конкурентных преимуществ предприятий / В.А. Багирян // Финансовые исследования. — 2019. — №1(62). — С. 144-147.

4. Аталянц А.Э. Проблемы практической реализации бенчмаркинга на российских предприятиях /А.Э. Аталянц //Экономика и социум. — 2017. - №11(42). — С. 109-112.

5. Малинина О.Ю. Бенчмаркинг — практический инструментарий выявлений ключевых факторов успеха /О.Ю. Малинина //Экономика, статика и информатика. — 2016. — № 2. — С. 48-51.

6. Чернопятов А.М. Бенчмаркинг: учебное пособие /А.М. Чернопятов. — М.; Берлин: Директ — Медиа, 2018. — 153 с.

7. Князев Е.А. Бенчмаркинг для вузов: учебно-методическое пособие /Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 208 с.

8. Кожевина О.В. Управление изменениями: учебное пособие /О.В. Кожевина - М.: ИНФРА-М, 2012. — 286 с.

9. Г.В. Голикова К вопросу о сущности и типологии управления изменениями в организации К ВОПРОСУ / Голикова Г.В., Муслимов Р.Ш. // Сборник: Проблемы устойчивого социально-экономического развития российского общества в современных условиях Материалы межвузовского круглого стола. — 2018. —С. 54-58.

10. Лесина В.А. Аутсорсинг как эффективный инструмент управления /В.А. Лесина //Проблемы науки. — 2018. — №6 (30).

11. Новикова Е.В. Контроллинг на предприятии: особенности внедрения и функционирования/Е.В.Новикова // научный журнал «Студенческий». — 2018. — №9(29). — С.60-62.

12. Кашипова А.Р. Методологические и организационные вопросы постановки бюджетирования на предприятии // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. -2020. - №2. - С. 4851. Куликова В.В. Ситуационный анализ как инструмент управления /В.В. Куликова, С.В. Довгань //Экономика и бизнес. — 2019. — №10.

13. Чурикова С.Ю. Моделирование как эффективный инструмент управлении предприятием /С.Ю. Чурикова, И.П. Бородина // Инженерный вестник Дона. — 2015. - №2 (36).

14. Злобина, Н. В. Подходы к идентификации затрат на качество/

H. В. Злобина, Аль-Хамдави Алаа Аммар Талиб //Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2018. — №4(64). — С. 166-171.

15. Егорушкова Ю.И. Корпоративная культура как инструмент конкурентоспособности персонала / Ю.И. Егорушкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020.

— №1-2(40). — С. 74-76.

16. Сергеева И.Г. Оценка применения информационных технологий и систем в инновационной деятельности предприятия / И.Г. Сергеева, А.В. Чеботарь, А.В. Харламов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — №1(121). — С. 62-66.

17. Шмелева Е.И. Бенчмаркинг в области продукции и услуг /Е.И. Шмелева, Н.Б. Губер, О.В. Богатова//Молодой ученый. — 2015. — № 3(83). — С. 256-259.

18. Баурина С.Б. Методология использования технологии бенчмаркинга /С.Б. Баурина //Бюллетень науки и практики. — 2015. — №

I. — С. — 5-8.

19. Ариничев И.В. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности функционирования бизнес-процессов/ И.В. Ариничев, А.Г.Белевцева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — №7(33). — С. 16-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Баурина С.Б. Зарубежный опыт внедрения передовых технологий совершенствования производственных систем / С.Б. Баурина, Н.Б. Акуленко //Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова — 2018. — №6(102). — С.224-238.

21. Просвирина И.И. Эффективность внедрения системы управления качеством «Шесть сигм» /И.И. Просвирина, Н.В. Иванов // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. — 2016. Т.1. — №1. — С. 219-222.

22. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. Том I/В.В. Окрепилов.

— СПб: Наука, 2007. — 505 с.

23. ГОСТ ISO 9001-2015 Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования Введ. - 2015-11-01. — М.: Стандартинформ, 2018. — 32 с.

24. КругловМ.Г. Менеджмент качества как он есть /М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с.

25. ГОСТ ISO 9001-2015. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования Введ. - 2015-11-01. — М.: Стандартинформ, 2018. — 32 с.

26. ГОСТ Р ИСО 17258-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов «Шесть сигм». Бенчмаркинг Введ. — 01.07.2016. — М.: Стандартинформ, 2016. — 42 с.

27. G. Anand-Rambabu Kodali «Benchmarking the benchmarking models» in Benchmarking: An International Journal. — 2008. — Vol. 15. — No. 3. — P. 257-291.

28. Dervitsiotis K.N. Benchmarking and business paradigm shifts /K.N. Dervitsiotis //Total Quality Management. - 2000. — № 11. — P. 41-46.

29. Howard N.L. Implementing TQM at Oregon State University moving into academic, in Chan J F /N.L. Howard, J.T. Rudolph //Quality and its Applications, Sundenand. —1993.

Статья поступила в редакцию 04.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

360

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.