экономические науки
Тилиндис Татьяна Витальевна, Журавлева Виктория Александровна ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФОРМАТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИТИЯ ...
УДК 338.26
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФОРМАТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИТИЯ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕНЧМАРКИНГА
© 2018
Тилиндис Татьяна Витальевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговли»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Журавлева Виктория Александровна, менеджер по работе с клиентами
ООО «Пена Дней»
(690091, Россия, Владивосток, улица Батарейная 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. Стремительное развитие торговли подразумевает под собой создание открытой платформы с равными возможностями ведения бизнеса любого размера (малого, среднего, крупного) и формата. В современных условиях торговым предприятиям необходимо классифицировать и структурировать свою деятельность в соответствии с требованиями рынка, что позволит стать им более востребованными и конкурировать более эффективно. Самым подходящим инструментом для достижения данной цели является бенчмаркинг. Актуальность статьи подчеркивают недавно принятые законы о торговле периодом до 2020г., задача которых состоит в создании «матрицы» различных торговых форматов, соответственно, приводящих к становлению их предельного количества в регионах. В статье для разработки методологического подхода к ранжированию форматов торговых предприятий с использованием инструмента бенчмаркинга необходимо было провести сравнительный анализ предприятий, исходя из вида юридического лица, финансов предприятия и сроков внедрения бенчмаркинга. Применяемая методология основывается на общенаучных методах исследования и формулируется с целью дальнейшего применения на торговых предприятиях, основываясь на целях и возможностях предприятия. На ряду с поставленной целью существуют ряд проблем, таких как слабое государственное регулирование торговли и низкая популяризация применения бенчмаркинга российскими компаниями, а также отсутствие теоретической базы применения видового бенчмаркинга на предприятиях. Первостепенной задачей данной статьи является привлечение внимания к такому инструменту как бенчмаркинг, а также создание общедоступной методики внедрения видового бенчмаркинга для торговых предприятий на основе подходов к их классификации.
Ключевые слова: исследование, бенчмаркинг, гибкий инструмент, торговля, классификация, методологический подход, формат розничной торговли, торговые предприятия, государственное регулирование, методика.
APPROACHES TO ASSESSING THE FORMAT OF A TRADING ENTERPRISE BASED ON BENCHMARKING INSTRUMENTS
© 2018
Tilindis Tatyana Vitalyevna, candidate of technical Sciences, associate Professor of Department of International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: [email protected]) Zhuravleva Victoria Alexandrovna, manager on work with clients Ltd "Foam of the Days" (690091, Russia, Vladivostok, Battery street 4, e-mail: [email protected])
Abstract. Rapid development of trade implies the creation of an open platform with equal business opportunities of any size (small, medium, large) and format. In modern conditions, trade enterprises need to classify and structure their activities in accordance with the requirements of the market, which will make them more in demand and compete more effectively. The most appropriate tool for achieving this goal is benchmarking. The relevance of the article is underscored by the recently adopted laws on trade in the period until 2020, whose task is to create a "matrix" of various trade formats, respectively, leading to the formation of their limiting number in the regions. In the article, in order to develop a methodological approach to ranking trading formats using a benchmarking tool, it was necessary to conduct a comparative analysis of enterprises, based on the type of legal entity, the enterprise's finances and the timing of introducing benchmarking. The applied methodology is based on general scientific methods of research and is formulated for the purpose of further application in trade enterprises, based on the goals and capabilities of the enterprise. Along with this goal, there are a number of problems, such as weak state regulation of trade and low popularization of the use of benchmarking by Russian companies, as well as the lack of a theoretical basis for the application of species benchmarking at enterprises. The primary goal of this article is to draw attention to such an instrument as benchmarking, as well as to create a generally accessible method for introducing a specific benchmarking for trade enterprises on the basis of approaches to their classification.
Keywords: research, benchmarking, flexible tools, trade, classification, methodological approach, format of retail trade, trade enterprises, state regulation, methodology.
В мире с нестабильной экономикой и высокой конкуренцией предприятия вынуждены проявлять гибкость и стремление к совершенствованию своих бизнес-процессов, а также следить за результатами своей деятельности. В эпоху глобальной конкуренции бенчмаркинг может стать мощным инструментом сравнительного анализа, который даст возможность непрерывного развития предприятия в своей отрасли. Для этого предприятию необходимо выстроить четкий план действий с целью совершенствования внутренних процессов, который содержит в себе понимание современных тенденций конкурентоспособного рынка.
На данный момент предпринимательство в России находится на стадии становления, из-за слабого и нерегулярного финансирования программ поддержки среднего и малого предпринимательства развитие про-
ходило очень медленно. Так, на сегодняшний день государственное регулирование торговой деятельности осуществляется с помощью ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1]. Исходя из изложенного можно сформулировать ряд проблем предприятий малого и среднего бизнеса:
- отсутствие законодательной базы;
- высокая конкуренция;
- нехватка высококвалифицированных кадров, готовых к нововведениям;
- не существует подхода к формату и классификации торговых предприятий.
Решением проблемы, рассматриваемой в исследовании, может стать четкое и последовательное ранжирование предприятий, исходя из формата юридического
32!
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)
Tilindis Tatyana Vitalyevna, Zhuravleva Victoria Alexandrovna economic
APPROACHES TO ASSESSING THE FORMAT OF A TRADING ... sceinces
лица, и выбор оптимально эффективного вида бенчмар-кинга для каждого предприятия. Стоит отметить, что бенчмаркинг как гибкий механизм способен достичь поставленных компанией ориентиров путем применения передового опыта, учитывая особенности предприятия, кроме того, предприятие сможет эффективно повысить конкурентные преимущества.
К несчастью, бенчмаркинг является «темной лошадкой» для менеджеров российских компаний, его потенциал не раскрыт в полной мере, в то время как мировые компании в различных сферах деятельности не представляют дальнейшего развития без применения бенчмаркинга. Рассмотрением бенчмаркинга, его видов, теоретических и практических аспектов применения занимались многие зарубежные и отечественные авторы, тем не менее не была сформулирована методика более эффективно подходящего того или иного вида бенчмар-кинга для одной из форм предприятий [2; 3]. Это свидетельствует о невысоком интересе применении данного инструмента российскими компаниями.
Интерес к бенчмаркингу определенно будет возрастать из-за появления новых предприятий и повышения качества продукции, выходящей на потребительский рынок. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние годы число предприятий в торговле увеличилось на 23,4 %, а качество товаров возросло на 35,9 % из них 1,4 % составили отечественные товары и 34,5 % импортные [4].
Данная динамика ведет за собой повышение конкуренции, и как следствие, приведет к поиску новых методов развития торговых предприятий, одним из которых является бенчмаркинг.
Существуют четыре основных вида бенчмаркинга (внутренний, функциональный, конкурентный, отраслевой), которые различаются от выбранной компании-эталона и от объекта, на который направленно применения бенчмаркинга, такое разделение видов бенчмаркинга затрудняет выбор одного из них так как существует проблема в четком делении и методологии правильного внедрения этих видов. В рамках данного исследования предложим системную методику видового внедрения бенчмаркинга отталкиваясь от формата торгового предприятия.
Учитывая все вышесказанное, была разработана методика ранжирования форматов торговых предприятий исходя из характеристики выбранной формы предприятия (вида юридического лица) и рекомендовано применение более эффективного вида бенчмаркинга с учетом сроков внедрения и финансовых возможностей предприятия.
Такой метод может быть применим в работе любого предприятия вне зависимости от его размера.
Исследование включает в себя несколько этапов, которые обязательны для последовательного раскрытия темы и главной цели:
- изучить применение различных видов бенчмаркинга на российских предприятиях, а также проанализировать существующие виды бенчмаркинга;
- рассмотреть существующие формы торговых предприятий, а также их форматы;
- разработать общедоступный метод внедрения видового бенчмаркинга для предприятий различной формы.
В практике российских предприятий есть примеры эффективного использования бенчмаркинга, необходимость его внедрения говорит о его практической пользе, на первом этапе исследования необходимо показать значимость применения бенчмаркинга на предприятиях российского рынка, а также проследить тенденцию развития такого инструмента как бенчмаркинг. Бенчмаркинг в основе своей делится на внутренний и внешний, однако прагматично рассмотреть подвиды внешнего бенчмаркинга (конкурентный, отраслевой). Данные по анализу представлены в таблице 1 [2; 3; 322
Таблица 1 - Практика применения видового бенчмаркинга на российских предприятиях
Bid бенчмаркинга Характеристика Форма пр едприятия Объект сравнения Результаты
Объектами данного вида бенчмаркинга выступают подразделения компании и Данный вид бенчмаркинга направленна поиск новых тенденций, идей и инноваций в диапазоне АО «Заволжский моторный завод» -управление продукции; -управление информационными -управление —Пересмотрели регламентработ; -Управление информационными улучшено; — Ввели р егулярную проверку качества продукции
АО «Сбербанк» персоналом —Улучшение обслуживания — Повышение квалификации сотрудников
Функциональный Позволяет предприятию сравнить эффективность работ в сравнении с конкурентами АО «Нижфарм» производством мерчандайзннга
Конкурентный Позволяет сравнить одну и более функций разных предприятий одной Объектамиданного вида бенчмаркинга выступают подразделения компании и Данный вид бенчмаркинга направленна поиск новых тенденций,идей и инноваций в диапазоне АО Заря» закупками Новые поставщики с
АО «Сбербанк» процессы; —Управление производством — Создание собственноймоделн управления; — Создание системы
АО ((Газпром- закупками Внедрение международного опыта управления закупками
Отраслевой Позволяет предприятию ср авнить з ффективно ста конкурентами АО «Завод электроники и По др аздел ення предприятия Повышение производительности труда
Позволяет сравнить одну и более функций разных предприятий одной АО «РЖД» —Ценовая перевозки грузов; — Снабжение {привлечение иностранной перевозку; — Отказываться от зарубежных поставщиковАО «РЖФ» не в силах
АО «Лукоил-Информ» Бизне с-пр оце с сы и их эффективно сть Внедрили унифицир ОЕанную модель ИТ-процессов
Анализ информации предоставленной в данной таблице, показывает, что применение конкурентного бенч-маркинга является самым распространённым в практике российских предприятий, а функциональный бенчмар-кинг внедряют реже.
Предприятия всегда стремятся быть рентабельными на рынке, поэтому не удивительно, что конкурентный бенчмаркинг занимает лидирующие позиции. Также удалось увидеть, что к бенчмаркингу прибегали лишь крупные компании с акционерной формой предприятия для решения различных проблем, зачастую управленческих проблем, которые на прямую связаны с конкурентоспособностью предприятия. Обзор применения бенчмаркинга на отечественных предприятиях приводит к выводу недостаточно активного внедрения этого инструмента.
Причинами, тормозящими развития можно назвать отсутствие системного подхода, квалифицированных кадров в области применения бенчмаркинга, поддержки со стороны государства, а также непросвещённость предпринимателей о полученных возможностях после применения такого инструмента маркетинговой политики.
Кроме того, российские компаний в отличие от западных нехотя обмениваются опытом. Иначе говоря, популяризация бенчмаркинга и его работа носит нецелостные и неструктурированный характер, следовательно, один из прогрессивных инструментов повышения конкурентоспособности предприятий находится за занавесом мировых компаний для российских предприятий.
На втором этапе рассматриваются форматы розничных торговых предприятий. А также актуальные формы предпринимательской деятельности и их основные проблемы в рамках данного исследования, полученные результаты представлены в таблице 2 [6-10].
Основываясь на информации, представленной в таблице 2, можно сделать вывод о том, что коммерческие организации, холдинги и корпорации не имеют законодательного фундамента, что влечет за собой свободу в выборе формата предприятия, а в некоторых случаях создание кардинально новых форматов.
Интенсивное развитие розничной торговли влечет к эволюции торговых форматов, которая в России про-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Тилиндис Татьяна Витальевна, Журавлева Виктория Александровна
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФОРМАТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИТИЯ ...
ходит интенсивнее, чем в Европе, этому способствует такие факторы, как мировой опыт, современные технологии в розничной торговли, удачная практика ритейла в России. Перечисленные выше проблемы (конкурентоспособности, персонала, управление внутренними процессами, разработка эффективной стратегии) предприятия могут решить с помощью бенчмаркинга, которые выступает в качестве гибкого инструмента управления [11-13].
Таблица 2 - Формы предприятий, их характеристика и основные проблемы
Форма предприятия Характеристика Регулируются Основные проблемы
Некоммерческие Такие предприятия не ставят перед собойцель извлечения прибыли, их основной задачей яЕляется решение социальных проблем. Они в большей мере функционирую благодаря гражданскому обществу. ГКРФ §6-7 «Некоммерческие корпоративные организации» ФЗ №7 «0 некоммерческих организациях» - д олгая р а зр а о о тка стр атепш пр е дприятия; - отсутствие финансир ования; оптимизации внутр енних пр оце ссов; - неквалифицированный
Коммерческие Организации такого типа создаются исключительно для извлечения прибыли, для таких организаций развитие и стимулирование своих бизнес-процессов напрямую отражается ГКРФ ст.50 (■Коммерческие и некоммерческие организации» -проблемы в УПРаффНИИ' производительность - ШМИЩР енции;^
Холдинг Капитал такого предприятия направлен на покупку акций других предприятий, преследующийцель контроля, а также получения прибыли согласно вложенному капиталу. ГКРФ «Об акционерных обществах» и «Обществах Зачастуюхолдинги законодательными - отсутствие р егистр ации холдинга; - отсутствует законопроект для холдинговых компаний.
Корпорация Корпорация как коммерческая форма объединения предприятий представляет собой вид инновационного управления. Вся прибыль принадлежит акционерам (владельцам), а капитал позволяетреализовывать предприятий. ГКРФ ст.65.1 «Корпоративные и унитар ны е юр идиче ские - выс окая конкур енция; —увелич енне ча стного - глобализация
ООО пр е дприягия, реализовывающие любую форму деятельности,разрешенную в РФ. Для таких форм организации предприятия важно приумножать свою прибыль и надолго закрепиться на рынке. ФЗ № 14 «Об обществах с ГК РФ «Общество с - высокая конкуренция; - неквалифицированный -не актуальные системы управления; - отсутствие внутреннего анализа.
Государственные Предприятия такого типа создаются преимущественно для решения социальных задали государственного заказа или иному плану. ГКРФ «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» ФЗ № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» - отсутствует стимул увеличения эффективности; максимизации прибыли;
Все вышесказанное позволяет перейти к заключительному этапу исследования, а именно построению единой модели применения видового бенчмаркинга, исходя из формата предприятия, основываясь на юридической форме предприятия. Данная модель носит лишь рекомендательных характер для руководителей и не является строго обязательной к применению, так как нужно понимать, что выбор применимого вида бенчмаркинга будет зависеть от желаемого результата [19; 20]. Метод разработан на основе опыта применения бенчмаркинга многими мировыми и отечественными компаниями, с учетом особенностей взятых форматов предприятий и их ориентиров на рынке, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Методика к ранжированию торговых розничных предприятий
Формат предприят Магазнны прочей^ товарной сиецналгоа Универсальные Спецналнзнрова Неспециализи рованные
гнпермаркет супермаркет минимарк
Форма предприят ООО, ип АО ООО ИП ООО, ИП. АО ООО, ИП
Вид бенчмар- Конкурент- Межотрасле-К о нкур ентный Функцнональ- Конкурентный Межотраслевой Конкур ентный
На сегодняшний день не существует закона, который предъявляет требования к формату розничных торговых предприятий, но в законодательстве РФ существует ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», который выделяет следующие типы предприятий: универсальные магазины, специализированные, неспециализированные, магазины прочей товарной специализации. Следующим документом является ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», в котором содержится понятие типа предприятия розничной торговли. Прежде всего торговый формат расценивают как тип торговли, нацеленный на определенную группу потребителей [14]. В основе разделения типов предприятия, лежат следующие признаки: торговая площадь, формат торгового обслуживания и широта ассортимента. По размеру все эти предприятия можно отнести к средним и малым, к показателям деления можно отнести численность сотрудников, объем выпускаемой продукции, а также стоимость основных фондов. Чаще всего средние и малые предприятия имеют формат «ООО» или «ИП», такие торговые предприятия вносят существенный вклад в национальную экономику, по-средствам привлечения сырьевых, финансовых и людских ресурсов, а также роста налоговых поступлений в государственный бюджет [15]. Большая часть таких предприятий занята в торговле (52 %), но и у них есть ряд проблем, таких как слабая законодательная база, высокая конкуренция со стороны крупных компаний, вследствие чего такие предприятия находятся на грани выживания. Именно для таких предприятий в рамках данного исследования создается методика внедрения бенчмаркинга, который способен поднять предприятие на новый экономический уровень [16-18]._
Таким образом, взяв во внимание особенности видового бенчмаркинга и отличительные характеристики различных форм предприятий была создана единая модель внедрения бенчмаркинга в зависимости от формата предприятия, которая послужит помощником для руководителей предприятий на начальном этапе внедрения такого гибкого инструмента как бенчмаркинг. На сегодняшний день лишь крупные российские компании применяют в своей практике бенчмаркинг, однако потенциал сравнительного анализа огромен и его необходимо реализовывать в практике средних и малых отечественных предприятий. Данное исследование является частью большого проекта и в дальнейшем разработанная методика будет доказана или опровергнута на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Харрингтон Х.Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! Пер. с англ. под ред. Б. Резниченко. СПб: Питер. 2004. 176 с.
2. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегий и повышения прибыли. М.: Стандарты и качество. 2007. 248 с.
3. Данилов И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. М.: Стандарты и качество. 2005. 420 с.
4. Шмидт К. Бенчмаркинг - инструмент определения собственного уровня развития и основа успешного внедрения системы всеобщего управления качеством // Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: сборник переводов с англ.; под ред.и с предис. Ю.П. Адлера. - М.: Стандарты и качество. 1997. 224 с.
5. Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. - Благовест-В, 2002. - 176 с.
6. Гражданский кодекс российской федерации [Электронный ресурс]. //КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/.
7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. //КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.
8. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ [Электронный ресурс]. //КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17819/.
9. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ [Электронный ресурс]. //КонсультантПлюс.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)
323
Tilindis Tatyana Vitalyevna, Zhuravleva Victoria Alexandrovna APPROACHES TO ASSESSING THE FORMAT OF A TRADING .
economic sceinces
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_39768/41b49109d1875673ebbf6cef045eff7f1af e2d19/.
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/
11. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Пер. с англ. Т.: Развитие через качество. 1998. 278 с.
12. Колодезникова И.В. Опыт применения бенчмаркинга в российских компаниях //Маркетинг и логистика. 2017. №5 (13). С. 38-46.
13. Антипин Ф.А. Современные Подходы к определению понятия «форматы торгового предприятия» // Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.Е. Бельских. 2015. С. 8-13.
14. Шульц Г.М. Развитие торговых форматов в России //Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 3 (19). С. 75-83.
15. Торговое дело в России: состояние, проблемы, перспективы развития // Сборник статей участников Всероссийской студенческой олимпиады по направлению подготовки «Торговое дело» (III тур). Екатеринбург. 2015. 20-21 апреля. 68 с.
16. Ардашева Т.Л. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. Якшур-Бодья: Якшур-Бодьинская типография. 2006. 209 с.
17. Samuel H.N., Joseph W.K. Chan Lee W.B. Benchmarking the role-modification process for successful knowledge transfer // Emerald Group Publishing Limited. 2004. P. 601-609.
18. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях// Методы менеджмента качества. № 8. 2004 г.
19. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. - М.: Университетская книга - Логос. 2006. 208 с.
20. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. - М.: Юристь. 2002. 112 с.
Статья поступила в редакцию 10.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018
324
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)