Научная статья на тему 'Адаптация деятельности предприятий малогои среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенчмаркинга'

Адаптация деятельности предприятий малогои среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / БЕНЧМАРКИНГ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММЫ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АДАПТАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SMALL BUSINESS / MEAN BUSINESS / BENCHMARKING / REGION / REGIONAL DEVELOPMENT / PROGRAMS / PRIMORSKY KRAI / BUSINESS PROCESSES / ADAPTATION / EXTERNAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тилиндис Татьяна Витальевна, Виничук Оксана Юрьевна

Проведен анализ тенденций и перспектив развития предприятий малого и среднего бизнеса Приморского края в условиях глобализации и интеграционных процессов России и стран АТР. В этой связи проблема адаптации действующих и вновь создаваемых предприятий Приморского края к постоянно меняющимся условиям внешней среды, требованиям и перспективам развития рынка товаров стоит достаточно остро. Предложен методический подход к разработке механизма адаптации деятельности предприятий малого и среднего бизнеса (как наиболее рисковых групп субъектов предпринимательской деятельности) к особенностям регионального рынка с учетом всех факторов (государственного регулирования, стратегических перспектив и др.) на основе применения конкурентно-интегрированного бенчмаркинга. Изложенный материал отражает лишь часть проведенного исследования, которое представляет интерес для предпринимателей региона и базируется на их экспертной оценке в поиске форм сотрудничества и повышения эффективности своих бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тилиндис Татьяна Витальевна, Виничук Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of enterprise activity of small and medium-sized businesss to socio-economic conditions of Primorsky region development on the basis of benchmarking

In this article the analysis of trends and perspectives of enterprise development (small and medium business) of Primorsky region is made. The analysis is done taking into consideration the conditions of globalization and integration processes of Russia and countries of Asia-Pacific region. In this regard, the problem of adaptation of existing and newly established enterprises of the Primorsky region to constant changes of external environment, to the requirements and prospects of market development is urgent enough. The presented material reflects only a part of the conducted research that might be interesting for the region. Besides it is based on the entrepreneurs’ expert evaluation while searching the forms of cooperation and increasing the efficiency of the business processes.

Текст научной работы на тему «Адаптация деятельности предприятий малогои среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенчмаркинга»

УДК 338

Т.В. Тилиндис1 О.Ю. Виничук2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Адаптация деятельности предприятий малого и среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенчмаркинга

Проведен анализ тенденций и перспектив развития предприятий малого и среднего бизнеса Приморского края в условиях глобализации и интеграционных процессов России и стран АТР. В этой связи проблема адаптации действующих и вновь создаваемых предприятий Приморского края к постоянно меняющимся условиям внешней среды, требованиям и перспективам развития рынка товаров стоит достаточно остро. Предложен методический подход к разработке механизма адаптации деятельности предприятий малого и среднего бизнеса (как наиболее рисковых групп субъектов предпринимательской деятельности) к особенностям регионального рынка с учетом всех факторов (государственного регулирования, стратегических перспектив и др.) на основе применения конкурентно-интегрированного бенчмаркинга. Изложенный материал отражает лишь часть проведенного исследования, которое представляет интерес для предпринимателей региона и базируется на их экспертной оценке в поиске форм сотрудничества и повышения эффективности своих бизнес-процессов.

Ключевые слова и словосочетания: малый бизнес, средний бизнес, бенчмаркинг, регион, региональное развитие, программы, Приморский край, бизнес-процессы, адаптация, внешняя среда, управление, государственно-частное партнерство.

T.V. Tilindis O.Yu. Vinichuk

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Adaptation of enterprise activity of small and medium-sized businesss to socio-economic conditions of Primorsky region development on the basis of benchmarking

In this article the analysis of trends and perspectives of enterprise development (small and medium business) of Primorsky region is made. The analysis is done taking into consideration the conditions of globalization and integration processes of Russia and countries of Asia-Pacific

1 Тилиндис Татьяна Витальевна - канд. техн. наук, доцент кафедры международной торговли и маркетинга; e-mail: tiltat@yandex.ru.

2 Виничук Оксана Юрьевна - канд. экон. наук, доцент кафедры международной торговли и маркетинга; e-mail: kv 23@list.ru.

region. In this regard, the problem of adaptation of existing and newly established enterprises of the Primorsky region to constant changes of external environment, to the requirements and prospects of market development is urgent enough. The presented material reflects only a part of the conducted research that might be interesting for the region. Besides it is based on the entrepreneurs' expert evaluation while searching the forms of cooperation and increasing the efficiency of the business processes.

Keywords: small business, mean business, benchmarking, region, regional development, programs, Primorsky Krai, business processes, adaptation, external environment, management, public-private partnership.

В условиях жестко конкурентного рынка практически во всех сферах деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса (особенно для производственных) наступает сложное время для принятия эффективных бизнес-решений. Оперативное планирование не позволяет учесть всех особенностей рынка и возможностей своей деятельности с точки зрения развития региона в целом. Необходим проработанный инструментарий, позволяющий объединить потенциал отдельного предприятия и тенденции развития региона, с целью достижения синергетического эффекта с точки зрения процессов интеграции. Поскольку устойчивая тенденция интеграционных процессов мировых стран, в том числе России и Китая, предопределила развитие в Приморском крае таких секторов экономики, как торговля и транспорт, следовательно, коммерческий успех региональных предприятий, особенно производственных, напрямую зависит от их ориентации на требования внешнего рынка (экспортно-ориентированные модели организации бизнеса) [5, 10]. В условиях острой конкурентной борьбы местные приморские производители находятся в сложной ситуации, так как работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка (например, предприятия малого и среднего бизнеса в пищевой промышленности). И чтобы преодолеть данный барьер, необходимо разработать механизм адаптации деятельности таких предприятий к требованиям и перспективам развития регионального рынка.

Причинами обозначенных проблем данных предприятий могут быть:

- открытость экономики Приморского края (что может привести к тому, что цены на товары могут приближаться к мировым, и как следствие - потеря конкурентоспособности товаров местных производителей);

- появление новых крупных, в том числе иностранных, производителей, действующих с применением новых подходов к системе управления и владеющих крупными инвестициями;

- изменения требований к товарам (продукции), переход к новым мировым стандартам качества, безопасности;

- приход новых инвесторов, в том числе иностранных, готовых вкладывать инвестиции в развитие бизнеса, но только на своих условиях, что формирует неравные конкурентные факторы и невозможность их контроля со стороны российских и краевых властей (на микроуровне - это формирует барьеры для отдельного производственного предприятия в плане соответствия международным стандартам);

- слабая инфраструктурная обеспеченность производственных предприятий (отсутствие собственных производственных площадей, недостаточная технологическая оснастка предприятий и др.).

Производственные предприятия малого и среднего бизнеса Приморского края сталкиваются еще и с проблемой реализации произведенной ими продукции. В Приморском крае отмечаются тенденция укрупнения местных торговых сетей и приход на региональный рынок крупных общенациональных ритэйлеров со своей структурой, формами и стандартами деятельности (обслуживания). Данные предприятия порой создают определенные трудности местным производителям (завышают требования как к самим производителям, так и продукции). Все это негативно отражается на бизнесе производителей, создает искусственные барьеры для выхода товара (продукции) на рынок и не способствует повышению его конкурентоспособности.

Проведенная оценка существующих методов и технологий управления предприятиями, в том числе его основными бизнес-процессами, поможет выделить наиболее приемлемый инструментарий для решения вышеназванных проблем. Это бенчмаркинг, который позволит эффективно сканировать проблемы (риски) и возможности бизнеса, учитывать их при осуществлении деятельности в условиях постоянно меняющейся среды [3]. Более того бенчмаркинг способствует развитию ключевых ориентиров предприятия и повышению эффективности корпоративного управления.

В работе представлена методология, которая позволяет адаптировать продукцию производителя (с учетом специфики его процессов производства) к условиям и требованиям торговых сетей (принимающих на себя ответственность за продвижение данной продукции на территории региона).

Этапы методологии:

1. Анализ торговых сетей с точки зрения бенчмаркинга по критериям, предусматривающим совершенствование процесса управления предприятиями розничной торговли (матрица выбора торговой сети на основе группы критериев).

2. Анализ внутренних проблем предприятия, связанных со сбытом продукции и ее реализацией конечному потребителю.

3. Рассмотрение и анализ деятельности предприятий с точки зрения их развития и совершенствования на основе бенчмаркинга.

4. Определение экономической эффективности (социально-экономического эффекта) от внедрения и применения данных подходов.

разработанная процедура проведения бенчмаркинга на производственном предприятии основана на использовании современных методик оценки конкурентоспособности, применяемых на определенных этапах бенчмаркинга [1].

Концепция исследования включает следующие этапы:

- маркетинговые технологии, инструменты и программы;

- интерфейс сравнительно-критического SWOT-анализа и эталонного сравнения;

- приемы функциональной декомпозиции;

- структурирование функции качества и др.;

- применение методологических принципов теорий эффективного стратегического управления, конкурентных преимуществ, маркетинг-менеджмента и др.

Основная идея исследования заключается в том, что малые и средние предприятия, сталкиваясь с проблемами, сложившимися на конкретном рынке, не должны бороться в одиночку, зацикливаясь на внутренней реорганизации бизнес-процессов, а найти возможности и способы интеграции с подобными субъектами по секторам рынка с учетом имеющихся возможностей и перспектив развития Приморского края. В результате, цели и задачи данного исследования сводятся к разработке механизма адаптации деятельности производственных предприятий малого и среднего бизнеса к требованиям и перспективам развития рынка товаров (продукции) на основе бенчмаркинга.

В работе для подтверждения основной идеи исследования, определяющей ее актуальность, достигнуты следующие результаты по проведенному анализу ключевых проблем развития предприятий малого и среднего бизнеса Приморского края.

Во-первых, динамика показателей вновь создаваемых и длительность работы уже существующих предприятий Приморского края свидетельствуют о тенденциях роста их числа, несмотря на кризисные экономические и политические ситуации, рост инфляции и размера процентных ставок на кредитные ресурсы для организации предпринимательской деятельности. В целом необходимо отметить, что в Приморском крае малый (средний) бизнес вносит существенный вклад в развитие региональной экономики. В валовом региональном продукте удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 29%, в занятых в экономике края - 38%, в обороте розничной торговли - 67%.

В 2014 г. в Приморском крае действовали 31 735 малых предприятий (включая микропредприятия), это 46,4% от всех предприятий и организаций края. Среднесписочная численность работников составила 147,6 тыс. человек, ими выпущено товаров (работ, услуг) на сумму 410 млрд рублей. На 1 января 2015 г. в крае зарегистрировано 51 230 индивидуальных предпринимателей. Выручка от продажи товаров (работ, услуг) составила 160,6 млрд рублей (см. табл.).

Таблица

Анализ существующего экономического положения предприятий малого и среднего бизнеса Приморского края, 2010-2014 гг.

Показатели Средние предприятия Малые предприятия

Всего в том числе микропредприятия

Число предприятий (на конец года)

2010 363 29627 25848

2011 205 29897 26190

2012 221 30607 26772

2013 213 31146 27291

2014 257 31735 27974

Окончание таблицы

Оборот предприятий, млрд руб.

2010 151,3 305,0 97,4

2011 109,3 325,7 102,5

2012 121,1 352,0 128,9

2013 96,9 395,0 151,2

2014 99,7 410,0 171,7

Сальдированный финансовый результат, млрд руб.

2010 1,6 9,0 3,4

2011 1,9 7,8 5,0

2012 3,2 12,6 8,0

2013 1,4 21,5 12,9

2014 1,8 17,2 10,1

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

2010 3,7 3,9 2,7

2011 2,8 3,3 2,8

2012 2,9 3,3 3,5

2013 2,7 4,7 4,8

2014 2,4 4,7 4,3

Примечание: сост. по [11].

На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что в Приморском крае наблюдается устойчивый рост числа участников рынка в формате малого и среднего предпринимательства, оборот предприятий увеличивается, а прибыль и рентабельность проданных товаров, продукции и услуг имеют тенденцию к сокращению, что в значительной степени зависит от правильных действий при их адаптации к постоянно меняющимся условиям. Поэтому именно на данном этапе необходимо обратить внимание на общую для всех проблему поиска инструментария приспособления бизнес-процессов отдельных предприятий к глобальным тенденциям рынка с учетом специфики производства, реализации и потребления.

Во-вторых, приоритеты государственной политики в сфере экономического развития Приморского края, а также механизмы их достижения определены, исходя из долгосрочных приоритетов, закрепленных в нормативных актах:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

- Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

- Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. (утв. Законом Приморского края 20.10.2008 № 324-К3) [5].

В соответствии со стратегическими документами долгосрочные и среднесрочные приоритеты в развитии экономики Приморского края должны обеспечить рост

конкурентоспособности экономики как основы для экономического развития и повышения качества жизни населения. В результате сформирована цель государственной программы - создание условий для устойчивого экономического роста в Приморском крае и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения Приморского края. Таким образом, в рамках программы к 2017 г. выработаны следующие индикаторы:

- доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего бизнеса, в общем объеме ВРП Приморского края должна возрасти до 31,9%;

- оборот продукции возрастет до 709 349 млн руб.;

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, составит 1260 ед. (2012 г. - 664 ед.);

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Приморского края составит 42,8 ед.;

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) составит 364 ед.;

- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями (в сопоставимых ценах), составит 7,3% к предыдущему году;

- оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в Приморском крае должна составить 7,5 баллов;

- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, - 7,3% к предыдущему году.

Все программы стратегического развития региона и края направлены на создание достойных условий для функционирования малых и средних предприятий, которые являются основным источником формирования доходов краевого бюджета. В связи с этими тенденциями необходимо отметить, что предпринимателям предоставляется возможность активного участия в реализации данных программ на основе механизма государственно-частного партнерства, однако важным условием его реализации является грамотно сформированный механизм адаптации возможностей предприятий к требованиям краевой власти с учетом целей и задач стратегического развития региона.

В конце 2013 г., в частности, приняты законы о налоговых каникулах по налогу на имущество и налогу на прибыль для предприятий, которые инвестируют в развитие экономики. Впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели при применении упрощенной или патентной систем налогообложения будут освобождены от налоговых сборов в течение двух лет. При этом организации должны вести деятельность в производственной, научной и социальной сферах [2].

Приморские предприниматели обозначили проблему, в рамках которой планка для получения льгот установлена на высоком уровне. Власти услышали предложение ее понизить - в итоге в прошлом году установлены поправки, кото-

рые позволяют инвестиционному проекту стоимостью 50 млн руб. претендовать на получение льгот. В 2014 г. принят закон, регулирующий государственно-частное партнерство.

Анализ существующих проектов региона позволил выделить ключевые направления инвестирования [6, 7]. Необходимо отметить, что через инвестирование средств в развитие региона предприятия малого и среднего бизнеса инвестируют средства в собственное развитие, используя предлагаемые возможности и инструментарий эффективной адаптации к различным сценариям развития региона:

1. 12 октября 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-Ф «О свободном порте Владивосток». Для ускорения интеграционных процессов между россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, социально-экономического развития Приморского края, международной торговли законом предусмотрено для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, создание новых и совершенствование имеющихся производственных предприятий с использованием новых современных технологий, ориентированных на выпуск в обращение конкурентоспособных товаров (продукции) в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона [13]. Все это возможно при условии качественного обеспечения взаимодействия государства, общества (потребителей) и бизнеса (предприниматели, инвесторы), а также при условии разумного и эффективного использования имеющегося потенциала Приморского края (торговля, транспорт (порты), географическое положение). Вследствие данного аспекта актуальность работы по адаптации деятельности производственных предприятий в условиях стратегического поиска путей развития Приморского края и региона в целом очевидна.

Участвовать в данном проекте может любая организация, соответствующая критериям отбора участников (резидентов), установленных государством (новый инвестиционный проект или обязательно новый вид предпринимательской деятельности, которым не занималось предприятие; объем капитальных вложений не может быть менее 5 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток). Предприятиям предоставляется возможность участия с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении резидентов свободного порта Владивосток устанавливаются льготы по федеральным налогам. Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах. Также вводятся облегченный визовый режим, свободная таможенная зона, упрощенное прохождение контрольных процедур на границе. Можно сделать вывод о том, что данный закон расширил перечень возможностей для бизнеса по формированию необходимых и достаточных условий для его развития и совершенствования.

2. Развитие территорий опережающего развития в Приморском крае характеризуется созданием трех зон, которые наделяются льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом различных привилегий и преференций для инвесторов: нулевая ставка налога на прибыль в течение 5 лет, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал и др. На все зоны законом применяется процедура свободной экономической зоны, установленная правом Евразийского экономического союза. зоны формируются с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных и на экспорт [14].

В течение ближайших 10 лет по направлению ТОРов в регион должно поступить около 600 млрд руб. инвестиций. Вместе с этим будет решена проблема нехватки рабочих мест - их будет создано более 35 тысяч. Любое предприятие может стать резидентом ТОРов при условии подачи заявки в управляющую компанию. Предположительно, что минимальный объем инвестиций для резидентов ТОР будет установлен на уровне 500 тыс. руб., что посильно и для представителей малого бизнеса Приморского края.

На данный момент подписано постановление о создании территории опережающего социально-экономического развития - «Михайловский». В документе определены местоположение границ ТОР «Михайловский» на территории Михайловского, Спасского и Черниговского районов, перечень видов экономической деятельности, при проведении которых на ТОР действует особый правовой режим предпринимательской деятельности, минимальный объём капитальных вложений резидентов. На создание ТОР «Михайловский» предусмотрено финансирование из федерального бюджета в 2015-2017 гг. Средства будут предоставлены в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры ТОР «Михайловский» будет финансироваться в 2015-2017 годах за счёт средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов и внебюджетных источников. Принятые решения будут способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стимулированию социально-экономического развития Приморского края за счёт создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции, привлечения инвестиций. ТОР «Михайловский» будет специализироваться на размещении крупных сельскохозяйственных производств и центров глубокой переработки и логистики сельхозпродукции. У этой ТОР два якорных инвестора - «Мерси трейд» и «Русагро». По заявлениям руководства «Русагро», компания создаст 10 свинокомплексов, которые будут производить свыше 79 тысяч тонн свинины в год.

В Приморье уже создана ТОР «Надеждинская», которая предполагает создание мультимодального транспортно-логистического комплекса на площади 806 гекта-

ров. Якорными резидентами создаваемой территории выступают компании «Инком ДВ», «Приморский кондитер» и «Невада-Восток». Всего ТОР «Надеждинская» разместит не менее 30 резидентов. Кроме того, в настоящее время Минвостокразвития России совместно с Администрацией Приморского края разрабатывают концепцию третьей ТОР - «Остров Русский», как центра России в АТР. Планируется, что на рассмотрение Правительственной комиссии данный проект будет вынесен в 2016 г. [14]. ТОР «Русский», который будет расположен на одноименном острове, будет ориентирован на технико-внедренческую, туристско-рекреационную и образовательную деятельность.

3. Итоги Саммита АТЭС в 2012 г. сказались на количестве и качестве инфраструктурной составляющей регионального рынка, особенно на развитии розничного ритейла в виде формирования крупных по доле рынка сетевых торговых предприятий (грамотно использовавших предлагаемые государственные программы поддержки для формирования своего бизнеса в регионах).

Для снижения цен в розничной торговле, исключения лишних посредников между производителями и предприятиями розничной торговли в Приморье разработан Кодекс добросовестных практик, регулирующий соглашения между товаропроизводителями и торговыми сетями о сдерживании цен. Он предусматривает прямые поставки пищевых продуктов местного производства в предприятия торговли края. Кодекс уже подписали 47 розничных торговых сетей, в состав которых входят 243 магазина, в том числе 70 гипер- и супермаркетов и 37 приморских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности во Владивостоке, Артеме, Фокино, Находке, Дальнереченске, Дальнегорске, Спасске-Дальнем, Уссурийске, Партизанске и Кавалерово. Продукты питания местного производства маркируются в магазинах зелеными ценниками [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данный момент в Приморском крае осуществляют свою деятельность более 800 торговых предприятий различных форматов и масштабов деятельности. Ключевыми игроками являются крупные торговые сети, имеющие магазины на территории всего края и формирующие свои стандарты обслуживания.

К ним можно отнести:

- ООО «Реми» (всего - 16 супермаркетов, из них 11 супермаркетов в г. Владивостоке, 1 - в Большом Камне, 3 - в г. Находка, 1 - п. Врангель);

- ООО «Фреш 25» (всего - 29 супермаркетов, из них 17 супермаркетов в г. Владивостоке, 3 - в г. Уссурийске, по одному в Партизанске, Лесозаводске, Находке, Дальнегорске, Фокино, пгт. Ливадия, Дальнереченске, Большом Камне);

- ООО «Три кота» (всего 1 дискаунтер и 4 гипермаркета во Владивостоке и Артеме);

- торговая сеть «Кашелка», имеющая 17 супермаркетов в крупных городах Приморского края.

Одним из проектов, инициированных губернатором Приморского края В.В. Миклушевским, является создание бренда «Произведено в Приморье» для поддержки местных предпринимателей и предоставления им дополнительных

возможностей продвижения своей качественной продукции на территории края. Проект отвечает задачам переориентации рынка и сельскохозяйственного производства на использование местной продукции и снижение импортозависимости. По распоряжению главы края, он включен в стратегию инвестиционного развития сельскохозяйственного производства края.

В результате, в Приморском крае создано достаточно экономических и институциональных возможностей для развития малого и среднего предпринимательства. Более того, сами предприятия имеют достаточный потенциал для партнерства. Однако для достижения синергетического эффекта в достижении общих целей необходимо разработать механизм адаптации в виде конкретного инструментария на основе интегрировано-конкурентного бенчмаркинга.

Представленные в работе методологические аспекты дают возможность совершенствовать деятельность предприятий малого и среднего бизнеса Приморского края в постоянно меняющихся экономических (политических) условиях, оптимизируют внутренние и внешние основные бизнес-процессы и позволят предприятиям быстрее адаптироваться к условиям на региональных (международных) рынках товаров и услуг [8, 9]. В рамках представленных проектов развития региона возникает возможность у предприятий решить свои внутренние проблемы с ориентацией на стратегические региональные перспективы. Положительных моментов такого сотрудничества достаточно:

- разработка и совершенствование собственных бизнес-процессов, ориентированных на лучшие отраслевые образцы;

- предоставляемые возможности реализации и вхождения в стратегические региональные проекты за счет выбора такого вида бенчмаркинга, который позволит снизить экономические затраты в рамках реализации данных законов (входные барьеры достаточно реальны для необходимого объема капиталовложений, причем можно достичь двойного эффекта - вкладывать в себя и в партнеров);

- появляется возможность использовать ресурсы партнеров для достижения синергетического эффекта от сотрудничества для производства и реализации инновационных видов продукции, в том числе используя государственную поддержку в рамках проектов развития территории.

Таким образом, реализация данной модели бенчмаркинга (конкурентно-интеграционного) с использованием разработанного в исследовании расчетно-аналитического инструментария, адаптированного к применению в маркетинговой практике российских предприятий, позволяет ранжировать альтернативные стратегические решения относительно способов, форм и методов партнерства и взаимодействия, своевременно вырабатывать тактические подходы к согласованию и координации действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Подобные модели успешно апробированы в зарубежных странах в различных сферах деятельности, что свидетельствует об универсальности применяемого инструментария.

Предлагаемая модель сотрудничества на основе конкурентно-интегрированного бенчмаркинга существенно дополняет теоретическое описание существующего маркетингового инструментария и, будучи реализованной на практике в качестве методологической основы создания системы взаимодействия субъектов рынка, повышает результативность деятельности и конкурентоспособность отдельных предприятий и их продуктов. В совокупности это значительно повысит эффективность регионального управления с точки зрения потенциала отдельных предприятий и экономики региона и страны в целом, поскольку от деятельности малого и среднего бизнеса в первую очередь зависят материальное благосостояние населения региона и его трудовая занятость.

1. Андреев, В.А. Трансграничная кластерная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности Приморского края / В.А. Андреев // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2015. - № 1 (28). - С. 7-11.

2. Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-017 годы (в ред. Постановлений администрации Приморского края от 15.04.2015 № 115-па, от 30.07.2015 № 259-па) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agen-cies/departments/departament-gosprogramm/gosudarstvennye-programmy.php (дата обращения 06.11.2015).

3. Данилов, И.П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / И.П. Данилов, Т.В. Данилова. - М.: Стандарты и качество, 2005. - 72 с.

4. Дополнительные возможности для защиты бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/news/protection-of-entrepreneurs rights/90988/?sphrase_ id=2213717 (дата обращения 08.11.2015).

5. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: Закон Приморского края от 20.10.2008 г. № 324-КЗ (ред. от 23.06.2015) (принят Законодательным Собранием Приморского края 02.10.2008).

6. Захарова, А.П. Структура и динамика инвестиционных потоков Приморского края за период 2007-2012 гг. / А.П. Захарова, О.Ю. Виничук // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5, Ч. 2 (46-2). - С. 373-378.

7. Кметь, Е.Б. Особенности оценки влияния макросреды на приоритетные отрасли экономики регионов / Е.Б. Кметь // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 7. - С. 358-364.

8. Куманеева, М.К. Проблемы измерения и оценки устойчивого развития региональных социально-экономических систем / М.К. Куманеева // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2014. - № 1. - С. 167-175.

9. Кэмп, С. Роберт. Легальный промышленный шпионаж: Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Роберт С. Кэмп. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2004. - Сер. Маркетинг (баланс клуб). - 416 с.

10. Латкин, А.П. Оценка динамики и качественных изменений российско-китайского экономического сотрудничества в приграничных северо-восточных регионах /

А.П. Латкин, Сян Ицзюнь // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2015. - № 3 (30). - С. 11-18.

11. Приморскстат в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в 2016 г. проводит сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ resources/cb605c00486cfe1c97a1d7f7eaa5adf2/splosh11.htm (дата обращения 07.11.2015).

12. Тилиндис, Т.В. Формирование системной методики анализа Технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС / Т.В. Тилиндис // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2015. - № 3 (30). - С. 7-10.

13. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ.

14. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

© Тилиндис, Т.В., 2016 © Виничук, О.Ю., 2016

Для цитирования: Тилиндис, Т.В. Адаптация деятельности предприятий малого и среднего бизнеса к социально-экономическим условиям развития Приморского края на основе бенч-маркинга / Т.В. Тилиндис, О.Ю. Виничук // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - N° 2. - С. 47-58.

For citation: Tilindis T.V. Adaptation of enterprise activity of small and medium-sized businesss to socio-economic conditions of Primorsky region development on the basis of benchmarking / T.V. Tilindis, O.Yu. Vinichuk // ^e Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 2. - P. 47-58.

Дата поступления: 14.06.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.